Образовательная программа кружка "Стильные мелочи из бисера"
учебно-методический материал по теме

Корх Людмила Владимировна

Программа составлена для обучающихся 8-10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prgramma_po_biseropleteiyu.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

  ШКОЛА  №497

НЕВСКОГО  РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Стильные мелочи из бисера»

Возраст обучающихся: 8 – 10 лет

Срок реализации: 2 года

Программа составлена

педагогом  дополнительного образования

Корх Л.В.

Санкт-Петербург

2013

Пояснительная записка

    Программа «Стильные мелочи из бисера»  имеет художественно-эстетическую направленность, по уровню освоения – общекультурную.

    Программа адресована всем тем, кто собирается попробовать свои силы в прекрасном виде рукоделия – бисероплетение. Рукоделие всегда и у всех народов было в большом почете.

Бисероплетение , как один из видов декоративно-прикладного искусства является увлекательным занятием, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Бисероплетение очень древнее и вечно юное искусство.

    Обычно под термином «Стильные мелочи из бисера»  понимают все виды ручного плетения.  Простота исполнения, оригинальная форма изделий, интересна  и привлекательна  для начинающих.    Работа с   бисером,  стеклярусом,  пайетками  доставляют удовольствие.

 Бисероплетение отражало жизнь конкретного народа, украшало одежду, жилище и быт. Искусство бисероплетения  имеет многовековую историю. Пройдя через века, оно дошло до наших дней, получило большое развитие и стало одним из любимейших занятий рукодельниц. Бисероплетение можно назвать ювелирной работой. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея плести из бисера. Изделия, сплетенные из разных видов бисера, восхищают своей красотой и изяществом. Они могут быть различными: ожерелья, браслеты, броши, серьги  для взрослых и детей,  чехлы для телефонов, кошельки и сумочки,  а также отделка изделий, сшитых из ткани.

     Научиться бисероплетению несложно.  Это и привлекает девочек заниматься этим увлекательным видом декоративно-прикладного искусства. Важно заниматься изготовлением предметов, которые сразу найдут свое место в оформлении вашего интерьера, будут стильным дополнением к любому  костюму. Такое обучение делает занятия серьезными, практически значимыми, необходимыми.

Подбор бисера, стекляруса, пайеток, выбор вида плетения, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно развивает творческие способности, художественный вкус, приучает к аккуратности, усидчивости, терпению, вниманию. Занятия по  бисероплетению, изучение особенностей традиций техники плетения из бисера, знакомство с секретами этого мастерства помогут многим учащимся открыть новые пути в жизни, в их дальнейшей профориентации, а творческий потенциал их поможет возрождению искусства бисероплетения.

Данная программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых в декоративно-прикладном творчестве с учетом современных условий жизни, дизайна быта, семьи.

     Обучение детей по программе, «Стильные мелочи из бисера», способствует их формированию эстетического вкуса, развитию трудовых умений и навыков, то есть осуществляет психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

    Новизна предлагаемой программы заключается в приобщении детей к истории создания народного ремесла и традициям народного промысла – бисероплетения.  Через овладение народного промысла – бисероплетение, учащиеся изучают историю своего народа, особенности народного костюма, красоту старинных украшений. Работа по программе способствует  формированию у детей новых знаний, умений и навыков в изготовлении современных украшений из бисера.  Они учатся самостоятельно изготавливать и художественно оформлять различные изделия.

Актуальность данной  образовательной программы заключается в том, что  одновременно с обучением практическим навыкам владения бисером , изучаются народные традиции и культура жизни родного края, что непосредственным образом связано с формированием гармонично развитой личности, воспитывает чувство гордости за свою Родину.   Педагогическая необходимость программы заключается в повышении мотивации учащихся к изучению и освоению старинных промыслов, познанию окружающего мира через традиционные виды искусства.  Искусство бисероплетения начинается с изучения различных видов и приемов работы с бисером. Чтобы научиться выполнять сложные изделия, необходимо сначала освоить простые навыки.

Образовательная программа «Стильные мелочи из бисера» составлена с учетом требований современной педагогики, адаптирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с интересами учащихся-подростков с учетом современной жизни.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психологических, педагогических, физических особенностей детей. Работа с учащимися строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.

Цель программы

Целью программы является создание условий для творческой самореализации личности ребенка через развитие трудовых умений и навыков средствами рукоделия.

Задачи программы

Обучающие:

  • познакомить учащихся с историей развития  искусства бисероплетения;
  • научить правильно,  выбирать и применять основные технологические приемы в работе;
  • формировать знания по основам композиции, цветоведения;

Развивающие:

  •  пробудить и развивать творческие способности, эстетический вкус,  аккуратность, дисциплинированность;
  • научить планировать  этапы своей работы, корректировать их;

Воспитательные:

  • привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.
  • научить бережно и уважительно относиться к народным традициям; наследию наших бабушек и прабабушек;
  • воспитывать  способность учащихся к индивидуальной и коллективной форме работы;
  • научить бережному отношению к материалам и инструменту;
  • научить оценивать свои изделия и изделия других.
  • воспитать терпение на трудном пути постижения мастерства.

       

Возраст детей

   .

    В группы набираются дети, не имеющие медицинские противопоказания. Программа «Стильные мелочи из бисера» рассчитана на детей 8-10 лет и подразделяется на два уровня освоения: первый, второй  годы обучения. Они взаимосвязаны между собой, и каждый последующий год обучения разработан с учетом уже имеющихся знаний.

   

Срок реализации

Наполняемость группы, человек

  Занятий

в неделю

Продолжительность занятия  (час)

Всего в неделю (час.)

   Всего

в год (час.)

1  год обучения

15

1

2

2

72

2  год обучения

12

1

2

2

72

Формы организации занятий

     Основой учебного процесса является сочетание групповой и индивидуально – групповой формы обучения.

 Занятия по программе « Стильные мелочи из бисера »  проходят в виде практической работы, бесед, творческих встреч, экскурсий, консультаций, и т.п.

   При работе по данной программе желательно посетить тематические выставки и экскурсии: «Народные костюмы» - Этнографический музей, регулярные выставки декоративно-прикладного творчества в «Манеже», выставочных залах и выставки в дома творчества юных.

   Особое внимание уделяется практическим занятиям. Практические занятия строятся от «простого» к «сложному» и предполагают постепенное расширение и углубление знаний, развитие навыков и умений. Форму проведения занятия в зависимости от темы и цели занятия выбирает и устанавливает педагог.

     Шефство старших над младшими, сотрудничество педагогов и учащихся дает отличные результаты трудовой деятельности.

Контроль результатов обучения

      Важнейшим элементом работы по данной программе является отслеживание результатов.  Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого учащегося. Результаты контроля являются основанием для корректировки программы и поощрения учащихся.

Текущий контроль позволяет определить степень усвоения учащимися учебного материала.  Итоговый контроль – определение степени достижения результатов обучения.

Основные критерии оценки выполненных работ:

   − Оригинальность идеи;

   − Соответствие работы возрасту ребенка;

   − Исполнительское мастерство.

   

    Оценка практической деятельности учащихся должна быть конкретна и понятна им, отражать реальный уровень их подготовки. Главное, чтобы у обучающихся формировалась адекватная оценка собственных достижений, базирующихся  на стремлении к дальнейшему совершенствованию.

Результат работы по программе – готовое  изделие, анализ результатов участия детей в мероприятия, анализ приобретенных навыков общения, открытые и итоговые занятия.

Форма итогового контроля – беседа, опрос, наблюдение, участие в выставках (школьных, районных, городских), в олимпиадах по технологии. Выдача грамот, дипломов, создание альбома лучших работ.

Ожидаемый  результат

   В результате работы по программе «Стильные мелочи из бисера» учащиеся

узнают:

  • Историю развития этого вида рукоделия
  • Материалы, приспособления и инструменты для бисероплетения
  • Различные техники и приемы плетения изделий из бисера  
  • Правила безопасности труда, требования к организации рабочего места.

научатся:

  • Делать зарисовки схем, читать простейшие схемы, выполнять образцы изделий
  • Самостоятельно разрабатывать композиции для выполненных изделий
  • Владеть инструментами и технологией изготовления изделий на основе проволоки и ниток
  • Организовать рабочее место, соблюдать правила безопасности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

первый год обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие.  Инструменты  и материалы. Инструктаж по  технике безопасности.

2

2

2

Техника плоского плетения. «Морской мир» - миниатюра. Плетение изделия «Рыбка», «Тритон», «Водоросли».

10

2

8

3

Прямое объемное плетение. «Цветочная поляна» - миниатюра. «Незабудки», «Бабочки», «Стрекоза», «Цветы».

12

3

9

4

Техника кругового объемного плетения. « Дед мороз », «Снеговик» - елочные  игрушки, брелки.

12

3

9

5

Техника «жгут». Сувенирные ручки.

6

1

5

6

Техника петельного плетения . «Букет цветов».

8

1

7

7

Техника плетения одной иглой. Оплетение пасхального яйца.

10

1

9

8

Техника объемного плетения на леске. Плетение животных.

6

1

5

9

 Подготовка к выставке.

2

2

10

Экскурсия по выставке.

2

2

11

Заключительное занятие.

2

1

1

Итого:

72

17

55

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

первый год обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие.  Инструменты  и материалы. Инструктаж по  технике безопасности.

2

2

2

«Морской мир»-миниатюра. Плетение изделия «Рыбка»

2

1

1

3

«Морской мир»-миниатюра. Плетение изделия «Вуалехвост»

2

2

4

«Морской мир»-миниатюра. Плетение изделия «Тритон»

2

2

5

«Морской мир»-миниатюра. Плетение изделия «Водоросли»

2

2

6

«Морской мир»-составление композиции и сборка миниатюры.

2

1

1

7

Плетение изделия «Букетик незабудок».

2

1

1

8

«Цветочная поляна»-миниатюра. Плетение изделия «Бабочка».

2

1

1

9

 «Цветочная поляна»-миниатюра Плетение изделия «Стрекоза».

2

2

10

«Цветочная поляна»-миниатюра. Плетение изделия «Цветок».

2

2

11

«Цветочная поляна»-миниатюра. Плетение изделия «Цветок».

2

2

12

«Цветочная поляна»-составление композиции  и сборка миниатюры.

2

1

2

13

Объемное плетение. Изделие «Снеговик»

2

1

1

14

Объемное плетение. Изделие «Снеговик»

2

2

15

Объемное плетение. Изделие «Дед мороз»

2

1

1

16

Объемное плетение. Изделие «Дед мороз»

2

2

17

Изготовление сувенирного брелка.

2

1

1

18

Изготовление сувенирного брелка.

2

2

19

Оплетение сувенирной ручки.

2

1

1

20

Оплетение сувенирной ручки.

2

2

21

Оплетение сувенирной ручки.

2

2

22

Изготовление цветка «Ромашка»

2

2

23

Изготовление цветка «Нарцисс».

2

2

24

Изготовление цветка «Василек»

2

2

25

Составление композиции.

2

1

1

26

Оплетение пасхального яйца. Плетение одной иглой.

2

1

1

27

Оплетение пасхального яйца. Плетение одной иглой.

2

2

28

Оплетение пасхального яйца. Плетение одной иглой.

2

2

29

Оплетение пасхального яйца. Плетение одной иглой.

2

2

30

Оплетение пасхального яйца. Плетение одной иглой.

2

2

31

 Объемное плетение. Изготовление «Собачки»

2

1

2

32

Объемное плетение. Изготовление «Собачки».

2

2

33

Объемное плетение. Изготовление «Собачки».

2

2

34

Подготовка к выставке.

2

2

35

 Посещение выставки. Экскурсия.

2

2

36

Заключительное занятие.

2

1

1

Итого:

72

17

55


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

Стильные мелочи из бисера

Тема 1. «Вводное занятие»

Теория: знакомство с разделом программы, планом работы. Сведения об истории бисероплетения. Инструменты и материалы для работы. Свойства и выбор материала. Организация рабочего места. Безопасные приемы труда при работе.

   

 

Тема 2.  Техника плоского плетения. « Морской мир» - миниатюра. Плетение изделия «Рыбка», «Тритон», «Водоросли», Вуалехвост».

Теория:  основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления рыбки: параллельное, петельное, плетение. Техника выполнения хвоста, плавников. Демонстрация  DVD Аквариумные рыбки.

Практическая работа: зарисовка схем, выполнение отдельных элементов, сборка рыбок.

. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции.

Тема 3. Техника прямого объемного плетения. «Цветочная поляна» - миниатюра. «Незабудки», «Бабочки», «Стрекоза», «Цветы».

Теория: основы цветоведения . Цветовой круг.  Демонстрация DVD Бабочки мира.DVD-презентация Цветок к цветку. Основные приемы техники объемного плетения.

Практическая работа:  выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов .Зарисовка схем. . Составление композиции. обтягивание картона тканью, прикрепление элементов композиции к основе. Оформление работы.

 Прикрепление элементов композиции. Сборка изделия.

Тема4. Техника кругового объемного плетения. « Дед мороз », «Снеговик» - елочные  игрушки, брелки.

Теория: Техника кругового объемного плетения. « Дед мороз », «Снеговик» - елочные  игрушки, брелки. Условные обозначения , схемы. Цветовое решение. Изготовление изделия. основные приёмы бисероплетения,  используемые для изготовления фигурок.

Практическая работа: Зарисовка схем , подбор материала , выполнение изделия.

Тема 5. Техника «жгут». Сувенирные ручки.

Теория: Что такое орнамент? Цветоведение: основные контрастные цвета. Техника плетения «Мозаика». Условные обозначения.

 Практическая работа:  выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов.  Зарисовка схем. Подбор материала. Цветовое решение изделия. Изготовление изделия, приемы закрепления изделия.

Тема 6. Техника петельного плетения . «Букет цветов».

Теория: : схемы плетения цветов: «Фиалка», «Ромашка», «Нарцисс», «Василек». Способы соединения лепестков и отделки стебля. Законы составления композиции из цветов .

Практическая работа:  зарисовка схемы, изготовление образца. Изготовление изделия и его сборка.  Оформление работы.

Тема 7.  Техника плетения одной иглой. Оплетение пасхального яйца.

Теория: история пасхального яйца. Цветоведение: теплые и холодные цвета. Техника плетения одной иглой.

Практическая работа: выполнение эскиза, подбор цветовой гаммы. Сборка изделия.

 

Тема 8. Техника объемного плетения на леске. Плетение животных.

Теория: основы цветоведения. Цветовой круг. цветовое решение. Зарисовка схем плетения изделия «Собачка». Приемы плетения .

Практическая работа: зарисовка схемы, цветовой подбор бисера, изготовление изделия.

Тема 9. Подготовка к выставке.

Теория: Анализ выполнения программы.

Практическая работа:  Подготовка работ к выставке. Отбор наиболее удачных, по мнению учащихся и учителя работ.

Тема 10. Экскурсия по выставке.

  Посещение выставок по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Экскурсии в музеи, выставочные залы. Проведение занятий в залах краеведческих музеев. Встречи с мастерами декоративно-прикладного творчества.

Тема 11. Заключительное занятие.

Теория:  Самооценка учащихся.Анкетирование.

Практическая работа:  Выбор лучших работ. Награждение победителей.

Ожидаемые результаты

В результате первого года занятий по программе учащиеся должны:

 -  знать и соблюдать инструкцию по технике безопасности;            

- уметь организовать рабочее место;

- знать терминологию, используемую при обучении;

- знать краткие исторические сведения о возникновении и развитии

бисероплетения;

-  знать и уметь подбирать инструмент и материал для данного вида рукоделия и

выполнения изделия;

- самостоятельно выбрать вид изделия;

- иметь понятия о цветовом круге, гармонии в цвете;

- уметь планировать этапы своей работы и корректировать их;

- уметь читать схемы и выполнить образцы по схемам

- знать критерии качества и оценки готового изделия;

- уметь соединять изделие с фурнитурой;


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Второй  год обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие.  Инструменты  и материалы. Инструктаж по  технике безопасности.

2

2

2

 Техника плетения «крестик». Изготовление колье.

6

1

5

3

Техника плетения «фонарик». Изготовление колье.

10

1

9

4

Техника кругового плетения. .брошка «Еловая веточка», «Колокольчик», «Кобра».

16

3

13

5

Техника плетения «змейка» одной иглой. Изготовление браслета.

4

1

3

6

Работа с пайетками. Праздничные шары.

4

1

3

7

Техника кругового плетения. Сувенир «Ангел».

2

1

1

8

Техника оплетения камней Изготовление кабашенов.

6

1

5

9

Техника ажурного плетения. Оплетение пасхального яйца

12

1

11

10

Техника плетения в три ячейки. Плетение ажурного воротника.

6

1

5

11

Выставка. Экскурсия.

2

1

1

12

Заключительное занятие.

2

2

Итого:

72

16

56


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Второй  год обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие.  Инструменты  и материалы. Инструктаж по  технике безопасности.

2

2

2

 Плетение цепочки «крестиком». Изготовление колье.

2

1

1

3

Плетение цепочки «крестиком». Изготовление колье.

2

2

4

Плетение цепочки «крестиком». Изготовление колье.

2

2

5

Плетение цепочки «фонарик». Изготовление колье.

2

1

1

6

Плетение цепочки «фонарик». Изготовление колье.

2

2

7

Плетение цепочки «фонарик». Изготовление колье.

2

2

8

Плетение цепочки «фонарик». Изготовление колье.

2

2

9

Плетение цепочки «фонарик». Изготовление колье.

2

2

10

Брошка «Еловая веточка»

1

1

1

11

Брошка «Еловая веточка»

2

2

12

Брошка «Еловая веточка»

2

2

13

Брошка «Еловая веточка»

2

2

14

Новогодняя брошка «Колокольчик»

2

1

1

15

Новогодняя брошка «Колокольчик»

2

2

16

Сувенирный брелок «Кобра»

2

1

1

17

Сувенирный брелок «Кобра»

2

2

18

Изготовление браслета. Плетение одной иглой

2

1

1

19

Изготовление браслета. Плетение одной иглой

2

2

20

Праздничные шары

2

1

1

21

Праздничные шары

2

2

22

Сувенир «Ангел»

2

1

1

23

Изготовление броши

2

1

1

24

Изготовление броши

2

2

25

Изготовление броши

2

1

1

26

Оплетение пасхального яйца

2

2

27

Оплетение пасхального яйца

2

2

28

Оплетение пасхального яйца

2

2

29

Оплетение пасхального яйца

2

2

30

Оплетение пасхального яйца

2

2

31

 Оплетение пасхального яйца

2

2

32

 Плетение ажурного воротника.

2

2

33

Плетение ажурного воротника

2

1

1

34

 Плетение ажурного воротника

2

2

35

 Посещение выставки. Экскурсии.

2

2

36

Заключительное занятие

2

2

Итого:

72

16

56


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Второй год обучения.

Стильные мелочи из бисера

Тема 1: «Вводное занятие»

Теория: знакомство с программой, планом работы, творческими работами прошлых лет. Историческая справка. Инструменты и материалы. Основные приемы бисероплтения.   Инструктаж по техники безопасности.

 

Тема 2. Плетение цепочки «Крестик». Изготовление колье.

Теория:  ознакомление с техникой плетения двумя иглами. Последовательность выполнения цепочки «Крестик». Разновидности цепочек «Крестик». Условные обозначения на схемах плетения. Способы подплетения подвесок.

Практическая работа:  Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Зарисовка схемы. Составление плана работы. Выбор цветового решения. Прикрепление замка.

Тема 3: Плетение цепочки «Фонарик». Изготовление колье.

Теория: ознакомление с техникой плетения двумя иглами. Последовательность выполнения цепочки «Фонарик». Разновидности цепочек «Фонарик». Условные обозначения на схемах плетения. Способы подплетения подвесок.

Практическая работа: Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Зарисовка схемы. Составление плана работы. Выбор цветового решения. Прикрепление замка.

Тема 4. Техника кругового плетения. .брошка «Еловая веточка», «Колокольчик», «Кобра».

Теория: техника плетения объемного жгута. Техника игольчатого плетения. Техника плетения «Шишек». Приемы сборки изделия. Способы оформления застежки.

Практическая работа:  Выполнение объемного плетения. Условные обозначения на схемах плетения. Цветовое решение изделия. Плетение по схемам. Сборка изделия.

Тема 5 Техника плетения «змейка» одной иглой. Изготовление браслета.

Теория:  способы объемного плетения. Разборка схемы. Условные обозначения. Цветоведение: сочетание цветов.

Практическая работа: последовательность выполнения. Условные обозначения на схемах плетения. Плетение по схемам. Способы крепления застежки. Сборка изделия.

Тема 6 Работа с пайетками. Праздничные шары.

Теория: приемы работы с пайетками, стеклярусом. Варианты оформления праздничных шаров. Цветовое решение. Составление плана работы.

Практическая работа: подготовка основы. Подбор стекляруса, пайеток и бисера. Крепление ленточки.

Тема 7 Техника кругового плетения. Сувенир «Ангел».

Теория:   способы объемного плетения, разборка схемы, подбор бисера.

Практическая работа: Изготовление изделия по схеме.

Тема 8 Техника оплетения камней Изготовление кабашенов.

Теория: выбор бисера. Цветовое решение.  Зарисовка схемы для выполнения броши.

Практическая работа: выполнение украшения  по замыслу.  Сборка украшения,  окончательная отделка броши.

.

Тема 9 Техника ажурного плетения. Оплетение пасхального яйца

Теория: исторический экскурс.  Приёмы бисероплетения,  используемые для оплетения пасхальных яиц: полотно, ткачество, мозаика, кирпичный стежок, полотно “в крестик”, “полоски”, ажурное плетение, “колечки”, вышивка по сетке. Различные варианты оплетения пасхальных яиц: по секторам, низками бисера, “от макушки до макушки”; плетение двух сфер и соединение их между собой; оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Виды основы: папье-маше, парафиновая, деревянная. Составление орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение.

 Практическая работа: подготовка основы. Расчёт плотности плетения. Оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Плетение объёмных украшений. Украшение пасхального

Тема 10 . Техника плетения в три ячейки. Плетение ажурного воротника.

Теория: техника ажурного плетения. Зарисовка схемы. Цветовое решение. Изготовление образца.

Практическое выполнение: изготовление изделия по схеме и прикрепление ф

Тема 11.  Выставка. Экскурсия.

 Оформление выставки.  Посещение выставок по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Экскурсии в музеи, выставочные залы. Проведение занятий в залах краеведческих музеев. Встречи с мастерами декоративно-прикладного творчества, дизайнерами.

Тема 12. Заключительное занятие.

 Отбор наиболее удачных, по мнению учащихся и учителя работ. Выбор лучших работ. Награждение победителей . Анкетирование учащихся.

Ожидаемый  результат

В результате второго года занятий по программе учащиеся должны:

 -  знать и соблюдать инструкцию по технике безопасности;

- знать терминологию, используемую при обучении;

- знать краткие исторические сведения о возникновении и развитии бисероплетения;

- уметь подбирать инструмент и материал для данного вида рукоделия и выполнения изделия

- знать основы цветоведения

- уметь читать схемы , планировать свою работу и выполнять образцы различной


Методическое обеспечение программы

Важное условие для работы кружковой работы по программе «Стильные мелочи из бисера» – оснащение кабинета всем необходимым, правильная организация рабочего места, комфортные условия для занятий. Каждое рабочее место должно быть хорошо освещено в соответствии с санитарными нормами.

Техническое оснащение:

Помещение – кабинет, в общее оборудование кабинета входят столы, стеллажи (шкафы), классная доска.

Материалы и инструменты:

Для выполнения коллективных работ в кабинете должны быть наборы игл для бисера и нитей для плетения; набор ножниц; проволока разного диаметра; канцелярские принадлежности (миллиметровая бумага, калька,  карандаши мягкие и цветные,  линейки).

Каждый учащийся должен иметь (самостоятельно приобрести) необходимые для работы инструмент и материалы:

Для бисероплетения  набор игл для плетения; разнообразные нитки для вязания; ножницы, канцелярские принадлежности, тетрадь для конспектов, альбом для схем, рисунков и разработки новых изделий.

При выполнении ручных работ, работ с ножницами, иглами, обязательно проводится беседа и инструктаж по правилам безопасных приемов работы.

В кабинете должна быть аптечка с набором медикаментов, необходимых для оказания первой медицинской помощи: йод, бинты, вата, нашатырный спирт, пластырь.

Методические пособия:

Для проведения занятий по программе «Стильные мелочи из бисера» имеются все необходимые методические пособия, материалы и инструменты: альбомы с образцами по бисероплетению; готовые изделия по темам; книги, журналы, альбомы по темам.

  1. Теоретические материалы:
  • Разработки с описанием и образцами по бисероплетению.
  • Информационный материал по бисероплетению.

  1. Дидактические материалы:
  • Таблицы, схемы, книги с иллюстрациями по бисероплетению.
  • Комплект образцов по бисероплетению.
  • Выставочный фонд работ учащихся.
  • Фотоальбом с работами выставочных фондов.

  1. Методические рекомендации:
  • Методический материал педагога (тематическое и поурочное планирование, методические рекомендации и т.п.);
  • Рекомендации по бисероплетению.
  1. Обобщенный опыт:
  • Фотоматериалы – отчет о районных и городских выставках.
  • Фотоматериалы – отчеты мастер-классов  по бисероплетению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2000.

Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2000.

Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000.

Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000.

Журнал “Школа и производство”.

Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002.

Конышева Н.М. Методика трудового обучения  школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.

Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. –    М.: Издательский дом МСП, 2001

Лындина Ю. Фигурки из бисера.  – М., 2001.

Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002.

Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998.

Стебунова С.Ф. Комплексная программа «Культура быта». // В помощь учителю http://center.fio.ru/som/items.asp?id=10001621

Для учащихся:

Бисероплетение для девочек. – Внешсигиа. Москва 2001.

Божко Л.А. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002.

Божко Л.А. Бисер. – М., 2000.

Божко Л.А..    Бисер для девочек. -  Мартин  2006.

Диана Фицджеральд Цветочные фантазии из бисера. – М., «Мой мир», 2007    

Михайлова Н Н.  Низание бисера от А ДО Я.   Санкт - Петербург.  2000.

Секреты красоты для девочек. Модные фенечки. Внешсигиа. Москва 2006

Якимолвская Л. , А.А. Свиридова.  Уроки бисероплетения. Санкт – Петербург КОРОНА принт ВЕЛЕНА. 1998.


Учебно-методический комплекс

к образовательной программе дополнительного образования детей по бисероплетению «Стильные мелочи из бисера»

Содержание учебно-методического комплекса:

  1. Нормативно-правовой блок
  2. Блок методико-прикладных средств
  1. Учебно-методические пособия
  2. Средства обучения
  3. Система научной организации работы с детским коллективом
  1. Блок контроля
  1. Нормативно-правовой блок
  • Конституция Российской федерации. Основной закон Российского государства (12.12.1993 г.)
  • Конвенция о правах ребенка (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1990 г.)
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (В ред. От 23.12.2003 г. № 186-ФЗ)
  • Концепция создания и развития дистанционного образования в Санкт-Петербурге, 2007 г
  • Образовательная программа дополнительного образования детей по бисероплетению «Стильные мелочи из бисера»
  • Должностная инструкция педагога дополнительного образования
  • Инструкция о мерах пожарной безопасности в учреждении
  • Инструкция по охрани труда при проведении занятий по бисероплетению

  1. Блок методико-прикладных средств

2.1 Учебные и методические пособия

Традиционные

Современные

Тема занятий программы

План занятия по теме

Инфорамационный лист объединения «Стильные мелочи из бисера»

Конспект вводного занятия

Фотоальбом занятий творческого объединения «Стильные мелочи из бисера»

DVD презентация «Стильные мелочи из бисера»

Водное занятие

Специальная литература по бисероплетению

Планы и конспекты занятий по теме: «Техника бисероплетения»

Картотека задания для изготовления модулей изделий из бисера

Инструкционные карты изготовления модулей изделий из бисера

Страницы сайтов*

Лицензионные диски:

CD-ROM Вышивка крестом Новый Диск, 2004

CD-ROM Модная бижутерия Новый Диск, 2006

Техника бисероплетения

Книги по бисероплетению

Учебное пособие «Цветовой круг»

План занятия

Страницы сайтов*

Диски созданные самостоятельно

Техника изготовления

Подборка самостоятельно разработанных макетов Грамот для активных участников творческого объединения «Стильные мелочи из бисера»

Итоговое занятие

2.2 Средства обучения

Демонстрационный материал:

Предметы декоративного прикладного искусства из бисера:

Картины с цветочными мотивами

Букеты цветов

Декоративные панно

Коллекция колье из бисера

Коллекция объемных фигурок из бисера

DVD «Презентация Стильные штучки из бисера»

Презентация занятий по бисероплетению в кружке «Стильные мелочи из бисера», «Новогодние шары», «Плетение крокодильчика»..

Вводное занятие

Таблицы сочетания цветов для занятий по цветоведению

Альбомы образцов бисероплетения по техникам исполнения

Раздаточный материал

  1. Технологические карты
  2. Схемы изделий

DVD “Приемы низания и плетения бисером» 2009 год

DVD Уроки бисероплетения Галины Пчелкиной

Техника бисероплетения

Альбомы с образцами изделий из бисера

Раздаточный материал

Технологические карты изготовления изделий по всему курсу

DVD Мастер класс «Изготовление картин с цветочными мотивами»

DVD презентация: «Объемные изделия из бисера»

DVD презентация: «Цветок к цветку»

Технология изготовления изделий из бисера

Тематические разработки по темам:

  • История бисера
  • Бабочки России
  • Цветы талисманы
  • Цветы в легендах и преданиях
  • Цветочный гороскоп
  • Шедевры ювелирного искусства Эрмитажа

Страницы сайтов*

http://zagadku.ucoz.ru/

CD-ROM Детская энциклопедия подводного мира – Новый Диск, 2007

CD-ROM Бабочки мира Новый Диск, 2007

CD-ROM Аквариумные рыбки Новый Диск, 2006

CD-ROM энциклопедия Птицы 2005

CD-ROM Эрмитаж, История, дворцы, коллекции, Интерсофт, 1999

CD-ROM Эрмитаж, Искусство Западной Европы, Интерсофт, 1998

Беседа

Фотографии лучших детских работ

Презентация выставок «Невская мозаика»

Выставки

«Электронные образовательные ресурсы»

http://biserok.org/generator-shem-po-biseropleteniyu/   

http://biser-klass.moy.su/ 

http://masterbisera.ru/master-klass/ 

http://www.podelkin-dom.ru/masterklass 

http://my.mail.ru/video/mail/d_chernyaeva/4   

http://www.biser.info/     

  http://school-collection.edu.ru/


Система научной организации работы

Здоровьесберегающий компонент:

Методический комплекс «Комплекс гимнастики для глаз».

Методическая разработка «Физкультминутка».

Материалы по индивидуальному сопровождению развития учащихся:

  • Тест «Творческие способности» (самооценка показателя творческого потенциала).
  • Тест «Творческие способности 2» (оценка творческого воображения).
  1. Блок контроля
  1. Педагогическая диагностика результатов обучения учащегося по программе.
  2. Индивидуальная карта результативности освоения программы.
  3. Динамика результативности освоения программы группы учащихся.
  4. Результативность и уровень участия учащихся объединения в массовых мероприятиях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Детского объединения «Бисероплетение» «Сказочный бисер»

Муниципальное  образовательное учреждениеДополнительного образования детей«Центр детского творчества»   Принята на педагогическом совете МОУДОД«Центр детского творчества»Прот...

Образовательная программа "Волшебный мир бисера"

Возраст детей: 6-12 летСрок реализации: два года...

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по программе дополнительного образования « Волшебный бисер»

Материал занятия по программе допобразования " Волшебный бисер"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный бисер»

Актуальность:      Отражает общую тенденцию к возрождению искусства бисероплетения, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей....

Авторская программа "Ябирена ӈодяко" - "Блеск бисера".

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, развитие творческих и интеллектуальных способностей. Программа направлена на овладение воспитанниками  основными приемами бисеро...