Открытого занятия "Оркестр русских народных инструментов. Введение в предмет"
план-конспект занятия на тему

План-конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО     ЗАНЯТИЯ

«ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ»

Преподаватели оркестра:

Дзапаров Хазбатр Дзахотович

Дзапарова Вера Васильевна

Цели: 

  1. Заинтересовать детей игрой на народных инструментах и развить желание учиться игре на балалайке и домре.

Задачи: 

  1. Обобщить и расширить знания детей в области национальной культуры и музыкального творчества
  2. Познакомить с русскими народными  инструментами, приемами игры на них
  3. Способствовать формированию у обучающихся интереса  и мотивации к дальнейшей деятельности
  4. Создать эмоционально-положительный настрой и умение работать в коллективе

Оборудование:

  • Комплект музыкальных инструментов
  • Баян
  • Стулья
  • Маленькие колокольчики
  • Демонстрационный материал: таблицы, иллюстрации

План-конспект:

Этап занятия

Содержание

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – 5 МИН

Приветствие воспитанников. Знакомство. Сообщение цели учебного занятия.

Здравствуйте, уважаемые  ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы: Хазби Захарович и я, Вера Васильевна работаем в городе Домодедово в гимназии № 5 педагогами дополнительного образования.

Мы - музыканты и хотим сегодня пригласить вас в чудесную страну музыки. Чтобы с вами поближе познакомиться, я хочу предложить вам игру «Вопрос-ответ»:  я буду задавать вопрос, а вы будут отвечать «да» или «нет». Но секрет этой игры в том, что все вопросы музыкальные:

  • Любите ли вы музыку?
  • Детские песни?
  • Эстрадные?
  • А русские народные песни?
  • Весёлая музыка вам нравится?
  • А грустная?
  • Вы любите петь?
  • А играть на музыкальных инструментах?
  • А хотите научится играть в оркестре?

Хорошо! Сегодня на занятии мы с вами, ребята, создадим настоящий оркестр русских народных инструментов и каждый из вас будет играть на своём инструменте.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 35 МИН

Введение в программу. Знакомство с исконно русскими  народными инструментами и создателем Великорусского оркестра  русских  народных  инструментов  Василием Андреевым.

Но прежде я вам расскажу одну небольшую сказку.

Жила красна девица на виду у честного народа. Дружбу водила с людьми веселыми - в хороводах, на гуляньях. Радость от нее да потеха  людям была. И все бы так шло, да появилась у нее соперница счастливая, заморская - гитара семиструнная. Забывать стали люди потихоньку хохотунью нашу. Все больше по душе им приходилась нежная, задумчивая гитара

...Была бы сказка грустная, кабы конец хороший не вышел. Давно ли, недавно ли, а сто с лишним лет минуло, объявился добрый молодец Андреев Василий Васильевич. Приметил нашу девицу и полюбил любовью великой. Пришел к мастеру - умельцу столичному. Сшей, говорит, платье новое, нарядное, но по старому образцу - треугольному. И голос укрепи. И стала наша девица с тех пор на весь мир знаменитой. Звенит ее голос по белу свету, русскую песню славит.

-О какой девице в сказке рассказывалось? (О балалайке)

Формирование у обучающихся интереса и мотивации к творческой деятельности

Подготовка к практической работе – 10 мин.: 

  • Знакомство с устройством инструментов. 
  • Название струн на музыкальном  инструменте оркестра.  
  • Вводный инструктаж «Посадка и постановка рук». 
  • Музыкальный  счёт на  «4». 
  • Дирижерский жест.

Вот она балалайка, а вот сестрица ее  - домра (головка, гриф, кузов).

И балалайка, и домра входят в состав струнных щипковых инструментов. «Щипковыми» их прозвали, потому что звук извлекается щипками или так называемыми бряцаниями – ударом указательного пальца по всем струнам сразу.

У балалайки и домры есть большая семья: балалайка прима, балалайка альт, балалайка секунда, балалайка бас, балалайка контрабас, домра малая, домра альт, домра бас.

-Как вы думаете, зачем в оркестре столько инструментов? (чтобы было громко)

- У каждого инструмента свой неповторимый тембр, это как краски в изобразительном искусстве. Чем больше красок, тем живописнее полотно. Чем больше инструментов, тем ярче выразительнее звучание оркестра.

Каждый инструмент балалайка, домра и их разновидности имеют свой строй.

Взгляните как много разных инструментов, интересно, как им удается играть так согласованно?

-Как вы думаете, кто в оркестре самый главный? (Музыкант, который стоит перед оркестром, отдельно) 

Правильно, самый главный музыкант в оркестре и называется особо – дирижер!

Сегодня вы ребята под руководством дирижера сделаете первые шаги в освоении сложной музыкальной азбуки, познакомитесь с первыми приемам игры на балалайке и домре.

Тем, кто решил развивать свой музыкальный талант, занимаясь игрой на русских народных инструментах, надо запомнить правила о том, как правильно сидеть, как правильно держать руки. Ведь от этого зависит техника  игры.

Упражнение. Правильная посадка и постановка рук

Чтобы оркестр играл слаженно и согласовано необходимо научиться правильно считать (не ускоряя).

Упражнение. Правильный счет

Практическая часть - 25 мин.:

  • Техника извлечения.
  • Звукоизвлечение на 1, 2, 3 струне по  заданному счёту. 
  • Знакомство с русской народной песней «Коробейники».
  • Разучивание оркестровой партии. 
  • Концертное исполнение песни «Коробейники»

Ну, а теперь создаем наш музыкальный оркестр. Каждому исполнителю нужно привыкнуть к своему инструменту, к его звучанию. И я предлагаю вам, взять инструменты и попробовать извлечь из них разные звуки.

Практическое занятие (педагоги подходят к каждому и показывают приемы игры со счётом 1и,2и,3и,4и, обращают внимание на посадку и постановку рук).

Вы научились извлекать звук, а сейчас мы будем разучивать русскую народную песню «Коробейники». Слова этой песни принадлежат русскому поэту Николаю Некрасову, а мелодия была написана на мотив венгерского танца чардаш.

Практическое занятие (разучивание оркестровой партии)

Музыканты, возьмите каждый свой инструмент, займите места в оркестре. Все внимание на меня!

Звучит р. н. п. «Коробейники»

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ  -  5 МИН

Рефлексия

Примерные вопросы:

  • Закончилось наше занятие. Как ваше настроение?
  • С какими народными  инструментами вы сегодня познакомились? 
  • Что на занятии было самым интересным?
  • А трудным?
  • Как вы оцениваете свою работу на занятии?
  • Хотите еще играть в оркестре?

Видите, какие вы, ребята, молодцы: сегодня вы впервые взяли в руки инструменты и уже выступили как настоящие артисты.  Всему этому вы научились у нас, в оркестре.  В нашем оркестре можно научиться не только играть на  русских народных инструментах, но еще и петь!

Заключительный этап:

  • Прощание с детьми
  • Дарение колокольчиков

Нам было приятно с вами работать. Мы очень довольны совместным творчеством на занятии. В память о нашей замечательной  встрече нам хотелось бы вам подарить звонкие бубенчики. И кому понравилось занятие, мы просим в них позвонить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТИЦИЯ К ОТКРЫТОМУ МЕРОПРИЯТИЮ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА ФОЛЬКЛОРА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОТКРЫТОМУ МЕРОПРИЯТИЮ  ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"...

Открытый урок музыки в 5 классе. По теме : "Русские народные инструменты".

Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.Задачи:Образовательные: Освоение истоков создания русских народных инструментов. формирование представление о музыкальной культуре русского н...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...