Роль педагогического мастерства в развитии творческих способностей детей
статья на тему

Найданова Оксана Сергеевна

В процессе  обучения  педагог  играет  важную  направляющую  роль.  На занятиях  декоративно-прикладного   творчества  практическая  часть   занятия  составляет  75 %  от  общего  времени.  Но  именно  этот  фактор  повышает  роль  педагога, так  как  самостоятельная  практическая  работа  воспитанников  на  занятии  возможна  лишь  тогда, когда  педагог   все  хорошо   продумал и спланировал.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pedagogicheskoe_masterstvo.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Найданова Оксана Сергеевна, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Абазинский Центр детского творчества»

Роль педагогического мастерства в развитии творческих способностей детей

Любое  мастерство – это  гармоничное  сочетание  знаний, умений  и  творчества.  Мастерство педагога — высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей, выражение личности педагога, его возможностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью. И от  мастерства  педагога будет  завесить,  сможет  ли  ребенок  в  ходе  занятий  из  пассивного  объекта  обучения  стать   субъектом,   творцом  своей  деятельности,  уверенной  в себе, развивающейся  личностью.

Необходимо постоянно помнить, что педагогическое мастерство не приходит само собой, оно формируется в процессе активного творческого педагогического труда, на основе глубоких и разносторонних знаний в области профессии, педагогики, психологии, методики и организации обучения. Педагог, обладающий высоким педагогическим мастерством, должен уметь заранее продумать и спланировать свое педагогическое воздействие на учащихся. Умелый педагог правильно и рационально организует учебный процесс: применяет разнообразные методы обучения в комплексе, сочетает различные формы обучения, учитывает индивидуальные возможности и способности своих учащихся.

Самое сложное и тонкое в педагогическом мастерстве - психологическая направленность его действий и педагогических приемов (почему их применять, что это дает, почему эти, а не другие и т.д.). Наиболее важным при этом является понимание тех трудностей, которые испытывают учащиеся, где они чаще всего ошибаются, и построение своих педагогических воздействий таким образом, чтобы по возможности предупредить эти трудности и ошибки. Хороший педагог не может быть безразличным к своим воспитанникам, особенно к их стремлению сделать лучше. Любое действие - хорошее или плохое - должно находить справедливую оценку. Одно из важных проявлений педагогического мастерства – умение, прежде всего, побуждать, а не принуждать учащихся к правильным действиям и поступкам, поведению, активной созидательной деятельности.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

Опираясь  на  свой  педагогический  опыт,  могу   уверенно  сказать: чем  больше  содержание  занятий  отвечают  интересам  воспитанников, тем  шире  у  них  возможность  проявить  свою   индивидуальность,  и тем  полнее  складываются  мои  усилия  по  обучению  и  воспитанию  детей  с  их  ответными  усилиями  по  усвоению  материала, саморазвитию, самовоспитанию.        

В процессе  обучения  педагог  играет  важную  направляющую  роль.  На занятиях  декоративно-прикладного   творчества  практическая  часть   занятия  составляет  75 %  от  общего  времени.  Но  именно  этот  фактор  повышает  роль  педагога, так  как  самостоятельная  практическая  работа  воспитанников  на  занятии  возможна  лишь  тогда, когда  педагог   все  хорошо   продумал и спланировал.  При  подборе  объектов  труда, составляя  учебный план  и  определяя  направление  программы,  необходимо  учитывать  посильность  выполнения  заданий  для  детей  данной  группы, их  последовательно  нарастающую  сложность, познавательную  ценность.

Для  того  чтобы воспитанники  хорошо  понимали  для  чего  они  выполняют ту  или  иную операцию, они  должны  представить  как  будет  выглядеть  готовое  изделие. Демонстрируя, готовую куклу, рассказываю  о ее истории, назначении,  тем  самым  стимулируя  воспитанников  на  активную и творческую  работу. На  своих занятиях  по  изготовлению народной   куклы использую мультимедийные  презентации с пошаговыми инструкциями и последовательностью  выполнения изделия.  Также с помощью презентаций знакомлю  воспитанников  с тем,  как  выглядела  русская  национальная  одежда, с древними  видами  вышивки.    Детям  предоставляется  возможность    воочию  увидеть  ту  красоту,  которую создавали  их  предки,  почерпнуть  для  своих  работ  те  элементы  узора,  которые  им понравились. Одним  из  самых  важных  воспитательных  аспектов    является  участие  детей со своими творческими работами   в  выставках. Выставка  позволяет  воспитанникам  сопоставить свои возможности  и  почувствовать ту  атмосферу, которая   вдохновляет  на  создание  новых  оригинальных  интересных  изделий.

Литература:

  1. С.Д. Якушева. Учебное пособие «Основы педагогического мастерства» для преподавателей и студентов вузов и колледжей. – Учебное пособие. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. – 230 с.
  2. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. – Ростов-на-Дону, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете «Роль педагогического коллектива в развитии творческих способностей детей путём массового привлечения их в различные кружки художественного и эстетического цикла».

С целью воспитания творчески мыслящего человека, готового к решению нестандартных проблем, необходимо активное включение детей  в деятельность творческого характера....

Роль ансамбля в развитии творческих способностей детей.

Ансамбль это коллектив исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский ...

Роль педагогического мастерства в развитии творческих способностей детей

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке вер...

Педагогические рекомендации родителям по развитию творческих способностей детей

Мы уже говорили о том, что творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей нер...

Роль педагогического мастерства в развитии творческих способностей детей

Любое мастерство - это гармоничное сочетание знаний, умений и творчества....

Консультация для родителей «Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей»

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей«Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей»...