Надомное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по теме

Климова Светлана Ивановна

Опыт работы педагога дополнительного образования раннего домашнего сопровождения психолого-педагогического центра реабилитации детей "Орион"  Дворца творчества детей и молодежи г.Оренбурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nadomn_obuch_klimova_s_i.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Надомное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

( из выступления Климовой С.И.  на городском семинаре «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» ).

    Я педагог дополнительного образования детей творческого объединения «Милосердие», но моя миссия не носит характер дополнительного образования. У моих воспитанников до моего появления в семье не было никакого образования и воспитания , кроме семейного. Поскольку это  дети с тяжелыми сочетанными диагнозами и имеют проблемы психофизического развития , нарушения соматического здоровья – по медицинским показаниям они остаются в четырех стенах, один на один со своей ситуацией.

    Еще Линкольн говорил, что ничего нет дороже общения. А моим детям не с кем общаться, а вернее очень трудно общаться из-за общего недоразвития речи, скованных движений, отсутствия навыков общения. И чем раньше придет к такому ребенку педагог , тем больше конкретных задач решиться!

     Главной целью домашнего сопровождения является психолого-педагогическая поддержка и сопровождение семьи и организация ранней коррекции развития ребенка. Я являюсь педагогом, как мы просто называем, социальным педагогом со своими конкретными обязанностями педагога , призванного воспитывать , развивать, помогать.  

      Закон трех «П» (по Макаренко) и лучше не скажешь «принимать, понимать, помогать» применим к нашим детям с серьезными сочетанными диагнозами как и любому ребенку. Поэтому к тем принципам  перечисленным ранее я назову свои несколько:  

       - принцип диагностики (я + специалисты и консилиум коррекции и развития);

       - анализ социальной ситуации развития ребенка и его семьи;

       - взаимодействие взрослых (родителей и педагога) с ребенком по субъективно         выраженной направленности;

       - сосредоточенности  на проблемах реабилитации особенного ребенка;

       - позитивного подхода (человек способен много сделать чтобы преодолеть недуг другого) .

        В силу различных обстоятельств взрослый человек находящийся возле особого ребенка не всегда является твоим единомышленником. Кто-то сложив руки ждет результатов обученности: чтобы ребенок  читал ,писал, почти готовился к поступлению в ВУЗ ; кто-то только вздыхает и машет рукой , а кто-то делиться опытом медицинских ,педагогических социальных попыток и успехов ,выстраивает позитивный план на перспективу .

          Детей у меня шесть и историй жизни столько же .Трудно, когда у ребенка дефекты речи, и распространяются не только на коммуникативную но и познавательную и регулирующую сферы. Здесь я использую методические приемы:

        - действия с натуральными предметами;

        - демонстрация изображений , предметов, действия с предметами;

        - речевые упражнения; работа с книгой (благо они сейчас замечательные);

        - игры по сенсорному воспитанию на базе подражательных действий и.т д.

Именно сенсорное воспитание помогает формировать наглядно – действенное мышление (оно самое раннее из форм мышления у дошкольников) усложняя игру ,ребенок переходит к практическим действиям и находит выход из ситуации, требующей применения простейшего орудия .

          Обозначив игровую деятельность- основной и наиболее доступный вид деятельности , хочу сказать, что трудно  ребенку играть в сюжетно-ролевую игру ( взять на себя роль) из-за отсутствия личного жизненного опыта , в подвижную игру (чаще всего это немобильные дети), тогда мы можем заменить людей фигурками и играть в «подвижную» игру ими , чтобы показать роль ,правила игры и выстраивание отношений между игроками.

         Игра тесно связанна и с трудовым воспитанием . Преодоление  гиперопеки со стороны взрослых и развитие собственных трудовых умений ,обогащение представлений  об окружающем мире в процессе труда ,развитие мелкой моторики, координации движений ,обогащение словаря, осуществляем в процессе трудовых дел. Через игру и в игре ребенку легче справляться с делом она доставляет удовольствие и оставляет позитивные эмоции.          

         За годы работы во многом разбираешься, многое понимаешь , образно представляешь модель педагога ,осуществляющего педагогическое сопровождение на дому – способность диагностировать ,вести диалог со специалистами медико - психолого – педагогического консилиума, с родителями особого ребенка, разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут. Ему присуще милосердие ,желание добиваться успеха ребенка, вселять надежду и веру родителям в успех реабилитаций , осуществлять роль консультанта , семейного психолога и педагога , так же как близкие , заинтересованного в судьбе ребенка .За несколько лет педагогического общения с семьей  она становится тебе родной я еще несколько лет  потом слежу за судьбой ребенка. Судьба не всегда радует ,однако понимаешь как много дали занятия и общения с педагогом ребенку. Иначе учесть была бы  намного печальнее. Как педагог преклоняюсь  перед родителями ,искренне любящими своих детей ,прилагающих огромные усилия для развития и оздоровления своих деток.

        Бывая на городских и областных семинарах часто слышу обращенный ко мне вопрос: «А зачем вам эти дети  - инвалиды?    На Руси всегда было так : в беде никого не бросать! А уж помочь особенному человеку – было дело чести! Пусть будет так всегда! Ведь не должно быть чужого несчастья. Все дети наши! А время и старания обязательно принесут успехи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо природоведению 5 кл (надомное обучение детей с ограничеснными возможностями здоровья)

Рабочая программасоставлена по курсу природоведения 5 класс, с использованием УМК А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Рабочая программа сосотавлена с учётом ограниченных возможностей здоровья учащихс...

Методические возможности применения Аудиохрестоматии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } В статье рассматриваются методические аспекты использования всероссийского образовательного медиапроекта «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены...

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации»

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь кор...

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях надомного обучения

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям дл...