Дополнительная образовательная программа "СюрПРИЗ"
рабочая программа на тему

Программа объединения дополнительного образования «СюрПРИЗ» поможет ввести детей в мир древнейшего искусства оригами,  как с помощью исторических сведений и фактов, так и в ходе практической работы.

Программа носит  название «СюрПРИЗ»: с одной стороны, по аналогии с таким известным направлением в педагогической практике, как ТРИЗ – «теория решения изобретательских задач» («ПРИЗ» - «практика решения изобретательских задач»), с другой стороны – это дословный перевод слова «сюрприз» (неожиданный подарок, вызывающий удивление). Оба значения равноправны и имеют своё отражение в содержательной части программы.

Дополнительная образовательная программа по оригами для старших дошкольников относится к художественно - эстетической образовательной направленности.

Перспективная задача  данной образовательной программы – развивать творческие способности детей. Но не просто творческие способности, результатом которых явится «предмет эстетического созерцания», то есть, сложенная своими руками бумажная игрушка, а формировать у детей интеллектуальное творчество и изобретательное мышление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ДОП СюрПРИЗ48.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Кирово-Чепецкого района Кировской области

Принята

на заседании педагогического совета

МКОУДОД  ДДТ К-Чепецкого района

Протокол № ____от «____»_____2013 г.


Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности

«СюрПРИЗ»

(оригами)

Срок реализации: 1 год

Возраст  детей: 5-7 лет

Составитель: Ренёва Елена Николаевна,

педагог дополнительного образования

МКОУДОД Дома детского творчества,

                                    без квалификационной категории

ст. Просница

2013

«Истоки творческих способностей                              

 и дарований детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие

ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

                          Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка

        Настоящее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, труда, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.

Отработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, мелкая моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать.

Программа объединения дополнительного образования «СюрПРИЗ» поможет ввести детей в мир древнейшего искусства оригами,  как с помощью исторических сведений и фактов, так и в ходе практической работы.

Направленность

Программа носит  название «СюрПРИЗ»: с одной стороны, по аналогии с таким известным направлением в педагогической практике, как ТРИЗ – «теория решения изобретательских задач» («ПРИЗ» - «практика решения изобретательских задач»), с другой стороны – это дословный перевод слова «сюрприз» (неожиданный подарок, вызывающий удивление). Оба значения равноправны и имеют своё отражение в содержательной части программы.

Дополнительная образовательная программа по оригами для старших дошкольников относится к художественно - эстетической образовательной направленности.

Перспективная задача  данной образовательной программы – развивать творческие способности детей. Но не просто творческие способности, результатом которых явится «предмет эстетического созерцания», то есть, сложенная своими руками бумажная игрушка, а формировать у детей интеллектуальное творчество и изобретательное мышление.

Основополагающий акцент программы созвучен с технологией развивающего обучения.

Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольного возраста, не теряет своей актуальности. Использование оригами  в образовательном процессе, в первую очередь, связана с возможностью использования  его как средства развития мелкой моторики рук. Оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию движений пальцев. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Занятия оригами координируют работу обоих полушарий мозга, потому что все действия в оригами производятся  двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

В процессе занятий оригами развивается пространственное воображение, глазомер, способность концентрировать внимание, запоминать, фантазировать, развивается творческий потенциал. Ребенок усваивает еще один способ выражения себя. В плане подготовки детей к школе работа с оригами очень ценна тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества воспитанников:

  • умение слушать педагога;
  • принимать умственную задачу и находить способ ее решения;
  • переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;
  • развитие самоконтроля и самооценки;
  • осознание собственных познавательных процессов.

Оригами служит средством установления контакта и налаживания коммуникации в семье, с детьми в школе.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она направлена, в первую очередь, не на развитие творческих способностей вообще, а на исследовательскую мыслительную деятельность отдельно взятого индивида, но в достаточно большой группе единомышленников (применительно к группе воспитанников).

Педагогическая целесообразность

В старшем дошкольном возрасте происходит становление личности, самоопределения, осознания своего собственного «Я». Не упустить эту возможность, помочь ребёнку самоутвердиться и, одновременно, обрести душевное благополучие от ощущения того, что ты значим в социуме – это основная задача всех педагогов и воспитателей, а не каждого в отдельности.

Большие возможности по всестороннему развитию личности таят в себе занятия по складыванию бумаги. Именно, таят; они сокрыты, возможно, не поддаются текущим, осязаемым методам диагностики результативности и эффективности проводимых занятий. Хотя, в принципе, без учёта психофизиологических особенностей обучающихся, можно оценивать работы детей даже по пятибалльной системе – оригами, подчиняясь математическим законам, очень конкретно и единообразно в своем классическом начале. Но как оценить затраченное на изготовление игрушки время, упорную, настойчивую совместную работу пальцев и мысли, радость и удовлетворение при виде готовой, сложенной своими руками игрушки?

Оригами развивает познавательные способности детей, умения и навыки ручного труда, культуру труда. Но оригами также воспитывает и корректирует характер, укрепляет волевые качества. Занятия оригами помогают настроиться на положительное, жизнеутверждающее мировоззрение. Рационально-интуитивные действия, производимые с бумагой, позволяют человеку одновременно складывать руками из бумаги «нечто» и решать проблемы различного характера, находить выход из создавшегося положения, задействовав разум.

Специально подобранные темы Программы позволяют в процессе обучения основным навыкам и умениям работы с бумагой развивать эмоциональную сферу ребенка, эстетические навыки, экологические знания.

Ориентированность Программы не на воспитание «индивидуалистов», а на развитие индивидов, что возможно только в процессе коллективного общения, подвигают дошкольников к самоопределению, самореализации; к необходимости усваивать нормы коллективного общения, находить своё место в системе коллективных отношений.

Ориентированность программы на естественное психофизиологическое начало формирования логического мышления способствует развитию у детей младшего школьного возраста продуктивной, целенаправленной деятельности, подвигающей к саморазвитию (самостоятельности).

Культурологический подход в современном образовании предполагает развитие в подрастающем поколении таких качеств, которые помогли бы ему адаптироваться в современном обществе. Но не просто «найти своё место в жизни», а приобрести нравственно-этические нормы поведения и общения, основанные на национальном самосознании.

Как ни странно может показаться на первый взгляд, но обучение древнему японскому искусству складывания бумаги способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста высокой нравственности и гражданской позиции, становлению духовной личности с чувством глубокого патриотизма. Складывая фигурки оригами, человек мысленно вкладывает в неё все свои добрые намерения.

Цели и задачи обучения:

Цель программы

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Познакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.).
  • Научить ребенка общаться с бумагой.
  • Развивать глазомер  при работе с бумагой.
  • Научить ребенка аккуратно из квадрата  складывать  различные  базовые формы оригами, четко следуя основным правилам.
  • Научить  проговаривать свои действия при работе с бумагой, используя специальную терминологию.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Активизировать мыслительную деятельность.
  • Развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус.
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Расширять коммуникативные способности детей путем создания игровых ситуаций.
  • Формировать культуру ручного  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.

Организационно-методическое обеспечение программы

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп). Условия реализации образовательной программы

        Дополнительная образовательная программа «СюрПРИЗ» предусматривает занятия с детьми 5-7 лет и рассчитана на 1 год обучения.

  Занятия проводятся  1 раз в неделю, с сентября по май, продолжительностью 30 минут.

Методы организации учебного процесса

1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный метод (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
  • наглядный метод (показ мультимедийных и видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический метод (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно - иллюстративный метод – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный метод – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый метод – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский метод – самостоятельная творческая работа учащихся.

3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный метод – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный метод – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой метод – организация работы в группах;
  • индивидуальный метод – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Также, согласно технологии развивающего обучения Эльконина– Давыдова, при обучении старших дошкольников основам оригами применим метод «проблемной» ситуации - метод учебных задач, где «решение учебной задачи заключается не в нахождении конкретного выхода, а в отыскивании общего способа действия, принципа решения целой группы аналогичных задач».

Кроме вышеперечисленных, традиционных, методов организации учебного процесса хочется назвать такой метод, как коммуникативный, коллективно-распределительный (дискуссионный), которому в технологии развивающего обучения отводится решающая роль.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность

Материально-техническое обеспечение:

  • Удобный, хорошо проветриваемый кабинет.
  • Материалы для выполнения практической работы:

1.Бумага:  

Непосредственно рабочая:

Рекомендуемая для фона

Цветная для детского творчества

Мраморная

Глянцевая

Шагреневая

Писчая, почтовая

Обойная

Газетная

Чертежно-рисовальная

Калька

Картон

2. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)

3. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)

4. Салфетки: бумажная, тканевая.

5. Рабочая клеёнка для аппликативной обработки оригами.

6. Кисти, пластмассовые палочки.

7. Декоративные элементы для оформления работ.

  • Специальная литература по оригами.
  • Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций.

Техника безопасности и материалы для работы

  • Занятия оригами являются одним из самых безопасных видов творческой деятельности, ведь для работы необходима только бумага (одно из определений слова «оригами» – складывание бумаги без применения ножниц и клея).
  • Бумага, закупаемая для занятий оригами, хорошего качества, с соблюдением гигиенических сертификатов, экологически безопасная.
  • Для работы по изготовлению модульных изделий оригами, орнаментов, узоров приобретается клей ПВА или клей-карандаш, также имеющие гигиенический сертификат (экологически безопасные, нетоксичные).
  • Для некоторых видов работ по изготовлению изделий оригами  всё же требуются ножницы (школьные ножницы, с тупыми концами) и карандаши (простые и цветные). О правилах безопасного пользования этими предметами обязательно напоминается детям тогда, когда приходится использовать их в работе.

Информационно-методическое обеспечение:

  • Схемы базовых форм.
  • Подборка книг по оригами со схемами моделей и иллюстративным материалом.
  • Электронные носители.
  • Интернет ресурсы:

http://origami-paper.ru/origami/russian/shemy_origami/pticy_cyplenok.html

http://planetaorigami.ru/page/2/

Этапы обучения

I этап. Введение. Включает в себя знакомство ребенка с миром искусства складывания поделок из бумаги, историей его развития, средствами оригами.

II этап. Подготовительный. На данном этапе происходит ознакомление с основными приёмами и базовыми формами оригами, выполнение простейших моделей, словарный запас детей пополняется необходимой спец. терминологией. Данный этап является теоритическим.

III этап. Практический. Закрепляются навыки складывания поделок в технике оригами. Совершенствуется умение работать аккуратно. Акцентируется внимание на самостоятельном подборе материалов, индивидуальном оформлении поделки.

IV этап. Работа с модулями. На основе изученного материала происходит переход к модульному оригами. В ходе работы дети выполняют несколько одинаковых модулей (количество модулей зависит от количества деталей в модели), что позволяет им ознакомиться с последовательностью складки, повторить, закрепить знания и выполнять самостоятельно. За счёт данной технологии усваивается процесс работы в целом и в дальнейшем дети могут самостоятельно выполнять данную модель в свободном творчестве по памяти.

Общий объём программы: 34 часа

Предполагаемый результат изучения курса «СюрПРИЗ» :

 Воспитанник имеет:

  • начальные навыки коммуникативного общения;
  • навыки работы в коллективе;
  • развитую  мелкую  моторику рук и глазомер;
  •  художественный вкус, творческие способности и фантазия;

          Воспитанник владеет:

  •  различными  приемами  работы с бумагой;
  • понятием ориентирования в окружающем пространстве и на плоскости;
  •  навыками культуры труда.

     Воспитанник знает:

  •  основные геометрические понятия;
  •  базовые формы оригами;

     Воспитанник умеет:

  • работать по правилу и образцу, опираться на схему слушать взрослого и  следовать устным инструкциям;
  • сформулировать собственный замысел и воплотить его в  изделия оригами и  композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Если конкретизировать прогнозируемые результаты, то на первый план выступают принимаемые без обсуждений, качественные характеристики данного вида деятельности – это развитие мелкой моторики рук, точных движений пальцев, что благотворно влияет на умственное развитие ребёнка и успешное его обучение в начальной школе.

Критерии и формы оценки усвоения знаний:

  • «Кричалочка – запоминалочка» (стихотворение)
  • «Шпаргалочка – запоминалочка»
  • Знание базовых форм оригами (устно)
  • Распознавание базовых форм оригами (зрительно)
  • Знания, умения и навыки по складыванию базовых форм оригами
  • Складывание наиболее известных простых моделей оригами на основе базовых форм (самостоятельно и по схемам)

Аккуратность и точность выполнения работы важны, но, всё-таки, в первый год обучения не являются определяющими показателями результативности обучения; главное – приобретение знаний по данному виду творческой деятельности, умений и навыков по складыванию бумаги в нужных направлениях, используя знания элементов квадрата, технологии складывания бумаги, получение готового изделия.

Качество и объём выполненной учеником работы оценивается с точки зрения субъективных возможностей ученика (По Эльконину).

Практика способа оценки знаний, умений и навыков

Словесное выражение

Диагностический синоним

Процентное соотношение на группу из 15 человек

«Молодец»

«Отлично»

1-3 человека на группу

«Хорошо»

«Норма (хорошо)»

основная часть группы

«Старайся»

«Удовлетворительно»

1-3 человека на группу

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Составление альбома  тематических  работ.
  • Проведение выставок детских работ.
  • Презентация детских работ.

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание

Кол-во часов в год

теория

практика

всего

1

Введение

1

-

1

2

Бумага. Учимся складывать

1

-

1

3

Азбука оригами

1

-

1

4

Базовая форма «Книга»

1

1

2

5

Базовая форма «Треугольник»

1

1

2

6

Базовая форма «Воздушный змей»

1

1

2

7

Базовая форма «Блинчик»

1

1

2

8

Приём «Гармошка»

-

2

2

9

Приём складки модели от центра листа

-

2

2

10

Мастерская Деда Мороза

-

2

2

11

Волшебные цветы

-

2

2

12

Изготовление поделок к 23 февраля

-

2

2

13

Изготовление поделок к 8 марта

-

2

2

14

Изготовление поделок  с использованием модулей и схем

-

10

12

15

Итоговое занятие

-

1

1

Итого:

7

27

34

Содержание программы

1. Вводное занятие (1 час)

Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в кабинете в МКОУ ДОД Доме детского творчества.

Теория (1 час) Ознакомление  детей с новым видом искусства - «Оригами» посредством использования слайд – шоу, книг, иллюстраций, образцов поделок.        

2. Бумага. Учимся складывать (1 час)

Теория (1 час) Краткая история создания бумаги. Сорта бумаги. Изучение свойств бумаги.

3. Азбука Оригами (1 час)

Теория (1 час) История создания азбуки оригами. Вводное ознакомление с основными базовыми формами. Работа над спец. терминологией.

4.Базовая форма «Книга» (2 часа)

Теория (1 час) Ознакомление с  базовой формой «Книга». Термины: сторона, угол, линия сгиба, сгиб горой.

Практика (1 час) Отработка  выполнения базовой формы «Книга» и преобразование её в различные поделки («Домик», «Открытка»). Формирование  навыков декоративного украшения готовой поделки.

5. Базовая форма «Треугольник» (2 часа)

Теория (1 час ) Ознакомление с  базовой формой «Треугольник», «Косынка». Термины: сторона, угол, диагональ, линия сгиба.

Практика(1 час) Отработка  выполнения базовой формы «Треугольник» и преобразование её в различные поделки («Собачка», «Лисёнок»).

6. Базовая форма «Воздушный змей» (2часа)

Теория (1 час) Ознакомление с  базовой формой «Воздушный змей». Термины: сторона, угол, диагональ, линия сгиба, сгиб долиной.

Практика (1 час) Отработка  выполнения базовой формы «Воздушный змей» и преобразование её в различные поделки («Рыбка», «Ёлочка»).

7. Базовая форма «Блинчик» (2 часа)

Теория (1 час) Ознакомление с  базовой формой «Блинчик». Термины: сторона, угол, диагональ, линия сгиба, сгиб долиной.

Практика (1 час) Отработка  выполнения базовой формы «Блинчик» и преобразование её в различные поделки («На лесной опушке», «Письмо деду Морозу»). Коллективная работа.

8. Приём «Гармошка» (2 часа)

Практика(2 часа):

-Знакомство с особенностями приёма. Складывание бумаги приёмом «Гармошка», вырезывание фигурок новогоднего хоровода. Терминология: сгиб горой, сгиб долиной. Правила Т.Б.  при работе с ножницами. (1 час)

-«Новогодняя открытка» Изготовление гофрированного листа приёмом «Гармошка». Закрепление терминологии. Правила Т.Б.  при работе с ножницами.(1 час)

9. Приём складки модели от центра листа (2 часа)

Практика (2 часа):

-Знакомство с особенностями приёма. Складывание бумаги приёмом от центра листа, вырезывание звёздочки одним обрезом. Терминология: центр листа. Правила Т.Б.  при работе с ножницами. (1 час)

-«Снежинки белые» Изготовление поделки путём складывания от центра листа. Закрепление терминологии. Правила Т.Б.  при работе с ножницами.(1 час)

10. Мастерская Деда Мороза (2 часа)

Практика (2 часа):

- «Фонарик» на основе базовой формы «Книга»  (1 час)

- «Гирлянда-цепочка» на основе базовой формы «Книга»  (1час)

11. Изготовление поделок «Волшебные цветы» (3 часа)

Практика (3 часа):

- «Аленький цветочек» - на основе базовой формы «Блинчик» (1час)

-«Цветик-семицветик» - на основе базовой формы «Воздушный змей» (1 час) - «Красивые цветы» - на основе базовой формы «Треугольник», «Воздушный змей» (1час)

12.Изготовление поделок к 23 февраля (2 часа)

Практика(2 часа):

- «Красная звезда» - приём складки модели от центра листа. (1 час)

- «Подарок для папы» - на основе базовой формы «Книга» (1час)

13. Изготовление поделок к 8 марта (1 час)

Практика(1 час):

-«Роза для любимой мамочки» (открытка) -  на основе базовой формы «Блинчик» и приём «Гармошка» (1час)

14.Изготовление поделок  с использованием модулей и схем (10 часов)

Практика (10часов):

- «Подснежник»

- «Тюльпан»

- «Нарцисс»

- «Анютины глазки»

- «Ромашка»

- «Мак»

- «Колокольчик»

- «Пион»

- «Гвоздика»

- «Василёк»

15. Итоговое занятие (1 час)

Практика (1 час):

- Коллективная работа Панно «Мир похож на цветной луг». Творческая работа по замыслу детей.

Рекомендуемая литература для педагога

  1. 3.А. Богатеева, «Чудесные поделки из бумаги», Москва «Просвещение», 1992 год.
  2. З.В. Лиштван, «Конструктивная деятельность в детском саду», Москва «Просвещение», 1977 год.
  3. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду», под редакцией В.Б. Косминскои, Москва «Просвещение», 1985 год.
  4. «Игрушки из бумаги», издательство «Дельта», Санкт-Петербург, 1995 год.
  5. «Учимся оригами», под редакцией Ю.Шумакова, издательство «Лицей», Ростов на Дону.
  6. Кунихико Касахара, «Оригами», издательство «Алсия», Япония.
  7. Ю. Афонькин, «Волшебный сад оригами», Санкт-Петербург, 1995 год.
  8. В.П. Пудова, Л.В.Лежнева «Легенды о цветах», М.:  ТЕРРА - книжный клуб; изд. «Аким», 2001г.
  9. Табарина, Т. И. Оригами и развитие ребенка [текст] / Т. И. Табарина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 224 с.
  10. Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст]:  тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. −  Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.

Образовательные ресурсы Интернет:

http://origami-paper.ru/origami/russian/shemy_origami/pticy_cyplenok.html

http://planetaorigami.ru/page/2/

Рекомендуемая литература для воспитанников и родителей

  1. Агапова, И.А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с.- (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
  2. Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – СПб.: Химия, 1994. – 64 с.
  3. Афонькин, С.Ю. Бумажный конструктор [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1997. – 64 с.
  4. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992. – 208 с.
  5. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст]: конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с.
  6. От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304 с.
  7. Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 5-6 лет / Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с.
  8. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [текст] / Т. Б. Сержантова. – М.: Айрис Пресс, 2006. – 208 с.
  9. Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – М.: Эксмо, 2003. – 246 с.
  10.  Соколова, С. В. Сказки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – СПб. : Валери СПб, 1998. – 224 с. - (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»).
  11.  Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В. Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. - (Серия «Я расту!»).
  12.  Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей [текст] / Е. Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 154 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.

Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...