Исследовательский проект как средство развития личности дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей.
статья по теме

Бугаева Светлана Анатольевна

Исследовательский проект как средство развития личности дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_proekt.doc289.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

как средство развития личности дошкольников

в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы жизни влияют на результаты современного образования, которыми должны стать и усвоенные предметные знания, и универсальные умения (компетентности), обеспечивающие интеллектуальное и социальное развитие личности. Это обязывает педагога выбирать более эффективные средства обучения, воспитания и развития на основе применения современных образовательных технологий. В дошкольном образовании  использование образовательных технологий тем более важно, так как современные педагогические исследования показывают, что главная  проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям. Педагоги осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение. Важно научить ребёнка ориентироваться в потоке информации, поступающей отовсюду, привить интерес к процессу познания.

Одна  из технологий, которую  можно использовать  в работе со старшими дошкольниками, исходя из их возрастных особенностей – увеличение устойчивости  внимания, наблюдательность, способность к началам анализа, синтеза, самооценке, а также желание работать вместе -  технология проектной деятельности.

Проект - это самостоятельная или коллективная завершенная творческая работа, направленная на решение важной для её участников проблемы и имеющая практический, социально значимый результат. Для решения этой проблемы необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Проект открывает  большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности детей и взрослых (дошкольников, педагогов и родителей), подчинённой единой теме и цели, которые определяются с учетом возможностей дошкольников, и, что не менее важно, позволяет интегрировать содержание из различных областей знаний.

         В муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей  Детском оздоровительно-образовательном центре «Лесная сказка»  детское дошкольное объединение «Колосок», являющееся одним из структурных подразделений Центра, работает 5 лет.

        В Дополнительной общеобразовательной программе объединения «Колосок» реализуются программы:

1. «Почемучки» (формирование элементарных математических представлений);

2. «Дорога к азбуке»;

3. «Развитие речи»;

4. «Окружающий мир»;

5. «Общаемся, играя» (социально-личностное развитие);

6. «Звонкие голоса» (музыкальное воспитание);

7. «Умелые ручки» (ручной труд);

8. «Изобразительное искусство»;

9. «Физическое воспитание».

В 2011 -2012 учебном году на протяжении пяти месяцев - с ноября по март - коллектив педагогов, детей и родителей активно работал над краткосрочным  исследовательским  проектом  по экологическому воспитанию детей «Как помочь птицам пережить зиму». Актуальность этой темы связана с тем, что важно вовремя - в дошкольном возрасте - начать развивать осознанно-правильное отношение к окружающей нас природе. Между тем,  воспитание активного и бережного отношения к природе исключительно накоплением знаний, без эмоционального «заражения» ребёнка со стороны близких и авторитетных для него людей, даёт недолговременный и непрочный результат - необходимо вовлекать детей в практическую деятельность.

Цель проекта была  определена как  воспитание бережного  и ответственного отношения к живой природе.

Задачи:

- познание окружающего мира посредством изучения жизни зимующих птиц;

- овладение способами индивидуальной и совместной деятельности;

- воспитание положительного отношения к  самому себе.

На первом этапе групповой исследовательской проектной работы «Как помочь птицам пережить зиму» (этап «погружение в проблему») было организовано собрание педагогов, детей и родителей, где и определили тематику и название проекта. Это тема имеет социальную  значимость: её исследование учит детей видеть мир вокруг них, замечать, что кому-то бывает трудно, приходить на помощь.

После планирования работы (этап «организация и осуществление деятельности»), когда  изучался имеющийся материал, собиралась дополнительная информация, началась совместная деятельность педагогов, детей и родителей. Проект получился интегрированным, в нём принимали участие все педагоги-предметники дошкольного объединения «Колосок». Непосредственная совместная деятельность всех участников проекта («практический этап») представляла собой:

- решение математических задач о птицах, работу по  трафаретам («Почемучки»);

- составление слов - названий птиц - по кубикам, определение количества слогов  в них, определение твёрдых и мягких звуков  в словах - названиях птиц («Дорога к азбуке»);

- изучение названий птиц, чтение книг, заучивание стихов о птицах, составление рассказов о птицах, их жизни («Развитие речи»);

- наблюдение за поведением птиц в окружающей природе, оказание помощи зимующим птицам, кормление их, фотографирование («Окружающий мир»);

- проведение театрализованных этюдов для развития психических качеств личности (восприятия, воображения, внимания, мышления), развитие умения разыгрывать несложные представления по придуманным сказкам о птицах, использование для воплощения образа известные выразительные средства - интонацию, мимику, жесты («Общаемся, играя»);

- пение песен о птицах и для птиц («Звонкие голоса»);

- лепка птиц, изготовление поделок, изготовление простейших кормушек – из пластиковых бутылок, конфетных коробок, коробок от новогодних подарков («Умелые ручки»);

- рисование, изготовление птиц из бумаги, картона, раскрашивание («Изобразительное искусство);

- подвижные игры с использованием названий птиц, имитаций их движений («Физическое воспитание»).

Совместными усилиями педагогов, воспитанников и родителей  были сделаны несколько кормушек, и дети, приходя на занятия, насыпали в них зёрнышки и семечки; кроме того, по инициативе детей кормушки для птиц были изготовлены и развешены во дворах около домов ребят.

На этапе «подведение итогов проекта»:

- дети рассказывали на итоговых занятиях, что они узнали о птицах и как помогли зимующим  птицам выжить;

- родители на родительском собрании, посвящённом  результатам выполнения проекта, говорили о том, что испытали чувство удовлетворения от сопричастности к общему делу, совместной деятельности, успехов и достижений  их детей; что для ребят проект – форма познания окружающего мира, а для взрослых – возможность наполнить своё времяпрепровождение с детьми полезной и занимательной деятельностью.

- педагогическим коллективом на методическом объединении педагогов дополнительного образования проанализирован результат использования технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками.

К заключительному этапу проекта (этап «оформление результатов»)

- подготовлен праздничный концерт для родителей, оформлены выставка детских работ и рисунков, фотовыставка, уголок природы.

Мониторинг личностного развития воспитанников

В проекте участвовали 48 детей 5 – 6,5 лет, не посещающих  детские дошкольные учреждения и занимающихся в объединении «Колосок» второй год.  В процессе реализации проекта педагоги объединения «Колосок» проводили мониторинг развития личности воспитанников, уровня их самоопределения, разработав карточки, основанные на материалах по диагностике, опубликованных в книге А.Я.Журкиной и Н.Н.Назаровой «Мониторинг качества непрерывного физкультурного образования школьников». Данные затем суммировались, и выводился средний балл. Использовались методы: наблюдение, беседа.

Карточка развития личности воспитанника,

уровня его самоопределения

(фамилия, имя)

№ п./п.

Фамилия, имя

Обучение

(знание и умение)

Отношение (направленность личности)

К делу (трудолюбие)

К товарищам (коллекти-визм)

К себе

Старатель-ность в труде

Желание работать вместе

Выполнение правил работы

ноябрь

январь

март

ноябрь

январь

март

ноябрь

январь

март

ноябрь

январь

март

1.

«Почемуч-ки»

2.

«Дорога к азбуке»

3.

«Развитие речи»

4.

«Окружаю-щий мир»

5.

«Общаемся, играя»

6.

«Звонкие голоса»

7.

«Умелые ручки»

8.

«Изобрази-тельное искусство»

9.

«Физичес-кое воспитание»

Итого:

Средний балл:

Анализ результатов использования технологии проектной деятельности показал положительную динамику развития личности воспитанников, уровня их самоопределения.

В качестве примера инструментария для мониторинга можно привести материалы, применяемые педагогом, реализующим дополнительную образовательную программу  «Почемучки» (формирование элементарных математических представлений).

I. Градация уровней показателя обучение (знание и умение) воспитанников:

I. Знание

Кол-во баллов

Не знает числа. Не знает величин: длина, ширина, высота, отрезок.

Не знает геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, четырехугольник, многоугольник, шар, куб.

0

Знает числа в пределах 10. Знает величины: длина, ширина, высота.

Не знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник.

1

Знает числа в пределах 20. Знает величины: длина, ширина, высота.

Знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник.

2

Знает числа до 20 и дальше, называет числа в прямом и обратном порядке до 10. Знает величины: длину, ширину, высоту.

Знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник, треугольник.

3

Знает состав чисел первого десятка. Знает величины: длину, ширину, высоту, отрезок. Знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник, треугольник, шар.

4

Знает состав чисел первого и второго десятков. Знает величины: длину, ширину, высоту, отрезок. Знает геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник, треугольник, многоугольник, шар, куб.

5

II. Умение

Не умеет считать. Не умеет ориентироваться в пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.).

Не умеет измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их. Не умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей, сравнивать целый предмет и его часть. Не умеет сравнивать геометрические фигуры.

0

Умеет считать до 10. Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница). Умеет измерять длину отрезков.

1

Умеет считать до 20 и дальше. Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.). Умеет измерять длину отрезков и прямых линий.

2

Умеет считать и соотносить цифру и количество предметов. Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.). Умеет измерять длину отрезков и прямых линий и их сравнивать.

3

Умеет считать, соотносить цифру и количество предметов; умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.). Умеет измерять длину отрезков и прямых линий и их сравнивать. Умеет делить предметы (фигуры) на несколько частей и сравнивать целый предмет и его часть.

4

Умеет считать, соотносить цифру и количество предметов, умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду; решает задачи в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10. Умеет ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.). Умеет измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их. Умеет делить предметы (фигуры) на несколько частей и сравнивать целый предмет и его часть. Умеет сравнивать геометрические фигуры.

5

III. Учебно-организационные умения и навыки

1. Умение организовать своё рабочее место

Не знает и не умеет организовать своё рабочее место.

0

Может организовать своё рабочее место, но под руководством педагога.

1

Умеет организовать своё рабочее место, но только за поощрение.

2

Может организовать своё рабочее место, но только чтобы быть лучше всех.

3

Может организовать своё рабочее место, если сам заинтересован в общем деле.

4

Организует своё рабочее место, считая, что «иначе работать нельзя».

5

2. Знание и выполнение правил поведения на занятии и перемене

Правила поведения на занятии и перемене не выполняет, так как плохо их знает и не понимает.

0

Правила поведения знает, понимает, но выполняет только  по указанию педагога.

1

Правила поведения выполняет, стремясь получить поощрение.

2

Правила поведения выполняет, стремясь быть лучше всех.

3

Правила поведения выполняет, когда сам заинтересован в общем деле.

4

Правила поведения выполняет, считая, что «иначе нельзя».

5

II. Градация уровней показателя отношение (направленность личности) воспитанников

I. Старательность в труде

Кол-во

баллов

Настойчивость в преодолении трудностей не проявляет никогда; проявляет редко; только с подсказкой или только, чтобы не наказали. В себе не уверен.

0 \-3

Стремится преодолеть трудности сам, но за поощрение; всегда самостоятелен, но только доказывая, что он лучше всех.

4-5

Настойчив:

-если интересен процесс;

- ради кого-то.

6-7

Если уверен, что труд необходим, преодолеет все трудности.

Всегда трудится, потому что «по-другому – нельзя».

Стремится совершенствовать свои знания и умения, считая, что только так преодолеет трудности.

8-10

II.Желание работать вместе

Никому не помогает и мешает.

Помогает редко:

- не видит, что нужно помочь;

- не знает, как помочь.

0-2

Не хочет помогать, но боится осуждения.

Помогает с радостью, но только за поощрение.

Помогает только по обязанности.

3-5

Помогает охотно:

- если интересно;

- только близким друзьям;

- если сам заинтересован в успехе.

6-8

Охотно помогает всем, с кем связан общей работой.

Бескорыстен, дружелюбен, помогает всем.

9-10

III. Выполнение правил работы

Правила работы не выполняет: не понимает их и не знает.

Правила знает, понимает, но не умеет выполнять.

0-1

Правила работы знает, понимает;

- но не выполняет, т.к. постоянно отвлекается;

- выполняет только по принуждению, боясь наказания;

- выполняет, стремясь получить поощрение;

- выполняет, стремясь сделать лучше всех.

2-5

Правила выполняет старательно и бескорыстно:

- если увлечён процессом или результатом труда;

- стремясь сделать кому-то приятное, принести пользу;

- если заинтересован в успехе дела.

6-8

Правила любой работы выполняет:

- считает, что иначе работать нельзя;

- иначе работать не может.

9-10

Результаты мониторинга образовательных результатов воспитанников – участников исследовательского проекта

I. Обучение (знание и умение)

1.Знание

Баллы

Ноябрь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Январь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Март

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

0

1

5

10,4

2

40

83,3

20

41,6

3

3

6,3

15

31,3

18

37,5

4

10

20,8

25

52,1

5

3

6,3

5

12,4

В ноябре:

-  5 детей (10,4%)  знали числа в пределах 10, имели представление о длине, ширине, высоте, но не знали никаких геометрических фигур;

- 40 (83,3%) знали  числа в пределах 20; разбирались в величинах: длине, ширине, высоте; знали  геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник;

- 3 ребёнка (6,3%) знали числа до 20 и дальше, называли  числа в прямом и обратном порядке до 10, проявили знания о величинах -  длине, ширине, высоте, о геометрических фигурах - круге, овале, четырехугольнике, треугольнике.

В январе:

- 20 дошкольников (41.6%) знали  числа в пределах 20; разбирались в величинах: длине, ширине, высоте; знали  геометрические фигуры: круг, овал, четырехугольник;

- 15 детей (31,3%) знали числа до 20 и дальше, называли  числа в прямом и обратном порядке до 10, проявили знания о величинах -  длине, ширине, высоте, о геометрических фигурах - круге, овале, четырехугольнике, треугольнике;

- 10 ребят (20,8%) начали ориентироваться  в составе чисел первого десятка; стали представлять, что такое длина, ширина, высота, отрезок; круг, овал, четырехугольник, треугольник, шар;

- 3 воспитанника (6,3%) научились разбираться в составе чисел первого и второго десятков, величинах, геометрических фигурах.

В марте:

- 18 дошкольников (37,5%) знали числа до 20 и дальше, называли  числа в прямом и обратном порядке до 10, проявили знания о величинах -  длине, ширине, высоте, о геометрических фигурах - круге, овале, четырехугольнике, треугольнике;

- 25 детей (52,1%) ориентировались в составе чисел первого десятка; стали представлять, что такое длина, ширина, высота, отрезок; круг, овал, четырехугольник, треугольник, шар;

- 5 ребят (12,4%) стали разбираться в составе чисел первого и второго десятков, величинах, геометрических фигурах.

2. Умение

Баллы

Ноябрь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Январь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Март

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

0

1

41

85,4

2

6

12,5

27

56,3

16

33,3

3

1

2,1

8

16,6

12

25

4

13

27,1

17

35,4

5

3

6,3

В ноябре:

- 41 воспитанник (85,4%) умел  считать до 10, ориентироваться на плоскости (лист, страница), измерять длину отрезков;

- 6 ребят (12,5%) умели  считать до 20 и дальше, ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.); измерять длину отрезков и прямых линий;

- 1 ребёнок (2,1%) умел  считать и соотносить цифру и количество предметов, ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их.

В январе:

- 27 детей (56,3%) умели  считать до 20 и дальше, ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.); измерять длину отрезков и прямых линий;

- 8 воспитанников (16,6%) умели  считать и соотносить цифру и количество предметов, ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их.

- 13 дошкольников (6,3%) научились:

- считать, соотносить цифру и количество предметов;

- получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;

- ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.);

- измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их;

- делить предметы (фигуры) на несколько частей и сравнивать целый предмет и его часть.

В марте:

- 16 детей (33,3%) умели  считать до 20 и дальше, ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.); измерять длину отрезков и прямых линий;

- 12 дошкольников (25%) умели  считать и соотносить цифру и количество предметов, ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их.

- 17 воспитанников (35,4%) научились:

- считать, соотносить цифру и количество предметов;

- получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;

- ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.);

- измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их;

- делить предметы (фигуры) на несколько частей и сравнивать целый предмет и его часть.

- 3 ребёнка (6,3%) научились:

- считать, соотносить цифру и количество предметов;

- получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;

- решать задачи в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10;

- ориентироваться на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.);

- измерять длину отрезков и прямых линий, сравнивать их;

- делить предметы (фигуры) на несколько частей и сравнивать целый предмет и его часть;

- сравнивать геометрические фигуры.

3.Учебно-организационные умения и навыки

1). Умение организовать своё рабочее место

Баллы

Ноябрь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Январь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Март

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

0

5

10,4

1

43

89.6

5

10,4

2

30

62,5

12

25

3

11

22,9

20

41,6

4

2

4,2

11

22,9

5

5

10,5

В ноябре

- 5 воспитанников (10,4%) не умели организовать свое рабочее место;

- 43 дошкольника (89,6%) организовывали своё рабочее место под руководством педагога.

В январе:

- 5 воспитанников (10,4%) организовывали своё рабочее место под руководством педагога,

- 30 детей (62,5%) владели умением организации своего рабочего места, но делали это только при поощрении;

- 11 ребят (22,9%) могли организовать своё рабочее место, но только чтобы быть лучше всех;

- 2 ребёнка (4,2%) научились организации своего рабочего места, потому что заинтересовались общим делом.

 В марте:

- 12 ребят (25%) владели умением организации своего рабочего места, но делали это только при поощрении;

- 20 дошкольников (41,6%) могли организовать своё рабочее место, но только чтобы быть лучше всех;

- 11 воспитанников (22.9%) научились организации своего рабочего места, потому что заинтересовались общим делом;

- 5 детей стали организовывать  своё рабочее место, считая, что «иначе работать нельзя».

2). Знание и выполнение правил поведения на занятии и перемене

Баллы

Ноябрь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Январь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Март

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

0

12

25

1

36

75

5

10,4

2

30

62,5

20

41,6

3

6

12,5

4

11

22,9

19

39,6

5

2

4,2

3

6,3

В ноябре:

- 12 детей (25%) правила поведения на занятии и перемене не выполняли, так как плохо их знали;

- 36 ребят (75%) правила поведения понимали, знали, но выполняли только по указанию педагога.

В январе:

- 5 воспитанников (10,4%) правила поведения понимали, знали, но выполняли только по указанию педагога;

- 30 детей (62,5%)  выполняли правила поведения, желая, чтобы их похвалили;

- 11 детей (22,9%) выполняли правила без напоминания, потому что им стало интересно;

- 2 ребёнка (4,2%)  выполняли правила поведения, потому что стали считать, что «иначе нельзя».

В марте:

- 20 детей (41,6%) выполняли правила поведения, желая, чтобы их похвалили;

- 6 ребят (12.5%) выполняли правила поведения, желая быть лучше всех;

- 19 воспитанников (39,6%) выполняли правила без напоминания, потому что заинтересовались общим делом;

- 3 дошкольника (6,3%) выполняли правила поведения, потому что стали считать, что иначе нельзя.

II. Отношение (направленность личности).

  1. Отношение к делу (старательность в труде)

Баллы

Ноябрь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Январь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Март

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

0

1

2

15

31,3

4

8,3

3

6

12,5

4

8,3

4

8

16,6

8

16,6

5

10,4

5

6

12,5

6

12,5

6

12,5

6

19

39,6

15

31,3

15

31,3

7

9

18,8

16

33,3

8

2

4,2

9

10

В ноябре:

- 15 детей (31,3%) трудности преодолевали редко, проявляли неуверенность в себе;

- 8 воспитанников (16,6%) хотели поощрения за проявленные усилия;

- 6 детей (12,5%) пытались доказать, что они лучше всех;

- 19 ребят (39,6%) были самостоятельными и настойчивыми, потому что увлеклись  содержанием работы.

В январе:

- количество дошкольников, не уверенных в себе, снизилось до 4-х человек (8,1%);

- 6 ребят (12,5%) выполняли работу сами только потому, чтобы их не ругали;

- 8 детей (16,5%) хотели поощрения;

- 6 воспитанников (12,5%) утверждались;

- 15 детей (31,3%) проявляли самостоятельность и настойчивость, т.к. были увлечены содержанием проекта;

- у 9 ребят (18,8%) выполнение работы было связано с желанием  помочь птицам.

В марте:

- неуверенность в себе не проявил никто (0 %);

- 4 ребёнка (8,3%) пытались выполнить работу сами, боясь, что их накажут;

- за поощрение трудились 5 ребят (10,4%);

- 6 детей (12,5%) стремились быть лучше всех;

- 15 дошкольников (31.3%) проявляли упорство в работе, потому что им было интересно;

- 16 детей (33,3%) преодолевали себя, зная, что своим трудом приносят пользу;

- 2 ребёнка (4,2%) понимали, что их труд необходим, и поэтому работу нужно довести до конца.

  1. Отношение к товарищам (желание работать вместе)

Баллы

Ноябрь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Январь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Март

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

0

1

2

15

31,3

8

16,7

3

4

13

27,1

10

20,8

10

20,8

5

6

20

41,6

25

52,1

15

31,3

7

5

10,4

10

20,8

8

6

12,5

9

7

14,6

10

В ноябре:

- 15 воспитанников (31,3%) не оказывали помощь другим, потому что не знали, как это сделать;

- 13 детей (27,1%) помогали с удовольствием, но ждали поощрения;

- 20 ребят (41,6 %) помогали, если им было интересно.

В январе:

- 8 детей (16,5%) не помогали, потому что не знали,  как помочь,

- 10 воспитанников (20,8%) охотно помогали за поощрение;

- 25 дошкольников (52,1%) помогали, потому что им стало интересно;

- 5 детей (10,4%) помогали только своим друзьям.

В марте:

- 10 дошкольников (20,8%)  хотели поощрения за оказание помощи другим;

- 15 воспитанников (31,3%) помогали, потому что увлеклись работой;

- 10 детей (20,8%) помогали  только друзьям;

- 6 дошкольников (12,5%) помогали, потому что хотели сделать работу хорошо;

- 7 ребят (14,6%) помогали всем, с кем были связаны общим делом.

  1. Отношение к себе (выполнение правил работы)

Баллы

Ноябрь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Январь

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

Март

Кол-во воспитанников

% от общего кол-ва

0

1

8

16,6

2

3

6,3

1

2,1

3

4

13

27,1

12

25

10

20,8

5

15

31,25

20

41,67

15

31,3

6

9

18,75

10

20,83

15

31,3

7

5

10,4

8

16,6

8

9

10

В ноябре:

- 8 ребят (16,6%)не умели выполнять правила работы;

- 3 детей (6,3%) не выполняли, потому что отвлекались;

- 13 воспитанников (27,1%) за выполнение правил работы стремились получить поощрение;

- 15 детей (31,25%) выполняли правила, стремясь сделать работу лучше всех;

- 9 дошкольников (18,75%) правила работы выполняли старательно и бескорыстно, поскольку были увлечены процессом и результатом труда.

В январе:

- все дети знали и умели выполнять правила работы;

- 1 воспитанник (2,1%)  отвлекался, поэтому  не выполнял правила;

- 12 детей (25%) за выполнение правил работы стремились получить поощрение;

- 20 ребят (41,67%выполняли, стремясь сделать работу лучше всех;

- 10 дошкольников (20,8%) были увлечены процессом и результатом труда, поэтому выполняли правила старательно;

- 5 воспитанников ( 10,7%) выполняли правила, желая принести пользу.

В марте:

- 10 дошкольников (20,8%)  хотели получить поощрение за выполнение правил работы;

- 15 ребят (31,3%) стремились быть лучше всех;

- 15 детей (31,3%)  правила выполняли старательно и бескорыстно, поскольку были увлечены процессом и результатом труда;

- 8 детей (16.5%) выполняли правила, желая помочь.

На основе проведённого мониторинга можно сделать вывод  об увеличении значений выделенных показателей на каждом из последующих этапов  исследования, по сравнению с предыдущим, и в обучении и в отношениях личности воспитанников. Дети, участвовавшие в исследовательском проекте «Как птицам выжить зимой», стали мотивированными  к занятиям, более старательными, дружными и уверенными в себе.

И в заключении нужно сказать об атмосфере, в которой  проходил исследовательский проект -  это  удивительно интересное, творческое общение детей и взрослых, способствующее единению в общем полезном деле.

Использованная литература

1. Официальные документы

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

2. Методическая литература

1. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5 – 6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». – Изд. 2-е, перераб./ Е.В.Колесникова. – М.: Издательство «Ювента», 2009.

2. Методология и методы школьной работы, принятые российским образованием    в  20 гг. ХХ века.//Наука и практика воспитания и дополнительного образования, № 2, 2012.

3. Мониторинг качества непрерывного физкультурного образования школьников./Журкина А.Я., Назарова Н.Н. Книга для учителя. – Шуя: Изд-во ГОУ «ШГПУ», 2010.

4. О.А.Зыкова. Экологическое воспитание: работа с родителями.//Народное образование, № 7, 2007.

5. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С., Комаровой, М.А., М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИТТЕЗ, 2012.

6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы.//Методист, № 3, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ансамблевой игры в формировании всесторонне развитой личности ребенка в учреждениях дополнительного образования

В статье рассматривается значение ансамблевой игры в развитии и формировании творческой,всесторонне развитой личности ребенка ....

Военно-патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей

Комплексная дополнительная образовательная программа военно-патриотического объединения «Зеленогорский Кадетский корпус» «Военно-патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополни...

Отчет по теме самообразования: «Развитие творческих способностей обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования детей»

Рассмотрены теоретические основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей в условиях учреждений дополнительного образования детей. Представлены методики, развивающие у...

Программа развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества имени Б.Т.Куропаткина» на 2013 - 2015 годы

I. Информационная справкаХарактеристика учрежденияНазвание образовательного учреждения (по Уставу): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детск...

ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В данной работе представлена не только модель методической системы повышения квалификации педагогов внутри учреждения на примере ГБОУ ДОД ДЮЦ «Петергоф», но и сам процесс моделирования. Созданная Моде...

Тема методического объединения: «Развитие творческой одарённости в учреждениях дополнительного образования детей.»

Темаметодического объединения:«Развитие   творческой одарённости  в учреждениях дополнительногообразования детей.»...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Перед педагогами УДОД стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. В работе с родителями предполаг...