Дополнительная образовательная программа "Школьная страна"
рабочая программа по теме

Игнатова Эника Ивановна

Комплексная программа по подготовке детей 5-6 лет к обучению в школе. Включает специальную (предметную), физическую, эмоционально-личностную и интеллектуальную подготовку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества» пгт Усогорск

Рекомендована

 методическим советом ДДТ

Протокол: № ……  

от ……….г.


Принята

Педагогическим

советом ДДТ

Протокол: № ……

от  ………. г


       Утверждена:

  Директором  ДДТ

  _________  Т.А.Кнутас

  Приказ № …….

   от ……….. г

Дополнительная образовательная программа

по подготовке дошкольников к обучению в  школе

объединение  по интересам

«Школьная страна»

                                                                                        Направленность – социально-педагогическая                                                              Для детей 5-7 лет

1 год обучения

                                                                                        Составитель:

                                                                                        педагог дополнительного образования –

                                                                                        Игнатова Эника Ивановна

п. Усогорск

 2013 г.


Содержание:

1. Пояснительная записка  ……………………………………………………………… …......3

2.  Содержание курса………………...…………………………………………………………..7

3.  Методическое обеспечение программы…………………………………………………...16

4.  Этапы педагогического контроля………………………………………………………….21

5. Личный творческий план…………………………………........... …………………………21                      6.  Список использованной литературы ……………………………………………………...22

Учебно - методический комплект:

Приложение № 1. Система отслеживания результативности обучения по программе.

Приложение № 2.  Образцы протоколов фиксации результатов по программе.

Приложение № 3. Образцы индивидуальных карточек для педконтроля.

Приложение № 4. Поурочно-календарное планирование.                    

Приложение № 5.  Перечень основных понятий курса.

Приложение № 6. Техника безопасности.

Приложение № 7.  Конспекты занятий.

Приложение № 8.  Воспитательная работа в объединении.

Приложение № 9. Работа с родителями.

Приложение № 10. Итоговые портфолио детей.

Приложение № 11. Игры для занятий математики.

Приложение № 12. Игры для занятий грамматики.

Приложение № 13.  Игры для спортивных занятий

Приложение № 14.  Игры для занятий по рисованию и труду.

Приложение № 15. Естествознание. 

Приложение № 16. Дидактический материал.

Приложение № 17. Обучение письму.

  1. Пояснительная записка.

1. Концепция программы.

Подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важных задач дошкольного периода обучения.

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л.Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня – один шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».

Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М. Лыков, Ю.Ф. Знамовский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман и др. – отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной степени обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. К примеру, исследования готовности детей к школьному обучению показали, что она должна рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую, эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную составляющую.

Физическая готовность определятся состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребенка, включая развитие двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физическую и умственную работоспособность. В эмоционально-личностной готовности главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация и формирование самооценки. Наличие у ребенка мотивов учения является одним из важнейших условий успешности его обучения в начальной школе. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой - развитие любознательности и умственной активности. Интеллектуальная готовность предполагает развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления. Социальный аспект готовности определяется развитием мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Для педагогов важно постоянно находить точки соприкосновения различных областей знаний, на этой основе вырабатывать единый механизм формирования знаний, умений  и навыков, развития способностей, активно воздействовать на учащихся специфическими для каждой дисциплины средствами с целью создания широкой и прочной базы, на которой можно решать учебно-воспитательные задачи.

Дошкольное образование это этап проявления задатков и начала формирования способностей ребенка. Основная задача – создание условий для введения дошкольников в разные виды познавательной и учебной деятельности, проявление и развитие интеллектуальных, творческих, художественных способностей детей.

Смысл данной программы состоит в том, что организуется оптимально свободное развивающее пространство, в котором любые дети – с разной интеллектуальной подготовкой – смогли бы реализовать и развить свои способности, смогли бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах.

Главной задачей педагога в данных условиях является не передача знаний в готовом виде, а ориентирование детей в самостоятельном поиске нужной информации через совместную поисково-познавательную деятельность, решение возникающих проблем в сотрудничестве и взаимопомощи. Основной формой работы на занятии является активно-поисковая деятельность. Выполнение представленных в данной программе заданий опирается на познавательную активность  и сообразительность ребенка. Используются логические ТРИЗ-упражнения и игры, эвристические формы обучения: эвристические занятия, олимпиады, деловые игры, творческие проекты.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

  • Личностное целеполагание обучающегося: образование каждого происходит на основе и с учетом его личных целей.
  • Принцип приоритета догадки над знанием и восхождения от догадки к знанию. Вся работа на занятии строится по принципу своеобразной «Угадайки». Ребенок предлагает все новые и новые варианты, ориентируясь на реакцию педагога: «Холодно… Совсем холодно…А вот теперь теплее…Еще теплее…Совсем тепло…Горячо…Совсем горячо… Обжигает…Ура! Правильно». Ценность такого подхода состоит в том, что ребенок не просто приобретает какое-то знание, а проходит самостоятельный путь поиска путь интуитивного восхождения к знанию через большее или меньшее количество «угадывающих» ходов. И чем меньше такого рода угадывающих ходов требуется ребенку для нахождения верного ответа, тем в большей степени это свидетельствует о развитии его интуитивного мышления.
  • Принцип личностного знания. Важнейшая задача обучения состоит не в том, чтобы с максимальной эффективностью вложить в голову ребенка те или иные знания, а в том, чтобы сформировать у ребенка структуры индивидуальной образности, основ словесно-логического мышления, воображения, творчества, что обеспечит личностное образовательное обогащение каждого ребенка.
  • Принцип бережного отношения к сохранению физического, эмоционального и психологического здоровья каждого ребенка. Соответствие содержания деятельности возрастным особенностям детей.

Теоретическая база программы (термины, понятия)

Принципы построения данной программы, большинство идей ее концепции, а так же   содержательные и методологические основы образовательной программы разработаны на основе идей образовательной эвристики и ТРИЗ-направления. Нашли свое отражение в данной программе идеи педагога-психолога Александра Лобка. В его книге «Другая математика» предложена целостная концепция обновления начальной школьной математики, которая опирается на классические психологические исследования Пиаже и Выгодского.

В содержание одного из разделов программы включены задания и игры, разработанные на основе систематического курса А.З. Зака «Развитие интеллектуальных способностей детей», построенного на решении поисково-творческих занимательных задач не учебного содержания. Систематическое решение поисково-творческих задач позволит создать благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять своей мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке целей и находить способы их достижения.

Содержание занятий по физической подготовке разработано на основе авторского метода С.О. Филипповой. Метод основывается на гипотезе о том, что графические навыки являются двигательными навыками и, следовательно, подчиняются закономерностям формирования любого двигательного навыка. В связи с этим Филиппова предлагает использовать физические упражнения для развития качеств, определяющих успешность овладения графикой письма.

Основой для разработки критериев оценки уровня подготовки к школьному обучению   послужили методические разработки Е.А. Екжановой «Методика исследования готовности детей к школьному обучению» и С.О. Филипповой «Подготовка дошкольников к обучению письму».

Занятия курса построены на использовании методики проблемно-диалогического обучения, автор Мельникова Е.Л.

2. ЦЕЛЬ – комплексная физическая, эмоционально-личностная, интеллектуальная и специальная подготовка детей 5-7 лет  к обучению в школе.

ЗАДАЧИ:

Развивающие:

  1. Развитие у ребёнка естественной потребности познания мира.
  2. Совершенствование ощущения и восприятия.
  3. Преодоление психологической инерции в мышлении и восприятии.
  4. Развитие воображения, как основы творческой деятельности.
  5. Развитие словесно-логического нетривиального мышления, творческой фантазии и интуиции.
  6. Воспитательные
  1. Воспитание интереса к окружающему миру.
  2. Формирование толерантности.
  3. Воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.
  4. Воспитание произвольности поведения, активности, заинтересованности решать общие задачи.

Обучающие:

  1. Формирование навыков образования собственной цели деятельности, умений определять направление деятельности в соответствии с поставленной целью и видеть конечный результат.
  2. Формирование основ познавательной деятельности.
  3. Формирование  навыков владения родным языком, основными формами речи- диалогом, монологом.
  4. Привитие навыков долговременной интеллектуальной работы.
  5. Привитие им навыков исследовательской работы;

3. Характеристика программы.

Тип – дополнительная образовательная программа.

Вид – модифицированная

Направленность – социально-педагогическая.

Классификация:

- по признаку – общеразвивающая

- по цели обучения – познавательная

- по возрасту – разновозрастная

- по масштабу действия – учрежденческая

- по срокам реализации – 1 год

  1. Организационно-педагогические основы обучения.

Зачисление детей производится путем свободного набора.

Год

обучения

Продолжи

тельность

занятий

Перерыв

между

занятиями

Возраст

обучаю

щихся

Кол-во

часов

в неделю

Кол-во

обучаю

щихся

в группе

Кол-во

часов

в год

1

30 мин.

10 мин.

5-7 лет

6

10

216

В соответствии с Уставом МОУ ДОД «Дом детского творчества» пгт Усогорск в объединение по интересам «Школьная страна » принимаются дети на основании следующих документов:    

письменного заявления родителей (законных представителей) на имя директора;

копии свидетельства о рождении;

Успешность обучения по программе во многом определяется созданием гигиенических условий:

- наличием соответствующих возрасту столов и стульев;

- удобство столов для учебной работы;

- достаточная освещенность рабочих мест.

5. Прогнозируемый результат по окончании курса.

К концу обучения по программе дети приобретут следующие

ЗНАНИЯ:

- правил техники безопасности;

- правил поведения на занятиях, экскурсиях;

- приемы эффективного общения;

- приемов концентрации и удержания внимания;

- иметь представление об особенностях деятельности исследователя

- правила сохранения собственного здоровья: правильная посадка за партой, умение верно и твёрдо держать ручку, свободное владение карандашом и кистью, упражнения для глаз, рук, упражнения для релаксации).

УМЕНИЯ:

- слушать и анализировать речевое высказывание;

- владеть основными формами речи – диалогом, монологом

- координировать движения звеньев пишущей руки – пальцев, кисти, предплечья и плеча

- приспосабливать свои движения к постоянно изменяющимся во время письма условиям

- осуществлять  зрительный контроль за выполняемым действием

- ориентироваться в пространстве (различать направления по вертикальной оси – вверх и вниз, по горизонтальной оси – спереди и сзади, движение в правую и левую стороны)

- работать в общем темпе и ритме

- подчиняться общим установленным правилам

- использовать предлагаемый инвентарь и пособия по назначению

- классифицировать, обобщать, делать выводы

- действовать индивидуально и в команде

- вести наблюдения по плану

Личностные результаты освоения программы:

-  положительное отношение к учению,

- осознание и принятие роли ученика,

- желание приобретать новые знания,  умения,

- способность к самооценке своих действий, поступков,

- дисциплинированность, активность, заинтересованность.

  1. Содержание курса

  1. Учебно-тематический план:

Название разделов

Наименование

дисциплин

Количество часов

Всего

Теория

Практические

занятия

В неделю

1. Введение в деятельность.

2

1

1

2. Занимательные дали

.Долина математики

32

5

27

1 занятие  

(1 час)

.Долина Грамматики

32

5

27

1 занятие  

(1 час)

3.  Неведомое интересно

 

Государство

«ЗНАМыч».

   16

3

13

1 занятие (1час)

1раз в 2 недели

Государство

«САМыч».

58

10

48

2 занятия

(2 часа)

4.  Познаем играя.

Океаны игр

20

2

18

1 занятие

(2 часа)

1раз в 2 недели

5. Там на неведомых тропинках…

Спортландия

32

4

28

2 занятия

(2 часа)

1раз в 2 недели

6. Реализация этапов педконтроля

Проверяйкины острова

22

4

18

7. Итоговое занятие.

2

1

1

Итого:

216

35

181

  1. Примерное расписание занятий:

Вторник

среда

Четверг

1-й вариант

2-й вариант

1-й час

.Долина математики

1-й час

.Долина Грамматики

1-й час

Государство

«ЗНАМыч».

1-й час

Спортландия

2-й час

Государство

«САМыч».

2-й час

Государство

«САМыч».

2-й час

Океаны игр

2-й час

Спортландия

  1. Содержание разделов:
  1. Введение в деятельность. 2 часа / 2 занятия.

Теоретическая часть  занятия определяется необходимостью ознакомления детей с целями и задачами обучения, определением мотивации учения. Совместно с детьми составляется «портрет» успешного ученика.

В практической части занятия проводятся игры на знакомство, раскрепощение. Проводится несложный психологический тест («Дом. Дерево. Человек»).

2. Раздел «Занимательные дали», 64 часа разделен на два подраздела: «Долина математики» - 32 часа; «Долина грамматики» - 32 часа.

Подраздел «Долина грамматики» предполагает практическое усвоение таких понятий как СЛОВО, СЛОГ, ЗВУК, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. На занятиях дети учатся слышать звуки в словах, узнавать и воспроизводить их. Основы анализа постигаются через выделение слов в предложении, определение их количества и порядка, через выделение  из речи предложений, через членение слов на слоги и выделение в слове отдельных звуков и их последовательности. Основы синтеза осваиваются через упражнения по восстановлению предложений из отдельных слов, составление слов из отдельных слогов и звуков. В соответствии с темой  и задачами занятия педагог подбирает упражнения из тех, что представлены в приложении №6.

Каждое занятие данного подраздела предполагает проведение этапа по подготовке детей к письму. Этап ограничивается 3-5 минутами от каждого занятия и предполагает следующие виды работ: рисование узоров в тетрадях, альбомах и на доске (водой и мелом); ощупывание с закрытыми глазами контуров букв и элементов букв алфавита; упражнения в накладывании подвижных элементов букв на нарисованные на листе бумаги; игры с буквенным конструктором. Эти упражнения и игры представлены в приложении №5.

Подраздел «Долина математики» представлен занятиями по ознакомлению с величиной, формой, пространством. На эмпирическом уровне постигаются понятия МНОЖЕСТВА и АЛГОРИТМа. Включены математические игры, развлечения, практические опыты и фокусы, направленные на развитие интеллектуальных способностей детей (анализа, комбинирования, рассуждения, планирования). Соответствующие материалы представлены в приложении №.5.

Темы занятий:

Содержание занятий:

2

Занимательные дали.

64

2.1.

Долина математики.

32

О ПРИРОДЕ ОТНОШЕНИЙ «БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ»

Т: Рассуждения о природе данных отношений в форме живого диалога

ПР: Большой –маленький. Больше – меньше, одинаковые по размеру. Упражнения в сравнении различных объектов действительности. Практические опыты.

2

О ПРИРОДЕ ОТНОШЕНИЙ

«ЛЕГЧЕ-ТЯЖЕЛЕЕ»

Т: Рассуждения о природе данных отношений в форме живого диалога

ПР: Упражнения в сравнении различных объектов действительности. Практические опыты. Секреты других планет.

2

О ПРИРОДЕ ОТНОШЕНИЙ «ДЛИННЕЕ-КОРОЧЕ»

Т: Рассуждения о природе данных отношений в форме живого диалога

ПР: Длинный – короткий, длиннее –короче, одинаковой длины. Практические опыты. Оптические обманы.

1

Измерение длины предметов.

Т: Меры длины.

ПР: Игра «Маленькие человечки».  Упражнения в сравнении различных объектов действительности с помощью третьего.

1

Пространственные представления.

Т: Ориентация в пространстве классной комнаты, домашней комнаты, листа бумаги . взаимное расположение предметов.

ПР: Отработка навыков пространственного ориентирования: впереди – позади, справа – слева, вверху – внизу, близко –далеко, рядом, около, в центре, между, в середине, под, у, над, за, внутри.

Упражнения в ориентации на клеточном поле тетрадного листа.

3

Временные представления.

Т: Представления о времени.

ПР: Утро, день, ночь, вечер, сутки. Осень, зима, весна, лето. Год.

Сегодня, завтра. Вчера, на следующий день.

До, после, сначала, потом. Давно. Недавно. Схема времени.

3

Геометрические фигуры.

Т: Исследование природы разных фигур.

ПР: Упражнения в подборе различных фигур по заданным сходным признакам. Задание последовательностей.

Логические упражнения: «Поиск общих признаков», «Поиск аналогов», «Поиск противоположного объекта», Игра «Матрешка» и др.

3

Множество.

Т: Предметы и сходные признаки.

ПР: Упражнения на объединение предметов в группы по заданным сходным признакам. Сравнение множеств. Объединение множеств.

2

Алгоритм.

Т: Последовательность действий. План действий.
ПР: Выполнение заданий на определение последовательности выполнения действий, отработку связи операция-результат. Действие по алгоритму. Составление простых алгоритмов.

3

Математические игры и развлечения.

ПР: Математические диктанты, задания на отработку пространственных представлений, умений находить ось  симметрии, навыков счета предметов, знание цифр. Занимательные задачи, фокусы.

12

2.2

Долина грамматики.

32

Единицы речи. Слово.

Т: Понятие РЕЧЬ и СЛОВО. Слово – единица речи. Обозначение слова на листе черточкой. Классификация слов по принадлежности предметов к той или иной группе.

ПР: Выделение слова из потока речи. У каждой вещи есть свое имя. Упражнения на развитие логического мышления: «Найди лишнее», на развитие умения классифицировать «Собери огород», «Объедини в группы», «Веселый зоопарк» и т.д.

3

Единицы речи. Предложение.

Т: Понятие ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Из чего состоит предложение. Схема предложения.

ПР: Упражнения в умении анализировать, т.е. выделять слова в предложении. Упражнения в умении синтезировать, т.е. составление предложений из отдельных слов. Составление предложений по картинкам.  Упражнения в составлении схемы предложения и обозначении слов черточками.

Короткие и длинные предложения.

2

Единицы речи. Слог.

Т: Понятие СЛОВО и СЛОГ.

ПР: Слог – часть слова. Деление слов на слоги. Упражнения и игры на выделение слогов в двусложных и трехсложных словах. Слова, состоящие из одного слога.

3

Единицы речи. Звук.

Т: Звуки окружающей действительности (речевые и неречевые). Понятие о самой маленькой единице речи ЗВУКе. Гласный звук. Согласный звук. Звонкий согласный звук. Глухой согласный звук. Шипящие звуки.

ПР: Практические упражнения по выделению звуков окружающего мира,  звуков в словах.  Сравнение слов с твердыми согласными звуками и слов, в которых есть мягкие согласные звуки. Работа со словами,  имеющими в своем составе глухие, звонкие, шипящие или сонорные звуки. Цветовое обозначение разных звуков. Упражнения в анализе. Составление слогов и слов из отдельных звуков.

6

Звук – буква. Гласные звуки и буквы для их обозначения на письме.

Т: Отличие буквы от звука. Понятие о букве. Печатная и письменная буква. Заглавная и строчная буква.

ПР: Упражнения на выделение гласных звуков из потока речи (звук в начале, середине и конце слова), на замену выделенного звука нужной буквой. Работа с магнитной азбукой.  Выкладывание букв при помощи цветных полосок. Сравнение и анализ печатных и письменных букв, заглавных и строчных.  Упражнения в чтении сочетаний букв гласных (Ау!, Уа! Иа.)

3

Звук – буква. Согласные звуки и буквы для их обозначения на письме.

Т: Отличие буквы от звука. Понятие о букве. Печатная и письменная буква. Заглавная и строчная буква.

ПР: Упражнения на выделение согласных звуков из потока речи (звук в начале, середине и конце слова), на замену выделенного звука нужной буквой. Работа с магнитной азбукой.  Выкладывание букв при помощи цветных полосок. Сравнение и анализ печатных и письменных букв, заглавных и строчных.  Упражнения в соотнесении печатного и письменного варианта одной и той же буквы. Упражнения в чтении сочетаний букв. Чтение односложных и двусложных слов.

7

Ударение.

Т: Понятие УДАРНЫЙ СЛОГ. Для чего нужно ударение.

ПР: Упражнения в выделении ударных слогов. Обозначение ударения.

1

Выразительная и грамотная речь.

Т: Изучаются понятия ТОН речи, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ речи. ПРАВИЛЬНОСТЬ речи, БОГАТСТВО речи.  Четкость произношения звуков в словах.
ПР: Выполняются упражнения на отработку четкости произношения слов, слогов и звуков; упражнения на подбор антонимов, синонимов, омонимов; произнесение предложений и небольших стихов с различной эмоциональной окраской; проговаривание скороговорок; обогащение речи красивыми словами, сочетаниями слов, пословицами, поговорками, фразеологизмами и необычными оборотами речи.

5

Контрольное занятие.

ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ

2

3. Раздел «Неведомое интересно» разделен на два подраздела: Государство «ЗНАМыч» и Государство «САМыч» - каждый из которых, в свою очередь, представлен циклами занятий по различным темам.

Подраздел Государство «ЗНАМыч» представлен циклом занятий по методике РТМ ТРИЗ, автор Крохалева О.Ю. «Город 5-ти чувств». Цикл представлен девятнадцатью занятиями, одно из которых вводное и одно  итоговое. Занятия проводятся в виде путешествий по воображаемому городу, где дети знакомятся с органами чувств, при помощи которых человек познает окружающий мир. Путешествие на Улицу зрения  и Улицу обоняния длится по 3 занятия, на Улицу слуха и Улицу осязания по 4 занятия, на Улицу вкуса 2 занятия. В занятия города 5-ти чувств включены упражнения по изобразительной деятельности: «Рисую, что вижу», «Рисую, что слышу», «Рисую, что чувствую», а так же игры на развитие произвольного и непроизвольного внимания. Подробное описание игр и заданий представлено в приложении № 8.

Занятия подраздела Государство «САМыч» имеют различную содержательную базу и сопровождают занятия математики и грамматики. Дополнением к занятиям математики служат такие блоки раздела как «Школа рисования» и «Основы моделирования». Дополняют занятия грамматики циклы занятий «Карандаш волшебник» и «Пластилиновая азбука». Цикл занятий «Разноцветный мир» относится и к занятиям математики, и к занятиям грамматики.

Занятия по рисованию из циклов «Школа рисования» и «Разноцветный мир»,   не только погружают ребенка в мир самого интересного и увлекательного для всех без исключения детей занятия, но и ненавязчиво  посредством языка образов объясняют маленьким художникам приемы построения изображения через использование одной или нескольких базовых геометрических форм: круга, овала, треугольника, квадрата. Юные художники в игровой форме овладевают линией контура, штрихом, цветовым пятном, постигают азы цветоведения. Содержание занятий цикла «Школа рисования» предполагает большое количество упражнений в начертании основных геометрических форм в сочетании с произнесением вслух одновременно с рисованием стихотворного описания действий и рисованием узоров под счет.

На занятиях из серии «Карандаш – волшебник» дети в увлекательной и ненавязчивой форме учатся начертанию основных элементов письменных букв, осваивают азы соединения отдельных элементов между собой, учатся выстраивать из отдельных элементов прописные заглавные и строчные буквы. Занятия по лепке помогают развитию не только зрительной, но и тактильной памяти детей. Это является необходимым условием обретения уверенной координации рук и глаз, что в свою очередь облегчит ребенку овладение графикой письма.  В этих занятиях объединены сразу несколько развивающих моментов: анализ предмета, его описание, воспроизведение на бумаге, согласование речи и действий.

 Каждое занятие предполагает использование гимнастики для пальчиков, представленной в приложении № 10.

        Цикл занятий «Основы моделирования» построен на использовании искусства складывания из бумаги – ОРИГАМИ и состоит из 9 занятий. Суть занятий заключается в изучении комбинаторных возможностей, кроющихся в обычном листе бумаги. Занятия предполагают знакомство с математическими терминами: точка, отрезок, угол, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, параллельные прямые, равные отрезки, сторона, середина стороны, средняя линия, ось симметрии, диагональ. На первых занятиях процесс складывания демонстрируется без схем, с использованием сказочных сюжетов. Далее предполагается знакомство с условными знаками, схемами. Каждый цикл занятий предполагает выполнение мини-проектов в рамках одного занятия и домашние проекты.

Темы занятий:

Содержание занятий:

3

«Неведомое интересно»

74ч

3.1.

Государство «ЗНАМыч» 

16ч

«Город 5-ти чувств». Знакомство.

Т: О значении органов чувств.

ПР: Задания на определение вкуса и запаха предметов. Рисование города 5-ти чувств.

1

«Город 5-ти чувств». Улица глаз.

Т: Понятие ЗРЕНИЕ. Строение глаза. Бережное отношение к глазам и сохранение хорошего зрения.

ПР: Задания на развитие общения. Строение глаз разных животных. Игры на развитие зрительной памяти («Запомни        порядок», «Кто что сделал?», «Художник», «Запрещённое движение», «Рисование глаз», «Муха», «Запомни картинки», «Клавиатура», «Дорисуй-ка», «Муха», «Чудесный мешочек», «Запомни картинки», «Клавиатура»).

2

«Город 5-ти чувств». Улица слуха

Т: Понятие СЛУХ. Строение органа слуха. Особенности слуха человека и животных. Бережное отношение к ушам и сохранение хорошего слуха.

ПР: Путешествие по домам звуков. Упражнения на узнавание звуков. Игры – «Узнай по звуку», «Угадай, чей голосок», «Громкая и  тихая музыка», «Глухой телефон», «Продавец и покупатель»,  «Часовой», «Улавливай шепот». Загадки, пословицы. Конкурс шумовых оркестров. Игра «О чем говорят предметы». Музыкальная картинка «Колокольный звон».  Задания на развитие фантазии. Задания на развитие слуховой памяти.

3

«Город 5-ти чувств». Улица вкуса.

Т: О назначении языка. Объекты съедобные и несъедобные.

ПР: Игры «Съедобное – несъедобное», «Объяснялки», «Засели домик». Творческие задания, работа по карточкам. Загадки, пословицы.

2

«Город 5-ти чувств». На улице носа.

Т: Значение обоняния. Строение носа. Особенности обоняния человека и животных.

ПР:  Функциональный анализ: Зачем нам нос? Игры и упражнение на развитие обонятельной памяти. Загадки, пословицы.

3

«Город 5-ти чувств». Улица осязания.

Т: Тактильные ощущения. Знакомство с кожей. Значение их в жизни человека.

ПР: Игры на развитие осязательной памяти. («На улице «Десяти пальцев», «Магазин», «Чудесный мешочек»). Загадки, пословицы. Творческое задание «Обведи руку». Упражнения на развитие осязательной памяти. Пальчиковая игра «Что за птица?».

4

«Город 5-ти чувств».

ПР: Итоговое занятие.

1

3.2.

Государство «САМыч»

58ч

Карандаш-волшебник. Обводка по шаблону.

Т: Техника безопасности при работе с карандашом. Правильная посадка за столом, расположение альбомного листа, правильное держание карандаша. Понятие о шаблоне. Действие по образцу. Двигательные задачи.

ПР: Упражнения  для развития умения правильно держать карандаш, работать с альбомным листом и шаблоном. Упражнения в правильном прикладывании, удерживании и обведении шаблона. Упражнения для пальцев и кистей рук.

3

Карандаш-волшебник. Штриховка в заданном направлении.

Т: Техника безопасности при работе с карандашом. Правильная посадка за столом, расположение альбомного листа, правильное держание карандаша. Понятие о трафарете. Действие по образцу. Двигательные задачи.

ПР: Упражнения в использовании трафарета. Упражнения в выполнении штриховки сверху - вниз, снизу-вверх, слева - направо, справа - налево. Упражнения для пальцев и кистей рук.

4

Карандаш-волшебник. Прямые и наклонные линии.

Т: тетрадь в косую линию. Тетрадь в клетку.  Правила расположения тетради на столе. Двигательные задачи для написания элементов.

ПР: Разлиновка тетради.  Упражнения в расположении тетради на столе. Посадка при письме. Упражнения в письме: прямой и наклонной палочки, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовалов, овалов, палочки с петлей внизу, палочки с петлей вверху.  Диктанты.

8

Пластилиновая азбука

Т:  Правила техники безопасности при работе с пластилином. Организация и уборка рабочего места. Подготовка пластилина к работе. Освоение техники рисования пластилином.

Пр: Упражнения в создании образов прописных заглавных и строчных букв через лепку пластилиновых жгутиков  и выкладывания их на листе картона.  Упражнения в создании образов прописных  и строчных и заглавных букв  с использованием техники намазывания пластилина внутри заранее прорисованного контура. Игры на зрительное и тактильное запоминание созданных образов.

10

Пластилиновая азбука. Мини-проект: «Мое имя»

Т: Определение этапов выполнения проекта.

ПР: Выполнение практической работы.

1

Школа рисования. Завитки и кружки.

Т: Двигательные координации и ритм при рисовании завитков. Получение кружков.

ПР: Упражнения в рисовании завитков. Гусеничка. Овечка.

Рисование кружочков. Цыпленок.

2

Школа рисования. Завитки и овалы.

Т: Двигательные координации и ритм при рисовании завитков. Получение овалов.

ПР: Упражнения в рисовании завитков. Рисование овалов. Зайчик.  Рыбка. Веселые утята. Божья коровка.

4

Школа рисования. Зигзаг и угол. Треугольник.

Т: Двигательные координации и ритм при рисовании зигзага. Получение треугольника.

ПР: Упражнения в рисовании зигзагов и треугольников. Бабочка. Ежик или мышка. Ель.

3

Школа рисования. Зигзаг и прямой угол.

Т: Двигательные координации и ритм при рисовании зигзага. Получение прямых углов. Прямоугольник и квадрат.

ПР: Упражнения в рисовании прямых углов, квадратов и прямоугольников. Крокодил. Собачка. Поросенок.

3

Школа рисования.  Оля и Коля.

Пр: Рисование Оли и Коли с использованием всех базовых форм.

1

Мини-проект: Веселый зоопарк

Т: Определение этапов выполнения проекта.

ПР: Выполнение практической работы.

2

Основы моделирования. Складывание из бумаги. Оригами.

Т: Из истории оригами.

ПР: Упражнения в ориентировании на листе бумаги.

1

Основы моделирования. Оригами. Базовые формы.

Т: Элементы геометрических фигур. Базовые формы. Математические термины: угол, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб.

ПР: Упражнения по соотнесению форм предметов с геометрической формой. Упражнения в выделении элементов геометрических фигур. Выполнение базовых форм.

2

Основы моделирования. Оригами. Условные знаки и схемы.

Т: Условные знаки и схемы. Математические термины: прямой, острый, тупой углы, биссектриса угла, сторона, середина стороны, средняя линия, ось симметрии, диагональ и т.д. условные схемы

ПР: Приемы работы по схеме. Упражнения в выполнении сгибов и перегибов фигур. Упражнения в чтении схемы.

2

Основы мод-ния.

ПР: Азбука оригами. Упражнения в моделировании фигурок.

3

Мини-проект: Бумажная сказка

Т: Определение этапов выполнения проекта.

ПР: Выполнение практической работы.

1

Разноцветный мир. Цветовая палитра.

Т: Семь цветов и их расположение.

ПР: Правила работы кистью. Упражнения в выполнении безотрывной линии. Радуга.

1

Разноцветный мир. Чудеса акварели.

Т: Т/б по работе с красками и кисточкой. Тонирование. Заливка «по мокрому». Теплые и холодные цвета. Смешивание красок.

ПР: Упражнения в использовании теплых и холодных цветов. Упражнения в выполнении тонирования,  в выполнении набрызга. Прорисовывание деталей. Рисование яблока. Коллективная работа «Урожай».

2

Разноцветный мир. Египетские письмена.

Т: Рисунок на бумаге в клетку. Понятие -ИЕРОГЛИФ

ПР: упражнения в выполнении отдельных рисунков по клеточкам. Мини-проект «МОЕ ИМЯ»

2

Разноцветный мир.

Т: Плоские и объемные геометрические  фигуры. Штриховка. Передача объема. Понятия –блик, зона света, тень.

ПР: Упражнения в выполнении штриховки в разных направлениях, в нанесении слоев. Рисунок «Гармошка» или «Шахматная доска». Задания типа: «Нарисуй такую же фигуру по клеточкам», «Нарисуй такую же картинку», «Продолжи узор», «Заштрихуй фигурки не выходя за пределы контура».

3

4. Познаем играя.

Содержание раздела обеспечивает реализацию гуманистических идей игрового освоения мира. При всей традиционности содержание данного раздела призвано способствовать  формированию устойчивого интереса к освоению школьных предметов и направлено на пробуждение у подрастающего поколения самостоятельности, оригинальности мышления. «Человек разумный» есть в первую очередь «человек играющий».

Выбор тех или иных игр и занимательных заданий определяется исходя из задач предыдущих занятий и направляются на усвоение ранее приобретенных знаний, на развитие умений применять новые знания в иных видах деятельности. Также занимательный материал и игры могут использоваться  с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями.  При этом непременным условием является применение системы упражнений. Подбор заданий для каждого занятия осуществляется на усмотрение педагога из общего перечня (Приложения №5, 6, 7, 8, 9, 10)

Теоретическая подготовка предполагает усвоение приемов  разгадывания, правил игр, секретов опытов, простых математических экспериментов и фокусов.

Практика: Россыпи головоломок. Логические задачи. ИГРЫ: «Танграм», «Пифагор», «Пентамино», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг»,  «Геометрическое домино», « Зоологическое домино», игры на преобразование одной фигуры в другую, логические задачи на поиск недостающих фигур, предметов, слов. Задачи на поиск признака отличия одной группы предметов от другой. Задачи шутки, занимательные вопросы различного предметного содержания.  Математические чудеса и тайны. Игровые упражнения типа «Дорисуй», «Дострой».

5. Там на неведомых тропинках…

Приспособление детского организма к новым условиям социального существования, к новому режиму при поступлении в школу часто сопровождается изменениями поведенческих реакций, расстройствами сна, аппетита. Прибавляем к этому вынужденно долгое пребывание в одной статической позе, постоянно напряженное зрение, постоянное напряжение сил ребенка. В процессе длительных письменных упражнений возникают болезненные ощущения в кисти ребенка, легко деформируется еще не окрепший скелет ребенка, сжимается грудная клетка, задерживается дыхание и кровоснабжение нижних конечностей, нарушается работа сердца и других органов. Проведения одноразовых физминуток явно не может быть достаточно. Требуется более серьезная работа по физической подготовке будущих первоклассников, предусматривающая использование специальных комплексов упражнений, подготавливающих детский организм к серьезным школьным нагрузкам. В процессе физического воспитания развиваются разнообразные качества, важные для учебной, трудовой, спортивной деятельности.

По мнению большинства ученых для овладения новыми движениями большое значение приобретают уже имеющиеся условные связи. Поэтому чем богаче и разнообразнее был двигательный режим ребенка, тем легче и правильнее ребенок будет выполнять новые двигательные действия.

Правильно организованные физкультурные занятия помогут не только укрепить организм ребенка, но и научат ребенка наблюдать, действовать в определенно заданных условиях, осмысливать и оценивать происходящее вокруг. Игры и упражнения призваны помочь ребенку усвоить основные правила поведения, научить общаться с детьми и взрослыми. В зависимости от целей занятия педагог подбирает эстафеты, игры, упражнения из общего перечня материала для спортивных занятий (Приложение № 7).

Тема занятия:

Содержание занятия:

К-во час.

Жизненно важные навыки.

Общение и взаимодействие.

Т: Правила безопасного поведения в спортивном зале. Как не получить травму. Понятия ШЕРЕНГА, КОЛОННА, периметр зала.

ПР: Организация разминки в движении по периметру зала. Упражнения на отработку движения по залу шеренгой, колонной. Командные эстафеты на взаимодействие.

6

Жизненно важные навыки.

Общение и взаимодействие.

Т: Правила безопасного поведения в спортивном зале. Строевые команды.

ПР: Строевые упражнения. Повороты, перестройка. Построение в колонны. Расчет на 1-2. Команды «стой, на месте». Игры на усвоение элементов перестроения.

Комплекс общеразвивающих  упражнений.

Подвижные игры и эстафеты.

6

Координация движений. Упражнения в равновесии.

Т: Правила Т/Б при выполнении упражнений на бревне, Безопасность в игре.

ПР: Упражнения в равновесии – ходьба по бревну, повороты на носках и одной ноге; ходьба приставными шагами.  Бег наперегонки с выполнением различных заданий, челночный бег.  Игры на развитие координации. Эстафеты с предметами и без.  Игровые поединки в парах.

4

Координация движений. Прыжки.

Т: Правила Т/Б при выполнении  прыжков с повышенной опоры. Безопасная работа со скакалкой.

ПР: Прыжки с передвижением по залу, спрыгивание с повышенной опоры, пробегание через катящийся обруч. Прыжки через скакалку. Подвижные игры на внимание, на координацию, веселые подвижные игры.

6

Координация движений. Броски мяча.

Т: Правила безопасных бросков мяча. Как не травмировать товарищей. Техника броска в цель.

ПР: Построение в две шеренги лицом друг к другу, передача и ловля мяча. Упражнения с мячами. Броски мяча правой, левой рукой в цель. Передача и ловля мяча различными способами. Подвижные игры на усвоение техники броска. Школа мяча П.Ф. Лесгафта. Упражнения на расслабление и восстановление. Подвижные игры и эстафеты с мячами.

4

Гимнастические элементы.

Т: Растяжение и развитие подвижности позвоночника. Техника безопасного выполнения упражнений.

ПР: Общеразвивающие упражнения. Упражнения для создания мышечного корсета.  Упражнения на активное и пассивное растяжение позвоночника (в положении сидя, лежа, стоя). Выполнение всех разученных комплексов упражнений с предметами и без. Упражнения в парах. Подвижные игры.

6

ИТОГО:

32ч.

6. Реализация этапов педконтроля.

Содержание педконтроля:

Содержание занятий:

К-во час.

1

Введение в деятельность.

6 ч

Личностная готовность к обучению в школе.

Т: Определение целей обучения по программе

ПР: Знакомство. Тесты на определение личностной и  эмоциональной  готовности к обучению в школе (вводный тест).

2

Физическая готовность к обучению в школе.

Т: Определение целей обучения по программе (мотивация учения). Портрет успешного ученика.

ПР: Правила техники безопасного поведения в ДДТ, спортивном зале, на улице. Тесты на определение сформированности двигательных навыков и качеств, выявление особенностей тонких моторных координаций, физическую работоспособность.

2

Интеллектуальная и специальная готовность.

Т: Определение целей обучения по программе (мотивация учения). Портрет успешного ученика.

ПР: Тесты на определение сформированности основ познавательной деятельности, на овладение началами грамоты и элементами учебной деятельности.

2

2

Промежуточный контроль

8 ч

Физическая готовность к обучению в школе.

«Жизненно важные навыки. Общение и взаимодействие».

Т: Определение двигательных задач и последовательности прохождения полосы препятствий.

ПР: Тесты на определение уровня сформированности двигательных навыков и качеств, выявление особенностей тонких моторных координаций, физическую работоспособность (прохождение полосы препятствий)

2

Интеллектуальная и специальная готовность.

Долина математики

Математический бой «Выясним отношения и уточним представления».

Т:Определение ролей и правил ведения боя. Организация игровых команд, рабочих мест. Знакомство с системой оценивания и выведения результата.

ПР: В ходе математического боя определяется объем усвоенного материала, определяется уровень развития интеллектуальной и отдельных составляющих специальной готовности.

2

Специальная готовность. Долина грамматики

«Единицы речи». Игра – путешествие.

Т: Введение в игру. Определение целей и задач игры. Игровое поле.  Знакомство с системой оценивания и выведения результата.

ПР: В ходе игры дети выполняют задания-тесты для определения  отдельных составляющих специальной готовности к школьному обучению. Работа ведется в микро-группах и индивидуально.

2

Личностная готовность.

Государство «САМыч»

Мини-проект: «Веселый зоопарк».

Т: Погружение в проект. Обсуждение этапов его выполнения.

ПР: В ходе реализации коллективного проекта определяется уровень сформированности элементов учебной деятельности.

2

3.

Итоговый контроль.

8 ч.

Физическая готовность к обучению в школе.

Эстафета «Ура! Завтра в школу!»

Т: Определение двигательных задач и последовательности прохождения полосы препятствий. Деление на команды. Условия судейства.

ПР: Тесты на определение уровня сформированности двигательных навыков и качеств, выявление особенностей тонких моторных координаций, физическую работоспособность (прохождение полосы препятствий)

2

Интеллектуальная и специальная готовность.

Интеллектуальный конкурс по разделам программы «Умники и умницы».

Т: Введение в игру. Определение целей и задач игры. Игровое поле.  Знакомство с системой оценивания и выведения результата.

ПР: В ходе игры дети выполняют задания-тесты для определения отдельных составляющих специальной готовности к школьному обучению. Работа ведется в командах и индивидуально. В ходе игры заполняются 2 протокола: командный зачет и личный зачет.

2

Специальная готовность.  Государство «САМыч»

Итоговое занятие «Путешествие в РОБОТЛЕНД».

Т: Определение целей и задач путешествия. Обсуждение условий успешного прохождения этапов путешествия.  Знакомство с системой оценивания и выведения результата.

ПР: В ходе игры дети выполняют задания-тесты для определение отдельных составляющих специальной готовности к школьному обучению (умения владеть карандашом, ручкой, ориентироваться на странице тетради, умение сохранять правильную осанку и - координировать движения звеньев пишущей руки). Работа ведется в микро-группах сменного состава и индивидуально.

2

Личностная готовность.

Государство «ЗНАМыч»

Итоговое занятие – проект  «МОЙ город 5-ти ЧУВСТВ»

Т: Погружение в проект. Обсуждение этапов его выполнения.

ПР: В ходе реализации коллективного проекта определяется уровень сформированности элементов учебной деятельности.

2

  1. Методическое обеспечение программы

Программа реализуется на базе МОУ ДОД «Дом детского творчества» пгт Усогорск. Для занятий имеется кабинет: парты со стульями, доска, наглядный материал - алфавит, слоговая таблица, набор цифр, набор букв, счётные палочки, демонстрационный и раздаточный материал, папки по темам: «птицы», «животные», «рыбы», «грибы», «люди», «посуда», «растения». У каждого обучающегося имеются индивидуальные рабочие папки: тетради, цветные карандаши, пластилин, ручка, простой карандаш, альбом, краски и кисточки.

Основные методические положения:

  1. Программа построена на использовании проблемно-поискового метода обучения. В процессе решения проблемных ситуаций дети учатся использовать известные им способы действия, перенося их в новые условия, открывают новое знание, следуя путем проб и ошибок.
  2. Обучение идет в контексте практической и игровой деятельности.
  3. Использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объемной, моторной, кинестетической.
  4.  Восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность.
  5. Используются элементы таких современных технологий как: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), эвристическое обучение, математическое моделирование.
  6. Система занятий построена блочно. В программу включены 4 обучающих блока – раздела: «Занимательные дали», «Неведомое интересно», «Познаем играя», «Там на неведомых дорожках» и 1 блок, который обеспечивает реализацию этапов педконтроля «Проверяйкины острова». Все блоки взаимосвязаны и тесным образом перекликаются. Так, например, тематика занятий «Государства САМыч» обеспечивает подготовку дошкольников к процессу усвоения навыков письма (цикл занятий «Школа рисования»), а так же формирование основ математического и продуктивного мышления (цикл занятий «Основы моделирования»), т.к., усваивая способы использования моделей, дети открывают для себя область математических отношений на уровне таких важных понятий как число, величина, форма, количество, порядок, классификация, сериация. Цикл математических занятий, в свою очередь, обеспечивает развитие речи обучающихся за счет введения новых понятий в форме свообдного диалога. На таких занятиях дети отрабатывают и навыки продуктивного общения, навыки работы с информацией.
  7. Творческие домашние задания, требующие совместного выполнения с родителями.
  8. Использование основ проектной деятельности. Обучение этапам выполнения учебного проекта. Выполнение мини-проектов, реализуемых в рамках одного занятия, долгосрочных проектов (несколько занятий), домашних мини-проектов

Технология деятельности по программе:

  1. Диагностика исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за их развитием.
  2. Ознакомление родителей обучающихся с результатами начальной диагностики и последующих тестов с целью обеспечения осознанного отношения к процессу личностного роста и развития.
  3. Построение междисциплинарной (интегральной) основы обучения по развивающему курсу.

Логика определения названий для разделов курса и наименования учебных дисциплин исходит из того, что весь учебный год является одним большим путешествием в ШКОЛЬНУЮ СТРАНУ, по пути следования в которую дети смогут заглянуть в ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ДАЛИ, познать НЕВЕДОМОЕ ИНТЕРЕСНО, окунуться в ОКЕАНЫ ИГР и пройти, а может  пробежать или  даже проскакать  по НЕВЕДОМЫМ ДОРОЖКАМ.  ПРОВЕРЯЙКИНЫ острова будут посещаться для того, чтобы отдохнуть на этом трудном пути, собраться с мыслями, оценить накопленный багаж знаний, умений. В начале учебного года детям объясняются правила игры, которая будет длиться в течение всего учебного года.

Раздел «Занимательные дали». Предмет «Долина математики».

На математических занятиях дети учатся опытным путем определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов, ориентироваться в пространстве комнаты, листа бумаги. Это не случайно, так как знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, и он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго не испытывает потребности в счете. Специальные занятия по освоению навыков счета в программу не включены. Освоение природы числа, порядковый и количественный счет осваиваются попутно в ходе всего процесса обучения на различных занятиях не только данного подраздела.

К концу освоения курса дети должны усвоить:

- понятия ОДИН, МНОГО, БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, СТОЛЬКО ЖЕ,ДЛИННЕЕ, КОРОЧЕ, ВЫШЕ, НИЖЕ;

- названия и характерные признаки плоских и объемных геометрических фигур;

- пространственные представления слева направо, справа налево, вдоль, поперек.

Раздел «Занимательные дали». Предмет «Долина грамматики».

К концу освоения курса дети должны усвоить:

- понятия СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЗВУК, СЛОГ;

- различия гласных и согласных звуков;

- отличие буквы от звука;

- правильно постановку ударения в знакомых словах;

- деление слова на слоги, предложения на отдельные слова;

- составление простых предложений и небольших рассказов по предметным картинкам.

В ходе изучения темы «Звук» активно используется фонемный анализ. В ходе подобной работы ребенок осваивает определенную последовательность операций, приобретает способность контролировать и оценивать свои действия.

Раздел «Неведомое интересно», предмет «Государство ЗНАМыч».

 Занятия подраздела проводятся в форме путешествия по ГОРОДУ 5-ти чувств. Каждое чувство – это район воображаемого города: улицы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Усвоение знаний происходит посредством игры. Используются игры и задания на развитие каждого чувства. Происходит знакомство с соответствующими органами, отвечающими за возникновение того или иного чувства. Изучаются некоторые стороны строения этих органов, правила сохранения их здоровья: дыхательные гимнастики для носа, упражнения для глаз, гимнастика для язычка, правила ухода за кожей. В работе с детьми на занятиях используются следующие приемы: функциональный анализ, опыты, рассказ педагога, игры, рассматривание иллюстраций, рисование, творческие игры и задания.

В данной программе необычным образом нашли свое отражение занятия по обучению детей дошкольного возраста письму. Весь материал по обучению письму расположен в разделе «Неведомое интересно», предмет «Государство САМыч». Дети постигают основы письма через обучение рисованию карандашом, красками, лепку из пластилина.  Задачи таких занятий заключаются:

- в укреплении руки, улучшении координации движений;

- в освоении правил гигиены письма, сохранении правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;

- в освоении элементов букв при помощи тактильных ощущений, различных конструкторов и обведения трафаретов.

На занятиях используются артикуляционные гимнастики, проговаривание скороговорок, разгадывание загадок, изучение пословиц и поговорок, пальчиковые игры и гимнастики.

Циклы занятий «Школа рисования» и «Разноцветный мир» имеют своей целью формирование до определенного уровня не только изобразительных навыков и развитие мелкой моторики, но и формирование навыков, необходимых в школе: понимать и принимать поставленную педагогом задачу, умение слушать и выполнять указания взрослого, контролировать свои действия и умение видеть и исправлять допущенные в ходе выполнения задания ошибки и неточности. В ходе обучения отрабатываются следующие навыки и умения:

- владение кистью и карандашом;

- навык произвольной регуляции силы нажима;

- навык прекращения движения в нужной точке;

- умение рисовать линии различной длины в различных направлениях;

- навык ритмичного выведения повторных однородных движений;

- умение выполнять симметричный рисунок.

Правила рисования кистью:

  • Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным) за железным наконечником, не сжимая сильно;
  • При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии;
  • При рисовании широкой линии нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге;
  • Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги кончиком кисти;
  • При закрашивании кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда-обратно, как карандашом);
  • Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз;
  • Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

Усвоение правил происходит практически.

Пространственное моделирование на основе оригами. Цикл занятий «Основы моделирования». Технологические правила:

- процесс складывания демонстрируется с помощью большого квадрата, одна сторона которого белая, другая – цветная (яркая);

- следует правильно использовать математические термины, связанные с моделированием (точка, отрезок, угол, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, параллельные прямые, равные отрезки, сторона, середина стороны, средняя линия, ось симметрии, диагональ);

- приучать детей к знакам, схемам следует постепенно.

Логика построения занятия: моделирование репродуктивное –самостоятельное – творческое.

Возможные типы заданий:

- сложить фигурку по памяти;

- по схеме;

- словесному руководству;

- разобрать готовую фигурку и зарисовать схему ее моделирования;

- создать новую фигурку.

Важно помнить, что классическое оригами не предусматривает использование разрезов и склеиваний при моделировании изделий.

При проведении занятий этих разделов широко используются наглядные средства обучения с целью:

- создания условий для более образного представления;

- одновременного участия всех детей в выполнении заданий;

- создания условий для осознанного выполнения заданий.

Требования к использованию наглядных пособий:

  1. Предметные картинки должны быть достаточно крупными и четкими.
  2. Хорошее обозрение.
  3. Четкое выделение главного при показе сюжетных картинок.
  4. Детальное продумывание пояснений.

Раздел «Там на неведомых дорожках». Предмет – Спортландия.

В целях оптимизации физической подготовки дошкольников  целесообразны следующие рекомендации:

- регулярность физкультурных занятий;

- тщательная подготовка каждого занятия;

- доброкачественный спортивный инвентарь;

- соблюдение техники безопасности на занятии педагогом и обязательное проведение инструктажа в начале каждого занятия для обучающихся;

- включение в спортивные занятия большого количества игр, эстафет, соревнований для повышения активности детей и поддержания их интереса к деятельности;

- использование музыкального сопровождения физкультурных занятий;

- обеспечение высокой плотности занятий делением на группы и на команды, использованием оборудования для выполнения групповых упражнений, применением поточного метода организации;

Дифференцированные нагрузки за счет распределения ролей в подвижных играх и эстафетах, изменения объема и интенсивности упражнений.

Распределение учебного материала физкультурных занятий:

- в 50% всех занятий вводить общеразвивающие упражнения в форме ритмической гимнастики;

- все виды ходьбы и бега, включаемые в занятие, должны иметь двигательные задания, направленные на развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма;

- преодоление полосы препятствий планируется один раз в месяц;

- значительная часть времени занятия отводится на выполнение упражнений и игр с предметами.

В отдельный раздел программы выведены занятия, обеспечивающие выполнение этапов педконтроля. Эти занятия объединены названием «ПРОВЕРЯЙКИНЫ ОСТРОВА». На реализацию этапов входящего контроля выделено 3 занятия по 2 часа, на промежуточном и итоговом этапах уже 4 занятия по 2 часа.

  1. Формирование системы аргументированного поощрения за достигнутые результаты и составление рейтинговой схемы движения к цели.
  • В начале учебного года оформляется стенд объединения по интересам, который отражает: маршрут движения к «Школьной стране» в виде карты;
  • Списки участников и названия маршрутных групп;
  • Расписание движения по маршруту в течение недели для каждой группы;
  • План воспитательных мероприятий на месяц;
  • Правила для участников маршрутных групп;
  • Индивидуальные накопители достигнутых результатов;
  • Общую рейтинговую таблицу.
  1. Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение уровня самостоятельности учащихся.

При реализации программы используется личностный  подход к формированию умений решать логические, нестандартные, творческо-поисковые, пространственно-комбинаторные и другие познавательные задачи.  Личностный подход выражается в учете психологических, физиологических, возрастных особенностей обучающихся, подборе дифференцированных заданий различной сложности с возможностью самостоятельного выбора задания ребенком.

Для достижения поставленных задач необходимо использовать следующие  методы  обучения:

  • Словесные: беседа, дискуссия, рассказ, объяснение, работа с книгой.
  • Наглядные: таблица, демонстрация, рисунки, технические и интерактивные средства обучения, интернет-ресурсы.
  • Практические: упражнения, игры, индивидуальная самостоятельная работа по заданиям.
  • Индуктивный и дедуктивный методы.
  • Частично-поисковый или эвристический метод.
  • Проектный метод.
  • Исследовательский метод.
  • Контроль: устный индивидуальный и фронтальный, взаимоконтроль, тесты, выполнение творческих заданий, конкурсы эрудитов, стендовые презентации творческих работ, созданными детьми в микрогруппах и индивидуально, представление исследовательских работ на занятиях и научно-практической конференции Дома детского творчества.

Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме: индивидуальная самостоятельная работа учащихся, работа в парах, микрогруппах сменного состава, игровые занятия, занятия-соревнования, викторины, диспуты, конкурсы и другие нестандартные формы проведения занятий.

  1. Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора.

Данная программа предполагает использование элементов технологий эффективно развивающих интеллектуальные, сенсорные и творческие способности ребенка, к которым относятся ТРИЗ-упражнения, ТРИЗ-игры, элементы образовательной эвристики: задания когнитивного типа, задания креативного типа.

Используемые в реализации программы ТРИЗ-упражнения:

«Поиск общих признаков»: берутся два объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси. Задача: найти для них как можно больше общих признаков.

«Поиск аналогов»: выбирается объект. Задание: назвать как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам.

«Третий лишний»: выбираются три объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси. Задание: найти в первом и втором (или в первом и третьем, или втором и третьем) объектах общие признаки, которых нет в третьем (втором или первом) «лишнем» объекте.

«Поиск противоположного объекта»: выбирается объект и называется как можно больше объектов ему противоположных.

Алгоритм выполнения ТРИЗ-упражнения (авторская версия Л.И.Шрагиной):

  1. Назвать для каждого предмета его основную функцию как системы, существенные и несущественные признаки, дополнительные функции, употребление его значения в переносном смысле.
  2. Выполнить упражнение согласно его смыслу. Пользуясь выявленными на первом этапе данными.

Используемые в реализации программы ТРИЗ-игры: «Хорошо – плохо», «Что во что входит», «Фокусировка», «Выбери троих», «Точка зрения», «Да –нет», «Маленькие человечки».

Указанные игры адаптированы для образовательных целей методами ТРИЗ и носят многофункциональный характер:

- вырабатывают навыки понимания детьми новой ситуации;

- формируют умение тщательно анализировать ресурсы объектов игр;

- развивают способность отделять свойства объекта от его носителя и переносить их на себя или другой объект.

Используемые в реализации программы задания когнитивного типа:

  • Решить реальную проблему, которая существует в науке или предложить версию происхождения изучаемого объекта (числа, отдельного слова, пословицы или поговорки и т.д.);
  • Сформулировать правила работы с изучаемым объектом (правила смешивания красок, правила выполнения штриховки и т.д.);
  • Доказать или опровергнуть существование неизученного объекта (доказать, что 4 меньше чем 3);
  • Объяснить тот или иной факт (почему в радуге 7 цветов и т.д.)
  • Найти общие элементы в геометрических орнаментах разных культур;
  • Провести эксперимент (например, сколько раз можно сложить газету, разместив при этом на ней всю семью).

Используемые в реализации программы задания креативного типа:

  • Найти или открыть то, что педагогу уже известно: придумать и обосновать собственное обозначение буквы или числа, звука, понятия; доказать, что 1+2 может равняться и 3 и 4 и т.д.;
  • Сочинить сказку, задачу, поговорку, стихотворение, рифму, песню про изучаемый объект или явление;
  • Составить родословную, игру, задание для других детей, придумать собственные меры длины и т.д.;
  • Изготовить поделку, модель, газету; нарисовать или сделать геометрический сад; выполнить узор ковра из элементов букв и т.д.;
  • Выполнить мини-проект по заданию педагога или свой домашний проект.

  1. Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и обучающийся (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).

Оценка эффективности реализации программы проводится при помощи:

  • Тестирования обучающихся.
  • Проведения контрольных занятий в форме конкурсов эрудитов, игр, викторин ит.д.

  1. Этапы педагогического контроля.

 Вид                                        

Цели и задачи

содержание

формы

критерии

входящий

Определить начальный уровень сформированности общей и специальной подготовки детей к школьному обучению.

Выполнение тестовых заданий. 3 занятия, направленные на определение разных составляющих общей и специальной готовности.

Индивидуальная и групповая работа

Высокий

средний

допустимый

низкий

промежуточный

Определить уровень усвоения теоретических знаний и практических умений и навыков

По учебно-тематическому плану

Индивидуальная и групповая работа

Высокий

средний

допустимый

низкий

Итоговый

Определить итоговый уровень общей и специальной готовки детей к школьному обучению.

Выполнение тестовых заданий индивидуально и в группе.

Индивидуальная и групповая работа

Высокий

средний

допустимый

низкий

  1. Список использованной литературы:

  1. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика.- М.: Наука, 1991г.
  2. Айзенк Г. Дж.  Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. – М.: АЙ КЬЮ, 2006.
  3. Барр Ст. Россыпи головоломок.- М.: Мир, 1987 г.
  4. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. – М.: РОСМЭН, 2003.
  5. Галеева Р.А. Тренируем мышление. Задачи на сообразительность. – Ростов н / Д.: Феникс, 2005.
  6. Гарднер М. Математические чудеса и тайны. - М.: Наука, 1982 г.
  7. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М, 2001.
  8. Екжанова Е.А. Методика исследования готовности к школьному обучению. – Санкт-Петербург: Каро, 2007 г.
  9. Завьялова Н.А., Лукина Е.В. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе. – М.: Учитель, 2009 г.
  10. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей. – М.: Новая школа, 1996г.
  11. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М.: Просвещение, 1968 г.
  12. Коноваленко С.В.  Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. – М.: ЭКСМО, 2004.
  13. Крохалева О.Ю. Город Пяти чувств. – Сыктывкар: ГУДОД «РЦДО», 2004 г.
  14. Лобок А. Другая математика // Школьные технологии. – 1998. - №6.
  15. Лобок А.М. Антропология мифа. – М.: Вербум, 2001 г.
  16. Логическая математика для младших школьников.– М.: ПОМАТУР, 2006.
  17. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.
  18. Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или как открывать знания вместе с детьми // Начальная школа.  - 1999, №5-7.
  19. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте.// Начальная школа. – 2004 г. -№6.
  20. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990 г.
  21. Мостеллер Ф. Пятьдесят занимательных вероятностных задач с решениями. М.: Наука, 1985 г.
  22. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 2006.
  23. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, 1988 г.
  24. Перельман Я.И. Живая математика.-  М.: Наука,  1978 г.
  25. Пугина А.В. Комплексные занятия в подготовительной группе. – Волгоград, 2008 г.
  26. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008г.
  27. Рогов Е.И. Настольная книга практикующего психолога. - М.: Владос, 1996г.
  28. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1998.
  29. Филиппова С.О. подготовка дошкольников к обучению письму. – Санкт-Петербург, 2004 г.
  30. Холодова О.  Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей. Методическое пособие. – М.: РОСТкнига, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Страна Мастеров"

Данная программа содержит пояснительную записку, организационно-педагогические основы обучения, учебно- тематические планы, прогнозируемые результаты.Разработана для занятий с учащимися 1-4 классов в ...

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная образовательная программа "Рождённые в России, мы - граждане великой страны!"

Выпускники школ должны иметь сформированную устойчивую гражданскую позицию, развитое чувство любви как к малой Родине, так и к России. Необходимо воспитывать у них чувс...