Конспект мастер-класса «Изготовление куклы Филипповки».
план-конспект по теме

Яковлева Елена Ольгердовна

материал содержит конспект и и наглядное пособие к занятию по выполнению куклы из лыковой кисти 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

План- конспект урока по народной кукле.

Преподаватель МБОУ ДОД «Десногорская художественная школа» Яковлева Елена Ольгердовна

                       

Тема: кукла Филипповка.

Вид занятия:  практическое выполнение куклы из мочала  по мотивам народной.

Возраст детей – 5-6 лет. Занятие проводится вместе с мамами.

Цель занятия: знакомство с видом декоративного народного творчества – изготовлением куклы из подручных материалов – лыка и тряпочек.

Задачи урока:

Образовательные:

    * познакомить учащихся с новым видом декоративно-прикладного искусства

    * дать представление о кукле, как виде оберега в стародавние времена.

Воспитательные:

    *способствовать формированию эмоционально-ценностного восприятия детьми народной игрушки как явления национальной культуры.

    * расширить привычное представление детей о играх и игрушках и способствовать воспитанию любви к искусству родного народа и страны

    *способствовать развитию патриотических чувств и гордости к Родине, родному краю

    *способствовать развитию умений вести работу изготовлению куклы последовательно и поэтапно

    * способствовать умению работать с мамами вместе

Развивающие:

     *создать условия для развития воображения учащихся на основе творческих принципов народного искусства.

     *содействовать развитию мелкой моторики пальцев и техники работы с материалом, ниточками и тесемками через организацию индивидуальной работы и помощь маме.

     *содействовать повышению уровня проявления индивидуальности и самостоятельности учащихся через организацию индивидуальной творческой работы.

     * развить аккуратность в работе и на рабочем месте.

Тип урока: комбинированный

Продолжительность: 60 минут.

Форма проведения занятия: групповая

Оборудование:

Для учителя: - диск «Кукла Филипповка»

                       - диск «Народный женский костюм»

                       - стихи А.М. Бодренкова

                       - кисть из лыка для побелки

                       - тряпочки 30\30 и 15\15 – цветная, 10\20 – белая

                       - тесемки, ленточки, нитки

                       - 3 веточки

                       - клей ПВА, ножницы

                       - утюг

Для учеников: - кисть из лыка для побелки

                            - тряпочки 30\30 и 15\15 – цветная, 10\20 – белая

                            - тесемки, ленточки, нитки

                            - 3 веточки

                            - клей ПВА, ножницы

                            - газета для подложки для работы с клеем

                            - салфетки

План занятия:

1 этап:

1. оргмомент : подготовка рабочего места  -  5мин.

2. беседа о празднике «День матери» – 5 мин

. Нет, наверное, ни одной страны, где бы не отмечался День матери. В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.

Скажите, ребята, вы любите своих мам? Конечно, они вас тоже очень любят, берегут и защищают. И в стародавние времена люди считали, что если подарить дорогому тебе человеку куклу, то она будет оберегать его в любое время от разных напастей и бед. И мы с вами сегодня тоже сделаем куклу- Берегиню для мамы и с участием мамы. Наша кукла будет называться Филипповка.

3. беседа о народной кукле-стригушке Филипповке и Десятиручице – 10 мин

Её дарили хозяйке для помощи во всех делах. Это обрядовая кукла, и делали её на посиделках (также как дарили) на Филиппов день, 27 ноября, отдавая дань непростому женскому труду. Кукла Филипповка - шестирукий оберег, кукла рукодельниц. Считалось, что он оберегает женские руки от усталости, травм. А также облегчает и скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие.

Чтобы рукоделие денежку приносило, на пояске у Филипповки привязывают узелок-лакомник с зернышком и монеткой.

Другая кукла-многоручка зовётся Десятиручка, но она делается девушками, которые садятся за приданое и сразу сжигается, Филипповка же хранится в течение всего года.

Десятиручка - это обрядовая многорукая кукла. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась.

2 этап:

Выполнение куклы Филипповки из малярной кисти и ткани, ниток и ленточек –35 мин:

1. на веточки-руки навить цветные нитки – работа мам вместе с детьми

2. из ткани 30\30 сделать юбочку – мамы завязывают нитки – дети придерживают

3. на полоску белой ткани приклеить тесемки – дети намазывают клей и приклеивают – мамы корректируют. Это будет фартук.

4. прикрепить (привязать) фартук

5. прикрепить руки тесемками.

6. на голову прикрепить венок из бус – дети нанизывают бусины на проволочки.

7. можно на голову надеть платочек.

 

3 этап:

Завершение занятия, подведение итогов - 5 мин.

Вот какие красавицы получились у нас. Можно повесить куколку на видное место в комнате, где мама проводит время в работе.

 Подведение итогов. Уборка рабочего места и помещения.



Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса «Изготовление куклы Филипповки».

Дата проведения 27.12.2013 года.    Место: ДХШ г. Десногорска.   

 Провела преподаватель Яковлева Елена Ольгердовна

Тема занятия: Кукла-оберег Филипповка.

Продолжительность: 1 час 30 минут

Цели:

Образовательные

*Закрепить знания о народных куклах.

 

*Закрепить знания о народном костюме Смоленской области и его стилизации в костюме куклы

* Изготовить куклу Филипповку.

*Совершенствовать умения работы с технологической инструкционной картой.

 Воспитательные

*Воспитывать любовь и уважение к культуре народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте.

* Развитие творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса.

 Развивающие

*Развить кругозор обучающихся через знакомство с куклами наших бабушек.

*Пробудить познавательный интерес к народным традициям, духовным ценностям народа нашей страны.

*Показать красоту и самобытность народных кукол.

 

*Развивать мыслительные операции и творческие способности обучающихся, навыки коллективного труда.

 Задачи занятия:

* Передать свой опыт путем показа последовательности действий, методов, приемов, форм педагогической деятельности.
* Сформировать понятие о народной кукле, ее разновидностях и типах.
* Научить простейшим приемам изготовления куклы Филипповки.

 

Критерии: 
*Краткость изложения материала
*Наглядность (показ процесса изготовления кукол)
*Использование ИКТ
* Использование раздаточного материала

*Доступность
*Практическая направленность

Вид занятия: комбинированный – теоретическая часть и практическая работа.

Материально-техническое оснащение:
* Экран, проигрыватель ДВД
* Куклы различных типов

*кисть для побелки из лыка, нитки, лоскуты ткани для фартука и платочка, клубки цветных ниток для вязания, 3 палочки 20см, картон, рогожка, обрезки тесьмы или кружева, клей, ножницы.

*Технологическая карта изготовления куклы Филипповки (диск и брошюра)


Форма организации деятельности: индивидуальная, фронтальная.

 

Методы ведения занятия: беседа, рассказ-объяснение с демонстрацией приемов изготовления куклы, показ наглядностей, самостоятельная работа.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, литература, история.

Список использованных ресурсов:

 1.Сайт http://kenunen.boom.ru

2. "http://shkolazhizni.ru

3. http://shkolazhizni.ru

 

4. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла/ Г.Л.Дайн. – М.: Культура и традиции, 2007.

5. “Русские обряды и традиции. Народная кукла” Санкт-Петербург, “Паритет”, 2003 г

Структура занятия:
1. Организационный момент                                                   1-2 минуты.
2. Рассказ с демонстрацией презентации и готовых кукол. 30 -35 минут.
3. Практическая работа.                                                     35 – 45 минут.
4. Подведение итогов.                                                               3 – 5 минут.

Содержание деятельности на мастер-классе

Результат

1. Рассказ о видах народной куклы: игровой, обрядовой и обереговой (показ слайдов и настоящих кукол)

Обмен мнениями (возможно ведение конспекта)

2. Беседа о стилизации народного женского костюма Смоленской области в кукольном костюме

Обмен мнениями

3. Знакомство с историей куклы Филипповки

Обмен мнениями

4. Показ последовательности изготовления куклы Филипповки

 

Изготовление куклы самостоятельно

5. Анализ выполненной работы. Выставка

 

Обмен мнениями, обсуждение работ

6. Отзывы слушателей о проведенном мастер-классе

Проведение письменного опроса по таблице

 

Материалы занятия:

1.     Рассказ о видах народной куклы.

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она означала, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол

Каждая кукла была уникальна. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Весьма значительную их часть составляли обрядовые куклы. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле. На Масленицу мы сжигаем олицетворение богини смерти Мары – Зимы. На Рождество дарим друг другу Ангела-Вестника.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

2. Беседа о стилизации народного женского костюма Смоленской области в кукольном костюме

Рассмотрим кукольную одежду на примере народного женского костюма Смоленской области. Историческое расположение Смоленщины определило развитие ее культуры, для которой характерны особенности укладов как северных, так и южных регионов России, оригинальное сближение с белорусским укладом. Все это отразилось и на народном костюме. Здесь как бы встречаются два костюмных комплекса — северный сарафанный и южный поневный. С другой стороны, отдельные виды одежды, способы их ношения, пространственные формы и цветовое решение сближает смоленский народный костюм с белорусским.

     В северо-восточной части губернии бытовал костюм с косоклинным сарафаном. (Местные названия его: “сорококлин”, “клинастик”, “сукман”, “ферязь”, “синикин”, “полбумажник”, “китайка”...). Изготавливался такой сарафан из льняной или шерстяной окрашенной домотканины. Спереди два полотнища со срединным швом, который часто декорировался под “распах”. Сзади одно полотнище, из него выкраивалась “спинка”, переходящая в лямки. По бокам сарафан дополнялся несколькими косыми клиньями, которые сильно расширяли его книзу. В это время для косоклинных сарафанов использовалась и фабричная ткань “китайка”. Темно-синий или черный, реже красный цвет сарафанов и белый цвет основы рубах оттенял, усиливал звучание “украс” костюма (вышивки, ткачества, лент, тесьмы, позумента...). Вытянутая по вертикали трапециевидная форма сарафана придавала костюму строгость, стройность(рис. 1).

Отличный от косоклинного по материалу, цвету, покрою прямой, “белорусский” сарафан (саян, андарак, “рябый”...), комплекс костюма с которым занимал центральную и западную часть территории Смоленщины. Основой этого вида сарафана были 5-6 полотнищ пестротканой (“пестряди”) льняной или хлопчатобумажной домашнего изготовления ткани (летний вариант) или шерстяной, чаще однотонной, ярко окрашенной - зимний вариант. Два передних полотнища сарафана сосборены высоко на груди, а боковые и задние чуть выше талии под невысокий лиф, переходящий в узкие лямки. Сильно сосборенные прямые полотнища сарафана придают ему колоколообразный вид. Яркий цветной сарафан в сочетании с белой основой рубах и хусток (полотенчатых головных уборов) акцентировал внимание на себе и придавал всему костюму нарядный, праздничный вид.

Комплекс женского крестьянского костюма с поневой имел на Смоленщине в рассматриваемый период уже небольшое распространение - часть юго-восточных уездов. Понева этого периода представлена своим поздним вариантом - юбкой-поневой: четыре домотканых шерстяных чаще темно-синих в крупную клетку, сшитых между собой полотнища, со вставкой спереди (“занавеской”, “колышкой”) из льняного крашеного холста или фабричной ткани. Надевалась такая понева ниже талии, по бедрам. Длинная холщовая рубаха сильно вытягивалась из юбки, образуя большой напуск - “пазуху”. Женщина в таком наряде казалась объемистой, приземистой и, по поверью домовитой. “Звонкий” обклад внизу поневы уравновешивался цветным головным убором, бисерными украшениями.

Эволюционирование крестьянской одежды рубежа XIX - XX веков в Смоленской губернии в разных районах шло крайне неравномерно. Так, в северо-восточных уездах, находящихся в близости к промышленным центрам России, и в которых было развито отходничество, крестьянская традиционная одежда стала заменяться на одежду из фабричных тканей и даже на привозную, городскую. Появляются “платья на проймах”, сарафаны-“шубки” (“долгие и широкие”), сарафаны-“сумары”, кофта-“казак”, кофта “на фантах” (сатиновые, атласные), корсетки, платки “хранцуские”, “париские”...

     Западные же, белорусские районы Смоленщины были в этом отношении более консервативными. Прямой сарафан по сравнению с косоклинным был более удобен, практичен, универсален. И даже когда стало выгодным продавать лен и на вырученные деньги покупать для одежды фабричные ткани, крестьяне этого региона шили из них сарафаны по старым образцам. И такие сарафаны бытовали на Смоленщине долго, еще в 1930-х годах

В древности считалось, что женские волосы обладают магической силой, полученной от волос Матушки-Земли (трав, деревьев) . женщина с распущенными волосами может нанести порчу. Чтобы ни один волос с головы не упал, женщины заплетали две тугие косы, укладывали их на макушке, а сверху одевали платок. Он закрывал лоб, уши, затылок, заднюю часть шеи. Часто концы завязывались на макушке и торчали как рога. Такие рога были символом Перуна в его воплощении быком-туром и оберегали от всякой напасти.  Головной убор Смолянок состоял в основном из повойника – мягкой шапочки из ткани с круглым или овальным дном, околышем и завязками сзади. Также любимым был платок.

Куколки одевались по тем же традициям, что и сами люди. Только элементы костюма были стилизованы, упрощены.

3. Знакомство с историей куклы Филипповки

•         Её дарили хозяйке для помощи во всех делах. Это обрядовая кукла, и делали её (также как дарили) на Филиппов день, 27 ноября, отдавая дань непростому женскому труду.

•         С 28-го ноября начинается строгий пост. С этого дня питание состоит в основном из овощей и хлеба с растительным маслом. С Филипповок начинаются и посиделки: женщины собираются рукодельничать, беседовать и петь. Очень кстати тут оказывается помощь Филипповки или Шестиручки

•         Кукла Филипповка - шестирукий оберег, кукла рукодельниц. Считалось, что он оберегает женские руки от усталости, травм, а также облегчает и скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие.

•         Филипповка похожа на другую куклу помощницу Десятиручку, но статусом выше. Это не просто спорая помощница, это хозяйка управительница, мастерица. Она присматривает, чтобы в доме были чистота и порядок, уют и лад, а также бережёт от усталости хозяйку, помогая ей справляться со множеством дел. А чтобы мастерство её было прибыльным, на пояс ей вешают мешочек (узелок-лакомник), в который кладут зерно, семечку и монетку.

Современницы хотят видеть Филипповку помощницей в женском бизнесе.

4. Показ последовательности изготовления куклы Филипповки

Первый этап: подготовка лыковой основы.

  1. Для основы куклы возьмём кисть для побелки из лыкового мочала. Снимем связывающие её нити и аккуратно вытянем пучок лыка.  
  2. Лыковую обмотку, скреплявшую кисть, сохраним – она ещё пригодится. А пучок лыка свяжем ниткой по середине.
  3. Из обмотки кисточки скатаем шарик.
  4. Вложим лыковый шарик между двумя половинками пучка вверху – здесь будет голова куколки. Шарик надо спрятать за волокна
  5. Плотно завяжем пучок ниткой по «шее» куклы.
  6. Выправим волокна лыка внизу и подравняем ножницами.

Второй этап: подготовка картонного каркаса-юбочки.

2.1. На картонную заготовку в виде сегмента круга наклеим рогожку.

2.2. Свернем заготовку в виде конуса и скрепим.

2.3. Оставшуюся снизу часть рогожки подвернём внутрь и приклеим. Внизу можно сразу же прикрепить окантовку (кружево, тесьму, бусины…)

Третий этап: подготовка рук.

3.1. Сначала сделаем «ладошки» куколки: а) на какое-нибудь подручное приспособление (например, линейку) намотаем несколько витков цветной нитки.

б) с одной стороны витки ниток свяжем вместе, а с другой – разрежем. У нас получатся небольшие кисточки-помпоны

3.2. Прикрепим кисточку к концу палочки-руки. Прикрепим туда же и нитку для обмотки палочки.

3.3. Обмотаем всю палочку. В конце закрепим нитку с помощью петли.

3.4. Ножницами подровняем нитки кисточки-«ладошки».

Четвертый этап: сборка куклы.

4.1. Прикрепим руки: а) разделим пучок лыка на две одинаковые части.

б) уложим «руки» между половинками (их нужно плотно подтянуть к завязке–шее).

 

в) крестообразно перевяжем палочки. У нас получилось  «тельце» куколки.

4.2. Прикрепим конус-юбочку.

4.3. Украсим юбочку. На голову прикрепим повязку-тесёмку

4.3. Привяжем фартушек. Оденем бусы. Повяжем платок.

4.4. Сделаем узелок-лакомник: а) на квадратном кусочке ткани наметим круг,

б) проложим по нему стежки швом «вперёд иголку»,

 в) потянем за конец нитки и соберем в складки квадрат. Внутрь его положим зернышко для достатка в доме, денежку для того, что бы рукоделие доход приносило, кусочек синтепона для объёма.

4.5. Прикрепим узелок на пояс куколке.

 

 

 

 

 

Анализ работы на мастер-классе.
Во время работы мастер – класса были решены задачи:

- помощь слушателям в получении максимальной отдачи от проведённого мастер-класса;

- организация обратной связи по выполненным заданиям;

- поддерживание заинтересованности в обучении на протяжении всего мастер – класса;

- предоставление возможности сотрудничества с преподавателем, получения консультаций при необходимости.

-изделие – кукла из лыка выполнено.

Слушателям мастер – класса был преподнесён материал как актуальный при изучении декоративно – прикладного творчества, изложен по возможности кратко (большой объём материала за 1,5 час).


При обучении слушателей использовались различные методы организации деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Слушатели обучались на мастер-классе без предварительной подготовки.

Для достижения интереса и активизации слушателей были использованы: выставка изделий, презентация с использованием ИКТ, раздаточные и демонстрационные карточки.
Сообщение нового материала сопровождалась показом слайдов, способов действий.

На мастер – классе решены вопросы практической значимости. Слушатели ознакомлены с доступностью технического оснащения изготовления народных кукол: все материалы, бывшие в употреблении, доступны и дёшевы. Это позволит другим учителям без материальных затрат организовать обучение учащихся изготовлению народных кукол.
Весь методический, раздаточный и демонстрационный материал для мастер – класса был разработан мною самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация с пошаговым фото. Мастер-класс по изготовлению куклы - оберега Куватка.

К 7 классу девочки накапливают достаточный опыт работы с тканью. Изготовление такой куколки им вполне по силам. Основу делают все одинаковую, а вот наряды шьют - каждая свой, ориентируясь на традицион...

Мастер-класс по изготовлению куклы из шерстяных нитей "Матренушка"

С незапамятных времен на Руси куклы существовали не только как игрушка, но ещё и как атрибут, выполняющий немаловажную роль в разнообразных обрядах. Они сопровождали человека всю его жизнь, начиная с ...

Мастер-класс по изготовлению куклы "Колокольчик"

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы....

Мастер-класс по изготовлению куклы "Пёс Чемодан" для спектакля "Четыре стихотворения Э.Успенского"

В ходе работы над спектаклем по стихотворению Эдуарда Успенского «Охотник» возникла необходимость создать куклы собак: Караул, Пожар, Дружок, Чемодан, Пирожок.Методическая разработка: Мастер-кла...

Народная кукла – один из загадочных символов России. Мастер-класс по изготовлению куклы оберега

laquo;Из всех существующих в мире загадок тайна куклы - самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».М. Е. Салтыков-Щедрин.Одной из наиболее любимых игрушек дете...

Внеклассное мероприятие Праздник Святой Параскевы Пятницы. Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега Параскевы Пятницы.

: Мероприятие наиболее целесообразно проводить в канун праздника Святой Параскевы-Пятницы - 10 ноября...

Внеклассное мероприятие Праздник Святой Параскевы Пятницы. Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега Параскевы Пятницы.

: Мероприятие наиболее целесообразно проводить в канун праздника Святой Параскевы-Пятницы - 10 ноября...