Особенности работы с одаренными детьми.
статья по теме

Ирина Григорьевна Клепикова

Особенности выявления и работы с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennost_klep.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 начальная общеобразовательная школа №300

Центрального административного района г. Санкт- Петербурга

«Особенности выявления и

 работа с одаренными детьми»

Автор

концертмейстер отделения

 дополнительного образования  детей

ГБОУ школы № 300

Клепикова Ирина Григорьевна

Санкт-Петербург

2013

О Г Л А В Л Е Н И Е:

  1. Введение  
  2. Виды  одаренности
  3. Методика  выявления одаренности у детей
  4. Заключение

В В Е Д Е Н И Е.

  Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, рассмотреть и развить способности всех его представителей.

К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Тесты на творческую активность  показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лиши около 2 процентов.

Жажда открытия, стремление проникнуть в тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких детей. Они явно выделяются среди сверстников своей способностью учиться, придумывать что-то необычное и т.д.

Но около 30% учащихся за время одиннадцатилетнего обучения снижают свои исходные показатели  творческого развития.

Ученые предполагают, что количество одаренных детей составляют не менее 25% от общего числа. Что же происходит в современной школе с такими детьми? Где же они?

Измерение уровня развития ребенка с помощью существующих тестов не дает гарантии, что мы не проглядели такого ребенка.

Часто за основной признак одаренности принимается уровень интеллектуального развития. Но оказывается, выдающиеся достижения возможны и при среднем уровне развития интеллекта. По данным американского психолога Торренса, около 30% отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными детьми. Поэтому нельзя забывать, что детей со скрытой одаренностью больше, чем с явной.

Выявление и развитие этих способностей является важнейшей задачей школы.

         

  1. Определение понятий «одаренность»

                          и «одаренный ребенок»

             Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми

           Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

                  ВИДЫ  ОДАРЕННОСТИ.

  Одаренные дети чрезвычайно отличаются друг от друга по  видам одаренности. К выделенным видам одаренности относятся следующие:

     а) Художественная одаренность. Выявляется и развивается в художественных школах, студиях

    б)  Академическая  и интеллектуальная  одаренность. Для детей с высокой интеллектуальной одаренностью главным является то, что они быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Академическая одаренность заключается в способности успешного обучения отдельным предметам.  Такие дети показывают высокие результаты по математике, иностранному  языку, биологии и т.д. Проблема-избирательность в узкой области. Остальные предметы даются сложнее. Термин « интеллектуальная одаренность» в психологии приобрел определенный смысл в начале 20 века. И связаны с именем французского психолога Бине .Разработанные им методики предполагалось использовать не для выявления одаренности, а для отсева недееспособности. Этот метод позднее был распространен в Америке .Практически все задания , включенные в тесты были конвергентного типа ,т. е. были ориентированы на выявление умственных способностей. Показатель , выявленный по этим методикам получил название « коэффициент интеллекта».  IQ отражал опережение или запаздывание в интеллектуальном развитии детей. Особенность IQ состоит в том ,что диагностика наполнялась возрастным смыслом и стала измерять не только индивидуальный уровень умственных возможностей ребенка, но и их реализацию по отношению к его возрасту. В результате стала легче прослеживаться возрастная одаренность.  Школа Бине была не безупречной, но это было значительным шагом от диагностики индивидуальных различий к изменению процессов возрастного развития. Темп развития ребенка индивидуален . В этом процессе могут быть скачки и замедления. Яркие проявления возрастной одаренности – это базис , на котором могут вырасти выдающиеся способности.

    в) Творческая одаренность. Прежде всего продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вила одаренности . Одни специалисты считают , что творчество , креативность , являются неотъемлемым элементом всех видов одаренности ,которые не могут быть представлены от творческого компонента . Другая точка зрения такова ,что одаренность порождается способностью продуцировать ,выдвигать новые идеи ,изобретать или же способностью блестяще исполнять , использовать то , что уже создано. Вместе с тем, часто дети с творческой направленностью обладают качествами, которые вызывают не самые положительные эмоции у окружающих   а)      Отсутствие внимания к условностям и авторитетам.                                                                                                                                        

                         б)  независимость в суждениях

                         в)  отсутствие внимания к порядку

                         г)  тонкое чувство юмора

                          д) яркий темперамент

    Большинство психологов рассматривает креативность (творческий потенциал) человека как один из важнейших и в известной мере независимый фактор одаренности                    

СОЦИАЛЬНАЯ  ОДАРЕННОСТЬ

   Определение  социальной одаренности гласит, что это исключительно способность устанавливать, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.  Эти способности позволяют быть лидером. Общие черты социальной одаренности:

                        а) умение принимать решение

                        б) способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием, будущего, с временными ограничениями

                        в) ощущение цели, направления движения

                         г) гибкость, приспосабливаемость

                         д) чувство ответственности

                         е) настойчивость, энтузиазм

                          ж) умение четко выражать свои мысли

                         

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную проблему.

. .Согласно концепции Дж. Рензулли, развитие одаренности основано на взаимосвязи трех составляющих: интеллекта выше среднего уровня, креативности и приверженности к задаче

Кроме того, в многочисленных исследованиях была продемонстрирована важная роль мотивационно-личностных особенностей и условий социального окружения одаренных детей в реализации их потенциала

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техникой, дома строит свои модели, но к школьной либо социально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам.

                     

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога

В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание,

повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.д.

       

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидном виде, поэтому надо делать своего рода «допуск» на  недостаточное знание о действительных возможностях ребенка, понимая при этом, что существуют одаренные дети, чью одаренность пока еще не выявили.

     С другой стороны  одаренность не всегда можно отличить от облучённости. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения.

    Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детстве, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо внезапно, исчезнуть. Учет этого обстоятельства важен при организации практической  работы с одаренными детьми

      Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок». Так как ребенок, привыкший к тому, что  он «одаренный» и на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей одаренности, испытывает  настоящий стресс. Исходя из этого , в практической работе вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности»

   МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ

      В настоящее время в психологической литературе представлены два основных взгляда на процесс установления одаренности. Один из них основан на системе единой оценки . Например ребенок считается одаренным ,если он набрал определенное количество баллов по шкале Стэнфорд- Бене. В различных источниках указываются различные значения этого порогового показателя для отнесения ребенка к группе одаренных. Другой подход  основан на комплексной оценке, включающей множество процедур (тестирование, опрос родителей, воспитателей и т.д.)  Однако и комплексный подход не избавляет полностью от ошибок.  

      Система выявления одаренных детей включает в себя наблюдение за детьми (прежде всего в детских видах деятельности) анкетирование взрослых (родителей, воспитателей) групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик. Индивидуальное обследование с помощью методик, направленное на выявление способностей детей в сфере образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности.

   При подборе методик особое внимание обращалось на то, чтобы были обследованы основные компоненты умственных способностей, т.к. у разных детей они могут быть выражены по-разному. Так, например, возможно отнести к умственно одаренным детям таких, у которых на высоком уровне оказались, развиты познавательная активность, реализация в деятельности. В таких случаях можно говорить о неравномерности развития структуры одаренности. Важно отметить, что ни один показатель у умственно одаренных детей не оказался на низком уровне. Обычно наблюдалось сочетание из большинства показателей на высоком уровне.

     А.Г. Петровский отмечает: «Первая способность личности, которая может быть выявлена, это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. Вторая  особенность в том ,что готовность к труду у ребенка перерастает в неуемную потребность трудиться. Третья группа особенностей связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью. Это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

         Основными методами диагностики являются наблюдение и эксперимент. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдением за его индивидуальными  проявлениями. Чтобы узнать его одаренность, надо выявить то сочетание психологических свойств, которые присущи только ему. Преимущество наблюдения состоит в том, что оно может происходить в естественных условиях.

   Естественный эксперимент – это организация нужной для исследователя обстановки, когда сам ребенок может не знать, что за ним специально наблюдают. Разработаны правила составления психологической характеристики. Наблюдатель выбирает факты, представляя себе, к какой именно стороне личности относится данное проявления. Записываются только факты, и если отдельные наблюдатели противоречат друг другу, противоречия не следует сглаживать.  Применяют и так называемое  включенное наблюдение, когда сам наблюдаемый является участником происходящего.

       Лонгитюдные исследования (продленные, долгие). Признаки одаренности ребенка важно наблюдать в развитии. Имеется ввиду  систематическое наблюдение на протяжении ряда лет. В этой связи большой интерес для изучения одаренности представляет так называемый биографический метод.  Издавна существует интерес к биографиям выдающихся людей. Многие годы практиковались составление и анализ биографий.

        Опросники. Среди новых диагностических методик. На первый план выходит биографический опросник. Биографические опросники могут быть использованы для выявления психологических особенностей лиц, чья одаренность определялась другими способами.

         Индивидуальный лонгитюд. Индивидуальность - « дело штучное». Это,  всегда индивидуальность, и здесь каждый требует индивидуального лонгитюда, т.е. монографического описания и анализа.

   Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных детей отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости, они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

       Вторая особенность - познавательная непрекращающаяся активность и высокоразвитый интеллект дают возможность  получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание интуитивного и дискурсивного мышления (подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делают процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

      В третьих, большинству одаренных детей свойственны большая энергия    целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с  огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворить в жизнь массу интересных и значимых проектов.

З. А К Л Ю. Ч Е Н И Е

   

      Специалисты рассматривают детскую одаренность в двух аспектах. Актуальная одаренность ( т. е. проявленная, очевидная одаренность)  и  потенциальная ( не сразу заметная ) Многие ученые, музыканты, художники проявили свои способности в раннем детстве ( Моцарт, Мечников, Гюго) И на оборот, не менее дети, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в зрелом возрасте.

Естественно, что в каждом случае причины, по которым одаренность оставались незамеченными,  различны. Возможно,  родители, педагоги были невнимательны к тонким движениям детской души, не хватило знаний, не сработала интуиция. Или, напротив, не заметили в ребенке выдающихся потенциальных возможностей и даже рассматривали проявление творчества, интеллектуальной инициативы, как негативные свойства, и наиболее ценными считали совсем другие качества. Зачастую прилежание, послушание, аккуратность ценили выше оригинальности суждений. Американские ученые, изучив биографии 400 выдающихся людей, обнаружили, что 60% из них имели серьезные проблемы в период обучения в школе.

При этом мировой педагогический опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей, педагогов, способна творить чудеса.  

        Пока нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка  к тому или иному виду деятельности   творчества.

        Выявление одаренных детей должно осуществляться в  рамках комплексной и индивидуализированной программы. Подобная программа предполагает использование множество различных источников информации, анализа процесса развития  ребенка на  достаточно длительном отрезке времени.

Диагностика одаренности служить не целям отбора, а средством наиболее эффективного обучения и развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка....

Исследование особенностей работы с одаренными детьми в сельской местности

Опыт работы с одаренными детьми в сельской местности...

Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования

В статье рассматриваются приемы работы с одаренными детьми в творческом объединении юных журналистов....

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...

Особенности работы с одаренными детьми ( на примере работы английского клуба)

Презентация выполнена с педагогом единомышленником в рамках работы английского клуба "T&C" творческие учителя и талантливые дети"...