Игра-викторина "Заповедное Приморье"
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Башутская Мария Владимировна

Данная разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, а также учителями для проведения итогового занятия по темам "Природа родного края", "Заповедники", "Растения и животные Красной книги".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_zapovednoe_primore.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Станция юных натуралистов»

Игра-викторина

ЗАПОВЕДНОЕ ПРИМОРЬЕ

   

Составил: Башутская М. В.,   педагог дополнительного образования

Г. Партизанск

2014 г.

Цель: привлечь внимание учащихся к проблемам сохранения уникальной природы Приморского края.

Участники команд – учащиеся 4-5 классов. Каждая команда готовит эмблему, название команды, девиз.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Представление команд
  2. Разминка
  3. Письменное задание «Найди заповедники»
  4. Письменное задание «Найди пару»
  5. Игра «Звездный час»:  «Растения»
  6. Физминутка

VII.   Игра «Звездный час»: «Животные»

  1. Практическое задание «Составь и определи»
  2. Подведение итогов, награждение победителей

ХОД ИГРЫ:

Ведущий:

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня Станция юных натуралистов проводит для Вас традиционную игру «Заповедное Приморье», которая пройдет в виде игры «Звездный час».

 Территория Приморского края велика и удивительна. Она отличается особым видовым разнообразием флоры и фауны и не имеет равных в России. Причина этого в географическом расположении края и отсутствии покровного оледенения во время «ледниковых эпох» в четвертичном периоде. Вследствие этого на территории края произошло смешение теплолюбивых и холодостойких видов флоры и фауны.

В нашей стране только в Приморском крае обитает леопард, здесь находится основная популяция тигра, зарегистрировано более 440 видов птиц, а редких и исчезающих видов сосудистых растений более 140.

Сохранение природной среды, охрана природы – одна из острейших проблем, стоящих перед людьми в настоящее время. С этой задачей помогают справиться организованные заповедники.

Невозможно за незначительное время рассказать обо всем, но о некоторых обитателях нашего края и об охраняемых территориях мы и поговорим сегодня. В ходе нашей игры Вам предстоит продемонстрировать свои знания, а также узнать что-то новое.

Итак, начинаем!

  1. Представление команд. Каждая команда представляет свое название и девиз.
  2. Разминка.

Каждой команде задается по пять вопросов.  За каждый правильный ответ команда получает один балл.

1.

1. У какого хвойного дерева вместо шишек – красные ягоды? (тис)

2. Кто носит ношу тяжелее себя? (муравей)

3. У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (камбала, палтус)

4. Какое дерево кормит всю тайгу? (кедр)

5. Какое животное не впадает в зимнюю спячку:

    а) куница*           в) медведь

    б) барсук             г) бурундук

2.

1. Какое дерево дальневосточной тайги доживает до 1000 лет и более? (тис)

2. Самое крупное млекопитающее планеты? (синий кит)

3. Сколько видов диких кошек обитает в Приморском крае? (4: тигр, леопард, амурский кот, рысь)

4. Какое  растение Приморья называют «корень жизни»? (женьшень)

5. Какая змея не обитает в Приморье:

   а) полоз                в) щитомордник

   б) гюрза*              г) гадюка

3.

1. Название какого растения говорит о том, где оно растет? (подорожник)

2. Из древесины какого дерева делают спички? (осина)

3. Самый маленький олень? (кабарга)

4. Какое дерево Уссурийской тайги называют пробковым? (бархат)

5. На шкуре какого животного нет пятен:

    а) олень                     в) дальневосточный леопард

    б) амурский кот         г) косуля*

4.

1. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму иголки? (лиственница)

2. Какое растение наших лесов является «родственником» киви? (актинидия)

3. Какая птица имеет самый длинный язык? (дятел)

4. Кого эвенки, орочи, нанайцы называли «амба»? (тигр)

5. Какое растение не дает орехов:

    а) кедр                  в) ясень*

    б) лещина             г) маньчжурский орех

5.

1. Какое дерево дает лучший мед? (липа)

2. Каких зверей называют шатунами? (медведи)

3. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)

4. Кого называют «морской огурец»? (трепанг)

5. На шкуре какого животного нет полос:

    а) олень*           в) тигр

    б) бурундук       г) барсук

III.   Письменное задание «Найти заповедники»

Каждая команда получает географическую карту Приморского края, на которой под номерами отмечены заповедники. Необходимо  подписать их названия и ответить на вопросы (написать  номера соответствующих заповедников).

1. Одним из первых российских и самым первым в Приморье стал созданный в                                                     1916 году заповедник? (Кедровая падь)        

2. Для этого заповедника характерны водно-болотные угодья, японский журавль, дальневосточная черепаха, лотос? (Ханкайский)      

3. Самый крупный по площади заповедник Приморья. Обитают в этом заповеднике тигр, медведи, соболи, горал, кабан. (Сихотэ-Алинский)        

4. Какой заповедник носит имя академика Комарова? (Усурийский)

5. Заповедник, в котором обитает амурский горал? (Лазовский)

6. Для этого заповедника характерны акватория и острова, рощи и отдельные деревья тиса, бархата, рыбы, птицы, млекопитающие?   (Дальневосточный морской)        

  1. В каком заповеднике обитает леопард? (Кедровая Падь)
  2. Назовите самый молодой заповедник? (Ханкайский)
  3. В каком заповеднике обитает самое крупное стадо горала? (Лазовский)
  4. Символ этого заповедника – гималайский медведь? (Уссурийский)
  5.  Какой заповедник был создан для охраны соболя? (Сихотэ-Алинский)
  6. Территория каких заповедников разделена на несколько частей? (3, 6)

IV.   Письменное задание «Найди пару»

Каждая команда получает набор карточек, на одних – изображения представителей растительного мира Приморского края, на других написаны их названия. Необходимо подобрать каждому изображению соответствующее название. За каждую правильно составленную пару засчитывается балл.

V.   Игра «Звездный час»:  «Растения»

Перед началом игры каждая команда получает набор карточек с цифрами. Каждая цифра соответствует правильному ответу, и оценивается в один балл.

1

ЛОТОС

2

ЖЕНЬШЕНЬ

3

ЛИСТВЕННИЦА

4

ТИС

5

КЕДР

6

БАРХАТ

  1. Самое высокое дерево тайги? (5)
  2. Царь тайги – тигр, царь морей – дракон, а что является царем лесных растений? (2)
  3. Какое дерево называют «красным» или «чертовым»? (4)
  4. Какое дерево, произрастающее на Дальнем Востоке, получило название «медоносный пробконос»? (6)
  5. Какое дерево дальневосточной тайги доживает до 1000 лет? (4)
  6. Какое  растение у многих народов Востока почитается, как священное? (1)
  7. «Хлебное» дерево тайги? (5)
  8.  Это травянистое растение семейства аралиевых в природе может доживать до 100 лет? (2)
  9. Название какого дерева очень нравится модницам? (6)
  10.  Древесина какого дерева не гниет в воде? (3)
  11.  Какое растение носит имя советского исследователя Комарова? (1)

    VI. Физминутка

VII.   Игра «Звездный час»: «Животные»

Перед началом игры каждая команда получает набор карточек с цифрами. Каждая цифра соответствует правильному ответу, и оценивается в один балл.

1

ЛОСЬ

2

ЛЕОПАРД

3

СОБОЛЬ

4

ГОРАЛ

5

КАБАН

6

ГИМАЛАЙСКИЙ МЕДВЕДЬ

  1. Обычно мы живем группами, которые называются стадами. Сейчас я бурого цвета, а маленький был полосатым? (5)
  2. Это животное предпочитает выводить свое потомство в пещерах? (2)
  3. Одна из основных целей образования Сихотэ-Алинского заповедника – сохранение и восстановление популяции этого животного? (3)
  4. У народов Востока это животное пользовалось славой лекарственного, и поэтому было практически истреблено. В начале прошлого века за свою малочисленность оно получило название «горный призрак»? (4)
  5. Какое животное является великаном и подлинным украшением нашей тайги? Легко может проходить через густые заросли и заболоченные места, быстроходен, вынослив, может перевозить грузы? (1)
  6. Черный, муравьятник, древесный – так называют этого подвижного, энергичного и весьма привлекательного обитателя Уссурийской тайги? (6)
  7. Основное нынешнее местообитание этого животного Лазовский  заповедник? (4)
  8. Какое животное не только употребляет в пищу плоды кедра и дуба, но и «культивирует» их? (5)
  9. Несмотря на свое «грозное» имя, этот зверь панически боится большинства крупных хищников Приморья, включая своих сородичей. Прячется от них на деревьях, а свои «квартиры» устраивает в дуплах липы или тополя? (6)

  1. Практическое задание «Составь и определи»

Командам раздаются разрезанные карточки с изображениями  представителей Приморской фауны и флоры. Необходимо правильно составить карточки и назвать изображенные объекты природы.  

  1. Подведение итогов, награждение победителей

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Сказ о Приморье"

 Проект был создан к  общешкольному мероприятию «Мое Приморье». Форма проведения была обозначена как конкурс презентаций. Зрителями должны были стать учащиеся начальной школы. З...

Викторина "Что мы знаем о Приморье"

Предлагаемая викторина, может быть использована для оценки знаний, полученных учащимися на уроках географии и истории, а также при самостоятельном изучении материала по Приморскому  краю....

Экобиржа "Заповедное Приморье"

Деловая игра для учащихся среднего и старшего возраста...

Сценарий праздника "Ничего нет краше, чем Приморье наше".

Указом президента РФ Дмитрием Медведевым 2012 год объявлен Годом российской истории. Несовершеннолетние заключённые не остались в стороне от этого события.17 февраля 2012 года в Находкинской вос...

Рабочая программа по истории российского Приморья

Рабочая программа по истории российского Приморья для 9 класса...

Кроссворд по теме "Предприниматели-меценаты Приморья к. 19-н. 20 века"

Кроссворд по теме "Предприниматели-меценаты Приморья"...

Методическая разработка бинарного урока. Хозяйственное освоение и общественная жизнь населения ДВ и Приморья в конце XIX начале XX века.Арсеньев В.К. Жизнь и творчество.

Тема: Методическая разработка бинарного урока по истории и литературе. Тема по истории: Хозяйственное освоение и общественная жизнь населения ДВ и Приморья в конце XIX начале XX века. Тема по литерату...