Программа по кружковой работе для основной школы
рабочая программа по теме

Майбурова Светлана Владиславовна

программа "Живопись, цвет, композиция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_zhivopis_tsvet_kompozitsiya.docx49.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             
Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа " с. Визинга


Просмотрена

_________________________

”______” ______________ 20 __ г.

                     Утверждаю

       Директор школы                            С.В.Унгефуг

     ”______” ______________ 2013г.    

Рекомендована

_________________________

Протокол № ______

От _____ _____________ 2013 г.

                    Дополнительная образовательная программа

«Живопись, цвет, композиция»

Направленность- художественно- эстетическая

                                                                                                                                         

                               Для  кружковых занятий

                                                   Срок реализации: 3 года

                                                         

                                                          Составитель:

                                                Некрасова Светлана Владиславовна


           

                                                             Должность: Учитель изобразительного искусства
                                                                               
 

                      Визинга

2013 год

Пояснительная записка по программе «Живопись, цвет, композиция»

Актуальность. Общее школьное образование предполагает реализацию в общеобразовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Особое внимание уделяется внеурочной деятельности в учебном плане школы. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно- оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное).  Содержание занятия формируется с учетом пожеланий учащихся и их родителей.

Программа рассчитана на три года обучения. Возраст учащихся 12- 16 лет.  Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по два часа. Сформирована одна группа учащихся. Состав группы до 12 человек.

Уникальность и значимость учебного курса определяется нацеленностью на духовно- нравственное воспитание, развитие художественных способностей и творческого потенциала воспитанника.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально- ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно- творческой деятельности, что поможет воспитанникам и станет основой в отношениях растущего человека к себе, окружающим людям, природе, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подход в обучении искусству диктует необходимость для воспитанника экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и особенностей в создании выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Программа  дополнена этнокультурным  содержанием, целью которого является формирование нравственно-эстетических идеалов личности, ее ценностных ориентаций на основе изображения родной природы, животных, различных видов росписи и изучения традиций родного края, национальных особенностей, произведений коми- художников;  развитие интереса к художественному творчеству; формирование любви к родным местам и готовности к практическому участию в жизни коми- края. Отобрано содержание, определены пути его реализации в тематическом планировании по определенным темам

Цели курса:

- Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.

- Развитие воображения, приобщения детей к искусству, познание цветоведения и основ композиции; желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умения и навыков сотрудничества в творческой деятельности.

Задачи курса:

- Развитие способностей к художественно- образному, эмоционально- целостному восприятию произведений изобразительного искусства, выражения в своих творческих работах отношения к окружающему миру.

- Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.

- Освоение художественных знаний в пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, дизайне и их роли в жизни человека и общества.

- Овладение художественной грамотой: формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Технологии организации образовательного процесса:

- личностно- деятельностная

- проблемно- диалогическая

- коллективная

- проектная

Результативность реализации программы:

Планируемые результаты

Способ оценки достижения планируемых результатов

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Анкетирование

Учебно- познавательный интерес, на уровне реакции на новизну и ситуативно учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу.

Наблюдение

Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности

Беседа

Чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

Беседа

Принимать и сохранять учебную задачу

Наблюдение

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Наблюдение

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Наблюдение

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей , товарищей и других людей

Наблюдение

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, в открытом информационном пространстве, в том числе и в интернете

Беседа

Строить суждения в  форме связи простых суждений об изображаемом объекте

Беседа

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Наблюдение

Формулировать собственное мнение и позицию

Беседа

Задавать вопросы

Беседа

Способы отслеживания эффективности реализации программы:

Методами и формами подведения итогов реализации данной программы являются:

По способу проверки: - устный (беседы, контрольные вопросы)

                                            - практический  (итоговая практическая работа в конце разделов)

По обхвату учащихся:   - индивидуальный (раздаточный проверочный материал)

                                            - групповой  (игра-викторина)

Умения и навыки учащихся по изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству можно выявить по учебной работе, по творческому отношению и качеству выполнения творческой задумки. В какой- то мере по изображению можно определить и объем усвоенных знаний. Так же формой подведения итогов программы является организация выставок, обсуждение картин, участие в школьных и районных конкурсах.  

Можно выделить следующие требования к проверочным заданиям по изобразительному искусству:

-Соответствие между содержанием обучения и объемом контроля за усвоением этого содержания.

- Соответствие данной образовательной программе.

- Соответствие механизма передачи и проверки знаний.

- Наличие визуального ряда и информационной техники для показа.

-Возможность творческого решения задания.

- Соответствие возрасту учеников.

Выбранная система проверки знаний эффективно организовывает процесс приобщения учащихся к изобразительному искусству и художественному творчеству.

Содержание программы. Первый год обучения:

Раздел 1. «Знакомство с природой и свойствами цвета» (52 часа)

Понятия: происхождение цвета; цветовой круг, его составные; цветоведение;  хроматические цвета, сложные цвета, контрастные цвета, тональные и приближенные цвета;  знакомство со свойствами цвета; ахроматические цвета, пастельные цвета, холодные и теплые цвета; техника гризайль.; «грязный» цветовой ряд; игра «Цвет и чувство»; изображение с натуры; эксперимент с цветом.

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Раздел 2. «Выполнение работ к конкурсу рисунков» ( 6 часов)

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Раздел 3. « Различные техники в изобразительном искусстве» ( 10 часов)

Понятия: знакомство с абстракцией цветовой, геометрической, смешанной; художественный образ; техника монотипия; образ из линий; цветоведение.

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Содержание программы. Второй год обучения:

Раздел 1. « Изображение с натуры» ( 12 часов)

Понятия: изображение натюрморта с натуры, композиция в натюрморте, цветовая гамма и влияние цвета на предметы, окружение в натюрморте; изображение с натуры трав и цветов родного края, художественный образ трав, день и ночь, графика.

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Раздел 2. «Художественный образ природных объектов»( 18 часов)

Понятия: художественный образ осени, цветовая гамма осени, техника мазков, образ моря, художественный образ горного пейзажа, композиция, цветоведение.

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Раздел 3. «Анималистический жанр» ( 12 часов)

Понятия: анималистический жанр, изображение животных с натуры, с фотографии, их формы; художественный образ животного, цвет, колорит, композиция.

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Раздел 4. «Декоративно- прикладное искусство» ( 18 часов)

Понятия: декор, орнамент, украшение, стилизация, цвет в декоративном искусстве, коллаж, художественный образ, композиция, ритм, движение.

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Раздел 5. «Выполнение работ к конкурсу рисунков» ( 8 часов)

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Содержание программы. Третий год обучения:

Раздел 1. «Романтичный образ в искусстве» ( 16 часов)

Понятия: художественный, романтичный, поэтический образ в искусстве, цветовая гармония, колорит; плановость в пейзаже, перспектива,  ограниченная палитра цвета; изображение с натуры романтического натюрморта, графика.

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Раздел 2. «Декоративно- прикладное искусство, батик» ( 14 часов)

Понятия: техника работы в батике, упражнения- эффект лепестков, жилок, капель; декоративная композиция «Птица счастья»; энкаустик

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Раздел 3. « Вглядываясь в человека, портрет» ( 26 часов)

Понятия: важнейшие критерии портретной живописи, история портретной живописи, конструктивное построение в портрете, цвет и колорит, характер и черты лица, декоративная живопись в портрете, автопортрет; портрет и натюрморт.

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Раздел 4. « Различные техники в изобразительном искусстве» ( 4 часа)

Понятия: художественный образ, техника монотипия, коллаж, композиционный центр, ритм, движение; техника ИЗО- нить.

Виды деятельности: художественно- творческая изобразительная, трудовая

Раздел 5. «Выполнение работ к конкурсу рисунков» ( 8 часов)

Учебно- тематический план

Первый год обучения

Раздел

Кол. Часов

В том числе практических работ

Этнокультурное содержание

В том числе проверочных работ

1. «Знакомство с природой и свойствами цвета»

52 часа

52 часа

10

8

 2.«Выполнение работ к конкурсу рисунков»

6 часов

6 часов

2

3. « Различные техники в изобразительном искусстве»

10 часов

10 часов

2

Второй год обучения

Раздел

Кол. Часов

В том числе практических работ

Этнокультурное содержание

В том числе проверочных работ

1. «Изображение с натуры»

12 часов

12

10

1

 2. «Художественный образ природных объектов»

18 часов

18

2

3. «Анималистический жанр»

12 часов

12

6

4. «Декоративно- прикладное искусство»

18 часов

18

1

5. «Выполнение работ к конкурсу рисунков»

8 часов

8

2

Третий год обучения

Раздел

Кол. Часов

В том числе практических работ

Этнокультурное содержание

В том числе проверочных работ

1. «Романтичный образ в искусстве»

16 часов

16

6

2. «Декоративно- прикладное искусство, батик»

14 часов

14

 3. « Вглядываясь в человека, портрет»

26 часов

26

1

4. « Различные техники в изобразительном искусстве»

4 часа

4

5. «Выполнение работ к конкурсу рисунков»

8 часов

8

1

Календарно – тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство» для кружковых занятий по программе «Живопись, цвет, композиция» на первый год обучения                2 час в неделю -  68 часов  в год.

Тема: «Природа и свойства цвета»

№ урока

Тема занятия

Кол-во час

Элементы содержания

Оборудование к занятию

Дата

1 четверть

1

-знакомство с цветовым кругом и природой цвета.

-хроматические цвета- основные и составные.

-выполнение цветового круга из 24 частей.

2 часа

Что является цветом, его основа, его происхождение в природе. Выполнение цветового круга с помощью смешивания цветов.

Гуашь, лист 40*30, кисти, палитра.

2

-сложные цвета, вторичные, третичные.

-особенности акварельной живописи, упражнение по смешиванию цветов.

-этюд осенних листьев.

2 часа

Что является сложными цветами, вторичными и третичными. Акварельная техника по- сырому и лессировка. Изображение с натуры осенней листвы деревьев родного края

Лист А3, акварель, кисти, палитра цветовой круг

3

-этюд «Рябинка», изображение натюрморта.

-композиция в натюрморте

4 часа

Основы композиции в натюрморте. Изображение с натуры ветки рябины в вазе с драпировками.

Лист А3, акварель, кисти, палитра

Цветовой круг

4

-контрастные, дополняющие друг друга цвета.

-изображение цветов, контрастных фону.

2 часа

Что является цветами дополнительными и контрастными. Изображение с натуры осенних цветов( астр и георгин) композиция цветовых пятен.

Лист А3, акварель, кисти, палитра

Цветовой круг

5

-контрастные, дополнительные, противоположные цвета.

-аппликация « Показ мод».

2 часа

Выполнение  аппликации, дополнительными цветами, в виде фигуры человека, силуэта, двигающегося по подиуму.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей

6

-тональные и приближенные цвета.

-изображение композиции « Бабочка и цветок»

4 часа

Что является цветами приближенными и тональными. Названия оттенков. Изображение фантазийной композиции «Бабочка и цветок» Возможен витраж, стилизация природных форм в геометрические.

Лист А3, гуашь, кисти, палитра

Цветовой круг

7

Обобщающее занятие четверти. Игра «Кто больше назовет оттенков»

Оформление лучших работ в паспорту.

2 часа

Выставка картин учащихся, обсуждение. Игра «Кто больше назовет оттенков» Как правильно оформить картину в паспорту.

Ватман, ножницы, скотч, картины, нарисованные в четверти.

2 четверть

8

-ахроматические цвета.

-изображение зимнего пейзажа

2 часа

Что является цветом ахроматическим. Композиция и перспектива в пейзаже. Изображение зимнего пейзажа родного края черным и белым цветом.

Лист А3, гуашь, кисти, палитра

9

-знакомство с техникой «Гризайль»

-изображение композиции « Ночные мотыльки»

2 часа

Ритм в картине. Изображение композиции «Ночные мотыльки» двумя цветами- белым и на выбор учащихся.

Лист А3, гуашь, кисти, палитра

10

-пастельная  цветовая  гамма.

-изображение фантазирование композиции на тему «Нежность»

4 часа

Знакомство с пастельной гаммой. Выполнение упражнения «Кто больше создаст и назовет оттенков» Изображение фантазийной композиции «Нежность» на выбор учащегося.

Лист А3, гуашь, кисти, палитра

11

-холодные и теплые цвета.

-изображение композиции холодными цветами «Подводный мир»

-изображение теплыми цветами «Солнечный город»

4 часа

Что является цветом холодным и теплым. Фото подводного мира, изображение подводного царства. Выполнение фантазийной композиции на тему «Солнечный город»

Лист А3, акварель, гуашь, кисти, палитра

12

Обобщающее занятие четверти. Игра «Кто больше назовет оттенков»

Оформление лучших работ в паспорту.

2 часа

Выставка картин учащихся, обсуждение. Игра «Кто больше назовет оттенков» Как правильно оформить картину в паспорту.

Ватман, ножницы, скотч, картины, нарисованные в четверти

3 четверть

13

-«грязная» цветовая гамма.

-изображение пейзажа настроения

4 часа

Что является «грязной» цветовой гаммой, создание на палитре различных оттенков, их название. Репродукции художников, фото различных стихий природы. Изображение грозы, дождя, урагана, добавляя сюжет в картину.

Лист А2, гуашь, кисти, палитра.

14

-игра «Цвет и чувство»

2 часа

Проведение игры «Цвет и чувство»(описание игры в книге «Основы живописи» стр. 15

Лист А3, гуашь, акварель, кисти, палитра

15

-изображение с натуры фруктов.

2 часа

Знакомство с изображением в объеме, передача светотени на предмете, окружения, которое влияет на сам предмет.

Лист А3, гуашь, акварель, кисти, палитра

16

-изображение натюрморта близкими цветами, например- зеленое яблоко, салатовая груша, темно зеленая скатерть.

4 часа

Учащиеся учатся видеть в одном цвете множество оттенков.

Лист А3, гуашь, акварель, кисти, палитра

17

-контраст теплого и холодного цвета.

- композиция «Сказочный зверь»

4 часа

Фон холодными ,а детали теплыми или наоборот, контраст.

Лист А3, гуашь, акварель, кисти, палитра

18

-эксперимент с цветом

-изображение пейзажа тремя цветами.

4 часа

Учащиеся выбирают три цвета(один белый или черный) получают на палитре смешанные оттенки и изображают пейзаж, подходящий для  цветовой гаммы

Лист А3, гуашь, акварель, кисти, палитра

19

Обобщающее занятие четверти. Игра «Кто больше назовет оттенков»

Оформление работ.

2 часа

Выставка картин учащихся, обсуждение. Игра «Кто больше назовет оттенков» Как правильно оформить картину в паспорту.

Ватман, ножницы, скотч, картины, нарисованные в четверти

4 четверть

20

-выполнение работ к конкурсу рисунков.

6 часов

Участие в различных конкурсах детского творчества.

Различные художественные материалы, лист

21

-абстракция: цветовая, геометрическая, смешанная.

-изображение, например- запаха розы, дружбы, огорчения, любви и т. д.

4 часа

Что такое абстракция? Виды абстракции. Музыка в картине. Ритм, композиция. Выполнение композиции  и выбор техники исполнения самостоятельно (на выбор учащегося)

Лист А3, гуашь, акварель, кисти, палитра, фломастеры, ручки, пастель, мелки.

22

-знакомство с техникой монотипия

2 часа

Отпечаток на листе, доработка образа тонкой кистью

Лист А3, гуашь, стекло, кисти, палитра

23

-образ из линий

2 часа

Изображение линий на листе, поиск нового образа, доработка пастелью или восковыми мелками

Альбом, цветные карандаши пастель

23

Обобщающее занятие года. Игра- викторина «Знатоки цвета» Выставка лучших работ учащихся.

2 часа

Обобщение тем года, результаты. Игра- викторина «Знатоки цвета» (вопросы к игре в книге «Основы живописи»

Лучшие работы, оборудование к игре, чаепитие.

Всего 68 часов

Календарно – тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство» для кружковых занятий по программе «Живопись, цвет, композиция» на второй  год обучения                2 час в неделю -  68 часов  в год.

Тема: «Живопись, цвет, композиция, ритм»

№ урока

Тема занятия

Кол. часов

Элементы содержания

Оборудование к занятию

Дата

1 четверть

1

-вводное занятие, повторение таблиц по цветоведению.

-игра «Ощущения, цвета и лоскутики»

-смешивание цветов.

2 часа

Повторение свойств и природы цвета, какие бывают цвета: приближенные, дополнительные, теплые и холодные и т. д. Смешивание цветов, получение различных оттенков, их название. Игра «Ощущения, цвета и лоскутики» в книге «Основы живописи» стр.15

Гуашь, акварель, лист А3, кисти, палитра

2

-изображение натюрморта, с натуры    -акварель, техника по- сырому. Доработка деталей пастелью.

4 часа

Изображение с натуры осенних веток и цветов в вазе. Фон и основные, крупные детали прописываются акварелью, уточнение деталей уже пастелью.

Лист А3, акварель, пастель, кисти, палитра.

3

-графика

-зарисовка сухих трав

-композиция на тему «День и ночь»

6 часов

Знакомство с видом ИЗО- графикой, работы художников- графиков. Зарисовка с натуры черной ручкой сухих трав родного края,  Изображение композиции «День и ночь» на круглом формате листа, гуашь, ручка.

Круглый формат листа, гуашь, черная ручка.

4

-изображение композиции на тему «Образ осени»

4 часа

Эскизы, наброски к теме, увеличение на больший формат. Работа в цвете контрастными тонами и цветами осени.

Лист А3, гуашь, кисти, палитра.

2 четверть

5

-стилизация природных форм

6 часов

Стилизация природных форм, на выбор учащегося, эскизы, наброски. Увеличение наилучшего, работа в цвете контрастными или приближенными тонами, обводка контура и изображение узоров гелевыми ручками.

Лист А3, гуашь, кисти, палитра, фото природных форм, гелевые ручки.

6

-изображение мазками композиции на тему «Морской пейзаж»

2 часа

Техника мазков, картины художников в этой технике. Изображение заката на море различными типами мазков.

Лист А3, гуашь, кисти, палитра

7

-изображение композиции на тему «Горный пейзаж»

4 часа

Знакомство с творчеством Рериха. Фото горных пейзажей, изображение с фотографии горного пейзажа, колорит в картине.

Лист А3, гуашь, кисти, палитра

8

Обобщающее занятие четверти. Игра «Кто больше назовет оттенков»

Оформление лучших работ в паспорту.

2 часа

Выставка картин учащихся, обсуждение. Игра «Кто больше назовет оттенков» Оформление лучших картин в паспорту.

Ватман, ножницы, скотч, картины, нарисованные за две четверти

3 четверть

9

-анималистический жанр

6 часов

Знакомство с анималистическим жанром, картинами художников- анималистов. Выход в музей, зарисовка животных родного края с натуры( возможно с фото) увеличение удачной зарисовки на большой формат листа, дорисовка фона. Фон-акварель, детали- пастель

Лист А3, акварель, пастель, кисти, палитра

10

-изображение композиции на тему «Кот из моего сна»

6 часов

Изображение стилизованного кота с характером(ленивца, обжоры, драчуна и т.д.) Работа в цвете теплыми и холодными цветами

Лист А2, гуашь, кисти, палитра

11

-изображение музыки

2 часа

Изображение серии зарисовок- упражнений по созданию разнообразных композиций на различную музыку( медленную, быструю, шумную, тихую, плавную т . д.) выявление ритма, движения.

Альбом, фломастеры, ручки

12

-коллаж

-составление декоративной композиции из различных материалов.

2 часа

Что такое коллаж, особенности техники исполнения, показ детских работ. Выполнение композиции с помощью разных подручных материалов(ткань, кружева, нитки, пуговицы и т. д.) на основе эскизов с предыдущего занятия.

Цветной картон, материалы для коллажа, ножницы, клей.

13

-орнамент, узор, украшение.

-изготовление специальных штампов из веревки или шнура.

2 часа

Что такое орнамент. –изготовление специальных штампов из веревки или шнура( смотри в книге «Основы композиции» стр. 62) как вариант, возможно украшение предыдущего коллажа.

Лист А3,

Гуашь, ножницы, клей, шнур

14

-орнамент в круге

2 часа

Составление орнамента на круглом формате листа. На основе узоров мастеров северной росписи (в книге «Основы композиции» стр. 62.) работа в цвете полу контрастными тремя цветами.

Круглый формат листа, гуашь, кисти, палитра

15

Обобщающий урок четверти. Игра-викторина «Королева Композиция сказочной страны». Выставка лучших работ учащихся

2 часа

Оформление лучших работ в паспорту, обсуждение.

Ватман, ножницы, скотч.

4 четверть

16

-композиция на тему «Песни моря»

8 часов

Стилизация морских природных форм( ракушки, рыбы, кораллы, водоросли и т. д.) Композиция в картине, ритм, движение. Изображение в цвете только холодными цветами, или на контрасте теплого и холодного. Музыкальный ряд- звуки моря, крики чаек

Лист А2, гуашь, акварель, возможно добавление гелевых ручек, кисти, палитра

17

-выполнение работ к конкурсу рисунков.

6 часов

Участие в различных конкурсах детского творчества.

Различные художественные материалы, лист А3

18

Обобщающее занятие года. Игра- викторина «Знатоки цвета и композиции» Выставка лучших работ учащихся.

2 часа

Обобщение тем года, результаты. Игра- викторина «Знатоки цвета и композиции» (вопросы к игре в книге «Основы живописи»

Лучшие работы, оборудование к игре, чаепитие

Всего 68 часов

Календарно – тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство» для кружковых занятий по программе «Живопись, цвет, композиция» на третий  год обучения                2 час в неделю -  68 часов  в год.

Тема: «Изобразительное искусство в жизни человека»

        

№ урока

Тема занятия

Кол. часов

Элементы содержания

Оборудование к занятию

Дата

1 четверть

1

-вводное занятие, выход на пленэр

2 часа

Изображение природных объектов с натуры, плановость в пейзаже

Альбом, акварель, кисти, палитра

2

-Изображение композиции на тему «Осенний пейзаж»

4 часа

Изображение осеннего пейзажа, по представлению и используя зарисовки с предыдущего занятия. Три цвета: синий, оранжевый, белый, для контраста возможно черный цвет. Перспектива в пейзаже, плановая и воздушная

Любой вытянутый формат по горизонтали, гуашь, кисти, палитра.

3

-изображение композиции на тему «Ночь, окно, свет»

6 часов

Поиск композиции, наброски. Контрасты светлого и темного, картины художников с ярко выраженными контрастами освещения и тьмы. Что может стоять на окне? Чем оно освещено?  Фон прописывается акварелью, детали пастелью.

Лист А3, акварель, пастель, кисти, палитра, возможно фон губкой

4

-изображение композиции на тему «Шляпа, перчатки, цветок»

4 часа

Изображение романтического натюрморта с натуры. На выбор учащегося в графике или в живописи.

Лист А3, гуашь, акварель, пастель, черная тушь, перо.

2 четверть

5

-Декоративно- прикладное искусство

-история возникновения батика

2 часа

-выполнение упражнений в цвете: эффект лепестка, эффект жилок, эффект дождевых капель.

Ткань, пяльце, акриловые красители.

6

-изображение цветка в батике.

2 часа

Эскиз цветка на бумаге, перенос на ткань, работа резервом и в цвете используя навыки предыдущего занятия

Ткань, пяльце,  акриловые красители

7

-изображение декоративной композиции на тему «Птица счастья»

6 часов

Эскиз на бумаге, перевод на ткань, работа с резервом, работа в цвете. Теплая и холодная цветовая гамма

Подрамник, ткань, акриловые красители, кисти

8

-знакомство с техникой Энкаустика

4 часа

Показ техники энкаустика, изображение с помощью восковых мелков и утюга пейзажа

Глянцевые листы, восковые мелки, утюг.

3 четверть

9

-жанр портрета

-история портретной живописи

-рисунок в портрете

4 часа

Важнейшие критерии в портретной живописи, передача внешнего сходства, раскрытие духовной сущности портретируемого. Картины художников в жанре портрета. Портрет в русском искусстве. Конструктивное построение в карандаше.

Лист А3, простой карандаш

10

-портрет в живописи

-изображение друга в цвете

6 часов

Цвет в портрете, цветовая гамма, характер человека и его черты лица

Лист А3, гуашь, кисти, палитра

11

-автопортрет

6 часов

Художники о себе. Изображение себя по ощущениям, внутреннему миру.

Лист А3, гуашь, кисти, палитра

12

-декоративный портрет

-абстракция в портрете

4 часа

Декоративная живопись в портрете. Принципы построение декоративного или абстрактного портрета. Картины художников. Контрастные цветовые сочетания, графический контур. Создание многоцветно- графического решения портрета

Лист А3, гуашь, кисти, палитра

13

Обобщающее занятие четверти.

2 часа

Оформление наилучших работ в паспорту, обсуждение.

Ватман, ножницы, скотч, картины

4 четверть

14

-натюрморт, портрет хозяина.

4 часа

Изображение натюрморта, как портрета самого хозяина.

Лист А3, гуашь, акварель, пастель, кисти, палитра, или графика.

15

-техника монотипия

-коллаж

2 часа

Отпечаток на листе гуашевыми красками, доработка образа вырезками из газет и журналов

Лист А3, гуашь, кисти, газеты, журналы, клей, ножницы

16

-ИЗО-нить

2 часа

Изображение с помощью нити, прокрашенной гуашью, доработка образа тонкой кистью

Лист А3, гуашь, толстая нить, кисти

17

-выполнение работ к конкурсу рисунков.

6 часов

Участие в различных конкурсах детского творчества.

Различные художественные материалы, лист А3

18

Обобщающее занятие года. Чаепитие

2 часа

Всего 68 часов

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия:

Учебно-наглядные пособия: плакаты, таблицы по цветоведению, с изображением поэтапного рисунка орнамента и примерами основных элементов различных видов росписей художественных промыслов России. Схемы изображения растений, деревьев, животных, птиц, фигуры человека в русском орнаменте.

Цифровые образовательные ресурсы:

Обще пользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: текстовый редактор, редактор создания презентаций.

«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;

«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;

 «Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;

Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;

«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.

Интернет – ресурсы:

Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/

Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников

http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/

Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?

brand_id=184&episode_id=502&=5

Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде):

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для 5-7 классов.

Видеофильмы: по цветоведению, по видам декоративно -прикладного искусства и художественных промыслов России.

Модели и натурный фонд:

Вышитые полотенца, глиняные игрушки, предметы современных народных промыслов.

Список литературы

  1. Сокольникова Н. М. Основы живописи- Обнинск, 1998
  2. Сокольникова Н. М. Основы композиции- Обнинск, 1998
  3. Сокольникова Н. М. Основы рисунка- Обнинск, 1998
  4. Сокольникова Н. М. Краткий словарь художественных терминов- Обнинск, 1998
  5. Паррамон Х. М. Основы техники рисунка.- М., 2004
  6. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей.- М., 2005
  7. Иевлева О. А. Полная энциклопедия символов.- М., 2005
  8. Шитов Л. А., Ларионов В. Н. Живопись. Уроки изобразительного искусства.- М., 1995
  9. Дитман К. В. Хочу узнать и нарисовать тебя мир.- М., 1993
  10. Шолохов Е. В. Композиция.- М., 1978
  11. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия.- М. 1986
  12. Джоан Хансен Уроки рисунка и живописи. Цветы в акварели.- М. 2004
  13. Мона Миллз. Изображение животных.- М., 2005
  14. Курчевский В.В. А что там за окном?- М., 1985
  15. Сокольникова Н. М. Основы живописи- Обнинск, 1998
  16. Маруся: журнал, август, 2005
  17. Никологородская О. Волшебные краски.- М., 1997
  18. Бесчастнов Н. П. Изображение растительных мотивов.- М., 2004
  19. Копцева Т. А. Природа и художник.- М., 2006
  20. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд.- М., 2010
  21. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству.- М., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кружковой работе "Театр моды "Вдохновение"

Программа разработана на основе примерной программы основного общего и дополнительного образования и в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов общего и дополнительного образо...

программа коррекционной работы в основной школе

программа коррекционной работы...

Рабочая программа по кружковой работе "История костюма эпохи Возрождения и Средневековья".

Рабочая программа « История костюма эпохи Средневековья и Возрождения» представляет собойуглублённое изучение костюмов двух исторических эпох- Средневековья и Возрождения.Целью учебного проекта я...

Примерное планирование работы директора основной школы на месяц.

Примерный план работы директора школы на месяц....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кружковой работе Мастерица на 2018 – 2019 учебный год

Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка,...