Тематическое планирование внеурочная деятельность "Предметный дизайн" 1-3 класс
календарно-тематическое планирование на тему

Леонидова Елизавета Владимировна

Предлагается тематическое планирование на внеурочных уроках по теме "Предметный дизайн" для 1-3 классов на основе лепки из соленого теста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost1.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Пояснительная записка

В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы в области дизайна.

Образовательное и воспитательное значение дизайна велико, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Знание основ дизайна  расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни.

Предметный дизайн это создание образа и стиля материального объекта с какими-либо заданными функциями. Основа предметного дизайна это комплексный подход к проектированию изделия.

Занятия предметным дизайном воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, использовать различные техники и материалы в данном случае это лепка и соленое тесто.

Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно лепка учит выражать свои чувства и мысли. Если хотите, чтобы ребёнок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался рукоделием, дайте ему в руки пластилин, тесто, глину или другие пластичные материалы.

Тесто – удивительно пластичный материал для лепки. Оно нежное, мягкое, не пачкает рук. При правильном замесе – не крошится, не трескается.  Долго сохраняется. Но в то же время – хрупкое при небрежном обращении. В народе издавна отметили пластические свойства теста и лепили из него самые разные фигурки.

Новизна программы

Новизна программы заключается тесном взаимодействии идеи,  воплощения ее в предмете (различными техниками и материалами, в данном случае лепки из теста) и  функциональности т.е. использование полученного объекта в быту, конкретном интерьере (класс, кухня, спальня и т.д.)

Актуальность программы

Данная программа позволяет создать условия для самореализации  личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Исходя из этого, данная программа опирается на следующие принципы:

-принципы культуросообразности  -  ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества, учитывая культурные традиции родного края;

-принципы природосообразности  -  учёт возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка);

-принцип дифференцированности и последовательности  -  в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;

-принцип креативности  -  развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе;

-принцип гуманизации  -  ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося.

Цель: воспитание интереса к предметному дизайну ; формирование и развитие общетрудовых и специальных умений и навыков путём обучения технологическим приёмам работы с солёным тестом; вовлечение детей в активную творческую деятельность.

Задачи:

-обучить основным приёмам и навыкам работы с солёным тестом;

-познакомить с древними промыслами и современными видами декоративно-прикладного искусства России;

-воспитывать бережное отношение к народной культуре;

-развивать творческое мышление, способность создания и реализации образа;

-воспитывать уважительные отношения между членами коллектива посредством совместной творческой деятельности;

-воспитывать аккуратность, усидчивость.

 

Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия, экскурсии);  контрольные (подготовка и проведение выставки). Итоговые занятия по изученной теме могут быть одновременно и учебными и контрольными. Основным видом занятий является практическое.

Программа является примерной и носит вариативный характер. В зависимости от уровня знаний детей, от возникающих в процессе обучения ситуаций педагог может несколько увеличить или уменьшить время изучения отдельных тем при условии, что в результате будет обеспечено сознательное и прочное усвоение детьми всего материала, предусмотренного программой. А так же педагог может вносить в неё изменения в зависимости от своих интересов и пожеланий детей, материальной обеспеченности. Но при этом должен решать основные задачи.

 

Требования к уровню подготовки детей

Обучающиеся должны знать:

-правила техники безопасности при работе с солёным тестом, пластмассовыми ножами, стеками;-правила работы с красками, кистями, клеем;

уметь:

-делить тесто на части разными способами;

-выполнять базовые формы (шар, лепёшка, яйцо, колбаска, жгутик);

-соединять детали;

-аккуратно вырезать детали из теста по шаблонам.

 

Прогнозируемые результаты:

1.    Должны  знать свойства солёного теста, приёмы работы с ним и умение изготавливать из них дизайнерские изделия.

2.     Должны иметь представление о понятии дизайн, знать основные направления дизайна.

3.     Должны сформировать  трудовые навыки, развивать творческое мышление, трудолюбие и объемно-пространственное воображение.

Критерии результативности:

- применение полученных знаний при изготовлении декоративных изделий и использование их в конкретном интерьере;

- соблюдение технологии изготавливаемых изделий;

- отсутствие травм во время работы;

- переход от простых работ к более сложным;

- наличие высокого уровня самостоятельности, аккуратности и т. д.

Формы подведения итогов

В течение года проходят промежуточные выставки детских работ, персональные выставки обучающихся.  Дети принимают участие, как в районных, так и областных выставках декоративно-прикладного творчества. А так же в итоговой выставке на творческом отчёте. 

Содержание программы

1.      Вводное занятие. Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.

2.      Знакомство с профессией  дизайнера.  Дать определение что такое дизайн. Фото с примерами предметного дизайна.

3. Знакомство с приёмами работы, которые необходимо знать каждому, даже самому маленькому скульптору. Учимся делить на части (откручиваем, отщипываем, разрезаем прочной нитью, разрезаем и надрезаем стекой, формуем с помощью формочек). Учимся придавать форму (раскатываем в ладонях и на столе, сплющиваем, вдавливаем, вытягиваем, сгибаем). Учимся соединять детали (прижимаем, примазываем, заглаживаем).

Деление куска на части. Лепка базовых форм.

4. Создаем украшение для кухни, столовой. Корзина с фруктами.

 

Основные приемы как слепить фрукты( яблоки, груши, апельсины и т.д. Основные приемы раскрашивания деталей. Лепка корзины, основные приемы работы с формой, плетение косы, декоративные отпечатки.

5. Создаем украшение для новогоднего стола. Лепим подсвечник.

Основные приемы лепки листьев, рождественской  звезды и т.д.

6. Создаем украшение для новогодней елки.

Работа с деталями лепим ангела, работаем с лентами .

  1. Создаем тематическое памятное украшение на холодильник.

Лепим тематические формы, детали к каждому из праздников (учимся работать с клеем, изучаем свойства магнитной ленты.)

9. Создаем украшение (рамка под фотографию) для оформления горизонтальных поверхностей в помещении( стол, шкаф, трюмо, тумба и тд.)

10. Самостоятельный проект. Придумать где будет использоваться данный предмет дизайна. Выполнить в материале, раскрасить и подготовить краткий рассказ (концепцию) о своем изделии. 

Условия реализации программы

Для обеспечения занятий необходимо:

-помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, рассчитанное на группу не менее 7-9 человек;

-общее освещение мастерской лучше обеспечивать люминесцентными лампами, которые наиболее близки к естественному освещению;

-при выполнении индивидуальных работ, к общему освещению рекомендуется дополнительное, – в виде настольных ламп на стойках, с металлическими колпаками, защищающими от прямого воздействия света.

-окна должны быть защищены от воздействия прямых солнечных лучей (занавес, жалюзи);

-столы, расположенные таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или спереди работающего;

-в мастерской нужна доска для демонстрации схем, чертежей, рисунков;

-оформление мастерской должно быть тщательно продумано и соответствовало сочетанию отдельных элементов, масштабности;

-расходные материалы: мука, соль,  краски (акварель), карандаши, линейки, ластики, калька, рамки, ткань или бархатная бумага для фона панно, природные материалы (шишки, ветки, ракушки, семена растений, пряности ), проволока,   скалка, валик, ситечко, чесноковыжималка,  стеки;

- демонстрационный материал: альбом выставочных работ, готовые образцы изделий, иллюстрации, фотографии интерьеров задекорированные различными предметами дизайна.

 

 

Литература

  1. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта. – М.: «Просвещение» 1986.
  2. Ткань. Бумага. Тесто. Г.К. Берсенева.
  3. История дизайна. Учебное пособие
    Автор: А. Н. Лаврентьев
     
  4. Элементы дизайна. Автор: Ноэл Райли.
  5. Лепим из соленого теста. Автор: Лючия Пацци.

                        Календарно – тематический планирование

по программе «Предметный дизайн»

1-3 класс .34 час 

Темы

Количество часов

Дата проведения

План        Факт

Вводное занятие.   Организация рабочего места. Правила безопасного труда.

1

Знакомство с понятием «Дизайн» , направления дизайна, варианты применения дизайн-предметов.

1

Лепка базовых форм (шар, круглая лепёшка,   овальная лепёшка, валик, колбаска)

1

Лепка фруктов (яблоко, груша, апельсин, и т.д)

1

Лепка корзины под фрукты.

1

Раскрашивание фруктов

1

Раскрашивание корзинки.

1

Сбор отдельных предметов в единую композицию, приклеивание дополнительных деталей.

1

Эскиз « Где я поставлю свое изделие»

1

Украшаем дом к новому году.

Изготовление подсвечника на новогоднюю тему.

1

Эскиз, лепка основы.

1

Лепка деталей подсвечника

(пряники, рождественская звезда, карамельная палочка и т.д)

1

Раскрашивание деталей.

1

Сборка отдельных деталей в подсвечник.

1

Лепка украшений на елку

1

.Раскрашивание и оформление украшений

1

Леплю тематические магниты к празднику( 8 марта, 23 февраля, 9 мая.)

1

Лепим «цветы для мамы»

1

Раскрашивание изделий

1

Приклеивание магнитной ленты к изделию

1

Лепим солдатика, танк

1

Раскрашиваем солдатика, танк.

1

  Приклеивание магнитной ленты на изделие.

1

Панно к 9 мая

1

Лепим гвоздики, георгьевскую ленту

1

Собираем детали в панно

1

 Раскрашивание панно.

1

 Лепка деталей для фото рамки

1

Раскрашивание деталей

1

Сборка деталей

1

Создание собственного предмета для украшения детской комнаты.

1

32.

     

Лепка деталей

1

33

34  

Раскрашивание деталей.

Выставка лучших работ

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данное тематическое планирование рассчитано на 1ч. в неделю. Содержит основные виды деятельности обучающихся....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"

Коллеги, на основе программы  психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова,  ваших и моих личных разработок была написана п...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"

Коллеги, на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова, ваших и моих личных разработок была написана программа внеурочной де...

Календарно тематическое планирование внеурочной деятельности в 5 классе ФГООС

Календарно тематическое планирование внеурочной деятельности в 5 классе ФГООС на 2014-2015 учебный год...

календарно-тематическое планирование внеурочных занятий для5-х классов по теме "гимнастика" с УУД

Это планирование расчитано на весь учебный год,исходя из 1-го часа в неделю, расписаны УУД по ФГОС...

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Музыкальная студия» 1 класс

Рабочая учебная программа музыкальной студии для 1 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта  второго поколения начального общего образов...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности 6 класс

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности 6 класс "Спртивные игры"...