Школа декоративно-прикладного творчества как средство взаимодействия основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС.
статья по теме

Перцева Елена Владимировна

В статье представлен опыт взаимодействия основного и дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа декоративно-прикладного творчества  как средство взаимодействия основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС.

Перцева Елена Владимировна,

педагог дополнительного образования

 МАОУ ДОД «Районный центр

дополнительного образования» г. Няндома

         

        Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка).

        Главный механизм построения системы непрерывного образования – соединение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, сохранение всего лучшего и развитие на его основе новых интегративных возможностей.

        Интеграция общего и дополнительного  образования, несомненно, становится важным условием перехода на  новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках нового Стандарта является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность», основанной на тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования и образовательных учреждений, способной оперативно дать конкретный образовательный результат. С принятием ФГОС роль дополнительного образования детей существенно возрастает. 

Наша общая задача, педагогов основного и дополнительного образования,  лучше узнать особенности работы друг друга, оценить те или иные преимущества в каждом виде образования и научиться умело пользоваться ими. При этом будем помнить, что все это нужно, прежде всего, нашим детям.

           Вот результаты, которых позволяет достичь подобная интеграция:

  • формирование единого воспитательного пространства;
  • социализация личности;
  • формирование духовно-нравственных качеств у школьников;
  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.

Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.

        Внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Во внеурочной деятельности необходимо создавать атмосферу и условия для развития определённых способностей ребёнка. Педагоги дополнительного образования подходят к данному процессу именно с позиции развития ребёнка, а не обучения. Главное – осуществить на основе взаимных интересов реализацию совместной деятельности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования.

В связи с переходом на новые Стандарты педагогическому коллективу РЦДО пришлось многое переосмыслить и поменять. Таким образом, появилась новая общеразвивающая образовательная программа «Путешествие в мир творчества».

 Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетической направленности.

Цель программы – приобщение детей к миру искусства через различные виды творчества, знакомство с лепкой, оригами, народной тряпичной куклой и нетрадиционными техниками рисования.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Характерной особенностью  программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного и изобразительного творчества, то есть самореализоваться и самоопределиться.

За учебный год ребенок знакомится с 4 видами творчества. Это дает ему возможность найти себя в одном из них и наиболее полно реализовать свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к искусству.

Программа рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю) и включает в себя систему курсов:

  • оригами (18 час.)
  • лепка из пластилина и соленого теста (18 час.)
  • нетрадиционные техники рисования (18 час.)
  • народная тряпичная кукла (18 час.)

Программа апробирована в прошлом учебном году и уже дала свои результаты:

  • увеличился охват учащихся начальных классов дополнительным образованием;
  • 31% учащихся, закончивших данный курс, решили продолжить обучение в коллективах именно декоративно-прикладного творчества;
  • возросла заинтересованность учителей начальных классов во взаимодействии ОУ и ОДОД (проще осуществлялся набор по данной программе в этом учебном году).

Введение ФГОС дает возможность школам перейти на более высокий уровень образования, но в  условиях нашего города, области в целом, когда нет новых школ, с отдельными блоками дополнительного образования, где условия не соответствуют развитию внеурочной деятельности реализовать ФГОС в полной мере сложно, тут и может помочь  организация дополнительного образования.

ОДОД может много дать школе для реализации новых стандартов, а именно:

  • возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;
  • высокое качество образования, т.к. организацией дополнительного образования занимаются профессионалы;
  • материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;
  • возможности поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);
  • возможности работы в социуме, социального творчества детей;
  • организацию каникулярного времени детей;
  • возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.

И напоследок, стоит помнить, что без сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, ребёнок не получит нужных знаний, которые пригодятся ему в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся

Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся рассмотрены в презентации в рамках мастер-класса ММЦ с.Белоносово...

Инновационные формы сетевого взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования в рамках профориентации учащихся

Дополнительное образование, расширяющее возможности ребенка и способствующее развитию его личности, неотъемле­мая составляющая качественного общего образования в современ­ных условиях. Раз...

Интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации проекта «СИМВОЛ» по формированию качеств личности школьников Выборгского района Санкт-Петербурга.

Социально-педагогический проект «СИМВОЛ» был разработан в 2009 году как обобщение опыта работы Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества &l...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

До недавнего времени школьная и внешкольная педагогика существовали в лучшем случае параллельно, а в худшем – действовали в расходящихся направлениях.В последнее время ситуация меняется. В ряде ...

Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности.

Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельностиСахипгараева Г.Сг. ОктябрьскийПедагоги, психологи, методисты убедительно доказали, что процесс ф...

Основные педагогические технологии инклюзивного образования в рамках реализации ФГОС

Результат по этапного изучения технологий инклюзивного образования. Полезна учителям начинающим свою деятельность в этой области...