Конспект занятия на тему «Чум - жилище ненцев» по развитию ненецкой разговорной речи для детей, не владеющих ненецкой речью.
методическая разработка по теме

Салиндер Лидия Тэрковна

Конспект занятия на тему «Чум - жилище ненцев» по развитию ненецкой разговорной речи для детей, не владеющих ненецкой речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему «Чум - жилище ненцев»

по развитию ненецкой разговорной речи для детей,

не владеющих ненецкой речью.

      Цель: Приобщать детей к быту и языку ненецкого народа.

Задачи:

  • Образовательная:  обогатить словарный запас детей ненецкими словами по теме «Чум»; пробуждать интерес и желание знать основы традиционного уклада жизни в чуме.
  • Коррекционно-развивающая: развивать навыки ненецкой  разговорной речи, зрительную и слуховую виды памяти, наблюдательность.
  • Воспитательная: воспитание любви к родному краю, языку, уважения к старшим,  бережного отношения к вещам, окружающим человека;

Адресат: не более 10 детей, возраст 8-10 лет, требованию к уровню владения ненецким языком- нет.

Оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма звуков: звук полозья нарт, хруст снега, ненецкая речь(мужской голос);  палочки для установки игрушечного чума; игрушечный аркан; рога оленя.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Учитель: Нульяда! Ӈани торова!Ӈамдыда! Чтобы узнать тему сегодняшнего занятия,  вам нужно отгадать загадку: «Одного старика с криком одевают». Как вы думаете, что это? (ответы детей)

Слайд 1. Чум

Учитель: Правильно, это чум. Кто знает, как по- ненецки называется  чум? (ответы детей)

Учитель:  Как вы думаете, почему МЯ с криком одевают? ( тундра- это открытая местность, и когда тундровики покрывают МЯ, советуются (громко разговаривают, почти кричат) с какой стороны лучше  натянуть покрытие, как лучше завязать верёвки).

  1. Сообщение темы и цели занятия.

Слайд 2. Чум с текстом «Чум- жилище ненцев»

Тема нашего занятия «Чум - жилище ненцев». На ненецком языке звучит так: Мякана ненэй ненэця иле. Повторите за мной предложение… Ещё раз повторите за мной, произносите слова чётко, выразительно. Запоминайте! Ребята, вы бы хотели  отправиться в путешествие по тундре? Тогда я приглашаю вас в «путешествие по бескрайней  тундре».

Вы  хотели бы научиться  устанавливать МЯ? (ответы детей)

Я вам расскажу и покажу, как правильно установить  МЯ.

Ваша задача быть внимательными, наблюдательными и активными. На пути нам будут встречаться препятствия, которые  мы должны преодолеть.

Итак,  кто хочет ехать - поднимите правую руку!

Кто готов к поездке - поднимите левую руку!

Кто с нами отправляется уже в путь – встали с приподнятыми руками,                              Опустите руки, сели поудобнее на нарты, поехали!

Слайд 3. Оленья упряжка, хруст снега под копытами оленей, звук полозьев нарт.

III. Изучение и освоение нового материала.

Учитель: Итак, ребята?! Перед нами  препятствие, что это? (ответы детей).

Слайд 4. Овраг, шум ветра, вьюги.

Это овраг, по-ненецки ПЕНЗЯ. Повторите за мной ПЕНЗЯ,  запоминайте. Чтобы оказаться на той стороне ПЕНЗЯ, вам нужно отгадать загадку: «Всё бежит за оленем, а догнать не может». Что это? (ответы детей)

Учитель: Правильно, кто знает или кто слышал, как  по - ненецки называется нарта? (Ответы детей)

Слайд 5. Оленья упряжка, хруст снега под копытами оленей, звук полозьев нарт.

Учитель: Повторили за мной –ХАН. Молодцы! Поехали дальше! О-о! Нам опять попалось на пути препятствие, что это? (ответы детей)

Слайд 6. Густой лес с шумом ветра, вьюги.

Это густой лес, по - ненецки называется  ПЭДАРА. Повторили за мной ПЭДАРА.  Чтобы преодолеть ПЭДАРА, вам нужно назвать названия деревьев на ненецком языке: берёза –хо, лиственница- харв, ель- хадэ.

Слайд 7. Берёза

Слайд 8. Лиственница

Слайд 9. Ель

 -Повторите за мной  ещё раз: ХО, ХАРВ, ХАДЭ. Запоминайте!  Молодцы! Поехали дальше! А вот и  до чума доехали. Нас встречает тундровик. Что нужно сделать при встрече?

Слайд 10. Оленья упряжка, хруст снега под копытами оленей, звук полозьев нарт.

Слайд 11. Ненец возле зимнего чума

                    - Что нужно сделать при встрече

Дети: поздороваться

- Ӈани торова!

Голос ненца: Торовов! Мят тюда!

Учитель: он приглашает нас в чум. Заходим.

Слайд 12. В чуме (постель, печка, стол, тумба для продуктов, доски)

Что вы видите в чуме, расскажите! (ответы детей - постель, стол, тумба для хранения продуктов, костёр, доски).

Учитель: теперь назовём их на ненецком языке: постель - ва ав, стол - толь, тумба для хранения продуктов - нарам, костёр - ту, доски - лата.

Теперь мы с вами сели на ва ав, на  правую  сторону чума.

 Передняя часть чума (со стороны входа)- мяд нёняны, 

задняя часть чума (священная часть)- мяд синяны, 

перед нами, в центре чума – ту, 

внизу –  лата, 

сверху над нами- отверстие чума- макода си. 

Ещё раз повторим и запоминайте:

слева от нас- мяд нёняны,

справа – мяд синяны,

перед нами- ту,

снизу- лата,

сверху- макода си.

        Офтальмогимнастика: Сейчас я называю слова на ненецком языке, вы показываете только    движением глаз: ту, мяд синяны, мяд нёняны, лата, макода си. Молодцы!

          Ещё раз я называю слова, вы можете не только движением глаз показывать, но и головой поворачиваться. Молодцы!

- Ребята, из чего же состоит чум? (примерные ответы детей: чум состоит из шестов и покрытий).

- Правильно! Шесты на ненецком называются ӇУ, покрытия- ЕЯ. Повторите за мной: шесты- ӇУ, покрытия- ЕЯ. Запоминайте!

Слайд 13. Установка чума.

 - Кто знает и расскажет мне о том, как нужно ставить чум? Может кто-то ездил к родственникам в тундру и видел как устанавливают чум. (ответы детей)

- Теперь переходим к установке чума. На партах у каждого из вас  лежат ӇУ и ЕЯ  .

Учитель: Сначала определяем центр чума, место очага (зимой печки, летом костра). Затем устанавливаем на ровном от очага расстоянии основные шесты - МАКОДА, их может быть два, а может и три. Они скреплены между собой. Макода толще остальных , потому, что на них держатся все остальные ӈуˮ  .  Берём макода и ставим.

Учитель : затем устанавливаем боковые шесты- называются по –ненецки «хуни». 

Учитель : устанавливаем шесты противоположной от входа стенки- по- ненецки «си҆ няӈы».

Учитель : теперь передние шесты- по- ненецки «нёны».

Учитель: а затем все остальные шесты ставим. Чем их больше, тем прочнее чум.

Учитель : ставим священный шест- симзы. Далее ставим две горизонтальные жерди, которые крепятся к передним шестам (у входа) и к симзы- по –ненецки называются «ти».

Учитель: Ребята, как вы думаете, для чего служит ТИ?

Дети: На них сушат вещи, вялят рыбу, мясо; подвешивают чайник и котёл.

Учитель: Молодцы! ӇУ установили, что еще осталось сделать?

Дети: Натянуть покрытия

Учитель : Правильно! Берем есенабць (специальные шесты), вдеваем в специальные мешочки на верхушке чума (по- ненецки они называются «халак») Обычно приподнимают покрытия  вчетвером. А затем верёвками стягиваем покрытие. Вот и готов наш летний чум.

Учитель: А какой ещё бывает чум, дети?

Слайд 14. Летний и зимний чум.

Дети: Чум ещё бывает зимний. 

Учитель: Чем отличается зимний чум от летнего? (ответы детей: зимний чум покрывается нюками, летний- брезентом)

- У зимнего чума двухслойное покрытие: снаружи нюк- таритей, снутри  под нюком- мюйко.

Учитель: Ребята, запоминайте: Снаружи- таритей , снутри (под нюком)-мюйко.      Знаете ли вы, из чего шьют зимнее покрытие?

Дети: Зимние покрытия для чума шьются из шкур оленя

Слайд 15. Шитьё покрытий из шкур.

Учитель: Правильно!  Хозяйка ежедневно выбивает снег из нюка, чтобы он  не размок и не отсырел.

Слайд 16. В чуме 

Учитель: Ребята, а вы знаете как нужно  вести себя детям в чуме? (ответы детей)

Слайд 17. Дети в тундре, в чуме.

Учитель : В чуме нельзя баловаться, прыгать, бегать, кричать; нельзя играть с огнём, плевать в огонь; заходить и выходить из чума только в положенном месте; нельзя вмешиваться в разговор  старших.

Учитель: А в какие игры детишки играют в тундре? (ответы детей)

Учитель : дети в тундре играют в разные игры.  Девочки обычно играют в ӈухуко(куклы из птичьих клювов), мальчики любят играть с арканом, в оленей. Бросают аркан на носы нарт, на рога оленя.

Слайд 18. Ловля оленей арканом.

Учитель: Мы сейчас поиграем в оленей. По очереди будете  держать рог оленя (как будто  олени), а остальные будут бросать аркан. Кстати, ребята, как аркан по- ненецки?

Дети: Тынзя

IV  Физминутка.

Учитель: Берём тынзя, делаем петли, кидаем на оленя!

(Дети под руководством педагога  собирают аркан и бросают в «оленя»)

V Закрепление пройденного материала.

Учитель: Ребята, наше путешествие подошла к концу,  я думаю, вы многому научились, главное, вы теперь знаете,  как правильно установить чум. Давайте, попрощаемся с тундровиком?! Скажем вместе «лакамбой»!

Слайд 19. Тундровик возле чума.        

Голос ненца: Иринатаˮ вадам̕ тохоламбираˮ! Сава сёнзя ӈэя, лакамбой!

Учитель: Он говорит вам: «Учите и знайте свой язык, язык своих предков! Всего вам доброго!»

                  Учитель: Мы вернулись с путешествия! Теперь проверим ваши знания, ответив на вопросы викторины! Отвечаем на вопросы на родном ненецком языке.

Викторина:

Слайд 1. Жилище ненцев? (мяˮ)

Слайд 2. Из чего состоит мяˮ?(ӈу, ея)

Слайд 3. Назовите основные шесты? (макода)

Слайд 4. Священный шест называется…? (симзы)

Слайд 5. На Новый год водим хоровод возле…? (хадэ)

Слайд 6. Овраг на ненецком…? (пензя)

Слайд 7. Чтобы поймать оленя, нужно взять в руки…? (тынзя)

Слайд 8. Молодцы! (Ӈули савада!)

            VI  Итог занятия.

   Чум- это самое удобное жилище в тундре, так как оно легко снимается, перевозится на новое место и легко устанавливается.

- Ребята, вам понравилось путешествовать по тундре?

 Что вам больше всего запомнилось?

 Что нового вы узнали ?  Все помните предложение на ненецком языке про чум?  Давайте произнесём его  вместе «Мякана ненэця иле»(В чуме живут люди).

Учитель: Ребята!  Вы были активны, заинтересованы. Мне было приятно с вами сотрудничать. Спасибо вам! Нулъяда!  Лакамбой!

 

Использованная литература:

  1. Няруй В.Н.  Уроки предков
  2. Хомич Л.В.    X 76  Ненцы: СПб, Русский Двор, 1995- 336 с.
  3. Бармич М.Я. Малыш учится: Ненецкий язык в картинках.- 2-е изд., дораб.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2009.- 99 с.:ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".

Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в подготовительной группе для детей с ОНР по...

Доклад на тему "Развитие разговорной речи неслышащих детей в младших классах

В докладе рассказывается  о различных методах и приёмах по формированию у детей с нарушением слуха словесного общения, развитию разговорной речи в условиях специального обучения в шко...

Конспект занятия для детей с ОНР "Федорино горе". Развитие речи по теме "Посуда"

Материал урока  предназначен для развития речи детей с ОНР....

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....

Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье предтавлен материал по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье представлены особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Конспект занятия по коррекционному курсу «Дефектологические занятия». Тема Развитие воображения и речи. «Продолжи историю».

Занятие направлено на закрепление и обобщение знаний по ранней пройдённой теме «Зима», развитие самостоятельного мышления, воображения,  речи и  планомерного выполнения зада...