Статья Значение пейзажной живописи на занятиях изо
статья по теме

Мартюкова Надежда Николаевна

В данной статье рассматривется вопрос о   видах пейзажа, становление его как отдельного вида изобразительного искусства. Роль пейзажной зарисовки в воспитании личных качеств обучающегося. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Значение пейзажной живописи на занятиях в отделении дополнительного образования детей»

Пейзаж, который видит перед собой человек, обычно является отражением мира, который скрывается в его душе.                                                                 Альберт Санчес Пиноль..

          Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободомыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к новым педагогическим системам, в которых каждый учебный предмет будет выполнять обще развивающую культурологическую функцию. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознать искусство, как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины

           Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна, необходимы большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве детей, его развитии и о значении творческой работы для общего развития ребёнка .

      Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств. Помогая ребёнку чувствовать красоту окружающего мира, учитель незаметно прикасается к этим уголками [3].

      Природа- это то, что питает и вдохновляет человека, даёт силы и успокаивает. «Леса учат человека понимать прекрасное», - говорил А.П. Чехов.

         Большое познавательное и воспитательное значение имеет пейзажная живопись в школе, которая знакомит учащихся с родной природой. Не менее важным является обучение ребят рисунку и живописи с натуры и по представлению. Эти занятия проводятся в тесном общении с природой. Они воспитывают патриотизм, помогают глубоко понять закономерности природы, а так же формируют материалистическое мировоззрение, развивают творческое мышление.

          Пейзаж – это всегда особое настроение, уникальное состояние природы: идёт ли снег, светит ли солнце, льёт ли дождь. Задача художника почувствовать это настроение и перенести его на свой лист бумаги. Ведь живопись в буквальном смысле означает «живое письмо». Она отражает внутренний мир художника, а нам позволяет посмотреть на этот мир другими глазами, - глазами ребёнка. «Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения», - писал К. Паустовский.

     Природа- это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открыть ее сокровенный смысл. Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.

    Именно поэтому актуальность пейзажной живописи на уроках изобразительного искусства заключается в возможности формирования у детей младшего школьного возраста позитивного, эмоционально-чувственного восприятия действительности через творчество. В переводе с французского слово “пейзаж” (paysage) означает “природа”. Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого — воспроизведение естественной или измененной человеком природы.

Кроме того, пейзаж — это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу. “Героем” такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив.

Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы. На плато Тассилин-Аджер в Сахаре были обнаружены рисунки со сценами охоты и перегона стад. Рядом с фигурками животных и человека древний художник схематично нарисовал простенький пейзаж, не дающий возможности конкретизировать место действия. В искусстве Древнего Востока и Крита пейзажный мотив — довольно часто встречающаяся деталь настенных росписей. Так, недалеко от селения Бени-Хасан в Среднем Египте были найдены скальные гробницы древнеегипетских правителей, живших в 21-20 веках до н.э. Одна из многочисленных фресок, покрывавших стены погребальных камер, изображает дикую кошку, охотящуюся в густых зарослях. Среди росписей залов знаменитого Кносского дворца на острове Крит обнаружена роспись, названная исследователями “Куропатки в скалах”.

В древнеримском городе Стабии, разрушенном, как и Помпеи, во время извержения Везувия, среди других росписей, найденных в одном из патрицианских домов, выделяется фреска “Морской порт”, представляющая собой настоящий морской пейзаж.

В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве. Картины средневекового Китая очень поэтично передают окружающий мир. Одухотворенная и величественная природа в этих работах, выполненных в основном тушью на шелке, предстает как огромная вселенная, не имеющая границ. Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние и на японское искусство. К сожалению, рамки нашего издания не позволяют рассказать подробно о пейзажистах Китая и Японии — это тема для отдельной книги.

В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.

Большую роль в формировании пейзажной живописи сыграли европейские миниатюристы. Эти изящные и красочные рисунки, рассказывающие о временах года и соответствующих им полевых работах и развлечениях, показывают зрителю природные ландшафты, выполненные с мастерской для того времени передачей перспективы.

Ярко выраженный интерес к пейзажу заметен в живописи Раннего Возрождения. И хотя художники еще очень неумело передают пространство, загромождая его ландшафтными элементами, не сочетающимися друг с другом по масштабу, многие картины свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека.                                                                                                                    Более важную роль пейзажные мотивы начали играть в эпоху Высокого Возрождения. Многие художники стали внимательно изучать натуру. Отказавшись от привычного построения пространственных планов в виде кулис, нагромождения деталей, несогласованных в масштабе, они обратились к научным разработкам в области линейной перспективы. Теперь пейзаж, представленный как цельная картина, становится важнейшим элементом художественных сюжетов. Так, в алтарных композициях, к которым чаще всего обращались живописцы, ландшафт имеет вид сцены с человеческими фигурами на первом плане.

Несмотря на столь явный прогресс, вплоть до XVI столетия художники включали в свои произведения пейзажные детали лишь в качестве фона для религиозной сцены, жанровой композиции или портрета. Ярчайшим примером тому является знаменитый портрет Джоконды (ок. 1503, Лувр, Париж), написанный Леонардо да Винчи.

Великий живописец с замечательным мастерством передал на своем полотне неразрывную связь человека и природы, показал гармонию и красоту, которые на протяжении вот уже многих столетий заставляют зрителя в восхищении замирать перед “Джокондой”.

За спиной молодой женщины открываются безграничные просторы вселенной: горные вершины, леса, реки и моря. Этот величественный ландшафт подтверждает мысль о том, что человеческая личность так же многогранна и сложна, как мир природы. Но постичь многочисленные тайны окружающего мира люди не в силах, и это словно подтверждает загадочная улыбка на устах Джоконды.

Постепенно пейзаж вышел за рамки других художественных жанров. Этому способствовало развитие станковой живописи. В небольших по своим размерам картинах пейзаж начинает господствовать над сценами, показанными на переднем плане.  Особое место в искусстве занимает пейзаж. Любимый детьми, доступный для их понимания жанр сыграл заметную роль в понимании искусства . Многим он помогал в достижении задач, выявлении содержания и являлся показателем художественного исполнительского мастерства. Пейзаж  способствует  совершенствованию пленэрной живописи, выражению тонких эмоциональных состояний  детей.. И именно благодаря пейзажу во многих случаях формировался энергетический тонус произведения. Выполненный качественно он часто способствовал снятию налета шаблонности и придавал работам необходимый достойный художественный уровень. Очень часто можно замечать, что многие дети, не зная законов рисования и изображения предметов, интуитивно передают знакомый им  пейзаж без ошибок в пространственном изображении. Детям нравится рисовать то, что они видят перед собой и на бумагу  во время занятий переносится частичка души ребенка. После этого они очень трогательно относятся к своим работам и тем местам которые изобразили на своем пейзаже.

Литература:

  1. Игнатьев Е.И., Психология изобразительной деятельности детей, М., УЧПЕДГИЗ, 1961, 225С.
  1. Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе, учебное пособие для студентов высш.пед.заведений, 2-ое изд., М., Академия, 2002, 368с.
  1. Сокольникова Н.М., Программы интегрированного курса «Искусство», М.,Просвещение, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические основы пейзажной живописи

Основная задача обучения реалистическому искусству изображения природы состоит в том, что начинающий художник должен не только изучить как можно подробнее форму, общее строение, пропорциональные отно...

урок литературы в 9 классе Мастерство пейзажной живописи И.С.Тургенева (по повести «Первая любовь).

на примере данного произведения учить школьников определять функции пейзажных зарисовок в зависимости от стиля, жанра и особенностей композиции; определять их роль в том или ином моменте...

ВЛИЯНИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

РОЛЬ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИВ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ  ДОШКОЛЬНИКОВ....

Познавательная программа о пейзажной живописи «Золотая осень.»

Знакомство с пейзажной живописью. Развитие художественного восприятии детей, способности видеть и чувствовать состояние осенней природы и адекватно эмоционально откликаться на него....

Методика художественного развития детей старшего дошкольного возраста средствами пейзажной живописи

Цель  исследования –  изучить развитие навыков изобразительной  деятельности у старших дошкольников через ознакомление с пейзажной живописью, разработать ...

Развитие пейзажной живописи.

Изучаем и рисуем пейзажи....

Самоанализ урока "Развитие пейзажной живописи"

Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми....