Развитие творческих способностей обучающихся в процессе изготовления сувенира. Методическое пособие
учебно-методический материал по теме

Акинина Галина Сергеевна

 

 

В представленном материале педагог делится опытом своей работы по изготовлению сувениров из различных видов материалов  и способами  их оформления,  что способствует формированию и развитию творческих способностей детей.  Предлагаемый  методический материал  углубляет знания обучающихся, расширяет их кругозор, способствует развитию  творческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_detey.doc160.5 КБ
Microsoft Office document icon opisanie_sistemy_raboty.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Дом детского творчества»

Тайгинского городского округа

                                                                   

                                                                         

                                                                         

Развитие творческих способностей обучающихся в процессе изготовления сувенира

Методическое пособие

Автор – составитель:

Акинина Г.С.,

педагог дополнительного

образования

Тайга 2014г.

Автор              Г. С. Акинина, педагог дополнительного образования

Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного

образования детей «Дом детского творчества»  ТГО

Под общей

редакцией:         А. С.  Киреевой,   заместителя директора по учебно-воспитательной

                            работе  МБОУ ДОД  «Дома детского творчества»  ТГО

Е. В. Курышиной, методиста МБОУ ДОД «Дома детского творчества»  

                           ТГО

 

        

В представленном материале педагог делится опытом своей работы по изготовлению сувениров из различных видов материалов  и способами  их оформления,  что способствует формированию и развитию творческих способностей детей.  Предлагаемый  методический материал  углубляет знания обучающихся, расширяет их кругозор, способствует развитию  творческой личности.

        Пособие рекомендовано педагогам дополнительного образования, учителям технологии, родителям, обучающимся младшего и среднего звена.        

Содержание

        Введение……………..……………………………………………………3

1.Подходы к понятию творческих    способностей и их развития…………………………………………………………………….6

1.1. Понятия творчества и творческие особенности…………………….6

1.2. Компоненты творческих способностей……………………………..7

2. Развитие творческих способностей детей в процессе изготовления сувенира………………………………………………………………..…10

2.1. Значение развития творческих способностей в процессе  изготовления сувенира……………………………………....................10

2.2. Технология изготовления сувенира………………………………...13

  1. Заключение………………………………………………………….…21
  2. Список литературы………………………………………………..…..22
  3. Приложение….…………………………………..…………………….30

Введение

 

Творчество – способ существования личности;

 только в творчестве осуществляется личность,

и отсутствие творчества означает отсутствие

личности.

А. А. Никифоров.

Творческие способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.   Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.  

В современном образовании в качестве одной из приоритетных проблем активизации творческой личности ребенка является  развитие познавательного мышления, способствующего формированию потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.   

Актуальность проблемы развития творческих способностей в дополнительном образовании обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей обучающихся.

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут детям не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности.

Практика показывает, что для педагога задача развития творческих способностей обучающихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения,  помогают педагогу определить ту возможную меру включённости обучающихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным.

Одним из видов творческой деятельности детей является изготовление сувениров, так как сувенир - это нечто обязательно связанное с мыслями и эмоциями, взаимоотношениями людей и возможность выразить свое «я». В процессе изготовления сувенира нет шаблонов и строгих правил, и ребенок может проявить свою изобретательность, фантазию, вкус в полной мере, при умелом руководстве педагога. Именно творчески работающий педагог может помочь развиться творческому потенциалу ребенка (5).

Творчество - процесс многофункциональный. Оно может формироваться и развиваться в любом виде искусства, работ. В дополнительном образовании широкий простор для развития творческих способностей. Сама функция и цель дополнительного образования – развитие творчества с учетом склонностей и способностей каждого ребенка. Наиболее большой простор для их развития, выхода фантазии и неповторимых идей  в  декоративно-прикладном искусстве. Произведения декоративно-прикладного искусства многообразны. Каждое изделие несет в себе добро, радость, фантазию, увлекающую детей, и взрослых(2).

В данном методическом пособии представлен опыт работы по изготовлению сувениров из различных видов материалов и способы  их оформления.  Каждый раз, создавая   изделие, ребенок вносит что-то новое в узор, эскиз, оформление,   создает новые варианты своих произведений, что способствует формированию и развитию творческих способностей детей.  Предлагаемый  методический материал  способствует углублению знаний обучающихся,  расширяет кругозор, способствует развитию  творческой личности.

Пособие рекомендовано педагогам дополнительного образования, учителям технологии, родителям, обучающимся младшего и среднего звена.

Подход к понятию творческих способностей и их развития

1.1 Понятия творчество и творческие способности

 Проблема развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?  

Для рассмотрения вопроса развития творческих способностей  необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности».

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Творческие способности это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.  

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.  

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.  

Таким образом,  в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

1.2. Компоненты творческих способностей

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации  из  элементов,  которые  большинство  людей  знают  и  используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:  

  1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).  

  2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

  3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).  

  4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.  

Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. Человек рождается со способностями, но творчество необходимо целенаправленно развивать.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

  1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.  
  2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.  

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.  

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.  

7. Гибкость мышления.  

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.  

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.  

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.  

11. Лёгкость генерирования идей.  

12. Творческое воображение.  

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод о том, что несмотря на различие подходов к их определению,  исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.  

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:  

1. Развитие воображения.  

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.  

Развитие творческих способностей детей

в процессе изготовления сувенира

  1. Значение развития творческих способностей в процессе изготовления сувенира

Система дополнительного образования является частью системы образования, при этом смысл его заключается в создании условий для интеллектуального, духовного и творческого развития ребенка.

Творчество – это деятельность, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, процесс, в результате которого создается нечто новое. Воспитание творческой личности предполагает развитие у детей направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка. Педагог должен помочь ребенку  сохранить уверенность в своей значимости, в интересности своих идей, в том, что самостоятельные пробы и поиски – это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что особенно важно для младших школьников. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. 

Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница в конкретном материале творчества, в масштабах достижений и их общественной значимости.

Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить и этому способствуют занятия по изготовлению сувениров.

Педагогически очень важно с малых лет пробудить в детях желание самостоятельно, своими руками сделать что-нибудь красивое и необычное в подарок родителям, своим друзьям к празднику или ко дню рождения.

 Таким  хорошим подарком может стать сувенир. Понятие  «сувенир» определяется как художественное изделие, какой-либо предмет, выполняющий роль напоминания о посещении страны, города, музея, выставки и т.д. Сувенир может напоминать о той или иной личности, например, книга или что-то другое с автографом известного писателя, поэта, музыканта, спортсмена.

К этому значению слова «сувенир» присоединяется и распространенное в быту понятие сувенира как подарка и как материального воплощения сопричастности с определенным событием. Сопричастными могут быть тот, кто дарит, тот, кому дарят, и оба эти человека.

Таким образом, сувенир – это нечто обязательно связанное с мыслями и эмоциями, взаимоотношениями людей. Поэтому при формировании у детей культуры отношения к сувениру очень важно обращать внимание и на то, как отражаются в ситуациях с ним те или иные взаимоотношения людей.

Главное в том, что подарок олицетворяет отношение, он служит средством выразить уважение, внимание или любовь к тому, кому его дарят, а также сопричастность, сопереживание с конкретным событием жизни получателя подарка.

Изготовление сувенира – это возможность выразить свое «Я» в явной адресной форме. Понимание этого побуждает вложить свои умения, способности, талант, фантазию, вкус, изобретательность, чувство юмора, аккуратность, другие личностные характеристики в изготовленное изделие и «послать сообщение» об этом определенному адресату.

Участие ребенка в изготовлении сувениров, в ситуациях (или церемониале) дарения – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообщества - семьи, другой социальной группы (причем социализации, имеющей позитивный, гуманистический смысл).

В современных условиях, как известно, далеко не все черты социальной жизни позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, т.е. социализация, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых.

Готовясь к возможности одаривать других на основе умений и знаний, приобретаемых при работе с сувениром, ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость другим.

Событие, когда ребенок изготовил своими руками, какую – нибудь поделку, имеет большое значение для семьи: родители рассказывают знакомым, близким, родным о любви к ним, проявляемой в такой эстетически привлекательной форме.

Для педагога в этой ситуации важно то, что изготовление поделки является средством воспитания у детей высокого вкуса, бережного отношения к материалу, из которого изготавливается сувенир, а также стремления учиться делать еще более красивые вещи.

        Обращение к изделиям народных мастеров помогает в творческом поиске ребенка. Кроме того, эти изделия могут служить наглядным пособием об эпохе, нравах, обычаях, значении того или иного вида народного ремесла в жизни людей.

Помимо обращения к изделиям народных мастеров детей можно ориентировать на подражание другим образцам, которые предлагает сам педагог. Свою пользу может принести материал из педагогической журнальной или специализированной литературы, где помещены иллюстрации, которыми дети могут воспользоваться. Посещение выставок, знакомство с работами ребят из других детских объединений также поможет расширить детский кругозор. Разнообразие эталонов, образцов демонстрирует ребенку, на что способны творческие люди, как это прекрасно и полезно – украшать жизнь других людей и свою собственную.

  1. Технология изготовления сувенира

При работе с сувениром дети обучаются основным приемам шитья, обработки кромки (края) тканей, меха, крою, началам выполнения технического рисунка, работе с лекалом. Обучающиеся осваивают элементы лоскутной техники, аппликации, работу со шнурами, тесьмой, веревкой,

лентами, бисером, пайетками, различными нитками и пряжей. Знакомятся с основами цветосочетания, композиции, учатся пользоваться инструментами (иголкой, ножницами и т.д.).

Используемые формы учебной деятельности обучающихся на занятии -   совместно-индивидуальная и совместно-последовательная – развивают интерес к творческой деятельности и способность не только воспринимать красоту, но и творить её самому, анализировать свою деятельность и отстаивать своё мнение. Они пытаются найти наиболее рациональное решение, что стимулирует их мыслительную, творческую способность, изобретательность.

        Кроме этого, важным моментом деятельности является самостоятельный выбор темы работы, видов  и способов ее оформления,   что способствует развитию творческой личности, помогает выражать самые сокровенные его мысли, чувства и состояния.

          При выборе темы, обучающиеся непроизвольно проявляют свои, часто скрытые, интересы, раскрывая себя с самой неожиданной стороны. Несомненным достоинством создания творческой работы является возможность непосредственно наблюдать плоды своего труда, как на промежуточных стадиях работы, так и в окончательном виде.

При создании эскиза  рисунка, его выборе развиваются творческие способности, такие как оригинальность, продуктивность. При выборе элементов композиции и их сборке развиваются гибкость в выборе способов обработки, способность усовершенствовать объект, добавляя детали. И самое удивительное то, что обучающиеся, не умеющие рисовать, составляют композицию из фрагментов, взятых их детских книжек. Они чисто интуитивно подбирают ткань по цвету и структуре и в результате получают неповторимое изделие. Именно здесь и раскрываются творческие способности учащихся, их творческий потенциал.

        За время практики при изготовлении сувениров, мы пришли к выводу, что наиболее приемлемыми для нас является кожа и различные виды  тканей.  Наиболее частым и приемлемым способом оформления сувениров является аппликация и композиция.

Аппликация является самым распространенным видом деятельности. Она успешно используется  при изучении самых разнообразных материалов, помогает ребенку познакомиться с основными понятиями цветоведения и законами композиции.

 Так что же такое аппликация? Слово аппликация произошло от латинского прикладывать – это вид декоративно – прикладного искусства, при котором на основе, принятой за фон, закрепляются детали изображения будущей композиции.

Оформление в технике аппликация используется на самых разнообразных материалах. Ими украшают изделия из ткани и кожи, предметы быта и стены домов, одежду, обувь, с успехом используют для оформления интерьера, при изготовлении сувениров.

Классификация видов аппликации:

  1. По используемым материалам:
  • из бумаги;
  • из ткани, ниток, веревок, тесьмы;
  • из природных материалов: листьев, цветов, семян, соломки, веточек, скорлупы, крупы, пуха, перьев, кожи и т. д.;
  •  из нетрадиционных материалов: гофрированного картона, пластиковых упаковок, коробок, флаконов, пробок, проволоки, бисера и др.    
  1. По видам:
  • предметная аппликация (изображает различные отдельные предметы, людей или животных);
  • сюжетная (выполняется по сказке, песне, рассказу, стихам);
  • декоративная (орнамент, узор с изображением стилизованных цветов, птиц, животных).

3. По изображению:

  • плоскостная (все детали аппликации полностью наклеиваются на фон);
  • объемная (детали не полностью наклеиваются на фон и за счет этого создается объемное изображение).

4. По способам выполнения:

  • мозаика (изображение состоит из небольших кусочков разного цвета, которые выкладывают в виде нужной композиции);
  • аппликация обрыванием (детали выполняются обрыванием бумаги).

5. По цветовому решению:

  • монохромные (выполненные в одном цветовом сочетании);
  • полихромные (многоцветные).

6. По способам закрепления деталей на фоне:

  • с помощью клея;
  • с помощью ручных и машинных швов;
  • с помощью клеевой паутинки;

Приступая к выполнению аппликации, необходимо вспомнить о композиции, цвете и колорите. Эти знания необходимы при изготовлении любой художественной работы.

Латинский термин композиция означает составление, расположение, сочинение. Поэтому, обозначив тему композиции, необходимо составить эскиз будущей работы, выбрать правильное композиционное решение.

В декоративной работе композицией называется расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое. От того, удачна композиция или нет, будет зависеть, как воспримет зритель художественное произведение.

Работу над композицией надо начинать с эскиза. Не всегда можно достигнуть хороших результатов с первого рисунка, иногда их надо сделать несколько, выбрав потом лучший.

Говоря о композиции, следует подчеркнуть, что главное в ней – гармоническое единство целого и частей. Важно определить место и форму каждой детали, объединив их общим замыслом. Лучший способ выделить особенности деталей – сопоставить их по принципу контрастов форм и цветов. Рядом с высокой деталью поставить низкую, с округлой – угловатую, использовать противоположные по тону, насыщенности и светлоте цвета. Следует помнить, что самыми яркими и выразительными должны быть главные детали, а слишком маленькие – потеряются на большом листе.

Основной закон композиции – продолжение всех линий должно сходиться в одной точке (центр композиции), тогда будет ощущаться гармония. Линия – одно из выразительных важнейших средств пластических искусств, след движущейся точки. С помощью линий можно задать динамичность композиции, составить схему будущего изделия.

Горизонтальная линия в композиции дает ощущение покоя, вертикальная – ускорения. Наклонные линии, поднимающиеся слева направо и вверх, воздействуют активно, вызывают радость; падающие вниз – создают ощущение печали.

Композиция может быть симметричной и ассиметричной. Залогом целостной композиции являются:

  • правильное расположение всех частей, их соподчинение друг другу и целому;
  • четкость, выразительность линий;
  • простота и легкость композиции;
  • гармония цветовых сочетаний;
  • соблюдение масштаба и таких выразительных средств композиции, как пропорции, равновесие, контраст, акцент.
  • широкое  использование наряду с тканями и кожей - бусинок, бисера, пайеток и т.д., а также природного  материала – веточек, перышек, пуха, пыли, соломки, скорлупы, макаронных изделий, крупы, семян и т.п.;
  • экономное использование основного и вспомогательного материала.

В работе с композицией и аппликацией большое значение имеет выбор фона. Для выбора сочетания фона и цвета крупных основных деталей можно использовать следующую таблицу.

Сочетание цвета фона и основных фигур

Цвет фона

Цвет основных фигур

Красный

Черный, белый, синий, розовый, желтый

Оранжевый

Зеленый, коричневый, синий

Желтый

Черный, коричневый, красный, синий

Синий

Красный, белый, голубой, серый, малиновый, розовый, оранжевый

Голубой

Белый, розовый, красный

Коричневый

Желтый, салатовый, зеленый, розовый, белый

Черный

Салатовый, желтый, розовый, голубой

Сувенир может выполняться из различных материалов, в том числе и из кожи животных. Этот удивительный материал создала сама природа. Изделия из неё надежно защищают от холода, пыли, влаги и в то же время отлично «дышат».

Когда-то собственная кожа была единственной одеждой древнего человека. Но вот стали надвигаться ледники, похолодало, и он догадался утеплиться, позаимствовав шкуры у диких животных. Позже человек научился изготовлять себе одежду из шерсти, льна, шелка, хлопка, лыка, соломы, вискозы, полимеров... Что это, как не кожзаменители? Но эти материалы имеют лишь некоторые отдельные свойства кожи, и ни один из них не может заменить её полностью.

«…Жил в стародавние времена в стольном граде Киеве богатырь Никита. Кожи мял да дубил, потому и прозвище ему дали Кожемяка. Ни один человек с ним силой сравниться не мог, да что - человек, одолел Никита во честном бою даже трехглавого змея, что повадился губить прекрасных киевлянок. И за подвиг этот не захотел богатырь никаких наград. Сказал лишь: «Не ради награды я со змеем бился, а людей пожалел. Мне моя работа всех ваших даров милее. Пустите меня обратно в слободу Кожевенную». И вернулся Никита к себе домой в слободу. Опять стал кожу мять, в светлом Днепре вымачивать…»

Не случайно именно кожевенных дел мастером назвал народ славного богатыря. Ведь уже в те времена былинные кожемяки были в особом почете, а из кожи, выделанной их руками, каких только изделий не делали.

В России стали выделывать кожу давно. Кожевничество процветало уже в VI - VII веках. До наших времен сохранились изделия из кожи, найденные археологами. А кожа, из которой они сделаны, поражает и сейчас качеством выделки.

Кроме наших предков, никто в мире не умел делать цветную шагреневую кожу из конских шкур, хлебную сыромять (недубленая кожа, выделанная из шкур крупного рогатого скота, верблюдов, лосей) и красную юфть (кожа комбинированного дубления с предварительной обработкой жиром, выделанная из шкур крупного рогатого скота, свиней, лошадей). Последняя была лучше всех других видов мягких кож, производимых в Германии, Франции, Англии, и раскупалась за границей вплоть до начала нашего века. В 1872 году в России насчитывалось 12939 кожевенных предприятий.

И все же в русской глубинке всякий крестьянин был сам себе кожевник, шорник, скорняк. Из поколения в поколение передавались секреты и навыки работы с кожей.

Народ саму кожу наделял волшебными свойствами. На Руси существовало любопытное поверье: если в лунную ночь на Святках пойти к проруби, разостлать на льду воловью или конскую шкуру и, сидя на ней, смотреть в воду, то нечистая сила поднимет шкуру, понесет её по воздуху и покажет все, что должно случиться в будущем.

На самом деле вряд ли кожа сможет помочь заглянуть в будущее, но вот другими «волшебными» свойствами обладает наверняка. Из кожи традиционно делали и делают разнообразные вещи: кожаные деньги, обои, музыкальные инструменты (волынку, барабан), обувь, одежду, посуду, украшая их гравировкой, тиснением, аппликацией.

На качество кожи влияют многие факторы: возраст и пол животных, условия их содержания, выделка шкур. В зависимости от возраста животных различают несколько видов кожи:

 выпарка - кожица неродившегося животного;

 опоек - кожа новорожденного животного;

выросток - кожа трехмесячного животного, выращенного на растительном вскармливании;

неблюй - кожа шестимесячного животного;

 полукожник - кожа однолетнего животного;

шкура полного развеса - кожа крупного рогатого скота.

По качеству выделки кожа бывает следующих видов:

сафьян и марокен - вырабатывается из слабопрожированной козлины (цвета  красный, желтый, зеленый и черный);

 шагрень - мягкая шероховатая козлина или овчина;

пергамент - телячья кожа, в былые времена его в сыром виде натягивали на раму и использовали для письма;

юфть - прожированная кожа, дубленная корой ивы (цвет красный, черный, бежевый). Изготовляется из кожи лошадей, оленей, свиней. Очень толстая юфть (до 3 мм) выдерживала высокое тиснение, гравировку.

По виду сырья различают кожу:

 лайка - тонкая эластичная кожица из выпарки или опойка;

шевро и козлина вырабатываются из козлиных шкур;

 шеврит получают из овчины;

Велюр - кожа хромового дубления, отшлифованная с верхней стороны.

Замша - кожа жирового дубления натурального цвета: от светло-золотистого до коричневого. Вырабатывается из шкур лося, дикой козы или оленя.

Спилок – отделенный на специальной машине от натуральной замши слой.

Человечество по достоинству оценило прочность, практичность, элегантность изделий из кожи. Благодаря своим качествам кожа как материал уже не одно тысячелетие не выходит из моды. Кожевенное сырье – материал дорогой, поэтому относиться к нему нужно особенно бережно. Даже из маленьких обрезков кожи можно сделать много полезных вещей. Например, смастерить кошельки, футляры для очков и ключей, шкатулку, пояс, сумочки и т.д. Все это можно подарить в качестве сувенира своим друзьям, родным и близким.

Заключение

Творческие способности - это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Есть великая формула «дедушки» космонавтики К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Обязанность педагога дополнительного образования – помочь ребенку встать на этот путь.

Детское творчество – это своеобразный и более чем реальный потенциал общества завтрашнего дня. Мир не стоит на месте. Его прогрессивное развитие происходит на основе освоения и накопления опыта поколений, дети способны освоить этот опыт и привнести в него свое творчество, свои идеи, и представленный материал способствует этому прогрессу.

Приложения

Приложение 1

Учебное занятие

 «Изготовление сувенира «Украшение из кожи»

                                  (сумочка для мобильного телефона)

 

Цель: развитие  творческой активности через создание авторских работ, воспитание эстетического вкуса, аккуратности и бережливости.

Задачи:   

        1. Познакомить с материалом – кожей, и ее свойствами.

        2. Обучить простым навыкам работы с кожей.

        3. Воспитывать аккуратность, бережливость.

Тип занятия: продолжение изучаемой темы.

Подходы:  культурологический, индивидуально – групповой.

Методы: наглядный, словесный, практический (стимулирование, сравнение и поощрение).

Наглядно – методическое обеспечение:  экспонаты, иллюстрации, шаблоны.

Материалы и оборудование: кусочки кожи, клей, атласная лента, бисер, пайетки, подложки для работы с кожей и клеем, свеча в подсвечнике  (по количеству детей), спички, линейки, авторучки.

Инструменты: ножницы, иголки с широким ушком, канцелярские ножи пинцет.

Техника безопасности:  инструкция  при работе с колющими и режущими предметами; при нагревании и обращении с нагревательными приборами.

План занятия

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа:

  • историческая справка о предназначении кожи;
  • свойства кожи.

3. Практическая часть:

  • техника безопасности;
  • технология изготовления изделия;
  • декоративное оформление основной работы;
  • анализ работ.

4. Рефлексия.

5. Подведение итогов.

6. Уборка рабочего места.

Ход занятия

        1.    Мы продолжаем работу с  сувениром. Тема нашего  занятия:  «Изготовление сувенира – украшения из кожи».  Сегодня мы с вами  изготовим и украсим  сумочку для мобильного телефона из кожи.

        2. Удивительный материал – кожу, создала сама природа.        Когда – то собственная кожа была единственной одеждой древнего человека. Но вот стали надвигаться ледники, похолодало, и он догадался утеплиться, позаимствовав шкуры у диких животных. Позже человек научился изготавливать себе одежду из шерсти, льна, шелка, хлопка, лыка, соломы, вискозы… Что это как не кожзаменители? Но эти материалы имеют лишь некоторые отдельные свойства кожи, и ни один из них не может заменить ее полностью.

        В России стали выделывать кожу давно. Кожевничество процветало уже в 6 – 7 веках. До наших времен сохранились изделия из кожи, найденные археологами. А кожа, из которой они сделаны, поражает и сейчас качеством выделки. Человечество по достоинству оценило прочность, практичность, элегантность изделий из кожи. Изделия из нее надежно защищают от холода, пыли, влаги и в тоже время отлично «дышат».  Благодаря своим качествам кожа как материал уже не одно тысячелетие не выходит из моды. Кожевенное сырье – материал дорогой, поэтому относиться к нему нужно особенно бережно. Даже из маленьких обрезков кожи можно сделать много полезных вещей. Можно смастерить сумочки. Кошельки, футляры для очков и ключей, детские пинетки, бумажник, шкатулку, пояс и т.д.

        3. И сейчас мы этим займемся. Повторение техники безопасности.   Для того чтобы изготовить сумочку нам нужно выбрать кусочки кожи одного цвета для обеих сторон сумочки или разных цветов для каждой стороны. По заранее подготовленному шаблону, нужно разметить и вырезать заготовку.

          Кроить кожу намного удобнее, чем ткань, так как у кожи нет долевого направления. Поэтому лекала располагают как угодно, лишь бы полнее использовать полезную площадь кожи. Линии кроя наносят со стороны  бахтармы (изнаночной стороны), с этой же стороны ее режут.

         У нас получились два прямоугольника, которые мы соединим между собой с помощью атласной ленты. Для этого нам нужно нанести разметки  авторучкой через каждый сантиметр. Теперь мы сделаем надрезы по меткам.  С помощью иголки  с широким ушком соединим наши детали между собой, оставим кусочки ленты по 0,5 м с каждой стороны, для того чтобы сумочку можно было одеть на шею или привязать к поясу.  Сумочка готова.

          Приступаем к оформлению. Рассмотрим образец. А как бы вам хотелось украсить свое изделие? Наверняка, вам хочется, чтобы оно было красивым, аккуратным. Я вам предлагаю оформить кусочками кожи, бисером пайетками. Используя специфические свойства кожи, можно создать композицию. Основные свойства кожи – мягкость и пластичность, естественные цвета, множество оттенков, способность растягиваться и изгибаться. Все эти особенности постарайтесь отразить в выборе вашей композиции. Украсить сумочку можно цветами, выполненными из другого цвета кожи.

          Самый простой способ изготовления цветов состоит в следующем. На кусочках кожи размечают несколько кругов разного диаметра, вырезают их ножом или ножницами. Делают радиальные надрезы и придают желаемую форму кончикам лепестков. Затем соединяют детали, наложив, их друг на друга. Цветы с округлыми лепестками выполняют так. На круглой заготовке размечают лепестки и вырезают их. После этого, зажав цветок пинцетом, подносят обратной стороной (бахтармой) к горящей свече. При нагревании лепестки округляются.

        Можно собрать цветы из отдельных лепестков, приклеивая их к заранее подготовленной основе. Листьями для цветов могут быть просто вырезанные по шаблону кусочки, но они могут иметь и более сложную форму с красивыми складками, имитирующими жилки в пластинке листа.  По желанию цветы  можете украсить бисером (капельки дождя). Серединку цветка украсить пайетками. Соединяем сумочку и цветок с помощью клея.

         Закончили оформление сумочки. Положите свои изделия перед собой, чтобы все смогли их рассмотреть.  Анализ работ.

        4. Сумочки получились у всех замечательные. Работали вы все очень старательно. А для кого вы старались сделать данный сувенир? Хочется ли вам его кому - то подарить? Давайте посмотрим, у кого получилась наиболее удачная сумочка и почему? Что вам понравилось больше?

        5.  Вы очень хорошо потрудились, показали, что многое знаете и многое умеете. Работали вы как настоящие мастера. Большое спасибо.

        6.  Занятие закончено. Уборка рабочего места.

Приложение 2

Учебное занятие

«Изготовление сувенира «Мешочек с добром»

 

Цель: заинтересовать детей изготовлением сувениров; создать благоприятную атмосферу для творческой деятельности; изготовить сувенир.

Задачи:

1. Обучить приемам аппликации.

2. Развить творческое воображение детей.

3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Тип занятия: продолжение изучения темы.

Подходы: культурологический, индивидуальный, личностно- деятельный.

Методы: наглядный, словесный, практический (стимулирование, сравнение и поощрение).

Научно - методическое обеспечение:   экспонаты, иллюстрации, шаблоны, дидактические (информационные) карты.

Материал и оборудование: кусочки ткани для пошива мешочков, синтепон, нитки, подложки из бумаги, клей, тряпочки. Фасоль, разные  крупы,  макаронные изделия, бисер для аппликации, мелкие монеты, тесьма. Краски, карандаши, кисточки, бумага.

Инструменты: иголки, нитки, ножницы,

Техника безопасности: инструкция  при работе с колющими и режущими предметами.

План

  1. Организационный момент.
  2. Вводная беседа.
  • Карман «Лакомка» и его предназначение.
  1. Практическая работа.
  • Правила техники безопасности.
  • Технология изготовления сувенира.
  • Декоративное оформление основной работы.
  • Анализ изделий.
  1. Рефлексия.
  2. Подведение итога занятия.
  3. Уборка рабочих мест.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. На одном из прошлых занятий мы проходили тему «Русский пояс». На нем я вас знакомила с видами поясов. Была затронута тема «женские пояса с карманами – «Лакомка». Этот карман прикреплялся к поясу и в нем хранились ключи от кладовок и сундуков, а также лакомства для детей. Когда дочь выходила замуж среди прочего приданого мать дарила ей и такую «Лакомку». Карман шили из прочной, крепкой ткани, чтобы он служил долго. Старались украсить как можно красивее – вышивкой, бисером, нашить всевозможное кружево. Его берегли, передавали из поколения в поколение – от матери к дочке.

  Позднее «Лакомка» превратилась в сувенир, такой  сувенир дарили  сестрам, подружка в память о красивом, старинном обычае, его   необязательно было носить на поясе, в нем можно было хранить какие-то ценные вещи, милые сердцу безделушки. Он мог служить украшением дома.  А еще туда можно положить веточку сосны, кусочек кедра и одеть его на себя – все болезни обойдут тебя стороной.

Художественная ценность творения рук человеческих не всегда совпадает с ценностью материала, из которого оно создано. Давайте дадим волю своей фантазии и изготовим карман из совершенно необычных материалов, которые всегда есть под рукой, всегда есть в каждом доме.

  1. Повторение правил  техники безопасности.

Объяснение техники изготовления сувенира.  Перед вами карман. Я его назвала «Мешочек с добром». Изготовив, его мы можем подарить как сувенир на память. Сувенир мы украсим в технике – аппликации.  

 Практическая работа.   Для начала мы с вами вырежем из  обрезков ткани прямоугольник по  шаблону, сложим его  пополам и сошьем мешочек. Верхний край оформим бахромой, либо обработаем руликом.

  Украшение мешочка. Приступаем к украшению. Рассмотрим образец. Как бы вам хотелось украсить свой сувенир? Давайте пофантазируем!  У нас есть фасоль, крупа, различные макаронные изделия, бисер, мелкие монетки и другие материалы. Приступая к выполнению аппликации, необходимо вспомнить о композиции. Композиция – составление, расположение, сочинение.  Эти знания необходимы при изготовлении любой художественной работы.

Прежде чем приступить к выполнению аппликации подумайте, что в вашей работе главное, на чем вы хотите сосредоточить внимание, а что второстепенное. Начиная работу, сначала найдите размер и расположение основного элемента, нужно следить, чтобы второстепенные детали не выглядели оторванными, обособленными, а, наоборот, дополняли и подчеркивали выразительность главного (показ готовых образцов изделий).

 Зарисовка эскиза. Составьте эскиз будущей работы,  постарайтесь выбрать правильное композиционное решение. Намечайте рисунок легкими линиями, чтобы нетрудно было его изменить, стереть, поправить.

 Оформление мешочка. Только после того как вы нашли удачное сочетание всех элементов, переходим к оформлению мешочка. Нити у ткани   переплетены очень редко, клей может сразу протечь на изнанку. Чтобы этого не произошло, вкладываем кусочек бумаги внутрь мешочка. Все готово для украшения. Собираем картинку. Осторожно разложим все детали на мешочек, затем наклеиваем сначала крупные детали, а затем мелкие. По желанию украсим бисером. Некоторые детали аппликации можно раскрасить красками или лаком для ногтей.

Закончили работу по оформлению. Для того чтобы  мешочки приняли устойчивое положение их нужно наполнить – ватой, кусочками синтепона, обрезками ткани и т.д. Вверху перевязать красивой тесьмой или шнурком. Сувенир готов.

 Поставьте свои изделия перед собой, чтобы все могли их рассмотреть. Вы можете дать свое название сувениру.  Анализ изделий. Как вы думаете, у кого работа  получилась аккуратнее, у кого ярче?   (Ответы детей).

  1. Я вижу, что вы очень старались. Сувениры получились у всех замечательные.  Для чего нам нужен сувенир? Хочется, ли вам его кому  ни будь подарить?
  2. По итогам занятия в учебном кабинете оформляется выставка.   Обращаю внимание на оригинальность, яркость и эмоциональность созданной работы, аккуратность исполнения. Отмечаю  недостатки (если таковые имеются).  
  3. Уборка  рабочего места.

Список литературы

 

  1. Годфруа, Ж. Психология [Текст] / Ж. Годфруа. – М.: Мир книги, 1992.-с.436.
  2. Лахман, Т. Н. Изделия из старой кожи [Текст] // Школа и производство. – 2002. - №8. – С. 48.
  3. Лук, А. Н. Психология творчества [Текст] / А. Н. Лук. – М.: Наука, 1978. – С. 6-36.
  4. Немов Р. С. Психология [Текст]: учеб. Для студ. Высш. Пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003.-С. 374-390.
  5. Пантелеева, Р., Гайнулина, В. Изготовление сувениров, как возможность выразить свое «Я» [Текст] // Воспитание школьников. – 2004. - №4. – С. 27-32.
  6. Рязанова, В. Н. Дизайн в технике «бумажная пластика» [Текст]// Школа и производство. – 23005. - №8. – С. 57-58.
  7. Технология. Кожа: вторая жизнь вещей ( конспекты занятий, материалы к урокам в 9-10 классах) [Текст] / авт. –сост. Т. Ф. Софьина. – Волгоград: Учитель, - С. 4- 10.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества» Тайгинского городского округа

 Описание системы работы по теме

«Развитие творческих способностей учащихся через стимулирование творческой активности на занятиях по декоративно-прикладному творчеству»

Автор системы работы:

Акинина Галина Сергеевна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «ДДТ» ТГО

Тайга 2014

Содержание работы

I. Справочно-информационные сведения о системе работы…………………..3

II. Технологические сведения о системе работы………………………………..4

1. Актуальность опыта……………………………………………………………4

2. Цель, задачи, решаемые в системе работы…………………………………...5

3. Результативность……………………………………………………………….8

4. Воспитательная работа……………………………………………………….10

III. Заключение…………………………………………………………………...12

IV. Библиографический список…………………………………………………13

I. Справочно-информационные сведения о системе работы

Тема: «Развитие творческих способностей учащихся через стимулирование творческой активности на занятиях по декоративно-прикладному творчеству».

Автор: Акинина Галина Сергеевна

Должность автора: педагог дополнительного образования

Место функционирования системы работы:  652401 Кемеровская область, г. Тайга, Молодежная №1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Тайгинского городского округа

Тел:8-904-960-73-61

II.Технологические сведения о системе работы

1. Актуальность

В современном образовании в качестве одной из приоритетных проблем активизации творческой личности ребенка является  развитие познавательного мышления, способствующего формированию потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.      Актуальность проблемы развития творческих способностей в дополнительном образовании обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут детям не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности. Практика показывает, что для педагога задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. Нужно для каждого создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения,  помогают педагогу определить ту возможную меру включённости учащегося в творческую деятельность, которая делает обучение интересным.

Творчество – процесс многофункциональный, оно может формироваться и развиваться в любом виде искусства. В дополнительном образовании – это широкий простор для развития творческих способностей. Сама функция дополнительного образования – развитие творчества с учетом склонностей и способностей каждого ребенка. Наиболее большой простор для их развития, выхода фантазии и неповторимых идей  в  декоративно-прикладном искусстве. Произведения декоративно-прикладного творчества многообразны. Каждое изделие несет в себе добро, радость, фантазию, увлекающую детей, и взрослых.

2. Цель работы: стимулирование творческой активности учащихся посредством включения их в творческую деятельность.

            Педагогические задачи:

  • сформировать у учащихся навыки индивидуальной  и коллективной работы;
  • развивать  творческие способности  учащихся;
  • воспитывать у детей интерес к декоративно–прикладному творчеству;
  • формировать трудовые умения и навыки в области декоративно-прикладного искусства.

Для достижения цели  мною были разработаны дополнительные общеразвивающие программы художественно–эстетической направленности:

«Учимся шить красиво» - призвана помочь учащимся 6-17 лет удовлетворить индивидуальные потребности, развить творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе и иметь возможность полноценно организовать свободное время, срок реализации - 3 года.  По этой программе учащиеся детского объединения «Юные модельеры» работали в течение 10 лет.

В 2010году  из одаренных детей была создана ведущая группа, учащиеся проводят мастер-классы для детей города, участвуют в городских и областных конкурсах, выставках.  Для этой группы мною была разработана программа «Текстиль в интерьере» для учащихся 12-15 лет. Программа предлагает изучение истории стилей, современные тенденции в оформлении интерьеров, классификацию тканей, моделирование и изготовление различных видов штор и других текстильных изделий, срок реализации  2 года.  Работая по этой программе, дети учатся изготавливать шторы, подушки–игрушки, покрывала в лоскутной технике.  Выполненные  работы служат украшением интерьера.  Изделия изготавливаются детьми как индивидуально, так и коллективно. Этот вид деятельности сплачивает ребят единой целью, развивает стремление к    общему результату. Взаимопомощь способствует формированию дружеских взаимоотношений.

   В 2010 году в МБОУ ДОД «ДДТ» ТГО был создан детский театр моды  «Калейдоскоп». Для работы с театром моды мною была разработана общеразвивающая программа «Фантазия» для учащихся 6-12 лет, срок ее реализации 3 года. Работая по этой программе, дети получают актуальную в наше время теоретическую и практическую базу допрофессионального образования.

За время работы театра моды «Калейдоскоп» сформировалась группа детей, которая добилась значительных успехов в изготовлении и показе коллекций: Ходосевич Полина, Павлова Анна,  Иксанова Кристина, Коваленко Виктория, Вахина Алина.

В совместной деятельности за последние 3 года нами созданы коллекции «Русь величавая», «Народности Кузбасса», отражающие культуру, традиции родного страны и края. А так же были созданы коллекции «Космос», «Школа», «Хорошее настроение». Сейчас работаем над коллекциями «Спортивный калейдоскоп», «Маруся».

Работая над созданием коллекции,  учащиеся приобретают опыт работы в творческом коллективе единомышленников,  устанавливается равноправное партнерство между детьми и педагогом.  Это способствует самореализации не только учащихся, но и педагога, участвующего в создании коллекции.

Работа над коллекцией осуществляется в несколько этапов:

  • Первый этап - это создание творческой атмосферы в группе, ее сплочение. Выбор темы.
  • На втором этапе – подбор фасонов, материала, изготовление костюмов. Подбор аксессуаров.
  • Третий этап - заключительный. Демонстрация коллекции. Подведение итогов.

Я считаю, что работа над созданием коллекций  дает заметный эффект в развитии творческой индивидуальности личности учащихся,  помогает накапливать важный положительный опыт в эстетическом воспитании детей, умение презентовать результат своей работы, повышает  самооценку.

 Изучение программ проходит в процессе вовлечения учащихся в проектную деятельность. Мои учащиеся являются участниками городского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Юный исследователь».  В 2012 году  Максимова Анастасия  заняла второе место в номинации «Творческий проект», в 2013г. Иксанова Кристина стала лауреатом этого конкурса.

На занятиях  использую  технологии здоровьесбережения,  наблюдаю за осанкой и положением учащихся, предлагаю менять позу в зависимости от характера выполняемой работы; провожу физкультпаузы на каждом занятии. Мною разработаны памятки для детей и родителей по профилактике утомляемости на занятиях по рукоделию: «Наши пальчики устали», «Гимнастика для глаз», «Правильная осанка».

При реализации программ применяю современную ИКТ технологию: при подготовке и проведении занятий, для иллюстрирования  учебного материала, презентации новой темы.

Новая тема сопровождается мультимедийной  презентацией, а каждая практическая работа – электронной технологической картой. Мною создана база презентаций, в которую вошли: «Изготовление текстильной броши», «Декупаж», «Изготовление мужской открытки», «Новогодняя открытка», «Изготовление игольницы».

Для успешной реализации общеразвивающих программ мною создан учебно–методический комплекс. В него вошли учебные материалы по разделам программ, методические разработки, информационно–методический  материал, разработки учебных занятий, мастер – классов,  детские творческие проекты: «Учимся шить красиво», игольница «Мини - манекен», «Шторы и текстиль», «Основные виды ткацких переплетений», «Поделки из пуговиц».

К каждому разделу программ мною подготовлены методические разработки: «Декоративные подушки», «Фартуки бывают разные», «Текстильная аппликация», «Украшение пасхального яйца», «Сценический макияж», «Интерьер жилого дома», «Русский национальный костюм», «Цвет, роль цвета в костюме».  

В целях создания условий для развития творческих способностей мною используется дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

 В процессе реализации программ осуществляю контроль  уровня освоения учебного материала в форме тестирования. Так же использую формы промежуточной и итоговой аттестации: показ коллекций, творческие задания, итоговые выставки работ. По итогам 2011-2012 учебного года уровень усвоения учебной программы учащимися составил 98%, по итогам 2012-2013 учебного года – 100%, за  I полугодие 2013-2014 учебного года -  100%.

3. Результативность.

Мои учащиеся  являются постоянными участниками городских и областных конкурсов:

В 2011 году с коллекцией «Космос» приняли участие в конкурсе   детско–юношеских театров моды, который проходил в ПГТ «Краснобродский» и были награждены Дипломом за участие.

В 2011 году учащиеся детского объединения «Юные модельеры» заняли первое место в городской выставке «Рукам работа – сердцу  радость» в  номинации «Декупаж».

В 2012 году Бурмакина Екатерина, Миндарь Ирина приняли участие в международном фестивале детского и юношеского творчества и исполнительства  «Художественный  Арт-форум» в номинации «Национальный и театральный костюм» и были награждены Дипломом.

В 2012 году с коллекцией «Русь величавая» заняли второе  место среди театров моды в 4 межрегиональном конкурсе «Танцевальные ритмы Сибири», проходившем в г.Новокузнецке,  награждены Дипломом  второй степени.

В 2012г. Миндарь Ирина, Зеленская Татьяна, детское объединение «Текстиль в интерьере» с экспозицией «Детство», заняли первое место в городском конкурсе «Рукам работа – сердцу радость».  Являлись участниками областной выставки «Юные звезды Кузбасса». Были награждены Дипломом за участие.

2013г. заняли первое место на межрегиональном конкурсе «Танцевальные ритмы Сибири» в г.Новокузнецке с коллекцией «Народности Кузбасса», награждены Дипломом лауреата 1 степени.

Выступили с показом коллекции  «Народности  Кузбасса» на фестивале творческих коллективов коррекционных образовательных учреждений в поселке Ижморский.

Отделом культуры поселка Ижморский  были приглашены на празднование «Дня поселка» летом 2013 года, где продемонстрировали свою коллекцию «Хорошее настроение».

С показами коллекций выступаем на различных городских мероприятиях: «День города», «День учителя», «День пожилого человека», «Праздник мам».  В рамках празднования юбилея детского сада №54 выступили с показом коллекции «Хорошее настроение».

Активное участие принимаем в городских семинарах, проводимых в Доме творчества. В 2013году  Миндарь Ирина, учащаяся ведущей группы «Юные модельеры», провела мастер-класс  «Изготовление мужской открытки» перед педагогами города.  Во время проведения профильной смены по декоративно-прикладному искусству в загородном лагере «Романтик» ею был представлен мастер-класс по изготовлению картины из ракушек.

Принимаем постоянное участие в ярмарках - продажах: на праздновании Дня города, городских  праздниках «Масленица», «День знаний».  Заработанные от продажи деньги идут на пополнение материальной базы детского объединения.

Участвуем в работе «Мастерской Деда Мороза», которая ежегодно проходит в Доме творчества. Во время работы мастерской дети изготавливают различные сувениры, игрушки для проведения акций: «Рождество для всех и каждого», «Подари игрушку детям».  

Стало доброй традицией изготовление различных поделок для поздравления пожилых людей, участников ВОВ, тружеников тыла, ветеранов  педагогического труда, детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Воспитательная работа.

Мною налажен тесный контакт с родителями, который выстроен в виде личных встреч, бесед по телефону, открытых занятий, мастер-классов. Мои родители частые гости на мероприятиях, проводимых в Доме детского творчества. Ежегодно в детском объединении проходят родительские собрания, на которых я знакомлю родителей с расписанием,  планом работы детского объединения. Родители детского объединения «Калейдоскоп» сопровождают нас во время поездок на различные выступления. Стало доброй традицией проводить совместные мероприятия с детьми, анализировать выступления. Все это способствует сохранению контингента и увеличению посещаемости  детьми и родителями культурно–массовых мероприятий.

Общий стаж моей работы в должности педагога дополнительного образования – 13 лет. На протяжении всех лет я занимаюсь самообразованием. Посещаю различные семинары, прохожу курсы повышения квалификации в КРИПК и ПРО г. Кемерово.  Для реализации темы самообразования выступала с отчетом «Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по декоративно – прикладному  искусству» в рамках проведения Единого методического дня в Доме детского творчества, а также делюсь опытом с коллегами на заседаниях методического объединения художественно–эстетической направленности, руководителем которого я являюсь с 2001 года. В 2013 году стала лауреатом конкурса профессионального мастерства «Профи» Дома детского творчества.

Моя  педагогическая деятельность неоднократно отмечалась Благодарственными грамотами администрации города, награждена Почетной грамотой  Департамента образования  и науки Кемеровской области.

В 2013 году была награждена медалью «За достойное воспитание детей».

III. Заключение

Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Обязанность педагога дополнительного образования – помочь ребенку встать на этот путь.

Детское творчество – это своеобразный и более чем реальный потенциал общества завтрашнего дня. Мир не стоит на месте. Его прогрессивное развитие происходит на основе освоения и накопления опыта поколений, дети способны освоить этот опыт и привнести в него свое творчество, свои идеи, и представленный опыт способствует этому прогрессу.

Таким образом,  можно сказать, что в детские объединения декоративно-прикладного творчества приходят дети, испытывающие потребность в познании и творчестве, в реализации своего внутреннего потенциала, они удовлетворены созданными для них условиями. И неважно, каким творчеством занимается ребенок, лишь бы он творил, лишь бы включалась в это действие вся его личность: способности, чувства, разум. Все пригодится, и все это поможет потом в любой другой взрослой профессиональной деятельности. Пригодится сам творчески развитый дух личности, навык творчества, владение творческими приемами и в деятельности творческого человека станет испытанная и воспитанная творчеством радость от самого процесса созидательного труда.

IV. Список литературы

  1. Банакина, Л. Лоскутное шитье [Текст]: Л. Банакина – М.: «Аст-пресс книга», 2006. – 192.
  2. Годфруа, Ж. Психология [Текст]:  Ж. Годфруа. – М.: Мир книги, 1992.-с.436.
  3. Лук, А. Н. Психология творчества [Текст]: А. Н. Лук. – М.: Наука, 1978. – С. 6-36.
  4. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб. Для студ. Высш. Пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003.-С. 374-390.
  5. Чибрикова, О. Прикольные подарки к любому празднику [Текст]: О. Чибрикова – М.: «Эксмо»,2008. – с.62.  
  6. http://master-klass.livejournal.com/247140. http://www.bizhumaker.ru/publ/ukrashenija_iz_tkani/master_klassy/brosh_iz_lent/50-1-0-
  7. http://kuponator.ru/moscow/151574/tvorcheskie_master_klassyi_
  8. http://blog.kp.ru/users/bengovil/post152204526/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания физики»

на уроках и во внеурочное время создать условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе реализации личностно-ориентированного подхода и...

Развитие творческих способностей обучающихся в процессе слушания музыки в рамках реализации цели и задач Федеративного государственного образовательного стандарта http://nsportal.ru/node/1806759

В статье рассказывается о значении и условиях развития творческих способностей обучающихся в общеобразовательной школе. Одна из задач образования - выражение в творческой деятельности своего отношения...

Педагогический опыт: «Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в процессе изготовления изделий в технике вязания крючком»

P { margin-bottom: 0.21cm; } Опыт формировался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области. ...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся в процессе проектно-исследовательской деятельности"

Программа направлена на выявление и развитие творческих способностей обучающихся с целью их самореализации в соответствии со способностями. В программе определены основные направления работы и за...

«Развитие творческих способностей обучающихся в процессе занятий декоративно-прикладной деятельностью в студии «Мастерица»

Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач в системе дополнительного образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на изменения происходящие в общ...