"Север - царство льда и снега"
план-конспект занятия по теме

Михайлова Екатерина Григорьевна

Конспект  непосредственно образовательной деятельности "Север - царство льда и снега" в подготовительной группе. Итоговая беседа после цикла занятий по ознакомлению дошкольников с природой Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sever.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 компенсирующего вида

Непосредственно образовательная деятельность

«Север – царство снега и льда»

Конспект

        Воспитатель

        Михайлова Е.Г.

        

Санкт-Петербург

Север – царство снега и льда.

Цели  расширять представления детей о нашей природе.

Задачи:

-Формировать представление детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры.

-Учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе.

-Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы.

-Развивать умственную операцию сравнения и доказательную речь.

-Закреплять представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата.

Материал

 Картина-модель «Север», модели приспособления животных к зимним условиям (на каждого ребенка и демонстрационные), модель термометра, модель «береза», карточки с заданиями к

игре «Кто лишний?» для детей подгруппы, силуэты зверей северных и жарких стран, фланелеграф, компьютер с демонстрационным экраном. Картины « Северное сияние», «На Севере». Модель «пищевые цепочки». Мультфильм «Умка».

Предварительная работа: Чтение рассказов о природе Севера (А.Рогожкин «Северные мотивы», В.Есаулов «Арктическое чудо», С.Ивченко «Удивительные леса» Г.Х.Андерсен «Снежная королева»). Рассматривание различных иллюстраций.

Ход образовательной деятельности

На демонстрационной доске с помощью компьютера появляется изображение Герды из сказки Снежная королева».Она просит детей рассказать о Северной стране, где ей предстоит искать Кая.

Вос-ль: Ребята, поможем Герде? Мы постараемся рассказать Герде о Северной стране. Ты оставайся, Герда, с нами на связи, а мы будем рассказывать и показывать все, что сами знаем.

Мы сейчас покажем Герде на глобусе, где расположена Северная страна, и скажем, как она называется. (Арктика).

Герда: Спасибо, я поняла, куда мне необходимо бежать. Скорее в путь на поиски Кая.

Вос-ль: Погоди, погоди, не спеши! Ты даже представить не можешь, что ждет тебя впереди, кого ты встретишь на своем пути. Тебе могут встретиться и враги и друзья. Ты, Герда, должна четко знать кто сможет тебе помочь, а кто навредить. Очень долгий и трудный путь тебе предстоит одолеть.

Арктика_ от одного этого слова как бы веет холодом. Почему же Снежная королева именно там построила свой ледяной дворец? Почему на Севере всегда холодно?

(Детям предлагается рассмотреть модель «Солнце на Севере»)

Вос-ль: Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом. Солнечные лучи скользят по поверхности Земли, и не успевают ее нагревать. Земля получает очень мало тепла. А зимой солнце на Севере не появляется совсем. Это время называется «полярная ночь». Мороз до –50С.

(Дети рассматривают модель термометра).

Вос-ль: Что происходит с водой при такой температуре воздуха? Какие будут осадки? Выберите термометр, который показывает температуру воздуха зимой.

(На столах у детей по две модели термометров: с зимними и летними температурами). Дети выбирают нужную модель и подписывают ее.

Вос-ль: Зимой в Арктике полярная ночь. Солнце не показывается несколько месяцев. И день и ночь темно.

(Дети показывают модель «ночь» и все модели, следующие по ходу рассказа. Демонстрационные модели закрепляются на фланелеграфе.)

Вос-ль:Земля замерзла, только белый-белый снег закрывает всю землю и от него исходит свет, звезды на небе видны. Небо черное-черное. Но очень часто не видно ни неба, ни звезд – метет метель или разыгривается пурга.

(Модели «Пурга», «Метель»)

Герда, ты не пугайся, если небо начнет сверкать и переливаться различными цветами удивительной красоты.  Ребята, что это за явление?

Ответы детей: «Северное сияние». Показ на демонстрационной доске.

Вос-ль: Полярное сияние переливается и колышется как разноцветный и гигантский занавес в черном небе Севера.

(Картина «Север» с моделями.)

Герда: Что же, на севере никто и не живет, там только снег и лед?

Вос-ль: Давайте, ребята, расскажем Герде, как растения приспособились жить в Арктике. (Снег укрыл зимой от мороза все растения, как одеялом. Вспомним опыты с водой – под снегом вода на замерзает). Какие растения в тундре может встретить Герда? (Карликовая береза, Полярная ива, морошка, голубика, клюква, брусника, мох ягель, а осенью растут грибы выше полярных деревьев).

Герда: Почему деревья такие маленькие (низкие)?

Ответы детей: Растения в тундре низкорослые, а многие стелются по земле. Так они приспособились жить в тундре . Земля мерзлая, корням глубоко под землей будет холодно, а над землей у поверхности теплее, ветер слабее, а зимой снег защищает от морозов.

Вос-ль: Дети, как вы думаете, что случится с северной карликовой березкой, если ее привезти к нам и посадить на участке детского сада?

Ответы детей: березка не вырастет. Аргументируют свои ответы.

Герда: А животных я могу встретить в тундре?

(Ответы детей).

Вос-ль: Посмотрите, на снегу видны следы. (Выставляются изображения песца, полярной совы, Северного оленя, белой куропатки).

Герда: Ой какой рогатый, я его боюсь!

Вос-ль: Не бойся, Герда, тебе не надо опасаться оленя, - он твой друг.

Физкультминутка. (Дети читают стихотворение и выполняют движения).

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окошко.

Зайка мимо бежит,

В дверь к нему стучит:

«Стук-стук! Дверь открой!

В тундре есть охотник злой!»

«За-за-забегай, лапу мне давай!»

Вос-ль: Видишь, Герда, зайчишка не боится оленя. Почему, ребята?

(Ответы детей).

Вос-ль: Да, олень травоядный. Каких еще травоядных мы знаем?

(Модели «пищевые цепочки»)

А почему в тундре так мало травоядных животных?

(Ответы детей).

А теперь , Герда, будь очень внимательной. Мы тебе расскажем, кого нужно опасаться в дороге.

(Использование моделей по ходу рассказа о белом медведе).

Вос-ль: Белый медведь Это огромный арктический зверь. У него длинная белая шерсть, широкие лапы. Это жестокий хищник. Питается рыбой и тюленями. Самцы белых медведей всю зиму бродят среди льдов и торосов и не спят в берлогах. Самки, будущие матери, на зиму залегают в берлогу и в снежных берлогах рождаются крошечные медвежата. Медвежата длиной до 30 см. и весом 700-800г. В берлоге морозы и ветры не страшны. Мать кормит  детенышей жирным молоком согревает своим теплом. Когда заканчивается полярная ночь медведица с детенышами выходит из берлоги. Медведица научит своих детенышей всему, что необходимо для жизни в Арктике. Ловить рыбу, тюленей, укрываться от стужи. Просмотр отрывка из мультфильма «Умка».

Белые медведи занесены в Красную книгу, их осталось мало. Они опасны только при встрече. Надо смотреть внимательно, на белом снегу можно и не заметить белого медведя.А следы у него вот какие.

(Модели следов медведя).

Герда: А бурого медведя я могу там увидеть?

(Ответы детей с объяснениями).

Вос-ль: Ты все запомнила, Герда? Вот сейчас мы и посмотрим как ребята внимательно слушали все рассказы. Одной подгруппе раздаются карточки «Кто лишний?», другой «Чей силуэт?».

(Дети объясняют свой выбор).

Вос-ль: Вот такая суровая природа Севера.

(Показ картины без моделей).

На чем Герда может ехать по тундре зимой?

(Ответы детей).

А чтобы у тебя в пути были подсказки, мы дарим тебе эти картинки-помощники, а твой путь будет освещать северное сияние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Антарктида - материк вечного льда

Обзорное знакомство с ГП, историей исследования материка и открытием южного полюса, знакомство с некоторыми компонентами природы.Особенностью урока явилось то, что  весь урок построен на ко...

УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)

Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....

Классный час на тему : «Коварство льда или Правила поведения на льду»

        Классный час на тему : «Коварство льда или Правила поведения на льду»  расширяет представления детей о правилах поведения на льду,указывает  причины н...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ- ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ «СНЕГ ДА СНЕГ….. КАК ЗИМА БЕСПРЕДЕЛЬНА!»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ  ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ...

Проводник П/В - памятка по очистке от льда и снега ходовых частей подвагонного оборудования П/В.

Проводник П/В - памятка по очистке от льда и снега ходовых частей подвагонного оборудования П/В....

Кроссворд по теме: «Арктика - царство льда и снега».

Знаете ли вы растения и животных "Арктики - царства льда и снега"....

Познавательно-исследовательская работа на тему: "Удивительные свойства снега и льда"

Проект был создан на основе наблюдений за снегом и его состояниями....