План - конспект занятия "Дымковская игрушка"
план-конспект занятия (6 класс) по теме

Булатова Светлана Васильевна

Применение метода СДО на занятиии декоративно-прикладным творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dymkovskaya_igrushka.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ.

ТЕМА: «Дымковская игрушка».

Цели урока:

Образовательно- развивающие:

1. Введение понятия «дымковская игрушка».

2. Применение опорных понятий: «игрушка», «глина».

3.Развитие умений оперировать понятиями:

- выявлять существенные признаки и определять содержание понятий;

- деление понятий;

- ограничение и обобщение понятий;

- составление логических цепочек, древа Порфирия.

Воспитательные задачи:

1. Формирование диалектического мировоззрения на основе философских категорий:

-общее – особенное – частное;

- единство – многообразие.

2. Воспитание эстетического вкуса на образцах народного искусства.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: диалектический, связанный со словесно – наглядным.

По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.

По характеру деятельности учащихся: частично – поисковый.

По деятельности педагога: проблемный.

Материалы к занятию:

- демонстративный материал (таблицы с изображением изделий из глины  Гжели, Дымково, Филимоново; образцы дымковских, каргопольских игрушек, глиняной посуды);

- таблички с опорными понятиями: «игрушки», «глиняная», «не глиняная», «дымковская», «не дымковская»;

-  глина, стеки.

План проведения занятия:

I.Организационный момент. Приветствие учащихся, сообщение темы и целей занятия.

II. Теоретический раздел. С помощью педагога дети классифицируют игрушки, выделяют дымковские, учатся распознавать их, дают эмоциональную оценку этому виду народного творчества.

III. Практическая работа. Лепка «Павлин», использование полученных теоретических знаний.

IV. Итог занятия. Обобщение итогов занятия.

                                           

Ход занятия.

Деятельность учителя:                             Деятельность учащихся:

I.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы с вами поговорим об

 игрушках, вы узнает об особом виде

 игрушек, научитесь распознавать их,

 попробуете себя в роли мастера:

создадите свою сказочную птицу.

II.Теоретическая часть.

1.-  Какие бывают игрушки?                       Возможные ответы детей:                                                          

                                                                       - Машины, куклы, и т. д.

- Из чего они могут быть сделаны?           - Пластмассы, дерево, глина и т. д.

- Разделим все известные игрушки

  на две группы, в зависимости от

  материала, из которого они

  созданы. Если первая группа – это

  глиняные игрушки, то какой будет

  вторая группа?                                           - Не глиняные игрушки.

- Глиняные игрушки можно разделить

  на группы в зависимости от места,

  где они были созданы. Выделим две

  группы глиняных игрушек: первая –

  дымковские игрушки. Как можно

  обозначить вторую группу?                      - Не дымковские игрушки.

На доске с помощью карточек создается

Схема:

                      ИГРУШКА                                 По схеме дети еще раз

   ГЛИНЯНАЯ             НЕ ГЛИНЯНАЯ         определяют место дымковской

                                                                           игрушки среди игрушек.

ДЫМКОВСКАЯ   НЕ ДЫМКОВСКАЯ

 

2.Сегодня мы подробно рассмотрим

 дымковскую игрушку.

- Сравните дымковские игрушки:                  Возможные ответы детей:          

- Что у них общего?                                         - Сходны по форме, много

- Что отличает дымковскую игрушку от        лепных деталей (косы, оборки).  

  других глиняных игрушек?                            В росписи использованы

  (Демонстрация образцов)                              сходные элементы (круги, кольца,

                                                                            точки, полосы, клетка).

- Что общего у дымковской и не          - Они относятся к одной группе:

 дымковской глиняных игрушек?         Глиняные игрушки.

                                                                 - Они сходны по сюжету, по форме.

- Чем отличается живой человек,         - Форма предмета становится

или животное от его образа в                обобщенной, действительность

глиняной игрушке?                                 превращается в художественный

                                                                   образ.

3. – Определите, является ли                   На таблицах, среди изображений

 Игрушка дымковской                             различных глиняных игрушек,

                                                                   Дети находят дымковские и

                                                                   обосновывают свой ответ.

4. игра «Найди лишнего».                       Дети определяют лишний предмет,

Из группы 4-х предметов                        обосновывают ответ.

Нужно выделить лишний,

Определить признак по которому

Выделяют.

5. Обобщение: - Задайте вопросы –            Возможные варианты:

понятия, вопрос – суждение по                - Каковы виды игрушек?

дымковской игрушке.                               - Что такое дымковская игрушка?

- Понравились вам дымковские               - Как доказать, что эта игрушка

  игрушки? Чем?                                         является дымковской?

                                                                      Отвечают, используя полученные

                                                                      знания.

III. Практическая работа.

-Сейчас вы сами попробуете себя в роли мастеров, создающих дымковскую

игрушку.

Дети лепят птицу комбинированным способом, украшая ее с помощью лепных деталей: оборок.

IV. Итог занятия.

Коллективно оцениваются выполненные работы.

Обобщение: - что нового узнали на занятии?

- чему научились?

Отмечаются дети, наиболее активно участвовавшие в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока в 5 классе "Дымковские игрушки"

В пятом классе изучаются связи декоративной группы искусств  с жизнью. Мир декоративного искусства – это мир со своими традициям...

План-конспект урока в 5 классе. Древние образы в народных игрушках. Щепные птицы.

Урок- знакомство с древнейшим ремеслом на земле русской. Изготовление игрушек и оберегов из самого доступного материала - дерева. Развитие творческой фантазии  и дальнейшее раз...

План-конспект урока в 5 классе: "Древний промысел. Дымковская игрушка"

История появления промысла. Этапы росписи. Роспись игрушки....

План-конспект занятия по теме "Вышитая игрушка черепаха"

Конспект занятия по вышивке игрушки техникой крест.Цель занятия: Научиться вышивать шерстяными нитками швы  гобеленовый и крест.         Задачи:...

План-конспект урока во 2 класс поSpotlight тема "Мои игрушки"

Краткий план-конспект разработан по учебнику Spotlight 2 с включением физминутки и раздаточного материала....

План-конспект занятия «Изготовление декоративной ёлочной игрушки с вышитым элементом»

Данный материал знакомит с историей новогодней игрушки. Файл содержит информацию о технологии изготовления декоративной ёлочной игрушки с вышитым элементом и используемых в процессе работы материалах....