Викторина "Знатоки этикета"
методическая разработка по теме

Брускова Елена Владимировна

Методическая разработка открытого занятия по программе "Этикет" для учащихся начальной школы - Викторина "Знатоки этикета". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие  объединения «Этикет».

Викторина «Знатоки этикета».

Цель: закрепить знание правил поведения и речевого этикета.

Задачи:

Обучающие.

  • Формировать  умения применять полученные знания.
  • Формировать умения анализировь ситуации.

Развивающие.

  • Способствовать формированию навыков конструктивного общения и поведения;
  • Отработка навыков коллективного взаимодействия.
  • Развить интерес к этикету.
  • Расширить кругозор обучающихся.

Воспитательные:

  • Воспитать уважительное отношение к себе, к своим сверстникам и окружающим людям;
  • Формировать культуру поведения;
  • Воспитать потребность к повышению своего культурного уровня;

Оборудование:

Музыкальное оборудование. Песня на слова Залужной Т. «У друзей нет выходных».

Мультимедийная установка, экран.

Раздаточный материал.

Презентация.

Слайд №3. Дети заходят под музыку.

Здравствуйте ребята, у нас сегодня на занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

  1. Включение в занятие.

Сегодня у нас обобщающее занятие, мы с вами покажем, всё то, что уже узнали по культуре поведения. Занятие будет проходить в форме викторины «Знатоки этикета». Слайд №4.

Давайте вспомним что же такое этикет? ( Ответы детей: вежливое отношение к другим людям, достойное поведение в обществе, уважение и т.д.).

Правильно, молодцы!

Слайд №5.

Когда мы используем эти правила поведения? Ответы детей.

А сейчас мы вспомним вежливые слова? Я уверена, что вы знаете много таких слов. Давайте по – очереди их назовём.

  1. Разминка.
  • Игра «Цепочка».

Слайд №6. 

Слова приветствия ( добрый день, добрый вечер; здравствуйте, доброе утро);

Слайд №7.

Слова просьбы (будьте добры, будьте любезны; если вас не затруднит);

Слайд №8.

Слова прощания (до встречи, до свидания, прощайте);

Слайд №9.

Слова извинения (простите, извините, очень жаль).

Слайд №10.

Слова благодарности (Спасибо, благодарю, очень признателен, пожалуйста).

Какие вы вежливые, вы знаете так много волшебных слов.

Прежде, чем мы перейдём к вопросам викторины, необходимо разделиться на команды. Ребята разбирают розовые , жёлтые, зелёные полосочки бумаги и делятся на команды по цвету.

3. Викторина.

А сейчас перейдём к вопросам викторины.

Задания для викторины.

1-ая часть викторины блиц конкурс в котором надо очень быстро ответить на вопрос. На ответ даётся всего 1 минута.

Вы любите танцевать? А сейчас мы вспомним правила танцевального этикета. Каждая команда отвечает на свой вопрос. Остальные команды внимательно слушают ответ и могут его дополнить.

  1. Танцевальный этикет.   Слайд №11.

Ведущий по очереди задаёт вопросы командам, команды сразу отвечают.

  • Должна ли девушка объяснять партнёру свой отказ потанцевать с ним? (Обязательно – чтобы не огорчить его)    Слайд №12.
  • Что нужно сделать юноше после окончания танца? (Проводить девушку до места и поблагодарить)     Слайд  №13.
  • Определи классические правила приглашения танец. ( Мужчина подходил к девушке и просил её разрешения пригласить на танец, слегка кланяясь)    Слайд №14.

Молодцы, а сейчас я предлагаю вспомнитькак правильно себя вести за столом.

  1. Столовый этикет.    Слайд №15.
  • Вы за столом. Где должны находиться руки до еды? (На коленях)
  • Для чего нужна бумажная салфетка? (Вытирать пальцы и губы)
  • Для чего нужна матерчатая салфетка? (кладут на колени, чтобы не испачкать одежду)

 Замечательно! С правилами столового этикета вы знакомы хорошо.

Переходим к пригласительному этикету.

  1. Пригласительный этикет.   Слайд №16.

Часто ли вам приходилось приглашать кого-нибудь в гости или ноборот, принимать от кого-либо приглашения?

А насколько вы хорошо знаете правила пригласительного этикета мы сейчас узнаем.

  • Можно ли приглашать на день рождения по телефону? (Можно, но только очень близкого друга)
  • Если по какой – то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (Извиниться и обязательно назвать причину отказа)
  • Когда нужно приглашать на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (Это необходимо сделать заранее, за несколько дней. Ведь у ваших друзей могут быть другие планы, к тому же гостям нужно успеть купить подарок).

И с этим заданием вы справились! Молодцы! А теперь я предлагаю вам поработать экспертами (Исследователями).

Раздать материал всем командам с ситуативной задачей №1.

5. Ситуативные задачи.            Слайд №18.

«Приём гостей дома».

  • Ситуация 1.

Хозяин, хозяйка встречают гостей. Гости проходят в дом. Дарят коробку с подарком хозяйке, та, не взглянув на него, быстро благодарит гостей, приглашает всех снять верхнюю одежду и сесть за стол. Очень большой букет цветов, подаренный гостями, хозяйка ставит в вазу на праздничный стол.

Вскоре все сидят за столом.

Найдите ошибки, которые допушены в данной ситуации. Вам будет дано три минуты на обсуждение. Затем один представитель команды расскажет, что у вас получилось. Остальные команды могут дополнять ответ.

Команды совещаются.

Ошибки:

  1. Хозяйка обязательно должна развернуть подарок, а потом поблагодарить гостей.
  2. Большой букет на стол ставить нецелесообразно. Он мешает всем общаться, да и места занимает много. На стол можно поставить только маленький букетик. В данном случае, приняв букет, надо было его поставить в вазу где-то в комнате.
  3. Гостям необходимо предложить пройти в ванную комнату, чтобы те смогли привести себя в порядок – вымыть руки, причесаться и т.д.

А сейчас задание усложняется. Вам необходимо не только исправить ошибки, но и разыграть сценки с данной ситуацией. На каждое задание будет дано три минуты.

  • Ситуация  2.   Слайд №18.

Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

Обращаясь к прохожему мальчик допустил четыре ошибки. Какие?

Правильный ответ: «Извините пожалуйста, не могли бы вы сказать. который час? После ответа надо сказать: «Спасибо!» Не кричать.

  • Ситуация  3.  Слайд №19.

Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

Ответ: дорогу первым уступает тот, кто вежливее.

  • Ситуация  4.  Слайд №20.

Мальчик звонит другу и приглашает в гости – поиграть в новую игру, а тот не может прийти. Как он должен ответить, чтобы не обидеть друга.

Викторина «Знатоки этикета» закончилась. Все команды показали себя достойно. Молодцы!

Заключительное слово.

Что бы вы ни делали, вы всегда должены помнить, что живёте на свете не одини. Вас окружают люди, ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

А сейчас я предлагаю посмотреть небольшой фильм. Киножурнал «Ералаш» «День вежливости».

Ребята, вы же понимаете, что так себя надо вести каждый день и не только в школе.

6. Рефлексия.

Что сегодня на занятии вам запомнилось больше всего, что удивило?

Слайд №21. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина « Знатоки этикета »

Слайд 2

Этикет – установленные правила поведения человека среди других людей

Слайд 3

Слова приветствия Здравствуйте Доброе утро Добрый день Добрый вечер Привет Приветствую вас Рад приветствовать вас

Слайд 4

Слова просьбы Если вас не затруднит Будьте добры Будьте любезны Пожалуйста Прошу вас Разрешите пожалуйста

Слайд 5

Слова прощания До встречи До свидания Прощайте Всего доброго Счастливо оставаться Пока

Слайд 6

Слова извинения Простите Извините Прошу прощения Виноват Мне очень жаль

Слайд 7

Слова благодарности Спасибо Благодарю Очень вам признателен

Слайд 8

Танцевальный этикет

Слайд 9

1) мужчина подходил к женщине и просил её разрешения пригласить на танец, слегка кланяясь 2) мужчина из далека показывал жестами женщине своё желание потанцевать с ней 3) мужчина подходил к женщине и, не спрашивая её согласия, брал за руку для танца Определи классические правила приглашения на танец .

Слайд 10

Что нужно сделать юноше после окончания танца? Проводить девушку до места и поблагодарить

Слайд 11

Должна ли девушка объяснить партнёру свой отказ потанцевать с ним? Обязательно, чтобы не огорчить его

Слайд 12

Столовый этикет Вы за столом. Где должны находиться руки до еды? На коленях Для чего нужна бумажная салфетка? Вытирать пальцы и губы Для чего нужна матерчатая салфетка? Кладут на колени, чтобы не испачкать одежду

Слайд 13

Пригласительный этикет Можно ли приглашать на день рождения по телефону? Можно , но только очень близкого друга. Если по какой – то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего ? Извиниться и обязательно назвать причину отказа. Когда нужно приглашать на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? Это необходимо сделать заранее, за несколько дней. Ведь у ваших друзей могут быть другие планы, к тому же гостям нужно успеть купить подарок.

Слайд 14

Ситуативные задачи Ситуация 1. Хозяин, хозяйка встречают гостей. Гости проходят в дом. Дарят коробку с подарком хозяйке, та, не взглянув на него, быстро благодарит гостей, приглашает всех снять верхнюю одежду и сесть за стол. Очень большой букет цветов, подаренный гостями, хозяйка ставит в вазу на праздничный стол. Вскоре все сидят за столом.

Слайд 15

Ситуативные задачи Ситуация 2. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему мальчик допустил четыре ошибки. Какие?

Слайд 16

Ситуативные задачи Ситуация 3. Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

Слайд 17

Ситуативные задачи Ситуация 4. Мальчик звонит другу и приглашает в гости – поиграть в новую игру, а тот не может прийти. Как он должен ответить, чтобы не обидеть друга.

Слайд 18

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Речевой этикет"

Классный час можно проводить в 5 - 6 классах....

"Вежливость и этикет" КВН

Классный час - соревнования можно провести в 7-8 классе...

Практикум по русскому языку.Речевой этикет "А как лучше сказать".

Материал предназначен для учащихся 5-7 классов, возможно использование в 8-9 классах при подготовке к ГИА , а также в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ. Включает в себя задания и информацию,направлен...

конкурс знатоков этикета "Знаете ли вы этикет?"

Конкурс знатоков этикета. Сценарий классного часа для учащихся 11 класса. Разработала Нечаева Т.А....

Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....

«Понятие этикета, речевого этикета»

laquo;Понятие этикета, речевого этикета»...