Методическая разработка интеллектуального турнира «Эрудит-бой» для младших школьников
методическая разработка на тему

Босяцкая Дания Габдульяновна

Методическая разработка интеллектуального турнира «Эрудит-бой» для младших школьников

Цель

Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей младших школьников

Задачи:

- формирование у школьников коммуникативных умений и навыков игрового взаимодействия;

- формирование системно-логического мышления обучающихся;

- активизация интеллектуальных и творческих способностей школьников

- выявление творчески одаренных детей;

  - привлечение учащихся к углубленному изучению ТРИЗ (теории решения изобретательских задач);

- подготовка талантливых детей к участию в конкурсах, городской научно-технической олимпиаде по ТРИЗ и в других интеллектуально-творческих  мероприятиях Всероссийского и Международного уровней

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._razr._erudit-boy.docx47.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Пушкинского района Санкт-Петербурга «ПАВЛОВСКИЙ»

Методическая разработка

интеллектуального турнира

«Эрудит-бой»

для младших школьников

Автор разработки:

Босяцкая Дания Габдульяновна,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург – Павловск

2014

ПОЛОЖЕНИЕ

об интеллектуальном турнире младших школьников «Эрудит-бой»

Цель

Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей младших школьников

Задачи:

- формирование у школьников коммуникативных умений и навыков игрового взаимодействия;

- формирование системно-логического мышления обучающихся;

- активизация интеллектуальных и творческих способностей школьников

- выявление творчески одаренных детей;

  - привлечение учащихся к углубленному изучению ТРИЗ (теории решения изобретательских задач);

- подготовка талантливых детей к участию в конкурсах, городской научно-технической олимпиаде по ТРИЗ и в других интеллектуально-творческих  мероприятиях Всероссийского и Международного уровней

Условия участия

В турнире принимают участие 2 команды учащихся.

Состав команды  -   6-7  человек.

Темы турнира «Эрудит-бой»:                                                                                                                  

1. Сообрази и ответь (загадки на сообразительность)

2. Логические задания

        3. Изобретательские задачи

        4. Конкурс капитанов

5. Проверь эрудицию (вопросы для эрудитов)

6. Занимательные головоломки

7. «Найди себя» - игра для всех

Домашнее задание для команд:

  1. Название команды (выбор капитана команды)
  2. Девиз
  3. Отличительный знак команды (эмблема)

Подведение итогов и награждение участников

Победители определяются по итогам игры.

Все участники  получают  сертификаты.  Победители награждаются дипломами и призами.

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Пушкинского района Санкт-Петербурга

«ПАВЛОВСКИЙ»

Логотип

Сценарий

проведения интеллектуального турнира “Эрудит-бой”

 Ведущий: Здравствуйте, ребята! Юные знатоки, изобретатели и фантазеры!

Сегодня мы проведем турнир интеллектуалов «Эрудит-бой».

Каждая игра имеет правила, и интеллектуальное командное соревнование не исключение:

        В игре принимают участие две команды. Читается вопрос, и команда даёт на него ответ не позднее указанного времени. Право ответа принадлежит команде, которая первая подаст сигнал. Если ответ правильный - команда получает баллы,  если нет – отвечает вторая команда Можно обращаться за помощью к болельщикам.

 Оценивать ваши ответы будут независимые эксперты Дома детского творчества «Павловский».

– Итак, желаю обеим командам успехов в состязании.

       Пусть каждый смело вступит в бой,

       В азарт соревнования,

       Успех придет не сам собой,

       Помогут ваши знания.

 – Объявляю начало турнира!

  1. Пролог (домашнее задание)

Приветствие команд (название, девиз, отличительный знак команды)

2.Сообрази и ответь (загадки на сообразительность)

  1. Грамоты не знаю, а весь век пишу.
  2. Какой цветок имеет и женское и мужское имя?
  3. Каждый берет, сколько надо, а все остается.
  4. За чем мы едим?
  5. Какое слово жалуется, что у него не хватает до сотни?
  6. Кто первый землю пашет?
  7. На какой голове нет носа?
  8. Несла женщина в ведре 100 яиц, а дно выпало. Сколько яиц осталось?
  9. Назовите 5 дней недели подряд, не называя чисел и дней недели.
  10. Почему раньше муку не мололи?
  11. Стоит на месте, а без устали идет.
  12. Чем до неба докинешь?
  13. На базаре не купишь, на весах не взвесишь.
  14. У одного человека было 17 овец. Все, за исключением 9, околели. Сколько их осталось?
  15. Что было «завтра», а будет «вчера»?
  16. Что зимой в доме замерзает, а на улице нет?
  17. Что идет без ног?
  18. Что мы говорим в начале урока?
  19. Что никогда в кастрюлю не поместится?
  20. Какая птица носит фамилию русского писателя?
  21. Я хожу, а он остается.
  22. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если известно, что одному 5 лет, а другому 7? 
  23. Что поднимается вверх, когда дождь идет вниз?
  24. Слаще меда, мягче пуха.  «Отдохни!» - все шепчет в ухо. Тот, кто будет с ней дружить, будет очень плохо жить.

3. Логические задания

Задание 1.   Нахождение закономерностей

  1. Вставьте пропущенное число. Объясните ответ.

196   (25)   324

325   (    )   137

  1. Выберите и подчеркните в нижней строке число, которое подходит к числам верхней строки.

Поясните свой выбор.

372                258                441

283                488                137                381                242  

Задание 2.            Вербальные задачи

1.Найдите слово во втором ряду, имеющее общий признак со словами первого ряда.

ЖАР     КРЫШКА     БЕГ

ВЕТЕР     МОСТ     ВОДА 

2. Какое из приведенных слов может быть лишним? Найдите несколько вариантов ответа.

        СТУДЕНЬ                КНОПКА                МАЛИНА                 ЗИМОРОДОК

        

Задание 3.    Логическая задача

  1. «Океанский лайнер»

        Вы находитесь в каюте стоящего на якоре океанского лайнера. В полночь вода была на 4 метра ниже иллюминатора и поднималась на 0,5 метра в час. Если эта скорость удваивается каждый час, то,  за какое время вода достигнет иллюминатора?

 

  1. «Сливы»

        Двое ели сливы. Один сказал другому: «Дай мне свои две сливы, тогда у нас будет слив поровну». Второй ответил: «Нет, лучше ты дай мне свои две сливы, тогда у меня будет в 2 раза больше. Чем у тебя». Сколько слив было у каждого?

        

4. Творческие конкурсы для капитанов

Конкурс «Быстрый счет»

Капитанам команд предъявляются фишки домино.

Задача соперников:

  •  не передвигая фишки домино и не ведя рукой вдоль фишек, посчитать точки на всех своих фишках «глазами»

  • быстро сообщить ведущему.

Игра продолжается до тех пор, пока не выявится победитель

Конкурс «У меня оригинальное воображение»

Задание: изобрази геометрические фигуры (круг, овал, полукруг, прямоугольник, ромб, трапеция, квадрат, треугольник, многоугольник) на выбор 3-5; дорисуй необходимые линии и получи картинку; сделай описание получившегося изображения.

5. Изобретательская задача. 

 

  1. Непослушный узел

        Старый Ученый Кот всю жизнь искал новые лекарства. Многие травы он испытал, а сколько склянок перебил – не сосчитать! Однажды прислали Ученому Коту мешок редких кореньев из горной страны. Доверху набит мешок и туго завязан. И ткань очень плотная – мышам не прогрызть. Пытался Кот развязать мешок – все напрасно. Только когти зря обломал. Вот как бывает, когда в доме ни ножа, ни ножниц не найти. Что делать Ученому Коту? Подскажите!

Подсказка. Раз ножа нет, то нужно использовать что-нибудь его заменяющее.

  1. Бабка-невидимка

        Было у матери два сына. Жили они в лесу, а всего хозяйства у них было – кот Котофей да собака Шарик. Как-то раз ушли сыновья по ягоды и не вернулись. Баба Яга их заколдовала и превратила их в клены. Пошла мать в лес детей выручать. Взяла с собой кота и собаку. Искал Шарик детей по следам, и следы привели к избушке. Зашла в избушку мать, увидела Бабу Ягу, схватила ее и говорит: «Отдавай моих детушек, старая ведьма!»

        Извернулась Баба Яга, прыгнула к двери и в лес побежала. Бросилась собака по ее следам, остановилась и залаяла: «Здесь, здесь Яга. Невидимой стоит – ступить боится, чтоб следов не оставлять.

        Что же делать? Как найти невидимую колдунью?

Подсказка. Найти можно не только глазами. По слуху, по запаху, нащупать… Надо сделать так, чтобы Баба Яга сама себя выдала. Но как?

6. Проверь эрудицию (Вопросы для эрудитов)

  1. Из какого крана не льется вода?  
  2. Какой кистью не выкрасишь стенку?
  3. Что все слышит и ничего не говорит?
  4. У стола 4 угла, один отпилили. Сколько углов осталось?
  5. Что такое 33 января?
  6. Что в начале года весит 200 граммов, а в конце – 30 граммов?
  7. Какой город стоит на 101 острове?
  8. Государство, большая часть которого находится на полуострове, а столица – на острове.
  9. Грызун, имеющий нору до 6 метров.
  10. В знак чего моряки носят черные ленты на бескозырке?
  11. Какая бабочка не ест всю свою взрослую жизнь?
  12.  Придуманный Марком Твеном родной город Тома Сойера.
  13. Священная обезьяна в Древнем Египте.
  14. У какого зверя больше всего зубов.
  15. Что в одно и то же время удлиняется и укорачивается?
  16. Самая длинная змея в мире.
  17. На каком языке говорит больше всего людей?
  18. Кто из русских князей первым принял титул императора?
  19. На каком материке нет рек?
  20. Какой континент самый сухой?
  21. Где раки зимуют?
  22. Весной или летом цветет сирень?
  23. Куда обращена головка подсолнечника в полдень?
  24. Что делают мелкие птички, когда днем заметят сову?
  25. Мы говорим: дом сгорел до тла. Что такое тло?
  26. На столе лежат карандаши и ножницы. Какой предмет холоднее?
  27. «Без рук, без ног по полю скачет, под окном стучится, в избу просится»
  28. Кто в году 4 раза переодевается?
  29. «Без ног приходит, без языка рассказывает»
  30. «Брат и сестра родные. Одну видят, да не слышат, другого слышат, да не видят»
  31.  Почему говорят «как с гуся вода»?
  32. Какая вода быстрее гасит огонь – холодная или горячая – и почему?

7. Занимательные головоломки

Какая команда быстрее и правильно возведет пирамиду из шариков

8. Игра для всех «Найди себя»

        Веселая и шумная игра на быстроту реакции, коммуникабельность, на развитие памяти (кто первым найдет своё имя, № дома и квартиры среди других данных учащихся, которые заполняются заранее на листочках и смешиваются).

9. Подведение итогов.

10. Вручение сертификатов участникам турнира.

Награждение победителей.

Дом детского творчества «Павловский»

Экспертная ведомость

   

Интеллектуальный  турнир младших школьников «Эрудит-бой»

Название конкурса

Максимальное

кол-во  баллов

Команда

_______________

Команда  

________________

Примечание

Приветствие команд (название, девиз, эмблема)

10 баллов

Сообрази и ответь (загадки на сообразительность)

1 балл за каждый вопрос

Умею логически мыслить

5 баллов за каждое задание

(3 задания)

Конкурс капитанов

5 баллов за каждое задание

(2 задания)

Умею решать изобретательские задачи

10 баллов

Проверь эрудицию (вопросы для эрудитов)

1 балл за каждый вопрос

Занимательные головоломки

10 баллов

Итого:

Члены жюри:

ГБОУ ДОД Дом детского творчества

Пушкинского района Санкт-Петербурга «Павловский»

«ЭРУДИТ-БОЙ  –  ЗОВЕТ ЗА СОБОЙ!»

сова

Сертификат

выдан
__________________________________

школа ____________ класс ________

за активное участие

в интеллектуальном турнире

младших школьников

                                   «Эрудит-бой»

                Директор ДДТ «Павловский»        _______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие певческого голосового аппарата у младших школьников»

Авторская методическая разработка «Развитие певческого голосового аппарата у младших школьников»...

Методическая разработка по теме: "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников при обучении пересказу текста."

Обучение пересказу делится на этапы, к каждому из которых предлагаются задания. Задания предусматривают индивидуальную, парную и групповую творческую работу учащихся.Данная разработка включает в себя ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по экологическому воспитанию младших школьников: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по экологическому воспитанию младших школьников: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»Методическая разработка экологической игры...

Методическая разработка «Рекомендации по развитию эмоциональной регуляции поведения школьников с интеллектуальной недостаточностью»

Методическая разработка в помощь педагогам, которые работают с детьми с интеллектуальной недостаточностью....

Интеллектуальный турнир ЭРУДИТ

   Интеллектуальный турнир «Эрудит»- командное (или индивидуальное) соревнование, в котором команды (или участники турнира) соревнуются между собой в умении находить прави...

Методическая разработка на тему: "Развитие связной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью"

Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения умственно отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом ра...