Секреты успешного учителя.
учебно-методический материал по теме

Счастная Эльвира Геннадиевна

Четыре ступени к успеху

 

«Настоящего Учителя, Мастера своего дела очень легко      распознать – достаточно проанализировать самочувствие ребенка, степень его психологического комфорта, заинтересованности обучением. Ощущение комфорта, защищенности и высокий уровень интереса к организуемой педагогом деятельности – вот основные показатели мастерства учителя». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Четыре ступени к успеху

                  Моя профессия педагог-психолог. Занимаясь с детьми, проводя уроки, тренинговые занятия, взаимодействуя с учителями, присутствуя на уроках других педагогов, я снова и снова обращаюсь к 4 основным правилам практической педагогики (4ОППП). Простое и понятное объяснение сложных вещей, бесконфликтность, вариантность, концентрация внимания – это слагаемые успеха любой педагогической деятельности. Четыре ОППП предназначены для передачи базовых знаний каждому ученику без исключения в полном объеме. Четыре ОППП лежат в основе любой концепции развивающего обучения. Практика показывает, что именно эти правила позволяют со временем наиболее полно выявить и развить личные способности каждого ученика.  

              Именно об этих четырех правилах мне бы хотелось поговорить.

     Немного истории.

             Ведущие институты мира, изучающие будущее, давно поставили на первое место проблему образования, т.е. проблему передачи знаний, накопленных человечеством, следующим поколениям.

             Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) определил четыре основных стадии интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. В своем многотомном труде он изложил процесс развития мышления у детей от рождения до 11-15 лет. Жан Пиаже утверждал, что любая форма образования не влияет на развитие интеллекта, не может изменить ни порядок, ни временной период стадий, ни уровень развития интеллекта, заложенной природой. В тридцатых годах ХХ века выдающийся психолог Л.С.Выготский (1896-1934), изучая исследования Пиаже, возрастной разброс при формировании формального интеллекта, судьбы выдающихся людей, пришел к противоположному выводу. Он считал, что развитие является следствием содержания и методов обучения. Данные Пиаже подтверждают стихийное развитие ребенка в сложившейся традиционной системе образования. Но если в методике обучения присутствует доступное научное объяснение фактам, знаниям, то развитие мышления происходит намного раньше и на более высоком качественном уровне.

             Вывод Л.С.Выготского объективно подтверждается научным открытием великого физиолога И.П.Павлова, изучавшего деятельность коры головного мозга: «Для формирования внутреннего стереотипа нужен внешний стереотип». Т.е., чтобы сформировать другое мышление, нужна соответствующая, другая форма обучения. Работа ученых постоянно, убедительно показывала, что все ученики способны усваивать научные понятия, что творческое мышление и развитие интеллекта учеников зависит от содержания обучения.

             Цель работы: Повысить уровень компетентности педагога в образовательном процессе.  

             Преимущества данного метода: 1) добросовестное, одновременное выполнение учителями четырех основных правил педагогики в пределах учебного времени позволяет всему контингенту обучаемых полностью усваивать все базовые знания, развивать творческое мышление и приобретать потребность в обучении как постоянную, жизненную необходимость; 2) 4 основных правила практической педагогики подтверждаются опытом ведущих советских и российских педагогов-новаторов, которые добились отличных результатов в обучении и чья деятельность послужила основой для формирования четырех основных правила практической педагогики; 3) одновременное, обязательное, постоянное выполнение 4-х ОППП в процессе обучения может значительно улучшить социальную обстановку среди молодежи; 4) 4 ОППП подвластны любому человеку, сознательно решившему посвятить себя педагогической работе; 5) 4 ОППП являются отличным критерием: а) для оценки педагогической работы в пределах урока; б) для оценки профессиональной пригодности учителя; в) для отбора студентов в педвузы; г) для оценки качества учебников и другого учебно-методического материала.

             Основные задачи:

  1. Простое, короткое, понятное для всех без исключения, изложение каждой темы базовых знаний.
  2. Бесконфликтность.
  3. Вариантность.
  4. Концентрация внимания учеников.

             Педагогические ошибки:

  1. Принято считать, что любой учитель может легко и объективно оценить способности и знания учеников. Жизнь сотни миллионов раз доказала несостоятельность таких оценок, и особенно ярко на примерах оценок учителями способностей и знаний великих людей.
  2. Недостаточная вариантность применения знаний, переданных ученику, на практике, зачастую приводит к оценке знаний учеников до усвоения ими этих знаний. Ответственность же за уровень знаний возлагается на учеников! Эта ошибка также является причиной зарождения и развития огромного числа конфликтов во время обучения, которые и приводят впоследствии к отторжению ученика от школы.
  3. Неумение ученика концентрировать внимание на изучаемом предмете во время урока принимается за неспособность человека к восприятию знаний, обучению. И тогда начинается разделение детей на умных и глупых, на способных и не способных.

Как на практике выполнить четыре основных правила практической педагогики (4ОППП)

Правило №1. Простое, короткое, понятное для всех без исключения изложение каждой темы базовых знаний

        Соблюдая первое правило, учитель доходчиво для всех излагает тему учебника. На этом этапе его профессиональная обязанность состоит  в том, чтобы все без исключения поняли тему урока. Для этого учителю необходимо иметь разные варианты изложения одной и той же темы для разных типов мышления и особенностей восприятия. Где их взять? Подходы разные.

  1. Педагогу самому находить новые понятные варианты изложения тем базовых знаний. Это серьезная творческая работа, требующая времени, наблюдательности, знаний, опыта, прав.
  2. Обмениваться опытом понятного для всех изложения с педагогами в своем коллективе.
  3. Обратиться к опыту Виктора Федоровича Шаталова из Донецка (у него более чем 40-летний учительский стаж), который нашел способы простого, короткого изложения каждой темы. Он простыми словами коротко объяснял суть, ядро. Основу каждой темы (назвал их «опорными сигналами»), а уже потом оснащал тему необходимой терминологией, цифрами, другой более сложной информацией

             Средства для соблюдения правила могут совершенствоваться бесконечно, но в обязательном сочетании с остальными тремя ОППП.

Правило №2. Бесконфликтность

             Основой для соблюдения этого правила являются следующие условия:

- время занятий предназначено только для передачи и усвоения знаний;

- передаче и усвоению знаний не должен мешать ни один конфликт. Любой конфликт уничтожает самый дорогой и невосполнимый фактор урока- время и разрушает концентрацию внимания учеников.

             На уроке не надо заниматься проверкой наличия учеников и причин их отсутствия (это можно сделать, не отвлекая внимания учеников). Причины отсутствия или опоздания можно выяснить и во внеурочное время.

             В пределах занятий по базовым дисциплинам не следует заниматься никакими дискуссиями, воспитательными разъяснениями, уговорами, призывами, не стоит выяснять отношения, разрешать какие-то споры или сообщать информацию о каких-либо школьных мероприятиях.

             Время урока предназначено только для передачи базовых знаний по данной теме. С момента входа в класс надо заниматься только темой занятия. Объясняем в разных вариантах, повторением, демонстрацией применения получаемых знаний на практике- все это в количестве, достаточном для полного понимания и овладения темой. Со стороны педагога постоянно необходимы доброжелательность, терпение и постоянная готовность помочь ученику. Пока человек учится, он имеет право на ошибки. 

             Не следует торопиться с опросом. При длительной концентрации внимания на одной теме ученики могут уставать, и надо иметь варианты для переключения внимания учащихся на другие темы. Оценка, которую ставит учитель ученику, не должна являться окончательным вердиктом об уровне его знаний. Низкая оценка-это лишь текущий показатель того, что ученик не усвоил знания, у него еще не сформировались нервные связи по управлению своими действиями и контролю за ними в изучаемых знаниях. Что же делать?

             Вот здесь и приходят на помощь терпеливая концентрация учеников с помощью простого, понятного объяснения темы, подачи вариантов применения знаний по возрастающей сложности и на основе бесконфликтности. Ожидаемая сиюминутность овладения знаниями не отвечает законам формирования нервных связей, открытых И.П.Павловым.

             Публичность проверки знаний до их овладения учеником часто приводит к значительной потере времени урока и разрушению индивидуальной концентрации внимания у других учеников.

             Проверку знаний на оценку можно проводить, только убедившись в том, что ученик понял и все усвоил. И тогда огромное количество проблем отпадут сами собой, потому что главная конфликтная ситуация, которая порождает все социальные проблемы в воспитании молодежи и все потери общества - это публичная оценка знаний и способностей каждой личности.

             Академики М.П.Щетинин и Ш.А.Амонашвили, педагоги – новаторы И.П.Волков и В.Ф.Шатлов в своей работе с детьми полностью исключили все виды конфликта, добились выдающихся результатов и сохранили нормальные судьбы всех детей.

Правило № 3. Вариантность

             Это правило диктуется механизмом формирования нервных связей в коре больших полушарий и диалектическим законом количественно – качественных изменений.

             Исходя из этих неумолимо действующих законов правило «вариантность» диктует:

  1. Обязательное наличие достаточного числа вариантов для простого, понятного объяснения абсолютно каждой темы базовых знаний для всех особенностей мышления и восприятия. Вариантность или точность понятного объяснения заранее дает ответы, предвосхищая большое количество вопросов, которые могут возникнуть у обучаемых.
  2. Достаточное количество вариантов для целенаправленной демонстрации разнообразия применения данного знания в разных областях жизни. И не просто изложенных в учебнике, а конкретно пройденных, осмысленных учеником.
  3. Достаточное количество вариантов практического применения учениками полученных знаний для полного осмысления и овладения данными знаниями до их проверки.

         Сначала сам вывод (знание), изложенный простым, доступным языком в разных вариантах. Затем обоснование и доказательство. Далее частные случаи применения знаний, практика по овладению и применению знаний. Быстрый путь овладения известными знаниями – от общего к частному.  

Правило № 4. Концентрация внимания учеников

             Внимание внешнее и внутреннее, сосредоточенное или распределенное с его слагаемыми – объемом, концентрацией, устойчивостью и переключением – это базовое качество для овладения любыми знаниями.

     Именно это качество необходимо с самого начала обучения целенаправленно воспитывать у учеников при помощи трех первых правил. Есть большое количество вспомогательных средств, для воспитания концентрации внимания. Размещение учеников за партой по одному. Гендерное (раздельное) обучение. Полная готовность всех средств обучения перед началом урока. Обязательное быстрое оказание помощи всем ученикам при овладении знаниями. Исключения всех видов конфликтов из общения с учеником и родителями. Создание всех условий, чтобы внимание учеников на теме в пределах урока не отвлекалось, не разрушалось и т.п.

     Итак, если тема в пределах урока объясняется коротко, просто и понятно для всех без исключения, если отсутствуют конфликты и исключены факторы, отвлекающие внимание, есть вариантность объяснения и применения полученных знаний, то достигается высокая концентрация внимания – базового качества, необходимого для овладения любыми знаниями. И тогда ученики все ученики глубоко и прочно овладевают базовыми знаниями.

     Одновременное выполнение четырех основных правил педагогической практики всеми педагогами всего учебного заведения (внешний стереотип) постепенно вырабатывает у всех обучаемых одинаковое отношение ко времени любого урока, занятия (внутренний стереотип). Все обучаемые не отвлекаются на любом занятии. Они сконцентрированы на овладении знаниями. Это многократно доказано многолетним трудом ученых и новаторов. При таком обучении, при такой оценке знаний человеческое достоинство ученика не оскорблено, не унижено тем, что он чего-то не понял, не знает. Ему незачем, защищаясь, приспосабливаться, лгать, грубить, становиться «трудным». Он защищен знанием! Нравственные качества воспитываются условиями, в которых формируется личность, а не рассказом о том, что хорошо, а что плохо.

     Кроме того, при таком обучении учеников на основе соблюдения 4-х ОППП параллельно достигается психологическая подготовленность, высокая помехоустойчивость обучаемого. Примером более полного использования 4-х ОППП на практике является обучение с репетитором, которое достигает цели благодаря более высокой концентрации внимания ученика при помощи бесконфликтности, увеличения количества вариантов более простого и понятного изложения сложных вещей и вариантов применения получаемых знаний. Иногда для овладения каким-либо знанием достаточно всего лишь несколько занятий с репетитором, что лишний раз доказывает высокую эффективность 4-х ОППП при одновременном их соблюдении.

     Оппоненты скажут, конечно, обучать одного или нескольких человек легче. Но Занков, Давыдов, Эльконин, Шаталов, Волков и Амонашвили доказали, что качество обучения зависит не от количества людей, а от соблюдения правильных действий в период обучения, т.е. от одновременного соблюдения в период обучения 4-х ОППП.  



Предварительный просмотр:

     

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Групповые игры и упражнения для развития интеллекта и навыков общения у ребенка на основе психологии и музыкотерапии

(социально- педагогическая направленность)

Данная программа была разработана с целью развития интеллекта и навыков общения у ребенка. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Понимая важность успешной адаптации детей к школе, за несколько месяцев до начала учебного года или в начале учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

Цели и задачи программы:

Игровая деятельность - это школа произвольного поведения. В игре впервые появляются учебные мотивы. Через содержание игр у детей пробуждается познавательный интерес (т.е. учебная мотивация, которая развивается через интерес, через игровой мотив выигрыша), развиваются их психические функции.

Основная задача группы развития – формирование познавательной мотивации и на ее основе развитие детей в целом.

1. Развитие познавательных процессов (разных форм мышления, увеличения объема слухоречевой оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, способности к концентрации, распределению и переключению внимания) и предпосылок учебных умений.

2. Расширение словарного запаса, обогащение активного и пассивного словаря.

3. Совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных ориентировок, двигательной памяти.

4. Развитие сукцессивных способностей (т.е. последовательности действий и их планированию).

5. Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии (т.е. узнавании букв, написанных в воздухе, на теле и т.д.).

6.  Гармонизация и стабилизация эмоциональной сферы.

7. Развитие коммуникативных способностей, умения работать в группе.

 В итоге у ребенка появляется мотивация, как критерий к школьному обучению.

Содержание занятий:

Основной содержательный материал, используемый в группах развития, - развивающие игры, среди которых обязательно должно быть следующее:

- игры, расширяющие кругозор и словарный запас ребенка;

- логические игры;

- игры с правилами;

- игры, развивающие фонематический слух;

- игры, развивающие внимание и память;

- игры, развивающие мелкую и крупную моторику ребенка.

Отличительной особенностью программы является использование приёмов музыкотерапии. Музыка  - это общепонятный язык, состоящий из универсальных компонентов, которые способны воздействовать на здоровье, сознание и поведение людей. Музыкальные игры в сочетании с психологическими упражнениями могут стать эффективным средством адаптации к школьной жизни детей, имеющих проблемы в эмоциональной и  коммуникативной сфере.

Приёмы музыкальной терапии:

 -ритмические упражнения, помогающие достичь эмоциональной разрядки, снять умственное переутомление и нервное напряжение.           

 -дыхательные и голосовые упражнения – влияют на дыхание, а через него и на внутренние органы человека. Такой вид работы позволяет достичь расслабления или стимуляции организма в зависимости от произносимых звуков.

-слушание музыки. В восприятии и переживании музыкальных произведений соединяются эстетотерапия (лечение красотой) и аретотерапия (лечение идеалами). На занятиях по адаптации первоклассников предлагается несколько форм восприятия музыки. Во-первых, вход на каждое занятие происходит под музыкальное произведение, звучащее в записи. Для входа берутся жизнеутверждающие, тонизирующие мелодии или светлые и мечтательные – в зависимости от целей занятия. Иногда на вход звучит музыка, которая затем используется в ходе занятия.            

- разучивание песен, несущих положительный эмоциональный заряд. Хоровое исполнение песен приучает ребят работать в коллективе, стараться вносить свой вклад в общее дело.

 - творчество – неотъемлемая часть любого музыкального занятия, требующая напряжения и координации душевных сил, проявления поисковой активности. Поисковая активность – залог устойчивости человека в разных стрессовых ситуациях. Занимаясь музыкальным творчеством, человек творит не только музыку, но, прежде всего, себя.

Об особенностях проведения занятий

Занятия рассчитаны на группу из 12-15 человек, чтобы педагог-психолог мог установить эмоциональный, обязательно положительный контакт, дать необходимую поддержку и, что самое важное, создать СИТУАЦИЮ УСПЕХА. Искренно восхититься каждым, найти отличительную чёрточку, подчеркнуть незамеченную особенность в выполнении задания или в поведении, в каждом есть оригинальность, увидеть и отметить её. Без этого эффективность занятия будет равна нулю. Это-обращение к Личности ребенка через Личность учителя к увлечённой его стороне.

Режим занятий

Игровые занятия проводятся 2 раза в неделю в течение первой четверти учебного года. Занятия имеют следующую временную структуру: 5 мин.-музыкальное приветствие; 15 минут - занятие; 5 минут – музыкальная пауза для отдыха; 10 мин.- занятие; 10 мин.-рефлексия.

Прогнозируемые результаты

Ожидаемые результаты: развитие разных форм мышления, увеличение объёма слухоречевой оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, способности к концентрации, распределению и переключению внимания, предпосылок учебных умений; расширение словарного запаса, обогащение активного и пассивного словаря; совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных ориентировок, двигательной памяти; развитие сукцессивных способностей (т.е. последовательности действий и их планированию); развитие тактильных ощущений посредством дермалексии (т.е. узнавания букв, написанных в воздухе, на теле и т.д.).

Занятия помогут правильному, положительному самоутверждению личности, формированию эмоционально-положительной Я-концепции: Я нравлюсь, способен, значу.

Ребята приобретают навыки самоутверждения в коллективе: активность, самостоятельность, мнение. Коммуникативный контакт со сверстниками и взрослыми. Правила общения и правила поведения в компании.

Данная программа  в нашей школе находится на стадии апробации. Она ведется педагогом-психологом совместно с учителем музыки Т.Г.Конюшей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)...

Секреты успешного чтения

Данный элективный курс по английскому языку  разработан в помощь отстающим учащимся, имеющим пробелы в правилах чтения , при переходе в среднее звено....

Десять секретов успешного проведения родительского собрания(памятка для педагога)

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.1. Для п...

7 секретов успешного изучения английского языка.

Советы как учить иностранный язык....

Секреты успешного учителя.

Все успешные учителя, с которыми мне посчастливилось работать, перенимать их опыт используют четыре правила практической педагогики. Мне очень хочется их напомнить.  Простое, короткое, понятное д...

«Заговори так, чтобы я тебя увидел!» Или секреты успешного публичного выступления.

Научный проект, направленный на исследование навыков и умений публичного выступления учащихся, составление рекомендаций выступающим....

6 секретов успешности учителя.

6 секретов успешности учителяВ ходе многочисленных поездок по школам региона и России в целом, встречаясь с педагогами, я пришёл к мысли о том, что самые успешные учителя в чём-то похожи, они имеют не...