Классный час "Домра - русский народный инструмент"
классный час по теме

Снитко Любовь Васильевна

Классный час состоит из лекции - концерта, посвященный русскому народному инструменту домре. В концерте принимают участие ученики класса домры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час преподавателей  Снитко Л. В. И Желтовой Р. С.

от 26.05.2012.

«Домра – русский народный инструмент»

Во времена князя Олега и Владимира скоморохи не только подвергались гонениям, наоборот, были самыми почетными гостями на княжеских пирах и народных гуляньях. В те далекие времена, даже князь, наделенный неограниченной властью и огромным состоянием, не мог бы пригласить  к себе на праздник или на свадьбу оркестр народных инструментов. Их просто не было. Но тогда люди не менее чем сегодня нуждались в музыке. Их потребности в этом удовлетворялись скоморохами. В былине о Добрыне Никитичне есть строки, где князь Владимир говорил, обращаясь к Добрыне:

За твою игру, за веселую дам тебе скоморошина,

Три места любимых.

Первое место, сядь подле меня,

Другое место, супротив меня.

                                            А третье место, куда сам захочешь!

Если уже на пирах и свадьбах скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок, то тем более на многолюдных народных сборищах они своим весельем, «гудьбой», песнями и плясками не только развлекали толпу, но и заставляли ее подражать себе. Песни, игры, пляски, смех, вообще необузданная веселость и разгул – все это сливалось в одну пеструю, шумную картину, в которой благочестивые ревнители христианства видели остатки ненавистного им язычества. Часто народ, увлекаемый острым словом скоморохов, их насмешками над глупостью, жадностью и своеволием купцов и бояр, начинал стихийно громить усадьбу богачей, расправляться с ненавистными угнетателями. Порой все это носило остросоциальный характер. Скоморохи не только веселили, они просвещали народ, звали его на справедливую борьбу. В этом видели их вред не только церковники, но и князья, бояре, а потом и цари. Собственно это и была главная причина гонения на скоморохов. В синтетическом искусстве скоморохов были элементы цирка, драматического театра и оркестрового музицирования. Нас же в данном случае интересуют народные инструменты, на которых играли скоморохи. А играли они на гуслях, на свирелях, на бубнах… Но самым популярным скоморошьим инструментом была домра. Та домра, которая сегодня является ведущим инструментом народного оркестра! О ней стали упоминать уже в XVI веке.

На гуслях каждому звуку музыкальной гаммы соответствует определенная струна. Значит, чем больше струн, тем большее количество звуков разной высоты можно получить при игре на них, и наоборот. Подобного рода инструменты либо ограничены в своих возможностях (при их малой величине), либо очень громоздки и дорогостоящи.

А нельзя добиваться изменения высоты звука, пользуясь всего лишь одной – двумя – тремя струнами? Может быть, укорачивать эти струны путем прижатия их  в определенных местах?Ведь додумались же то укорачивать, то снова удлинять колеблющийся столб воздуха в  духовых инструментах, открывая или закрывая звуковые отверстия. И вот появляется новый тип музыкальных инструментов с грифом на длинной узкой шейке, вдоль которой натянуты струны. Есть у этих инструментов и свой резонатор – круглый у домр или треугольный у балалаек кузов, склееный из деревянных пластинок и покрытый декой. В нижней его части крепятся струны и, проходят через подставку, приподнимающую их над грифом, закрепляются другими концами на головке. Прижимая струну к грифу в том или ином месте, можно получить звуки разной высоты.

К сожалению, не время появления домры на Руси, ни ее сколько-нибудь достоверные сохранившиеся экземпляры не известны. Даже само название инструмента не находит себе объяснения в русском языке.

В Европу подобные инструменты проникли в раннем средневековье и получили наименование лютневых. Если у нас на Руси трудно себе представить скомороха без домры, то в Западной Европе трубадура или менестреля (бродячие певцы и музыканты) – без лютни. Развитие этого инструмента пошло там по своему, европейскому пути. Именно лютня стала впоследствии родоначальницей таких многострунных инструментов, как виола, мандолина, гитара. Но было время, когда на лютнях в процессе их совершенствования стали устанавливать слишком много струн, что привело к необычной громоздкости и сложности инструмента. Недаром один из современников остроумно заметил: «Лютнист, доживший до 80 лет, наверное, 60 из них провел в настраивании своей лютни, притом большинство любителей не способны настраивать чисто, а содержание лютни обходится так же, как содержание лошади…»

Домра же на Руси сразу попала в гущу народной жизни. Она стала инструментом общедоступным, демократическим. Легкость и малая величина инструмента, его звонкость (играли на домре всегда плектром – косточкой или перышком), богатые художественные и технические возможности – все это особенно пришлось по душе вездесущим скоморохам. Домра в те времена звучала всюду: на крестьянских и царских дворах, в часы веселья и в минуты грусти. Влияния искусства скоморохов стало на Руси так велико, что церковники не на шутку встревожились, а не слишком ли музыка отвлекает народ от бога? Вот почему так ополчилось на домру сначала духовенство, а затем и правители государства.

Тем не менее, в конце прошлого века в Вятской губернии был найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса. Инструмент вскоре попал в руки Василия Васильевича Андреева, как раз в ту пору занимавшегося поисками и восстановлением сохранившихся в народе образцов старинных русских инструментов. Андреев, путем сличения найденного инструмента с изображениями на старинных лубочных картинках и гравюрах, а так же по описанию, предложил в нем давно разыскиваемую домру. Правда, впоследствии было доказано, что так называемая «вятская домра» оказалась всё-таки не домрой, а балалайкой с круглым корпусом. Но благодаря такой «ошибке» Андреев вплотную приступил к осуществлению свое давней мечты.

Именно поэтому вятскому образцу и была воссоздана полузабытая русская домра, ставшая с того времени опять основным, ведущим инструментом русских народных инструментов.

Домра и сейчас известный и распространенный у нас музыкальный инструмент. Его выпускает наша музыкальная промышленность, он имеется почти в каждом клубе и Доме культуры, входит в состав домашних и школьных ансамблей. В музыкальных учебных заведениях – детских музыкальных школах, училищах и даже в консерваториях – имеются классы по обучению игре на домре. Широко известны имена лучших домристов-виртуозов, таких, как В. Яковлев, А. Цыганков и В. Круглов из Москвы, Т. Вольская из Свердловска, Б. Михеев из Харькова. Музыкальными издательствами стран выпускаются многочисленные самоучители, школы, пособия и репертуары сборники для домр.

Следует лишь знать, что к настоящему времени в практике существуют две разновидности русской домры: трехструнная и четырехструнная. Четырехструнная домра сконструирована в 20-х годах нашего столетия Г. П. Любимовым. Ее появление вызвано возросшей необходимостью в увеличении звукового диапазона этого ставшего популярным инструмента. Действительно, диапазон четырехструнной домры шире диапазона трехструнной почти на целую октаву, особенно в нижнем регистре. Более того, диапазон четырехструнной домры совпадает с диапазоном человеческого голоса: значит, на ней можно играть без специального переложения почти всю вокальную литературу.  А общность строя и конструкции с мандолиной и скрипкой делает доступным для нее громадный репертуар, написанный для этих инструментов. Но звук у четырехструнной домры сравнительно более слабый, что вызвано конструктивным особенностям многострунных инструментов. Поэтому в оркестрах, где требуется большая громкость звучания, как правило, используются трехструнные домры. Узость их диапазона там возмещается наличием других оркестровых разновидностей домры, как бы продолжавших диапазон друг друга: малых и пикколо – вверх, альтовых и басовых – вниз. В сольной же практике и особенно в малых  ансамблях (дуэтах, трио, квартетах, секстетах) предпочтительнее четырехструнная домра. Сила звука здесь не столь важна, зато широта диапазона позволяет играть более обширный репертуар, включая и камерные произведения классов.

Программа: Соло на домре Снитко Л. В.

  1. Зайцева Вика, 6 кл.   Т. Попатенко «Листья золотые»
  2. Анисимова Алина, 6 кл.  Г. Гендель Ария «Дай мне слезами»
  3. Зайцева Вика, 6 кл.  Р. Бойко «Скрипка»
  4. Зяблицкая Лиза, 6 кл.   Л. Бетховен «Сурок»
  5. Зяблицкая Лиза, 6 кл.   Н. Любарский «Курочка»
  6. Лысенко Маша, 7 кл.   Г. Гладков «Песенка друзей»
  7. Лысенко Маша, 7 кл.   Д. Можжевелов «Песня Снегурочки»
  8. Шульгина Яна, 7 кл.   И. Гйдн «Песенка»
  9. Шульгина Яна, 7 кл.   В. Шаинский «Песнка Чебурашки»
  10. Спиридонов Влад, 7 кл.  А. Филиппенко «На мосточке»
  11. Дрезноль Юля, 8 кл. Ж. Векерлен «Менуэт»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные инструменты

В помощь учителям музыки....

Лекция - концерт народного отделения Мордовской ДШИ "В гостях у русских народных инструментов"

Цель данного мероприятия - воспитать любовь к искусству русского народа и стремление развивать и усовершентвовать его.  Задачи: рассказать об истории создания русских народных инструментов и позн...

Музыка моего народа. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

расширение музыкального кругозора учащихсязнакомство с русскими народными инструментам и историей их появления;закрепление навыков игры на народных инструментах;нравственное воспитание уч-ся,...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...