ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО.
статья на тему

Кольцова Елена Петровна

Все большее значение в содержании учебно-образовательного процесса  приобретает комплексное развитие музыкальных способностей учащихся, опирающееся на раннее приобщение детей к творческому  музицированию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кольцова Е.П. (Могилёв)

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО.

Одной из важнейших задач образовательного процесса в школах с изучением специальных предметов музыкальной направленности является комплексное развитие творческих способностей учащихся, опирающихся на раннее приобщение детей к творческому музицированию.

Обучение фортепианной игре - сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, музыкальное развитие учащихся, но имеет большое воспитательное значение, способствующее раскрытию многогранных способностей учащихся и их развитие.

 Интенсификация процесса музыкального обучения позволяет экономить время на освоение различных  видов музыкально-творческой деятельности и при этом повышать их качественный уровень.

Так, развитие навыков чтения с листа будет способствовать более быстрому разбору текста. Гармонический анализ, ведущий к развитию ладо-гармонического мышления и развитию внутреннего слуха, позволит ученику быстрее заучивать текст наизусть  в опоре не только на  двигательную, но и на ладогармоническую память, ускорить формирование умения подбирать на слух.

Одной из форм творческого музицирования является подбор по слуху. Этот вид деятельности позволяет значительно разнообразить занятия, развить активное, творческое отношение к музыке. В процессе работы при разнообразии фортепианного сопровождения ребенок не только практически применяет полученные теоретические сведения, но и осваивает основные пианистические приемы. Игра аккомпанементов способствует развитию ритма, слуха, координации, музыкального и образного мышления.

Существующая в обыденном сознании мысль, что импровизация и сочинение  есть дело особо одаренных детей, лишена основания и отражает инерционно-пассивные взгляды на музыкальную педагогику. В каждом ребенке изначально заложена способность к устному звукотворчеству (более в чем-то естественная, чем к творчеству через нотный текст), поэтому импровизации должно отводиться важное место - и как методу практического  (за инструментом)  изучению теории музыки, и как способу развития творческих (композиторских) навыков ученика, и как эффективному пути развития исполнительских качеств юного музыканта. Это процесс активно творческий, где главным является художественно-поисковая работа и ученика и педагога. Ученики моего класса с удовольствием придумывают « музыкальные рассказы», рисуют к ним рисунки, сочиняют  стихи, а главное чувствуют успешность своих «звуковых деяний».

Приобщение ученика к различным видам музыкального творчества не только интенсифицирует обучающий процесс, но становится хорошим стимулом для музыкальных занятий.

Испытываемые учеником вдохновение, радость открытия, самовыражение, чувство удовлетворения от преодоления трудностей и достигнутого результата способствуют укреплению устойчивого интереса к музыкальным занятиям.

С появлением в школе синтезатора стало возможным использовать новые методы для развития творческого потенциала начинающих музыкантов-пианистов. Синтезатор- с одной стороны, такой же клавишный инструмент, как и фортепиано, но с другой стороны - это «инструмент-оркестр» или иначе «большая творческая лаборатория».

Методика обучения игре на клавишном синтезаторе близка методике  обучения игре на фортепиано. Всё ранее накопленное богатство и совершенство знаний и колоссальный практический мировой опыт в игре на фортепиано здесь находит своё применение. Никакие педагогические принципы и творческие приёмы не отбрасываются, а дополняются новыми, в соответствии с открывающимися возможностями синтезаторов.

Огромное, почти бесконечное, разнообразие тембров (инструментов или голосов), различные новшества: игра в интерактивном режиме с ритмическим сопровождением; игра с записью в память синтезатора и дальнейшее её использование для выработки навыков ансамблевого или полифонического исполнения; игра с дискетой в режиме “минус 1” и другие способы обучения открываются при работе на существующих синтезаторах.

Использование на уроке современных музыкальных инструментов делает обучение более привлекательным, формирует у детей позитивную мотивацию к самому процессу обучения.

Другим сильным стимулом к музыкальным занятиям может послужить осознание учеником ценности своей музыкально творческой деятельности для окружающих. Когда ребенок видит, что его музицирование доставляет радость родным, друзьям, что благодаря своему музыкальному развитию он становится интереснее и значительнее в их глазах, у него повышается самооценка и желание самоутвердиться как личности в творческой музыкальной деятельности.

В конце каждого учебного я провожу классные концерты для родителей, которые считаю очень важной составляющей педагогической деятельности. Выступают абсолютно все дети, причем  несколько раз: сольное выступление на фортепиано  и синтезаторе,  в различных ансамблях -  4, 6,  - ручных на одном и двух фортепиано, фортепиано – синтезатор, фортепиано- виолончель и др. инструменты.

Ребенок, осваивая мир, изначально ощущает себя творцом. Любое действие, любое познание для него – это открытие, результат работы его собственного разума, его физических возможностей, его душевных усилий. Нам педагогам  в тесном контакте с родителями необходимо поддерживать  эту творческую активность, это самоощущение созидателя, помочь ему максимально раскрыться и создать условия для его развития.

Необходимо применять здоровьесберегающие технологии, чтобы обучение было радостным, счастливым, чтобы ребенок бежал на урок с большим желанием и не хотел с него уходить, чтобы  было интересно и не было  стрессов на уроках. Это сложно. Но преподаватель обязан сделать, чтобы было именно так. Для этого надо много работать  над собой,  надо захотеть что-то изменить, быть  всегда восприимчивым ко всему новому, что дает наше стремительное время.

Дети, которые по каким-то причинам не смогли продолжить свое музыкальное образование, но уже получили представление о богатстве музыкальной палитры, глубочайшим образом связаны с музыкой навсегда.

Литература

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., «Музыка», 1971.

2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., 1979.

3. Ляховицкая С. Развитие активности и сознательности учащегося.       В кн. «Вопросы фортепианной педагогики», вып. 3.М., «Музыка», 1971.

4. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. М., 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано"

Методические рекомендации. Данные рекомендации адресованы преподавателям фортепиано ДМШ и ДШИ....

Эстетическое воспитание младших школьников посредством хореографической деятельности

Народный танец играет немаловажную роль в воспитании детей. Это связано с многогранностью народного танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, эстетиче...

Эстетическое воспитание младших школьников через приобретение танцевальной культуры

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в коррекционных классах

В статье говорится о важности музыки в учебном процессе для учащихся классов коррекции.  Музыка создает у младших школьников хорошее настроение, влияет на их внешний и моральный облик, ...

Отчёт по научно-исследовательской работе на тему "Народный танец как средство эстетического воспитания младших школьников"

Данное исследование Педагог дополнительного образования Денисов Г.В. проводил с учащимися своего коллектива....