Образовательная программа дополнительного образования детей "Волшебный мир бумаги"
рабочая программа (5 класс) по теме

Иванова Галина Юрьевна

Авторская программа , комплексная. Включает в себя различные техники работы с бумагой: квиллинг(бумагокручение), пейп-арт(аппликация скрученными в жгут бумажными салфетками), бумагопластика, плоскостное и объемное торцевание, работа с гофркартоном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_sayta_ivanova_g.yu_.docx44.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области

                                                               

                                                               Утверждена приказом №          от

                                          МБОУ ДОД  ЦДТ

                                       Директор__________Е.А.Корчагина

        Образовательная программа

дополнительного образования детей

                                                                       

                                                                                                         

Номинация: художественная

Возраст учащихся: 7-15 лет

Срок реализации: 4 года

                                                          Автор: Иванова Галина Юрьевна,

                                                 педагог дополнительного образования

Ярцево

2010 год

Визитная карточка программы

«Волшебный мир бумаги»

Направление программы

Художественная

Направление образовательной деятельности

Дополнительное образование

Предмет изучения

Работа с бумагой ( квиллинг, торцевание, бумагопластика)

Автор

Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

Иванова Галина Юрьевна

Тип программы

Авторская

Вид программы

Учебно-познавательная, общеразвивающая

Статус программы

Дата утверждения программы - 2011 год

Продолжительность обучения

4 года

Возраст  учащихся

7 – 15 лет

Форма проведения занятий

Фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная

Предметом изучения программы является бумага, с ее неограниченными художественными возможностями, многообразием свойств и техник работы с нею.

Содержание программы охватывает широкий спектр работы с бумагой: от небольших цветочных композиций до сложных сюжетных работ: от простого к сложному ребята постигают азы мастерства.

Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. И в этом основная задача нас, педагогов.

Пояснительная записка

Бумага- первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства.

                 Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка  узнать мир во всех его красках и проявлениях? Именно эти вопросы и поможет решить самая обыкновенная и всем знакомая бумага.

Программа предусматривает обучение таким техникам работы с бумагой, как: «квиллинг» (ему отводится 80% объема программы), «бумагопластика», «плоскостное и объемное торцевание», пейп-арт (аппликация скрученными в жгут бумажными салфетками). Эти техники очень органично сочетаются между собой, делая работы художественно интересными и насыщенными.

«Волшебный мир бумаги» - так называется курс. Он предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно- эстетический вкус, образное и пространственное мышление.

        

Актуальность  программы:      

Актуальность программы состоит в том, что педагог рассматривает  квиллинг, как дисциплину, которая дает возможность воспитаннику сформировать устойчивую мотивацию к познанию, научиться находить знания в литературе, методических пособиях; используя эти знания, анализировать собственные действия. Все это в совокупности даст ребенку возможность решать поставленные перед ним задачи или осуществлять собственный замысел. 

Актуальность данной программы – практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить, создать художественное изделие  для украшения интерьера или в качестве подарка и т. д.

Новизна программы заключается в следующем:

*в  использовании новых современных технологий;

*в тесном переплетении в содержании различных техник и способов работы с бумагой;

*в знакомстве с новыми материалами, которые упрощают процесс изготовления и выигрывают в декоративности.

Педагогическая целесообразность:

        Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях автор программы  видит в  развитии  творческих способностей ребенка, в развитии творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитании  трудолюбия, интереса к практической деятельности, рад трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового.

Одним из наиболее значимых положительных результатов этого вида творчества является развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, а это, как известно, связано непосредственно с развитием речи и интеллекта в целом.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов  изготовления работ.

Отличительные  особенности программы:

Программа  «Волшебный мир бумаги»  авторская. Она стала результатом  углубленного изучения и  освоения автором множества техник работы с бумагой, изучения  программ  дополнительного образования по работе с бумагой  других авторов.  Предлагаемая программа представляет собой обобщение  и усовершенствование  известных и мало известных  способов художественной обработки бумаги,  выстроенных в единой логике  «от простого к сложному».  

Отличительной особенностью данной программы является комплексное сочетание различных техник работы с бумагой: квиллинг, бумагопластика, торцевание, пейп-арт (аппликация скрученными в жгут бумажными салфетками). Комплексный подход при выборе техник  в процессе создания  работ  дает неограниченные художественные возможности и способствует улучшению эстетического восприятия изделий.

Отличительной особенностью программы можно считать и то, что на каждом занятии уделяется время здоровье сберегающим приемам: физкультминутки, гимнастика для рук.  Практическая работа всегда сопровождается слушанием легкой классической музыки или записей со звуками природы (шум прибоя, пение птиц…). В результате этого у детей выравниваются психо-моторные процессы, улучшается поведение, а это, в свою очередь, влияет на качество и продуктивность работы.

Цель образовательной программы

«Волшебный мир бумаги»:

Создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

                  Реализующие эту цель задачи можно разделить на:

                образовательные, развивающие, воспитательные:

Образовательные задачи:

*формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

*отрабатывать практические навыки работы с инструментами; *осваивать навыки организации и планирования работы;

*знакомить с основными знаниями в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.

* познакомить  детей основными   понятиям  и базовыми формами квиллинга;

* формировать умение следовать устным инструкциям.

Развивающие задачи:

*развить образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

*развить  художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

*развить внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;

*развить творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;

* развитие мелкую  моторику  рук и глазомер;

Воспитательные задачи:

*формировать стремление сделать что-либо нужное своими руками, терпение и упорство,  необходимые  при работе;

*формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

*создать комфортную среду между педагогом и воспитанниками;

*воспитывать любовь к родной стране, ее обычаям и особенностям;

 * воспитывать  интерес к искусству квиллинга;

* формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

* учить аккуратности, бережному отношению к материалам и оборудованию.

Условия реализации программы

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Занятия проводятся два раза в неделю по 3 часа  с каждой группой  учащихся.

1-й год обучения –  216 часов, с группой детей 10-12 человек;

2 – год обучения – 216 часов,  с группой 8-10 человек;

3 – год обучения –216 часов,  с группой 6-8 человек.

4- год обучения – 216 часов, с группой 6-8 человек;

На занятиях сочетаются усвоение теоретических знаний с выполнением практических заданий, как индивидуальных, так и коллективных.

Возрастные особенности учащихся

        В реализации программы участвуют ребята в возрасте 7-15 лет. В этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение  с ним очень разнообразно.

         Психолого-педагогические особенности детей этого возраста позволяют в полном объеме освоить технику работы с бумагой, умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции. Не у всех детей эти навыки развиты одинаково хорошо. Занятия по созданию изделий из бумаги помогут ребенку приобрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус, умение наблюдать и выделять характерное; учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с ребятами, необходимо только отыскать их. -

Младший и средний возраст это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но у детей младшего возраста еще  слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, нет  точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия: вырезание, нарезание полосок, закручивания полосок в рол- ребенок  развивает мелкие и точные движения рук.

Формы и режим организации  занятий

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога  меняется по мере овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на этих этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. 

Ожидаемые результаты по итогам курса обучения:

По итогам курса обучения по программе  «Волшебный мир бумаги» учащиеся будут владеть:

 следующими знаниями:

  • Знать основные и базовые формы квиллинга;
  • Знать историю квиллинга и историю происхождения бумаги;
  • Знать технологию изготовления цветов из различных материалов;
  • Знать терминологию квиллинга и торцевания;

Расширить свои познания о мире цветов и растений в целом

следующими умениями и навыками:

  •  практическими навыками и приемами художественной обработки бумаги;
  • умением грамотно работать с инструментами, опираясь на  правила техники безопасности;
  • следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы;
  • создавать изделия, следуя инструкционным картам;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • проводить анализ и самоанализ коллективных и личных работ;
  • самостоятельно выбирать технику исполнения тех или иных деталей, планировать свою работу, продумывать варианты авторского оформления.
  • улучшат свои коммуникативные способности и навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации программы:

В процессе всего учебного года происходит постоянный контроль освоения учащимися  навыков и умений, предусмотренных программой.

Это контролируется путем:  наблюдения, тестирования,  творческих

 и практических заданий, зачетных работ, выполнения творческого проекта:

- текущий контроль знаний : путем устного опроса ( индивидуального и группового);

- текущий контроль умений и навыков: в процессе наблюдения за индивидуальной работой ребенка;

- тематический контроль: после изучения тем;

- итоговый контроль;

- самоконтроль;

Основными критериями оценки работ учащихся являются:

- внешний вид изделия;

- соблюдение технологий;

- аккуратность и эстетический вид;

- самостоятельные творческие замыслы.

Основными формами подведения итогов являются:

  • составление фотоальбомов лучших работ;
  • помещение лучших работ на выставку в кабинете;
  • выставки работ обучающихся на родительских собраниях и массовых мероприятиях;
  • участие  в районных, областных  и итоговых выставках детского творчества;
  • участие в районных, областных и Всероссийских конкурсах детского творчества.

Показателем работы  коллектива за год является:

 наличие результатов: грамот, дипломов, сертификатов за участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, фестивалях.

Учебно-тематический план

Первый год обучения.

п/п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

3

1

2

2.

Как родилась бумага

6

2

4

3.

Базовые  и основные формы квиллинга

27

3

24

4.

Изготовление простейших цветов

24

1

17

5.

Изготовление композиций из простейших цветов

18

1

17

6.

Изготовление бахромчатых цветов

18

1

17

7.

Изготовление композиций из бахромчатых цветов

18

1

17

8.

Работа с гофрокартоном

12

1

11

9.

Объемное торцевание

12

1

11

10.

Плоскостное торцевание

18

1

17

11.

Изготовление подарков и сувениров

36

3

33

12.

Коллективная работа

3

1

2

13.

Викторины, конкурсы, соревнования, массовые мероприятия

18

2

16

14.

Итоговое занятие

3

1

2

ИТОГО:

216

20

196

-

Учебно-тематический план

Второй год обучения.

п/п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

3

1

2

2.

Изготовление цветочных композиций

27

2

25

3.

Изготовление сложных цветов

42

4

38

4.

Ее величество Роза

48

4

44

5.

Изготовление композиций из сложных цветов

63

3

60

6.

Изготовление сувениров

12

1

11

7.

Конкурсы, соревнования, массовые мероприятия

18

1

17

8.

Итоговое занятие

3

2

1

ИТОГО:

216

18

198

Учебно-тематический план.

Третий год обучения

п/п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

3

1

2

2.

Изготовление сложных цветов с посадкой на конус

72

5

67

3.

Изготовление композиций из сложных цветов

78

2

76

5.

Бумагопластика: «Вазы»

6

1

5

4.

Техника «Пейп – арт»

27

2

25

6.

Изготовление сувениров к праздникам

15

1

14

7.

Конкурсы, соревнования, массовые мероприятия.

12

1

11

    8.

Итоговое занятие

3

1

2

ИТОГО:

216

14

202

Учебно-тематический план

Четвертый год обучения.

№п\п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

3

2

1

2.

Квиллинг на расческе

30

5

25

3.

Контурный квиллинг

15

2

13

4.

Изготовление ваз для композиций

9

3

6

5.

Углубление рамок

3

2

1

6.

Изготовление цветов в технике «влажная бумага»

30

5

25

7.

Изготовление сложных сюжетных композиций

114

10

104

8.

Подготовка к конкурсам, соревнованиям

9

1

8

9.

Итоговое занятие

3

1

2

Итого:

216

31

185

Методическое обеспечение

       Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.

Учебный  процесс строится  на основании педагогических диагностик. С этой целью в начале учебного года проводится проверка уровня подготовленности детей к усвоению программы. На основании полученных данных строится дальнейшая индивидуальная работа с детьми. Детям, у которых навыки развиты слабо уделяется повышенное внимание, даются рекомендации родителям, вносятся коррективы в программу индивидуального обучения. К концу года, как правило, наблюдаются положительные результаты благодаря созданию ситуации успеха.  

Тематика занятий   составлена с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Программа строится с учетом интересов и потребностей  детей с тем, чтобы каждая встреча педагога с детьми была радостной и приятной. Детям предлагаются дифференцированные карточки-задания, инструкционные карты-схемы, выбор видов деятельности на занятиях, высказывание оценочных суждений, коллективный  анализ работ товарищей. Все это позволяет сделать занятия разнообразными, яркими, запоминающимися.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

      Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры- задания, обогащающие словарный запас детей. Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается перед каждой новой работой.

      Выполнение творческих заданий на темы сказок  способствуют развитию воображения и фантазии у ребят, позволяет выявлять не только индивидуальные  творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме.

       Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Одним из эффективных средств обучения и воспитания являются организационно-массовые мероприятия с детьми, где они окунаются в атмосферу праздничного детства, сопричастности ко всему происходящему, имеют возможность общаться, развлекаться, обмениваться впечатлениями. Это способствует сплочению детского коллектива.

      Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления  собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки детского творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов.  Важное место на занятиях занимает сказка. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие художественных образов.

 Музыкальное сопровождение также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Программно- методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.

Этапы педагогического контроля

Первый год обучения.

п/п

Сроки

Какие знания, умения и навыки контролируются

Формы подведения итогов

1.

Сентябрь

Области интересов и склонностей. Уровень ЗУН

Тестирование, анкетирование, беседы, наблюдения.

2.

Октябрь- апрель

Освоение материала по темам, творческий потенциал, оценка самостоятельности.

Творческие и практические задания, наблюдение, тестирование, индивидуальные задания.

3.

Май

Успешность выполнения учащимися учебно-тематического плана

Выставка работ.

Этапы педагогического контроля

Второй год обучения.

п/п

Сроки

Какие знания, умения и навыки контролируются

Формы подведения итогов

1.

Сентябрь

Уровень ЗУН по программе 1 года обучения.

Тестирование, анкетирование,

Творческие задания.

2.

Октябрь- апрель

Освоение материала по темам, творческий потенциал, оценка самостоятельности.

Творческие и практические задания, наблюдение, тестирование, индивидуальные задания.

3.

Май

Успешность выполнения учащимися учебно-тематического плана, уровень творческого роста.

Зачетные творческие работы, выполнение творческого проекта.

Этапы педагогического контроля

Третий год обучения

п/п

Сроки

Какие знания, умения и навыки контролируются

Формы подведения итогов

1.

Сентябрь

Уровень ЗУН по программе  2 года обучения.

Творческие задания, наблюдение.

2.

Октябрь- апрель

Творческий потенциал учащихся, оценка самостоятельности, способность к самоконтролю.

Наблюдение, творческие задания, участие в выставках, конкурсах, проектная деятельность..

3.

Май

Контроль выполнения поставленных задач, уровень творческого роста.

Зачетные творческие работы, выполнение творческого проекта, выставка работ, участие в конкурсах разного уровня.

Этапы педагогического контроля

Четвертый год обучения

п/п

Сроки

Какие знания, умения и навыки контролируются

Формы подведения итогов

1.

Сентябрь

Уровень ЗУН по программе  3 года обучения.

Творческие задания, наблюдение.

2.

Октябрь- апрель

Творческий потенциал учащихся, оценка самостоятельности, способность к самоконтролю.

Наблюдение, творческие задания, участие в выставках, конкурсах, проектная деятельность.

3.

Май

Контроль выполнения поставленных задач, уровень творческого роста.

Зачетные творческие работы, выполнение творческого проекта, выставка работ, участие в конкурсах разного уровня.

Список литературы, используемый педагогом

 при работе над программой:

1.Н. Алексеевская. Волшебные ножницы. – М., Лист. 2007 г.

2. А. Быстрицкий. Бумажная филигрань.- М., Прогресс, 2009г.

3. С. И М. Букины. Волшебство бумажных завитков. -  Минск, «Полымя», 2008г.

4. Л. Васильева. Уроки занимательного труда. – М., Педагогика, 2004 г.

5. Л.С.Выгодский. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., Просвещение., 2005г.

6. В.В. Выгонов. Изделия из бумаги. – Издательский дом МС., 2006 г.

 7.   Д.Дженкинс. Узоры и мотивы из  бумажных лент. – « Контент»,2006г.

8. Д.Джекинс. Цветы из бумажных лент. – « Контент», 2006г.

9. Д. Кординал. Узоры из бумажных лент. -  М., «Прогресс», 2011г.

10И.И.Кобитино. Работа с бумагой, поделки и игра. – М., Творческий центр «Сфера», 2007 г.

11. М.И.Нагибина. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль. «Академия развития», 2004 г.

Список литературы, рекомендуемой  детям:

  1. Л.Васильева. Уроки занимательного труда. – М. , Педагогика, 2004 г.
  2. Г.И, Довженко. 100 поделок из бумаги. – Ярославль, Академия развития, 2006г.
  3. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М. ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004г.
  4. Г.М.Корнеева. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. – СПБ «Кристалл,2005г.
  5. М.И. Нагибина. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль, Академия развития,2004г.

 

.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования детей « Игрушки из бумаги » Для детей 9-16 лет и старше.

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества.Одним из  видов творческой деятельности являются занятия в обьединении «Игрушки из бумаги ». Любая работа с бумагой не только увлекательна, но ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...