Лекция "Духовно-нравственный аспект звучащей речи"
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Прозорова Наталья Викторовна

Без возвращения риторики – искусства слова - вряд ли возможно возрождение отечественной культуры вообще. Если новое поколение, как и три-четыре предыдущие, будет воспитано в духе словесного нигилизма, окончательное отпадение от языка станет, по-видимому, реальностью. 

Лекция "Духовно-нравственый аспект звучащей речи" может быть прочитана в курсе риторики или отдельно в качестве просветительского занятия. Данный текст возможно трансформировать в беседу, придав ему коммуникативно-игровое звучание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

по программе дополнительного образования

"Риторика военного лидера"

Тема:

Духовно-нравственный аспект звучащей речи

Подготовила

Прозорова Наталья Викторовна

Санкт-Петербург

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                  2

Учебные вопросы (основная часть)

Вопрос № 1: Духовное значение звучащего СЛОВА                                                                5

Вопрос № 2: Нравственный образ и долг оратора                                                                   10

Вопрос № 3: Слово как подвиг                                                                                                  16

Заключение                                                                                                           24

Литература                                                                                                            25

Список использованной литературы                                                              26

Введение

Издревле божественное слово, Логос воспринималось как дар, полученный лишь людьми среди всех живых существ. По-гречески logos – это понятие, мысль, разум; в философии – всеобщая закономерность, духовное первоначало. Возможно, слово дано нам для того, чтобы мы с его помощью могли разгадывать изначальную загадку мирозданья, проникать в значение сущего, используя язык и речь как инструмент познания смысловой структуры и тварного мира. Ведь больше никто и ничто на Земле, кроме человека, одаренного Словом, не способен и не призван к решению этой задачи. Поэтому Homo sapiens, человек разумный, и существует, и осуществляет себя только как Homo eloguens – человек говорящий. Пока слово, речь подвластны человеку, будет светить свет во тьме, и не поглотит его тьма.

Значение и силу Слова в предназначении человека отчетливо понимали древние, ближе стоявшие  к истокам человеческого рода и духа, более непосредственно соприкасавшиеся с тайной бытия. Вера людей в слово проявилась в магической силе первобытного заклинания и заговора. Божественная природа слова отражена в величайших письменных памятниках. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через него начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; и Свет во тьме светит, и тьма не объяла его», - гласит Евангелие[10].

В оный час, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

Так писал Николай Гумилев [7].

Обращаясь к ушедшим эпохам, к трудам мыслителей античности и средневековья, Ренессанса и Просвещения, к изощренной словесной культуре XIX века, нельзя не задаться вопросом: «А что теперь?» Верит ли в слово наш современник? Умеет ли пользоваться им? Вспомним продолжение стихотворения Н. Гумилева «Слово»:

Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангельи от Иоанна

Сказано, что слово это Бог.

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества,

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова.

«Вырождение слова», отлученного от своей главной, смысловой и нравственной (этической) задачи, лишенного былого божественного статуса, утратившего свою роль, заставляет задуматься о возможности полного уничтожения культуры.

Без возвращения риторики – искусства слова - вряд ли возможно возрождение отечественной культуры вообще. Если новое поколение, как и три-четыре предыдущие, будет воспитано в духе словесного нигилизма, окончательное отпадение от языка станет, по-видимому, реальностью. Именно поэтому возрастает личная роль каждого гражданина России в возрождении Отечественной культуры. Необходимо помнить слова поэта Анны Ахматовой:

Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор - к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней - царственное слово[3].

Вопрос № 1: Духовное значение СЛОВА.

Софист Горгий сказал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить… Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует, как хочет»[6]. Воздействующая сила слова внушала удивление. Слово требовало и соответствующего уважения к себе.

Испокон веков считалось, что подлинную силу имеет лишь слово, насыщенное смыслом, открывающее внутреннюю структуру бытия. С его помощью человек осуществляет свое предназначение – проникает в тайны мироздания, схватывая его устройство сетью понятий, означивая элементы мира и отношений между ними словами-знаками.

Профессор МГУ В.А. Звягинцев сравнил мир слова со Вселенной, назвал языковую систему - лингвистической Вселенной. Эта Вселенная также бесконечна и безгранична. В словаре современного русского литературного языка насчитывается 120 000 слов. Почти каждое из них имеет несколько значений. Это значит, реальных слов - вариантов в несколько раз больше. Каждое из слов в определенном значении сочетается с большим количеством других слов, образуя огромное количество словесных "созвездий". Но эта лингвистическая Вселенная не хаотична. В ней есть свои законы, механизмы действия. Характерной особенностью этой Вселенной является то, что самую важную роль играет в ней человек. Состояние языка зависит от нравственного состояния общества.

Роль слова в русской культуре традиционно была значительна, высока. Поэт Осип Мендельштам сказал: «Слово в эллинистическом понимании есть плоть деятельная, разрешающаяся в событие. Поэтому русский язык историчен уже сам по себе, так как во всей совокупности он есть волнующееся море событий, непрерывное воплощение и действие разумной и дышащей плоти… У нас нет Акрополя. Наша культура до сих пор блуждает и не находит своих стран. Зато каждое слово словаря Даля есть орешек акрополя, маленький кремль, крылатая крепость номинализма, оснащенная эллинским духом на неутомимую борьбу с бесформенной стихией, небытием, отовсюду угрожающим нашей истории… Чаадаев, утверждая свое мнение, что у России нет истории, то есть что Россия принадлежит к неорганизованному, неисторическому кругу культурных явлений, упустил одно обстоятельство, - именно: язык. Столь высоко организованный, столь высоко органический язык не только - дверь в историю, но и сама история. Для России отпадением от истории, отлучением от царства исторической необходимости и преемственности, от свободы и целесообразности было бы отпадение от языка. Онемение двух-трех поколений могло бы привести Россию к исторической смерти. Отлучение от языка равносильно для нас отлучению от истории»[16].

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля значение понятия «слово» определяется так:

«Слово –

1 - исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь. Человеку слово дано, скоту немота. Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть возсоздание внутри себя мира. К. Аксаков.

2 - Сочетание звуков, составляющее одно целое, которое, по себе, означает предмет или понятие; речение.

3 - Разговор, беседа.

4 - Речь, проповедь; сказание.

5 - Слово или Слово Божье, Св. писание, Ветхий и Новый Завет.

6 - В Евангелии напр. В начале бе Слово и пр. толкуется: Сын Божий; истина; премудрость и сила.

7 - Обет, обещание, скрепление истины, ручательство. На словах и так и сяк, а на деле — никак.

8 - Заговор, чара, заклинание.

9 - Буква, письменный знак. Из слов склад, из складов речь»[9].

Когда мы говорим о слове как поступке, о слове-действии, о слове-подвиге, то имеем в виду значение 1, 3, 4, 6.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамена в чехле, их в душе берегу[27].

Стихи Вадима Шефнера показывают, как зависит действие слова от того, кто и как его произносит, что несет произносящий внутри.

В духовной беседе «О смиренномудрии» святой Василий Великий, отец церкви (IV в. н. э.) говорил: «... А ты никогда не превозносись ни перед кем, даже и пред великими грешниками … И слово, и песнь, и обращение с ближним да будут направлены более к скромности, нежели к надмению. Да не будет у тебя софистических прикрас в слове, речей горделивых и решительных, но во всем отсекай величавость. Будь добр с другом, кроток со слугою, не памятозлобив на дерзких, человеколюбив к смиренным, утешай злосчастных, посещай болезнующих, совершенно никого не презирай, приветствуй с приятностию, отвечай со светлым лицом, ко всем будь благосклонен, доступен, не пускайся в похвалы самому себе, не вынуждай и других говорить о тебе, не принимай неприличного слова, а в грехах сам себя обвиняй и не жди обличения от других, чтоб тебе, по примеру праведного, самого себя первым осуждать»[4].

Слово теряет нравственный смысл, когда сопрягается с внешне или внутренне ложным – разрушительным, нецелесообразным, неструктурированным, пустым. Слово, которое часто используется как лживый покров действительности, как инструмент обмана, как орудие манипулирования людьми, утрачивает свою изначальную ценность, свой священный смысл. Вот как пишет об этом английский писатель Фаулз Джон: «К середине века (ХХ) в равной мере устали от белой святости и черных богохульств, от высоких парений и вонючих испарений; спасение заключалось не в них. Слова утратили власть над добром и злом; подобно туману, они окутывали энергичную реальность, извращали, сбивали с пути, выхолащивали; однако после Гитлера и Хиросимы стало хотя бы очевидно, что это просто туман, шаткая надстройка»[26].

  В последнее время страшно находиться среди людей. Со всех сторон слышится сленг, жаргонизмы, нецензурная брань. В лаборатории Петра Горяева, доктор биологических наук, академика РАМН, на протяжении нескольких лет проводился эксперимент с облучением на семенах растения арабидопсис. С одними цветками разговаривали, другие благословляли, третьим адресовали случайное сочетание звуков, рядом с четвертыми молчали, возле пятых бранились. Почти все цветки, подвергавшиеся бранному воздействию, погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродцами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству. Через несколько поколений потомство полностью выродилось. Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы звучания брани, она могла произноситься то громко, то шёпотом. На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК. Бранные слова "взрываются" в генетическом аппарате человека, вследствие чего происходят мутации, которые поколение за поколением ведут к вырождению - потомству передаётся программа самоликвидации.

Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные "благословляли" семена, убитые радиоактивным облучением в 10 тысяч рентген. В перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали. Подтвержденная исследователями способность людей воздействовать словами на программы наследственности известна верующим людям с древних времён. Из святоотеческой литературы мы знаем, как нередко, благодаря святым, исцелялись безнадёжно больные и воскресали мёртвые. Причём благословение праведников распространялось не только на конкретного человека, но и на его потомство. Слово - обоюдный инструмент. Вспомним Евангелие: апостол Пётр уличил Анания и его жену Сапфиру в том, что они утаили часть денег, вырученных ими за землю. Услышав слова обвинения, Ананий и Сапфира упали бездыханными.

 Учёные пришли к ошеломляющему выводу: ДНК воспринимает человеческую речь. Её "уши" прямо-таки приспособлены к улавливанию звуковых колебаний. А.С. Пушкин когда-то писал своей жене: "Не марай душу чтением французских романов". Ученые установили: «Молекулы наследственности получают и акустическую, и световую информацию: молчаливое чтение доходит до клеточных ядер по электромагнитным каналам. Один текст оздоравливает наследственность, а другой её травмирует. Молитвенные слова пробуждают резервные возможности генетического аппарата. Проклятие разрушает волновые программы, а значит, нарушает нормальное развитие организма. Слово может вызвать рак, слово может вылечить человека. Причём ДНК не разбирает, общаетесь вы с живым человеком или с героем телевизионного сериала. Таким образом, с помощью мыслеформ человек может созидать свой генетический аппарат»[24].

В духовной традиции слово является и прилогом греха, и условием добродетели. Это подтверждается назидательными мыслями, извлеченными из трудов духовных писателей, преимущественно святых отцов и учителей церкви слово, собранными в «Цветнике духовном»:

  • «Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми» (святой Макарий Великий).
  • «Наблюдай за собою строго в произносимых тобою словах, чтобы после не раскаяться».
  • «Только тот вполне обладает даром слова, кто не проронит ни одного слова даром».
  • «Слово есть образ мысли и выражение наших чувств; следовательно, из слов легко может познаваться внутреннее, душевное состояние человека говорящего»[1].

В статье К.Д. Ушинского «Педагогическая поездка по Швейцарии» читаем: «Слово есть плоть духа, и пока дух не выработается в слово, не овладеет им совершенно, не проглянет сквозь него ясно для самого себя и для других, до тех пор он не может двигаться и развиваться свободно Слово есть плоть духа, и пока дух не выработается в слово, не овладеет им совершенно, не проглянет сквозь него ясно для самого себя и для других, до тех пор он не может двигаться и развиваться свободно»[25].

ВЫВОД: Слово на нравственном уровне есть инструмент мысли, познания, средство объединения, а не разделения, созидания, а не разрушения. Высока духовная ответственность человека, произносящего слово в быту за сохранение внутреннего и внешнего мира, самого себя, отношений с другими людьми. Несравнимо выше ответственность оратора, адресующего речь массам людей. Его роль – сохранение языка как феномена культуры, самой культуры, мира, добра, человечества.

Вопрос № 2: Слово как поступок.

Нравственные аспекты речевого поведения.

Человек, произносящий какое-нибудь высказывание, желает получить результат. Значит, говоря, мы действуем – совершаем поступок. Древнегреческий законодатель Солон говорил «Слово есть образ дела»[21]. А английский ученый Д. Остин утверждал «Слово есть дело»[18].

Ораторское искусство – это «некое умение увлечь души словами», говорит Сократ в диалоге Платона «Федр». По мнению философа именно оно указывает единственно истинный путь к воздействию на людей словом. Провидеть загадки, поставленные человеку для разрешения, разгадывать их, рассуждая вслух, учить этому других, вовлекая их в эту захватывающую работу, показывать смысловые пути от мысли к слову – вот что должен делать оратор, чтобы его слово обрело значение поступка. Звучащее слово – живую речь, произносимую в процессе речевого события, - называют дискурсом. Именно звучащее слово и может стать нравственным поступком при определенных условиях. Рассмотрим их.

Условие первое – нацеленность дискурса на нравственный результат. Цепочка рождения (появления на свет) речевого высказывания довольно сложна: "От мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли (облака) к опосредованию ее во внутреннем слове (смыслах), затем - в значениях внешних слов и, наконец, - в словах (в физическом плане)»[5]. Всякое действие имеет результат, который продиктован целью и общим замыслом. Таким результатом может быть изменение картины мира у адресата или его реальные поступки, если говорящий побуждает к конкретным действиям. Результат зависит от цели говорящего. Если речь нацелена на нравственный результат, то она может принести нравственную пользу как реальное действие.

Условие второе – гармонизация речевого поведения. Поток речевого поведения включает в себя: собственно слова – вербальное поведение, звучание речи (ее акустика) - громкость, высота тона голоса, размах ее изменений – акустическое поведение, значимые движения лица и тела - жестово-мимическое поведение, использование партнерами пространства – пространственное поведение. Для того чтобы слово действовало эффективно, все элементы речевого поведения должны соответствовать друг другу, составлять гармоническое единство. Залог гармонии – богатое внутреннее содержание, нравственная природа речевого поведения.

Речь человека отражает духовное «Я» говорящего. В трактате "О возвышенном", чудом дошедшим до наших дней (автор обозначен как Псевдо - Лонгин), говорится: «Настоящий оратор никогда не может мыслить низко и неблагородно. Никогда не смогут создать что-либо поразительное и внушительное те люди, которые в течение всей своей жизни жили рабскими мыслями, вниз устремляли взор, помыслы чьи были низки и обыденны; обычно величественны речи тех, чьи мысли полновесны и содержательны. Точно так же лишь те обладатели возвышенного, у которых сам по себе возвышен образ мыслей»[29].

«Мы слушаем не речь, а человека, который говорит», - эти слова принадлежат Аритостотелю[2]. Римский ритор, теоретик риторической педагогики Квинтилиан обощил требования к личности оратора в следующем совете-афоризме: если хочешь стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком[1]. Поскольку выполнение этой рекомендации – задача всей жизни, постараемся найти более конкретные свойства говорящего, которые усиливают воздействие его устной речи на слушателя. «Есть три причины, - замечает Аристотель, - потому что есть именно столько вещей, в силу которых мы верим без доказательств, - это разум, добродетель и благорасположение. Если, таким образом, слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие»[2].

Самые современные руководства по ораторскому искусству, психологические исследования указывают на те же существенные для эффективности речи свойства личности оратора, что и античные историки. Обобщая различные наблюдения и рекомендации, перечислим и проанализируем эти свойства и способы их проявления в процессе речи: обаяние, артистизм, уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность и увлеченность.

Обаятельный человек – тот, который умеет быть самим собой, проявление обаяния в речи и манере держаться состоит в умении отказаться от чужого наносного, привнесенного, «не своего». Французский естествоиспытатель Жорж Бюффон говорил: «Стиль есть сам человек»[14]. Человек должен гармонировать со своей речью. Нужно стараться изучать себя, особенности своего характера, внешние проявления, не бояться изменений, если они не противоречат духовному естеству, собственной нравственной природе.

Обаяние неразрывно связано с артистизмом – умением, соблюдая чувство меры, общаться с окружающими активно и с игровой установкой. Это означает следующее. Оратор постоянно настраивает себя на то, что говорить с другими людьми – это приятно. Он стремится воспринимать разговор или выступление как игру, от которой получаем радость, и дарим ее адресату. Самая большая сложность заключается в том, чтобы овладеть способностью играть не чужие черты, а свои собственные – самого себя.

«Право на речь», данная оратору, в определенном смысле означает власть говорящего над аудиторией, возможность управлять. Для того чтобы использовать ее, нужно уметь играть роль главного, повести за собой. Подлинная уверенность (не самоуверенность) приходит вместе с верой. Если человек знает то, о чем говорит, верит в выдвигаемые аргументы, то страх уходит, волнение сосредотачивает, появляется осознанное «владение собой». Позитивная (приносящая добро) уверенность формируется, когда человек в процессе «самоизучения», анализа совокупности оценок и реакций на свое поведение, выстраивает «образ себя», не вымышленный, без лоска с одной стороны и ложной скромности с другой.

Дружелюбие – одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Говоря публично, важно осознавать, что в аудитории сидят друзья или люди, которых уважаешь. Если аудитория совершенно незнакомая, нужно понимать, что среди собравшихся найдутся интересные и умные слушатели, собеседники. Не стоит воспринимать аудиторию как безликое анонимное чудовище. Начало речи должно представлять собой дружескую увертюру. Даже враждебно настроенная аудитория не устоит.

Наблюдения показывают, что искренность говорящего, или, как называют это свойство применительно к публичной речи, «ораторская честность» оценивается адресатом безошибочно и немедленно. Чтобы заставить адресата поверить во что-то, нужно самому в это верить – другого пути нет. Искренность во многом определяет действенность речи оратора, ее убеждающую силу. Важно знать, что даже если цель речи не будет полностью достигнута, то есть слушатель останется при своем мнении, искренность оратора послужит достижению более высокого результата – слушатели почувствуют и сохранят уважение к оратору как к личности, будут доверять и в дальнейшем. Нечестность говорящего проявляется не только в его поведении во время речи (интонация, взгляд, мимика  т.д.). Ее легко обнаружить во объективным признакам: бездоказанность суждений, недостаточная подтвержденность тезисов примерами и фактами необоснованность выводов, плохая подготовка к беседе и выступлению. Такая речь выдает либо некомпетентность или намерение представить предмет предвзято – ввести в заблуждение.

Объективность  способствует искренности. Чтобы речь была объективной, нельзя игнорировать противоположные взгляды и позиции. Чем более глубоко и доказательно показывается предпочтительность и правильность мнения оратора, тем более объективным и разумным выглядит сам оратор в глазах аудитории, тем больше эффект его выступления. Говорящему нужно учитывать возможные возражения и самому отвечать в своей речи на них, не дожидаясь возражений. «Слушателя надо уважать! Учитывайте противоположные мнения! – советует риторика. Такое поведение – элементарное соблюдение этики речевого общения, в частности ораторской этики.

Увлеченность предметом речи, живая, неподдельная заинтересованность в нем – одно из важнейших условий успеха. Без нее даже хорошо построенное выступление, прекрасно продуманная беседа теряют всякий смысл и не могут спасти слушателей от скуки. Риторика советует: «Старайтесь не говорить о том, что вас не интересует. Избегайте говорить о том, что вам совершенно безразлично». Если все же приходится – нужно  постараться найти изюминку, которая сделает тему важной лично для оратора и аудитории.

Условие третье – высокая культура речи оратора. Культура речи и есть такой уровень ораторского мастерства, который позволяет оратору наиболее действенно и экономно излагать материал, предельно точно и ясно раскрывать суть проблемы, эффективно воздействовать на разум, интеллект и чувства слушателей, доставляя эстетическое наслаждение. Она подразумевает комплекс факторов: вербальный (словесный), паралингвистический (ритм, интонация, тон, паузы) и кинетический.

Назовем критерии культуры речи: ясность и самобытность мысли (аффектно - волевая сфера); точность, правильность, ясность, чистота, аргументированность, краткость (при учете вербального фактора или словесно-логического фактора); доступность, богатство лексикона, эмоциональность, популярность. Ясность речи достигается стройностью, определенностью, последовательностью, непротиворечивостью, логичностью, а популярность — образностью, яркостью, выразительностью, простотой, остроумием. Простота является не убожеством и пустотой, а, напротив, подразумевает свободное владение выразительными средствами языка, его богатством. "Механизм простоты" состоит в том, чтобы в каждой аудитории с позиции уважения к слушателям говорить естественно и живо, искренне и выразительно. Пожалуй, сюда можно отнести и понятие уместности высказывания или выступления, умение учитывать аудиторию, ее уровень, ее настрой, ее интересы. О краткости точно и образно сказал известный историк I века н.э. Квинтилиан: из речей Демосфена нельзя убрать ни  одного слова, к речам Цицерона нельзя прибавить ни одного слова. Точность - условие логичности. Точность - вежливость оратора, если говорить о ней образно. Чистота речи состоит в строгом соблюдении норм литературного языка. Нормы литературного языка, в свою очередь, связаны со стилями русского литературного языка. Правильность речи является базовым признаком культуры.

ВЫВОД: Перечисленные условия нравственного наполнения звучащего слова - нацеленность дискурса на нравственный результат, гармонизация речевого поведения,  высокая культура речи оратора – не только повышают качество звучащей речи оратора, меняют, совершенствуют его самого, как языковую личность, но передаются слушателям, развивают аудиторию.

Вопрос № 3: Нравственный идеал и долг оратора

в российской риторический традиции.

Римский оратор  Цицерон определяющим в ораторском искусстве считал глубокое содержание. «Мудрость в содержании,— писал Цицерон,— без красноречия мало приносит пользы государствам, а красноречие без мудрого содержания большей частью слишком вредит и никогда не приносит пользы»[19].

Учитель А.С. Пушкина, преподаватель риторики Н.Ф. Кошанский считал, что общая цель риторики “состоит в том, чтобы, раскрывая источники изобретения, раскрыть все способности ума, - чтобы, показывая здравое расположение мыслей, дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление, - чтобы, уча выражать изящное, возбудить и усилить в душе учащихся живую любовь ко всему благоразумному, великому и прекрасному”[12]. Сущность красноречия и его предпосылки – в работе мысли и нравственном чувстве. Безусловно, эти идеи современны и в наши дни.

В античной риторической традиции, воспринятой отечественными риторами, оратор – не просто человек, произносящий публичную речь, выступающий перед аудиторией. Оратор прежде всего истинный гражданин (как его называли древние греки), добродетельный муж (как обозначали это понятие древние римляне), человек, радеющий о благе отечества и государства, трибун, поражающий порок и защищающий добродетель. В этой традиции главная задача оратора нравственная: помочь согражданам отделить зерна от плевел, добро от зла, прекрасное от постыдного, посоветовать принять верное решение, сделать правильный выбор, благотворной для общества.

Для того чтобы выполнить свой нравственный долг, говорящий должен встать а позиции правды – добыть самостоятельно и предоставить слушателю некую истину. Вот как рассуждают об этом Сократ и юноша Федр в диалоге Платона «Федр»: «…Кто не знает истины, а только гоняется за мнимыми представлениями о ней, у того и само искусство красноречия будет нелепым и грубым»[20].

Мерилом правды в ораторском искусстве, как и  этике является благо, добро, любовь. Известный православный проповедник Александр Елъчанинов писал: «… Всегда в жизни прав тот, кто опирается не на логику, не на здравый смысл, а тот, кто исходит из одного верховного закона — закона любви. Все остальные законы ничто перед любовью, которая не только руководит сердцами, но «движет солнце и другие звезды. В ком есть этот закон, тот живет, кто руководится только философией, политикой, разумом, тот умирает»[28].

Не рассорить и разделить людей, а объединить, способствовать установлению гармоничных отношений в обществе – вот каково подлинное назначение мастерства оратора. «Цель ораторства – благотворная для людей – состоит в том, чтобы согласить различные мнения в одну мысль, различные страсти – в одно направление, различные желания в единую волю», так понимается роль оратора в традиционной русской риторике[12]. Данной цели более других служила эпидейктическая речь – «речь на случай», речь торжественная, когда люди собираются, чтобы почувствовать единство, осознать себя как общность, коллектив, собор. В такой речи принято либо хвалить добродетель, либо хулить греховное. Согласно Аристотелю добродетель понимается как способность оказывать благодеяния: величайшие из добродетелей — те, что наиболее полезны для людей. Это мужество, благоразумие, справедливость, рассудительность, мудрость, великодушие ("благородная широта натуры"), бескорыстие, щедрость, кротость и другие[2].

У истоков европейской философской и риторической культуры стоял человек, словом оказавший огромное влияние на формирование в сознании человечества идеального образа оратора - учитель знаменитого Платона Сократ, живший в Афинах в 470-399 гг. до н.э. «Слово Сократа обладало устремленностью к смыслу, к истине. Оно несло пафос познания смыслового устройства мира, отражая напряженность человеческой мысли на путях проникновения в скрытую от поверхностного взгляда духовную смысловую структуру мира»[20]. Платоновские диалоги, в которых глубоко раскрыт образ Сократа показывают: красноречие должно быть честным и высоконравственным, деловым, а не пустословным, должно убеждать слушателей, приобщая их к знаниям.

Риторический идеал Сократа (Платона), в основном сходный с идеалом Аристотеля, можно определить как:

  • диалогический: не манипулирование людьми, а побуждение их к мысли – вот цель речевого общения и деятельности говорящего;
  • гармонизирующий: главная цель разговора – не победа любой ценой, а объединение сил участников общения для достижения согласия;
  • смысловой: цель разговора между людьми, как и цель речи – поиск и обнаружение истины.

Древнерусское красноречие родилось на основе взаимодействия развитой народной устноречевой традиции и античных, византийских и южнославянских образцов. Характеризуя литературу эпохи «Слова о полке Игореве» Д.С. Лихачев отмечает как важнейшую ее особенность то, что литература мыслится «как общение людей между собой, как укрепление единомыслия, как проповедь идей единства. Одной из форм этого общения становится переписка, другой - устное, прочитанное слово, обращенное к многочисленным слушателям, третьей - обращение к потомкам, попытка закрепить настоящее и прошлое для будущего. Во всех этих случаях это общение коллективное»[15]. Важнейшая и ответственейшая цель слова в Древней Руси – объединение разрозненных мест и людей в целостный «русский мир». Это задача гармонизации, задача единения. Она и определяет пафос слова и формирует образ его автора – «печальника Русской земли», взволнованного «настроениями века своего»», положившего своей жизненной обязанностью способствовать их исправлению. Это задача нравственная.

В древнерусском красноречии преобладают два основных жанра - дидактическое, учительное слово «Поучение» и торжественное хвалебное "Слово". "Поучение" имело целью формирование идеалов, воспитание человеческой души, а "Слово" трактовало высокие и общие темы: духовные, политические, государственные. Риторические знания входили на Русь вместе с сочинениями христианско-византийской учености. XI век дал знаменитое “Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона – полемически острую политическую декларацию славы и независимости русской земли – образец «красной речи».

Памятники литературы Древней Руси позволяют судить о статусе слова в духовном мире человека, о месте словесного мастерства в духовной жизни общества. Высокий статус книжного слова, почтение к книжному знанию – важнейшая особенность древнерусской литературы. В «Повести временных лет» читаем: «Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Ярослав же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение, получая книжное». Книга рассматривается как проводник божественного голоса, Божьего слова, поэтому «тот, кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со Святыми мужами»[17]. Божественная природа слова не просто признается, а декларируется древнерусской культурой. «… Достойное слово и боголюбивое дело, и свободная сила, устремленная к Богу, величием выше небесных звезд…»[22]. «Что есть подвижного у человека? Подвижнее всего у человека слово да огонь, ибо от слова погибают многие царства и творится добро и зло, а от огня, от одной искры его, сгорает все» - говорится в «Апокрифах» (XII в.)[1]. Дар слова, красноречие – одна из первых и важнейших добродетелей. В иерархии человеческих добродетелей красноречие занимает в древнерусских текстах одно из первых мест. В хвалебном слове оно следует за святостью. «… Огонь – вещество, сотворенное Богом на службу умному и рассудительному, одаренному словом человеку» - говорится в «Послании Климента Смолятича». (XII в.)[1].

Древнерусский идеал речевого поведения предполагает соблюдение христианских заповедей – кротости, смирения, любви к ближнему, уважения к нему, запрета лжвого и клеветнического слова.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, один из величайших ораторов начала ХХ века, рассматривал слово как нить, связывающее человека с Богом и другими людьми. В творении «Об общении кротком и любовном» он писал: «Человек… в слове своем не умирает; он бессмертен в нем и по смерти говорит. Сколько между людьми этого бессмертного слова, которое оставили по себе давным-давно умершие и которое живет на устах иногда целого народа! Между душами человеческими находится слишком тесная внутренняя связь и сообщение. Потому-то добрые, благочестивые, сердечные расположения сообщительны душам других, особенно же добрые дела …» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе[11].

Вот пример одного из лучших риторических творений начала XIX века. 19 октября 1811 года на открытии Царскосельского лицея выступил с краткой речью профессор права Куницын: «Что есть Отечество? Оно в согражданах наших. Тот любит Отечество, кто заботится о пользе сограждан, кто жизнь свою отдает для блага общества. К вам обращаюсь я, юные питомцы, будущие столпы Отечества! Дорога чести и славы открыта перед вами. Вам, избранным сынам, предназначены высшие должности в государстве и воинстве. Помните всегда: нет выше сана, чем сан Гражданина Отечества. Любовь к славе Отечества должна быть выше всего!»[13].

Уровень речевой культуры в дореволюционной России был высок. Великолепные образцы политического, судебного, академического, бытового, воинского красноречия зафиксированы в многочисленных сохранившихся текстах. Имена выдающихся ораторов вошли в золотой фонд отечественной культуры. Это и знаменитые лекции российского историка В.О. Ключевского (1841-1911) и его  учителя филолога, внесшего огромный вклад в отечественную культуру Ф. И. Буслаева (1818-1897), и публичные выступления и лекции в студентеческих аудиториях историка, общественного деятеля, профессора кафедры всеобщей истории Московского университета Т.Н. Грановского (1837-1855), и неповторимые лекции историка, писателя, журналиста М.П. Погодина (1800-1875), и выступления замечательного педагога, врача, основоположника научной системы физического воспитания П.С. Лесгафта (1837-1909), и лекции, выступления естествоиспытателя К.А. Тимирязева (1843-1920), и судебные речи известнейшего юриста А.Ф. Кони (1844-1927) и многих других ораторов.

Особый раздел русской нравственной риторики - воинская речь – краткая, ясная, стремительно-убедительная, она по силе была равна подвигу, поскольку «предуготавливала» подвиг.

Нравственный дух войска испокон веков поднимался словом, одушевляемым пламенной любовью к Отечеству. «Не посрамим земли Русской, — говорит Святослав своим малочисленным воинам пред сражением с многочисленными воинами пред сражением с многочисленными греками, — ляжем здесь костьми: ибо для мертвых нет срама, если ж побежим, посрамим себя. Станем крепко, а я пойду пред вами. Когда глава моя ляжет, тогда делайте, что хотите».

Знаменитые полководцы, постигая всю важность нравственных сил человека, старались узнать наклонности войска, которое возглавляли, чтобы в нужных случаях, пользуясь «сердечными пружинами», побуждать его к исполнению «благих предприятий». Они всегда старались говорить во своими воинами языком сердца.  «Отличительными и постоянными чувствованиями Российских воинов всегда были ревность к вере, любовь к государю, привязанность к отечеству и народное честолюбие», - пишет …...   «Благоустроенное войско составляет защиту государств, главную силу народа, охраняющую его от внешних врагов и утверждающую его внутреннее благосостояние. Но эта сила надежна только тогда, когда нравственный дух оживляет воинов и соединяет их чувствованием любви к родной стране ... Войско, неодушевленное нравственною силою, есть слабая опора государств; оно, как видим из истории, лишась внутренней жизни, превращается в буйную толпу»[8]. 

Рожденные к военному званию должны преимущественно перед другими отличаться особенными душевными доблестями. Для военного человека особенно важны основательность и быстрота ума, твердость и благородство духа. Нужен один взгляд, одна минута, чтобы человеку с быстрым умом успешно совершить действие. Истории великих полководцев являются тому примером. Иногда одно их острое слово, остроумный и нечаянный оборот решали судьбу сражений. Словесность более других наук способствовала образованию ума и сердца. Благодаря обязательному изучению риторики военный человек обретал способность употреблять  все свои познания на общую пользу, действовать на умы подчиненных благоразумным словом. Правильность, ясность, краткость, сила — вот качества слога, удовлетворяющие цели военной речи.

Примером тому речи великих полководцев. Речь Косьмы Минина, обращенная к согражданам — нашим предкам (результатом ее стало создание народного ополчения, освободившего Москву от польских интервентов): «Сограждане! Отечество гибнет! Свирепость врага неимоверна; они заняли первопрестольный град. Если падет Москва, падет Вера и Отечество, падем и мы. Пожертвуем всем, заложим жен и чад наших и искупим Отчество. Вождь Пожарский укажет нам путь к победе. Сограждане! Решите, что ожидает нас — рабство или свобода»[23].

Речь Петра Великого пред Полтавским сражением: «Воины! се пришел час, который должен решить судьбу Отечества; и вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Отечество, за православную нашу веру и церковь! Не должна вас также смущать слава неприятеля, яко непобедимого, которую ложну быти вы сами победами своими над ним неоднократно доказали. Имейте в сражении пред очами вашими вправду и Бога, поборающего по вас; на того единого, яко всесильного во бранях, уповайте, а о Петре ведайще, что ему жизнь его недорога; только бы жила Россия, благочестие, слава и благосостояние ея»[23].

Нравственный дух войска под воздействием власти и слова военачальника становится могущественной силой. Слово полководца совершает подвиги, воспламеняя сердце воинов, как искра порох. Силою слова полководец собирает войско, приводит его в движение, помогает преодолеть трудности, делает простых воинов чудо-богатырями. Военачальник больше действует, чем говорит; речь его - дополнение действия. Слог всех речей военных особенный. Быстрота в речи происходит от пламенного стремления страсти. Переходя от одной мысли к другой, он не соблюдает строгой связи между ними, не успев объяснить предмета, нечаянно обращается к другому: от угроз вдруг переходит к ласкам, от наказаний к награждениям; обещая спокойствие, в то же время убеждает к трудным подвигам. Второе качество военного слога - краткость. Военный оратор одним взглядом обнимает множество предметов, довольствуется немногими словами для выражений самых богатых мыслей. Третье качество военного слога есть живость. Военачальник, увлекаемый сильным желанием, передать свои мысли и чувствования подчиненным, пламенеет нетерпением убедить и склонить их на свое мнение. Он спрашивает и, не дожидаясь ответа, отвечает сам.

ВЫВОД: Нравственный идеал оратора в российской риторический традиции - духовная, жертвенная, добродетельная личность, несущая словом правду. Поднимать дух, собирать, воодушевлять на созидание – долг оратора.  

        

Заключение

Духовно-нравственный аспект звучащей речи – главное условие ее пользы и красоты, основа истинного красноречия. Красноречие имеет три признака: силу чувств, убедительность и желание общего блага. Сила чувств и убедительность предполагают средства речи, а желание общего блага - цель.

Сила чувств - красноречие сердца - живое ощущение истины, сильное участие оратора в предлагаемом деле. Увлекаясь, он увлекает слушателей.

Убедительность — красноречие ума — неотразимая сила и приятность убеждений. Благодаря ей аудитория-собеседник соглашается с мыслями оратора. Если красноречие ума соединится с красноречием сердца, то им трудно противиться.

Красноречие добродетели - существенный признак, по которому узнается истинное красноречие и отличается от мнимого. Красноречие ума и сердца могут заблуждаться, но красноречие добродетели — как сама добродетель, как прекрасное (само по себе), остается истинным, неизменным для всех веков и народов. Кто умножил хотя одною полезной истиной счастье людей, приблизил их хотя на один шаг к добру, тот истинно красноречив.  

Литература для обучающихся

обязательная

  1. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. М., 1995
  2. Изербеков Ф.Д.  Русское солнце. М., 2011
  3. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996

дополнительная

1.  Зверев С.Э. Военная риторика нового времени. М., 2012

2. Мандельштам О. О природе слова.  rudocs.exdat.com

3.  Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. biografia.ru

4.  Платон. Федр. philosophy

5.  Выготский Л.С. Мышление и речь. otherreferats.allbest.ru

6. Чистякова Н.А. Трактат. О возвышенном. ancientrome.ru

7. Аристотель. Риторика. rulit.net

8. Кошанский Н.Ф. Частная риторика. centr-zlatoust.ru

9. Лихачев Д.С. Литература эпохи «Слова о полку Игореве». Памятники культуры Древней Руси: XXII век. - М., 1980.

Список использованной литературы

  1. Апокрифы. school.bakai.ru 
  2. Аристотель. Риторика. rulit.net 
  3. Ахматова А.А. Ржавеет золото… stihi-xix-xx-vekov.ru
  4. Василий Великий. О смиренномудрии. pagez.ru
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь. otherreferats.allbest.ru
  6. Горгий. Похвала Елене. rit-info.narod.ru
  7. Гумилев Н. Слово. stihi-rus.ru 
  8. Давыдов Г.Д. Ораторское искусство (Составл. по сочинен. проф. Э. Гейслера, Р. Герлинга, Д. Дамашке и других). 5-е издание. 1928. litmir.net 
  9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. slovari.yandex.ru 
  10. Иоанн. I. 1-5. allbible.info
  11. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. panteleimon.ortox.ru 
  12. Кошанский Н.Ф. Частная риторика. centr-zlatoust.ru
  13. Куницин А П. Наставления воспитанникам. russia-west.ru  
  14. Лосев А., Тахо-Годи М. Эстетика природы. Природа и ее стилевые функции у Р. Роллана. estetmagazine.ru 
  15. Лихачев Д.С. Литература эпохи «Слова о полку Игореве». Памятники культуры Древней Руси: XXII век. - М., 1980.
  16. Мандельштам О.О природе слова.  rudocs.exdat.com 
  17. Незабытая старина: Древнерусские повести (Сост. Т.Г. Тетенькиной) - Калининград, 1996.
  18. Остин Д. Истина. philosophy.ru  
  19. Ошерова С., Смирина В. М., 1975.
  20. Платон. Диалог «Пир». e-ng.ru 
  21. Платон. Федр. philosophy
  22. Слово Моисея Выдубицкого, XII в., Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. profi-rus.narod.ru
  23. Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 2005.
  24. Торсионные поля – влияние СЛОВА на ДНК человека "Сельская новь", № 4/1998 г. стр. 49  
  25. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. biografia.ru 
  26. Фаулз Джон. Волхв. lib.ru 
  27. Шефнер В. Слово. rupoem.ru 
  28. Цветник духовный. lib100.com
  29. Цицерон М.Т. Избранные сочинения. Составление и редакция Гаспарова М., Чистякова Н. Трактат. О возвышенном. ancientrome.ru 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственный аспект звучащей речи Лекция-беседа по курсу «Ораторское искусство» (автор-составитель Прозорова Н.В.)

Слайд 2

Вопрос № 1: Духовное значение звучащего СЛОВА. Вопрос № 2: Слово как поступок. Нравственные критерии речевого поведения. Вопрос № 3: Нравственный идеал и долг оратора в российской риторический традиции. ПЛАН ЛЕКЦИИ

Слайд 3

обязательная Введенская М. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. М., 1995 Изербеков Ф. Д. Русское солнце. М., 2011 Михальская А. К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996 дополнительная 1. Зверев С. Э. Военная риторика нового времени. М., 2012 2. Мандельштам О. О природе слова. rudocs . exdat . com 3. Ушинский К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. biografia.ru 4. Выготский Л. С. Мышление и речь. otherreferats.allbest.ru 5. Чистякова Н. А. Трактат. О возвышен­ном. ancientrome.ru 6. Аристотель. Риторика. rulit.net 7. Кошанский Н. Ф. Частная риторика. centr-zlatoust.ru 8. Лихачев Д. С. Литература эпохи «Слова о полку Игореве». Памятники культуры Древней Руси: XXII век. - М., 1980 ЛИТЕРАТУРА

Слайд 4

Дайте определение речи? Назовите виды речи. Перечислите этапы мыслеречедеятельности? Назовите составные процесса произнесения речи. Над чем человеку нужно работать, чтобы научиться красиво говорить? ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

Слайд 5

МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РАЗМИНКА Задача: определить понятие по характеристикам.

Слайд 6

Ключевое слово лекции «СЛОВО» + + "возвышающее" "созидающее" "соединяющее" "примиряющее" "наставляющее" "просвещающее" "вдохновляющее" "сближающее" "объясняющее" "рассказывающее" "успокаивающее" "развлекающее" "обижающее" "убивающее" "разрушающее" - -

Слайд 7

1 5 4 3 2 ОПЫТЫ БИОЛОГА ПЕТРА ГАРЯЕВА СО СЛОВАМИ И ЦВЕТАМИ

Слайд 8

со-весть по-беда по-кая-ние доб -лесть с-мир- ение на-род Вос-питание В каком случае ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ ЧЕЛОВЕКА становится ПОДВИГОМ?

Слайд 9

Слово есть образ дела Солон Слово есть дело Д.Остин Ораторское искусство – это «некое умение увлечь души словами» Сократ Условия преображения слова в нравственный поступок нацеленность дискурса на нравственный результат гармонизация речевого поведения Высокая культура речи оратора Ф. И. Буслаев В. О. Ключевский А. П. Куницын П. С. Лесгафт Н. Ф. Кошанский

Слайд 10

ОРАТОРСКИЕ НРАВЫ Честность – открытое и справедливое отстаивание своей позиции. Образованность – знание предмета речи, потенциальная широта воззрения на разбираемую проблему. Скромность – умаление личных достоинства, которое оттеняет свойства предмета, утверждает знание, а жажде славы отводит второстепенное место. Предусмотрительность – способность предвидеть развитие событий, не позволяющая совершать неразумных импульсивных поступков. Ответственность – приуготовление и готовность ответить за произносимые мысли и слова. Решительность – способность настойчиво и волево проводить свои идеи. Чтобы быть хорошим оратором, надо быть хорошим человеком. Квинтилиан

Слайд 11

Игровая рефлексия Может ли слово быть подвигом? Способен ли каждый из нас научиться совершать подвиги с помощью слова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный аспект культуры речи. Работа с текстом. Подготовка к блоку С ЕГЭ

Ознакомить учащихся на уроке с  содержанием текста В. М. Пескова, сформировать умение работать с текстом для выполнения части  С  ЕГЭ;  развить логическое и творческое мышлени...

Нормативный аспект культуры речи (материалы для элективного курса по русскому языку в старших классах)

Элективный курс «Нормативный аспект культуры речи» подготовлен для учащихся старших  классов и призван обеспечить более высокий уровень язы­ковой подготовки учащихся. Данный курс носит межпредмет...

Основные аспекты культуры речи

Разработка учебного занятия в 10 классе поможет...

Методическая разработка "Рекомендации для организации логопедической работы по формированию речевого дыхания как основы звучащей речи"

В методической разработке   рассмотрены рекомендации по формированию речевого дыхания у детей....

Методическое пособие «Нормативный аспект культуры речи»

Элективный курс «Нормативный аспект культуры речи» подготовлен для учащихся старших  классов и призван обеспечить более высокий уровень язы­ковой подготовки учащихся. Данный курс ...