План-конспект открытого урока по фортепиано "Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы"
план-конспект урока на тему

Столярчук Галина Анатольевна

В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помогающими преодолеть технические трудности в изучаемых произведениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_fortepiano.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по фортепиано "Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы"

Презентация урока

Специальность: фортепиано

Обучающийся: Фетюхина Алина

Год обучения: 5 класс

Возраст: 11 лет

Преподаватель: Столярчук Г. А.

Тема занятия: Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы.

Цель: сочетать задачи постановки игрового аппарата и развитие техники ученика;; научить обучающегося самостоятельно работать над преодолением технических трудностей в изучаемых произведениях; активизировать творческое отношение обучающегося к работе над освоением технических навыков.

Задачи:

  • Закрепить изученные теоретические  знания;
  • Совершенствовать технику исполнения гамм, аккордов и арпеджио;
  • Показать приемы работы над преодолением технических трудностей;
  • Развить музыкальное мышление;
  • Развить навык слухового контроля;
  • Развить самостоятельность в работе над техническими формулами в музыкальных произведениях;
  • Воспитать усидчивость и трудолюбие;
  • Воспитать творческое отношение в работе над техническим развитием.

Место занятия в решении задач обучения, воспитания и развития:

Урок закрепления знаний, совершенствования умений и навыков. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помогающими преодолеть технические трудности, неровности в ритмическом отношении, невыровненность звучания, активизировать слуховой контроль. В процессе работы происходит закрепление уже выученного музыкального и теоретического материала, вырабатывается творческое отношение к умению обучающегося самостоятельно работать с дополнительным материалом.

Методы, используемые на занятии:

Словесные: объяснение, устный разбор, "попутные поправки", обобщение.

Наглядные: показ преподавателя, метод демонстрации.

Практические: методы учебной работы по применению знаний на практике: работа над упражнениями, ритмом, темпом, динамикой; методы проверки и оценки знаний и навыков обучающегося.

План-конспект открытого занятия

Тема: Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы.

Цель: сочетать задачи постановки игрового аппарата и развитие техники ученика; научить обучающегося самостоятельно работать над преодолением технических трудностей в изучаемых произведениях; активизировать творческое отношение обучающегося к работе над освоением технических навыков.

Содержание занятия

время

Организационно-методические сведения

примечания

Организационный этап

1 мин

Преподаватель объясняет тему занятия

Обучающийся подготавливает все необходимое для начала занятия (дневник, ноты)

Подготовительный этап

3 мин

Гимнастика для кисти и пальцев, помогающая развить активность и гибкость

Обучающийся выполняет упражнение для пальцев, запястья, кисти

Основной этап. Работа над исправлением недостатков исполнения гаммы Ми мажор с

                             помощью упражнений, работа над фрагментами музыкальных

                             произведений с применением, соответствующим техническим  

                             трудностям, упражнений.

Гамма Ми мажор,

прямое и расходящееся движение

4 мин

Активизация слухового контроля. Работа над динамическими, артикуляционными, темповыми вариантами

Игра гаммы с творческими заданиями художественного порядка

Упражнения для кисти и пальцев в гаммаобразном движении

9 мин

Работа над звуковой ровностью: а) выработка подвижности 1-го пальца; б) выработка подвижности кисти при смене позиции; в) выработка подвижности кисти и первого пальца; г) освоение "перевернутой" позиции; д) отработка подкладывания и перекладывания пальцев; е) выравнивание пальцев в гамме

Обучающийся выполняет  упражнения, которые показывает преподаватель, без напряжения и утомления, переносит пальцы возможно быстрее, легче, ближе к клавишам при гибкой и мягкой кисти, следит, чтобы 1-й палец сразу же уходил под ладонь

Работа над ритмической ровностью

Игра гаммы дуолями, триолями, квартолями, квинтолями

Работа над наращиванием темпа в гамме

Игра короткими линиями, упражнение с "броском" вверх и вниз с последующем заполнением

Аккорды Т3 с обращениями

3 мин

а) предварительное упражнение для анализа движения; б) упражнение для вертикального удара и крепости пальцев; в) упражнение "пружинка" на гибкость запястья

Обучающийся следит за взятием аккордов весом рук, за гибкостью запястий, за опорой на устойчивые пальцы, за готовностью пальцев в воздухе перед взятием аккордов

Короткие арпеджио Т3 с обращениями по 4 звука

4 мин

Упражнения: а) выравнивание пальцев в арпеджио; б) отработка смены позиций; в) работа над аппликатурой  

Обучающийся отрабатывает позиционную игру, следит за волнообразным движением кистей рук

Ломаные  арпеджио Т3 с обращениями

3 мин

Анализ и сравнение аппликатуры с короткими арпеджио

Обучающийся следит за вращательными движениями предплечья

Длинные арпеджио

3 мин

Упражнение для а) подготовки новой позиции, б) выработки подвижности кисти при сиене позиции

Обучающийся прорабатывает подкладывание и перекладывание первого пальца, проучивает арпеджио способом прибавления

Хроматическая гамма

2 мин

Работа над подвижностью первого пальца

Следить за удержанием свода кисти, за ровностью звуковой линии, упражнение "вертушки" вокруг 1-го пальца

А. Лемуан соч. 37 №15 Этюд

Р. Шуман "Фантастический танец"

Й. Гайдн Соната соль мажор ч. 1

7 мин

Работа над музыкальными фрагментами (прием вычленения) с техническими трудностями, применяя упражнения, используемые на уроке. Практическое применение и закрепление полученных раннее навыков.  

Обучающийся самостоятельно применяет упражнения по преодолению технических трудностей к выделенным преподавателем фрагментам по аналогии работы с гаммой (перенос и применение упражнений в сходной ситуации)

Заключительная часть

1 мин

-Обобщение всего сделанного на занятии;

-выводы на основе проделанной работы

-проверить результаты проделанной работы

-объяснение домашнего задания

Приложение

Мажорные и минорные гаммы от белых клавиш

Гаммы

Аппликатура

Положение 4-го пальца

Левая рука

Правая рука

Левая рука

Правая рука

Мажорные и минорные от всех белых клавиш, кроме фа и си

5, 4, 3, 2, 1, 3, 2,1

1,2,3,1,2,3,4,1(5)

На II ступени

На VII ступени

Фа мажор,

Фа минор

5,4,3,2,1,3,2,1

(стандартная)

1,2,3,4,1,2,3,1(4)

(нестандартная)

На II ступени

На IV ступени

Си мажор

Си минор

4,3,2,1,4,3,2,1

(нестандартная)

1,2,3,1,2,3,4,1(5)

(стандартная)

На IV ступени

На VII ступени

                                             Аппликатурная таблица                                табл.1

Короткие и ломаные арпеджио трезвучий

Тональности

Аппликатура

Левая рука

Правая рука

Трезву

чие

Сек

стак

корд

Кварт

секстак

корд

Трез

ву

чие

Сек

стак

корд

Кварт

секстак

корд

Мажорные с III ступенью на черной кла

више (ми, ля, ре, си мажор)

5, 3, 2, 1

5, 4, 2, 1

5, 3, 2,1

1, 2, 3, 5

1, 2, 4, 5

1, 2, 4, 5

Мажорные с III ступенью на белой кла

више (до, соль, фа мажор) и па

раллельные им минорные (ля, ми, ре минор)

5, 4, 2, 1

5, 4, 2, 1

5, 3, 2, 1

1, 2, 3, 5

1, 2, 4, 5

1, 2, 4, 5

Минорные с III ступенью на черной кла

више (фа,соль, до минор) и си минор

5, 4, 2, 1

5, 4, 2, 1

5, 3, 2, 1

1, 2, 3, 5

1, 2, 4, 5

1, 2, 3, 5

                                            Аппликатурная таблица                                табл.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»

Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....

План –конспект конкурсного открытого урока

laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...

План –конспект конкурсного открытого урока

laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...