План-конспект открытого урока по фортепиано "Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы"
план-конспект урока на тему
В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помогающими преодолеть технические трудности в изучаемых произведениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_fortepiano.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по фортепиано "Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы"
Презентация урока
Специальность: фортепиано
Обучающийся: Фетюхина Алина
Год обучения: 5 класс
Возраст: 11 лет
Преподаватель: Столярчук Г. А.
Тема занятия: Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы.
Цель: сочетать задачи постановки игрового аппарата и развитие техники ученика;; научить обучающегося самостоятельно работать над преодолением технических трудностей в изучаемых произведениях; активизировать творческое отношение обучающегося к работе над освоением технических навыков.
Задачи:
- Закрепить изученные теоретические знания;
- Совершенствовать технику исполнения гамм, аккордов и арпеджио;
- Показать приемы работы над преодолением технических трудностей;
- Развить музыкальное мышление;
- Развить навык слухового контроля;
- Развить самостоятельность в работе над техническими формулами в музыкальных произведениях;
- Воспитать усидчивость и трудолюбие;
- Воспитать творческое отношение в работе над техническим развитием.
Место занятия в решении задач обучения, воспитания и развития:
Урок закрепления знаний, совершенствования умений и навыков. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помогающими преодолеть технические трудности, неровности в ритмическом отношении, невыровненность звучания, активизировать слуховой контроль. В процессе работы происходит закрепление уже выученного музыкального и теоретического материала, вырабатывается творческое отношение к умению обучающегося самостоятельно работать с дополнительным материалом.
Методы, используемые на занятии:
Словесные: объяснение, устный разбор, "попутные поправки", обобщение.
Наглядные: показ преподавателя, метод демонстрации.
Практические: методы учебной работы по применению знаний на практике: работа над упражнениями, ритмом, темпом, динамикой; методы проверки и оценки знаний и навыков обучающегося.
План-конспект открытого занятия
Тема: Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы.
Цель: сочетать задачи постановки игрового аппарата и развитие техники ученика; научить обучающегося самостоятельно работать над преодолением технических трудностей в изучаемых произведениях; активизировать творческое отношение обучающегося к работе над освоением технических навыков.
Содержание занятия | время | Организационно-методические сведения | примечания |
Организационный этап | 1 мин | Преподаватель объясняет тему занятия | Обучающийся подготавливает все необходимое для начала занятия (дневник, ноты) |
Подготовительный этап | 3 мин | Гимнастика для кисти и пальцев, помогающая развить активность и гибкость | Обучающийся выполняет упражнение для пальцев, запястья, кисти |
Основной этап. Работа над исправлением недостатков исполнения гаммы Ми мажор с помощью упражнений, работа над фрагментами музыкальных произведений с применением, соответствующим техническим трудностям, упражнений. | |||
Гамма Ми мажор, прямое и расходящееся движение | 4 мин | Активизация слухового контроля. Работа над динамическими, артикуляционными, темповыми вариантами | Игра гаммы с творческими заданиями художественного порядка |
Упражнения для кисти и пальцев в гаммаобразном движении | 9 мин | Работа над звуковой ровностью: а) выработка подвижности 1-го пальца; б) выработка подвижности кисти при смене позиции; в) выработка подвижности кисти и первого пальца; г) освоение "перевернутой" позиции; д) отработка подкладывания и перекладывания пальцев; е) выравнивание пальцев в гамме | Обучающийся выполняет упражнения, которые показывает преподаватель, без напряжения и утомления, переносит пальцы возможно быстрее, легче, ближе к клавишам при гибкой и мягкой кисти, следит, чтобы 1-й палец сразу же уходил под ладонь |
Работа над ритмической ровностью | Игра гаммы дуолями, триолями, квартолями, квинтолями | ||
Работа над наращиванием темпа в гамме | Игра короткими линиями, упражнение с "броском" вверх и вниз с последующем заполнением | ||
Аккорды Т3 с обращениями | 3 мин | а) предварительное упражнение для анализа движения; б) упражнение для вертикального удара и крепости пальцев; в) упражнение "пружинка" на гибкость запястья | Обучающийся следит за взятием аккордов весом рук, за гибкостью запястий, за опорой на устойчивые пальцы, за готовностью пальцев в воздухе перед взятием аккордов |
Короткие арпеджио Т3 с обращениями по 4 звука | 4 мин | Упражнения: а) выравнивание пальцев в арпеджио; б) отработка смены позиций; в) работа над аппликатурой | Обучающийся отрабатывает позиционную игру, следит за волнообразным движением кистей рук |
Ломаные арпеджио Т3 с обращениями | 3 мин | Анализ и сравнение аппликатуры с короткими арпеджио | Обучающийся следит за вращательными движениями предплечья |
Длинные арпеджио | 3 мин | Упражнение для а) подготовки новой позиции, б) выработки подвижности кисти при сиене позиции | Обучающийся прорабатывает подкладывание и перекладывание первого пальца, проучивает арпеджио способом прибавления |
Хроматическая гамма | 2 мин | Работа над подвижностью первого пальца | Следить за удержанием свода кисти, за ровностью звуковой линии, упражнение "вертушки" вокруг 1-го пальца |
А. Лемуан соч. 37 №15 Этюд Р. Шуман "Фантастический танец" Й. Гайдн Соната соль мажор ч. 1 | 7 мин | Работа над музыкальными фрагментами (прием вычленения) с техническими трудностями, применяя упражнения, используемые на уроке. Практическое применение и закрепление полученных раннее навыков. | Обучающийся самостоятельно применяет упражнения по преодолению технических трудностей к выделенным преподавателем фрагментам по аналогии работы с гаммой (перенос и применение упражнений в сходной ситуации) |
Заключительная часть | 1 мин | -Обобщение всего сделанного на занятии; -выводы на основе проделанной работы | -проверить результаты проделанной работы -объяснение домашнего задания |
Приложение
Мажорные и минорные гаммы от белых клавиш
Гаммы | Аппликатура | Положение 4-го пальца | ||
Левая рука | Правая рука | Левая рука | Правая рука | |
Мажорные и минорные от всех белых клавиш, кроме фа и си | 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2,1 | 1,2,3,1,2,3,4,1(5) | На II ступени | На VII ступени |
Фа мажор, Фа минор | 5,4,3,2,1,3,2,1 (стандартная) | 1,2,3,4,1,2,3,1(4) (нестандартная) | На II ступени | На IV ступени |
Си мажор Си минор | 4,3,2,1,4,3,2,1 (нестандартная) | 1,2,3,1,2,3,4,1(5) (стандартная) | На IV ступени | На VII ступени |
Аппликатурная таблица табл.1
Короткие и ломаные арпеджио трезвучий
Тональности | Аппликатура | |||||
Левая рука | Правая рука | |||||
Трезву чие | Сек стак корд | Кварт секстак корд | Трез ву чие | Сек стак корд | Кварт секстак корд | |
Мажорные с III ступенью на черной кла више (ми, ля, ре, си мажор) | 5, 3, 2, 1 | 5, 4, 2, 1 | 5, 3, 2,1 | 1, 2, 3, 5 | 1, 2, 4, 5 | 1, 2, 4, 5 |
Мажорные с III ступенью на белой кла више (до, соль, фа мажор) и па раллельные им минорные (ля, ми, ре минор) | 5, 4, 2, 1 | 5, 4, 2, 1 | 5, 3, 2, 1 | 1, 2, 3, 5 | 1, 2, 4, 5 | 1, 2, 4, 5 |
Минорные с III ступенью на черной кла више (фа,соль, до минор) и си минор | 5, 4, 2, 1 | 5, 4, 2, 1 | 5, 3, 2, 1 | 1, 2, 3, 5 | 1, 2, 4, 5 | 1, 2, 3, 5 |
Аппликатурная таблица табл.2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к открытому уроку
В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...
План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"
Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...
План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»
Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...
План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»
Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....
План –конспект конкурсного открытого урока
laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...
План –конспект конкурсного открытого урока
laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...