Доклад "Роль УДОД в социализации личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
учебно-методический материал на тему

Салова Елена Викторовна

Из оыта работы педагога дополнительного образования. Доклад "Роль УДОД в социализации личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр детского творчества»

Дмитриевского района Курской области

Доклад на тему:

«Роль УДОД в социализации личности обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»

Подготовила: Салова Елена Викторовна

Педагог дополнительного образования

г. Дмитриев

2013 г.


Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, т.е. продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы и правила поведения. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

На первых ступенях социализации ведущая роль принадлежит семье. Она является главным фактором социальной адаптации человека. Положение семьи в социуме, психологическая атмосфера, ее нормы и ценности - все эти факторы регулируют отношения между ее членами, на подсознательном уровне формируют у детей восприятие традиций, шаблонов поведения, способствуют самореализации или, наоборот, навязывают свои приоритеты.

Институты социализации, стоящие по влиянию на социализацию человека на втором месте после семьи, это учебные заведения. Социальное воспитание, которое происходит в образовательных институтах, создает условия, помогающие развивать способности человека, его возможности, формирующие ценности, дающие знания, примеры поведения и отношений, что очень важно для общества, в котором живет человек.

Одна из главных задач деятельности учреждения дополнительного образования – социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества. Только в тесном сотрудничестве можно помочь ребёнку осознать значимость своей личности, помочь ему самореализоваться и утвердиться в общественной жизни.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны отчужденность, отгороженность от жизни, неудовлетворённость своим положением, которая связана, прежде всего, с одиночеством,  наличием проблемы приспособления к своему положению и необходимостью преодоления психологического дискомфорта.

Работая с такими детьми в детском объединении «Бисероплетение» я поняла, что они требуют к себе повышенного внимания и заботы, им необходим особый подход, а также учёт индивидуальных возможностей.

Отклонения в умственном и физическом развитии ставят не только проблему преодоления нарушений психосоциального и личностного развития, но и зашиты прав и интересов детей, особо нуждающихся в общественной поддержке. Доказано, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребенок.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

Поэтому детские объединения, являясь институтами гражданского общества, должны выступать в качестве агентов социализации для детей с ограниченными возможностями здоровья и ставить перед собой такие задачи, которые направлены на формирование у ребенка:

1) установки на доверие к окружающему миру;

2) установок на самостоятельность и автономность, определяющих отношение к разрешениям и запретам;

3) нравственных установок, ограничивающих дозволенность собственных действий по отношению к другому; 

4) ценностей, связанных с национальной культурой;

5) комплекса представлений о правах и свободах, социальном статусе личности и ее гражданских обязанностях.

Также к ним следует отнести формирование таких качеств как уважение к другим людям, стремление перенять от старшего поколения духовные ценности и тягу к осмысленному порядку.

Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья  должно выполнять коррекционно-развивающую роль в становлении социального опыта и личности ребенка.

В современном российском обществе дополнительное образование призвано решать сразу несколько очень важных задач. Не секрет, что наше общество остро нуждается в возрождении духовности, в стремлении делать добро, твердой гражданской позиции - без этих качеств нельзя говорить о человеке, как о зрелой, состоявшейся личности.

Педагогический потенциал дополнительного образования всецело направлен на формирование этих качеств. Ценность дополнительного образования в том, что оно помогает ребятам найти в жизни свой собственный творческий путь, помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации их творческих сил, умений и знаний. С помощью дополнительного образования дети открывают мир, пробуют себя и находят свое место в нем.

В сложившихся современных условиях дополнительное образование должно играть особую роль в жизни формирующегося человека путем вовлечения его в профессиональную, историческую, культурную традицию нашей страны. Оно призвано создать содержательно - и эмоционально-насыщенную среду общения и взаимодействия, дающую детям опыт собственной духовной деятельности.

Основная цель педагога дополнительного образования - помочь детям познать окружающий мир, адаптироваться в нем, найти свое призвание и развить профессиональные умения и навыки, которые пригодятся в будущей жизни.

Безусловно, что для ребенка с отклонениями в развитии, занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют еще большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника.

На занятиях в объединении я стараюсь создать благоприятную психологическую обстановку, найти слова поддержки для новых творческих начинаний; отметить каждую законченную работу ребенка, показать ее всем детям, похвалить, одновременно сказать о возникших и преодоленных трудностях, указать на допущенные ошибки. Когда дети видят, что их товарищ достиг определенного успеха – это вселяет веру в собственные силы. Это способствует  созданию атмосферы взаимоуважения, гордости и воспитанию чувства коллективизма.

Перед началом занятий стараюсь задать положительный эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить, оптимизм и уверенность в собственных силах.

Однако столкнувшись с некоторыми трудностями, я пришла к выводу, что занятия с «особенными» детьми требуют не только определённого настроя и большой терпимости, но и знаний коррекционной  педагогики и психологии, поэтому мне необходимо выбрать личную методическую тему именно по данному направлению. Также требуется пересмотр и коррекция программы «Бисероплетение» с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В заключении хочу сказать, что моя задача, как педагога дополнительного образования, состоит не столько в обучении искусству бисероплетения, сколько помочь обучающимся увидеть окружающий мир красивым, ярким, доброжелательным и себя в нем.

Используемая литература:

1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными  возможностями здоровья. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

2.Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21-29.

3.Гуляихин В.Н., Галкин А.П., Васильева Е.Н. Молодежные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // СоцИс. — 2012. — № 6. — С. 127-132.

4.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под редакцией Б.П. Пузанова. - М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад - «Социализация личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированное агротехнологическое направление школы-интерната» (2013 г.)

В Горковской специальной (коррекционной)  школе – интернате обучаются 80% воспитанников  из числа коренной национальности, а так же дети – сироты дети, оставшиеся без попечения родителей.Явл...

ВОСПИТАНИЕ ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОЙ ДРУГ КОМПЬЮТЕР»

Статья посвящена особенностям организации кружка начальной компьютерной грамотности в коррекционной школе VIII вида....

Доклад на тему: «Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».

Духовно - нравственное воспитание в школе - интернате для детей с ОВЗ— неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. В процессе выполнения режимных моментов и на занятиях по развит...

Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В презентации речь идет о работе с детьми инвалидами и обучающимися с ОВЗ в ГБПОУ КНТ им. Б.И. Корнилова, а так же плюсы и минусы работы....

«Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».

laquo;Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во вне...

«Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочное время».

laquo;Духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по развитию слухового восприятия и правильного произношения, на уроках и во внеурочно...

Профориентация как составляющая часть решения задачи социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассматриваются направления профориентационной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Статья может быть полезна социальным педагогам, классным руководителям, учителям, р...