Роль педагога в развитии интереса учащихся к чтению.
статья на тему

Рассмотрен вопрос по привлечению детей к чтению через творческую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rolpedagoga.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      Л.М.Пальчикова

                                                                      Педагог-организатор, учитель английского языка

                                                                      ГБОУ гимназии № 441 Фрунзенского района СПб

           Роль педагога в развитии интереса учащихся к чтению.

      Чтение как вид социально-культурной деятельности гимназиста очень значим для него  в современном быстроразвивающемся мире. Одной из задач учителя является приобщение учащихся к прочтению книг. Детям необходимо читать хорошую художественную литературу, но добиться повышения интереса к чтению, литературного развития читателя-школьника – задача сложная, но выполнимая, так как успешно развивающаяся страна не должна  терять разносторонне  грамотных,  духовно обогащенных  граждан.

       Дети читают мало и порой  «из-под палки». Как признают многие педагоги, кризис этого явления имеет свои веские причины: утрачена мотивация к чтению высокохудожественной литературы, все более архаичным становиться язык русской классики для молодого поколения, труднее идет процесс формирования положительных ценностных ориентаций и все более увеличивается временное прибывание детей в Интернете. В этом видеться большая «заслуга» экранных видов искусства. Заканчивая школу, учащиеся должны пройти определенные этапы читательских навыков и читательского взросления. В 5-6 классах им следует рассказывать о книге, которая вызвала у них интерес, называть героев, жанр произведения. В 7-8 классах хорошо, если бы они умели определять произведения разных жанров, прокомментировать авторскую позицию, узнать произведение школьного курса по отрывку. В старшей школе необходимо знать книги разных исторических эпох, в том числе и самостоятельно прочитанных, выявлять основную проблематику произведения, понимать концепцию автора.

        Проблема в том, что наши дети бояться показаться несовременными, поэтому просиживают много времени в Интернете, изучая глоссарий и пользуясь им, бравируя,  при общении со своими сверстниками.

         Многие учителя английского языка, зная о том, какая большая потребность в обществе в изучении иностранного языка, пытаются использовать это веление времени в своих методиках по привлечению молодого поколения к чтению, сопутствующей литературы,  в помощь изучения предмета. В условиях личностно-ориентированного обучения иностранному языку учителя считают, что необходимо методически обоснованно сформулировать цели и задачи чтения на уроке и домашнего чтения, которое обязательно при изучении языка. Таким образом, учителя помогают учащимся вырабатывать и прививать умения, которые повысят у них интерес к чтению. По мнению  учителей гимназий необходимы интересные, нестандартные задания по работе с  произведением, чтобы учащиеся могли с удовольствием осмысливать содержание текста и выполнять предлагаемую учителем работу. Чтобы не отбить охоту к чтению, необходимо научить детей применять догадки  о значении новых английских слов, фраз, не заглядывая каждый раз в словарь в поисках перевода.

         Необходимо, чтобы занятия по домашнему чтению носили регулярный и системный характер, опирались на ранее усвоенные умения, развивая и формируя новые. Уроки английского языка проводятся по учебно-методическому комплексу, составляющему единую цепочку и продолжающие друг друга из класса в класс, что позволяет учащимся постепенно усваивать, повторять и осваивать новую лексику. Для домашнего чтения подбираются книги хороших авторов с ярким  занимательным сюжетом и достаточно большие по объему. Читая, учащиеся ожидают разрешения конфликта, следят за интригой, сосредотачивают внимание на мотивировке поступков героев и делают для себя открытия. Обучение иностранному языку может быть успешным только тогда, когда оно обеспечивает непрерывное обогащение лексического запаса и использование его в общении, поэтому при занятиях чтением одной из основных задач является научить учащихся обсуждать прочитанное и, анализируя,  раскрывать конфликт и основную мысль произведения. Юные читатели должны понять, что составляет ядро произведения, его тайну.

         Чтение на уроках английского языка может подтолкнуть учащихся к чтению литературы на родном языке, потому что изучение зарубежной и русской литературы выполняет одну из основных задач – расширение кругозора детей, познание жизни. Вспомогательную роль в процессе прививания любви к чтению может оказать школьный театр в репертуаре которого могут быть пьесы, как на русском, так и на английском языках. Дети, участвуя в работе театра, будут исполнять  роли, читать пьесы, а  для этого необходимо только внимание и поддержка учителя. Самодеятельные театральные подмостки придают значимость участникам, будоражат фантазию и заставляют невольно читать произведения,  предложенные учителем или режиссером в репертуар театра. Занимаясь художественным творчеством,   учащиеся попадают в творческую атмосферу, которая открывает им возможность участия в конкурсах, театральных фестивалях, что повышает их самооценку. Они окунаются в мир хороших литературных произведений, читают классику, не страшась ее, и через героев этих книг дети идут к пониманию автора, к чтению без принуждения.

          Незаменимым помощником учителя  в работе по привлечению детей к чтению на английском языке является поэзия. На уроках ребята с удовольствием знакомятся с английскими и шотландскими поэтами, чьи стихи они узнали ранее, читая их на русском языке.  У них появляется желание, интерес прочесть знакомый стихотворный текст на иностранном языке, почувствовать рифму и ритм, запомнить новые слова, разгадав или вспомнив их значение. Чужой язык для учащихся становиться ближе, ярче, многообразнее и они невольно  запоминают стихотворение наизусть. Стихи на английском языке во время уроков учащиеся читают перед классом, такое публичное выступление – это своеобразная демонстрация своей артистичности, своей памяти, что в основе является нормой, как для робких детей,  так и для раскрепощенных. Когда в конце прочтения стихов возникают аплодисменты одноклассников, дети чувствуют себя на высоте. Их самооценка повышается и им захочется еще и еще раз быть победителями, а это значит, что они будут учить стихи, будут читать, надо только помочь им почувствовать себя личностью, которую слушают и к которой приковано внимание здесь и сейчас.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Билингвальный урок как средство развития интереса учащихся к овладению иностранным языком.

Статья опубликована в журнале Иностранные языки в школе № 7, 2007 г...

Роль педагога в процессе социализации учащихся. Выступление на педсовете.

Презентация "Роль педагога в процессе социализации учащихся." Выступление на педсовете....

Развитие интереса учащихся к предмету через внеклассную работу

Для учителя мало преподнести интересно учебный матерал на уроках, для развития интереса учащихс к предмету необходимо привлекать учеников во внеклассые мероприятия : предметные декады, кружки, экскурс...

Потенциал интегрированных проектов в повышении интереса учащихся к чтению

В статье, написанной в соавторстве с заместителем директора по УВР МБОУ СОШ № 35 Двуреченской Н. В., рассказывается о возможностях интегрированных проектов, реализуемых в ОУ Нижегородского района г. Н...

“Роль информационно-коммуникативных технологий в развитии интересов учащихся на уроках обществознания”

Мы живем в такую эпоху, когда человечество вступило в новую стадию своего развития - информационную эру. Сегодня наша жизнь становится все более зависимой от информационных технологий. Они широко, инт...

"Биографические штудии на уроках литературы как средство привития интереса учащихся к чтению художественных произведений"

Брошюра " Биографические штудии на уроках литературы как средство привития интереса учащихся к чтению художественных произведений" (из опыта работы) содержит описание приёмов изучения биогра...