Опыт организации изучения нового материала в деятельности с детьми младшего школьного возраста
методическая разработка на тему

   В дополнительном эколого-биологическом образовании  педагоги часто сталкиваются с противоречием: с одной стороны, дополнительное образование является формой организации активного досуга детей, с другой стороны, учащиеся должны приобретать определённый объём знаний. Поэтому перед педагогом часто стоит задача организовать обучение в лёгкой, доступной, интересной и активной форме. Этому могут способствовать использование рабочих тетрадей и различных дидактических игр.

В презентации представлен опыт разработки и применения рабочей тетради, модификаций популярных игр и наградного материала, которые вошли в создаваемый мной комплект УМК дополнительной общеразвивающей программы «Азбука природы».

Скачать:


Подписи к слайдам:

Вид контроля
(сроки)
Тема
Содержание
Критерии оценки
Входящий
«Азбука природы»
 
Знания о живой природе и неживой, о животных и растениях нашей планеты.
Количество правильных ответов.
Выполнение заданий на логику, внимание и память с экологическим содержанием.
Самостоятельность выполнения.
Решение ситуативных задач.
Наличие направленности на
экологосберегающие
модели поведения.
Промежуточный контроль № 1
«
Весёлая викторина про осень»
»
Знания об основных изменениях в живой и неживой природе осенью.
Количество правильных ответов.
Выполнение заданий на логику, внимание и память с экологическим содержанием.
Самостоятельность выполнения.
Решение ситуативных задач.
Наличие направленности на
экологосберегающие
модели поведения.
Семилетние дети ориентируются в своем поведении на возможное поощрение или наказание «здесь и сейчас»
Реально действующие мотивом становится получение высокой отметки или похвалы; ради их получения ребёнок готов прилагать весомые усилия
У
детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо выполнить задание, сочетающееся с мотивом получения высокой отметки и
одобрения
Мотив избегания неудачи присущ как хорошо успевающим, так и плохо успевающим учащимся, но к окончанию начальной школы у последних он достигает значительной силы, так как мотив достижения успеха у них практически отсутствует.
Грамоты и свидетельства, как способ поддержания
мотивации
Педагогическая проблема
Краткое содержание программы «Азбука природы»
Рабочая тетрадь «Азбука природы. Часть 1.»
Игры на закрепление материала
Грамоты и свидетельства, как способ поддержания мотивации
Содержание
Чтобы
определить ожидаемый результат, проводятся следующие виды контроля: I – стартовый (входящий), II – текущий (промежуточный) и III – итоговый.
Ведущей
формой контроля достижения результатов обучения по программе является викторина. Викторина по каждой теме включает 20 заданий, 15 из которых направлены на выявление предметных результатов, 3 –
метапредметных
, 2 – личностных.
Этапы педагогического контроля
Тетрадь
содержит задания
помогающие отслеживать достижение ребенком
предметных,
метапредметных

и
личностных результатов
Игра используется для того, чтобы дети выучили экологические даты.
Поле на котором играют представлено в виде календаря (даты с 1 по 31 число). Имеются две коробочки: из 1 – выбирается карточка с названием экологической даты, из 2 – выбирается задание по перемещению частей тела по игровому полю (правая рука, левая нога и др.)
«Экологический
твистер
»
«Опыт организации изучения нового материала в деятельности с детьми младшего школьного возраста»
Педагог дополнительного образования
Пивкина А.В.
ГОУ ДОД «Коми республиканский эколого-биологический центр»
Игра
предназначена для
тренировки как
визуальной
памяти, так и для проверки знания. Игра проводится в два этапа: в начале обучения простой вариант, а затем в ходе обучения детям предлагается игра в усложнённом варианте. В
наборе есть множество карточек – по две штуки с одним и тем же
рисунком (простой вариант) и два вида карточек: с названием экологической даты и самой датой, с изображением животного и местом его обитания (усложнённый
вариант
). Нужно
разложить карточки «рубашкой» вверх на столе, а затем переворачивать по две. Если они совпадают – игрок забирает их и получает ещё ход. Если нет – ход переходит к другому игроку. Задача – набрать как можно больше карточек. В простом варианте ребёнку нужно собрать карточки с одинаковым содержанием
«
Мемори
»
Каждый
ребенок в группе получает
поощрения;
Критерии вручения: грамоты выдаются за предметные знания, за результаты по
метапредметному
и личностному результату, ребенок получает свидетельство;
При этом каждый ребенок сравнивается сам с собой, а не с другими детьми или критериями к оценке результатов.
Пример грамот
По
окончании изучения данной программы обучающиеся достигнут следующих результатов:
Личностных:
Развито
ценностное отношение к объектам природы;
Сформирована
потребность в посильной деятельности по охране окружающей среды и здоровье человека.
Метапредметных
:
Сформированы
навыки соблюдения культурного поведения в природе;
Развито
умение объяснять взаимосвязи в природе и на основании этого проводить наблюдения и опыты;
Развито
умение самостоятельно анализировать результат своей работы;
Получат
основные навыки оформления творческих работ.
Предметных:
Сформировано
представление о предметах, процессах и явлениях окружающего мира;
Расширено
знание о взаимосвязях в природе и влияние на неё деятельности человека;
Расширено
знание о биологическом разнообразии всего живого на Земле;
Расширено
знание в области рационального природопользования.
Ожидаемые результаты

Тетрадь выполняет функции учебника, ней содержится основная информация
ЦЕЛЬ:
формирование у младших школьников понимания основных взаимосвязей в системе «природа - природа» и «человек - природа» путем активизации познавательной и творческой деятельности.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
формирование
представления о предметах и явлениях природы;
расширение
знаний о биологическом разнообразии всего живого на Земле;
раскрытие
в доступной форме взаимосвязи, существующие в природе;
расширение
знаний в области рационального природопользования;
расширение
представлений по охране окружающей среды и здоровья человека.
Развивающие:
развитие
умений проводить опыты, наблюдения и самостоятельно анализировать их результат;
развитие
мотивации на соблюдение основных правил поведение в природе;
развитие
творческих способностей;
Воспитывающие:
воспитание
бережного отношения к природе;
формирование
потребности принимать участие в посильной деятельности по охране окружающей среды и здоровья человека.
Краткое содержание программы «Азбука природы»

В процессе обучения используются различные игры направленные на изучение нового материала и закрепление старого. Для этого используются как широко известные игровые приемы и технологии (например игра по станциям: «путешествие в страну зверей» и др.) так и модифицированные игры:
«
Мемори
»
«Экологический
твистер
»
Игры на закрепление материала
Известно
, что для программ школьного курса разработаны и утверждены учебно-методические комплекты, в которые входят: рабочие тетради, конспекты уроков по данной программе, учебные пособия и др. В дополнительном образовании УМК к программам не предусмотрены, т. к. составитель, как правило, сам и реализует данную программу, т.е. программы не универсальные, как в школьном курсе.
Рабочая тетрадь
Важной задачей
обучения младших школьников считаю
формирование престижной мотивации у всех
учащихся
Для этого разработаны специальные грамоты и свидетельства, которые используются в качестве поощрения каждого учащегося за какие-либо достижения
Разработаны условия и критерии для поощрения детей грамотами и свидетельствами.
Грамоты и свидетельства, как способ поддержания мотивации
В дополнительном эколого-биологическом образовании педагоги часто сталкиваются с противоречием: с одной стороны, дополнительное образование является формой организации активного досуга детей, с другой стороны, учащиеся должны приобретать определённый объём знаний. Поэтому перед педагогом часто стоит задача организовать обучение в лёгкой, доступной, интересной и активной форме. Этому могут способствовать использование рабочих тетрадей и различных дидактических игр.
Поэтому для реализации собственной дополнительной программы «Азбука природы», мной была разработана рабочая тетрадь, которая входит в создаваемый мной комплект УМК данной
программы и модифицированы некоторые популярные игры.
Проблема
Предметный
результат:
Высокий уровень - 15 – 11 правильных ответов
Средний уровень - 10 – 7 правильных ответов
Низкий уровень – 6 – 0 правильных ответов
Метапредметный
результат:
Высокий уровень – справляются с заданиями самостоятельно;
Средний уровень – справляются с заданиями самостоятельно, но требуется подсказка педагога;
Низкий уровень – решают задачи только при сопровождении педагога.
Личностный результат:
Высокий уровень – выбранное решение ситуативной задачи всегда направлено на соблюдение
экологосберегающих
моделей поведения, демонстрируют ценностное отношение к природе;
Средний уровень – выбранное решение ситуативной задачи не всегда направлено на соблюдение
экологосберегающих
моделей поведения, чаще зависит от конкретной ситуации, демонстрируют как эгоцентрическую позицию, так и ценностное отношение к природе;
Низкий уровень – выбранное решение ситуативной задачи всегда направлено на удовлетворение потребностей человека, демонстрируют эгоцентрическую позицию, интересы природы не учитываются
Критерии оценивания

Тетрадь направлена на обучение ребенка производить оценку совей
деятельности
и её
результатов
П
равая
фигура для педагога, здесь оценивается правильность выполнения задания, закрашивая цветами (
красный
– все правильно выполнено,
жёлтый
– выполнил, но с небольшой ошибкой,
зелёный
– выполнил, но с помощью педагога,
синий
– не смог выполнить или много ошибок)
.
Левая фигура, кружок, для
ребёнка.
З
десь
он должен
может сам себя
оценить, как он усвоил
материал, закрашивая фигуру
(
красный
– все правильно выполнено,
жёлтый
– выполнил, но с небольшой ошибкой,
зелёный
– выполнил, но с помощью педагога,
синий
– не смог выполнить или много ошибок)
.
В нижнем правом углу имеются 2 фигуры.
Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по вокалу «Использование элементов артпедагогических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста».

В колледже прошел областной семинар "Использование артпедагогических технологий на музыкальных занятиях с детьми школьного возраста", в ходе которого был проведен открытый урок по вокалу  «Исполь...

Использование элементов психологических тренингов при проведении занятий с детьми младшего школьного возраста

В статье приведены примеры упражнений, которые можно использовать на занятиях с детьми младшего школьного возраста....

конспект занятия с детьми младшего школьного возраста "Учитесь доброте"

Доброта, честность, правдивость - эти качества не появляются сами собой. их надо у детей формировать, развивать, детей надо учить быть добрыми со сверстниками, с животными, с теми, кто младше тебя, со...

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста в условиях коррекционной школы.

В статье предоставлен опыт работы  по организации   проектной деятельности  младших школьников  с нарушением интеллекта где,  каждый ученик может выбрать для себя занятие...

Изучение игровых технологий занятий прыжками на батуте с детьми младшего школьного возраста

Статья посвящена анализу научно-методической литературы, рассмотрены психофизиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста, представленвид спорта прыжки на батуте,изучен...

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...