дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Фитодизайн»
рабочая программа на тему
Программа знакомит детей с основами комнатного и садового цветоводства, искусством составления цветочных композиций с использованием различных материалов и техник изготовления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fitodizayn.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МО «СУДОГОДСКИЙ РАЙОН»
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы»
Судогодского района
Владимирской области
дополнительная образовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«Фитодизайн»
для детей от 10 до 18 лет
Срок реализации программы: 3 года
Самостоятельно разработал:
педагог дополнительного образования
Курышева Ирина Евгеньевна
г. Судогда
2011 год
Они прекраснее всего
что нам даёт природа на Земле:
То дар её бесценный,
Для всех искусств цветок –
образчик неизменный.
Жак Делиль
Пояснительная записка
Человек начал использовать растения для украшения жилища очень давно - около 6 тысяч лет назад. Миллионы садоводов-любителей считают, что они не зря, тратят свои силы и время, подстригая газоны, обрабатывая землю, обрезая кустарники, высаживая рассаду, выпалывая сорняки, украшая свой дом букетами из живых и засушенных цветов.
На протяжении многих веков растения служили оптимизации эстетических характеристик среды обитания, символизируя духовную сторону отношений между человеком и природой. Растения способствуют психологической разгрузке, что особенно важно для детского организма. Доступное всем искусство цветочной композиции воспитывает эстетический вкус, приучает нас видеть прекрасное, делает человека более добрым и отзывчивым. Современные жители городов лишены радости постоянного общения с природой, но зато научились радоваться каждому распустившемуся листочку или травинке. Экологичность оформления наших домов приобретает первостепенное значение. Украшая стены синтетическими картинами из стекла и пластика, мы уже на другой день перестаём ими любоваться. Панно, выполненные из сухих растений и цветов, гораздо более живые, близкие к природе, и в них однозначно нет вредных компонентов, отрицательно влияющих на наше самочувствие. Кто-то скажет, что такие цветы мертвы, что они только собирают пыль. Это неправда. Если композиции из цветов сделаны собственными руками, значит, они – живые, ведь в них вложена частичка вашей души и вашей любви.
Программа создана для решения реально возникшей в последние годы потребности общества в экологически культурной и грамотной личности, умеющей видеть и понимать красоту природы, любовь к которой облагораживает и украшает нашу жизнь.
Программа знакомит детей с основами комнатного и садового цветоводства и искусством составления цветочных композиций из различных видов флоры для использования их в дизайне интерьера.
Программа «Декоративное цветоводство» модифицирована на основе программы – «Декоративное цветоводство и дизайн садово-паркового ландшафта» (автор: Шугаева Н.В.)
Программа охватывает изучение следующих предметов: «Цветоводство», «Основы агрономии», «Дизайн ландшафта», «Биология», «Экология», «География», «Естествознание», «Химия», «Технология».
Обучение по данной программе может способствовать профессиональному самоопределению или остаться просто хобби, любимым занятием в свободное время.
Цель:
- создать условия для развития творческих способностей обучающихся при работе с природным материалом и живыми растениями
Задачи:
- обучать детей основным приемам и правилам работы с природным материалом, живыми растениями;
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, моторику рук, последовательность в выполнении действий;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, бережное отношение к окружающей среде
В объединение принимаются все желающие в возрасте от 10 до 18 лет.
Программа рассчитана на 3-х летний срок обучения. Учебно-тематический план каждого года обучения построен на постепенном углублении знаний и совершенствовании навыков по годам обучения.
Программа 1 года обучения рассчитана на 144 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Программа 2,3 года обучения рассчитана на 216 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю
по 3 часа.
На занятиях по данной программе применяются различные
формы и методы обучения:
- беседы;
- практические занятия;
- экскурсии;
- встречи с интересными людьми;
- тематические игры, конкурсы, вечера отдыха;
- участие в конкурсах различного уровня (городских, районных, областных, российских)
- флористические выставки к различным событиям и датам;
- составление фотоальбома поделок из природного материала,
- семинары и практические занятия « Мастер- класс» для педагогов школ и воспитателей ДОУ.
Ожидаемые результаты
В конце 1 года обучения учащиеся должны освоить:
- морфологические особенности растений;
- требования декоративных растений к среде обитания;
- условия выращивания цветочных растений;
- способы размножения цветочных и декоративно-лиственных растений;
- правильное использование необходимого инвентаря;
- теоретические понятия: флорист, композиция, букет, аранжировка, симметрия, орнамент, икебана, ошибана и др.;
- названия цветов, трав, сухоцветов, декоративных элементов для оформления букетов и композиций;
- изготовление флористических поделок по образцу;
- основные правила составления букетов и композиций;
- способы крепления материалов;
- основные правила составления букетов и композиций.
В конце 2 года обучения учащиеся должны освоить:
- основные распространённые виды комнатных растений и правила ухода за ними;
- изготовление флористических поделок и картин по схеме, рисунку;
- технику самостоятельного выполнения эскиза композиции;
- навыки работы по составлению композиции из растений (плоскостные и объемные, полуобъемные)
- составление букетов и композиций;
- использование различных материалов в аппликации;
- правила работы с берестой;
- использование растительных композиций в интерьере.
В конце 3 года обучения учащиеся должны освоить:
- теоретические понятия и определения, изученные на 1 и 2 годах обучения и легко ими владеть;
- особенности садовых растений;
- способы размножения садовых растений;
- требования к условиям выращивания;
- основные красивоцветущие и декоративно-лиственные растения сада;
- технику самостоятельного изготовления флористических поделок в разных техниках;
- технику работы с берестой;
- основные виды рукоделия, применяемые в дизайне помещения;
Механизм оценки полученных знаний
Для оценки результативности обучения по данной программе применяется «Индивидуальная карточка воспитанника»
(Методика выявления результативности образовательной деятельности Н.В. Клёновой)
«Индивидуальная карточка воспитанника» включает в себя:
- Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
- Личностное развитие ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы
- Достижения воспитанника (на городском, районном, областном, российском уровне)
Учебо-тематический план первого года обучения.
№ | Раздел | Темы | Часы | ||
теория | прак тика | всего | |||
Вводное занятие | Значение растений в жизни человека Язык цветов | 2 1 | - 1 | 2 2 | |
1. | Основы цветоводства | Морфологические особенности растений Требования декоративных растений к среде обитания, взаимосвязь растений с факторами внешней среды Питание растений Удобрения Условия выращивания цветочных растений Мероприятия по защите цветочных растений
Способы размножения цветочных и декоративно-лиственных растений | 4 4 2 2 2 4 | 6 6 2 6 2 4 | 10 10 4 8 4 8 |
2. | Цветы в букетах и композициях | Техника изготовления композиций из природного материала Ошибана (прессованная флористика) Принципы работы с берестой Флористика и основные виды рукоделия | 4 4 2 4 | 16 16 8 14 | 20 20 10 18 |
Экскурсии, посещение выставок, конкурсы, ярмарки. Подготовка к выставке. Общественно-полезный труд. | - - | 16 8 | 16 8 | ||
Итоговое занятие | Участие в итоговой выставке детского творчества | - | 4 | 4 | |
Всего: | 35 | 109 | 144 |
Содержание программы первого года обучения
Вводное занятие
(знакомство с содержанием программы, организационные моменты)
- Значение растений в жизни человека
- Язык цветов (легенды о цветах, о чём говорят названия растений)
Раздел 1.Основы цветоводства
- Морфологические особенности растений:
- строение цветкового растения;
- типы стеблей,
- формы листьев, листорасположение, жилкование, прикрепление листа к стеблю;
- типы соцветий,
- типы плодов.
2. Требования декоративных растений к среде обитания, взаимосвязь
растений с факторами внешней среды:
- тепловой режим;
- световой режим;
- воздушно-газовый режим;
- водный режим;
- режим питания.
3. Питание растений:
- минеральные вещества по характеру потребления: макроэлементы,
микроэлементы
4. Удобрения:
- характеристика органических и минеральных удобрений.
5. Условия выращивания цветочных растений:
- выращивание рассады цветочных растений в комнатных условиях;
- уход за растениями (полив, опрыскивание, рыхление, прополка,
прореживание, опоры для растений).
6. Мероприятия по защите цветочных растений: борьба с болезнями,
вредителями и сорняками.
7. Способы размножения цветочных и декоративно-лиственных растений:
- семенное размножение (особенности семян, предпосевная подготовка семян, проращивание семян);
- вегетативное размножение (луковицами, клубнелуковицами, корневищами, клубнями, делением куста, черенками, отводками, прививкой);
- сбор и заготовка материала для размножения (сроки сбора семян, подготовка к хранению, хранение семян)
8. Викторина на тему: «Мир флоры».
Раздел 2. Цветы в букетах и композициях
- Техника изготовления композиций из природного материала
- Материалы и инструменты: сосуды, подставки, ножницы, ножи, фиксирующие средства, использование различных материалов (песок, глина, мох, раковины, ветки, коряги, спилы, ткани, ленты, банты и пр.).
- Выбор цветовой гаммы и наиболее оптимальное сочетание цветов.
- Живые цветы: как продлить жизнь цветам.
- Сухие цветы: какие цветы годятся для высушивания, как собирать растительный материал, высушивание на воздухе в подвешенном состоянии, стоячем и лежачем положении, подкрашивание и окраска сухих растений.
- Составление букетов и композиций из живых, засушенных и искусственных цветов.
- Использование растительных композиций в интерьере.
- Экскурсия на выставку декоративно-прикладного творчества.
- Ошибана (прессованная флористика, рисунок цветами)
- Инструменты и материалы для сбора, засушивания растений и выполнения аппликации.
- Подготовка материалов: окраска бумаги, сбор и засушивание растений, особенности засушивания цветов под прессом, хранение растений.
- Цветовое соотношение в картине.
5. Стили и техники:
- орнамент (узор в круге, квадрате, открытки, закладки);
- флористика и краски.
6.Оформление работ: рамка, стекло, паспарту.
- Композиции с берестой:
особенности техники из бересты, сбор, обработка и хранение
материала, приёмы работы с берестой, аппликации из бересты.
- Флористика и основные виды рукоделия:
- макраме (основные узлы и их применение в дизайне интерьера)
Учебо-тематический план второго года обучения
№ | Раздел | Темы | Часы | ||
теория | прак тика | всего | |||
Вводное занятие | Историческая справка о первых декоративных растениях | 2 | 1 | 3 | |
1. | Комнатное цветоводство | Значение комнатных растений в жизни человека Географическое распространение комнатных растений Органы растений и их назначение Уход за комнатными растениями | 2 3 3 3 | 1 3 3 9 | 3 6 6 12 |
2. | Флористика и аранжировка | Техника изготовления композиций из природного материала Ошибана (прессованная флористика) Принципы работы с берестой Флористика и основные виды рукоделия | 12 9 3 3 | 48 36 15 15 | 60 45 18 18 |
Экскурсии, посещение выставок, конкурсы, ярмарки. Подготовка к выставке. Общественно-полезный труд. | - - | 27 12 | 27 12 | ||
Итоговое занятие | Участие в итоговой выставке детского творчества | - | 6 | 6 | |
Всего: | 40 | 176 | 216 |
Содержание программы второго года обучения
Вводное занятие
(знакомство с содержанием программы, организационные моменты)
- Историческая справка о первых декоративных растениях
Раздел 1. Комнатное цветоводство
- Значение комнатных растений в жизни человека
- Географическое распространение комнатных растений
- Органы растений и их назначение
- Уход за комнатными растениями
- размещение комнатных растений,
- земля для комнатных растений,
- посуда и инвентарь,
- размножение комнатных растений,
- пересадка, перевалка растений,
- подкормка,
- рыхление почвы,
- обрезка и подвязка,
- борьба с вредителями и болезнями комнатных растений
- Растения для комнатного цветоводства
- декоративно-лиственные
- красивоцветущие растения
- вьющиеся растения
- ампельные растения
- кактусы и суккуленты
- плодовые растения для выращивания в закрытом помещении
- Практическая работа: «Моё любимое комнатное растение»
- Творческое задание: «Проект декорирования помещения»
Раздел 2. Флористика и аранжировка
- Техника изготовления объёмных и полуобъёмных композиций из природного материала
- Материалы и инструменты: сосуды, подставки, ножницы, ножи, фиксирующие средства, использование различных материалов (песок, глина, мох, раковины, ветки, коряги, спилы, ткани, ленты, банты и пр.).
- Выбор цветовой гаммы и наиболее оптимальное сочетание цветов.
- Композиции из цветов:
- напольные, угловые, настольные, мини-композиции;
- высокие, низкие, цветочные корзины, настенные панно;
- композиции в линейном стиле, линейно-массивном, смешанном.
- Живые цветы: как продлить жизнь цветам
- Сухие цветы: какие цветы годятся для высушивания, как собирать растительный материал, высушивание на воздухе в подвешенном состоянии, стоячем и лежачем положении, высушивание с применением осушителей, скелетизация листьев, кристаллизация, подкрашивание и окраска сухих растений.
- Составление букетов и композиций из живых, засушенных и искусственных цветов.
- Использование растительных композиций в интерьере.
- Экскурсия на выставку декоративно-прикладного творчества.
- Ошибана (прессованная флористика, рисунок цветами)
- Инструменты и материалы для сбора, засушивания растений и выполнения аппликации.
- Подготовка материалов: окраска бумаги, сбор и засушивание растений, особенности засушивания цветов под прессом, хранение растений.
- Цветовое соотношение в картине.
- Картины из природного материала:
- пейзаж (небо, вода, снег, деревья, архитектура);
- орнамент (узор в квадрате, узор в круге, открытки, закладки, рамки, салфетки);
5. Стили и техники:
- орнамент (рамки, альбомы, свечи, кулоны);
- мозаика;
- флористика и перья; флористика и ткань.
6.Оформление работ: рамка, стекло, паспарту.
- Композиции с берестой:
особенности техники из бересты, сбор, обработка и хранение
материала, приёмы работы с берестой, объёмные композиции и аппликации.
- Флористика и основные виды рукоделия:
- макраме,
- бисероплетение.
Учебо-тематический план третьего года обучения
№ | Раздел | Темы | Часы | ||
теория | прак тика | всего | |||
Вводное занятие | История садового цветоводства. | 3 | - | 3 | |
1. | Растения сада | Особенности садовых растений Размножение цветочных растений Технология выращивания Красивоцветущие и декоративно-лиственные растения сада Декоративно-лиственные кустарники и плодовые растения сада Виды цветников Вертикальное озеленение | 2 3 3 17 4 1 1 | 1 3 6 10 5 5 2 | 3 6 9 27 9 6 3 |
2. | Цветочный дизайн | Техника изготовления композиций из природного материала Ошибана (прессованная флористика) Принципы работы с берестой Флористика и основные виды рукоделия | 6 7 3 6 | 30 20 18 15 | 36 27 21 21 |
Экскурсии, посещение выставок, конкурсы, ярмарки. Подготовка к выставке. Общественно-полезный труд | - - | 27 12 | 27 12 | ||
Итоговое занятие | Участие в итоговой выставке детского творчества | - | 6 | 6 | |
Всего: | 56 | 160 | 216 |
Содержание программы третьего года обучения
Вводное занятие
(знакомство с содержанием программы, организационные моменты)
- История садового цветоводства.
Раздел 1. Растения сада
- История садового цветоводства.
- Особенности садовых растений
- Размножение цветочных растений
- семенное
- вегетативное (луковицами, клубнелуковицами, корневищами, клубнями, делением куста, черенками)
- сбор и заготовка семенного и посадочного материала (сроки сбора, особенности сбора, подготовка к хранению, хранение)
- Технология выращивания
- требования к факторам внешней среды
- почва и её подготовка
- посев и посадка растений
- уход за растениями
- Красивоцветущие и декоративно-лиственные растения сада (названия, отличительные черты):
- однолетники (астра, бархатцы, календула, василёк, настурция и др.)
- двулетники (анютины глазки, колокольчик, мальва, маргаритка)
- многолетники (гладиолус, георгина, ирис, тюльпан, лилия, пион, флокс, ландыш)
- Декоративно-лиственные кустарники и плодовые растения сада (названия, отличительные черты)
- Виды цветников (солитеры, рокарии, рабатки, клумбы, бордюры, массивы, миксбордеры)
- Вертикальное озеленение (перголы, трельяжи, беседки)
- Экскурсия: «Декоративно-цветочное и древесно-кустарниковое оформление города»
- Эксперимент: «Выгонка луковичных растений»
- Проект «Озеленение пришкольного участка»
Раздел 2. Цветочный дизайн
- Техника изготовления объёмных и полуобъёмных композиций из природного материала
- Материалы и инструменты: сосуды, подставки, ножницы, ножи, фиксирующие средства, использование различных материалов (песок, глина, мох, раковины, ветки, коряги, спилы, ткани, ленты, банты и пр.).
- Выбор цветовой гаммы и наиболее оптимальное сочетание цветов.
- Виды цветочных произведений:
- декоративные букеты;
- букеты для подарков;
- венки;
- гирлянды;
- бутоньерки;
- кольца;
- картины;
- косы;
- сюжетные композиции;
- натюрморты.
- Композиции из цветов:
- напольные, угловые, настольные, мини-композиции;
- высокие, низкие, цветочные корзины, настенные панно;
- композиции в линейном стиле, линейно-массивном, смешанном.
- Живые цветы: как продлить жизнь цветам
- Сухие цветы: какие цветы годятся для высушивания, как собирать растительный материал, высушивание на воздухе в подвешенном состоянии, стоячем и лежачем положении, высушивание с применением осушителей, скелетизация листьев, кристаллизация, подкрашивание и окраска сухих растений.
- Составление букетов и композиций из живых, засушенных и искусственных цветов.
- Использование растительных композиций в интерьере.
- Экскурсия на выставку декоративно-прикладного творчества.
- Ошибана (прессованная флористика, рисунок цветами)
- Инструменты и материалы для сбора, засушивания растений и выполнения аппликации.
- Подготовка материалов: окраска бумаги, сбор и засушивание растений, особенности засушивания цветов под прессом, хранение растений.
- Цветовое соотношение в картине.
- Картины из природного материала:
- натюрморт (фон, тень, кувшины, вазы, фрукты, овощи, игрушки,
птицы);
- пейзаж (небо, вода, снег, деревья, архитектура);
- орнамент (узор в квадрате, узор в круге, открытки, закладки, рамки, салфетки, альбомы, свечи, кулоны, кашпо);
- портрет;
- сюжетные картины.
5. Стили и техники:
- орнамент (узор в круге, квадрате, открытки, закладки, рамки,
альбомы, свечи, кулоны);
- живопись; графика; мозаика;
- флористика и краски; флористика и перья; флористика и ткань.
6.Оформление работ: рамка, стекло, паспарту.
- Композиции с берестой:
особенности техники из бересты, сбор, обработка и хранение
материала, приёмы работы с берестой, объёмные композиции и аппликации.
- Флористика и основные виды рукоделия:
- макраме,
- бисероплетение,
- лозоплетение,
- вышивка
Методическое обеспечение программы
Наличие методических пособий:
- образцы изделий, иллюстративный материал;
- фотографии изделий, выполненных профессиональными мастерами;
- дидактические материалы (игры, задания, тесты, загадки)
- литература, справочные таблицы, диски.
Оборудование и материалы для объединения:
- посадочный (отростки растений), посевной (семена), природный (засушенные растения, мох, семена, спилы деревьев, древесные грибы, коряги, камни) материал;
- цветочные подставки, полки, этажерки;
- кашпо, плошки, кадки, поддоны;
- грунт, песок, керамзит, гравий, мох, торф, глина;
- сосуды для цветов различных размеров и формы;
- молоток, гвозди, пила, секаторы, колышки, нож, ножницы, лейки, пульверизаторы;
- белый и цветной картон, бумага;
- ткань, нитки, шнур, лента, кружево, банты, тесьма, бисер, стеклярус, проволока, пенопласт;
- флористическая губка (пиафлор) и держатель кензан;
- краски, кисти, клей ПВА, Titan;
- искусственные цветы
- рамки различных размеров и формы, стекло, фанера, картон;
Методические пояснения по организации занятий.
Обычно занятия начинаются с теоретической части: рассказ педагога, затем работа с литературой. Вторая часть занятия - практическая: изготовление экспонатов, поделок, проведения опытов, уход за растениями
и т.д.
Теоретическую и практическую часть можно менять и комбинировать в зависимости от изучаемой темы.
Основные положения и определения теоретического курса обучающиеся заносят в блокнот или тетрадь под диктовку. Все незнакомые термины записываются на доске.
При проведении практических занятий педагог следит за правильным использованием оборудования, показывает приемы работы с инструментами, помогает разобраться в схемах и рисунках.
Библиография
- Шугаева Н. В. Программа «Декоративное цветоводство и дизайн садово-паркого ландшафта», Бюллетень программно-методических материалов №3, 2002 г.
- Зиновьева Н.Ф. Комнатное цветоводство. Ташкент. Мехнат, 1988
- Китаева Л.А. Календарь цветовода-любителя. М.: Нива России,1992
- Чуб В.В., Лезина К.Д. Полная энциклопедия комнатного цветоводства. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение , 1993.
- Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. М.: 1955.
- Кузьмина М.В. Азбука плетения. М.:Просвещение, 1993.
- Цветы мира. Под ред. Аксёновой М., М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
- Фомина Ю. А. Составляем букет из сухих и искусственных цветов. М.: Ниола 21 век, 2005.
- Миронова Г.В. Великолепные сухие и искусственные цветы: техники изготовления и лучшие композиции. М.: РИПОЛ классик, 2005.
- Султанова Г. Икебана по-русски. Ростов н /Д: изд-во «Феникс»,2002.
- Планировка и дизайн садового участка./ Сост. М. Витвидская.- М.:ООО «Гамма Пресс 2000», 2003.
- Суханова Н.П. Сухоцветы в доме.-М.:ОЛМА-ПРЕСС,2002.
- Сербина Е. М. Луковичные растения в саду. - М.:ОЛМА-ПРЕСС,2003
- Бабин Д.М. Кактусы и другие суккуленты.- Мн.: Миринда,2000.
- Перевертень Г. И. Аппликация из цедры и шелухи лука.- М.:АСТ; Донецк; Сталкер,2007.
- Перевертень Г. И. Чудеса из пуха растений.- М.:АСТ; Донецк; Сталкер,2007.
- Белецкая Л.Б., Боброва К.А. Флористика. М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк, 2004.
- Белецкая Л.Б. Креативные картины из природных материалов.- М: Изд-во Эксмо, 2006.
- Головкин Б.Н., О чём говорят названия растений.
- Смирнова Т.В. Узамбарская фиалка. Как «приручить» чудо. М.: Аквариум-Принт, 2006.
- Герасимов Ю.Ф., Герасимова Ф.Н. Розы. М.: Новости,1991.
- Лобазнов В.А. Гладиолусы. М.: Колос, 1993.
- Масленникова Л.А. Выращиваем гладиолусы. Ярославль, 1991.
- Газета «Ваши 6 соток»
- Журнал «В мире растений»
- Журнал «Цветок»
- Журнал «Маленький садовник»
- Журнал «Юный натуралист»
- Журнал «Домашние цветы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа культурологической направленности "Школа юного экскурсовода (на английском языке)"
Данная программа самостоятельно разработанна для обучающихся 12-15 лет, прошедших курс обучения по программе "Английский в подарок". Повышение мотивации к изучению английского языка и обретение...
Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа "ОбраЗ": через Образование к Здоровью
Программа социально-педагогической направленности. Для детей с 11 лет. Передполагает обучение по предметам: психологии, актерскому мастерству, социологии. Цель- социальная адаптация. По программе рабо...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по боксу, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по боксу (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функцио...