дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Фитодизайн»
рабочая программа на тему

Курышева Ирина Евгеньевна

Программа знакомит детей с основами комнатного и садового цветоводства, искусством составления цветочных композиций с использованием различных материалов и техник изготовления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fitodizayn.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МО «СУДОГОДСКИЙ РАЙОН»

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»

Судогодского района

 Владимирской области

дополнительная образовательная общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

«Фитодизайн»

 

для детей от 10 до 18 лет

Срок реализации программы: 3 года  

Самостоятельно разработал:

педагог дополнительного образования

Курышева Ирина Евгеньевна

г. Судогда

2011 год

                                                  Они прекраснее всего

                                                                  что нам даёт природа на Земле:

                                                 То дар её бесценный,

                                                          Для всех искусств цветок –

                                                  образчик неизменный.

Жак Делиль

Пояснительная записка

Человек начал использовать растения для украшения жилища очень давно - около 6 тысяч лет назад. Миллионы садоводов-любителей считают, что они не зря, тратят свои силы и время, подстригая газоны, обрабатывая землю, обрезая кустарники, высаживая рассаду, выпалывая сорняки, украшая свой дом букетами из живых и засушенных цветов.

На протяжении  многих веков растения служили оптимизации эстетических характеристик среды обитания, символизируя духовную сторону отношений между человеком и природой. Растения способствуют психологической разгрузке,  что особенно важно для детского организма. Доступное всем искусство цветочной композиции воспитывает эстетический вкус, приучает нас видеть прекрасное, делает человека более добрым и отзывчивым. Современные жители городов лишены радости постоянного общения с природой, но зато научились радоваться каждому распустившемуся листочку или травинке. Экологичность оформления наших домов приобретает первостепенное значение. Украшая стены синтетическими картинами из стекла и пластика, мы уже на другой день перестаём ими любоваться. Панно, выполненные из сухих растений и цветов, гораздо более живые, близкие к природе, и в них однозначно нет вредных компонентов, отрицательно влияющих на наше самочувствие. Кто-то скажет, что такие цветы мертвы, что они только собирают пыль. Это неправда. Если композиции из цветов сделаны собственными руками, значит, они – живые, ведь в них вложена частичка вашей души и вашей любви.      

        Программа создана для решения  реально возникшей в последние годы  потребности общества в экологически культурной  и грамотной личности, умеющей видеть и понимать красоту природы, любовь к которой облагораживает и украшает нашу жизнь.  

Программа знакомит детей с основами комнатного и садового  цветоводства и искусством составления  цветочных композиций из различных видов флоры для использования их в дизайне интерьера.        

        Программа «Декоративное цветоводство» модифицирована на основе программы – «Декоративное цветоводство и дизайн садово-паркового ландшафта» (автор: Шугаева Н.В.)

Программа охватывает изучение следующих предметов: «Цветоводство», «Основы агрономии», «Дизайн ландшафта», «Биология», «Экология», «География»,  «Естествознание», «Химия», «Технология».  

        Обучение по данной программе может способствовать профессиональному самоопределению или остаться просто хобби, любимым занятием в свободное время.

Цель:

- создать условия для развития творческих способностей обучающихся при работе с природным материалом и живыми растениями  

Задачи:

- обучать детей основным приемам и правилам работы с природным материалом, живыми растениями;

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, моторику рук, последовательность в выполнении действий;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, бережное отношение к окружающей среде

В объединение принимаются все желающие в возрасте от 10 до 18 лет.

Программа рассчитана на 3-х летний срок обучения. Учебно-тематический план каждого года обучения построен на постепенном углублении знаний и совершенствовании навыков по годам обучения.

Программа 1 года обучения рассчитана на 144 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Программа 2,3 года обучения рассчитана на 216 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю

по 3 часа.

На занятиях по данной программе применяются различные

формы и методы обучения:

  • беседы;
  • практические занятия;
  • экскурсии;
  • встречи с интересными людьми;
  • тематические игры, конкурсы, вечера отдыха;
  • участие в конкурсах различного уровня (городских, районных, областных, российских)
  • флористические выставки к различным событиям и датам;
  • составление фотоальбома поделок из природного материала,
  • семинары и практические занятия « Мастер- класс» для педагогов школ и воспитателей ДОУ.

Ожидаемые результаты

В конце 1 года обучения учащиеся должны освоить:  

- морфологические особенности растений;

- требования декоративных растений к среде обитания;

- условия выращивания цветочных растений;

- способы размножения цветочных и декоративно-лиственных растений;

- правильное использование необходимого инвентаря;

- теоретические понятия: флорист, композиция, букет, аранжировка, симметрия, орнамент, икебана, ошибана и др.;

- названия цветов, трав,  сухоцветов, декоративных элементов для оформления  букетов и композиций;

- изготовление флористических поделок по образцу;

- основные правила составления букетов и композиций;

- способы крепления материалов;

- основные правила составления букетов и композиций.

 

В конце 2 года обучения учащиеся должны освоить:

- основные распространённые виды комнатных растений и правила ухода за ними;

- изготовление флористических поделок и картин по схеме, рисунку;

- технику самостоятельного выполнения эскиза композиции;

- навыки работы по составлению композиции из растений (плоскостные и объемные, полуобъемные)

- составление букетов и  композиций;  

- использование различных материалов в аппликации;

- правила работы с берестой;

- использование растительных композиций в интерьере.

В конце 3 года обучения учащиеся должны освоить:  

- теоретические понятия и определения, изученные на 1 и 2 годах обучения и легко ими владеть;

- особенности садовых растений;

- способы размножения садовых растений;

- требования к условиям выращивания;

- основные красивоцветущие и декоративно-лиственные растения сада;

- технику самостоятельного изготовления флористических поделок в разных техниках;

- технику работы с берестой;

- основные виды рукоделия, применяемые в дизайне помещения;

Механизм оценки полученных знаний

Для оценки результативности обучения по данной программе применяется «Индивидуальная карточка воспитанника» 

(Методика выявления результативности образовательной деятельности  Н.В. Клёновой)  

 «Индивидуальная карточка воспитанника» включает в себя:

  •  Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
  •  Личностное развитие ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы
  • Достижения воспитанника (на городском, районном, областном, российском уровне)

Учебо-тематический план первого года обучения.

Раздел

Темы

Часы

теория

прак

тика

всего

Вводное занятие

Значение растений в жизни человека

Язык цветов

2

1

-

1

2

2

1.

Основы цветоводства

Морфологические особенности растений

Требования декоративных растений к среде обитания, взаимосвязь растений с факторами внешней среды

Питание растений

Удобрения

Условия выращивания цветочных растений

Мероприятия по защите цветочных растений    

 

Способы размножения цветочных и декоративно-лиственных растений

4

4

2

2

2

4

6

6

2

6

2

4

10

10

4

8

4

8

2.

 Цветы в букетах и композициях

Техника изготовления композиций из природного материала

Ошибана (прессованная флористика)

Принципы работы с берестой

Флористика и основные виды рукоделия

4

4

2

4

16

16

8

14

20

20

10

18

Экскурсии, посещение выставок,  конкурсы, ярмарки.

Подготовка к выставке. Общественно-полезный труд.

-

-

16

8

16

8

Итоговое занятие

Участие в итоговой выставке детского творчества

-

4

4

Всего:

35

109

144

Содержание программы первого года обучения

Вводное занятие

         (знакомство с содержанием программы, организационные моменты)

  1. Значение растений в жизни человека
  2. Язык цветов (легенды о цветах, о чём говорят названия растений)

Раздел 1.Основы цветоводства

  1. Морфологические особенности растений:

- строение цветкового растения;

- типы стеблей,

- формы листьев, листорасположение, жилкование, прикрепление листа к стеблю;

- типы соцветий,

- типы плодов.

2.   Требования декоративных растений к среде обитания, взаимосвязь    

растений с факторами внешней среды:

               - тепловой режим;

             - световой режим;

             - воздушно-газовый режим;

               - водный режим;

               - режим питания.

        3.   Питание растений:

               - минеральные вещества по характеру потребления: макроэлементы,  

                 микроэлементы

4. Удобрения:

- характеристика органических и минеральных удобрений.

5.   Условия выращивания цветочных растений:

 - выращивание рассады цветочных растений в комнатных условиях;

 - уход за растениями (полив, опрыскивание, рыхление, прополка,    

       прореживание, опоры для растений).

6.  Мероприятия по защите цветочных растений: борьба с болезнями,    

   вредителями и сорняками.

7. Способы размножения цветочных и декоративно-лиственных растений:

- семенное размножение (особенности семян, предпосевная подготовка семян, проращивание семян);

- вегетативное размножение (луковицами, клубнелуковицами, корневищами, клубнями, делением куста, черенками, отводками, прививкой);

- сбор и заготовка материала для размножения (сроки сбора семян, подготовка к хранению, хранение семян)

8. Викторина на тему: «Мир флоры».

Раздел 2. Цветы в букетах и композициях  

         

  • Техника изготовления композиций из природного материала
  1. Материалы и инструменты: сосуды, подставки, ножницы, ножи, фиксирующие средства, использование различных материалов (песок, глина, мох, раковины, ветки, коряги, спилы, ткани, ленты, банты и пр.).
  2. Выбор цветовой гаммы и наиболее оптимальное сочетание цветов.
  3. Живые цветы: как продлить жизнь цветам.
  4. Сухие цветы: какие цветы годятся для высушивания, как собирать растительный материал, высушивание на воздухе в подвешенном состоянии, стоячем и лежачем положении, подкрашивание и окраска сухих растений.    
  5. Составление букетов и композиций из живых, засушенных и искусственных цветов.
  6. Использование растительных композиций в интерьере.
  7. Экскурсия на выставку декоративно-прикладного творчества.

  • Ошибана (прессованная флористика, рисунок цветами)
  1. Инструменты и материалы для сбора, засушивания растений и выполнения аппликации.
  2. Подготовка материалов: окраска бумаги, сбор и засушивание растений, особенности засушивания цветов под прессом, хранение растений.
  3. Цветовое соотношение  в картине.

     5.  Стили и техники:

         -  орнамент (узор в круге, квадрате, открытки, закладки);

         - флористика и краски.  

    6.Оформление работ: рамка, стекло, паспарту.

  • Композиции с берестой:

          особенности техники из бересты, сбор, обработка и хранение  

          материала, приёмы работы с берестой, аппликации из бересты.

  • Флористика и основные виды рукоделия:

-  макраме (основные узлы и их применение в дизайне интерьера)

Учебо-тематический план второго года обучения

Раздел

Темы

Часы

теория

прак

тика

всего

Вводное занятие

Историческая справка о первых декоративных растениях

2

1

3

1.

Комнатное цветоводство

Значение комнатных растений в жизни человека

Географическое распространение комнатных растений

Органы растений и их назначение

Уход за комнатными растениями

2

3

3

3

1

3

3

9

3

6

6

12

2.

 Флористика и аранжировка

Техника изготовления композиций из природного материала

Ошибана (прессованная флористика)

Принципы работы с берестой

Флористика и основные виды рукоделия

12

9

3

3

48

36

15

15

60

45

18

18

Экскурсии, посещение выставок,  конкурсы, ярмарки.

Подготовка к выставке. Общественно-полезный труд.

-

-

27

12

27

12

Итоговое занятие

Участие в итоговой выставке детского творчества

-

6

6

Всего:

40

176

216

Содержание программы второго года обучения

        Вводное занятие

         (знакомство с содержанием программы, организационные моменты)

  1. Историческая справка о первых декоративных растениях

Раздел 1. Комнатное цветоводство

  1. Значение комнатных растений в жизни человека
  2. Географическое распространение комнатных растений
  3. Органы растений и их назначение
  4. Уход за комнатными растениями

- размещение комнатных растений,

- земля для комнатных растений,

- посуда и инвентарь,

- размножение комнатных растений,

-  пересадка, перевалка растений,

-  подкормка,

- рыхление почвы,

- обрезка и подвязка,

- борьба с вредителями и болезнями комнатных растений

  1. Растения для комнатного цветоводства

- декоративно-лиственные

- красивоцветущие растения

- вьющиеся растения

- ампельные растения

- кактусы и суккуленты

- плодовые растения для выращивания в закрытом помещении

  1. Практическая работа: «Моё любимое комнатное растение»
  2. Творческое задание: «Проект декорирования помещения»

Раздел 2. Флористика и аранжировка

  • Техника изготовления объёмных и полуобъёмных композиций из природного материала
  1. Материалы и инструменты: сосуды, подставки, ножницы, ножи, фиксирующие средства, использование различных материалов (песок, глина, мох, раковины, ветки, коряги, спилы, ткани, ленты, банты и пр.).
  2. Выбор цветовой гаммы и наиболее оптимальное сочетание цветов.
  3. Композиции из цветов:

- напольные, угловые, настольные, мини-композиции;

- высокие, низкие, цветочные корзины, настенные панно;

- композиции в линейном стиле, линейно-массивном, смешанном.

  1. Живые цветы: как продлить жизнь цветам
  2. Сухие цветы: какие цветы годятся для высушивания, как собирать растительный материал, высушивание на воздухе в подвешенном состоянии, стоячем и лежачем положении, высушивание с применением осушителей, скелетизация листьев, кристаллизация, подкрашивание и окраска сухих растений.    
  3. Составление букетов и композиций из живых, засушенных и искусственных цветов.
  4. Использование растительных композиций в интерьере.
  5. Экскурсия на выставку декоративно-прикладного творчества.

  • Ошибана (прессованная флористика, рисунок цветами)
  1. Инструменты и материалы для сбора, засушивания растений и выполнения аппликации.
  2. Подготовка материалов: окраска бумаги, сбор и засушивание растений, особенности засушивания цветов под прессом, хранение растений.
  3. Цветовое соотношение  в картине.
  4. Картины из природного материала:

- пейзаж (небо, вода, снег, деревья, архитектура);

- орнамент (узор в квадрате, узор в круге, открытки, закладки, рамки, салфетки);

     5.  Стили и техники:

         - орнамент (рамки, альбомы, свечи, кулоны);

         - мозаика;          

         - флористика и перья; флористика и ткань.  

    6.Оформление работ: рамка, стекло, паспарту.

  • Композиции с берестой:

          особенности техники из бересты, сбор, обработка и хранение  

          материала, приёмы работы с берестой, объёмные композиции и аппликации.

  • Флористика и основные виды рукоделия:

-  макраме,

- бисероплетение.

Учебо-тематический план третьего года обучения

Раздел

Темы

Часы

теория

прак

тика

всего

Вводное занятие

История садового цветоводства.

3

-

3

1.

Растения сада

Особенности садовых растений

Размножение цветочных растений

Технология выращивания

Красивоцветущие и декоративно-лиственные растения сада

Декоративно-лиственные кустарники и плодовые растения сада

Виды цветников

Вертикальное озеленение

2

3

3

17

4

1

1

1

3

6

10

5

5

2

3

6

9

27

9

6

3

2.

 Цветочный дизайн

Техника изготовления композиций из природного материала

Ошибана (прессованная флористика)

Принципы работы с берестой

Флористика и основные виды рукоделия

6

7

3

6

30

20

18

15

36

27

21

21

Экскурсии, посещение выставок,  конкурсы, ярмарки.

Подготовка к выставке. Общественно-полезный труд

-

-

27

12

27

12

Итоговое занятие

Участие в итоговой выставке детского творчества

-

6

6

Всего:

56

160

216

Содержание программы третьего года обучения

Вводное занятие

         (знакомство с содержанием программы, организационные моменты)

  1. История садового цветоводства.

Раздел 1. Растения сада

  1. История садового цветоводства.
  2. Особенности садовых растений
  3. Размножение цветочных растений

- семенное

- вегетативное (луковицами, клубнелуковицами, корневищами, клубнями, делением куста, черенками)

- сбор и заготовка семенного и посадочного материала (сроки сбора, особенности сбора, подготовка к хранению, хранение)

  1. Технология выращивания

- требования к факторам внешней среды

- почва и её подготовка

- посев и посадка растений

- уход за растениями

  1. Красивоцветущие и декоративно-лиственные растения сада (названия, отличительные черты):
  • однолетники (астра, бархатцы, календула, василёк, настурция и др.)
  • двулетники (анютины глазки, колокольчик, мальва, маргаритка)
  • многолетники (гладиолус, георгина, ирис, тюльпан, лилия, пион, флокс, ландыш)
  1. Декоративно-лиственные кустарники и плодовые растения сада (названия, отличительные черты)
  2. Виды цветников (солитеры, рокарии, рабатки, клумбы, бордюры, массивы, миксбордеры)
  3. Вертикальное озеленение (перголы, трельяжи, беседки)
  4. Экскурсия: «Декоративно-цветочное и древесно-кустарниковое оформление города»
  5. Эксперимент: «Выгонка луковичных растений»
  6. Проект «Озеленение пришкольного участка»

Раздел 2. Цветочный дизайн

  • Техника изготовления объёмных и полуобъёмных композиций из природного материала
  1. Материалы и инструменты: сосуды, подставки, ножницы, ножи, фиксирующие средства, использование различных материалов (песок, глина, мох, раковины, ветки, коряги, спилы, ткани, ленты, банты и пр.).
  2. Выбор цветовой гаммы и наиболее оптимальное сочетание цветов.

  1. Виды цветочных произведений:

- декоративные букеты;

- букеты для подарков;

- венки;

- гирлянды;

- бутоньерки;

          - кольца;

          - картины;

          - косы;

        - сюжетные композиции;

        - натюрморты.

  1. Композиции из цветов:

- напольные, угловые, настольные, мини-композиции;

- высокие, низкие, цветочные корзины, настенные панно;

- композиции в линейном стиле, линейно-массивном, смешанном.

  1. Живые цветы: как продлить жизнь цветам
  2. Сухие цветы: какие цветы годятся для высушивания, как собирать растительный материал, высушивание на воздухе в подвешенном состоянии, стоячем и лежачем положении, высушивание с применением осушителей, скелетизация листьев, кристаллизация, подкрашивание и окраска сухих растений.    
  3. Составление букетов и композиций из живых, засушенных и искусственных цветов.
  4. Использование растительных композиций в интерьере.
  5. Экскурсия на выставку декоративно-прикладного творчества.

  • Ошибана (прессованная флористика, рисунок цветами)
  1. Инструменты и материалы для сбора, засушивания растений и выполнения аппликации.
  2. Подготовка материалов: окраска бумаги, сбор и засушивание растений, особенности засушивания цветов под прессом, хранение растений.
  3. Цветовое соотношение  в картине.
  4. Картины из природного материала:

- натюрморт (фон, тень, кувшины, вазы, фрукты, овощи, игрушки,  

  птицы);

- пейзаж (небо, вода, снег, деревья, архитектура);

- орнамент (узор в квадрате, узор в круге, открытки, закладки, рамки, салфетки, альбомы, свечи, кулоны, кашпо);

- портрет;

- сюжетные картины.  

     5.  Стили и техники:

         -  орнамент (узор в круге, квадрате, открытки, закладки, рамки,            

           альбомы, свечи, кулоны);

         - живопись; графика; мозаика;          

         - флористика и краски;  флористика и перья; флористика и ткань.  

    6.Оформление работ: рамка, стекло, паспарту.

  • Композиции с берестой:

          особенности техники из бересты, сбор, обработка и хранение  

          материала, приёмы работы с берестой, объёмные композиции и аппликации.

  • Флористика и основные виды рукоделия:

-  макраме,

- бисероплетение,

- лозоплетение,

- вышивка

Методическое обеспечение программы

 Наличие методических пособий:

- образцы изделий, иллюстративный материал;

- фотографии изделий, выполненных профессиональными мастерами;

- дидактические материалы (игры, задания, тесты, загадки)

- литература, справочные таблицы, диски.

 Оборудование и материалы для объединения:

  • посадочный (отростки растений), посевной (семена), природный (засушенные растения, мох, семена, спилы  деревьев, древесные грибы, коряги, камни) материал;
  • цветочные подставки, полки, этажерки;
  • кашпо, плошки, кадки, поддоны;
  • грунт, песок, керамзит, гравий, мох, торф, глина;
  • сосуды для цветов различных размеров и формы;
  • молоток, гвозди, пила, секаторы, колышки, нож, ножницы, лейки, пульверизаторы;
  • белый и цветной картон, бумага;
  • ткань, нитки, шнур, лента, кружево, банты, тесьма, бисер, стеклярус, проволока, пенопласт;
  • флористическая губка (пиафлор) и держатель кензан;
  • краски, кисти, клей ПВА, Titan;
  • искусственные цветы
  • рамки различных размеров и формы, стекло, фанера, картон;

Методические пояснения по организации занятий.

Обычно занятия  начинаются с теоретической части: рассказ педагога, затем работа с литературой. Вторая часть занятия - практическая: изготовление экспонатов, поделок, проведения опытов, уход за растениями

и т.д.

        Теоретическую и практическую часть можно менять и комбинировать в зависимости  от изучаемой темы.

        Основные положения и определения теоретического курса обучающиеся заносят в блокнот или тетрадь под диктовку. Все незнакомые термины записываются на доске.

        При проведении практических занятий педагог следит за правильным использованием оборудования, показывает приемы работы с инструментами, помогает разобраться в схемах и рисунках.

Библиография

  1. Шугаева Н. В. Программа «Декоративное цветоводство и дизайн садово-паркого ландшафта», Бюллетень программно-методических материалов №3, 2002 г.
  2. Зиновьева Н.Ф. Комнатное цветоводство. Ташкент. Мехнат, 1988
  3. Китаева Л.А. Календарь цветовода-любителя. М.: Нива России,1992
  4. Чуб В.В., Лезина К.Д. Полная энциклопедия комнатного цветоводства. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  5. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: Кн. для учащихся. -  М.: Просвещение , 1993.
  6. Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. М.: 1955.
  7. Кузьмина М.В. Азбука плетения. М.:Просвещение, 1993.
  8. Цветы мира. Под ред. Аксёновой М., М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
  9. Фомина Ю. А. Составляем букет из сухих и искусственных цветов. М.: Ниола 21 век, 2005.
  10. Миронова Г.В. Великолепные сухие и искусственные цветы: техники изготовления и лучшие композиции. М.: РИПОЛ классик, 2005.
  11. Султанова Г. Икебана по-русски. Ростов н /Д: изд-во «Феникс»,2002.
  12. Планировка и дизайн садового участка./ Сост. М. Витвидская.- М.:ООО «Гамма Пресс 2000», 2003.
  13. Суханова Н.П. Сухоцветы в доме.-М.:ОЛМА-ПРЕСС,2002.
  14. Сербина Е. М. Луковичные растения в саду. - М.:ОЛМА-ПРЕСС,2003
  15. Бабин Д.М.  Кактусы и другие суккуленты.- Мн.: Миринда,2000.
  16. Перевертень Г. И. Аппликация из цедры и шелухи лука.- М.:АСТ; Донецк; Сталкер,2007.
  17.  Перевертень Г. И. Чудеса из пуха растений.- М.:АСТ; Донецк; Сталкер,2007.
  18. Белецкая Л.Б., Боброва К.А. Флористика. М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк, 2004.
  19. Белецкая Л.Б. Креативные картины   из природных материалов.- М: Изд-во Эксмо, 2006.
  20. Головкин Б.Н.,  О чём говорят названия растений.        
  21. Смирнова Т.В. Узамбарская фиалка. Как «приручить» чудо. М.: Аквариум-Принт, 2006.
  22. Герасимов Ю.Ф., Герасимова Ф.Н. Розы. М.: Новости,1991.
  23. Лобазнов В.А. Гладиолусы. М.: Колос, 1993.
  24. Масленникова Л.А. Выращиваем гладиолусы. Ярославль, 1991.
  25. Газета «Ваши 6 соток»
  26. Журнал «В мире растений»
  27. Журнал «Цветок»
  28. Журнал «Маленький садовник»
  29. Журнал «Юный натуралист»
  30. Журнал «Домашние цветы»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа культурологической направленности "Школа юного экскурсовода (на английском языке)"

Данная программа самостоятельно разработанна для обучающихся 12-15 лет, прошедших курс обучения по программе "Английский в подарок". Повышение  мотивации к изучению английского языка и обретение...

Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа "ОбраЗ": через Образование к Здоровью

Программа социально-педагогической направленности. Для детей с 11 лет. Передполагает обучение по предметам: психологии, актерскому мастерству, социологии. Цель- социальная адаптация. По программе рабо...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по боксу, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по боксу (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функцио...