Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Ансамбль"
рабочая программа на тему

Курс обучения игре в ансамбле для детей 2-4 классов при оркестровой студии "Гармония".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzits.mlad_._ork._ansambl_oznak._ur._2_stup.-1.doc912 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Ансамбль»

(Оркестровая студия «Гармония»)



Содержание

1. Пояснительная записка        

2. Учебно-тематический план        14

3. Содержание программы        15

4. Методическое обеспечение программы        17

5. Список литературы        21

6. Приложение 1                                                                                        22

7. Приложение 2                                                                                        27

8. Приложение 3                                                                                        34

1. Пояснительная записка

Направленность

Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Ансамбль» является модифицированной, ознакомительного уровня 2 ступени и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

В настоящее время в системе ополнительного образования детей и подростков народное музыкальное инструментальное исполнительство занимает одно из ведущих мест.  

Исполнительство на русских народных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания. Умение играть на музыкальном инструменте благотворно способствует развитию эмоциональной активности, формирует более яркое эмоциональное восприятие (и воспроизведение) музыки. Интонация русской песни, напетой баяном, домрой, балалайкой, проникновенно звучащие в русском ансамбле,- не могут не задеть сокровенных сторон человеческой души. В них заложена большая сила, которая помогает в деле воспитания, творческого развития, восприятия прекрасного юных музыкантов.

Основой народного инструментального исполнительства является коллективность. «Что касается вопроса привлечения масс в самых широких размерах к активному участию в искусстве, то ясно, что из всех других видов (искусства), наиболее подходящих для этой цели, является именно коллективное занятие музыкой на народных инструментах»- говорил русский композитор балалаечник, первый создатель и руководитель Великорусского оркестра В.В.Андреев.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра в ансамбле. При игре в ансамбле ребенок приобретает первые навыки игры в коллективе. Она стимулирует быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив.

При совместном инструментальном исполнении произведения у детей вырабатывается чувство ощущения динамического ансамбля, динамической подвижности в мелодии и фразе.

Ансамбль - от французского ensemble (вместе) - означает совместное исполнение. Это наиболее общее понятие. Прежде всего, оно подразумевает наличие музыки, написанной для совместного исполнения. В соответствии с количеством исполнителей, ансамбль называется дуэтом (для двух исполнителей), трио или терцетом (для трех), квартетом (для четырех), квинтетом и т. д. Ансамбли могут быть вокальными или инструментальными. Последние всегда относятся к области камерной музыки, первые же, чаще всего, являются эпизодами оперного спектакля.

Нередко ансамблем называют объединение исполнителей на разных инструментах, певцов, танцоров. Таким образом, слово ансамбль означает еще и согласованность исполнения, общность понимания произведения всеми его исполнителями.

В занятиях по классу ансамбля  педагогом применяется дифференцированный подход к обучению. Это позволяет учащимся с любым уровнем музыкальных данных максимально развиваться, а педагогу оценивать успехи ученика с точки зрения его личных достижений.

В данной программе обучения широко используются межпредметные связи: знания, полученные на уроках сольфеджио,  младшего оркестра, специального и дополнительного инструментов, применяемые на занятиях по ансамблю, служат теоретической базой для освоения новых навыков и умений. Вместе с этим данная программа позволяет решить ряд взаимосвязанных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся и педагоги в процессе обучения. Это повышение заинтересованности учащихся - детям нравится общаться и делать что-то вместе, формирование чувства коллективизма, ответственности.  

Игра в ансамбле позволяет значительно расширить репертуар и способы его изучения. Домра, балалайка в некотором смысле ограниченные в плане диапазона инструменты, а на начальных этапах обучения многие учащиеся испытывают и чисто физические затруднения при исполнении двойных нот, аккордов. К тому же адаптация ученика к инструменту зачастую отнимает у произведения глубину и насыщенность. Переложение произведений для 2-3 инструментов делают их более легкими, доступными. Участники ансамбля получают возможность более широко знакомиться с музыкальной культурой, а произведения звучат более ярко и насыщенно. Возрастают технические и творческие возможности, обогащается динамическая и тембровая окраска произведения. Играть становится намного интереснее, а результат получается более ярким, чем при сольном исполнении.

Ансамблевое музицирование отчасти помогает решить проблему сценической скованности у учащихся. Многие дети, даже при очень хорошей подготовке в классе, на сцене теряются. Их исполнение звучит невыразительно, а иногда просто неудачно. Выход на сцену в составе ансамбля позволяет почувствовать поддержку товарищей или педагога и снимает чрезмерную нервозность перед выступлением. Особенно это хорошо отрабатывается на начальном этапе, когда учащимся предлагаются партии в унисон или с небольшими различиями, а также партии с одинаковым ритмическим рисунком.

Занятие в ансамбле - это подготовка ученика к игре в оркестре. Опытный руководитель оркестра всегда ощущает разницу в общении с оркестрантами, имеющими опыт ансамблевой игры или не имеющими такового. Как правило, первые из них обладают определенной темповой и ритмической гибкостью, хорошо чувствуют свою роль в группе, быстро воспринимают пожелания дирижера.

Программа разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса в творческом объединения во всех предметных областях, развития творческой инициативы детей, их музыкально-сценических способностей, а также формирования художественного вкуса учащихся.

Работа над ансамблевыми произведениями является неотъемлемой частью обучения учащихся в оркестровой студии «Гармония». Первоначальные навыки игры в ансамбле ученик должен приобретать с первых шагов обучения в творческом объединении.  

Отличительные особенности

Программа разработана для обучения учащихся в оркестровой студии «Гармония» ГБОУ Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи на основе обобщения педагогического опыта, с учётом особенностей образовательной деятельности творческого объединения, анализа результативности деятельности творческого объединения, с позиции требований, предъявляемым к образовательным программам как элементу российской образовательной системы и мониторинга образовательного процесса.

Программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного (оркестрового) инструментального исполнительства и мышления у детей и подростков оркестровой студии «Гармония» через овладение  основными  исполнительскими навыками игры в ансамбле различного состава (ансамбль домристов, ансамбль балалаечников, ансамбль аккордеонистов, ансамбль баянистов, ансамбли смешанного состава). 

Занятия в классе ансамбля целесообразнее начинать с дуэтов, что позволяет ученику концентрировать слуховое внимание только на двух партиях (своей и партнёра). Увеличение состава (трио, квартет, квинтет, секстет, септет, октет) будет зависеть от формирования не только игровых навыков, но и от умения ученика удерживать внимание и следить «на слух» за отдельными партиями и за общим звучанием произведения.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития учащегося.

Деятельность педагога в классе ансамбля базируется на следующих принципах:

  • доступность изучаемого репертуара;
  • внимательное отношение к личности ученика, побуждение его к творчеству;
  • предоставление возможности самовыражения, саморегуляции, инициативности;
  • всестороннее развитие учащегося учетом его индивидуальных особенностей.

Следует отметить, что различные виды ансамблей позволяют учащимся ознакомиться с отрывками из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров, тем самым, расширяя кругозор учащихся, готовя их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре.

Ансамблевое исполнительство должно способствовать активному развитию мелодического и гармонического слуха учащихся и активизировать творческое взаимодействие участников ансамбля, одновременно выявляя индивидуальные способности ребенка.

При работе над ансамблевыми произведениями у учащихся развиваются такие важные качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и другую партию, а также звучание всей музыкальной ткани произведения; воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиняться его воле; активизируется фантазия и творческое начало; повышается чувство ответственности за качественное исполнение своей партии.

В процессе работы в классе ансамбля учащийся имеет возможность:

  • применять на практике навыки игры на инструменте, приобретённые в классе по специальности;
  • развивать навык чтения с листа и умение ориентироваться в тексте;
  • вырабатывать метроритмическое ощущение при коллективном исполнении;
  • не только слышать и понимать музыкальное произведение в целом, но и учиться слышать отдельные партии, а также осмысленно исполнять свою партию, следуя замыслу композитора.

Цель: приобретение учащимися основных навыков игры в ансамбле и применение их в коллективном музицировании в составе младшего оркестра русских народных инструментов.

Задачи:

образовательные:

  • формирование основных навыков коллективного творческого музицирования, основанных на ощущении внутридолевой пульсации;
  • формирование умения слышать звучание своей партии;
  • формирование умения слышать партию партнера;
  • формирование умения слышать звучание ансамбля в целом;
  • формирование умения читать с листа свою партию и ориентироваться в ней;
  • формирование умения играть синхронно, в одном темпе, постоянно ощущая общность движения;
  • формирование умения работать над единством художественного образа произведения в процессе совместного исполнения;

развивающие:

  • формирование умения играть в ансамбле;
  • развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков;
  • расширение музыкального кругозора учащихся;
  • развитие у детей музыкального вкуса и эрудиции, навыки сценического поведения и актерского мастерства;
  • развитие у учащихся образного мышления.

воспитательные:

  • воспитание высокохудожественного музыкального вкуса;
  • воспитание творческой и учебной воли, желания добиваться поставленных целей, стремления преодолевать трудности;
  • воспитание стремления к самосовершенствованию;
  • воспитание патриотизма, любви к национальной культуре;
  • понимание и уважение культуры и традиций народов мира;
  • воспитание чёткого представления о нравственности;
  • воспитание чувства самоуважения и уважения другой личности.

В процессе реализации программы «Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Ансамбль» перед учащимися возникает комплекс учебных и творческих задач:

  • приобретение первоначальных навыков ансамблевого исполнительства;
  • приобретение простейших навыков по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;
  • приобретение практики концертных и конкурсных выступлений;
  • приобретение комплекса навыков и умений в области коллективного творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

Ансамблевое исполнительство способствует:

  • активному развитию гармонического и мелодического слуха;
  • активизации творческого потенциала ученика;  
  • расширению кругозора ребенка в различных видах искусства;
  • приобретению навыков исполнительского поведения на сцене.

К специальным задачам технического развития следует отнести развитие чувства метроритма, синхронности исполнения, приобретения аппликатурных навыков; развитие чувства партнера, умение слышать фактуру, уравновешенность динамики, соответствие тембров.

Среди задач художественно-эмоционального развития - необходимость четкой артикуляции, осмысленной фразировки, развитие образного мышления, формирование навыков совместной деятельности.

 

Возраст учащихся: 2-4 классы

Срок реализации: 1 год

Формы и режим занятий:

форма занятий - мини-групповая. Ансамбль состоит из учащихся в количестве 2-15 человек. Продолжительность занятий: 1 час в неделю (45 мин. занятие и 15 мин. организованный отдых), 44 часа в год: 32 часа аудиторных занятий и 12 часов социальная практика (другие формы работы).

Ожидаемые результаты

Учащийся ознакомительного уровня класса ансамбля должен  освоить основные  навыки игры в коллективе.

К моменту окончания обучения по данной программе у учащихся должно выработаться чувство ответственности за качество освоения собственной партии, они должны достигать при исполнении произведений точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике и различать специфику тембрового звучания.

У ученика должны развиться такие навыки, как:

- «чувство партнёрства»;

- умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений;

- навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий;

- умение передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.         

Требования к учащимся

  • воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных и творческих задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Прогнозируемые результаты образовательной деятельности определены с учётом следующих внешних объективных факторов:

  • массовое распространение у детей младшего школьного возраста нарушений психического и двигательно-моторного характера;
  • неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства;
  • отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды;
  • перегрузки в общеобразовательной школе;
  • отсутствие необходимого количества инструментов для домашних занятий.

Формы и критерии промежуточной и итоговой диагностики:

  • открытые занятия для родителей;
  • итоговые открытые занятия;
  • участие в творческих проектах художественно-эстетической направленности;
  • участие в методических семинарах различного уровня;
  • тестирование;
  • беседа;
  • участие в конкурсно-фестивальной деятельности различного уровня.

Диагностика результативности обучения осуществляется педагогом на каждом занятии, каждом открытом выступлении. Результаты заносятся в итоговую диагностическую карточку два раза в год.

Оценка творческих достижений учащегося основывается на следующих данных:

  • отношение учащегося к образовательному процессу в творческом объединении, домашняя подготовка, систематичность посещения занятий по обязательным предметам старание и прилежность;
  • активность участия учащегося в творческих проектах, открытых мероприятиях объединения и учреждения
  • результативность участия в конкурсах и фестивалях.

В течение учебного года учащиеся ознакомительного уровня обязательно выступают на различных открытых прослушиваниях с исполнением 2-3 произведений программы. 

При оценке выступления учащегося и определения уровня обученности (низкий, средний, высокий) необходимо учитывать следующие критерии:

  • «высокий уровень» обученности выставляется за технически грамотное исполнение программы, при которой достигнутая в процессе занятий исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения;
  • «средний уровень» обученности выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности. Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения;
  • «низкий уровень» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы. Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

2. Учебно-тематический план

Название разделов

Всего

(часов)

Теория

(часов)

Практика

(часов)

1. Введение в предмет.

Техника безопасности.

1

1

-

2. Организационно-подготовительный этап

2

1

1

3. Музыкально-теоретическая подготовка

6

3

3

4. Дирижёрский жест.

4

1

3

5. Инструментально-ансамблевая работа.

17

5

12

6. Итоговые занятия.

2

1

1

7. Социальная практика.

12

2

10

Итого:

44

14

30

3. Содержание программы

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: правила поведения учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества (подготовка учебного места, соблюдение правил гигиены и др.). Правила уличного движения, противопожарной безопасности, поведения на занятиях. Знакомство с образовательной программой.

2. Организационно-подготовительный этап.

Теория: беседы о музыке, ансамблях, инструментах, составах различных ансамблей, выбор репертуара, инструментовка, обсуждение особенностей инструментовки.

Практика: прослушивание аудиозаписей, анализ нотного текста, показ педагогом, выбор участников ансамбля через различные музыкальные игры-упражнения.

3. Музыкально-теоретическая подготовка.

Теория: установление межпредметных связей по основам музыкально-теоретических знаний, активизация опорных знаний по сольфеджио.

Практика: анализ исполняемого текста по схеме - название, темп, характер, размер, ключевые знаки, знаки альтерации, метро-ритм, особенности нотной записи, упражнения на сольмизацию, сольфеджирование своей партии и партии партнёра.

4. Дирижёрский жест.

Теория: изучение специальных приемов, используемых в дирижёрской практике для прекращения звучания («снятия»). Понятие «концертмейстер группы».

Практика: работа над совместным вступлением и окончанием произведения (фразы, грани формы), «ауфтактом», выработка навыков совместного выразительного исполнения.

5. Инструментально-ансамблевая работа.

Теория: изучение приёмов игры, звукоизвлечение, изучение музыкальных терминов, понятий, аппликатура, позиции, мелодия, интонация, фраза.

Практика: работа на ансамблевым звучанием коллектива (унисон, синхронность движений, ощущение единство метро-ритма и темпа произведения), выработка умений «слышать себя и партнёров», выработка навыков самостоятельно разучивать свою партию, читать с листа простейшие мелодии.

6. Итоговые занятия.

Теория: подбор программы для выступления. Обсуждение и анализ полученных знаний и умений, самоанализ.

Практика: игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на открытом прослушивании, концерте.

7. Социальная практика.

Теория: обсуждение и анализ реализации творческих проектов, беседы о музыке, анализ полученных музыкальных впечатлений.

Практика: участие в творческих проектах, конкурсах, фестивалях, репетициях коллектива, посещение концертов, творческих встреч, просмотр видеозаписей, слушание музыки, выполнение творческих заданий (рисунки, устные рассказы), совместная музыкальная практика с родителями учащихся.

4. Методическое обеспечение программы

Занятия ансамблем начинаются с первого года обучения. Младших школьников лучше всего объединять в ансамбли малой формы: дуэты, трио, квартеты, или в ансамбли определенных инструментов: домровый ансамбль, балалаечный, баянный и т.д.

В оркестровой студии «Гармония» успешно практикуются ансамбли малой формы с аккомпанементом фортепиано: домра и фортепиано, балалайка и фортепиано, в которых  партию фортепиано исполняют учащиеся студии.  

Организация деятельности ансамбля – дело творческое. Успешность творческого и воспитательного процессов зависит от подготовки и знаний педагога а также от умения общие положения методики преломлять в своей творческой индивидуальной работе.

На репетиции необходимо создать радостную, приятную атмосферу, обеспечивающую учащимся психологический комфорт, уверенность в своих силах и возможностях.

Учащиеся обладают разными музыкальными способностями и физическими данными. Первое, с чего начинается работа ансамбля, - это подбор участников коллектива, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Учитывая музыкальные и технические возможности учащихся, они распределяются по партиям и занимают свое место в ансамбле.

Каждый участник ансамбля должен быть расположен таким образом, чтобы иметь возможность слышать и видеть участников ансамбля (обычно это полукруг). Размещение ансамблистов должно быть стабильным, не изменяться в зависимости от помещения, в котором приходится репетировать и выступать. Расстояние между исполнителями должно обеспечивать слитное, цельное звучание и в то же время свободу игровых движений каждого участника ансамбля.

Одной из задач педагога при проведении репетиции является достижение максимальных результатов при минимальных затратах энергии и времени учащихся. Поэтому очень важен темп репетиции, на репетиции всегда должна звучать музыка, прерываясь лишь для ясных и четко сформулированных замечаний педагога определенным исполнителям.

Партия ансамблиста должна быть оформлена грамотно и аккуратно во избежание неточностей во время исполнения. Все штрихи, мельчайшие нюансы, аппликатура должны быть проставлены в партии. Надо учитывать, что если у струнных звучат открытые струны, то звук гаснет не сразу, поэтому, расставляя аппликатуру, педагог поможет избежать нежелательных моментов наслаивания одной гармонии на другую. Важным фактором в развитии ансамблевого исполнительства является репертуар. Это народная песенно-танцевальная музыка, переложения классической музыки, оригинальные сочинения. Вместе с тем возрос интерес к эстрадному и фольклорному направлениям, расширилась практика аккомпанементов.

Выбирая репертуар для детского ансамбля, педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения, соблюдая дидактические принципы доступности. Недопустимо включение в репертуар произведений, превышающих музыкально-исполнительские (художественные и технические) возможности учащихся и не соответствующие их возрастным особенностям. Работа участников ансамбля над такими произведениями становится препятствием для их музыкально развития и не дает положительных результатов. При выборе репертуара руководителю приходится не только опираться на учебные программы, свой вкус и желания, но учитывать целый комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню ансамблиста, быть интересным для участников и слушателей, достаточно разнообразным, чтобы с ним можно было принимать участия в различных концертах.

Важно, чтобы ансамбль имел в своем репертуаре пьесы, которые можно было бы использовать для различной аудитории, на различных мероприятиях. Каждый концерт требует соответствующих по характеру и содержанию пьес, которыми можно было бы открыть и завершить выступление, создать определенное эмоциональное состояние у слушателей.

Система обучения, включающая в себя основные принципы и главные задачи обучения, должна быть незыблемой. Методика же, определяющая пути к практическому решению этих задач может быть разной. В умении найти для ансамбля учащихся наилучший путь и темп развития проявляется диалектика педагогической работы. Педагог должен быть не только хорошим музыкантом и исполнителем, но и хорошим чутким наблюдателем и знатоком души учащегося.

Условия реализации программы

Залогом успешной творческой деятельности педагога являются предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в просторном, теплом, хорошо освещенном и проветриваемом помещении с хорошей акустикой, оснащенным необходимой аппаратурой для прослушивания и просмотра записей выступлений учащихся, известных исполнителей и коллективов. Воспитание эстетического вкуса неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте, что обеспечивается наличием концертного инструментария. Инструменты должны быть зачехлены, что удобно для транспортировки на выездных концертах. Педагог может использовать ударные инструменты: треугольники, трещотки, ложки, металлофон, бубен и другие ударные инструменты. Воспитывая в учащихся бережное отношение к имуществу класса (инструментам, пультам, подставкам, нотной литературе и т.д.), нужно продумать о приспособлениях для содержания и хранения инструментов (на стеллажах, полках, столиках, в шкафу и т.д.), учитывая определенную степень влажности воздуха в помещении.

Материально-техническое обеспечение:

Для проведения занятий по классу ансамбля необходимо:

  • аудитория для занятий;
  • стулья, школьная доска, мел;
  • пюпитры;
  • музыкальные инструменты (наименования зависят от состава ансамбля);
  • папки для партий;
  • партитуры;
  • магнитофон для прослушивания записей;
  • фортепиано.

5. Список литературы

  • З.Т. Киселева, Ю.Красильников «Социально-культурная деятельность», М.: 2004 г.;
  • М.К. Коджаспирова «Педагогика», М.: Гардарики, 2004 г.
  • И.Г. Лаптев «Детский оркестр в начальной школе», М., 2001 г.;
  • «Методические указании и контрольные задания по оркестровому дирижированию», сост. и.о. доцента Дьяченко Л.Л., доцент Черных А.Б., М., 1998 г.;
  • В. Матонис «Музыкально-эстетическое воспитание личности», Л., 1988 г.;
  • «Фольклор - музыка - театр» пол ред. СИ. Мерзляковой, М., 1999 г.;
  • П. Алексеев «Русский народный оркестр», М., 1953 г.

Приложение 1

Техника безопасности

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества

ИОТ— 017 —2009

Общие правила поведения

Учащиеся обязаны:

  • учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
  • учащиеся имеют право находиться на складе музыкальных инструментов только в присутствии педагога;
  • учащийся не имеет право самостоятельно пользоваться имуществом, хранящемся на складе (музыкальные инструменты, пюпитры, костюмы, подставки и прочее);
  • выдача музыкальных инструментов для домашних занятий учащихся со склада музыкальных инструментов производится в соответствии с требованиями сохранной расписки;
  • в случае порчи музыкального инструмента, находящегося в домашнем пользовании, материальную ответственность несут родители обучающегося;
  • учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
  • учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
  • учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
  • учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.

Запрещается:

  • запрещается приносить на склад музыкальных инструментов и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
  • бегать на складе во избежании повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
  • находиться в кабинете в верхней одежде;
  • высовываться в окна во время проветривания помещения;
  • пользоваться мобильными телефонами и плеерами.

Обязанности педагога:

  • педагог обязан обеспечить все необходимые меры для полной сохранности музыкальных инструментов и другого имущества, используемого в образовательном процессе;
  • педагог обязан следить за порядком на складе музыкальных инструментов;
  • педагог обязан сопровождать учащихся на склад для получения ими музыкальных инструментов;
  • педагог несет полную ответственность за сохранность музыкальных инструментов, используемых в образовательном процессе;
  • по окончании занятия педагог обязан проконтролировать, а при необходимости помочь учащимся убрать инструмент на склад;
  • с учетом здоровьесберегающих технологий педагог обязан подобрать музыкальный инструмент в соответствии с физическими особенностями учащихся, тем самым обеспечить правильную эксплуатацию инструмента и его сохранность;
  • педагог обязан соблюдать правила гигиены и обеспечивать порядок в кабинетах оркестровой студии «Гармония», необходимых для полной сохранности музыкальных инструментов.  

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества

ИОТ— 017 —2008

Общие правила поведения

  • учащийся приходит во ДТДиМ за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь;
  • перед началом занятия учащийся должен подготовить свое учебное место (выбрать нужный инструмент, приготовить подставки, пюпитр, нотную литературу);
  • учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
  • учащиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога;
  • во время занятий учащийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога или концертмейстера;
  • учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
  • учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
  • учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
  • при посещении ДТДиМ, учащиеся в возрасте 10 лет и старше (родители сопровождающие детей младшего возраста) обязаны предъявлять пропуск дежурному охраннику;
  • сопровождающие родители ожидают своих детей в фойе клубной части здания, проход в другие помещения не разрешается без сопровождения педагога;
  • учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.

Запрещается:

  • запрещается приносить во Дворец и на его территорию с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
  • пользоваться звуковоспроизводящей аппаратурой;
  • бегать по кабинету во избежание повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
  • находиться в кабинете в верхней одежде;
  • высовываться в окна во время проветривания помещения;
  • пользоваться мобильными телефонами и плеерами.

Правила поведения на улицах и дорогах города:

  • учащийся по дороге во Дворец творчества должен правильно оценивать окружающую обстановку и выбирать безопасный маршрут, не соглашаясь на предложения друзей пройти через пустырь, стройку, глухой переулок;
  • в общественном транспорте соблюдать правила поведения и меры безопасности;
  • переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора;
  • при переходе улицы нужно посмотреть сначала налево, затем направо;
  • запрещается переходить улицу в неположенном месте и на красный свет светофора;
  • запрещается организовывать подвижные игры рядом с проезжей частью.

Инструкция по технике безопасности

для учащихся оркестровой студии «Гармония»

  • учащимся не разрешается пользоваться розетками и любыми электроприборами самостоятельно;
  • в работе с клавишным синтезатором под руководством педагога использовать только указанный адаптер переменного тока РА- 300 или аналогичный, рекомендованный корпорацией YAMAHA;
  • учащийся не допускается к подключению адаптера инструмента к электрической сети;
  • запрещается открывать музыкальный инструмент и пытаться разобрать или модифицировать его внутренние компоненты;
  • запрещается использовать инструмент в условиях сырости и повышенной влажности, а так же при очень высокой или низкой температуре;
  • во избежание случайного падения инструмента и нанесения травмы учащемуся, не оставлять его в неустойчивом положении и использовать только специально предназначенную подставку.

Приложение 2

Аттестация учащихся

Педагогический мониторинг в рамках реализации данной программы осуществляется на каждом занятии. Цель занятия - создание условий для получения учащимся необходимых теоретических знаний, исполнительских навыков и умений и его общее музыкальное и гуманитарное воспитание.

К числу результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию; сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки детей, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;  
  • метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В рамках реализации данной программы можно выделить следующие показатели, которые позволяют оценить результативность обучения:

  • положительная динамика в развитии гибкости, вариативности, оригинальности мышления, музыкальной памяти, понимания музыкальных образов, чувства ритма и музыкального слуха;
  • мотивация к музыкальному творчеству;
  • повышение общей мотивации к учению.

Динамику результативности можно отследить по следующим показателям:

  • разнообразие музыкальных интересов;
  •  формирование общего кругозора в предметной области;
  •  стремление к общению с музыкой;
  •  эмоциональный отклик на музыку;
  • сформированность первоначальных исполнительских навыков.

При оценке выступления учащегося и определения уровня обученности (низкий, средний, высокий) необходимо учитывать следующие критерии:

«высокий уровень» обученности выставляется за технически грамотное исполнение программы, при которой достигнутая в процессе занятий исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения;

«средний уровень» обученности выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности. Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения;

«низкий уровень» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы.

Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

Требования к выступлениям учащегося в течение года:

1 полугодие – 2-3 разнохарактерных пьесы (возможна сдача оркестровых партий или исполнение программы в ансамбле с педагогом (страшим учащимся);

2 полугодие – 2-3 разнохарактерных пьесы (возможна сдача оркестровых партий или исполнение программы в ансамбле с педагогом (страшим учащимся).

Исполнение программы возможно и желательно в рамках реализации раздела «Социальная практика» (концерты, фестивали, творческие проекты).

Критерий отслеживания результатов:

  • уровень технического развития;
  • развитие памяти и внимания;
  • знания теории музыки;
  • степень овладения игры на аккордеоне;
  • развитие техники исполнения;
  • степень владение концертным репертуаром  оркестра;
  • ансамблевые навыки;
  • развитие слуха (мелодического и гармонического).

Успехи учащихся на занятиях оцениваются по трёхбалльной системе - ребёнку даётся словесная характеристика, осуществляется совместная рефлексия деятельности.

Результаты итоговой диагностики (один раз в полугодие) заносятся в индивидуальную карточку учета результатов обучения ребёнка по образовательной программе дополнительного образования детей.


Индивидуальная карточка

учета результатов обучения ребенка

по общеобразовательной программе дополнительного образования детей

Фамилия, имя ребенка________________________________________ Возраст__________

Предмет_______________________Педагог________________________________________

Название общеобразовательной программы

_____________________________________________________________________________

Дата начала наблюдения 1 сентября 20_____ года

Показатели

диагностики

_____________год обучения

Конец I полугодия

Конец учебного года

1. Теоретическая подготовка ребенка

1.1. Теоретические знания:

1.2. Владение специальной музыкальной терминологией

2. Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения)

2.2. Музыкально- слуховые представления (память, воображение)

2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху, сочинение)

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1. Личностные качества

Мотивация к музыкальному творчеству

Самостоятельность и самоконтроль

Отношение к общим делам объединения

3.2 Учебно-коммуникативные умения:

а) слушать и слышать педагога;

б) эстрадоустойчивость

в) способность к рефлексии деятельности

3.3 Учебно-организационные умения и навыки:

а) организовать свое рабочее (учебное) место;

б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

4. Предметные достижения учащегося

4.1 На уровне детского объединения (студии)

4.2 На уровне ДТДиМ (учрежденческий)

4.3 На уровне округа (окружной)

4.4 На городском уровне (Московский)

4.5 На региональном уровне (Российский)

4.6 На международном уровне

Итого средний балл:

Уровни проявления (низкий, средний, высокий)

1 балл – слабо проявляется (низкий уровень - Н);

2 балла – проявляется на среднем уровне (С);

3 балла – высокий уровень проявления (В).

Педагог дополнительного образования _______________________/_________________/

Приложение 3

Репертуарные списки ансамблей домристов

Основной

Дуэт

  • Л.Бетховен. Прекрасный цветок // Педагогический репертуар. Выпуск № 3. -  М., 1979.
  • С.Василенко. Соррентина // Педагогический репертуар. Выпуск № 1. - М., 1973.
  • К.Вебер. Хор охотников //  Педагогический репертуар. Выпуск № 2. -  М., 1977.
  • М.Глинка.  Венецианская ночь // Педагогический репертуар. Выпуск № 1. - М., 1973.
  • К.Глюк. Весёлый танец // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
  • А.Гретти. Песенка // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
  • А.Гречанинов. Весенним утром // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
  • Ивушка. Русская народная песня. Обр. А.Александрова // Педагогический репертуар. Выпуск № 4. - М., 1981.
  • Как за речкою, да за Дарьею. Русская народная песня. Обр. Н.Римского-Корсакова // Педагогический репертуар. Выпуск № 4. - М., 1981.
  • Я.Кепитис. Марш пионеров // Педагогический репертуар. Выпуск № 3. - М., 1979.
  • Ц.Кюи. Торжественный марш // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
  • И.Лотка. Контрданс // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
  • М.Мусоргский. Поздно вечером сидела // Педагогический репертуар. Выпуск № 3. - М., 1979.
  • Н.Римский-Корсаков. Колыбельная // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
  • Д.Салиман-Владимиров. Непрерывное движение // Педагогический репертуар. Выпуск № 1. -  М., 1973.
  • Песня болгарских школьников // Педагогический репертуар. Выпуск № 4. - М., 1981.
  • Б.Тобис. Колыбельная // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
  • Б.Тобис. Чеботуха // Педагогический репертуар. Выпуск № 2. - М., 1977.
  • Ай все кумушки  домой // Педагогический репертуар. Выпуск № 3. - М., 1979.
  • Посеяли девки лён. Русская народная песня // Педагогический репертуар. Выпуск № 3. - М., 1979.
  • Как ходил, гулял Ванюша. Русская народная песня. Обр. И.Савинцева // Педагогический репертуар. Выпуск № 2.- М., 1977.

Трио

  • С.Майкапар. Маленькое рондо // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.
  • С.Майкапар. Полька // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.
  • А.Гедике. Весёлая песня // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2.- Л., «Музыка», 1982.
  • Ц.Кюи. Охотник и зайка // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.
  • И.Гайдн. Танец // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.
  • Д.Кабалевский. Ночью на реке // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.
  • В.Савельев. Шуточка // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2.- Л., «Музыка», 1982.
  • И.С. Бах. Куранта // Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Учащимся ДМШ. Выпуск 2. - Л., «Музыка», 1982.

     

Примерные программы выступления на отчётном концерте

Дуэт

  • Л.Бетховен. Прекрасный цветок.
  • Ай все кумушки домой – р.н.п.
  • К.Вебер. Хор охотников.
  • И.Лотка. Контрданс.
  • М.Глинка. Венецианская ночь.
  • Ц.Кюи. Торжественный марш.

Трио

  • Ц.Кюи. Охотник и зайка.
  • А.Гедике. Весёлая песня.
  • Д.Кабалевский. Ночью на реке.
  • В. Савельев. Шуточка.

Примерный репертуарный список

  • А я по лугу – пьеса для ансамбля РНИ Е. Дербенко.
  • Ах ты берёза – Русская народная песня.
  • Ах вы сени – Русская народная песня.
  • Вейся, вейся капустка – Русская народная песня.
  • Весёлая гармонь – пьеса для ансамбля по пьесе В.Сергач.
  • Выходила на берег Катюша – фантазия на темы военных песен для ансамбля.
  • Донские напевы – пьеса для ансамбля.
  • Заводной слонёнок – пьеса для ансамбля по пьесе В.Дмитриева.
  • Ивушка – пьеса для ансамбля по пьесе В.Гридина.
  • Казачья фантазия пьеса для ансамбля по пьесе Е. Дербенко.
  • Кадриль - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.
  • Метелица - пьеса для ансамбля по пьесе В.Кузнецова.
  • На горе то, калина - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.
  • На завалинке - пьеса для ансамбля.
  • На ярмарке – пьеса для народных духовых с ансамблем РНИ.
  • Русские переборы - пьеса для ансамбля.
  • Русский сувенир - пьеса для ансамбля по пьесе А.Петрова.
  • Степь да степь кругом - пьеса для ансамбля.
  • Смуглянка – пьеса для дуэта домр с ансамблем РНИ по пьесе   А.Новикова.
  • Хороводная - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.
  • Частушечные наигрыши - пьеса для ансамбля.
  • Шуточная - пьеса для ансамбля по пьесе А. Шалаева.
  • Эх, дороги – фантазия на темы военных лет для ансамбля по пьесе А.Новикова.
  • Юмореска - пьеса для ансамбля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты