Авторская Педагогическая разработка Адаптационная программа факультативного курса по технологии для обучающихся 5-9 классов «ДЕКУПАЖ»
учебно-методическое пособие по технологии (9 класс) по теме

Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является самым популярным. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в интерьер жилого дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovaya_programma_dekupazh.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Министерство образования Иркутской области

Управления образования  администрации

Зиминского городского муниципального образования

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр развития образования»

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Рассмотрена                                                                         Рекомендована

на заседании НМС                                                               к практическому применению                                                   МБОУ «СОШ №7»                                                              Решением ГЭС                                                                                             Протокол от _______________                                           Протокол от ________________

№__________        №   ________

Председатель ______________        Председатель ______________

Авторская Педагогическая разработка

Адаптационная  программа

факультативного курса по технологии

для обучающихся 5-9 классов

 «ДЕКУПАЖ»

                                                   Автор программы:

                                                                         Сальникова Ирина Витальевна,

                                                     учитель технологии

                                                     МБОУ « СОШ №7»

г. Зима,

 2012 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3
  2. Содержание программы…………………………………………………..7
  3. Календарно-тематическое планирование ……………………………….9
  4. Методические рекомендации…………………………………………….11
  5. Используемая литература………………………………………………...12

Приложение

Пояснительная записка

Авторская педагогическая разработка   «Декупаж» разработана на основе программы  «Мастерская креатива» Парфёновой Т.А. педагога дополнительного образования г. Санкт-Петербурга, 2010 г.

Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является самым популярным. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в интерьер жилого дома.

Педагогически важно, что бы все предметы, украшения, изготовленные учащимися, непременно должны быть красивыми, а любое изделие надо не только сделать своими руками, но прежде всего, придумать его в своем воображении.

В связи с уменьшением количества часов по предмету «Технология» в базисном учебном плане общеобразовательных школ существует острая  необходимость введения дополнительных занятий, на которых учащиеся смогут овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного труда,  научиться применять на практике знания и умения, полученные на  уроках технологии.  

Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.

         Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения

        Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.

Актуальность программы продиктована требованиями времени. С развитием науки и техники появляется большое количество новых материалов для творчества, новых прикладных технологий, вызывающих интерес у детей.

Новизна программы состоит в том, что участники программы овладевают сразу несколькими прикладными технологиями, что позволяет поддерживать интерес к программе. В данной программе даются основы по следующим направлениям деятельности:

- декупаж;

- создание авторских картин;

- оформление предметов в интерьере.

Педагогическая целесообразность этой программы диктуется стремлением учащихся к познанию новых направлений и технологий в современном декоративно - прикладном искусстве.

Цель программы:

Воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству.

В процессе освоения программы реализуются следующие задачи:

Обучающие:

- знакомство и овладение детьми элементарных обобщенных технико-технологических знаний и умений; знакомство с новыми материалами и технологиями их обработки;

- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека – источником вдохновения и идей для реализации технологических замыслов и проектов.

Развивающие:

- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности, внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности).

Воспитательные:

- умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

- расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих – синтетический характер творчества, когда при создании изделия одновременно используются несколько прикладных технологий, что позволяет создавать неповторимые, уникальные, авторские вещи.

Возраст учащихся, участвующих в реализации программы.

Данная программа одинакова для учащихся с 5 по 9 класс рассчитана на возраст 11 – 16 лет. Возрастные особенности учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход к учащимся. Формирование групп происходит по желанию на свободной основе. Срок реализации программы - 1 год - 34 часа.

Освоив базовый курс, учащийся может и в дальнейшем посещать факультатив, углубляя свои знания по основным темам.

Режим занятий - 1 раза в неделю по 1 часу. 

Формы контроля знаний:

Осуществляется текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой детей по всем изучаемым темам. Отбор лучших работ, оценка их качества осуществляется при совместном анализе работ учениками и педагогом. При анализе работ отмечаются лучшие композиционные и цветовые решения, аккуратность и качество выполненных работ. Кроме того при оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе. Оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований. Кроме того, в процессе обучения для проверки результатов освоения программы учащимися используются следующие формы контроля процесса обучения:

- текущий контроль знаний в процессе устного опроса (индивидуального и группового);

- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

промежуточный тематический контроль умений и навыков после изучения тем;

- итоговый контроль умений и навыков при анализе итоговой работы.

Формы подведения итогов.

По окончанию факультативного курса «Декупаж» учащиеся  выполнят зачётную работу в форме:

  • защиты творческого проекта;
  • участие в НПК, приобретение опыта участия в городских, областных, всероссийских конкурсах и выставках;

Примерные темы творческих проектов:

  1. «Мой городок» - декупаж на часах
  2. «Природа моего края» - декупаж на стекле
  3. «Я родом со станции Зима..» - декупаж на керамической поверхности.
  4. « Школа- это жизнь!..» - декупаж на грам. Пластинках.
  5. «Мой дом- моя гордость!» - декупаж на любой поверхности, прямой и обратный декупаж.
  6. «Цветы Сибири!»- декупаж на фото рамках.
  7. «Детские мечты» - декупаж на свечах
  8. «Подарок маме!» - декупаж на деревянной поверхности.  
  9. «Приятные мелочи» - декупаж на ткани (ароматизированные подушечки).
  10. «История в чемодане» - декупаж с применением старых газет, журналов, фотографий.
  11. «У самовара» - декорирование предметов с применением кракелюра.
  12. «Аппликация на мебели» - техника «шебби - шик»

Работы учащихся примут  участие  в выставках, конкурсах, в оформлении кабинетов и оформления интерьеров жилого дома.

Содержание программы

  1.  Вводное занятие – 1 ч.

Общие понятия по технике безопасности, основы гигиены и безопасности на занятиях. Формирование интереса к декоративно- прикладному искусству. Знакомство с планом работы творческого объединения.

  1. Что может декупаж – 4 ч.

Дизайнерские возможности декупажа. Основные материалы и инструменты. С какими поверхностями можно работать. Вырезание. Способы нанесения мотива. Салфеточная техника: рамка для фотографий. Вырывание мотивов. Наклеивание рисунка. Обработка поверхности.

  1. Декупаж на пластике, виниле – 4ч.

Способы обработки поверхности. Выполнение растительного рисунка в круге. Равномерное закрашивание все плоскости круга. Часы на виниловой пластинке. Декорирование часов. Дорисовка и декор.

  1. Декупаж на деревянной поверхности – 6ч.

Подготовка поверхности и финишное покрытие. Прямой и обратный декупаж. Панно «Осень. Листопад». Эффект состаривания. Кухонная доска «Подсолнухи». Кракелюр. Дорисовка и декор. Тонировка поверхности.

  1. Декупаж на свечах – 2 ч.

Приёмы нанесения заготовки на свечу. Метод ложки. Метод фена. Декорирование готовой свечи. Фиксация рисунка.

  1. Декупаж на керамике и стекле – 3 ч.

Особенности обработки поверхности. Декупаж на стекле. Ваза «Нарциссы». Декупаж на керамике. Блюдо «Зимняя сказка».

  1. Использование открыток,  журналов, газет для оформления предметов -2 ч.

Цветное и чёрно-белое  копирование рисунков фотографий, писем и их применение  в декорировании предметов. Утончение рисунка при помощи скотча. Декупаж шкатулки с использованием газет, журналов.

  1. Декупаж на ткани- 2 ч.

Способы закрепления акриловой краски на ткани. Ароматизированные подушечки. Окрашивание кофе с добавлением корицы и ванилина.

  1. Декупаж на мебели – 5 ч.

Материалы и инструменты. Техника «шебби-шик». Подготовка и обработка поверхности.

Аппликация из текстиля. Нанесение рисунка. Фиксация рисунка акриловым лаком. Декорирование.

  1. Творческиё проект – 5 ч.

Этапы творческого проекта. Выбор техники декупажа. Подбор материалов и инструментов. Технологический этап. Декорирование. Защита творческого проекта. Выставка творческих работ.

Ожидаемые результаты

К  концу обучения учащиеся должны

Знать:

- правила ТБ;

- название и назначение ручных инструментов, приспособлений и правила безопасной работы с ними;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами, при работе с электроприборами;

- правила общения в группе;

названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- основные требования дизайна к изделиям (польза, удобство, красота);

- виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий

Уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономно расходовать материал,

- эстетично и аккуратно выполнять сборку изделий и их отделку;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

Календарно - тематический план

Содержание

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

«Знакомство с королевством декупажа». Условия безопасной работы.

1

1

2

«Что может декупаж?». Дизайнерские возможности декупажа. Основные материалы и инструменты.

1

1

3

«Хоровод красок». С какими поверхностями можно работать. Вырезание. Способы нанесения мотива.

1

0.5

0.5

4

Рамка для фотографии (салфеточная техника)

1

1

5

Горшок для цветов. Вырывание мотивов. Наклеивание рисунка. Обработка изделия.

1

0.5

0.5

6

Декупаж на пластике, виниле. Способы обработки поверхности.

1

1

7

Часы на виниловой пластинке. Выполнение растительного рисунка в круге.

1

1

8

Отработка приема равномерного закрашивания всей плоскости круга. Декорирование часов.

1

1

9

Дорисовка и декор.

1

0.5

0.5

10

Декупаж на деревянной поверхности.

1

1

11

Подготовка поверхности и финишное покрытие.

1

1

12

Прямой и обратный декупаж. Панно «Осень. Листопад».

1

1

13

Кухонная доска «Подсолнухи».

1

1

14

Эффект состаривания.

1

1

15

Кракелюр. Дорисовка и декор. Тонировка поверхности.

1

1

16

Декупаж на свечах. Приемы нанесения заготовки на свечу. Метод ложки. Метод фена. Декорирование готовой свечи.

1

0.5

0.5

17

Фиксация рисунка.

1

0.5

0.5

18

Декупаж на керамике и стекле Особенности обработки поверхности.

1

1

19

Декупаж на стекле. Ваза «Нарциссы»

1

1

20

Декупаж на керамике. Блюдо «Зимняя сказка»

1

1

21

Использование открыток, журналов, газет, цветного и черно-белого копирования рисунка, для оформления предмета.

1

1

22

Декупаж шкатулки, с  использованием газет и журналов.

1

1

23

Декупаж на ткани. Акриловые краски, лак. Способы закрепления.

1

1

24

Ароматизированные подушечки.

1

1

25

Декупаж на мебели. Техника шебби-шик.

Материалы и инструменты.

1

1

26

Подготовка и обработка поверхности.

1

0.5

0.5

27

Аппликация из текстиля. Нанесение рисунка.

1

0.5

0.5

28

Декорирование.

1

1

29

Фиксация рисунка акриловым лаком.

1

1

30

Творческий проект: Этапы творческого проекта. Выбор техники декупажа. Подбор материалов и инструментов.

1

0.5

0.5

31

Технологический этап

1

1

32

Декорирование.

1

1

33

Защита творческого проекта.

1

1

34

Выставка творческих работ

1

1

Итого

34

13

21

Методические рекомендации

Формы организации внеурочной деятельности. Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия: беседы, сообщения, просмотр и обсуждение видеоматериала,  просмотр мастер-классов в сети Интернет.

Практические занятия: творческие конкурсы, выставки декоративно-прикладного искусства, коллективные творческие работы для оформления кабинета.

Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования, музей.

Изучение данного курса предусматривает выполнение творческих проектов. Выполнение творческого проекта заключается в декорировании изделий из различных материалов (керамики, металла, дерева, ткани). При декорировании учащиеся могут использовать как готовые декупажные карты, так и подручные материалы (цветные трехслойные салфетки, рисунки, вырезанные из ткани и др.).

Дидактический материал.

Плакаты и ксерокопии с элементами техник и фотографии готовых изделий.

Изделия, выполненные в технике декупаж.

Техническое оснащение

Оборудование:

Столы, стулья, раковина с водой, электроплита, фен, клеевой пистолет.

Инструменты: Ножи канцелярские, зубочистки, набор кистей, наждачная бумага, ножницы фигурные.

Материалы: Салфетки для декупажа, краски акриловые, контуры по стеклу и керамике, клей ПВА,  лак акриловый на водной основе.

Список используемой литературы:

Литература для учителя:

  1. Барбара Алдрованди. Декупаж. Приемы. Материалы. Техники.; Контэнт, 2011 г.;

32 стр.

  1. Джулиана Альо, Азиза Каррара, Лоредана Мартино, Анна Ре. Декупаж для всех. Идеи, техника, новые тенденции.; Арт-Родник, 2010 г.; 384 стр.
  2. Маризо Лупато. Декупаж на стекле.; Арт-Родник, 2010 г.;48 стр.
  3. Маризо Лупато. Декупаж и кракелюр. Для изысканной леди.; БММ, 2011 г.;160 стр.
  4. Михаела Дольд, Христиане Рюкель. Декупаж. Украшение мебели; Арт-Родник, 2007 г.; 64 стр.
  5. Рима Айдиете. Магия декупажа.; Эксмо, 2010 г.; 136 стр.
  6. Севостьянова Н.Н. Декупаж. Лучшие советы.; АСТ, Астрель, 2011 г.;32 стр.

Литература для учащихся:

  1. Вешкина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. – М.: Эксмо, 2010. 56 стр.
  2. Зайцева А.А. Модный декупаж. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА., 2011. 80 стр.

Интернет ресурсы:

  1. http://tigris1952.narod.ru/
  2. http://hobbimania.jimdo.com/
  3. http://www.ddecor21.ru/
  4. http://s30893898787.mirtesen.ru/
  5. http://dekupaj.ru/
  6. http://stranamasterov.ru

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская педагогическая разработка адаптационного типа - программа спецкурса «Введение в социологию» для обучающихся 10-11-х классов

Программа курса «Введение в социологию» является авторской педагогической разработкой адаптационного типа, разработана на основе Программы учебного курса «Социология» Васильевой Л.В., утверж...

Авторская педагогическая разработка адаптационного типа - программа элективного курса «Исторический портрет» для обучающихся 9-х классов

Настоящий курс  по выбору ориентирован на преподавание в 9 -х классах (34 часа в год, 1 час в неделю) для обучающихся гуманитарного отделения, изучающих историю на профильном уровне и является пр...

Авторская педагогическая разработка «Основы духовной культуры» для обучающихся 5-6 классов

Авторская педагогическая разработка «Основы духовной культуры» для обучающихся 5-6 классов...

АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « Европейская и русская геральдика » 7-8 КЛАСС

программа предназначена для предпрофильной подготовке учащихся 7-8 классов по истории....

Авторская методическая разработка по факультативному курсу "Психология общения"

 Мировая педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие. Акцент в обучении смещается с передачи знаний на создание психолого-педагогич...

АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Курса внеурочной деятельности «ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ» ДЛЯ 5 КЛАССА

Мои разработки спецкурсов по математике. АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАКурса внеурочной деятельности«ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»ДЛЯ 5 КЛАССАПояснительная записка Текстов...

Авторская педагогическая разработка по внеурочной деятельности «Юный художник» для обучающихся 5 классов.

Программа  рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:Кискальт И.  Солёное тесто. – М.: АСТ-Пресс, 2001. - 1ПацциЛучия Фантазии из...