Психологический портрет обучающегося
статья по теме

Королева Тамара Валентиновна

В настоящее время в результате социально-экономических изменений, изменения структуры семьи, ее роли и функции в общественной жизни дети часто оказываются в трудных жизненных ситуациях.

Задача педагога дополнительного образования совместно с родителями, учителями школы помочь ребенку справиться с проблемами.

Поэтому для педагога очень актуально получить более глубокие знания по возрастной психологии; методам диагностики психологических особенностей учащихся.

Получить навыки коррекции выявленных проблем.

Научиться применять полученные знания в практической работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_korolevoy_t.v.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Пушкинского района Санкт-Петербурга

«Павловский»

 «Психологический портрет обучающегося»

Выполнил:

Королева Тамара Валентиновна

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2014 г.

В настоящее время в результате социально-экономических изменений, изменения структуры семьи, ее роли и функции в общественной жизни дети часто оказываются в трудных жизненных ситуациях.

Задача педагога дополнительного образования совместно с родителями, учителями школы помочь ребенку справиться с проблемами.

Поэтому для педагога очень актуально получить более глубокие знания по возрастной психологии; методам диагностики психологических особенностей учащихся.

Получить навыки коррекции выявленных проблем.

Научиться применять полученные знания в практической работе с детьми.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Ведущая деятельность в этот период – учеба.

Его характеристики таковы:

- перестройка познавательных процессов: формирование производительности, продуктивности и устойчивости – развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической);

- развитие мышления (переход от наглядно-образного к словесно-логическому и рассуждениям на уровне конкретных понятий);

- формирование саморегуляции поведения, воли;

- освоение умений читать, писать, делать арифметические вычисления, накапливать знания;

- овладение навыками домашнего труда;

- расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе;

- предпочтение развивающих игр, которым,  тем не менее, отводится второе после учебы место;

- формирование самооценки на основе учительского оценивания и достигнутых результатов в учение: часто снижение самооценки;

- появление уверенности в себе, компетентности, если имеются затруднения в учебе и родители относятся к этому критически, то возникает неверие в свои силы, чувство неполноценности, утрачивается интерес к учению, что приводит к школьным неврозам.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

В этом учебном году в одну из групп моего объединения привели девочку. С первых же занятий я обратила внимание на то, что ребенок очень тихий, робкий, малообщительный.

На начальном этапе мне казалось, что это девочка просто попала в новый коллектив и таким образом адаптируется к необычной обстановке.

Шло время, но никаких изменений в поведении ребенка не наблюдалось, это и вызвало мою тревогу.

Психологическая диагностика.

Имя: Вероника.

Возраст: 10 лет.

Характер обследования: психологическая диагностика.

Форма: наблюдение, опрос-беседа с родителями, учителем школы, тест «Лесенка» (для определения самооценки ребенка). Темперамент определялся методом наблюдения (план наблюдения в приложении).

В результате наблюдения, бесед, проведенного теста было выявлено. Темперамент – выраженный меланхолик.

Вероника по всем основным параметрам физического и психического развития соответствует характеристикам развития младшего школьного возраста. Однако, подтвердились предположения о том, что девочка очень застенчива, имеет ограниченный круг общения, малообщительна, боится в классе отвечать у доски. Семья у Вероники полная,  есть еще старший брат. Родители при беседе подтвердили мои наблюдения и сообщили, что старший брат девочки тоже имеет проблемы в общении.

По своим интеллектуальным способностям девочка ничем не отличается от других детей своего возраста, но во многих ситуациях внутренняя скованность, неуверенность в себе мешает общению и достижению более высоких результатов в учебе.

Вероника старается учиться без троек, любит читать, хорошо рисует. Мягкие игрушки,  изготовленные ее руками аккуратны, выразительны, оформление работ творческое.

По результатам теста «Лесенка» уровень самооценки низкий, сопровождающийся повышенной тревожностью, мнительностью, робостью, застенчивостью. Наличие неадекватной, заниженной самооценки нельзя оставлять без внимания, так как в дальнейшем это может сыграть отрицательную роль в обучении в старшей школе и профессиональной деятельности.

Рекомендации:

  1. Семейное консультирование у психолога.
  2. Посещение тренингов по общению.
  3. Повышение уверенности в себе.

Приложения.

  1. Изучение темперамента младшего школьника методом наблюдения.
  2. Тест «Лесенка» для определения самооценки.
  3. Опросник для родителей «Застенчив ли ребенок?».
  4. Советы для родителей «Как преодолеть застенчивость?».

Темперамент.

Изучение темперамента младшего школьника методом наблюдения.

Цель: Определение особенностей темперамента младшего школьника. План наблюдений:

  1. Как ведет себя в ситуации,  когда нужно быстро действовать:
  • легко включается в работу;
  • действует со странностью;
  • действует спокойно, без лишних слов.
  1. Как реагирует на замечания учителя:
  • говорит, что делать не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
  • возмущается тем, что ему делают замечания;
  • выслушивает и реагирует спокойно;
  • молчит, но обижен.
  1. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
  • быстро, с жаром, но прислушивается к высказыванию других;
  • быстро, со страстью, но других не слушает;
  • медленно спокойно, но уверенно;
  • с большим волнением и сомнением.
  1. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена, или сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
  • легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
  • торопиться закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
  • решает спокойно работу, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
  • сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
  1. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
  • бросает, потом опять продолжает работу;
  • решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
  • решает, не говоря ни слова;
  • проявляет неуверенность, растерянность.
  1. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
  • быстро соглашается;
  • возмущается;
  • остается, не говорит ни слова;
  • проявляет неуверенность.
  1. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
  • проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
  • проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
  • спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
  • робко знакомится с обстановкой, решение принимает неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл.№1), отмечая знаком «+», соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Таблица 1. «Схема наблюдения за темпераментом школьника».

Вариант

реакции

Пункты плана за темпераментом

1

2

3

4

5

6

7

А

Б

В

Г

Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

  • сангвинический;
  • холерический;
  • флегматический;
  • меланхолический.

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+», в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.

Источник:

Методические указания. Сост. Н.В. Ковалева. – Калининград, 1997. – 24 с.

Тест «Лесенка» (для определения детской самооценки).

Стимульный материал теста «Лесенка» - рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек.

Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок объяснение, в случае необходимости следует повторить его.

Инструкция: «Посмотри на лестницу. На самую нижнюю лесенку ставят самых плохих детей. На ступеньку повыше – ребята получше. Еще на ступеньку выше (показывать на отдельном бланке или листе) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На какую ступеньку вы сами себя поставите. Нарисуйте себя там, куда вы себя относите.

Если ребенок поставил себя на 1 или 2 ступеньку, то это говорит о низкой (заниженной самооценке). Если ребенок выбрал 3,4 или 5 – это свидетельствует о нормальном (адекватном) уровне самооценки. Если школьник выбрал 6 и 7 ступеньку, то говорят о наличии у него высокой самооценки.

Опросник для родителей, дающий возможность                          выяснить,  застенчив ли ребенок.

  1. Как много друзей у вашего ребенка?

Незастенчив ли школьник в возрасте от 6 до 17 лет по приятельски общается  с большим количеством сверстников, однако,настоящих друзей 2-3 человека.

  1. Как часто ребенок может беспричинно заплакать?

Частые слезы без веских на то причин – это ненормально. Особенно настораживать должно то, что ребенок расстраивается из-за незначительных замечаний взрослых в его адрес. Это явный признак неуверенности и смущения.

  1. Испытывает ли ребенок страх перед прогулкой в многолюдных местах?

К примеру, родители взяли своего ребенка в гипермаркет. Все время ребенок провел рядом с родителями, прячась за них, пытаясь «спрятаться» от окружающих. Отличная проверка – отдел игрушек. Если даже эта уловка на него не подействует, значит он действительно закомплексован.

  1. Насколько ребенок уверен в себе?

Проще всего оценить уровень уверенности ребенка, наблюдая за тем, как он ведет себя в группе сверстников. Когда он свободно контактирует с коллективом детей, родителям не стоит переживать, что их ребенок застенчив.

  1. Как часто ребенок винит себя?

Неважно, есть на то причина или нет, застенчивые дети постоянно испытывают чувство вины. Выпачканная футболка или развязанный шнурок, могут стать предлогом для угрызений совести, что,  безусловно,  негативно сказывается на психике ребенка.

Ответы на эти вопросы помогут выявить уровень застенчивости ребенка. Менее застенчивые дети будут обладать названными чертами в меньшей степени или всеми одновременно. Когда уровень детской застенчивости более высок – все перечисленное будет явно выражено, и не заметить этого родители не смогут.

Пути коррекции «Как преодолеть застенчивость?»

Советы для родителей:

  1. Поощряйте контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторяйте «Посмотри на меня», «Посмотри мне в глаза или я хочу видеть твои глаза». В результате сознательного закрепления этого и регулярного построения соответствующих моделей поведения ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику.
  2. Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей.  Например:  что он мог бы сказать знакомому человеку, взрослому,  с которым он раньше не встречался; приятелю,  с которым он не виделся некоторое время; новому ученику в классе; ребенку,  с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, регистрируйте беседу до тех пор,  пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.

Подсказка: тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей как беседа лицом к лицу.

  1. Отрабатывайте поведение в тех или иных социальных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию – рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.
  2. Тренировка навыков общения с младшими детьми. Филипп Зимбардо, известный специалист по застенчивости и соавтор книги «Застенчивый ребенок», рекомендует сводить застенчивых детей старшего возраста с младшим – братом или сестрой, соседским ребенком или ребенком ваших друзей – для не продолжительных игр.
  3. Создавайте условия для игр в паре. Встречи для игр в паре – лучшее средство развития социальной уверенности.  В этом случае ваш ребенок приглашает одного из своих приятелей провести вдвоем пару часов, чтобы лучше узнать друг друга и попрактиковаться в навыках завязать дружбу.

Помните! Опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет. Помогите вашему робкому малышу расправить свои нежные крылышки!

Литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология - М. – Екатеринбург, 2000
  2. Борба Мишель. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ним бороться. Пер. с  англ. – М.: Издательский дом «Вильямс»,  2005 – 320с.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - Издательство: АСТ, Астрель, 2014 – 240с.
  4. Практикум по психологии / под ред. Леонтьева А.Н., Гиппенрейтер Ю.Б, - М., 1972
  5. Рабочая книга школьного психолога / под ред. Дубровиной И.В. -  М., 1991
  6. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 1989
  7. Шишова Т.Л. Расколдуйте невидимку: Как преодолеть детскую застенчивость.  М., Никея,  2012 – 160илл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический портрет личности.

Презентация к урокам ОЗОЖ. Рассматриваются свойства личности: темперамент, характер, способности, интеллект, чувства и эмоции....

Разработка урока обществознание "Психологический портрет личности" 7 класс

Данную разработку и презентацию можно использовать на уроке обществознание в 7 классе , при изучении главы: Личность подростка....

Урок развития речи в 8 классе "Психологический портрет"

Репродукции произведений живописи, включенные в презентацию, помогут ученикам избежать типичную ошибку подмены описания повествованием....

Статья в помощь родителям "Психологические портреты детей всех возрастов"

Цель моей статьи– помочь родителям понять психологические особенностив детей всех возрастов,Каждый ребенок неповторим. Но многие глубокие различия между  поведением детей определяются их во...

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. 9 КЛ. (УМК под редакцией В. В. Бабайцевой) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА

Цель урока: определить понятие очерка;дать композиционную структуру очерка, рекомендации к написанию портретного очерка;поупражняться в составлении плана, отражающего строение очерка.Задачи: повторить...

Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему стан...

Семинар для педагогов "Психологический портрет современных детей и подростков, психологическая безопасность"

Цель:  Повышение уровня психологической и личностной компетентности педагогов в области профилактики суицидального поведения детей и подростков....