Конспект открытого занятия на тему: "Способы добычи и разведения костра"
план-конспект занятия на тему

Барышникова Любовь Васильевна

Цели:

1. Научить добывать огонь.

2. Показать роль костра в условиях автономного существования.

 

Оформление: мультимедийная презентация, мультимедийное оборудование, небольшие палки (для демонстрации видов костра).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposoby_dobychi_ognya_i_razvedeniya_kostra.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ Центр образования «Центр образования» пос. Варламово

Конспект занятия

на тему: «Способы добычи и разведения костра»

Автор: Барышникова Л.В.,

педагог дополнительного образования

структурного подразделения «ЦВР»

м.р. Сызранский, 2013 г.

Цели:

1. Научить добывать огонь.

2. Показать роль костра в условиях автономного существования.

Оформление: мультимедийная презентация, мультимедийное оборудование, небольшие палки (для демонстрации видов костра).

Ход занятия:

I

Способы добывания огня без спичек

В начале занятия я хочу обратить ваше внимание на то, что костёр в условиях автономного существования - это не только тепло и свет, но и сухая одежда, горячая вода, отличный сигнал для поискового самолёта.

Костёр-это аккумулятор бодрости, активной деятельности. При наличии спичек или зажигалки развести костёр сможет каждый, а при их отсутствии умение добывать огонь - иногда вопрос жизни или смерти.

Может сложиться такая обстановка, когда у человека нет с собой ни спичек, ни других средств. Поэтому каждый должен научиться добыванию огня без спичек, используя для этого подручные материалы. При этом желательно иметь фотоаппарат, бинокль, часы, очки, донышко бутылки, ружьё, кремень, кресало, 3-литровая банка с чистой водой.

Ответьте как эти предметы, изображенные на экране, помогут нам развести костер?

Итак, подведем итог. В солнечную погоду успех получения огня с помощью зажигательного стекла зависит от трута-сухой мох, вата, бинт, перья, сухая кора.

Давайте вспомним, как добывал огонь первобытный человек.

Ответы детей.

Кто мне сможет продемонстрировать  "Добывание огня трением".

Дети используют приготовленные небольшие палки

Заканчивая вопрос  "добывания огня без спичек", убеждаемся, что мы должны поступать как опытные люди, которые всегда берут с собой их. Хранят коробки спичек в полиэтиленовом  пакете,  оберегают  от влаги,  окунув  головки  спичек  в парафин.

рассказ педагога сопровождается презентацией (функции костра)

На экране изображены предметы

На экране рисунки-ответы

На экране рисунки с первобытными людьми добывающими огонь

II

Разведение костра

Ребята, как правильно выбрать место для костра? Каким требованиям должно удовлетворять это место?

Ответы детей (костёр должен быть разведён в стороне от деревьев, во избежание лесного пожара, место для костра должно быть защищено от ветра

Это хорошо летом, а вот зимой бывает по разному. Если снег неглубокий, надо снять его до земли. На глубоком снегу плотно его утоптать, сделать настил из брёвен и веток, нельзя разводить костёр под заснеженным деревом, снег с веток от тепла может упасть прямо на костёр.

К месту разведения костра предъявляют 3 основных требования: оно должно быть ровным, защищённым от ветра и располагаться подальше от предметов, которые могут загореться или потушить костёр.

Кроме этого важно помнить, что по мере увеличения пламени надо класть более крупные ветви, но не плотно, чтобы обеспечить хороший доступ воздуха, иначе костёр может "задохнуться".

Виды костров

А теперь поговорим о видах костров. Существует множество видов костров, которыми пользуются в зависимости от предназначения. Например, для приготовления пищи и просушивания одежды наиболее удобен костёр "Шалаш", дающий большое ровное пламя. Пригоден для этой цели "Звёздный" из 5-8 звёздообразно расположенных сухих стволов. Их поджигают в центре и сдвигают по мере сгорания.

Костер "колодец" - самый распространенный, дает низкое и широкое пламя. Незаменим если нужно приготовить пищу в большой посуде, просушить мокрую одежду. Дрова в которых укладывают наподобие сруба избы. В "колодце" топливо сгорает медленнее чем в "шалаше" образуется много углей, которые и создают высокую температуру, необходимую для быстрого приготовления пищи и высыхания одежды.

Для обогрева во время ночлега или в холодную погоду на толстый ствол веером укладывают 3-4 стволика потоньше. Такой костёр называется "Таёжный".

Костёр "Нодья" имеет сильный и продолжительный жар. Сухое бревно диаметром 40 см, разрубленное на 3 части по 2-3 м длиной, будет гореть в таком костре несколько часов.

При разведении костра следует помнить о технике безопасности и о необходимости установления наблюдения за горящим костром, разведённым для обогрева людей, в целях поддержания огня и предотвращения пожара.

Покидая место стоянки, костёр следует залить водой или засыпать землёй. И теперь то уж вы точно знаете, почему летом нельзя оставлять осколков стекла, бутылей с водой.

Ответ детей (они могут превратиться в линзу, концентрирующую солнечные лучи и стать причиной пожара)

На экране фото кострища (место у костра)

Фотографии "зимнего" костра

На экране схема с тремя требованиями к костровому месту

На экране виды костров:

- "шалаш"

- "звездный"

- "колодец"

- "таежный"

- "нодья"

Фото тушения костра (использование воды и земли)

III

Подведем итог сегодняшнего занятия.

Ответьте на вопросы:

1.   Какие способы добывания огня ты знаешь?

Ответы детей

2.   Назови типы костров, и какой костёр ты выберешь для ночлега?

Ответы детей с демонстрацией

На этом наше занятие заканчивается. Вспомним об этой теме ближе к слету юных туристов и краеведов Самарской области, там и потренируемся.

На экране фотографии детей у костра с последнего Слета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ ПТИЦЕВОДУ ПО РАЗВЕДЕНИЮ И ВЫРАЩИВАНИЮ ДОМАШНИХ УТОК»

ЦЕЛИ:- познакомить воспитанников с отраслью сельского хозяйства-птицеводством-дать необходимые знания по разведению и содержанию на приусадебном участке-утки-приобщение детей к оказанию посильной помо...

Конспект открытого занятия творческого объединения "Нирвана" тема занятия "Введение в образовательную программу"

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования, чтобы заинтерисовать детей игрой на гитаре и музыкальным творчеством....

План-конспект занятия на тему: «Способы хранения и сушки древесины»

Цели занятия:научить учащихся разбираться в составных частях ствола,коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, стимулирование двуручной деятельности), развивать воображение, образное предст...