Дополнительная общеобразовательная программа " Детское эстрадное сольное пение" (на 2014-15 учебный год)
рабочая программа по теме

Данная программа имеет ознакомительный уровень. По программе проводятся занятий для учащихся 2-4 классов по индивидуальным занятиям эстрадноым пением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Детское эстрадное сольное пение»

Направленность - художественная

Уровень – ознакомительный

Возраст учащихся – 2-4 классы

Срок реализации программы – 1 год

Авторы:

педагог дополнительного образования

Климась Александра Сергеевна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА - 2014

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Детское эстрадное сольное пение»

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель методического  совета__________________/                               /

СОГЛАСОВАНО

Управляющим  советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель управляющего  совета__________________/                               /



Предварительный просмотр:



Содержание

1. Пояснительная записка

2-12стр.

2. Учебно-тематический план

13стр.

3. Содержание программы

14-18стр.

4. Методическое обеспечение

19-23стр.

5. Список литературы

24-25стр.

6. Приложения

26-33стр.

  • Техника безопасности

26стр.

  • Аттестация учащихся

27-29стр.

  • Рекомендуемый репертуарный список

30-32 стр.

  • Виды упражнений на занятиях эстрадным пением

33 стр.


1. Пояснительная записка

Направленность

Программа «Детское эстрадное сольное пению» является модифицированной, ознакомительного уровня 1 ступени и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров.

                Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Песнопение на Руси всегда отражало, прежде всего, общественное бытие, мысли и чувства, самые личные, глубоко индивидуальные переживания человека. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Различная деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей.

                Большую роль в этом играют: концертная деятельность, участие в фестивалях, конкурсах.Полезны хорошо продуманные и подготовленные концертные выступления, на которых удается установить живую непосредственную связь с аудиторией.

Эстрадное пение, несмотря на существенные различия с академическим вокалом, базируется на физиологических принципах в работе голосового аппарата.Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются: близость к речевой фонетике, плотное звучание в грудном регистре (исключение – высокие мужские голоса), отсутствие выраженного прикрытия «верхов», использование оперного фальцета у высоких мужских голосов в верхнем регистре.

Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечеткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на нее реагирует. А правильная ясная речь характеризует еще и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей.

Одной из главных задач педагога– выявление в каждом учащемся самых лучших его физических и человеческих качеств. В контакте с ним с первых минут общения раскрывается красота этих качеств, их значимость для самого обучающегося, для его окружения, а так же необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления, имея поддержку, повышают самооценкуобучающегося, выявляютуобучающегося только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выявить себя через голос. Здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надёжным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма.

Программа «Детское эстрадное сольное пение»позволит детям реализовать своё желание – научиться правильно и красиво исполнять эстрадные произведения. Она предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но еще и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актерскими навыками. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьезных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений. В свою очередь актерское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый талантливый певец должен быть хорошим актером, герой песни – его главная роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем. А для того, чтобы выполнить поставленные актёрские задачи необходимо понять и прочувствовать душу главного героя песни, слиться с этим образом и только после этого считать произведение выученным, готовым к показу.

Отличительные особенности

Основой данной программы является учебная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств «Эстрадное пение»(составитель Палашкина Г. В.).Отличительная особенность заключаетсяв адаптированном подходе программы предмета эстрадное пение в отношении детей младшего школьного и учете уровня их психофизических способностей и возможностей.

Цель:выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребенка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием посредством обучения эстрадному сольному пению.

Задачи:

образовательные:

  • овладение профессиональными певческими навыками;
  • формирование навыков вокального интонирования и сольфеджирования;
  • овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре; дикционные навыки; навыки четкой и ясной артикуляции; ровность звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);
  • обучение вокально-техническим приемам с учетом специфики предмета «эстрадное пение»
  • овладение навыками художественной выразительности исполнения (работа над словом, раскрытие художественного содержания и выявление стилистических особенностей произведения: фразировка, нюансировка, агогика, приемы вхождения в музыкальный образ, сценическая, мимическая выразительность);
  • обучение навыкам работы с микрофоном;
  • знакомство с техникой безопасности;

развивающие:

  • развитие природных вокальных данных учащегося;
  • развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровыхвозможностей;
  • развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма;
  • развитие умения концентрировать внимание, слух, мышление, память;
  • развитие исполнительской сценической выдержки;
  • развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления;
  • развитие устойчивого интереса к вокально-исполнительской культуре;
  • духовно- нравственное развитие;

воспитательные:

  • формирование навыков организации работы на занятиях;
  • формированиенавыков самоорганизации и самоконтроля,
  • воспитание трудолюбия, целеустремленности и упорства в достижении поставленных целей;
  • формированиенравственных гуманистических норм жизни и поведения;
  • формированиетолерантного отношения к различным национальным традициям, стилям, эпохам через изучение музыкального искусства.

Возраст детей: 2-4 классы

Срок реализации: 1 год

Формы и режим работы:

  • учебное индивидуальное занятие;
  • итоговоезанятие;
  • отчётный концерт;
  • участие в конкурсах, фестивалях;
  • посещение концертов, музыкальных спектаклей.

Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут (1 час в неделю),44 часа в год: 32 часа аудиторные занятия и 12 часов социальная практика (другие формы работы).

По программе «Детское эстрадное сольное пение» приходят заниматься дети, закончившие обучение по программе «Основы обучения эстрадному пению». Также на обучение принимаются вновь пришедшие дети, имеющие определённые умения, навыки, способности. Необходимым условием для желающих заниматься эстрадным пением является наличие удовлетворительных вокальных данных, здоровый голосовой аппарат, артистические задатки.

        Набор детей на индивидуальные занятия проходит без предварительного прослушивания. Обязательным требованием является предоставление медицинской справки о состоянии здоровья ребенка и разрешении заниматься пением. Заключение специалиста считается основанием для определения певческого режима ребенка.

Программа «Детское эстрадное сольное пение» каждый год при необходимости может корректироваться в связи с изменениями требований и дополняться разными методическими разработками.


Примерная структура проведения занятияпо предмету «Эстрадное пение»

Этап занятия

(время)

Вид

деятельности

Содержание

Этапа

Примечания

1.

Организационный момент

(5 мин.)

Комплекс упражнений на эмоционально-психологическое раскрепощение учащегося.

Приветствие учащегося.Определение эмоционального и физического состояния у учащегося.

Правила работы на занятии, отношение учащегося к своему голосу.

Важна системность психологических тренингов. Они дают возможность учащемуся почувствовать себя эмоционально раскрепощенным и лучше усваивать материал.

2.

Работа над дыханием

(5-10 мин.)

Комплекс упражнений на развитие и поддержание диафрагмального дыхания.Дикционная гимнастика. Мимический тренинг и др.

Дыхательные упражнения совершенствуют технику дыхания и владение ей.

Дикционные упражнения дают возможность тренировать весь речевой аппарат и постепенно развивать мышцы органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок) необходимых для произнесения звуков. Дикционные упражнения необходимы, так какблизость к речевой фонетике – основное свойство, характерное для эстрадной манеры пения.

Важна системность занятий. Определенные упражнения должны даваться учащемуся в качестве домашней работы и проверятся на каждом последующем занятии. Упражнения можно комбинировать по занятием.

3.

Подготовка голосового аппарата

(10-15 мин.)

Вокальные упражнения – распевки.

Основная функция вокальных упражнений -  систематическое совершенствование вокальных данных: постановка правильной опоры и атаки звука, стремление к развитию и выравниванию диапазона, а так же к подвижности, легкости и гибкости голоса и т. д.

Выполнение вокальных упражнений помогает   разогреть и подготовить голосовой аппарат для дальнейшей вокальной работы.

Упражнения могут подбираться как индивидуально для каждого ребёнка, так и для группыучащихся с одинаковыми вокальными задачами или проблемами. С каждым последующим годом обучения педагог усложняет данные упражнения, либо предлагает новые

4.

Работа над репертуаром

(25- 30 мин.)

Разучивание и исполнение песен.

Работа по тексту.

Упражнения на движения по сцене.

В работе над репертуаром можно выделить следующие этапы:

- разучивание песни (точность мелодии, ритма, расстановка дыхания, стилистические моменты);

- работа по тексту (дикция,идея произведения, характер, актёрские задачи);

- исполнение песни под аккомпанемент фортепиано или минусовую фонограмму (контроль за процессом впевания, работа с микрофоном);

- сценическое движение (жест, мимика,  раскрытие образа).

Репертуар за полгода обучения должен включать в себя от 1-4 музыкальных произведений в зависимости от года обучения обучающегося. Сложность и уровень произведений определяет педагог в зависимости от  поставленных задач в обучении обучающегося и его возможностей на момент подбора песни.

5.

Итог занятия

(5 мин.)

Беседа, опрос, обсуждение и др.

Закрепление пройденного материала.

Подведение итогов по пройденному материалу.

Анализ занятия.


Деятельность педагога опирается на следующие принципы:

  • принцип направленностиобучения(воспитательная и учебная работа, и каждая конкретная педагогическая задача подчинены цели по всестороннему развитию личности ребёнка, педагога, и подчинят этой цели свою работу;системный подход к решению задач обучения и воспитания);
  • принцип систематичности и последовательности(знания, умения и навыки формируются в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового);
  • принцип доступности(обучение строится на уровне реальных учебных возможностей, что обучающийся не испытывает интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на его физическом и психическом здоровье);
  • принцип наглядности(обучение осуществляется с опорой на чувственный опыт учащегося);
  • принцип сочетания различных методов и средств обучения (в процессе обучения используются разные методы обучения - словесные, наглядные, репродуктивные и поисковые, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности и контроля;различных средств обучения);
  • принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования воспитания и развития предъявляет к результатам обучения более высокие требования, чем традиционный принцип прочности знаний. Во-первых, он требует, чтобы прочным был не только образовательный, но и воспитательный и развивающий эффект обучения. Во-вторых, этот принцип предполагает, что обучение обеспечить осмысленность приобретенных знаний. Наконец, в-третьих, он ориентирует обучение на обеспечение действенности знаний, умений и навыков, а так же способов поведения, то есть их практической направленности, обращенности к решению жизненных проблем.

Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:

  • создание творческой, психологически-комфортной атмосферы занятий;
  • реализация вокально-исполнительского потенциала обучающегосячерез концертные и конкурсные мероприятия как внутри коллектива, так и за его пределами;
  • музыкально-игровые, образно-сценические методы преподавания на всех этапах обучения.

Ожидаемые результаты

Знать:

  • начальные основы искусствапение(что такое песня и для чего она нужна);
  • строение артикуляционного аппарата;
  • особенности и возможности певческого голоса;
  • вокальный диапазон;
  • гигиену певческого голоса;

Уметь:

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • петь короткие фразы на одном дыхании;
  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • петь без сопровождения отдельные вокальные упражнения и фразы из песен;

2. Учебно-тематический план

Название разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

2

2

Развитие певческого голоса.

1

3

4

3

Расширение звуковысотного диапазона. Формирование вокальных навыков

1

3

4

4

Звукообразование в эстрадном пении.

1

3

4

5

Певческое дыхание.

1

3

4

6

Дикция.

Артикуляция.

1

3

4

7

Формирование сценической культуры.

1

3

4

8

Работа над сценическим образом.

1

3

4

9

Итоговые занятия.

1

1

2

10

Социальная практика.

2

10

12

Итого

11

33

44


3. Содержание программы

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория: беседа о вокальном искусстве. Знакомство с песней как с самым популярным музыкальным жанром. Инструктаж по технике безопасности.

Практика: прослушивание и анализ музыкального материала, применение на практике правил техники безопасности.

2. Развитие певческого голоса.

Теория: знакомство с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань - как источник звука, дыхание, органы дыхания (диафрагма как главная дыхательная мышца), голосовые связки, резонаторы (головной, грудной).Влияние резонаторов на пение.

Практика: выполнение упражнений на формирование певческой установки; выполнение упражнений наразвитие навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»);для укрепления дыхания на «стаккато»; для укрепления дыхания на «легато»;на выработку ощущения головного и грудного резонирования; упражнения в пределах терции – квинты на сочетание гласных с согласными.Упражнения для работы с микрофоном под минусовую фонограмму.

3. Расширение звуковысотного диапазона. Формирование вокальных навыков.

Теория:понятия «вокальный диапазон», «регистры» (грудной и головной регистры). Звукообразование грудного и головного регистров.Влияние грудного и головного регистров на тембр.Основы развитиявокального диапазона. Влияние природных данных на вокальный диапазон.Знакомство с понятиями «грудной регистр»; «микст или смешанный»; «головной регистр»; «свистковый регистр»; «фальцет», «штро бас»; «пение на выдохе».

Практика: упражнения на формирование навыков интонационно устойчивого пения в диапазоне 1-ой октавы;упражнения для работы над певческой позицией;для выработки ощущения головного и грудного резонирования.Упражнения на повышение и понижение голоса по словам, затем нараспев; на чередование распевной и речевой строчки; на повышение по словам, нараспев (начинать упражнение в быстром темпе и постепенно замедлять при повышении голоса, а при понижении – начинать в медленном темпе и постепенно его убыстрять); нарасширение диапазона голоса (желательно до 1,5 октав);упражнения для работы с микрофоном под минусовую фонограмму.

4. Звукообразование в эстрадном пении.

Теория: формирование подачи звука. Знакомство с понятием «речевой аппарат». Влияние речевого аппарата на формирование и подачу различных по тональной речевой высоте гласных звуков в одинаковой манере, близкой к произнесению гласной «А».Влияние свободной челюсти, подвижности языка, положения губ на звукообразование речевого аппарата и манеру исполнения.

Практика: выполнение упражнений для работы над свободной челюстью; для развития подвижности языка мышцы глотки;для положения губ в певческом звуке; для формирования подачи звука гласной «А».для правильного формирования гласных «А», «Э», «И» и их чистоты; для развития и укрепления пения согласных вместе с гласными; для работы с микрофоном с гласными и согласными звуками («Эй-Ай-Эй»; «Хэй-Хай-Хэй», «Ма-Мэ-Ми», «Бай-Май-Дай»).

5. Певческое дыхание.

Теория: основы вдоха и выдоха при пении. Знакомство с понятием «певческое дыхание» - основой вокального искусства. Особенности газообменного (физиологического) и фонационного дыхания и их отличие. Знакомство с понятием «дыхательный аппарат». Влияние дыхательного аппарата на звукоизвлечение.Знакомство с различными, специализированными гимнастиками для дыхательного аппарата и их отличие. Знакомство с понятием «опора дыхания и ее ощущениями». Знакомство с понятием «диафрагма» как главной дыхательной мышцей и ее влияние на вдох. Знакомство с понятием «мышцы брюшного пресса» и их влиянием на выдох.

Практика: специализированная дыхательная гимнастика по Стрельниковой;тренировочная гимнастика дыхательного аппарата;формирование навыков правильного вдоха и выдоха; выполнение упражнений повоспитанию навыков носового дыхания;по воспитанию навыков правильного вдоха;по воспитанию навыков правильного выдоха; тренировка мышц дыхательного аппарата;выполнение упражнений в состоянии покоя – стоя, сидя;

6. Дикция. Артикуляция.

Теория: роль резонаторно-артикуляционной деятельности в развитии певческого голоса. Знакомство с понятием «резонаторы» и где они находятся. Головной и грудной резонаторы. Их отличие. Влияние грудного и головного резонаторов на звукоизвлечение. Знакомство с понятием «артикуляция». Органы артикуляции.Знакомство с понятием «резонация» как показатель качества звучания голоса. Влияние резонации на тембр. Знакомство с понятием «внутриглоточная артикуляция». Органы внутриглоточной артикуляции. Влияние внутриглотточнойартикуляци на голосовой аппарат. Влияние артикуляции на произнесение слогов, слов, фраз.

Практика: артикуляционная гимнастика; выполнений упражнений для гласных звуков «А»; «Э»; выполнение упражнений для гласных звуков «И»; «О»; «У»; (тянем мысленно, затем вслух); для сонорных согласных «Л»; «М»; «Н»; для парных согласных «Б-П»; «Д-Т»; «Г-К».Речевойтреннинг(проза, поэзия). Выполнение упражнений по нахождению резонаторов вголовном и грудном регистрах.

7. Формирование сценической культуры.

Теория:основы сценического искусства, сценического внимания, понятие «чувство правды и вера». Знакомство с понятием «сценическое искусство» как источник познания себя, духовного обогащения и формирования мировоззрения личности, помогает осознать свое призвание, выстроить систему ценностей. Знакомство с понятиями «сценическое внимание», «чувство правды и вера» и их влияние на эмоциональное и идейное содержание в произведении.Знакомство с понятиями «этюд», «воображение». Умение раскрыть художественный образ на сцене. Умение находиться и жить в предлагаемых обстоятельствах.

Практика: выполнение упражнений и специальной гимнастики:

  • упражнения на воображаемые предметы: «рубить дрова», «подтягивать гирю», «волочить ящик или сундук», «тянуть или катить бревно», «нести мешок с картошкой», «выжимать мокрое белье», «вбивать гвоздь в стену»;
  • упражнения на предлагаемые обстоятельства (обучающемусядают задание, не намечая заранее цели действия: осмотреть комнату, измерить ее шагами; подслушать, подсмотреть что-либо; найти какой-нибудь предмет, спрятать предмет; закрыть, открыть дверь; переставить мебель.

8. Работа над сценическим образом.

Теория: способы развития творческого воображения, понятие «артистичность и эмоциональная раскрепощенность»; закрепляем понятие «воображение». Знакомство с понятием «артистичность и эмоциональная раскрепощенность» как одних из главных качеств исполнителя. Влияние артистичности и эмоциональной раскрепощенности на эстрадное исполнение.

Практика: выполнение упражнений на развитие эмоциональности и творческого воображения:

  • упражнение «Волшебники»: без предварительной беседы предложить обучающемуся с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохой «злой» волшебник и как его победил «добрый»;
  • упражнение «Танец»: предложить обучающемуся придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку (варианты «распустившийся цветок», «ласковая кошка», «снегопад», и т. д.);
  • усложнение задания – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.);

9. Итоговое занятие.

Теория: обобщение изученного материала, особенности выполнения учащимся заданий;

Практика: выполнение итогового задания (упражнений по пройденным темам учебного года).

10. Социальная практика.

Теория: повторение и закрепление учебного материала, общая культура учащихся, общие правила поведения на репетициях, а также подготовки к конкурсам, фестивалям, городским мероприятиям.

Практика: выполнение пройденного материала, исполнение изученного вокального репертуара, подготовка и участие в конкурсах, фестивалях, городских мероприятиях.


4. Методическое обеспечение программы

Программа даёт возможность:

  • развивать певческий голос: освоить технику диафрагмального дыхания; добиться чистоты интонирования и опёртого звучания голоса; расширить и выровнять диапазон певческого голоса; овладеть специфическими эстрадными приёмами в пении и многое другое;
  • овладевать навыками эстрадного сценического искусства и актёрского мастерства: научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, обучиться актёрским навыкам, усовершенствовать дикцию;
  • обучаться на практике работать с микрофоном под минусовую фонограмму: познакомиться с техникой безопасности при работе с аппаратурой, знать основные правила работы с микрофоном и уметь применять их на практике;
  • преодолевать психологические комплексы: благодаря концертной практике и повышению самооценки в процессе обучения;
  • способствовать формированию внутренней мотивации к творческому самовыражению: привить ощущение собственной значимости в обществе, стремиться к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей и развитию целеустремлённости;
  • расширять общемузыкальногокругозора учащегося: в процессе обучения познакомить обучающегося с великими произведениями советских и зарубежных композиторов.
  • прививать детям любовь к вокально-исполнительской культуре через сольное эстрадное пение;

Основная концепционная идея программы:

  • приобщать учащегося к культурным традициям вокального музыкального искусства;
  • развивать вокальные, слуховые, интонационные и другие навыки для успешной реализации своих творческих возможностей.
  • формироватьучащимся фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности в перспективе его жизненного самоопределения.

Формы занятий:

  • учебное индивидуальное занятие;
  • контрольноезанятие;
  • отчётный концерт;
  • участие в конкурсах, фестивалях;
  • посещение концертов, музыкальных спектаклей.

В основе предмета эстрадное пение лежат следующие педагогическиепринципы:

  • постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения;
  • использование ассоциативного мышления в упражнениях работы с учащимся;
  • принцип эмоционального положительного фона обучения;
  • принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащегося при руководящей роли педагога;
  • принцип уважение личности учащегося в сочетании с разумной требовательностью к нему.
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащегося;

Методы:

  • метод демонстрации: прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример;
  • словесный метод:беседа,рассказ,обсуждение, сообщение задач;
  • метод разучивания: по элементам,по частям, в целом виде;
  • метод анализа: все выступления в процессе обучения педагог совместно с учащимсяанализирует, выявляет ошибки, подчёркивает лучшие моменты выступления.

Привитие интереса к предмету эстрадное пение может проходить не только через занятия, но и через внеклассные мероприятия, такие как: конкурсы, концерты, фестивали.

Петь хочет практически каждый ребенок за очень большим исключением. А для того, чтобы дети захотели петь, нужно педагогу показать красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определённом трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.

Критерии подбора репертуара

Так как эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер, то необходимо подбирать произведение, подходящее обучающемусяпо его голосу и тембру, найти индивидуальность в манере исполнения. Необходимо осуществлять дифференцированный подход кучащимся, в соответствии с их способностями, тонко чувствовать физиологию каждого ребёнка – главное правило «Не навреди!». В мутационный (переходной) возрастной период педагог должен быть предельно осторожен и внимателен. Формы мутации протекают по-разному: у одних мягко и постепенно, у других более ощутимо (голос срывается), но тем не менее, работу над техникой не нужно останавливать, а вот репертуар следует подбирать более внимательно учитывая индивидуальные голосовые особенности и работая в ограниченном диапазоне.

Необходимо знать закономерности музыкально – певческого развития детей и уметь предугадать динамику развития обучающихся под влиянием отобранного репертуара, уметь гибко и полноценно реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни. Отбор произведений – процесс сложный: с одной стороны, в нем фокусируется педагогический и музыкальный опыт, культура педагога, с другой стороны, характер отбора обусловлен спецификой музыкального материала, особенностями тех, кто его усваивает.

Серьёзного внимания заслуживает анализ произведения в тембровом отношении, то есть выявление особенностей выразительных средств, которые могут оказать то или иное влияние на характер певческого звучания, на тембр голоса в процессе работы над песней. В течение учебного года каждый обучающийся должен освоить несколько вокальных произведений.

Весь репертуар (по принципу работы с ним) можно разделить на три категории:

  • первая категория (или высшая) – это песни высшей сложности. Они отличаются особенно широким диапазоном (более полутора октав), может присутствовать две или более модуляцией в одном произведении. Характерно наличие сложной импровизации в произведениях, обилие голосовых эффектов (мелизмы, расщепление, фальцет, глиссандо), изощрённого ритмического рисунка и других сложностей.

Например:В. Резников «Карточный домик», «Половинка»;М. Дунаевский «Ах, этот вечер»; А. Рыбников «Последняя поэма», «Алилуя любви»; Ю. Началов «Если любишь»; М. Минков «Эти летние дожди» и др.

  • вторая категория – песни достаточно сложные, характеризуются наличием больших скачков, требуют хорошей работы дыхательного аппарата. Могут присутствовать некоторые голосовые эффекты, а так же непростой ритмический рисунок. Диапазон  до полутора октав. Наличие простейшей импровизации в джазовых произведениях, а так же модуляции приветствуется.

Например: Е. Крылатов «Крылатые качели», «Прекрасное далеко»; М. Таривердиев «Маленький принц»; М. Дунаевский «Цветные сны»; «Ветер перемен»; Д. Гершвин «Летом»; А. Зацепин «Волшебник – недоучка; М. Минков «Старый рояль», «Ты на свете есть», J.Mandel «TheShadowofYourSmile» и др.

  • третья категория достаточно лёгкая, обладает следующими характеристиками: диапазон в пределе октавы, вокальная партия не содержит голосовых эффектов, искажающих голос, мелодия легко запоминается.

Например:В. Шаинский «Антошка», «Песенка крокодила Гены», «Ожившая кукла»; Г. Фиртич «Песня гангстеров»; Д. Тухманов «Дровосек – жук»; А. Рыбников «Песенка красной шапочки»; Б. Савельев «Настоящий друг»; J.Lennon «Yesterday» и др.

Условия реализации программы

Для реализации данной программы необходимо:

  • кабинет, в котором имеется доскаи музыкальный инструмент (фортепиано или синтезатор);
  • актовый зал, оснащенный микрофонами, специальной усилительной и осветительной аппаратурой;
  • мебель (стол для педагога, ученические столы, стулья);
  • TV, магнитола, микрофоны (не менее 2 шт.);
  • нотный материал, наглядные пособия по разделам программы (плакаты, картинки, таблицы, раздаточный материал);
  • методические пособия;
  • аудиозаписи.

5. Список литературы

Список литературы для педагога

1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. М.: Феникс, .2007г.

2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. М.: Лань, 2007г.

3. Сет Риггз Пойте как звезды. Санкт – Петербург, 2007г.

4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2004г.

5. Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы.Л.: Медгиз, 1970г.

6. Иванова Н.Н. Лучшие методики дыхания по Стрельниковой, Бутейко, Цигун. М.: Феникс, 2005г.

7. Львов М.Л. Русские певцы. М.:Музыка,1965г.

8. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.:Музыка 1995г.

9. Пекерская Е.М. Вокальный букварь. М.:АРТ, 2006г.

10. Романовак Л.В. Школа эстрадного пения. М.: Лань, 2007г.

11. Назаренко И. Искусство пения. М.-Л. Государственное музыкальное издательство,1948г.

12. Линклэйтер К. Освобождение голоса. М.: 1976г.

13. Быков О. Бельканто и дыхание. М.: Журнал «Физкультура и спорт», 1998г №12, 1991г №1.

14. Кобалевский Д.Б. Педагогические размышления. М.: Педагогика, 1986г.

15. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: АРТ, 2006г.

16. Чехов М.А. О технике актера. М.: АРТ, 2006г.

17.Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса.Екатеринбург, Диамант,1992г.


Словари и справочники

  1. Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь.- М., 1966г.;
  2. Кочнева И.С., Яковлева А.С. Вокальный словарь – Л., 1988г.;
  3. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах – М, 1986г.;
  4. Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов – Киев, 1988г.;
  5. Т. Вахромеева Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. – М.: Музыка, 2010 г.;
  6. М.Ф. Овсянникова Краткий словарь по эстетике. – М.: Просвещение, 1983 г.

Список литературы для детей

  1. Кобалевский Д.Б. Избранные статьи о музыке. М.: Советский композитор, 1963г.
  2. Кобалевский Д.Б. Рассказы о музыке. М.: Музыка, 1968г.
  3. Кобалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. Статьи, доклады, выступления. М.:Педагогика, 1973г.
  4. Кобалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. М.: Дет. лит., 1976г.
  5. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: АРТ, 2006г.
  6. Дьяченко Н. Музыкальные картинки – М., 1992г.;
  7. Михалева И.В. От улыбки станет всем светлей – С-Петербург, 1996г.

Интернет-ресурсы:

  1. rockvocalist.html - Техника эстрадного вокала. Гигиена голоса;
  2. vocallessons.ru - Уроки вокальных упражнений;
  3. knyazhinskaya.ru - Упражнения для развития голоса.
  4. golos.ru - Техника речи и постановка голоса;
  5. mirrosta.ru - Психологические игры и упражнения для тренингов;


Приложение 1

Техника безопасности

  • учащийся приходит за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь;
  • перед началом занятия учащийся должен подготовить свое учебное место;
  • учащийся обязан следить за гигиеной своего учебного места;
  • учащийся имеет право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога;
  • во время занятий учащийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога;
  • учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
  • учащийся обязан бережно относиться к имуществу учреждения, соблюдать чистоту и порядок;
  • учащийся обязан знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
  • сопровождающие родители ожидают своих детей в фойе клубной части здания, проход в другие помещения не разрешается без сопровождения педагога;
  • учащийся долженпроявлять уважение к старшим, заботится о младших. Учащийся и педагог обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.


Приложение 2

Аттестация учащихся

В конце каждого полугодия проводится отчетный концерт (итоговое занятие). Проверка технической подготовки учащихся, выполнение всех поставленных задач в репертуаре, чистота интонирования, правильное исполнение мелодии и ритма, работа с микрофоном и с фонограммой осуществляется педагогом во время классных занятий и на контрольных уроках в течение каждого учебного года.Успехи учащегося на итоговых занятиях оцениваются по пятибалльной системе, ребёнку даётся словесная характеристика.

Результаты заносятся в индивидуальную карточку учета результатов обучения ребенка по образовательной программе дополнительного образования детей.

Основными критериями определения навыков учащегося являются:

  • уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;
  • степень выразительности исполнения;
  • проявление творческой активности;
  • учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя;


Индивидуальная карточка

учета результатов обучения ребенка

по общеобразовательной программе дополнительного образования детей

Фамилия, имя ребенка________________________________________________ Возраст__________

Предмет________________________________Педагог______________________________________

Название общеобразовательной программы

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Дата начала наблюдения 1 сентября 20_____ года

Показатели

диагностики

_____________год обучения

Конец I полугодия

Конец учебного года

1. Теоретическая подготовка ребенка

1.1. Теоретические знания:

1.2. Владение специальной музыкальной терминологией

2. Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные  образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения)

2.2. Музыкально-слуховые представления (память, воображение)

2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху,сочинение)

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1Личностные качества

Мотивация к музыкальному творчеству

Самостоятельность и самоконтроль

Отношение к общим делам объединения

3.2 Учебно-коммуникативные умения:

а) слушать и слышать педагога;

б) эстрадоустойчивость

в) способность к рефлексии деятельности

3.3 Учебно-организационные умения и навыки:

а) организовать свое рабочее (учебное) место;

б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

4. Предметные достижения учащегося

4.1 На уровне детского объединения (студии)

4.2 На уровне ДТДиМ  (учрежденческий)

4.3 На уровне округа (окружной)

4.4 На городском уровне (Московский)

4.5 На региональном уровне (Российский)

4.6 На международном уровне

Итого средний балл:

Уровни проявления (низкий, средний, высокий)

1-2 балла – слабо проявляется (низкий уровень - Н);

3-4 балла – проявляется на среднем уровне (С);

5 балла – высокий уровень проявления (В).

Педагог дополнительного образования          __________________________________/____________________________/


Приложение3

Рекомендуемый репертуарный список

  • В. Шаинский «Чунга-чанга»;
  • В. Шаинский «Голубой вагон»;
  • В. Шаинский «Пусть бегут неуклюже»;
  • В. Шаинский «Цветной луг»;
  • В. Протасов «Ромашковая кошка»;
  • Д. Тухманов «Божья коровка»;
  • Д.Тухманов «Песенка про ноты»;
  • Д.Тухманов «Дровосек-жук»;
  • Б. Савельев «Настоящий друг»;
  • Г.Фиртич «Четыре таракана и сверчок»;
  • А.Гладких «Розовый слон»;
  • А.Рыбников «Песенка красной шапочки»;
  • Г. Гладков «Песня о волшебниках»;
  • Д. Тухманов «Папа»;
  • М. Минков «Дорога добра»;
  • Г.Фиртич «Добрый жук»;
  • Р. Паулс «Кашалотик».
  • П. Маккартни «Yesterday»;
  • Д. Леннон « Ob La Di Ob La Da»;
  • Е. Крылатов «Крылатые качели»;
  • М. Дунаевский «Лев и Брадобрей»;
  • М. Дунаевский «33 коровы»;
  • М. Дунаевский «Леди совершенство»
  • Е. Крылатов «Колокола»;
  • Е. Крылатов «Песенка о шпаге»;
  • Е. Крылатов« Мы маленькие дети»;
  • Е. Крылатов До чего дошел прогресс»;
  • В.Шаинский «Песня про папу»;
  • В. Шаинский «Уголок России»;
  • И. Николаев «Маленькая страна»;
  • Б. Потемкин «Наш сосед»;
  • А. Певзнер «Оранжевая песенка»;
  • Г. Гладков «Проснись и пой»;
  • Е. Крылатов«Кабы не было зимы»;
  • Ю. Саульский «Черный кот»;
  • Е. Крылатов «Колыбельная медведицы»;
  • Т. Хренников «Московские окна»;
  • И. Цветков «Золушка».
  • К.Кельми «Замыкая круг»;
  • М. Дунаевский «Ветер перемен»;
  • М. Дунаевский «Цветные сны»;
  • М. Дунаевский «Гадалка»;
  • М. Дунаевский «Моя маленькая леди»;
  • Д. Гершвин « Летом»;
  • С. Никитин «Летающая лошадь»;
  • В. Резников «Домовой»;
  • Е. Крылатов «Песня о надежде»;
  • Е.Крылатов «Лесной олень»;
  • Е.Крылатов «Прекрасное далёко»;
  • М.Дунаевский «Ах, этот вечер»;
  • А.Рыбников из кинофильма «Последняя поэма», «Вам и не снилось»;
  • Э. Пресли «Love Me Tender»;
  • Г. Гладков «Волшебный луч»;
  • А.Зацепин «Куда уходит детство»;
  • Г.Милютин «Все стало вокруг голубым и зелёным»;
  • А.Шевченко «Иногда»;
  • Э.Ханок «Журавлик»;
  • В.Резников «Карточный домик»;
  • Р. Паулс «Любовь настала»;
  • Р. Паулс «Эй вы там, наверху»;
  • В. Резников «Половинка»;
  • М. Минков «Старый рояль»;
  • А. Максимов «Если в сердце живёт любовь»;
  • Р. Паулс «Арлекино»;
  • Б. Рычков «Все могут короли»;
  • А. Пугачёва «Звёздное лето»;
  • М. Минков «Спасибо музыка»;
  • Ю. Началов «Блюз любви»;


Приложение4

Виды упражнений на занятиях эстрадным пением

Речевой тренинг

  • гимнастика для губ и языка;
  • комплекс мер для «согревания» мышц и подготовки их к вокальной нагрузке;
  • упражнения на произношение сонорных согласных с опущенной гортанью;
  • скороговорки с различными ритмическими заданиями.

Комплекс вокально-интонационных упражнений

  • упражнения на согревание певческого аппарата;
  • упражнения на воспитание «умной» нижней челюсти;
  • упражнение на формирование эстрадной (открытой) исполнительской культуры и формирования специальных вокальных навыков;
  • упражнения на развитие гармонического слуха, и свободного ориентирования в музыкальном материале;
  • упражнения на широкие интервалы с сохранением правильной позиции;
  • развитие навыков вокальной импровизации;
  • упражнения на овладение различными приёмами исполнения (legato, staccato, nonlegatoи др.).

Работа над репертуаром

  • прослушивание и анализ культурных образцов;
  • определение творческих задач и способов сценического воплощения выбранного репертуара;
  • самостоятельное разучивание поэтического материала и мелодии;
  • отработка интонационно и артикуляционно сложных музыкальных фраз;
  • работа над ансамблевым звучанием и нюансами исполнения;
  • подготовка и осуществление студийной записи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа " Основы игры на фортепиано" (на 2014-15 учебный год)

По данной программе ведётся образовательный процесс в музыкально-хоровом центре "Лель" ГБОУ ЗДТДиМ по предмету фортепиано для учащихся 1-2 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа " Основы игры на фортепиано" (на 2014-15 учебный год)

По данной программе проходит образовательный процесс в музыкально-хоровом центре "Лель" по предмету фортепиано с учащимися 1-2 классов....

Дополнительная общеобразовательная программа " Детское эстрадное пение" (на 2014-15 учебный год)

Данная программа имеет ознакомительный уровень 2-й ступени. По программе проводятся занятий для учащихся 2-4 классов по предмету эстрадное пение....

Дополнительная общеобразовательная программа " Эстрадное сольное пение" (на 2014-15 учебный год)

Данная программа имеет базовый уровень 1-й ступени. По программе проводятся занятий для учащихся 5-9 классов по индивидуальным занятиям  эстрадному сольному пению....

Дополнительная общеобразовательная программа. художественной направленности «Сольное пение»

Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всем богатстве ее форм и ж...