Методический доклад «Работа над репертуаром с учащимися младших и средних классов»
методическая разработка на тему

Хандогина Галина Владимировна

Учебный репертуар играет ведущую роль в развитии инициа­тивы и самостоятельности учащихся на всех этапах обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ

Г. ЕЛЬНИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(МБУ ДО ДМШ Г. ЕЛЬНИ)

216330 Смоленская область, г. Ельня, ул. Пролетарская, дом 46а

   Тел/ факс: 8-481-46 - 4-27-49

___________________________________________________________________________________________________

Методический доклад

на тему: «Работа над репертуаром с учащимися

младших и средних классов»

                                                       

Преподаватель: Хандогина

Галина Владимировна

Директор МБУ ДО ДМШ г. Ельни                    Е.М. Ворфоломеева

ДМШ, г. Ельня

2014г.

Оглавление.

1.Введение…………………………………………………………………………………3

2. Значимость муз. материала……………………………………………………………4

3.Развитие технических навыков исполнительства……………………………………..7

4.Формирование музыкального художественного и слухового представления……..

5. Заключение…………………………………………………………………………….14

6. Используемая литература……………………………………………………………..15

РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ и СРЕДНИХ КЛАССОВ.

Введение.

Успехи учащихся на всех этапах обучения зависят не только от его данных и прилежания, но так же от последовательности задач, ставящихся перед ним в правильно подобранном репертуаре.

Каждое произведение следует рассматривать как одно из звеньев в цепи правильно составленного педагогического репертуара, в процессе изучения которого учащийся решает музыкальные задачи, и приобретает определенные технические навыки. Поэтому одной из основных задач педагога является продуманное целенаправленное составление репертуара для каждого учащегося.

В основе подбора учебного репертуара должно иметь детальное изучение педагогом музыкальных данных учащихся, технической подготовленности, особенностей исполнительского аппарата, музыкального слуха, художественного вкуса, эмоционального склада, уровня интеллектуального развития.

Учебный репертуар играет ведущую роль в развитии инициативы и самостоятельности учащихся. Чем ярче и содержательнее музыкальные произведения, тем с большим интересом легче и прочнее решаются учащимися те или иные задачи.

Пьесы должны подбираться для каждого учащегося таким образом, чтобы они соответствовали уровню технического развития.

На каждом этапе обучения требования должны быть строго дифференцированы. Составляя индивидуальный план, преподаватель должен предусмотреть какие педагогические задачи будут решаться при работе над тем или иным произведением. Одной из важнейших задач всего учебного процесса является создание интересного и разнообразного репертуара.

Значимость муз. Материала.

 Большое значение имеет художественность музыкального материала на первоначальном этапе обучения, когда закладывается фундамент формирования и развития будущего музыканта - любителя и профессионала.

Эта задача решается планомерно из года в год. Завышение требований может отрицательно сказаться на формировании учащегося. 'Включение в репертуар произведений, которые на данном этапе обучения недоступны не по художественным, не по техническим задачам принесут не пользу, а вред. Но наряду с пьесами соответствующему уровню можно включать и более сложные пьесы, но за счет усложнения технических приемов в определенной степени выполнимых и не нарушающих правильного технического развития учащихся.

Упрощение материала так же может привести к отрицательному результату, который скажется в снижении интересами занятиям.

Актуальную роль в подборе репертуара должен сыграть сам ученик, ибо его заинтересованность будет стимулировать работу над произведением. Так отдельные учащиеся 2 класса . Однако ориентироваться только на вкус учащихся не следует.

Интересы учащихся должны сочетаться с задачами педагога, который постоянно контролирует своего воспитанника. Как правило, в средних классах учащиеся уже обладают определенными музыкальными навыками. Поэтому допустимо включение в репертуар изучение одного произведения по трудности превышающими несколько его возможности. Важно, чтобы оно отвечало поставленным педагогом задачам и чтобы эти задачи были решены. И хотя такое произведение не войдет в репертуар, оно может сыграть немаловажную роль в развитии его музыкальной индивидуальности, стимулируя поднятие на более высокую ступень исполнительства.

Систематическому постижению репертуара отводится большое место в подготовке учителя. Знание художественных и педагогических достоинств произведений проходит в результате многолетней работы с учениками разных способностей.

Но вместе с тем нередко педагоги пользуются лишь излюбленными и проверенными на практике произведениями, не обновляя привычный репертуарный список за счет современной музыки. В своем стремлении выявить полнее художественные педагогические достоинства репертуара преподаватель должен не только досконально изучать произведения непосредственно прорабатываемые в классе, но и постоянно знакомится с новыми, подбирая разные пьесы по стилю и жанру с установкой на развитие отдельных, чаще всего длительно формирующихся навыков./Например, произведения на развитие мелкой техники, аккордово-интервальной игры, навыков исполнения, которыми обладают кантилены./

У учащейся Курсевич М, - 4 класс, было дано уже определенное техническое произведение современного композитора Шлитца "Микки Маус" на мелкую технику. Второе произведение "Забавный Бойко",

Бхюз - она играла на аккордово-интервальную кантилену." Вальс под небом Парижа". Пьеса.

В основном при подборе репертуара должен преобладать принцип постепенности усложнения художественных и исполнительских задач. Для учащихся медленно усваивающих исполнительский приемы, необходимо с целью прочного его закрепления подбирать ряд произведений с родственными фактурными приемами. /Например, в '’Этюде" и подвижной пьесе или полифонии и кантиленной лирической пьесе/.

Для детей, воспринимающих музыку недостаточно эмоционально, желательно оживить программу яркими жанровыми произведениями.

Все учащиеся играют гаммы, этюды, упражнения в разной степени исполнения, в зависимости от музыкальных данных и от ежедневных занятий дома. Все учащиеся играют гаммы, арпеджио, аккорды.

Все эти приемы встречаются в этюдах. Есть в моем классе ученики недостаточно эмоциональные - им дается произведение танцевального хаоактера, яркого народного музыкального образа, музыка более доступная в исполнении, знакомая на слух. Эти учащиеся быстро разбирают услышанные знакомые произведения, у них появляется желание самим быстрее исполнить это произведение.

Развитие технических навыков исполнительства.

 В учебный репертуар необходимо включать не только произведения на различные виды исполнительства, но и инструктивно- тренировочный материал, способствующий развитию и совершенствованию имеющихся у учащихся технических навыков /гамм, этюдов, упражнений/.

Работа над техникой должна быть целенаправленной, а не бессмысленной. Тренировочный материал также должен подбираться с учетом возможностей учащихся и технических трудностей, которые встречаются в произведениях, намеченных для изучения. Выработанные благодаря тем или иным упражнениям технические навыки надо закрепить на художественном материале, в противном случае они неизбежно утратятся. Особое место в программе должны занять ’’Этюды" на разные виды техники. Следует выбирать этюды не только с определенной технической направленностью, но и ярким художественным содержанием.

В художественную часть учебного репертуара должны быть включены:

  1. Полифония
  2. Крупная форма - для старших классов.
  3. Произведения народного творчества /обработка, оригинальная пьеса на народную тему/.
  4. Пьесы русской и зарубежной классики.
  5.  5. Современные пьесы отечественных или зарубежных композиторов.

В основе отбора художественного репертуара должно лежать требование последовательного и разностороннего развития ученика. Необходимо предусмотреть, чтобы одно-два произведения, которые войдут в постоянный репертуар, оставались в памяти ребенка и могли быть исполнены на любом концерте. Желательно, чтобы учащиеся держали в памяти несколько произведений для учебной и концертной деятельности» для дома и для семьи. Этот репертуар должен расти из года в год, пополняясь высокохудожественными и разнообразными пьесами.

Формирование музыкального художественного и слухового представления.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

        Основой художественного материала является русская народная песня и музыкальный фольклор народов разных стран, а также произведения народных композиторов» разнообразные по стилю и жанру.

Художественный материал дает возможность решить основные задачи обучения игре на баяне - формирование первоначального музыкального художественного и слухового представления, развитие творческой фантазии, расширение кругозора.

Значительное количество пьес имеет диапазон квинты, что важно для освоения и закрепления первоначальная аппликатурных закономерностей, и для приобретения технических навыков. Поэтические тексты лучше помогают раскрытию музыкально-художественного образа, образа пьесы или песни. Многие музыкальные произведения дети слышат в исполнении в быту, по телевидению и радио, на уроках музыки.,

Все это формирует навыки музицирования, воспитывает умение слушать себя, активизирует творческое мышление ученика.

В пьесах используются разнообразные средства музыкальной выразительности. Это и динамические оттенки и штрихи, ритм, аппликатура, и игра в разных октавах для изменения характера пьесы. Все это помогает исполнить пьесу грамотно, выразительно, передать характер и настроение музыки, ярче раскрыть музыкально- художественней образ пьесы.

При ознакомлении с новым произведением, существует определенная методика разучивания:

  1. Педагог читает слова песни.
  2. Педагог играет мелодию песни правой рукой и одновременно поет.
  3. Педагог и ученик поют вместе под звучание мелодии на инструменте.
  4. Ученик поет песенку под игру педагога.
  5. Ученик поет и одновременно прохлопывает ритмический рисунок.
  6. Педагог играет и поет с учеником песенку, называя ноты.
  7. Педагог играет и поет песню, вместе с учеником определяя место смены меха - по вдоху между фразами.
  8. Ученик играет песенку несколько раз, разными вариантами исполнения: играть и одновременно петь мелодию со словами, играть и петь, называя ноты, играть мелодию без слов.

Большое внимание на уроке уделяется слушанию музыки. Исполнение педагогом подобранных для слушания пьес воспитывает музыкальный вкус учащегося, прививает определенную манеру исполнения, расширяет кругозор, разнообразность репертуара. Слушанию произведений сопутствуют беседы - диалоги о характере, содержание, выразительных средствах прослушиваемой пьесы. Исполнение музыки учителем должно служить образцом для ученика.

Игра в ансамбле должна входить в план каждого урока. Совместное музицирование способствует развитию чувства ритма, обогащает гармонический слух, развивает навыки чтения с листа. Учитель и ученик во время игры - одно целое, это сближает их, благотворно сказывается на взаимоотношениях.

На уроке ведется работа с магнитофоном. Эта методическая «изюминка» очень нравиться детям. Игра под фонограмму развивает умение слушать и слышать. Воспитывает у исполнителя ритмическую дисциплину, ощущение темпа, исполнительской выразительности.

На первоначальном этапе ученик должен слышать и запомнить правильное звучание и стремиться сыграть так же. Во время игры нужно заострять внимание на исполнение сильной доли, выделение которой достигается за счет глубокого погружения клавиши, соответствию первой ноты такта.

        Характер и форма произведения нужно выяснять с учеником перед игрой. Характер веселый, шуточный, танцевальный, легкость.

Выработка чувства, осязательных ощущений, умение находить нужные клавиши и соизмерять мышечные усилия с упругостью клавиш, не допуская чрезмерного давления и прогиба суставов, сохранять контроль над правильным положением левой руки.

Освоение навыка вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры, выполняется по слуху, по показу педагога. Перед началом игры необходимо четыре пальца разместить на втором ряду левой клавиатуры, на клавише соль - расположить второй палец, на до - третий, на фа - четвертый, на черной - пятый палец. Упражнение исполняется третьим пальцем, остальные, неиграющие пальцы - это «дружная семейка», поднимать их не следует. Кисть смещается вверх или вниз при неизменном положении пальцев.

                

Русские народные песни - это душа а народа, отражает все стороны его жизни и быта. Они сопровождают человека всю его жизнь. Поэтому песни бывают самые различные по характеру - спокойные и напевные /колыбельные, о природе, веселые и грустные зависимости от содержания текста песни/.

Далее, учащаяся 1 класса Хандогина Анна исполнила ряд разнообразных пьес:

  1.  Г. Портнов "Песня ежихи из английской сказки "Ухти-тухти".

Ухти-тухти, ухти-тухти,

Я лесная прачка.

Ухти-тухти, я стираю,

Белкам и собачкам.

2.Русская народная мелодия "Мы сидели у окна"

Мы сидели у окна,

Постучалась к нам весна.

Зайчик солнечный блеснул,

Солнце в лужицы плеснул.

3.Немецкая народная мелодия "Лиса-плутовка".

Кто гусей у нас таскает,

Что за чудеса?

Это ферму навещает.

Рыжая лиса.

4.Украинская народная песня "Весняночка"

Ой, бежит ручьем вода,

Нету снега, нету льда.

припев: Ой, вода, ой, вода,

Нету снега, нету льда.

5.Д.Кабалевский "Маленькая полька".

6.Эстонский народный танец "Петушиная полька".

7.Болгарская народная песня "Пчелка".

8.М.Качурбина "Мишка с куклой пляшут польку".

9.Детская песня "Птичка".

10.Украинская народная песня "Веселые гуси".

лили у бабуси Два веселых гуся:

Один серый, другой белый,

Два веселых гуся.

11. Г. Гладков "Песенка львенка и черепахи".,

-        Я на солнышке лежу,

Я на солнышко гляжу,

Все лежу, и лежу,

И на солнышко гляжу.

12. М. Цитович "Песенка Винни-Пуха"

Очень мил бывает кролик

Иногда, -иногда,

В ним приятно сесть за столик

Да-да-да! Да-да-да!

Хорошо живет на свете

Винни-Пух, Винни-Пух,

Оттого поет он эти песни вслух,

Песни''вслух!

Рожкова Юля - учащаяся 2 класса.

Г. Беренс "Этюд" /С/.

Уже во 2 классе ведется работа над техникой, целенаправленно. Ученике дан этюд с учетом возможностей учащейся и техническими трудностями, которые там встречаются. Игра гамм - до, соль, фа и упражнений, на закрепление и развитие определенных технических навыков / это и гаммообразные движения в пьесах, этюдах, закрепление позиционной игры 1., 2 и 3 позиций. Этюды должны звучать не только технично, но и решать художественные задачи, звучать выразительно.

Украинская песня "Ты до меня не ходи".

Эта народная песня отражает все стороны жизни и быта людей. Они сопровождают человека всю его жизнь. Поэтому песни бывают самыми различными по характеру - спокойные и напевные, о природе, колыбельные, веселые и грустные, в зависимости от содержания текста песен. Эта песня веселая, пожвижная. Строится по принципу - запев-припев, куплет написан в форме, периода и состоит из 2-х мелодических одинаковых фраз, Мелкие длительности /16/ при соединении воспринимаются учеником с большим трудом, целесообразно и поиграть в медленном темпе. Есть сложные моменты - это игра поступенного движения в правой руке /нисходящая/, к левой - /восходящая/, разными штрихами, в левой руке скачкообразное движение,, все это создает трудность на данном этапе ведется работа по созданию музыкального образа.

При разучивании музыкального произведения ученик должен зрительно изучить текст, обратив внимание на размер, знаки альтернативы, длительности звуков, их соотношения по высоте, полезно простучать или прохлопать ритмический рисунок мелодии и аккомпанемента со счетом, трудные места проигрывать и разбирать отдельно несколько раз, произведения легче разучивать по частям, фразам, мотивам.

Уже в начале работы над произведением надо стараться запомнить его наизусть, чтобы исполнения руководили слуховые представления.

Важная часть работы составляет определение характера произведения и поиски выразительных средств исполнения, работа над звуком, штрихами. Усложнять материал следует постепенно, чтобы ученик не испытывал затруднений. Яркое художественное исполнение невозможно, если игра неудобна. Это зависит от аппликатуры, правильного чередования пальцев, этому способствует систематическая игра гамм, арпеджио, аккордов и ритмических упражнений.

Заключение

Каждый урок должен проводиться интересно, увлекательно, оставляя у ученика чувство удовлетворения, должен приносить ученику новые знания, умения, навыки.

Прозвучала эстонская народная песня " 0 прялке".

Украинская народная песня "Ой, за гаем, паем".

Пьеса А.Филиппенко "Веселый музыкант".

        Пьесы прозвучали образно, в подвижном темпе, весело,

учащаяся старалась показать свой интерес к исполнению этих пьес. Была проделана работа над определением характера произведений, средств выразительности. Все произведения доступны и интересны ученице, она с увлечением занимается на уроках, проявляются творческие способности, развивается самостоятельность, формируются навыки музицирования, активизируется творческое мышление ученицы.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. В. Лушников

"Методические рекомендации".

"Советский композитор", 1982г.

2.И. Алексеев

"Методика преподавания игры на баяне", - М», 1987г.

3.Ю. Акимов

"Баян и баянисты",-М: "Советский композитор", 1974г.

4.Б. М. Егоров и С.М. Колобков

"Баян и баянисты". Сборник методических статей. М., 1987г.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад: "Работа в малых группах"

Для того, чтобы все смогли поучаствовать в обсуждении, высказать свое мнение и помочь друг другу в решении задач, применяется работа в малых группах....

Методический доклад «Работа над звуком в начальный период обучения в классе специального фортепиано»

Методический доклад«Работа над звуком в начальный периодобучения в классе специального фортепиано»...

Методический доклад. "Работа над мелкой техникой".

Ежедневные упражнения для юных музыкантов, сочиненных английской пианисткой и педагогом Эдной Майе Барнем. Любовь к движениям положена в основу сборника. Упражнения из этого сборника легко у...

Методический доклад "Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке"

Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке...

Методический доклад «Работа над полифонией», 2021 год

Методический доклад «Работа над полифонией», 2021 год...

Методический доклад "Работа над полифонией в младших и средних классах"

Методический доклад "Работа над полифонией в младших и средних классах"...

Методический доклад: «Работа и творческое взаимодействие концертмейстера с педагогом-инструменталистом и учеником. Самостоятельная работа концертмейстера.»

Концертмейстеру принадлежит очень важная роль в образовательном процессе - будить творческую фантазию ученика, создавая своим исполнением качественную художественную среду для создания музыкально- худ...