Мазурки и этюды Шопена
план-конспект урока на тему

Шнайдер Любовь Викторовна

План открытого урока по музыкальной литературе (III-V класс)

Тема: «Мазурки и этюды Шопена»

Программные задачи:

1. познакомить с особенностями мазурок и этюдов Шопена;

2. закрепить знание биографии Ф. Шопена;

3. активизировать на уроке работу с учебником;

4. проследить межпредметные связи музыкальная литература-сольфеджио (интервалы, буквенное обозначение тональностей, лады в музыке), музыкальная литература – специальность (мазурки, этюды);

5. продолжать развивать умение активно воспринимать классическую музыку;   

6. расширять музыкальный кругозор учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shopen_mazurki.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ»

Преподаватель: Шнайдер Л.В.

План открытого урока

по музыкальной литературе (III-V класс)

Тема: «Мазурки и этюды Шопена»

Программные задачи:

1. познакомить с особенностями мазурок и этюдов Шопена;

2. закрепить знание биографии Ф. Шопена;

3. активизировать на уроке работу с учебником;

4. проследить межпредметные связи музыкальная литература-сольфеджио (интервалы, буквенное обозначение тональностей, лады в музыке), музыкальная литература – специальность (мазурки, этюды);

5. продолжать развивать умение активно воспринимать классическую музыку;    

6. расширять музыкальный кругозор учащихся.

Музыкальный материал:

Ф. Шопен. Мазурка C dur

Ф. Шопен. Мазурка  a moll

Ф. Шопен. Этюд №15 c moll

Ф. Шопен. Этюд №3 E dur

Наглядность и оборудование:

  1. Портрет Ф. Шопена
  2. Музыкальный центр, аудиозаписи.
  3. Кроссворды (по количеству уч-ся).
  4. Учебники (по количеству уч-ся).

План урока:

I. Опрос: 1. Работа с кроссвордами. (10 мин.)

II. Объяснение новой темы: (25 мин.)

На прошлом уроке мы познакомились с биографией великого польского композитора и пианиста Фридерика Шопена, а теперь приступаем к разбору его творчества. Шопен оставил исключительно фортепианное наследие и сегодня на уроке мы поговорим о мазурках и этюдах Шопена.

Итак, что такое «мазурка» - заслушать небольшое сообщение уч-ся.

Мазурка – польский народный танец в трёхдольном размере. Ритм танца изменчив, акцент падает на последнюю долю такта. Танец произошёл от трёх народных танцев – мазур, куявяк, оберек.

Мазурки Шопена – картинны, сам композитор называл их «obrazki» (картинки).

Мазурка до мажор – деревенский праздник, «мазурка мазурок». Состоит из ряда самостоятельных танцевальных мелодий. Начало – гудит квинта. Сколько ступеней содержит квинта, тоновая величина, обозначение. Построить квинту от ноты «до». Сыграть тему – проследить муз. фрагмент №101 по учебнику. Данное начало изображает звучание волынки – национального духового инструмента (показать волынку).

Мелодия весёлая, подвижная с чётким, острым ритмом. Общая пляска сменяется сольным номером.

Затем «танец девушек» - нежная лёгкая музыка.

«Мельница» - шутливое замешательство танцоров.

Лидийский лад (мажорный лад с IV повышенной ступенью). (На доске написать, посмотреть в нотном примере).

В конце возвращается основная тема мазурки.

 Слушаем Мазурку до мажор – Диск 10 (5 кл.) тр. 7

Мазурка ля минор – образы Родины (жил в иммиграции).

I часть – в начале задумчивая грустная мелодия. Движение по основным звукам ля минорного трезвучия (вспомнить – осн. зв. – I, III, V ст., сыграть и спеть их). Проследить муз. фрагмент №103 по учебнику. Медленный темп, лёгкий акцент на 3 доле - изящество.

II часть – задорный деревенский праздник.

III часть – возвращается нежная грациозная тема из I части.

Слушаем Мазурку ля минор – Диск 10 (5 кл.) тр. 9

Перейдём к «этюдам» - заслушать небольшое сообщение уч-ся.

Этюд – пьеса, предназначенная для развития технических навыков игры на каком-либо инструменте. Развитие виртуозных приёмов крупной техники (октавы, двойные ноты, аккорды, арпеджио), развитие бисерной техники (мелкой) или мягкости и певучести.

Этюд до минор  «Революционный» - выражение гневного протеста и острой душевной боли, охватившего композитора, когда он узнал о подавлении восстания против русского самодержавия в Польше. На фоне бурных стремительных пассажей звучит призывная волевая мелодия, призыв к борьбе.

Слушаем Этюд №12 –  Диск 10 (5 кл.) тр. 15

По страстному эмоциональному накалу революционный этюд Шопена родственен героической музыке Бетховена.

(Этюд ми мажор – «песня без слов».)

I часть – мелодия отличается глубиной, мягкой задушевной напевностью. Медленный темп, плавное движение, мажорный лад, но оттенок светлой печали.

II часть – подобно морским волнам в шторм – пассажи, сила звука – ff.

III часть – повторение I части.

Это любимый этюд Шопена.

(Слушаем Этюд №3 –  Диск 10 (5 кл.) тр. 17)

III. Итог – выставить оценки. (5 мин.)

     Домашнее задание – с. 154-158, 165-168, выучить 1 тему из любого произведения.  

Литература

1. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран./ М. «Музыка», 2000.

2. Гуревич Е. История зарубежной музыки. / М. «Academa», 2000.

3. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. / М. «Музыка», 1982.

4. Роланд Вернон. Жизни великих музыкантов. / М. ТОО «ПОМАТУР», 1996.

5. Брянцева В. Музыкальная литература зарубежных стран. / М. «Музыка», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока "Могучее царство Фредерика Шопена"

Представлен план - конспект урока о творчестве польского композитора Ф. Шопена, проникновение в поэтический музыкальный язык, содержание произведений этого гениального польского композитора.Какие «веч...

презентация "Музыкальный мир" о жизни и творчестве Ф.Шопена

Шопен – классик польской музыки. Его имя стоит рядом с именами таких гениальных музыкантов, как И. С. Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский. Одно из замечательных свой...

презентация "Музыкальный мир" о жизни и творчестве Ф.Шопена

Шопен – классик польской музыки. Его имя стоит рядом с именами таких гениальных музыкантов, как И. С. Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский. Одно из замечательных свой...

Тест по творчеству Ф. Шопена

тест поможет учащимся проверить свои знания по творчеству великого польского композитора  Ф. Шопена...

Презентация к уроку музыки. Биография Ф.Шопена. Прелюдии № 7 и № 20

Презентация к уроку музыки для начальной школы. Биографические данные о жизни польского композитора Ф.Шопена.Понятие о музыкальной форме - прелюдия.Краткая характеристика прелюдий № 7 и № 20....

Презентация к уроку "Не смолкнет сердце чуткое Шопена. Танцы, танцы, танцы".

В презентации представлены определения танцев - мазурка, полонез, вальс. Каждый танец дополнен аудиозаписью и рисунком. Основные даты из жизни Шопена, фотографии рассказывают нам о творчестве великого...

Мазурки в творчестве Шопена

Мазурка-любимый танец польского народа. Его отличительные черты: трехдольный метр ,быстрое движение в сочетании со своеобразным прихотливым ритмом( акценты, подчас резкие, могут смещаться на вторую ил...