Методические рекомендации проведения интегрированных занятий в учреждении дополнительного образования
методическая разработка на тему

Дмитриева Ирина Ивановна

Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  образовательное

учреждение  Саратовской области дополнительного  образования детей

«Областной детский экологический центр»

410054, город Саратов, ул. Новоузенская, д. 156.

Тел./факс: 8 (8452) 56-11-60

Интегрированные циклы занятий

в Областном детском экологическом центре

как форма развития экологической культуры и художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста

Автор:

Дмитриева Ирина Ивановна,

педагог

дополнительного образования

ГБОУСоДОД «Областной детский

экологический центр»

Саратов

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка _        …………………………………………………………………..3

1. Формирование художественно-творческих способностей младших школьников в объединениях Областного детского экологического центра        …………………………..5

 2. Особенности организации и проведения интегрированных занятий как формы развития экологической культуры и художественно-творческих способностей младших школьников в экологических объединениях  ……………………………….9

3. Методическая разработка вводного занятия интегрированного цикла "Музыка природы"…………………………………………………………………………………13

Заключение        ……………………………………………………………………………...16

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов        ………………………….18

Пояснительная записка

В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества – политике, экономике, науке и образовании, культуре, наблюдается изменение ценностных ориентаций. Обусловлено данное явление сменой цивилизаций, произошедшей на рубеже XX и XXI веков. Век техники постепенно уступает место веку человека, и человечество ведет творческий поиск путей перехода от техногенной цивилизации к антропогенной цивилизации будущего. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего образования нового поколения.

В настоящее время наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности, поскольку реалии сегодняшнего дня требуют активного, творчески инициативного отношения к явлениям окружающей действительности.

Творческое отношение к окружающему и окружающим формируется в разных условиях, под влиянием различных обстоятельств. Принципиально важную роль при этом играет учебно-воспитательный процесс в учреждениях дополнительного образования. Особого внимания заслуживает образовательный процесс в начальных классах, который, действуя всесторонне и разнопланово, способен существенно интенсифицировать развитие и обогащение творческого потенциала и экологической культуры личности. Стратегия современного дополнительного образования заключается в предоставлении обучающимся возможности проявить свои таланты и творческий потенциал.

Так, в соответствии с реализацией идей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (2010 г.), озвученной Д.А. Медведевым, новая школа – школа будущего, должна быть направлена на формирование творческих компетентностей и самостоятельности, что обеспечит в дальнейшем переход молодежи к реальной самостоятельной жизни [1].

Одним из эффективных средств решения данной проблемы в дополнительном образовании может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у детей младшего школьного возраста представления о целостной картине мира. Кроме того, грамотное интегрирование предметов на материалах таких областей, как экология, изобразительная деятельность, музыка, театральное искусство, способствует наиболее выразительному проявлению художественно-творческих способностей младших школьников.

Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами.

По существу, интеграция обучения в дополнительном образовании младших школьников имеет целью заложить основы целостного представления о природе и обществе и сформировать собственное отношение к законам их развития. Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане, в художественном произведении и научно-познавательной статье, с точки зрения эколога и художника слова, живописца, музыканта и т.д.

Таким образом, проблема интеграции содержания дополнительного образования актуальная и разносторонняя. Комплексное решение её даёт возможность устранить целую группу разногласий, стоящих перед системой образования на протяжении длительного времени.

На основании опыта работы объединений «Живая планета», «Мир вокруг нас» нами были разработаны методические рекомендации по проведению интегрированных занятий для детей младшего школьного возраста, направленные на формирование экологической культуры и развитие художественно-творческих способностей.

Формирование художественно-творческих способностей младших школьников в объединениях Областного детского экологического центра

Решение проблем развития художественно-творческих способностей младших школьников возможно лишь при выявлении особенностей формирования данного вида способностей у детей младшего школьного возраста.

В различные периоды развития ребенка значение для него различных видов искусства, как языка общения с миром, различно. На какой-то период времени тот или иной вид искусства становится для ребенка доминирующим. Для развития ребенку жизненно необходимо заниматься различными видами искусств: музыкой, изобразительным искусством, художественным (музыкально-пластическим) движением. Творчество детей младшего школьного возраста характеризуется синтезом стремлений ребенка одновременно к нескольким видам искусств. Увидеть музыку, понять движение, уловить, почувствовать настроение, мысленно представить себе художественный образ – в этом состоит суть процесса формирования культуры чувственного восприятия и образного мышления ребенка младшего школьного возраста. Созданный образ проходит через эмоциональную сферу ребенка, открывая новые возможности для ассоциативного перевода этого образа из одного вида искусств в другой, устанавливая связи похожего и разграничивая возможности каждого вида искусств [9].

Но в реальной жизни программы обучения предполагают приобретение детьми умений и навыков в каком-либо одном виде искусства, в основу содержания которого положены соответствующие этому виду профессиональные умения, и где творчество детей оценивается чаще всего в соответствии с критериями профессионализма. Такие характер обучения и способ оценки не учитывают природу детского сознания, возрастных особенностей развития детского организма. Кроме того, традиционный процесс обучения наполнен преимущественно репродуктивной деятельностью обучающихся, рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной информации. Особенно негативно такая организация учебного процесса отражается на детях младшего школьного возраста, поскольку этот период с психолого-педагогических позиций является наиболее сензитивным к творческому поиску [3, 7], именно в этом возрасте закладываются основы учебной деятельности и общего развития школьников.

Учитывая вышеизложенное, в экологических объединениях «Живая планета» и «Мир вокруг нас» Областного детского экологического центра были созданы определенные условия для развития художественно-творческих способностей младших школьников, учитывающие возрастные особенности обучающихся и способствующие наиболее полному раскрытию личности ребенка.

Анализ научно-методической литературы в области экологического и эстетического воспитания позволил нам сделать вывод, что для развития экологической культуры и художественно-творческих способностей младших школьников необходимы определенные условия [6, 8]. Среди последних, можно выделить естественные и педагогические условия.

Естественные условия:

1. непосредственное общение с природой;

2. жизненный опыт;

3. семейные условия;

4. личностные и групповые мотивы поведения;

5. общественное мнение.

Особым условием, обуславливающим специфику экологического и эстетического воспитания, является организация целенаправленного общения с природой. В этом случае реализуется принцип природосообразности, который в настоящее время становится ведущим во всей системе образования и включает в себя:

а) следование «природе» ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей;

б) идею использования природной среды в целях воспитания, организацию взаимодействия ребенка с объектами окружающего мира;

в) соответствие воспитательного процесса особенностям окружающей природной и социальной среды, ее культурным традициям.

В отечественной педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания «открытой» педагогической системы в тесной взаимосвязи с окружающей, прежде всего, природной средой. Данный опыт и теоретические подходы принадлежат В.А. Сухомлинскому. Воспитание человека через общение с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему. Созданная им «Книга природы» - своего рода программа развития младших школьников в процессе организованного взаимодействия с природной средой. Педагог включает детей в разнообразную деятельность, наблюдение явлений природы: мыслительную, художественную, творчески преобразующую, трудовую, природоохранную [11].

Таким образом, мир природы предоставляет личности целый ряд важнейших возможностей.

Однако влияние окружающей среды на сознание обучающегося, формирование художественно-творческих способностей во многом зависит именно от целенаправленных действий педагога. Ожидаемые результаты экологического и эстетического воспитания эффективнее достигаются при реализации определенных педагогических условий.

Педагогические условия:

1) интеграция эколого-биологической и художественно-эстетической направленностей образовательной деятельности;

2) учет склонностей, интересов и потребностей школьников;

3) непрерывность развития экологической культуры и художественно-творческих способностей;

4) создание положительной мотивации у обучающихся;

5) разноуровневость творческих ситуаций, введение проблемных ситуаций.

Рассматриваемые условия сочетаются с основными педагогическими принципами. Обобщая данные психолого-педагогической и методической литературы [2, 4, 5, 8, 10] можно выделить в соответствии с принципами общие педагогические условия, характерные для образования в целом (учет склонностей, интересов и потребностей школьников; непрерывность развития способностей; создание положительной мотивации у обучающихся; разноуровневость творческих ситуаций) и частные (интеграция эколого-биологической и художественно-эстетической направленностей образовательной деятельности), отражающие специфику экологического и эстетического воспитания.

В настоящее время реализация в условиях учреждения дополнительного экологического образования такого педагогического условия как интеграция эколого-биологической и художественно-эстетической направленностей образовательной деятельности является наиболее актуальной.

При этом возникает необходимость изменения содержания, форм и методов обучения в сторону усиления их личностной и системно-деятельностной составляющих, использования педагогом потенциала различных искусств в художественно-творческом развитии обучающихся как субъектов художественно-творческого процесса.

Особенности организации и проведения интегрированных занятий как формы развития экологической культуры и художественно-творческих способностей младших школьников в экологических объединениях

В настоящее время интеграция естественнонаучных и художественно-эстетических областей знаний используется не в полной мере. Такая ситуация требует определения единой внутренней структуры художественного образования в целом, создания системы художественного образования, пересмотра содержания образования (знаний, умений, навыков, уровня творческого развития и воспитанности), постоянного использования межпредметных связей, активизации на занятиях комплекса искусств.

Целью занятий, построенных на интеграции содержания должны быть разностороннее изучение определённого объекта, явления, осмысленное восприятие окружающего, приведение знаний в определённую систему, побуждение фантазии и интереса, развитие позитивно-эмоционального настроения. Привлечение интересного материала даёт возможность с разных сторон познать явление, понятие, добиться целостности знаний. И это не случайно, ведь младший школьник воспринимает окружающий мир целостно. Для него существуют не названия предметов - русский язык и природоведение, музыка и др., а многообразие объектов окружающего мира и их звуки, краски, величины.

Структура интегрированных уроков требует особой чёткости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счёт компактного, сконцентрированного использования учебного материала дополнительной образовательной программы, а кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.

В настоящее время в объединениях Областного детского экологического центра разработана система интегрирования занятий, психологической и методической основой которых является установление связей между понятиями, являющимися сквозными, общими в ряде дополнительных образовательных программ. Причём эти связи установлены на уровне содержательной стороны занятия и обеспечены необходимыми средствами обучения. Итак, можно взять любое занятие с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая предусматривается дополнительной образовательной программой, но на интегрированное занятие привлекаются знания, результаты анализа понятий с точки зрения других наук. Например, группа понятий «зима», «мороз», «времена года», «животный мир» и т.д. рассматриваются различными областями ( чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство). В экологических объединениях интегрированным будет то занятие, на котором для анализа понятий привлекаются знания, усвоенные в других объединениях или на других учебных предметах. Само же занятие остаётся цельным, логически последовательным с присущей ему методикой проведения, хотя и более творческим, раскрепощённым.

Интеграция в объединениях Центра имеет количественный характер – «немного обо всём». Это значит, что дети получают всё новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний (двигаясь по спирали). За психологическую основу этого вида интеграции взято существование локальной ассоциации, характерной для младшего школьного возраста и возможность формирования частносистемных ассоциаций.

Основой разработки интегрированных уроков в Областном детском экологическом центре является интегративно-тематический подход, обоснованный Г.Ф. Федорцом. Интегративно-тематический подход – такой подход, когда за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берётся не занятие, а учебная тема (раздел) дополнительной образовательной программы [12].

Интегративно-тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами программы дополнительного образования детей, а также с различными темами дисциплин учебного плана начальной школы, т.е. в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно. Кроме того, благодаря такой взаимосвязи достигается интеграция общего и дополнительного образования.

Так, например, тема «Весенних явлений в природе» изучается в общеобразовательном учреждении в природоведении, чтении, музыке, изобразительном искусстве, трудовом обучении. В объединениях Областного детского экологического центра данная тема изучается таким образом, чтобы природное явление воспринималось обучающимися целостно, комплексно, во всем его многообразии, т.е. учитывается взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов. При этом педагоги планируют интегрированный цикл занятий по данной теме. Обучающиеся изучают весенние изменения в жизни растений и животных, учатся проводить наблюдения, подготавливают рисуночные работы по данной теме в различных техниках, поделки, скворечники для пернатых.

Другим примером реализации принципа интеграции является разработанный педагогами Областного детского экологического центра интегрированный цикл занятий «Птицы вокруг нас», направленный на формирование экологической культуры и развитие художественно-творческих способностей детей.

Целью наших занятий, построенных на интеграции содержания, стало разностороннее изучение определённого объекта – птиц и особенностей их жизнедеятельности, осмысленное восприятие окружающего, приведение знаний в определённую систему, побуждение фантазии и интереса, развитие позитивно-эмоционального настроения. Привлечение разнопланового материала предоставляет возможность с разных сторон рассмотреть представителей класса Птицы, добиться целостности знаний.

Разработанный интегрированный цикл занятий «Музыка природы», на наш взгляд, предоставляет дополнительные возможности в развитии художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста. Интегрирование таких предметных областей как экология, музыка, изобразительная деятельность и ритмика способствует:

- созданию условий для живых отношений обучающихся с возможностями искусства, обогащать их духовный мир;

- развитию художественно-творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, воображения, коммуникативных навыков;

- овладению практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности, умением анализировать произведения искусства, высказывать собственное суждение о них;

- освоению знаний об искусстве как о способе эмоционально-практического восприятия окружающего мира, о выразительных средствах декоративно-прикладного искусства;

- воспитанию и развитию художественного вкуса обучающихся.

Методическая разработка вводного занятия интегрированного цикла «Музыка природы»

Цель: познакомить с многообразием связей между живыми организмами в природе; изучить различные звуковые формы общения животных друг с другом; воспитать необходимость использования полученных знаний в практической деятельности по наблюдению за птицами и зверями.

Оборудование: мультимедийный проигрыватель; аудиозапись голосов птиц и зверей, песен; карточки с изображением животных.

Форма занятия: беседа, опрос, объяснение нового материала.

Этапы занятия:

1. Вступительное слово. Сообщение плана занятия.

2. Изучение нового материала:

а) природа, ее значение в жизни человека (дискуссия, актуализация знаний о природе);

б) звуки, их разнообразие; ритм и музыка (беседа, практическая работа);

в) голоса птиц и зверей (беседа, практическая работа);

г) выводы о звуковых формах общения живых организмов (рефлексия).

3. Закрепление темы (викторина, обсуждение).

4. Заключительное слово.

Ход урока

1. Вступительное слово. Педагог здоровается с детьми, желает хорошего дня, хорошей погоды. Давайте пожмем руки и передадим пожелания друг другу.

2. Изучение нового материала.

Вопросы дискуссии:

  • что такое природа?
  • какое значение для человека имеет природа? (зачем тебе нужна природа?)
  • какое значение имеет человек для природы? (зачем ты нужен природе?)

Природа – объект использования, источник настроения.

Как природа изображается в музыке? В произведениях многих композиторов можно услышать музыку природы (звучит композиция П.И. Чайковского «Времена года»).

Практическая работа: подсчитать звуки природы и техногенные звуки. Как меняется звуковая картина в течение суток?

У древних племен музыка выражалась в ритме. Сначала был ритм, потом возникла музыка.

Практическая работа “Хлопки”. Ведущий задает хлопками ритм и все его поддерживают.

Какие формы общения вы знаете? (вербальное, невербальное). Человек – один из биологических видов планеты. Как же общаются другие виды живых существ между собой?

Звуки:

  1. предупреждают об опасности (пример: птицы – брачная песня и крик, суслики – дежурят у норок);
  2. отмечают занятую территорию (пример: птицы – звуковую мелодию называют песней);
  3. ухаживают за самкой;
  4. птицы-пересмешники подражают голосу людей и повторяют другие звуки.

У человека из звуков складываются слова, а в природе из звуков образуется музыка (прослушивание записей “Горные реки”, “Звуки джунглей”).

Знакомство с голосами птиц и зверей (аудиозапись):

- большая синица, щегол, сорока, грач, полевой воробей, соловей, чиж, медведь, волк, лиса.

Выводы о значении звуков в жизни живых существ.

3. Закрепление темы.

Викторина:

- загадки о животных;

- песни о птицах и зверях;

- «угадай, кто поет?» (прослушивание записей голосов птиц и зверей)

Обсуждение полученных знаний

4. Заключительное слово. В обобщении урока зачитываются стихотворения или отрывки из прозы по данной теме.

5. Домашнее задание. Выполнение практического задания – аппликация «Цвет музыки природы». Дети заполняют круг, нарисованный на листе бумаги, наклеивая цветные квадратики, соответствующие, на взгляд ребенка, цветовой гамме музыки природы.

Заключение

Таким образом, систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами учебных предметов и изобразительного искусства – одно из необходимых условий развития художественного творчества школьников. Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у школьников художественно-творческой активности.

Систематическое использование интегрированных знаний создаёт возможности широкого применения дидактического материала и средств наглядности.

На основании собственного опыта организации интегрированных занятий мы пришли к выводу, что особое значение для активизации познавательной деятельности обучающихся имеют проблемные вопросы, которые содержат видимое или подразумеваемое противоречие. Оно может отражать связь знаний из разных предметов и стать интегрированным вопросом. Однако применительно к занятиям с детьми младшего школьного возраста, с помощью подобных вопросов лучше создавать проблемную ситуацию.

Поскольку интеграция - это не самоцель, а определённая система в деятельности педагога, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. На наш взгляд он заключается:

- в повышении уровня знаний, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;

- в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;

- в художественно-творческом развитии обучающихся, основанном на привлечении музыки, живописи, литературы и т.д.;

- в росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на занятиях;

- во включении обучающихся в художественно-творческую деятельность, результатом которой становятся их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Таким образом, наша работа на практике показала необходимость и реальные возможности использования интегрированного урока как формы развития экологической культуры и художественно-творческих способностей младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

  1. www.kpmo.ru/nns//info/nns.html.
  2. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А.  Комплексный подход к воспитанию школьников. – М.: Педвагогика, 1980.- 80 с.
  3. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. – 1996. - №5. – С.139-145.
  4. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 208 с.
  5. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика, 1981. – 160 с.
  6. Коробков С.Д. Формирование экологической культуры учащихся в учреждении дополнительного образования: Монография. – Саратов: ООО Издательский Центр «Наука», 2011г. – 112 с.
  7. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды. – М.: Изд-ий центр «Академия», 1996. – 158 с.
  8. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для педагогич .вузов: В 2-х кн. - М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.2: Процесс воспитания. – 256 с.
  9. Полупанова Е.В. Интеграция предметов в начальной школе // «1сентября» электронная версия издания, 2009 // www.festival.1september.ru
  10. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособ./В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н Шиянов.;  Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с. – (Высш. образ.)
  11. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М.: Просвещение,1979. – 500 с.
  12. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (пути развития). – Л., 1990. - 84 с.