Участие родителей в учебно-организационной и концертной деятельности многосемейного фольклорного коллектива
статья по теме

Никитина Оксана Александровна

Современные родители мало видят своих детей. Утром на работу, вечером с работы. Когда  мама ведет ребенка на развивающие занятия, там его забирает в класс педагог, а мама садится в коридоре и в лучшем случае достает вязание или книгу, а чаще всего убивает время за игрой в сотовый телефон. В Многосемейном ансамбле Оксаны Никитиной, родители принимают участие в учебной деятельности коллектива.

Пятилетний опыт работы в «Многосемейном ансамбле Оксаны Никитиной» позволил нам сделать вывод, что участие родителей  - некий «семейный формат» является инструментом для повышения эффективности учебно-организационной и концертной деятельности вокального коллектива.

В статье раскрывается опыт организационной деятельности в Многосемейном вокальном ансамбле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Участие родителей в учебно-организационной  и концертной  деятельности многосемейного фольклорного коллектива

Никитина О.А. , КЦ «Вдохновение» г. Москва

Современные родители мало видят своих детей. Утром на работу, вечером с работы. Когда  мама ведет ребенка на развивающие занятия, там его забирает в класс педагог, а мама садится в коридоре и в лучшем случае достает вязание или книгу, а чаще всего убивает время за игрой в сотовый телефон. Наблюдая  такую картину, мы решили пригласить скучающих родителей поприсутствовать на  занятиях. Через некоторое время мы заметили, что мамы и бабушки невольно подпевают детскому ансамблю. Когда мы попросили их пропеть небольшие фразы из репертуара ансамбля, у большинства присутствовавших мам и бабушек обнаружились хорошие слуховые и певческие данные. Это открытие натолкнуло нас на мысль предложить родителям  присоединиться к занятиям и попробовать себя в качестве участников ансамбля. Так образовался для нас новый формат многосемейного фольклорного коллектива.  

Многосемейный ансамбль Оксаны Никитиной занимается на базе «КЦ Вдохновение» Юго-западного округа г. Москвы с 2008 года. По состоянию на 2014 год в учебную и концертную деятельность ансамбля вовлечены представители 16 семей (мамы, бабушки, дети).

Учебная деятельность коллектива осуществляется в рамках младшей, старшей групп и малых семейных ансамблей. В младшей группе занимаются дети дошкольного и младшего школьного возраста, в старшей - дети среднего и старшего школьного возраста, а так же родители всех детей. В малых ансамблях участвуют представители одной или нескольких семей.

 В ходе учебных занятий основное внимание уделяется развитию слуховых способностей, овладению певческими навыками, сценическим движением. Активно поощряется игра на музыкальных инструментах.  В ансамбле дети и взрослые развивают навыки игры на старинных музыкальных инструментах (звончатые гусли, балалайка, гармошка, окарины и др.).  

Основу репертуара коллектива составляют русские народные плясовые, хороводные, игровые песни. Особое место в репертуаре ансамбля занимает пласт православного фольклора: колядки,  волочебные песни, духовные стихи. Так же ансамбль исполняет произведения современных композиторов.

  Пятилетний опыт работы в «Многосемейном ансамбле Оксаны Никитиной» позволил нам сделать вывод, что участие родителей  - некий «семейный формат» является инструментом для повышения эффективности учебно-организационной и концертной деятельности фольклорного коллектива.

Улучшилась посещаемость занятий. Сравнив данные учебных журналов за 2008-2009 и 2012 - 2013 годы, мы выявили, что в 2012-2013 учебном году детьми было пропущено учебных занятий на 17%  меньше.

Участие родителей в совместных занятиях влияет на качество работы детей на уроке – повышает внимание, улучшает дисциплину за счет родительского контроля. Активизация детей в ходе занятий, по нашему мнению, в значительной степени мотивирована примером родных людей.  Мамы и бабушки, разделяющие с ребенком увлечение учебно-концертной деятельностью ансамбля, являются неким образцом, на основании которого у детей происходит формирование поведенческих и коммуникационных стереотипов.  

Участие родителей в фольклорном ансамбле позволяет улучшить качество самостоятельной подготовки участников ансамбля к занятиям (разучивания песенных текстов, вокальных и инструментальных партий, выполнения речевых, дыхательных упражнений и др.), что в свою очередь влияет на скорость освоения учебного материала. По нашему мнению, позитивные изменения  происходят

  • за счет повышения информированности родителей об особенностях педагогических требований к участникам коллектива;
  • более высокой эффективности родительского контроля в процессе совместного выполнения домашних заданий.

Активное участие родителей в жизни коллектива улучшает  качество организации учебной работы, проведения концертных и других мероприятий. Такие изменения, на наш взгляд, происходят за счет

  • усиления дружеских связей между семьями участников
  • формирования личной заинтересованности родителей в деятельности коллектива.

        Например, в случае, если родители не могут по какой-то причине привести на занятия ребенка (забрать из дома, детского сада, школы), по предварительной договоренности его забирает и приводит другой взрослый участник ансамбля. Родители, участвующие в процессе учебной и концертной деятельности, чувствуют ответственность за звучание коллектива,  личную заинтересованность в результатах. В случае если дети не могут посетить занятия или принять участие в мероприятиях ансамбля (по причине болезни, большой занятости в школе и т.д.) то родители, являясь самостоятельной ансамблевой единицей, продолжают посещать занятия, а дома в самостоятельной работе передают ребенку полученные знания.

В нашем ансамбле практикуется применение звукозаписи для самостоятельного разучивания вокального материала участниками ансамбля. Запись ансамблевых партий и распространение их среди участников коллектива осуществляется родителями совместно с руководителем. Так один из взрослых участников пишет исполняемые педагогом партии на звукозаписывающий носитель (диктофон, сотовый телефон) и далее, партии организованно распространяются внутри коллектива без непосредственного контроля со стороны педагога.

На плечи родителей ложатся обязанности по организации выездов на концерты и осуществлению совместного с педагогом контроля над проведением мероприятий. Например, мы назначаем ответственного за  концерт родителя и информируем его о деталях проведения. В обязанности ответственного в свою очередь входит: назначение помощников, оповещение участников о дате, времени,  месте проведения, сценографической составляющей (репертуар, костюмы), контроль над явкой участников. Вся информация оглашается им во время занятия накануне концерта и вывешивается на доску объявлений в учебном кабинете вместе с номерами телефонов ответственного и его помощников. По всем организационным вопросам участники ансамбля контактируют с ответственными лицами. Передача организационной информации от педагога к ансамблю во время каждого мероприятия выполняется в основном через ответственного родителя и его помощников.

Такая организация учебной и  концертной деятельности помогает педагогу сконцентрироваться на творческих аспектах – звучании ансамбля, режиссуре и сценографии.

Активизация коммуникаций в нашем ансамбле достигается за счет укрепления семейно-дружеских связей. Этому способствует в первую очередь постоянное культивирование идеи семейности в коллективе: использование модели семьи для выстраивания учебно-организационной деятельности внутри коллектива, организация совместных межсемейных мероприятий, проведение досуга  на праздники (святки, масленица, пасха и т.д.)

Эффективным инструментом для укрепления идеи семейности в коллективе является формирование малых семейных ансамблей. Мы обнаружили большую тягу родителей и детей к исполнительству в своей отдельной семейной группе (особенно у мам и дочерей). По мнению родителей, пение со своими детьми в качестве отдельной ансамблевой единицы очень объединяет и сближает семью. Эта традиционно-народная форма помогает приобщить к деятельности коллектива новых представителей семей, ранее не принимавших участия. Так иногда к таким малым группам присоединяются папы, сыновья, бабушки и другие близкие люди, а некоторые потом «вливаются» и в многосемейный ансамбль. Внутри нашего коллектива рождаются дуэты, трио, квартеты и квинтеты. Иногда для исполнения той или иной песни объединяются представители  нескольких семей, что, естественно, также способствует активному развитию дружеских связей.

Таким образом, участие родителей в учебно-организационной  и концертной деятельности фольклорного коллектива является средством его развития. Коммуникации между членами коллектива и их семьями, а так же личная заинтересованность родителей помогают руководителю в организации учебного процесса и концертной деятельности.  Мы постоянно подчеркиваем идею семейности, которую можно выразить так: «Ансамбль - одна большая семья,  наша общая цель –  воспитать здоровых детей, любящих свою родину, знающих национальные традиции своего народа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокального-хоровая работа в детском фольклорном коллективе

Вокально-хоровая работа в детском фольклорном коллективе.Народно – песенное творчество – это основа русской музыкальной культуры. В последние годы среди молодежи возрос интерес к нашему прошлому, кото...

Авторская программа для работы с фольклорным коллективом

Организуя учебно-творческий процесс, я занимаюсь воспитанием певческого, хореографического и актерского мастерства не только всего коллектива в целом, но и выявляю индивидуальные творческие способност...

План досугово - воспитательной работы фольклорного коллектива "Звоночки"

Ежегодно составляется план досугово-воспитательной деятельности, связанный с народным календарём, а также учащиеся принимают активное участие в досуговых и воспитательных мероприятиях Центра, фестивал...

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...

Проект " Аутентичные произведения Рязанской области "Как бывало в старину" Публикация " «Сохранение и возрождение культурного наследия Рязанского края в работе с детскими фольклорными коллективами»

Проект "Аутентичные произведения Рязанской области" Как бывало в старину" кратно повествует о специфике музыкальных и игровых моментов в песенном репертуаре Рязанской области. Об особен...