Открытый классный час Толерантность: проблема или мышление нового века?
классный час (9 класс) на тему

Зенина Наталья Вячеславовна

Актуальность выбранной темы классного часа определяется тем, что современный культурный человек — это не только образованный, но обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими человек. Поэтому необходимо формирование у подрастающего поколения компетентности в области построения взаимоотношений в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Это позволит выпускникам стать людьми самостоятельными, обладающими толерантностью как основой своей жизненной позиции. 

Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. При этом позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, интеграции людей и минимизации конфликтов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 

                      Утверждаю:

Зам.директора по В.Р.

_______________ Г.Е.Волынкина

_______________ 2013 год

 

Методическая разработка

«Открытый классный час»

Тема:  «Толерантность - проблема или мышление нового века»

Разработчик:

Зенина Н.В.

Москва, 2013 год


Пояснительная записка

        Актуальность выбранной темы классного часа определяется тем, что современный культурный человек — это не только образованный, но обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими человек. Поэтому необходимо формирование у подрастающего поколения компетентности в области построения взаимоотношений в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Это позволит выпускникам стать людьми самостоятельными, обладающими толерантностью как основой своей жизненной позиции.

        При разработке и планировании классного часа были учтены возрастные и личностные особенности обучающихся. Группа студентов второго курса, в которой проводится урок – это подростки 17-18 лет, следовательно, им присущи особенности конца подросткового, начала юношеского возраста. Этот возраст является важным периодом в психосоциальном развитии человека.

        Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. При этом позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, интеграции людей и минимизации конфликтов.

Укрепление в колледжах позиций толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад среднего профессионального образования в развитие культуры мира на Земле.

        Разработанный классный час ставит, прежде всего, задачи воспитания у студентов толерантности и межкультурного взаимодействия, но при этом направлен на формирование таких общих компетенций выпускников как:

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Дидактические цели урока:

Воспитательные: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;  развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

Образовательные: овладение обучающимися общими, знаниями и умениями в области межличностных коммуникаций.

Развивающие: развитие навыков работы в коллективе и в команде, принятия на себя ответственности за работу членов команды, за результат выполнения заданий, принятия решения и выполнения действий в нестандартных ситуациях, в условиях перемен; профессиональное и личностное саморазвитие.

Задачи:

- формировать модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как “чужие”;

- дать обучащимся возможность оценить степень развития своей толерантности, внимания, памяти, творческого мышления;

- воспитывать чувства коллективизма, сплочённости;

- способствовать развитию уважительного отношения между студентами.

Тип урока:

открытый классный час.

Методы обучения:

- информационно-развивающие: объяснение, демонстрация учебных материалов, презентация;

- практического обучения: наглядно-практические методы, тренинг, работа творческих групп.

Методы контроля:

- фронтальный устный опрос;

- практическая проверка.

Средства обучения:

- учебно-наглядные пособия: раздаточный материал, презентация;

- вербальные средства обучения: литературное чтение стихотворения, звучание музыкальных фрагментов;

- технические средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Условия и место проведения: Занятие проходит в обычных условиях, продолжительностью один академический час. Для посетителей подготовлены специальные места, расположенные за спиной обучающихся.

Приложение

План-конспект урока

Единственная возможность обрести друга – это быть им.

Р.В. Эмерсон

Люди существуют друг для друга.

Марк Аврелий

Еще раз здравствуйте, уважаемые студенты! Сегодня мне хотелось бы начать занятие со слов абхазского поэта Ломиа:

        Иная птица людям доверяет,

 И ласточка для птенчиков своих

 Вблизи жилья людей гнездо свивает

 И, веря людям, не боится их.

 Спасибо ласточкам, что с нами дружат.

 И к людям обращаюсь я сейчас

 И говорю: старайтесь быть не хуже

 Того, что птицы думают о нас.

К. Ломиа (абхазский поэт)

Как вы думаете, в чем идея этого стихотворения?

На сегодняшнем занятии мы с вами будем говорить о толерантности.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии; научиться находить точки соприкосновения.

Толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара?

tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным;

to tolerate (англ.) – быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;

tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;

tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;

tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;

kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;

tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;

толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.

«Толерантность предполагает соблюдение государственных законов, их ненарушение со стороны этнических и религиозных общин в условиях межрелигиозного и многонационального общества», – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).

А что же объединяет эти определения? (Ответы).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости. Среди них следующие:

  • воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
  • обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
  • прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.

 Действительно, с точки зрения происхождения, понятие “толерантность” образовано от латинского глагола “tolerare”, что означает дословно “переносить” – это, прежде всего, терпимость, признание и принятие достоинств и недостатков других людей, а значит, показатель достаточно высокого духовного, интеллектуального и морального развития человеческой личности.

Вывод: Значит, наш современник – личность, принимающая и понимающая и себя и других.

Какое качество дается нам очень легко, а ценится очень дорого? (Вежливость.)

Какие еще толерантные качества личности вы можете назвать? (Уважение по отношению к окружающим, понимание, умение слушать и слышать, гуманность, признание прав других, сострадание, прощение, милосердие, терпимость, чувство юмора и т.д.)

А какие качества личности выдают интолерантного человека? (Непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность.)

Вывод: Так какими же качествами может обладать сильный человек, личность? (Толерантными).


Упражнение «Общий ритм»

Цель -  повышение сплоченности группы.

Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним — следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удается с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.

Упражнение  “Мой портрет в лучах солнца”

Музыка

Класс разделить на несколько групп. Нарисовать в центре ватмана (листа) круг, в нем написать “Я могу”. Вокруг изобразить лучи, вдоль которых написать, что ты можешь сделать для других. При этом надо постараться, чтобы этих лучей было как можно больше. По завершении каждая команда прочитает и прокомментирует написанное.

Каждый человек – уникальная личность. В чем-то он совершенно не подражаем и вне всякой конкуренции. И верить в свою исключительность необходимо каждому.

Упражнение  Игра “Испорченный телефон”

– Порой злонамеренно люди искажают официальные факты, превращают информацию в сплетни. Сейчас на ваших глазах произойдет такая досадная и смешная трансформация.

Для этой игры 3–4 человека ученика выйдут за дверь и встанут подальше, чтобы не слышать, что происходит в классе.

Учитель предлагает одному из учеников в классе выйти к доске. Он должен внимательно прослушать определенную информацию. Затем приглашается один из ребят, стоящих в коридоре. Первый, кто получил информацию, пересказывает ее перед всем классом только что вошедшему ученику. Так повторяется 3-4 раза.

Возможный текст: “В связи с эпидемией гриппа, возникшей несколько недель назад, были отменены все учебные занятия в колледжах, вследствие чего возможно сокращение праздничных и каникулярных дней в январе в городе Москве в 2014 г.”.

– Как вы думаете, почему до последнего человека доходит очень искаженная информация?

Вывод: Чтобы не поддерживать сплетни, основу конфликта, необходимо вести разговор-диалог, глядя своему собеседнику в глаза, таким образом вы избежите множества домыслов и недомолвок. А значит, научитесь доверять.

Давайте подведем итоги:

– С чем мы сегодня познакомились?

Мы обсуждали понятия “толерантность” и “интолерантность”, вы попробовали выяснить степень своей толерантности.

Вывод: Толерантность – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.

Итог, завершение занятия. Звучит музыка. Преподаватель сообщает:

По одной восточной легенде однажды боги решили создать мир. Вначале они сотворили все окружающее, затем – человека, и в самом конце они создали истину. Боги задумали не раскрывать сразу истину перед человеком. Они решили спрятать ее, чтобы человек искал истину подольше. Один бог предложил: “Давайте спрячем ее на дне океана”. “Давайте захороним ее в глубине земли”, – предложил второй. Третий сказал: “Давайте укроем ее на самой далекой планете”. Предложений было очень много. И, наконец, самый старый и мудрый бог сказал: “Мы спрячем истину в сердце человека. Он будет искать ее во всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе”.

– Класс, ваша группа – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. И очень хочется, чтобы вы научились правильно выявлять истину, проявляли сострадание, милосердие, терпимость, понимание и признание.

Кроме того, важно понимать роль толерантности в вашей будущей профессиональной деятельности, поскольку выполнение различных видов работ по специальности сервис на транспорте в настоящем социально-экономическом, политическом, международном развитии сервисной деятельности немыслим без толерантности.


Самоанализ урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час: « Толерантность - проблема или мышление нового века?»

Слайд 2

Цели мероприятия: 1.Воспитание межсоциальных , межличностных отношений в коллективе; 2.Воспитание уважительного, терпимого отношения к мнению своего оппонента, даже если ты с ним не согласен.. 3.Формирование опыта общественного поведения

Слайд 3

Москва для многих присутствующих на нашем занятии - это место их рождения. Для всех проживающих в ней людей - это среда обитания, элемент культуры, образовательное пространство, образ жизни.

Слайд 4

По неофициальным источникам, в Москве коренных москвичей насчитывается от 5 до 19% жителей Москвы. Официальных сведений по этому вопросу нет.

Слайд 5

Урожденными москвичами считают людей, родившихся в столице. Коренными москвичами считаются горожане, чьи семьи три поколения проживали в нашем городе. Москвичами называют всех тех, кто постоянно проживает в Москве, независимо от длительности проживания, места рождения и национальности.

Слайд 6

В последние годы в Москву прибывает такое количество людей из разных стран, что город не в состоянии его «переварить», достойно принять, обеспечить жильем, питанием, работой, одеждой, водой, электричеством и т.п.

Слайд 7

1. На основании жизненных наблюдений определите, как москвичи воспринимают новых жителей? Почему? 2. Какие вам известны способы выражения недовольства мигрантами в Москве? 3. Какая часть населения, по вашему мнению, наиболее негативно настроена против мигрантов: дети, молодежь или взрослые, старики, люди с начальным, средним или высшим образованием? Свои утверждения поясните. 4 . Исследования ученых показали, что наиболее терпимо (толерантно) к иноязычному населению Москвы настроены старики, старшее поколение людей, а также люди с высшим образованием. Предположите, почему? Вопросы для беседы:

Слайд 8

Правительство Москвы решает эту проблему комплексно, по всем возможным направлениям. Одно из них - это воспитание толерантности, культуры мира и межнационального согласия в образовательной среде.

Слайд 9

1. Как вы считаете, меры, предложенные и осуществляемые в столице могут быть ограничены сроками? (Да, Нет, Почему?) 2. Предположите, почему тема мероприятия сформулирована, как программа или тема жизни каждого из нас? Вопросы к студентам и обучающимся:

Слайд 10

Значительную часть жителей Москвы составляют: армяне, азербайджанцы и белорусы. В столице представлены почти все этносы, населяющие Российскую Федерацию. Число иностранных рабочих в столице России превысило миллион.

Слайд 11

Кроме этой категории, есть трудовая миграция: 43 % приезжих работают на стройках: каменщиками, бетонщиками, чернорабочими. 14 % занимаются ремонтными работами. 21 % торгуют на вещевых и продуктовых рынках города; 5% водители общественного транспорта: 6% подсобные рабочие кафе и ресторанов.

Слайд 12

Примерно 1/3 машинистов электропоездов метрополитена, водителей автобусов, трамваев - иногородние. Их большинство среди дворников, мусорщиков, дорожных рабочих. Москвичи не хотят выполнять подобные работы, поэтому никакой конкуренции москвичам на этих рабочих местах приезжие не составляют. Между тем, что-то заставляет москвичей раздражаться, проявлять недовольство, а иногда даже совершать убийства.

Слайд 13

Вопрос к студентам и обучающимся: - Что именно больше всего вызывает негативную реакцию москвичей на присутствие в городе иноязычного населения и почему?

Слайд 14

Столицы крупнейших стран мира всегда притягивали к себе массы мигрантов. Проблемы, возникающие в связи с притоком в Москву представителей дальнего и ближнего зарубежья, ложатся на плечи не только государственных структур, их так или иначе ощущает на себе и простой гражданин (обыватель).

Слайд 15

В достаточной ли мере мы владеем навыками общения, сотрудничества, сосуществования в открытом, многоликом, многопроблемном мире? Какими качествами должен обладать современный подросток, ученик школы, студент колледжа или вуза, независимо от национальной, религиозной или социальной принадлежности, чтобы найти в этом социуме своё место, «вписаться» в него, стать успешным и востребованным?

Слайд 16

Вывод: На вопросы, которые мы обсуждали, нет ответов в виде простых и понятных рекомендаций, на них каждый отвечает сам, в соответствии со своими представлениями об уважении к личности, чести и достоинстве, сотрудничестве и умении принимать не только себя, но и других такими, какие они есть.

Слайд 17

В заключение предлагаем Вам правила толерантного общения: -«Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». -«Если тебе плохо, найди того, кому еще хуже и помоги ему». -«Поставь себя на место того, кого ты осуждаешь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час для 10-11 классе на тему :Новое время — новые профессии

Составитель :Маер Елена Владимировна ,учитель географии,классный руководитель 10 классаМКОУ Киргинцевская СОШ  Классный час Новое время — новые профессии  Цели:познакомить уча...

Открытый классный час в 5 классе на тему "Толерантность - это дружба!"

Разработка открытого классного часа в 5 классе по теме "Толерантность" и презентация к нему....

Открытый классный час по теме "Толерантность"

Работа по воспитанию толерантности у детей ведется всегда. Наше время не исключение. «Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл, потому что уважение воспи...

Презентация к открытому классному часу "Планета толерантности".

Главной целью данного классного часа является объяснение термина “толерантность”, знакомство с отличительными чертами толерантного и интолерантного человека. Научить учащихся адекватному отношению к с...

открытый классный час"Что такое толерантность?"

Классный час раскрывает понятие "толерантности",  Предлагается для проведения обучающимся 7-8 классов...

Классный час на тему: Толерантность. Проблема терпимости в классе.

Классный час способствует формированию толерантных отношений среди одноклассников. Помогает находить проблемы и пути их решения....

Открытый классный час "Планета толерантности"

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА: Приветствие- Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. Прит...