Адаптированная образовательно-воспитательная программа декоративно-прикладного творчества «Мир фантазии»
материал на тему

Ефимова Елена Борисовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtor.programma_efimova.doc304 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная

образовательно-воспитательная программа

 декоративно-прикладного творчества

«Мир фантазии»

Автор: Ефимова Елена Борисовна

                                Должность: педагог    

                                                   дополнительного образования                          

г. Альметьевск

Пояснительная записка

         Программа «Мир фантазий» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких  видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, лепка, роспись по ткани дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. В изобразительной деятельности ребенок само выражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки ткани, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции. Программа раскрывает подготовку воспитанников к труду и выбору профессии. Программа рассчитана на детей 6-15 лет, срок реализации 3 года.

 

Первый год обучения полностью посвящен бумагопластике. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение- не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. При работе с бумагой воспитанники познакомятся со следующими техниками:

Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки. Составляя картину из разноцветных кусочков бумаги, их предварительно смачивают и обрывают по контуру из целого листа. В результате возникает эффект акварельной или даже масленой живописи.

Аппликации из «ладошек». Аппликация настолько многогранна и разнообразна, что её творческое воплощение ограничено лишь вашей фантазией! Сколько ладошек, столько прекрасно выполненных идей  могут  показать дети.

Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги!

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. На английском языке называется quilling — от слова quil (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

Модульное оригами.  Эта увлекательная техника создания объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманных в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

Второй год обучения посвящен лепке. Лепка – занятие приятное, полезное и вполне доступное. Сравнительно несложные приемы изготовления поделок из соленого теста, пластилина, глины, пластики делает данное направление творчества необыкновенно привлекательным. Каждый имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, воплощать самые интересные и сложные замыслы. В течение года ребята освоят пластилинографию, познакомятся с обратной аппликацией из пластилина, будут работать с соленым тестом, пластикой.

Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным. 

Обратная аппликация — ещё одна разновидность аппликации из пластилина, как правило, выполняется на гладкой и прозрачной поверхности стекла или пластмассы. Обозначив (выложив) пластилином контур будущего рисунка, начинаем последовательно заполнять открытые участки пластилином. По окончании работы, перевернув изделие гладкой стороной к себе, Вы получите удивительный рисунок для картины или панно!

 Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки – это очень «теплый»  и эластичный материал, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость. Конечно, сама по себе техника тестопластики богата и разнообразна, но впоследствии при накоплении опыта  многие не ограничиваются одной лепкой, стараясь придать изделиям большую выразительность, насыщенность, законченность. Расписывают изделия красками, покрывают лаком, создают комбинированные картины, используя в работах наряду с тестом другие материалы, такие как дерево, стекло, ткань, либо уже готовые элементы.

Пластика – это очень пластичная масса, которая напоминает пластилин. Она содержит в себе особый пластификатор, который испаряется либо на воздухе, либо при нагревании в духовке. В связи с этими свойствами пластика разделяется на два основных вида – на запекаемую и на самоотвердевающую. После процесса полимеризации, материал становится прочным – и это-то главное, что отличает пластику от пластилина. Самоотвердевающая пластика становится внешне похожей на гипс или дерево и ее можно обрабатывать инструментом, подходящим для этих материалов. Термопластика (которую запекают) более твердая и напоминает пластмассу. Готовые изделия, выполненные из пластики, можно раскрашивать, применяя акриловые краски, склеивать между собой и с другими материалами.

Третий год обучения посвящен  росписи по ткани. Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей и взрослых, как дома, так и в условиях детского сада. И если ребенку нравится работать красками по бумаге, то представьте себе, в какой восторг он приходит, расписывая разноцветными узорами занавески для кукольной комнаты, скатерку для маленького столика или готовя подарок бабушке — картинку на ткани в рамке.       Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки ткани, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.

        Все занятия направлены на развитие у воспитанников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

       

Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи программы:

Обучающие:
*  знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
*  продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
*  совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
*  приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Воспитательные:
* осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание детей;
* воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
* добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

Развивающие:
* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
* формировать  творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
* развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. воспитанник получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Место педагога в деятельности меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.  Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.  Образные представления у воспитанников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед воспитанниками ставится задача определить назначения своего изделия.  Подобная установка дисциплинирует воспитанников, дает хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач объемной формы. С первых же занятий дети приучаются работать по плану: 1) эскиз, 2) воплощение в материале, 3) выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа соединяет  игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Программа ориентирует воспитанников на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.

Настоящая программа  предполагает трехгодичное обучение детей 6-15 лет. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластике, второй – лепке, третий – роспись по ткани. Для разработки занятий учитываются психологические особенности каждой возрастной группы.  Оптимальное количество детей в объединении для успешного освоения программы – 5-8 человек.

             

Учебно-тематический план «Бумагопластика»

 на 2014-2015 учебный год.

№ п\п

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практ

Раздел I.  Введение в декоративно-прикладное искусство.

1

Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике  безопасности при работе с инструментами и материалами.

2

Виды бумаги и картона.

3

Основы цветоведения.

4

Основы композиции.

Раздел II.  Удивительный мир аппликации.

5

Аппликации из ладошек. Просмотр работ в этой технике.  Приемы работы.

6

Птицы из «ладошек»

7

Панно «Лебеди»

8

Рыбешки - «ладошки»

9

Торцевание. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы.

10

Миниатюры на осеннюю тему.

11

Коллективная работа. Эмблема объединения «Мир фантазий».

12

Аппликация обрывная. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ.

13

Миниатюры на свободную тему.

14

Коллективная работа «Новогоднее настроение»

15

Подготовка  к участию в городских, районных рождественских конкурсах.

16

Квиллинг. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ.

17

Роллы. Освоение приемов.

18

Поделки ко дню св. Валентина

19

Открытки к 8 марта.

20

Пасхальные яйца в технике квиллинг.

21

Коллективная работа «Нарциссы»

Раздел III. Модульное оригами.

22

Модульное оригами. Просмотр работ в этой технике.

23

Базовые элементы модульного оригами.

24

Коллективная работа «Лебедь»

25

Коллективная работа «Ваза»

26

Подготовка к участию в городских, районных  конкурсах, посвященных Светлой Пасхе.

27

Подготовка к участию в городских, районных  конкурсах, посвященных  9 мая и наглядной экологической агитации

28

Отчетная выставка объединения «Мир фантазии»

                                                                         ВСЕГО

Учебно-тематический план «Лепка»

на 2015-2016 учебный год.

№ п\п

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

Раздел I. Введение в декоративно-прикладное искусство.

1

Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике  безопасности при работе с инструментами и материалами.

2

Основы цветоведения.

3

Основы композиции.

Раздел II.  Пластилиновые чудеса.

4

Просмотр работ, выполненных  в технике пластилинография. Презентация

5

Рисование пластилином. Мой аквариум

6

Веселые клоуны.  Пластилиновые шарики.

7

Открытки ко дню учителя.  Пластилинография

8

Радужные бабочки

9

Цветок вечности «Лотос»

10

Панно в стиле Гжель

11

Панно в стиле Жостово

12

Подготовка  к участию в городских, районных рождественских конкурсах.

13

Просмотр работ, выполненных  в технике «Обратная аппликация»

14

Сказочные герои. Обратная аппликация

15

Панно «Сакура»

16

Панно «Цветник»

Раздел III.  Красота соленого теста…

17

Просмотр работ в технике «Тестопластика» Презентация

18

Исходные формы (отработка исходных форм в лепке)

19

Панно «Чудо дерево»

20

Панно «Райская птичка»

21

Загадочные рыбки

22

Подготовка к участию в городских, районных  конкурсах, посвященных Светлой Пасхе.

23

Подготовка к участию в городских, районных  конкурсах, посвященных  9 мая и наглядной экологической агитации

Раздел IV.  Пластика.  

24

Просмотр работ, выполненных  из полимерной пластики. Презентация

25

Пластика и соль. Создание композиции в стеклянном сосуде.

26

Композиция «Ежик в стране облаков»

27

Птичка «Забава». Каркасная

28

Отчетная выставка объединения «Мир фантазии»

                                                                         ВСЕГО

Учебно-тематический план « Батик»

на 2016-2017 учебный год. 

№ п\п

Название разделов и тем

 Количество  часов

всего

теория

практ

Раздел I.Введение в декоративно-прикладное искусство.

1

Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике  безопасности при работе с инструментами и материалами.

2

Основы цветоведения

3

Основы композиции.

Раздел II. Холодный батик

4

Холодный батик. История возникновения.

5

Принципы стилизации.

6

Просмотр работ в технике «Холодный батик» Презентация

7

 Композиции «Сказочные цветы». Выполнение эскиза.

8

Нанесение резервирующего состава.

9

Роспись ткани.

10

 «Космические фантазии». Работа над эскизами. Перевод рисунка на ткань. Работа резервом по контуру.

11

«Космические фантазий». Роспись ткани в соответствии с эскизом.

Раздел III. Работа с восковыми мелками

12

Просмотр работ, выполненных  восковыми мелками. Презентация

13

Работа с эскизами. Перевод рисунка на ткань

14

«Городские пейзажи». Работа с восковыми мелками.

15

Работа на свободную тему.

16

Подготовка  к участию в городских, районных рождественских конкурсах

Раздел IV.Работы разными техниками.

17

Соленая техника. Подготовка основы. Выбор эскизов.

18

«Весенний букет». Работа в цвете.

19

Техника с клеем ПВА. Подготовка основы. Выбор эскизов. Прорисовка.

20

«На опушке». Работа в цвете.

21

Прорисовка деталей (деревья, кусты, трава).

22

Подготовка к участию в городских, районных  конкурсах, посвященных  9 мая и наглядной экологической агитации

23

Смешанные техники. Выбор эскиза. Перевод рисунка на ткань.

24

Тема по выбору. Работа в цвете. Прорисовка деталей.

25

Оформление всех работ.

26

Отчетная выставка объединения «Мир фантазии»


Содержание деятельности

1-й год обучения «Бумагопластика»  (2014-2015гг)

Раздел I.   Введение в декоративно-прикладное творчество.

Тема 1. Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства (презентация). Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.

Тема 2.  Виды бумаги и картона: гофробумага, цветная бумага, бумага ручной работы, рисовая бумага, гофрокартон, глянцевый картон, бумага для пастели, акварели.

Тема 3.  Основы цветоведения. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.

Тема 4. Основы композиции. Расположение основных элементов и частей в определенной системе.

Раздел II.   Удивительный мир аппликации.

Тема 1. Аппликации из «ладошек». Просмотр работ в этой технике (презентация). Основные приемы работы.

Тема 2. Птицы из «ладошек». Изготовление птичек по выбору: совушка, страус, петушок и др.

Тема 3. Панно «Лебеди». Подготовка заготовок – ладошек, основы,  фона, рамочки. Сборка в единую композицию.

Тема 4. Рыбешки – «ладошки». Изготовление различных рыбешек по выбору.

.Тема 5. Торцевание. Просмотр работ в этой технике (презентация). Приемы работы.

Тема 6. Миниатюры на осеннюю тему. Эскиз работы. Подготовка основы, нарезка гофробумаги необходимых цветов. Выполнение торцовки по эскизу.

Тема 7. Коллективная работа. Эмблема объединения «Мир фантазий». Эскиз работы. Подготовка необходимого материала. Выполнение работы.

Тема 8. Аппликация обрывная. Просмотр работ в этой технике (презентация).  Приемы работ.

Тема 9. Миниатюры на свободную тему. Выбор темы работы. Зарисовка  эскиза. Выполнение работы.

Тема 10. Коллективная работа «Новогоднее настроение». Зарисовка эскиза. Выполнение работы.

Тема 11. Подготовка к участию в городских, районных рождественских конкурсах. Изучение положений.  Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ.

Тема 12. Квиллинг. Просмотр работ в этой технике (презентация). Приемы работ.

Тема 13. Роллы. Освоение приемов.

Тема 14. Поделки ко дню святого Валентина. Зарисовка эскизов. Выполнение работ.

Тема 15. Открытки к 8 марта. Зарисовка эскизов. Выполнение работ.

Тема 16. Пасхальные яйца в технике квиллинг. Подготовка основы яйца, ролл.  Выполнение рисунка на основе.

Тема 17. Коллективная работа «Нарциссы». Подготовка основы, фона, ролл. Выполнение общей композиции.

Раздел III.  Модульное оригами.

Тема 1. Модульное оригами. Просмотр работ в этой технике (презентация).

Тема 2. Базовые элементы модульного оригами.

Тема 3. Коллективная работа «Пчелка». Подготовка необходимого количества  модулей. Сборка.

Тема 4. Коллективная работа «Ваза». Подготовка необходимого количества модулей. Сборка.

Тема 5. Подготовка к участию в городских, районных конкурсах, посвященных Светлой Пасхе. Изучение положений. Зарисовка эскизов. Выполнение работ.

Тема 6. Подготовка к участию в городских, районных конкурсах, посвященных 9 мая и наглядной экологической агитации. Изучение положений. Зарисовка эскизов. Выполнение работ.

Тема 7. Отчетная выставка объединения «Мир фантазии»

2-ой год обучения «Лепка»  (2015-2016гг)

Раздел I.   Декоративно-прикладное искусство.

Тема 1. Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства (презентация). Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.

Тема 2. Основы цветоведения. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.

Тема 3. Основы композиции. Расположение основных элементов и частей в определенной системе.

Раздел II.  Пластилиновые чудеса.

Тема 1. Просмотр работ в технике пластилинография. Презентация.

Тема 2. Рисование пластилином. Мой аквариум. Подготовка основы в виде аквариума. Нанесение контура рисунка. Раскрашивание пластилином.

Тема 3. Веселые клоуны. Пластилиновые шарики. Подготовка эскиза, основы, фона. Заполнение рисунка пластилиновыми шариками.

Тема 4. Открытки ко дню учителя. Пластилинография. Подготовка эскизов. Выполнение работы.

Тема 5. Радужные бабочки. Подготовка эскиза бабочки. Выбор основы и фона. Заполнение рисунка пластилиновыми шариками и  пластилиновыми нитями.

Тема 6. Пластилиновая бумага. Панно «Воробей под форзицией». Подготовка пластилиновой бумаги. Зарисовка эскиза работы. Выполнение работы.

Тема 7. Цветок вечности «Лотос». Подготовка эскиза, фона, рамки. Выполнение работы.

Тема 8. Панно в стиле Гжель. Выполнение эскиза. Смешивание цветов. Выполнение отдельных мотивов работы. Сборка в единую композицию.

Тема 9. Панно в стиле Жостово. Выполнение эскиза. Смешивание цветов. Выполнение отдельных мотивов работы. Сборка в единую композицию.

Тема 10. Подготовка к участию в городских, районных рождественских конкурсах. Изучение положений.  Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ.

Тема 11. Просмотр работ в технике «Обратная аппликация». Презентация.

Тема 12. Сказочные герои. Обратная аппликация. Подготовка эскиза. Выполнение работы.

Тема 13. Панно «Сакура». Подготовка эскиза, рамки. Выполнение работы.

Тема 14. Панно «Цветник». Подготовка эскиза, рамки. Выполнение работы.

Раздел III.  Красота соленого теста.

Тема 1. Просмотр работ выполненных в технике «Тестопластика». Презентация.

Тема 2. Исходные формы (отработка исходных форм в лепке). Лепка примитивных элементов.

Тема 3. Сувенир «Ловец снов». Выполнение эскиза. Лепка основных элементов работы. Сушка. Покраска.

Тема 4. Панно «Чудо-дерево». Выполнение эскиза дерева. Лепка. Сушка. Покраска.

Тема 5. Панно «Райская птичка» Выполнение эскиза работы. Лепка. Сушка. Покраска.

Тема 6. Загадочные рыбки. Выполнение эскиза рыбки. Лепка. Сушка. Покраска.

Тема 7. Подготовка к участию в городских, районных конкурсах, посвященных Светлой Пасхе. Изучение положений.  Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ.

Тема 8. Подготовка к участию в городских, районных конкурсах, посвященных 9 мая и наглядной агитации. Изучение положений.  Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ.

Раздел IV.  Пластика.

Тема 1. Просмотр работ из полимерной пластики и холодного фарфора. Презентация.

Тема 2. Пластика и соль. Создание цветочной композиции в стеклянном сосуде. Лепка цветков из пластики. Покраска соли. Создание единой композиции.

Тема 3. Композиция «Ежик в стране облаков». Выполнение эскиза. Лепка. Сушка. Декор.

Тема 4. Птичка «Забава». Каркасная. Выполнение эскиза. Подготовка каркаса. Лепка. Декор.

Тема 5. Отчетная выставка объединения «Мир фантазии».

 

3-й год обучения «Батик - роспись по ткани» (2016-2017гг)

Раздел I.  Введение в декоративно-прикладное искусство.

Тема 1. Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике  безопасности при работе с инструментами и материалами.

Тема 2. Основы цветоведения. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.

Тема 3. Основы композиции. Расположение основных элементов и частей в определенной системе.

Раздел II. Холодный батик.

Тема 1. Холодный батик. История возникновения. Знакомство с лучшими работами известных мастеров.

Тема 2. Принципы стилизации растительных и животных форм в декоративные.

Тема   3.  Просмотр работ в технике «Холодный батик» Презентация 

Тема  4. Работа над изделием в технике холодного батика с применением бесцветного резерва в композиции «Сказочные цветы». Выполнение эскиза. Перевод эскиза на ткань.

 Тема 5. Изготовление и нанесение резервирующего состава в технике холодный батик.

 Тема 6. «Сказочные цветы». Роспись ткани в соответствии с эскизом.

Тема 7. Работа над изделием в технике холодный батик с применением цветного резерва в композиции «Космические фантазии». Работа над эскизами. Перевод рисунка на ткань. Работа резервом по контуру.

 Тема 8. «Космические фантазий». Роспись ткани в соответствии с эскизом.

Раздел III.Работа с восковыми мелками.

Тема 1. Просмотр работ, выполненных  восковыми мелками. Знакомство с техникой работы. Презентация.

Тема 2. Работа над изделием в технике восковыми мелками в композиции «Городские пейзажи». Работа над  эскизами. Перевод рисунка на ткань

Тема 3. «Городские пейзажи». Работа с восковыми мелками. Роспись ткани  соответствий с эскизом.

Тема 4. Работа на свободную тему. Работа над эскизами. Выполнение изделия.

Тема 5. Подготовка к участию в городских, районных рождественских конкурсах

Раздел IV. Работы разными техниками.

Тема 1. Соленая техника. Просмотр работ выполненных в технике с помощью соли. Подготовка основы. Выбор эскизов.

Тема 2. «Весенний букет». Работа в цвете. Работа на ткани в соответствии с эскизом.

Тема 3. Техника с клеем ПВА. Просмотр работ выполненных в технике с помощью клея ПВА.  Подготовка основы. Выбор эскизов. Прорисовка.

Тема 4. «На опушке». Работа в цвете. Работа на ткани в соответствии с эскизом.

Тема 5. Прорисовка деталей (деревья, кусты, трава).

Тема 6. Подготовка к участию в городских, районных  конкурсах, посвященных  9 мая и наглядной экологической агитации

Тема 7. Смешанные техники. Знакомство с работами, выполненные в этой технике. Выбор эскиза. Перевод рисунка на ткань.

Тема 8. Тема по выбору. Работа в цвете. Работа над изделием в соответствии с эскизом Прорисовка деталей.

Тема 9. Оформление всех работ. Знакомство с оформительской работой (паспарту, рамки)

Тема10. Отчетная выставка объединения «Мир фантазии»

Результативность

Прохождение программы предполагает овладение воспитанниками комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.

В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что воспитанники получают следующие основные знания и умения:
* познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
* познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
* овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
* научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
* научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
* познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование).
* обучаться сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
Кроме того, дети получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.

В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 2-го года обучения предполагается, что воспитаники получают следующие основные знания и умения:
* расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведение;
* продолжат знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством;
* научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления работ из пластилина, соленого теста, пластики  (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
* научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов;
* научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве.

В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 3-го года обучения предполагается, что воспитаники получают следующие основные знания и умения:
* расширят свои знания в области композиции, цветоведения, формообразования;
* познакомить с новым видом прикладного искусства «Батик», закрепить полученные знания и навыки;
* обучать детей различным приемам преобразования ткани, посредством нетрадиционных способов;

*осуществлять эстетическое развитие воспитанников средствами изобразительного искусства;

*развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

*воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов;

Для определения результативности в течение учебного года между воспитанниками проводятся различные конкурсы, принимается активное участие в тематических выставках и конкурсах, что позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу.

К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, выставка работ, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ кружка “Мир фантазии”.

Завершением курса обучения является итоговая выставка, и лучшие работы будут выставлены в галерее детского дома, призванная показать достижения детей за год.

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение образовательной программы “Мир фантазии” включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие детей 6–15 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, дети способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики воспитанники постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:

  • Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
  • Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
  • Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).

При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и воспитанниками, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ  и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий.

Условия  реализации программы.

Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть  знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения воспитанники и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:

- бумага офисная цветная марки «Color», бумага офисная белая, бумага цветная, гофробумага, картон цветной, гофрокартон, картон белый большой, бумага для акварели, цветные блоки для записей (форма квадрат), альбомы для эскизов, восковые мелки, карандаши, краски, краски для батика фломастеры, мука, соль мелкая, пластика, пластилин, клей ПВА, клей Момент – Кристалл, клей-карандаш, кнопки силовые ,подрамник, проволока медная диаметром 2-5 мм и 0,5 мм, белая х/б ткань, английские булавки, ножницы, изолента, иглы длинные, духовой шкаф, мультимедиа для просмотра презентаций.

Литература

  1. Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996. – 208с
  2. Афонькин С.Ю. Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.
  3. Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005. – 256с., ил.
  4. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.
  5. Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.
  6. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. – 224с., ил.
  7. Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Скрипторий, 2005. – 217с., ил.
  8. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
  9. Гильман Р., Художественная роспись тканей. – М.: Владос.  
  10. Лейкина И.К. Батик – сказка на ткани. Журнал  Народное  искусство, №5, 1998г.
  11.   http: //www.okgam http: //www.club-rukodelie/com/articles/s/ru/5 batik 3_1 html
  12.  http: //www.Park/com/html/batik/html
  13.   http//www.jolaf/com/cline/
  14.  http//www.uganda.com.ug/Batik/htm 

Рецензия

 на адаптированную авторскую образовательную программу дополнительного образования детей декоративно-прикладного

творчества «Мир фантазий».

Автор: Ефимова Елена Борисовна, педагог дополнительного образования Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Альметьевский детский дом».

Представленная документация: Адаптированная авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного творчества «Мир фантазии».

Программа декоративно-прикладного творчества рассчитана на 3 года обучения для мальчиков и девочек.

Первый год обучения полностью посвящен бумагопластике; второй год – лепке; третий год -  росписи по ткани. Это позволяет правильно определить методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников не более 8 человек.

Автор программы грамотно и убедительно аргументирует необходимость заниматься с воспитанниками декоративно-прикладным творчеством, т.к. занятия формируют эстетический вкус, развивают трудовые умения и навыки, помогают вести психологическую и практическую подготовку к труду и к выбору профессии.

Представленная программа актуальна, т.к. предназначена для реализации образовательной программы по дополнительному образованию воспитанников младшего и среднего возраста и в целом соответствует требованиям и нормативам в данной части образовательного процесса.

В теоретической части программы четко раскрыты цели, поставлены конкретные задачи, представлены ожидаемые результаты представленной программы. Программа раскрывает подготовку воспитанников к труду и выбору профессии.

В практической части чувствуется заинтересованность воспитанников в увлекательном процессе создании полезных и красивых изделий, стремление поверить в свои возможности, воспитывать в себе настойчивость, трудолюбие и достичь успеха в программе.

Адаптированная авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного творчества «Мир фантазии» представляет собой завершенный, самостоятельный методический документ, выполненный по актуальной тематике, обладающей существенной практической значимостью.

Считаю целесообразно рекомендовать адаптированную авторскую образовательную программу дополнительного образования детей декоративно-прикладного творчества «Мир фантазии» для детей младшего и среднего возраста с 3-х летним сроком обучения автора Ефимовой Е.Б. для использования образовательно-воспитательном процессе детского дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа декоративно-прикладного кружка "Фантазия"

Программа декоративно-прикладного кружка "Фантазия" рассчитана для дополнительного образования учащихся 5-8 классов на 1 год. Программа разработана с тематическим планированием каждого занятия....

" Калейдоскоп чудесных ремесел" Образовательная программа декоративно-прикладного творчества.

Программа «Калейдоскоп чудесных ремесел» имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для приобщения детей к декоративно-прикладному творчеству, к истокам культуры своего народа....

Программа декоративно-прикладного творчества "Мягкая игрушка"

В век технического прогресса, компьютерных и инновационных технологий современные дети очень много времени проводят за компьютерами. Это негативно сказывается на всестороннем развитии личности. В связ...

Рабочая программа «Декоративно – прикладное творчество» 1-го года обучения для обучающихся 11 – 12 лет

Программа  составлена на основе программы «Декоративно – прикладное творчество» автора О.А. Кожина. Примерные программы внеурочной деятельности. Просвещение.2011. Рассчитана на один год обуч...

Программа декоративно-прикладного творчества "Марья-искусница"

Представлена программа внеурочной деятельности для учащихся 5-8 классов по аппликации из соломы. Разработаны подробные инструкционные карты. Присутствует весь необходимый дидактичексий материал....

Программа декоративно-прикладного творчества художественно-эстетической направленности Мастерская «Сделай сам»

Данная программа реализуется на базе методической площадки. Дополнительная общеобразовательная программа, расчитанная сроком на один год....