Конспект и презентация к занятию по изобразительному искусству "Выразительные средства графики"
методическая разработка (6 класс) по теме

Кирюкова Ксения Сергеевна

Занятие по изобразительному искусству "Выразительные средства графики" (линия, штрих, пятно)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrazitelnye_sredstva_grafiki.pptx2.92 МБ
Файл vyrazitelnye_sredstva_grafiki.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выразительные средства графики Автор: педагог дополнительного образования Кирюкова Ксения Сергеевна 2014 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОВЕСНИК» г. БЕЛГОРОДА

Слайд 2

Графика (от гр. grapho — пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Линия

Слайд 3

Классификация графики По способу создания изображения графика делится на: « уникальную графику» « печатную или тиражную графику » В зависимости от своего предназначения она делится на виды: Станковая графика Книжная графика Журнальная и газетная графика Прикладная графика Компьютерная графика Промышленная графика

Слайд 4

Станковая графика: отличается своим художественным подходом. Она создается на мольберте, в работе используются такие материалы, как: тушь, акварель, уголь, карандаш различной мягкости. Картиной автора могут считаться как небольшие зарисовки, так и законченные полные произведения. Б.М. Кустодиев «Портрет композитора Д.В. Морозова». Карандаш, 1919 г. Н.И. Фешин «Портрет мужчины.Карандаш

Слайд 5

Печатная графика (эстамп) - это особый род искусства, в котором произведением считается оттиск с изготовленной художником доски. С.С. Косенков «Островок», ксилография

Слайд 6

Книжная графика: это вид графического искусства, к которому относятся иллюстрации, обложки, буквицы.

Слайд 7

Журнальная и газетная графика : эта графики очень близка по своему значению книжной графике, но и имеет большие отличия. Главным принципом является создание ярких, запоминающихся, прослеживающих сюжет иллюстраций. Так же к журнальной и газетной графике относятся стенгазеты и шрифт, который должен быть четким, гармонично оформленным, при чтении которого не возникнет никаких затруднений.

Слайд 8

Прикладная графика : к этой графике относится художественное оформление предметов быта, оформление упаковки, этикеток, коробок для продукции, искусство книжного знака. Практически все виды прикладной графики предназначены для полиграфического производства.

Слайд 9

Компьютерная графика : вид графики, в которой для создания изображения и его обработки автор использует различные компьютерные программы.

Слайд 10

Линия С одной стороны линия может быть спокойной и плавной, а с другой – стремительной и нервной. Используя линию, можно показать неподвижность или движение в работе , а так же пластику. Дюрер «Портрет Агнессы Дюрер», 1494. Перо А. Матисс «Одевающаяся женщина», ок . 1940. Тушь, перо П. Пикассо «Портрет П.И. Стравинского», 1920

Слайд 11

Ш трих Штрихи – это короткие параллельные линии, расположенные очень близко друг к другу так, чтобы получилось штриховое пятно. Штрихи бывают толстые, тонкие, прямые, пересекающиеся, наносятся с разным нажимом. Художник может передавать разное настроение в работе, используя разнообразный наклон штриха. Также сила нажима на карандаш играет большую роль. Штрих может быть тёмным или светлым, мягким или жёстким. В задачу штриха входит создание представления не только о контурных очертаниях объекта, но и о его объемной форме, светотеневой моделировке. Использование штрихов, различных по длине и толщине, а так же положенных в различных направлениях, помогает лепить форму, прорабатывая как целое изображение, так и отдельные его детали.

Слайд 12

С.Н. Андрияка «Первая зелень», 2001.

Слайд 13

Пятно Пятно может получиться наложением штриховки в разных направлениях, а так же при помощи заливки плоскостей. Ю.Б. Могилевский «В.В. Маяковский», 1959. Гравюра на линолеуме

Слайд 14

С очетания выразительных средств: Ю.П. Анненков «Эйзенштейн» М.С. Сарьян «Портрет поэта О. Анопяна », 1915 Линия и штрих; Линия и пятно; Линия, штрих и пятно.

Слайд 15

Классификация графики URL : http://www.cultandart.ru/dictionary/12-grafika Бесчастнов Н.П. Портретная графика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Художественное проектирование текстильных изделий». – М.: ВЛАДОС, 2006. – 367 с.: ил. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Художественное проектирование текстильных изделий». – М.: ВЛАДОС, 2005. – 271 с.: ил. Список литературы:

Слайд 16

Список изображений: Слайд № 1 URL : http:// www.thepaperhorse.co.uk/userimages/Rabbit.jpg Слайд № 2 URL : http:// artsvetlana.ru/wp-content/uploads/2011/03/ton1-300x165.jpg Слайд № 4 Б.М. Кустодиев «Портрет композитора Д.В. Морозова». Карандаш , 1919 г. URL : http:// baraxolochka.ru/wp-content/gallery/kustodiev/thumbs/thumbs_morozov_1919_etyud.jpg Слайд № 4 Н.И. Фешин «Портрет мужчины» URL : http:// mtdata.ru/u27/photo4CBC/20577712436-0/big.jpeg#20577712436 Слайд № 5 С.С . Косенков «Островок», ксилография URL : http:// www.hrono.ru/slovo/2003_02/kosen11.jpg

Слайд 17

Список изображений: Слайд № 6 URL : http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/386/73386753_large_056.jpg URL : http://slavyanskaya-kultura.ru/images/_02.jpg URL : http:// www.rusf.ru/abs/encycly/bse10.jpg Слайд № 7 URL : http :// cs10351.vk.me/u5764231/108254058/x_fae5f16e.jpg URL : http:// img1.labirint.ru/books/325244/scrn_big_01.jpg Слайд 8 URL : http:// www.anna - news.info/sites/default/files/2011/u507/i%20(28 )_ 0.jpg URL : http:// www.nrk.cross-ipk.ru/body/cult/izo/grafika/grafika.files/image002.jpg

Слайд 18

Слайд № 9 URL : http :// th07.deviantart.net/fs70/PRE/i/2012/235/6/4/spring_bloom_by_wolfepaw-d5c5tab.jpg Слайд № 10 Дюрер «Портрет Агнессы Дюрер», 1494. Перо URL : http:// www.vavilon.ru/metatext/risk4/agnes.jpg А. Матисс «Одевающаяся женщина», ок . 1940. Тушь, перо URL : http:// art.1september.ru/2008/23/16-1.jpg П . Пикассо «Портрет П.И. Стравинского», 1920 URL : http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2// 71/341/71341628_90602_or.jpg Список изображений:

Слайд 19

Список изображений Слайд № 12 С.Н. Андрияка «Первая зелень», 2001. URL : http:// arstyle.org/uploads/posts/2011-05/thumbs/1305165012_1240337191_0000062.jpg Слайд № 13 URL : http://www.3color66.ru/poll/1361873091/% D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%82.jpg?rand=398592634 URL : http:// artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000026/pic/000231.jpg Ю.Б . Могилевский «В.В. Маяковский», 1959. Гравюра на линолеуме URL : http:// www.wherefore.ru/sites/default/files/encyclopedia/12/12-018.jpg

Слайд 20

Слайд № 14 Ю.П. Анненков «Эйзенштейн» URL : http://rosswolfe.files.wordpress.com/2014/07/d0bfd0bed180d182d180d0b5d182-d0b3-d0b7d0b8d0bdd0bed0b2d18cd0b5d0b2d0b0-d18ed180d0b8d0b9-d0b0d0bdd0bdd0b5d0bdd0bad0bed0b2-1889-e28093-197.jpg М.С. Сарьян «Портрет поэта О. Анопяна », 1915 URL : http://www.art-catalog.ru/data_picture_new_2013/8/4841.jpg Список изображений:



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОВЕСНИК» г. БЕЛГОРОДА

План-конспект занятия

«Выразительные средства графики»

детское объединение «Мир творчества»

Выполнила

педагог дополнительного образования

МБУДО «Ровесник»

Кирюкова Ксения Сергеевна

Белгород - 2014


ЦЕЛЬ

Формирование у учащихся активной  познавательной и творческой деятельности через знакомство с графическими средствами: линией, пятном, штрихом.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

  1. Сформировать знания о выразительных средствах графики;
  2. Обучить приемам работы выразительными средствами графики;
  3. Сформировать понятие о том, что использование выразительных средств графики позволяет передавать в работе различное настроение .

Развивающие:

  1. Развить креативность учащихся;
  2. Развитие интереса и любви к изобразительному искусству;
  3. Развитие чувства меры, эмоциональной отзывчивости;

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей интерес к процессу и результату работы (умение планировать работу и доводить начатое дело до конца);
  2. Воспитывать трудолюбие;
  3. Воспитывать аккуратность при работе с художественным материалом и в организации рабочего места;

Тип занятия: сообщение новых знаний.

Методы обучения используемые на занятии: 

  • по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
  • рассказ;
  • демонстрация;
  • по источнику получения знаний:
  • словесные;
  • наглядные:
  • демонстрация презентаций,  моделей;
  • использование технических средств;
  • практические:
  • практическое задание;
  • по степени активности познавательной деятельности учащихся:
  • объяснительный;
  • иллюстративный;

Задание:  передать разное настроение в натюрморте при помощи использования выразительных средств графики.

Оборудование:

Для учащихся: резинка, карандаш, листы

Для педагога: компьютер, проектор, карандаш, листы бумаги.

Демонстрационный материал: презентация «Выразительные средства графики».

Ход занятия

  1. Организационный этап

- Приветствие

- Проверка готовности

  1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

(Слайд 1) Посмотрите на доску и скажите, о чём мы сегодня будем говорить? (на доске написана тема)

  1. Сообщение новых знаний

(Слайд 2) Графика (от гр. grapho — пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

(Слайд 3) Классификация графики

По способу создания изображения графика делится на:

  •  «уникальную графику»
  • «печатную или тиражную графику» 

В зависимости от своего предназначения она делится на виды:

  • Станковая графика 
  • Книжная графика
  • Журнальная и газетная графика
  • Прикладная графика
  • Компьютерная графика
  • Промышленная графика

(Слайд 4) Станковая графика: отличается своим художественным подходом. Она создается на мольберте, в работе используются такие материалы, как: тушь, акварель, уголь, карандаш различной мягкости. Картиной автора могут считаться как небольшие зарисовки, так и законченные полные произведения.

(Слайд 5) Печатная графика (эстамп) - это особый род искусства, в котором произведением считается оттиск с изготовленной художником доски.

(Слайд 6) Книжная графика: это вид графического искусства, к которому относятся иллюстрации, обложки, буквицы.

(Слайд 7) Журнальная и газетная графика: эта графики очень близка по своему значению книжной графике, но и имеет большие отличия.  Главным принципом является создание ярких, запоминающихся, прослеживающих сюжет иллюстраций. Так же к журнальной и газетной графике относятся стенгазеты и шрифт, который должен быть четким, гармонично оформленным, при чтении которого не возникнет никаких затруднений.

(Слайд 8) Прикладная графика: к этой графике относится художественное оформление предметов быта, оформление упаковки, этикеток, коробок для продукции, искусство книжного знака.  Практически все виды прикладной графики предназначены для полиграфического производства.

(Слайд 9) Компьютерная графика:  вид графики, в которой для создания изображения и его обработки  автор использует различные компьютерные программы.

(Слайд 10) Одно из основных выразительных средств графики – линия. С одной стороны линия может быть спокойной и плавной, а с другой – стремительной и нервной. При помощи линии очень четко передается характер портретируемого, его эмоциональное состояние – спокойный или взволнованный, энергичный или вялый, веселый или грустный. Используя линию, можно показать неподвижность или движение человека, а так же пластику. 

Графические портреты, выполненные при помощи линии – одни из самых изысканных. Наглядным примером линейного рисунка является работа А. Дюрера «Портрет Агнессы Дюрер». Линия, проведенная и по внешним очертаниям модели, и участвующая во внутренней моделировке объема, сама по себе очень выразительна и изящна. Следует особо отметить то, как художник благодаря свободной, стремительной линии, передает позу девочки, наклон ее головы.

Красотой своего движения завораживают линии в работах А. Матисса. Линейный рисунок занимает важное место в творчестве художника. Ярким примером может служить работа «Одевающаяся женщина». В этой работе можно наблюдать совсем иной ритм линий. Создается впечатление, что линия сделана одним взмахом руки, так точно обозначающая преимущественно контур и кое-что внутри силуэта. Высочайшим мастерством графической линии обладал выдающийся художник XX века П. Пикассо. Его линии живые и трепетные, так ярко передающие обобщенные образы моделей.

(Слайд 11) Практически всегда с линией переплетается еще одно выразительное средство графики – штрих. Штрихи – это короткие параллельные линии, расположенные очень близко друг к другу так, чтобы получилось штриховое пятно. Штрихи бывают толстые, тонкие, прямые, пересекающиеся, наносятся с разным нажимом. Художник может передавать разное настроение в работе, используя разнообразный наклон штриха. Также сила нажима на карандаш играет большую роль. Штрих может быть тёмным или светлым, мягким или жёстким.

В задачу штриха входит создание представления не только о контурных очертаниях объекта, но и о его объемной форме, светотеневой моделировке. Использование штрихов, различных по длине и толщине, а так же положенных в различных направлениях, помогает лепить форму, прорабатывая как целое изображение, так и отдельные его детали. Использовать штрихи можно по-разному.

(Слайд 12) О широких возможностях использования штриха свидетельствуют работа С.Н. Андрияки «Первая зелень», 2001.

(Слайд 13) Выполнение графических работ возможно при использовании еще одного выразительного средства – пятна. Пятно может получиться наложением штриховки в разных направлениях, а так же при помощи заливки плоскостей.

Используя пятно при изображении, работу, как правило, начинают с нескольких линий, определяющих основные размеры формы, после чего тоном обрабатывается один участок, второй и т. д. Тональные участки имеют определенную протяженность и отличаются по светосиле от соседних участков. Далее рисующий уточняет и конкретизирует характер пятна. Начинает рассматривать тоновые пятна не только по основным градациям – свет, тень, но и по другим, переходным градациям – полутень рефлекс и т. п. Заключительным этапом является обобщение.

О выразительности пятна в графике говорит работа «В.В. Маяковский» художника Ю.Б. Могилевского. Благодаря цельному, обобщенному пятну создается выразительный и глубоко психологический образ поэта.

(Слайд 14) Чаще всего графические работы выполняются при помощи следующего сочетания выразительных средств:

  • Линия и штрих;
  • Линия и пятно;
  • Линия, штрих и пятно.

Использование линии и штриха присуще работам, начиная с самых ранних периодов истории искусства. Взаимно дополняя друг друга, подчеркивая выразительность каждого элемента, линия и штрих помогают определить форму и проработать ее в наиболее важных местах.

Мастера эпохи Возрождения, работавшие штрихом, прекрасно могли сочетать его с линией. Ярким примером мастерского сочетания линии и пятна являются работы художника Ю.П. Анненкова – «Портрет Эйзенштейна». Используя лишь линию и пятно, автору удалось передать и внешнее сходство с натурой и раскрыть внутреннее состояние героев.

Художник М.С. Сарьян в «Портрете поэта О. Анопяна» использует сочную, динамичную линию и не менее яркий штрих. Главным для автора является передача характера поэта. Благодаря использованию коротких штрихов, выявляется форма головы поэта, ее движение, очертание, в целом создается глубоко психологический образ.

  1. Физкультминутка

Проводит дежурный

  1. Практическая работа

Давайте попробуем с вами передать разное настроение в натюрморте при помощи использования выразительных средств графики.

  1. Подведение итогов

Анализ работ проводится индивидуально.

  1. Сообщение домашнего задания

Подобрать работы, выполненные при помощи выразительных средств графики.

  1. Рефлексия

Что вам запомнилось больше всего? Что не понравилось? Удалось ли вам передать настроение в работе? Если нет, то почему?

  1. Используемые ресурсы:
  1. Классификация графики: http://www.cultandart.ru/dictionary/12-grafika 
  2. Бесчастнов Н.П. Портретная графика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Художественное проектирование текстильных изделий». – М.: ВЛАДОС, 2006. – 367 с.: ил.
  3. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Художественное проектирование текстильных изделий». – М.: ВЛАДОС, 2005. – 271 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к занятию: Период казачества в селе Надежда

конспект и презентация занятия на тему:" Период казачества в селе Надежда"...

Конспект и презентация к занятию "Декоративная бабочка"

Наиболее эффективно проводить подобное занятие весной в предвкушении лета или ранней осенью по воспоминаниям о лете. Материал дает возможность придумать свое сказочное изображение, отойти от шаблона. ...

Конспект и презентация к занятию по изобразительному искусству "Художественные материалы"

Занятие по изобразительному искусству "Художественные материалы" (Живописные и графические)...

Презентация к занятию по изобразительному искусству "Русские художники-пейзажисты"

Презентация к занятию по изобразительному искусству "Русские художники-пейзажисты" составлена на основе информации о творчестве русских художников: И. Н. Крамского, А. К. Саврасова, И. И. Ши...