Проект программы внеурочной деятельности Народное искусство и художественный творчество
методическая разработка по теме

Миляхова Любовь Епифановна

1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti.zip74.54 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в системе

художественного образования.

Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. ЦЕННОСТИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА. Функции народного искусства.

II. ФОРМЫ И ВИДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

III. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

IY. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Тематический план. Начальное основное образование. 1 класс

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.

Тематический план. Начальное основное образование. 2 класс

Тематический план. Начальное основное образование. 3 класс

Тематический план. Начальное основное образование. 4 класс

ОГЛАВЛЕНИЕ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Разработка программы внеурочной деятельности обучающихся требует соблюдения строгой логики в выборе форм и содержания работы, поскольку решается целый комплекс задач:

1. Соблюдение преемственной системы урочной и внеурочной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

2. Обеспечение устойчивого развития и прирастания воспитательных результатов;

3. Объединение разных видов внеурочной деятельности, направленное на единство трех уровней результатов (1 уровень – социальный опыт, 2 уровень – ценностный опыт, 3 уровень – коллективный опыт).

Социальный опыт – это опыт нравственно-поведенческих ориентиров гражданского общества.

Ценностный (творческий) опыт – это опыт самосознания, культурно-исторической памяти и патриотических убеждений, этнокультурной самоидентификации в творческом ряду ценностей: Человек-Природа-Дом-Отечество-Труд-Творчество.

Коллективный (народный) опыт – это опыт «вечевого», «соборного» взаимодействия и поддержки, выражение коллективного опыта на основе «чувства всеобщего», «чувства вселенского».

Любое знание становится настоящим знанием, только тогда, когда оно становиться личностным опытом, связанным с собственной эмоциональной и поведенческой первоосновой, только опыт ценности и поступка превращает личность в человека.

Формообразование внеурочной деятельности должно быть направлено на формирование целостного отношения к истории и культуре своей страны для постижения и понимания культуры других народов и мира.

Каждому уровню воспитательных и развивающих результатов внеурочной деятельности может соответствовать своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут на основе социального партнерства субъектов внеурочной деятельности: Семья-Педагог-Обучающийся; второй уровень на основе ценностных ориентиров: Дом-Школа-Родина; третий уровень может достигаться только в условиях разноуровневого, коллективного взаимодействия, понимания своего «Я», как части «Мы».

Внеурочная деятельность организуется в многообразном видовом диапазоне, где виды деятельности могут быть интегрированы в рамках работы одной студии, научного общества, творческого коллектива и т.д.

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы разнообразные виды и направления:

1. Игровая (спортивно-игровая) деятельность;

2. Познавательно-проектная деятельность;

3. Проблемно-ценностное общение и взаимодействие;

4. Досугово-ценностное общение и взаимодействие;

5. Социально-преобразующая (общественно-полезная) деятельность;

6. Художественно-творческая (трудовая) деятельность;

7. Экологическая (эколого-творческая) деятельность;

8. Патриотическая (историко-творческая) деятельность;

9. Экспедиционно-музейная деятельность и т.д.

Предложенные виды деятельности полностью согласуются с основными направлениями внеурочной работы определенными Федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования.

Народное искусство и художественное творчество, связанное с ним, обладая в своем содержании социальным, ценностным и коллективным опытом, несет в себе богатейший духовно-нравственный потенциал. Родной язык, устное народное творчество, народные художественные промыслы и ремесла непреходящие ценности, объединяющие в себе все виды и направления деятельности человека: через игру, к обучению и воспитанию, к труду, как преобразующему творчеству.

Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» является логическим продолжением Учебно-методических комплектов «Изобразительное искусство. 1-4 класс», «Технология. 1-4 класс», «Изобразительное искусство. 5-8 класс» авторского коллектива под редакцией Т.Я.Шпикаловой, где народное искусство, как часть культуры, в интеграции с другими видами искусства, является первоосновой обучения школьников изобразительному искусству.

Богородская резьба по дереву.

I. ЦЕННОСТИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

В образах школ традиций, в их ярком многообразии народное искусство, из поколения в поколение проносит родовую сущность, кристаллизует в коллективно-соборной творческой деятельности духовно-нравственный опыт народа, то национально-особенное в жизни и культуре, что воплощает характер народов, способность выживать [1, с. 19].

Ценности народного искусства:

1. Синкретизм народного искусства.

Слитность, нерасчлененность, единство всех частей целого в народном искусстве. Равноправное единство человека и природы, труда и творчества, как важнейших категорий бытия человека как части "макрокосма" составляло основную сущность традиционной художественной культуры в России. Синкретизм в творчестве не отделим от труда, где главенствует идея "образ предмета, вещи, знака". Синкретизм в языке, так же опирается на образную сущность "буквицы", а в устном народном творчестве усиливается духовно-энергетической сущностью связи труда, обряда и красоты.

2. Язык как носитель народной художественной культуры.

В многоликости языка богатство культуры, единство и сохранение народа. В слове содержится великая духовная энергия – или энергия любви и добра, или, напротив, богопротивная энергия зла.

Потеряв доступ к первоначальным образам и представлениям о том, кто такой «Аз», что такое «Буки», «Веди», русский народ лишился естественной языковой образности словаря, тысячелетиями воспроизводившего мудрость и единство народа. «Аз-бука» - «Я есть слово» воспроизводит важный понятийный ряд: «Аз, буки, веди, глаголи, есть, живете» - «Я знаю буквы, чтобы творить добро. Это и есть жизнь» Русская азбука логично соотнесена с нашей естественной, нравственно-культурной психосферой.

Язык любого этноса, проживающего на территории России, несет в себе генотипы этнокультурных представлений о «микрокосме в макрокосме», сохраняя духовность и человечность народа.

3. Устное народное творчество. Обычаи, обряды и праздники.

Палехская лаковая миниатюра.

Архаическая картина мира, в которой отражается макрокосмическое мировоззрение российского человека, как части природы и вселенной, сохраняющего память предков, нашло свое многоликое выражение в мифопоэтическом творчестве и опыте народа: пословицах и поговорках, сказках и былинах, народных праздниках и народном эпосе.

Устное народное творчество, обычаи, обряды и праздники вписали в себя всю многогранную красоту родной природы, эстетические и этические идеалы поведения, главенствующую роль труда в жизни человека, выступая сильнейшим средством обучения, воспитания и развития личности, в условиях вечевого, соборного принципа взаимоотношений.

4. Народные художественные промыслы и ремесла.

Дымковская глиняная игрушка.

Скопинская керамика.

Народные художественные промыслы и ремесла России – яркое явление общественно-исторической и культурно-образовательной среды государства. Вобрав в себя гармоничное восприятие природы, сформировались образы школ традиций, в их ярком многообразии, и, что наиболее важно, в их ценностном отношении к Жизни, к Природе, к Земле, к Человеку, к Отечеству.

Функции народного искусства:

Фундаментальное ядро современного теоретического осмысления народного искусства составляют его функции, позволяющие обобщить и переосмыслить уже накопленный опыт в постижении данного явления:

- духовная (энергетическая) функция: целостность восприятия образа мира - «микрокосма» в «макрокосме» и роли труда, творчества, личностного отношения к ним («Из одного дерева икона и лопата»; Сделано «с душой»; «бездушное отношение»).

Русское деревянное зодчество. Древний ансамбль Кижи. Конек и солярный знак на крыне дома.

- знаковая функция: функционирование в системе образов-концептов, мифопоэтического орнаментального строя (знак-оберег, архетип, тотем, матрица структуры и содержания орнамента).

Знак Солнца (солярный знак) на фасаде русского дома.

Древо жизни на вышитом полотенце. Знаки в вышивке и ручном ткачестве.

- функция богопознания и богосознания: мироощущение, мировосприятие, миропонимание материально-бытового и духовного бытия – «микрокосм в мкрокосме», где образ «Дома», «Земли», «Отечества» важнейшая часть целостного, вселенского мира («Не с мерою – с верою»; «Щасливое тело, которое о души старается»; «Всякой себе, а бог всем»).

Божества российской земли. Никола чудотворец.

- функция ответственности (совести): осознание меры «жить по заветам» («Всяк знает себя по делам своим»; «За стыд голова гинет»; «Какову чашу другу налил, такова и самому пить»; «Невинна душа – не пристрашна смерть»; «У безстыдного совести нет»; «От трудов праведных не наживешь палат каменных»).

Народные образы. Христианские образы.

- нравственная функция: применение этнических норм отношений между людьми, постижение себя как «человека земли, природы, космоса» («Браняся на мир слова оставляют»; «В добрую голову – сто рук»; «Честь ум рождает»; «Спеси боятся, а вежливость чтут»; «Сладкие уста – горькие сердца»).

В.Васнецов. Всадник на распутье.

М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею.

- функция природосообразности: бережное отношение к земле, природе, человеку, олицетворяющее их единство в трудовой, культурной и духовной деятельности, позволяющее сохранять память предков, их морально-творческий опыт («Любить тепло – потерпеть и дым»; «На красной цветок и пчела летит»).

В.Банников. Путешествие Солярного человека.

- функция преемственности: сохранение, развитие и передача жизненного (народная мудрость), философского и творческого опыта из поколения в поколение («Обычай не клетка – не переставишь»; «Старой обычай молодого тверже»).

Народные праздники сегодня.

- функция коллективности (функция соборности): выражение коллективного опыта на основе «чувства всеобщего», «чувства вселенского» («Исподовол и ольху не согнешь, а в круге и вяз переломиш»).

Палехская лаковая миниатюра.

- эстетическая функция: создание «мифопоэтического» образа картины мира, где природа – главный преобразующий «творец».

Лаковая миниатюра. Мстера.

- функция индивидуально-творческого начала: умение творить на принципах повтора, вариации и импровизации, где владение импровизацией в системе школы традиции выступает мерилом индивидуальности (Сказ Бажова «Каменный цветок»).

Ручное ткачество.

Вологодское кружево.

- образовательная функция: трансляция «метафоричности» взглядов, представлений и умений, целостной системы школ традиций, основанных на принципах повтора, вариации и импровизации («Тесто насыщает, а место не просвещает»; «Без притчи века не изжить»).

- функция гармонии (композитарность и цветовая целесообразность): отображение мировосприятия образа мира и природы «по законам красоты» – целостность, целесообразность, системность, единство формы и содержания.

Каргопольская и дымковская глиняная игрушка.

Представленные ценности соотносятся с личностью самого школьника, как будущего носителя картины мира, транслятора социального, ценностного (творческого) и коллективного (народного) опыта в систему развития будущих поколений и могут быть представлены в схеме: Этно-«Я» (Я-этническое) – Этно-«Мы» (Я-социальное) – Этно-«Знание» (Я-этнокультурное) – Этно-«Культура» (Я-общекультурное).

Гжельский кобальт. Кукла-скрутка.

Золотая хохлома.

Сегодня важнейшей задачей всех отраслей гуманитарных научных знаний – искусствоведения, педагогики, психологии, философии, культурологи и пр. становится понимание и создание системы единых взглядов и оценок безмерного богатства народной художественной культуры России – ее народного искусства.

Ручная прялка. Пермогорская роспись.

II. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самобытную традиционную художественную культуру народов России сложно вписать в пространство современного глобализированного общества. Но, несмотря на это, многие жители нашей страны (в основном жители этнических поселений) до сих пор ведут традиционный уклад жизни, сохраняя бытовую культуру своего народа. Но все это многообразие теряется в постиндустриальном пространстве и требует поиска новых подходов, приемов и форм для сохранения и передачи будущим поколениям.

Огромное значение в условиях внеурочной деятельности играет создание художественно-развивающей среды, которая опирается на социальную среду и выступает в виде научно-творческого поиска, в основе которого положены принципы социально-творческого партнерства преподавателя и обучающегося.

Актуальным становится применение разнообразных инновационных форм внеурочной деятельности: мозговой штурм творческих групп, практикумы, мастер-классы и творческие встречи, научные, исследовательские и образовательно-выставочные проекты, праздники-реконструкции, в основе которых могут быть использованы методы: проектов, реконструкции, проблемного исследования, художественно-педагогической драматургии, творческой дискуссии, творческой лаборатории.

Предложенные формы и методы организации внеурочной деятельности необходимо раскрывать в системе духовно-нравственного, патриотического обучения и воспитания «Я живу в России», где содержание деятельности строится на единстве и отличительных культурных особенностях различных народов России. Взаимосвязи и взаимовлияние этнокультур раскрывается как проблемное поле функционирования народного искусства с учетом роли педагогического, художественно-творческого диалога, где диалог опосредованно способствует духовно-нравственному росту личности, создавая условия для ее становления, достигая перспективной глубинности. Особенностью участников диалога является готовность размышлять о смысле ценностей и коллизий, сопоставлять их с собственным, социальным, творческим и народным опытом и чутко воспринимать мнение Другого.

Урало-Сибирская домовая роспись.

Основные принципы деятельности строятся на соотнесении единства и различия в традиционной художественной культуре различных этнокультур России:

1. «Дом как храм (усадьба, храм, изба, лобаз, чум, юрта и т.д.)», «Народная игрушка – оберег и воспитатель (глиняная, деревянная, берестяная, лыковая, соломенная, тряпичная и т.д.)».

2. «Народный костюм: вышивка, ткачество, мозаика, колористическое решение, нагрудное украшение и т.д.».

3. «Народные художественные росписи: прялки, посуда, изделия из бересты и коры лиственницы, домовая роспись и т.д.».

4. «Русские лаки: Мстеры, Холуи, Федоскино, Палех».

5. «Народное искусство в творчестве художников прошлого и настоящего (иконография, лубок, суприматизм, этнофутуризм и т.д.)».

6. «Мир народной керамики: Скопин, Гжель, бытовая керамика и т.д.».

7. «Художественный металл (литье – «Каслинское литье», чеканка, чернение, скань и т.д.)».

8. «Графический орнамент (костюм, полотенце, кружево и т.д.) и т.д.

Деятельностный подход в условиях внеурочного обучения и воспитания опирается на социальное партнерство педагога и обучающегося с народными мастерами – носителями творческого и народного опыта и мудрости, и профессиональными художниками – носителями современного творческого знания, на принципах индивидуально-творческого самовыражения.

Социальное партнерство в творческой, проектной, исследовательской и т.д. деятельности в котором могут выявляться традиционные и концептуальные подходы позволит обучающемуся,не только становиться соавтором, но и включиться в процесс новых форм познания, коммуникации, приобретать ключевые компетенции и ценности и как результат развивать универсальные учебные действия.

Важным аспектом внеурочной деятельности в изучении народного искусства становится участие в процессе диалога и сотворчества «Народного мастера» - носителя коллективного народного опыта этнокультуры, что позволяет педагогу и обучающемуся становиться транслятором этого опыта в личную (самообразование, социальное партнерство, целенаправленное сотрудничество и сотворчество) и социальную образовательно-воспитательную среду.

Мастер-класс члена «Союза художников России», Народного мастера России Эккерт М.Г.

Представляем схему трансляции народного искусства в системе «народный мастер – педагог – обучающийся», где обучающийся вместе с педагогом в своем личностном развитии становится не только обладателем многовекового опыта традиций, но и носителем этого опыта для будущих поколений, проводников в мир народного искусства:

Народный мастер

(обладатель модели «макрокосмических» знаний народного искусства)

Педагог

(обладатель, носитель, проводник новых смысловых и духовных ценностей «большого времени культуры» - народного искусства)

Обучающийся

(перво - и правопреемник родовой памяти)

Постижение обучающимся феномена народного искусства позволяет ему включиться в процесс художественно-творческой, проектной и исследовательской деятельности на основе мотивированной потребности, новых операционных действий, эмоциональной окрашенности, вскрыть родники родовой, генетической памяти, ощутить себя обладателем макрокосмических тайн народного искусства, раскрывает новые стороны универсальных учебных действий, ценностных ориентиров и духовно-нравственных начал, коммуникативных связей в системе межкультурного диалога и этнокультурного образования.

Включение в методическое обеспечение внеурочной деятельности региональных особенностей функционирования этнокультуры позволяет педагогу и обучающемуся глубже осознать многообразие, полифункциональность народного искусства, бережно относиться к культуре большой и малой Родины.

III. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Особенностями современного этапа развития искусства, к сожалению, стали художественные провокации, преобладание концептуальности над эстетическими категориями «добра и зла», «красивого и безобразного» с их полной этической размытостью.

Рассматривая вопросы функционирования изобразительного (народного) искусства, следует обратить особое внимание на субъектно-объектные отношения в данном процессе в историческом развитии, где (за исключением современного искусства) главным ценностным творцом выступала «природа», «труд» являлся олицетворением творчества в деятельности «человека»:

Знаково-культовое искусство (знак-оберег, знак-образ, знак-архетип)

↕ ↕ ↕

природа

человек

труд

Изобразительное искусство (иконография, народное искусство, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство)

↕ ↕ ↕

природа

человек

труд

Современное изобразительное искусство (перформанс)

↕ ↕

Действие (инсталяция, перформанс)

идея-концепция

В современных условиях модернизации российского общества, в частности, российского образования, одним из приоритетных направлений совершенствования гражданственности является возрождение и активное изучение духовных традиций художественной культуры России и мира. Ключевыми становятся дидактические принципы культуросообразности и культуропреемственности образования. В связи с этим, является своевременной необходимость подготовки специалистов, отвечающих требованиям продекларированным в «Стратегии развития России – 2020», Законе Российского Федерации «Об образовании», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которые гарантирует гражданам России защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства: «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Так же учитываются требования нового «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС), Президентская инициатива «Наша новая школа», «Концепция этнокультурного образования в России», «Примерные и рабочие программы по учебным предметам: Изобразительное искусство (1-4 классы).

В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству, как основе духовно-нравственного образования и воспитания, становиться не только значимым, но и безусловно актуальным.

Методическое пособие «Внеурочная деятельность в системе художественного образования. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс»построено на основе новационныхдидактических принципах гуманизма, культуропреемственности, культуросообразности, природосообразности, социального партнерства, индивидуально-творческого самовыражения, целенаправленного сотрудничества и сотворчества, дифференциации и интеграции, диагностичности, единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения и воспитания, разработанных автором и активно внедряемых в современной методологической и педагогической практике.

Гуманизм и гуманизация образования и воспитания - единство общекультурного, социально-нравственного и духовного развития личности, понимающей и принимающей коллективное начало в развитии гражданского общества.

Культуропреемственность- постижение глубинных смыслов отечественной народной художественной культуры, составляющей первооснову сохранения и развития государственности.

Культуросообразность- единство культуры, традиций и опыта творческой деятельности, в условиях постижения мировой культуры.

Природосообразность– опора на индивидуальные способности и особенности личности, развивающейся по законам добра и красоты.

Социальное партнерство – равноправие сторон, уважение позиций, учет интересов и потребностей объектов сотрудничества и взаимодействия.

Индивидуально-творческое (личностное) самовыражение – феномен творческой трансляции системы ценностей в учебно-исследовательской, научно-практической и художественно-образной деятельности.

Целенаправленное сотрудничество и сотворчество – взаимодействие в диалоге, направленное на формирование новых стилей научного, творческого и социального мышления.

Дифференциация и интеграция – постижение процесса и результата деятельности на основе неразрывности и единства взаимосвязей, общего, частного и целого.

Диагностичность – проверяемость результирующих действий, с применением параметрических и непараметрических средств математической статистики.

Единство фундаментальности и профессиональной направленности обучения и воспитания – связь обучения с жизнью, наукой и культурой, теории с практикой, индивидуальных потребностей с социальной необходимостью.

Предложенные дидактические принципы раскрывают четкие связи важнейших компонентов метапредметного знания в условиях внеурочной деятельности обучающегося, несущего гражданскую ответственность за свою судьбу, судьбу своей страны и судьбы прошлых поколений наших предков.

Важным фактором организации внеурочной деятельности становятся подходы по формированию универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия необходимо рассматривать в следующей системе:

1. Личностные действия – личностное, жизненное, профессиональное самоопределение; смыслообразование; нравственно-эстетическое оценивание.

2. Регулятивные действия – самоопределение, саморегуляция, смыслообразование, где целеполагание и планирование, с учетом коррекции и рисков выступают главенствующими действиями личности.

3. Познавательные действия – поиск, анализ, личностное открытие.

4. Коммуникативные действия – самоидентификация, социализация личности, принятие позиции сотрудничества и сотворчества в условиях Диалога.

Универсальные учебные действия формируются в разнообразной учебно-практической деятельности:

1. Проектная деятельность (исследовательский, искусствоведческий, культурологический, педагогический, выставочный проект и т.д.).

2. Проблемно-поисковая деятельность.

3. Тренинг, мозговой штурм, творческая дискуссия.

4. Художественно-педагогическая драматургия.

5. Музейно-педагогическая драматургия.

6. Деятельность по собиранию и освоению народных традиций.

7. Деятельность по реконструкции (этнографическая, историческая, этнохудожественная, творческая, практическая реконструкция и т.д.).

В практической деятельности наиболее актуальными становятся следующие блоки традиционной художественной культуры:

1. Ценности народного искусства: родной язык (этимология, семиотика, топонимика и т.д.); устное народное творчество, обряды и праздники (земледельческий календарь, природный календарь и т.д.); народные художественные промыслы и ремесла; функции народного искусства.

2. Художественная эстетика народного искусства (эстетика народного искусства в изобразительном искусстве, театре, кино, литературе, архитектуре, экстерьере, интерьере, костюме, кухне и т.д.).

3. Единство, взаимосвязи и взаимовлияние этнокультурных явлений в народном искусстве. Развитие искусства разных народов России по законам единства.

4. Реконструкция этнокультурных явления народного искусства (экспедиционная деятельность по сбору фольклора, произведений бытового и декоративного творчества; реконструкция праздников и обрядов).

Использование полифункциональности народного искусства в художественном творчестве позволяет обеспечить системное включение обучающегося в разнообразные формы индивидуально-коллективной деятельности, восстановить разрыв ценностных связей синкретизма народного искусства.

Цель методического пособия «Внеурочная деятельность в системе художественного образования. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» - формирование социального, ценностного (творческого), коллективного (народного) опыта в системе ценностей народного искусства для постижения культуры своей Родины и мира в межкультурном диалоге и взаимодействии.

Задачи:

- расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства, самоидентификация и самоэстетизация личности;

- формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства;

- развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства.

В методическом пособии представлены разные подходы формирования тематического планирования и содержания учебных занятий, наиболее полно раскрыто содержание для 1 класса, что позволит учителю самостоятельно продумывать учебно-творческую деятельность во 2, 3 и 4 классах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Тематический план. Начальное основное образование.

1 класс

Виды и направления деятельности

Содержание темы

Количество часов

1.

Художественное творчество

1). Древо жизни – древо моих предков. Орнамент. Вышивка. Росписи.

2). Кукла скрутка. Тряпичная кукла-скрутка. Рукотворная кукла в культуре народов России.

3). Птица – счастье. Орнамент. Домовая резьба. Вышивка. Росписи.

4). Хлебушко – Батюшко. Каравай. Калач. Русская печка.

2.

Фольклор

1). Колыбельная моей бабушки.

2). Расскажи мне сказку. Сказки народов России.

3). Мифы и легенды наших предков. Древние божества. Богатыри и батыры.

4). Попевки:Осенины. На зеленом на лугу. Бай, качи, качи, качи. Евсей. Ай, тари, тари, тари. Как на горке на горе.

3.

Игра

1). Ручеек.

2). У медведя во бору.

3). 12 палочек.

4). Гуськи.

4.

Экспедиция. Проект

1. Деревянное зодчество моего села, города, края.

2. Музеи моего села, города, края.

3. Народные мастера моего села, города, края.

4. Мой школьный историко-этнографический музей.

Итого:

33

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:

1). Древо жизни – древо моих предков. Орнамент. Вышивка. Росписи.«Древо жизни» как символ рода. Родовое и Генеалогическое древо. Древо жизни в орнаментальном искусстве народов России. Образ «древа жизни» в народной вышивке. Расписные и резные прялки.Народные росписи (Городец, Хохлома, Полхов Майдан, Северные росписи, Тобольская домовая роспись и т.д.) и вариации «Древа жизни» в них. Древо жизни в глиняной игрушке (Каргополь, Дымково и др.).

Древо жизни в Урало-Сибирской домовой росписи.

Образы древа жизни в культурах народов мира (Россия, Египет, Греция, Индия и др.), общности и отличия.

Банников В.Н. Древо Жизни – Древо Рода.

Зарисовки эскиза вышитого полотенца или расписной прялки с изображением «Древа жизни».

Проектная деятельность:«Древо жизни – образ трех миров», «Генеалогическое древо моей семьи».

2). Кукла скрутка. Тряпичная кукла-скрутка. Рукотворная кукла в культуре народов России.НародныеКуклы – «Обережки», «Семесюхи», «Столбушки», «Крестушки», «Рожаницы». Изготовление женской и мужской куклы-скрутки.

В прошлом веке ни одна ярмарка не обходилась без народной игрушки, без пёстрых глиняных и деревянных баб, медведей, оленей, конников, птиц. Красивые и яркие прямо с лотка они попадали в руки детей, которые сразу же начинали играть, включая новых героев в свой детский сказочный мир. Уже тогда мало кто помнил, что игрушка в своём первородном виде – это культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии.

В ней сливались эстетические, культовые и магические начала. Это всегда учитывалось древним народным мастером. Постепенно магическая роль игрушки забывалась, и кукла стала простой детской игрушкой, выполняющей только игровую функцию.

Среди разнообразия народной игрушки выделяется тряпичная кукла. Она связана с почитанием женского божества, культом плодородия, предков, домашнего очага.

Не зря для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель.

Да и сама Ткань, из которой она изготавливалась, долго служила семье, пропитываясь энергией событий и эмоционального поля членов семьи. В этом плане кукла была полностью безопасна. Как медитативный предмет она придавала уверенность, равновесие, чувство защищенности. Ко всему кукла была предметом привычным, сделанным из своего, самим, правильно и вовремя. Кукла мягко поднимала эмоции своим присутствием.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры.

Тряпичная кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной, белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Кукла «Столбушка».

Древнее представление о том, что кукла может ожить, наделение её душой и

магической силой заставляли крестьян побаиваться этой силы, и поэтому

куклу делали - «Без глаз - чтобы не увидела.

Без ног - чтобы не догнала. Без рук - чтобы не схватила».

Безликие и безглазые куклы встречаются во всех странах мира.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

Игровые куклы, предназначались для забавы детям. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Обрядовые куклы. Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.

Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай.

Кукла «Зернушка» (Крупеничка)

Кукла «Зернушка» (Крупеничка) это древняя насыпная обрядовая игрушка, которая имеет глубокий символический смысл. Родом из южных областей России.Ее обычно дарили на Коляду, Рождество или на праздники, связанные с урожаем.Кукла обязательно наполнялась ЗЕРНОМ (гречиха, пшеница или зерно разных сортов, чтобы урожай был на все культуры). Первоначально Крупеничка хранила редкие семена урожая—гречиху, но потом стали использовать пшено, горох, пшеницу и появились Зерновушки и Горошинки. При посеве первые горсти брали из этой куклы, а после уборки урожая ее заполняли новой крупой.

Изготовление простой по конструкции куклы «Столбушки».

Проектная деятельность (вместе с родителями): Поиск информации и изготовление обереговой, игровой и обрядовой куклы для своего дома.

3). Птица – счастье. Орнамент. Домовая резьба. Вышивка. Росписи.

Образы птицы «Гомоюн» (Гомон), птицы «Феникс» и др. в культуре народов России. Народные былины и сказки о птице («Садко», «Петушок и жерновки», «Петушок золотой гребешок» и др.).

Образы птицы в изделиях народных художественных промыслов (домовая резьба, вышивка, роспись по дереву, глиняная игрушка).

Пермогорская роспись. Птица «Феникс».

Резные прялки. Петушок Золотой Гребешок, Хохломская роспись.

Зарисовки: На деревянной доске (можно по образцу) выполняется Пермогорская роспись с использованием образа птицы.

Проектная деятельность: Каждый ученик придумывает сказку про свою птицу и рассказывает ее в классе.

4). Хлебушко-Батюшко. Каравай. Калач. Русская печка.

Хлеб в культуре народов России (пословицы и поговорки о хлебе). Русская печка – центр деревенского Дома, кормилица, лекарь, сказочный герой.

Народная мудрость о хлебе:

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Стол доска – коли хлеба не куска.

Не до шутки, когда пусто в желудке.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Хочешь, есть пироги – не сиди на печи.

Хлеба не куска – так и в горнице тоска.

Без хлеба нет обеда.

Не шуба греет, а хлеб.

Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

Красна река берегами, обед – пирогами.

Потешки о хлебе:

А из нашей из трубы

Дым поднялся на дыбы -

Это мама топит печь,

Это мама будет печь:

Пирожок для Машеньки,

Пирожок для Сашеньки,

Остальным – по калачу,

Жаворонка – я хочу.

***

Пойди, котенька, в Торжок,

Купи, Котя, пирожок,

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу,

Красну шапочку сошью.

***

Тра-та-та, тра-та-та, пожалуйте решета.

Мучки просейте, пирожки затейте,

Пирожки – то на дрожжах,

Не удержишь на вожжах!

***

Мешу, мешу тесто, есть в печи место.

Пеку, пеку каравай – переваливай, валяй!

***

Ладушки, ладушки, испекли оладушки.

На окно поставили, остывать заставили.

Остынут – поедим и воробышкам дадим.

Воробышки сели, все оладьи сели!

Русская печка, получившая распространение в деревенском доме татар, башкир, чувашей, удмуртов, марийцев, коми- пермяков, зырян и многих других народов России

Предназначение русской печки:

Приготовление пищи. В печи варили, парили, жарили, запекали и «томили». Для приготовления пользовались чугунками и ухватами или рогочами,сковородниками(цапельниками, чапельниками) и, соответственно сковородами. Посуда по большей части изготавливалась из чугуна, однако применялись и глиняные сковороды и горшки. При печи кроме 3 ухватов и сковородника было ещё 2 кочерги для перемешивания углей и выгребания золы.

Отопление. Обычно печь начинали топить с середины октября (с Покрова) и топили до апреля (до Благовещенья). Русская печь располагалась практически в центре комнаты и прогревала её равномерно. На печи был устроен лежак. Рядом с печью традиционно строился голбец, в котором хранили домашнюю утварь, а верх его являлся продолжением лежака. Спали ногами на печи, а головой в прохладе, если же было холодно — можно было и полностью лечь на лежак.

Лечение. Прогревались как сверху на печи, изгоняя простудные заболевания, так и в самом горниле. Лечились не только теплом, но и печной золой, часто смешивая её с солью. К услугам печи прибегали и знахари.

И многое другое. Русская печь не только грела и варила, она была неотъемлемой частью жизни русского народа. В печи народные умельцы обжигали народную игрушку, посуду. По печи предсказывали погоду; на ней сушили грибы и ягоды; гадали и ворожили.

Творческая работа: Познакомиться с традиционной выпечкой в культуре разных народов России (Хлеб, каравай, лепешка, пирог, беляш, вак-беляш и др.). Изобразить традиционное застолье в аппликации из бумаги.

Проектная деятельность: Вместе с родителями приготовить одно из традиционных блюд, готовящихся в печи. Составить об этом рассказ и провести коллективное застолье в классе.

2. ФОЛЬКЛОР:

1). Колыбельная моей бабушки.

Колыбелька.

Баю, баюшки, баю

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Сашу не буди.

***

Уж как сон ходил по лавке 
Уж как сон ходил по лавке
Дрема по полу брела
Дрема по полу брела
К Маше нашей забрела
К ней в кроватку забрела,
На подушку прилегла.
На подушку прилегла,
Машу ручкой обняла.
***
Месяц взошел...
Баю-баюшки-баю!
Во лазоревом краю
Солнце село,
Скрылось прочь,
День угас, настала ночь.
Тишина в лугах, в лесах,
Звезды ходят в небесах,
И дудит им во рожок
Тихий месяц-пастушок.
Он дудит, дудит, играет,
Складно песню напевает,
Да негромкая она,
Только звездам и слышна.
Только звездам, только ночке
В синей сини над селом...
А для нашего сыночка
Сами песню мы споем.
Мы сыночка покачаем
Под припевочку свою:
В ней начало: "Баю-баю!"
А конец: "Баю-баю!"
***
Ночь пришла, темноту привела… 
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.
***
«А баиньки-баиньки, купим сыну валенки…» 
А баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

Творческая работа: Изготовление колыбельки из бересты или картона, поместив в люльку, выполненную своими руками куклу-скрутку, проигрывание ситуации «убаюкивания».

Проектная деятельность: Записать колыбельные песни своей семьи (мама, бабушка и т.д.), рассказать (пропеть) их содержание своему классу.

2). Расскажи мне сказку. Сказки народов России.

Каждый народ создал много замечательных и интересных сказок. В них отображена жизнь народа, его мечты и ожидания лучшей судьбы, отношение к миру природы и человеку, добру и злу, прекрасное знание человеческой психологии и древних традиций.

Пословицы и поговорки о Добре и зле:

Побеждай зло добром

Доброму Бог помогает.

За недобрым пойдешь — на беду набредешь.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

В.Васнецов. Иван царевич на сером волке.

Добрые и злые персонажи в сказках народов России. Образы насекомых, животных, людей, мифические персонажи (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей-Горыныч и др.). Образы и персонажи помогающие человеку (Печка, Яблоня, Молочная река Кисельные берега и др.).

Зарисовки любимых персонажей народных сказок. Составление коллективной композиции «Герои Российских сказок».

Проектная деятельность: Запиши любимые сказки своих родителей, бабушек и дедушек, расскажи их в своем классе.

4). Мифы и легенды наших предков. Древние божества. Богатыри и батыры.

Всем известны персонажи народных мифов и былин «Илья Муромец», «Алеша Попович» и «Добрыня Никитич».

В.Васнецов. Три богатыря.

Герой-Богатырь (Батыр) всегда защищал социальные интересы людей, как, например, Кирилл Кожемяка, который не откликается на просьбу царя «победить» змея, пока не пришли к нему маленькие дети. Часто помощниками героев-богатырей является богатырский конь, которым скачет «выше леса стоящего, ниже облака ходячего», или люди, наделенные сверхъестественными силами и способностями, как Вернигора, Вырвидуб и прочие. Интересны сказания башкир «Урал-Батыр», ставшие легендой подвиги «Салавата Юлаева». В культурах всех народов России присутствовали свои Богатыри-Батыры.

Творческая работа:Лепка из глины образа народного Богатыря используя традиции российской глиняной игрушки.

Проектная деятельность: Вместе с родителями придумать «Десять подвигов Ильи Муромца» на основе народной былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» (в качестве героев-персонажей могут быть другие богатыри и батыры).

4). Попевки: «Осенины». «На зеленом на лугу». «Бай, качи, качи, качи».

«Евсей». «Ай, тари, тари, тари». «Как на горке на горе».

Символы праздника – овес, лубок с зерном и домашний хлеб.

Учитель. Сегодня мы продолжим подготовку к празднику «Осенины». Давайте вспомним название песен и игр, которые разучивали на прошлом уроке.

Дети. Это песни: «На зеленом лугу», «Как на горке, на горе», «Ай тари, тари, тари».

Учитель поет попевку «Евсей», учащиеся повторяют, но при этом каждый пытается изобразить то, о чем поет: имитирует движения просеивания муки через сито. При исполнении последней строчки дети дуют на ладошки, изображая горячий калач.

Евсей, Евсей, Муку просей,

Испеки в печи Калачи горячи.

Качь, качи, качи, качь, качь!

Учитель (выносит рушник с хлебом и спрашивает). Чем богата осень?

Дети. Овощами, фруктами, хлебом.

Учитель. Вспомните пословицы о хлебе.

Дети.

Что посеешь, то и пожнешь,

Что пожнешь, то и смолотишь,

Что смолотишь, то и съешь.

Будет хлеб, будет и песня.

Дети поют песню.

«Бай, качи, качи, качи!»

Бай, качи, качи, качи!

На улице калачи,

За улицей прянички,

Во городе яблочки.

Стану, стану я качать,

В балалаечку играть.

Привезет отец калач,

Матери саечку,

Дочери китаечку.

Учитель. О чем эта песня?

Дети. О дарах осени, яблоках, пряниках, подарках, которые привезет отец с ярмарки.

Учитель. Раньше на Руси говорили: «Пирогов покушай, песенки послушай». Давайте и мы споем песню, четко проговаривая слова и, слушая друг друга.

Во время пения дети жестами, мимикой передают настроение исодержание песни, на слова: «Стану, стану я качать, в балалаечку играть», приплясывают, выполняя любые плясовые движения.

Учитель. Хлебом-солью всех встречаем,

Самовар на стол несем.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сем.

Пора нам вспомнить веселую песню... Какую?

Дети. «Ай, качи, качи, качи!»

Дети берут деревянные ложки. Поют песню и одновременно выполняют движения, следуя ее тексту, на слова «останутся грошики - купим Маше ложки» девочки кружатся, подняв ложки, кружатся, а мальчики им хлопают.

Ай, тари, тари, тари,

Купим Маше янтари.

Останутся деньги - Купим Маше серьги.

Останутся пятаки - Купим Маше башмаки.

Останутся грошики - Купим Маше ложки.

Останутся полушки - Купим ей подушки!

Учитель. Праздники, народные гуляния обычно проходят на улице, на центральной площади или за селом. Давайте и мы представим, что мы на лугу. Берите игрушки-свистульки, бубенцы, трещотки, дудки, барабаны. Дети (поют две первые строчки вместе, а затем поочередно).

Как у нашего соседа Весела была беседа: Гуси - в гусли, Утки - в дудки,Свиристели - в свирели, Скворцы - в бубенцы, Чечетки - в трещотки, Тараканы - в барабаны. (Вместе) Играют, играют, всех потешают.

Учитель предлагает выполнить творческое задание на вокальную импровизацию, предлагает детям стать участниками игры: на те вопросы, которые он будет петь, ребятам нужно давать музыкальные ответы - придумать мелодию и пропеть ее.

Учитель (пропевая). Что за время - осень, осень? Кто ее к нам в гости просит?

Дети. Просят дети, просит дождь, тучки в небе не уймешь;

Осень - богатое время всегда, скоро наступят у нас холода.

К.Дацук. Лен.

Учитель. Теперь давайте немного отдохнем. Послушайте сказки.

Дети слушают сказки: «Война грибов с ягодами», «Медведь - половинщик».

Учитель. Сказки не просто сказываются, они поются и показываются. Вот и мы сейчас исполним песню-сказку «Вор-воробей».

Учитель выбирает героев сказки: огородника и воробья. Остальные играющие встают в круг и берутся за руки. Огородник выходит на середину хоровода, воробей ходит за кругом. Дети ведут хоровод, а огородник поет:

Эй, вор-воробей,

Не клюй мою конопель,

Ни мою, ни свою,

Ни соседову.

Огородник бежит ловить воробья. Дети впускают воробья в круг и выпускают, а огородник может ловить его только за кругом. При этом все поют:

Наш воробьишка.

В сером армячишке.

В чисто поле не идет.

Коноплю не клюет.

По двору шныряет,

Крошки собирает.

Поймав воробья, меняются ролями и проводят игру еще раз.

3. ИГРА:

1). Ручеек:Во время исполнения народной песнидети стоят в двух шеренгах, образуя пары, лицом друг к другу. Первая пара является ведущей, она назначает фигуры танца: "Ручеек", "Челночки".

"Ручеек"
Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руку с партнером, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встает напротив всей колонны и начинает движение вглубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей вглубь ручейка пары и т. д.
Ведущая пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь ее завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на месте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение вглубь ручейка.

Движение повторяется до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своем месте, дожидаясь, когда все остальные придут на свои места. Затем начинается следующая фигура.

"Челночки"
Дети, стоящие в две шеренги лицом друг к другу, берутся за руки. Движение легкими шагами в такт музыке начинает первая пара: она выдвигается из шеренги в сторону, огибает соседнюю пару, проходит между этой и следующей парами, выдвигается в другую сторону шеренги и продолжает челночное движение между остальными парами.

Пара, следующая за ведущей, ждет, когда "челночок" уйдет вглубь шеренги на расстояние двух пар, и начинает аналогичное движение. Челночки доходят до конца шеренги и возвращаются обратно на свое место тем же способом. Первой окажется на своем месте ведущая пара. Ее задача - выполнять шаги на месте до тех пор, пока все остальные пары не закончат движение. После этого она называет новую фигуру.

2). У медведя во бору: Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору, Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.

3). 12 палочек:12 палочек – игра, в которой могут принимать участие большое количество детей. Важным условием ее проведения, является местность, на которой она проводится. Должно быть много кустов, деревьев или иных укрытий, так, чтобы была возможность спрятаться. Все игроки должны знать друг друга по именам. Для игры потребуется доска длиной около 50-80 сантиметров, 12 коротких палочек (длина около 15 сантиметров) и круглое бревнышко. Доска кладется на бревнышко, а палочки на один край доски. Получается конструкция, похожая на качели.

Из всех игроков, выбирается водящий. Он закрывает глаза, считает, например до 20-ти. Все остальные игроки должны спрятаться. Палочки лежат на бревнышке. Водящий должен найти игроков, но, не забывая о палочках. Как только он кого-то находит, то должен назвать имя игрока, подбежать к доске и ударить ногой по противоположному от палочек концу, так, чтобы они разлетелись, после чего может прятаться, а водящим становится тот, кого нашли. Игра продолжается дальше.

Если водящий далеко ушел от доски с палочками, то кто-то из тех, кто прячется, может подбежать и ударить по доске, так, чтобы палочки разлетелись. В этом случае, водящий должен собрать палочки и лишь потом, идти искать других участков игры.

4).Гуськи: Играющие становятся в тесный круг. В середине круга

становится «дедка», выбранный по жребию, в руках у него бумажка и платок. «Дедка» машет платком, дети начинают петь:

Сошлись гуси – гусаки вокруг дедки у реки, стали гоготати, дедке кричати:
«Дедка, дедка пощади, нас гусяток, не щипли, дай нам платочек, денег мешочек».
«Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит: «На сумочку подержи, денежки не оброни», другому он дает платок: « На, платочек подержи, мне головку завяжи, раз пятнадцать поверни». Получивший платок завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его. В это время дети передают друг другу бумажку (раскручивание деда и передачу бумажки заканчивают одновременно). Дети кричат дедке: «Дедка слепой, бумажка пропала!» «Дедка» старается угадать у кого бумажка. Если отгадал, «дедкой» становится тот, у кого была бумажка.

Проектная деятельность: Записать игры, в которые играли родители, бабушки и дедушки и рассказать о них в своем классе.

5. ЭКСПЕДИЦИЯ. ПРОЕКТ:

1. Деревянное зодчество моего села, города, края.

На различных экскурсиях с классом сфотографировать, описать, зарисовать имеющиеся деревянные сооружения (дома, храмы, постройки). Найти информацию: как устроен и построен деревянный дом, какие отличия существуют у разных народов при строительстве деревянного дома, а что в них общее? Составить иллюстрированный рассказ-исследование «Деревянная архитектура моего села, города, края».

2. Музеи моего села, города, края.

На экскурсиях в музеи своего села, города, края сфотографировать, описать и зарисовать имеющиеся изделия народных мастеров (предметы быта, посуду утварь, варианты украшения резьбой, росписью). Найти информацию: какие по содержанию, коллекциям бывают музеи, что в них общее, а чем они отличаются друг от друга. Составить иллюстрированный рассказ-отчет о проделанной работе. Вместе с родителями составить описание и опись предметов, относящихся к народному искусству у себя дома «Мой домашний музей».

3. Народные мастера моего села, города, края.

Познакомится с творчеством народных мастеров или педагогов изучающих народное искусство в своем селе, городе, крае. Сфотографировать, описать и зарисовать изделия выполненные ими. Составить рассказ-отчет о народных мастерах своего села, города, края. Пригласить их в гости на совместный праздник.

4. Мой школьный историко-этнографический музей.

Вместе с родителями и учителем начать формировать коллекцию народного искусства для классного или школьного музея. Музей пополняется коллекциями переданными в дар и материалами собранными во время экспедиционной работы.

Музей «Русская изба» Видновской школы №47 Московская обл. (предметно-бытовая экспозиция).

Тематический план. Начальное основное образование.

1 класс

Виды и направления деятельности

Содержание темы

Количество часов

1.

Художественное творчество

1). Древо жизни – древо моих предков. Орнамент. Вышивка. Росписи.

2). Кукла скрутка. Тряпичная кукла-скрутка. Рукотворная кукла в культуре народов России.

3). Птица – счастье. Орнамент. Домовая резьба. Вышивка. Росписи.

4). Хлебушко – Батюшко. Каравай. Калач. Русская печка.

2.

Фольклор

1). Колыбельная моей бабушки.

2). Расскажи мне сказку. Сказки народов России.

3). Мифы и легенды наших предков. Древние божества. Богатыри и батыры.

4). Попевки: Осенины. На зеленом на лугу. Бай, качи, качи, качи. Евсей. Ай, тари, тари, тари. Как на горке на горе.

3.

Игра

1). Ручеек.

2). У медведя во бору.

3). 12 палочек.

4). Гуськи.

4.

Экспедиция. Проект

1. Деревянное зодчество моего села, города, края.

2. Музеи моего села, города, края.

3. Народные мастера моего села, города, края.

4. Мой школьный историко-этнографический музей.

Итого:

33

Тематический план. Начальное основное образование.

2 класс 

Виды и направления деятельности

Содержание темы

Количество часов

1.

Художественное творчество

1). Народный костюм – философия моих предков: «Сошьем Дуне сарафан». Орнамент. Вышивка крестом, гладью, тамбурным швом.

2). Кукла соломенная, кукла из лыка. Рукотворная кукла в культуре народов России.

3). Морозные кружева в вологодских коклюшек, Ивановские вырезанки.

4). Путешествие «Матрешки» по России.Макошь и две ее дочери (сестры) Доля и Недоля, Семеновская,Полхов-Майданская, Загорская, Башкирская, Удмуртская и др. матрешки

2.

Фольклор

1). Календарные праздники на Руси: Осенины, Коляда, Масленица, День Жаворонка, Красная горка, Козьма-огородник, Ивана Купала и др.

2). Расскажи мне сказку. «Соломенный бычок – смоляной бочок». «Крошечка хаврошечка.

3). Мифы и легенды наших предков о богатырях. Александр Невский, Дмитрий Донской,Пересвет и Сергий Радонежский, Иван Грозный и др.

4). Заклички, попевки и потешки: «Сошьем Дуне сарафан», «Кликанье Мороза», «Заклички жаворонка», «Солнышко – ведрышко», «Как на масленой неделе из печи блины летели»

3.

Игра

1). Вью, вью, вью я капусточку. Ручеек.

2). Два Деда Мороза.

3). Белки, волки, лисы.

4). Царь горы, взятие снежного городка, катание пасхальных яиц.

4.

Экспедиция. Проект

1). Храмы и культовые сооружения моего села, города, края.

2). Фольклорные коллективы и ансамбли народного танцамоего села, города, края.

3). Сказители, поэты и писатели моего села, города, края.

4). Мой школьный историко-этнографический музей.

Итого:

35

Тематический план. Начальное основное образование.

3 класс 

Виды и направления деятельности

Содержание темы

Количество часов

1.

Художественное творчество

1). Праздничный народный костюм – система табу моих предков. Орнамент. Вышивка. Ручное ткачество. Украшение жемчугом и бисером. Отделка мехом. Пояс в народном костюме.

2). Глиняная народная игрушка: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская, Тульская и др. Игрушка – свистулька. Рукотворная кукла в культуре народов России.

3). Родовое полотенце. Обереговые знаки-архетипы. Вышивка. Ткачество. Кружево.

4). Набивка на ткани. Ивановские набивные ситцы. Павло-Посадский платок. Платок в культуре народов России.

2.

Фольклор

1). Скатерть-самобранка. Традиции гостеприимства и застолья у народов России

2). Расскажи мне сказку: Театрализация народной сказки «Как мужик корову продавал». Сказки народов России.

3). Мифы и легенды наших предков о богатырях.Петр Первый, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Федор Ушаков, Михайло Ломоносов и др.

4). ПраздничныеСпасы – праздник урожая: медовый, яблочный, ореховый. Традиция ярморочных гуляний

3.

Игра

1). Марийские народные игры.

2). Башкирские народные игры.

3). Игры народов Кавказа.

4). Удмуртские народные игры.

4.

Экспедиция. Проект

1). Хлеб да каша – пища наша. Русская традиционная кухня.

2). Пряничных дел мастера. Городецкий, Тульский, Башкирский пряник и др.

3). Художники и мастера декоративного искусства моего села, города, края.

4). Мой школьный историко-этнографический музей.

Итого:

35

Тематический план. Начальное основное образование.

4 класс 

Виды и направления деятельности

Содержание темы

Количество часов

1.

Художественное творчество

1). Дом – храм моих предков. Рубленный дом, Терем,Лобаз, Юрта, Чум и др.. Убранство, утварь, орудия труда. Труд как творчество: художественный образ вещи.

2). Красота застывшая в дереве: сундуки, сани, прялки, светцы. Богородская деревянная игрушка.

3). Тканый половик. Лоскутная мозаика в старинном одеяле

4). Народные росписи по дереву и металлу. Городец. Хохлома. Народные росписи русского Севера (Пермогорская, Борецкая, Пичужская, Ракульская, Мезенская, Шенкурская, Уфтюгская, Новгородская и др.), Жостовский и НижнеТагильский поднос.

2.

Фольклор

1). Пантеон русских божеств: Сварог, Макошь, Дажбог, Ярило и др.

2). Мифические и сказочные персонажи: Баба-Яга, Домовой, Банник, Леший, Кикимора, Русалка и др.

3). Мифы и легенды наших предков о богатырях. Георгий Жуков и Маршалы Победы.

4). Музыкальные инструменты народов России: гусли, балалайка, рожок, свирель, гармошка, домбра, курай, кубыз (варган, тумран и пр.) и др.

3.

Игра

1). Хоровод.Что нам осень принесла.

2). Колядочные игры и костюмированные представления.

3). А мы Масленицу повстречали. Лапти.

4). Карусель. Жнивка. Веночек.

4.

Экспедиция. Проект

1). Кухня народов России.Единство традиций и отличительные особенности.

2). Скоморохи, вертеп, ярморочный театр

3). Образ человека труда в творчестве художников России: А.Венецианов,В.Суриков, А.Пластов, И.Шишкин, Т.Яблонская, Б.Кустодиев, В.Мухинаи др.

4). Мой школьный историко-этнографический музей.

Итого:

35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи.- М., 1988.

2. Банников В.Н. Этнохудожественное образование в условиях поликультурного пространства. Монография. М.: РИО ФИРО. 2009.

3. Банников В.Н. Народное искусство как образовательная парадигма этнопедагогического образования (культурологическая, психологическая, воспитательная составляющая).М.: Вопросы культурологии, №7, 2009.- С. 67-71.

4. Бахтин М.М. Эстетика словестного творчества.- М., 1979.

5. Бердяев Н.А. Человек. Макрокосм и микрокосм. / Русский космизм.- М., 1993.

6. Василенко В.М. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв.- М., 1974.

7. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебн.-метод. пособие / под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Поровской.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

8. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий. /авт.-сост. В.П.Ватаман.- Волгоград: Учитель, 2008.

9. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1991.

10. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010.

11. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. М.: ТЦ Сфера, 2003.- 128 с.

12. Дайн Г.Л., Шпикалова Т.Я. Русская народная игрушка: Альбом с методич. Рекомендациями.- М., 1988.

13. Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2009.

14. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебн.-метод. пособие: В 2 ч. / под ред. Т.Я.Шпикаловой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

15. Есенин С.А. Ключи Марии. Текст произведения http://www.ilibraru.ru.

16. Жегалова С.К. Русская народная живопись.- М., 1984.

17. Званцев М.П. Хохломская роспись.- Горький, 1951.

18. История русского орнамента Х-ХYI веков. / Ред. С.Ю.Ивлев.- М.: Арт родник, 1997.

19. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с ил.

20. Круглова О.В. Народная росписб Северной Двины.- М., 1987.

21. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма.- М.: Молодая гвардия, 1988.

22. Народные знания. Фольклор. Народное искусство.- Вып.4.- М., 1991.

23. Некрасова М.А. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального, традиций и новизны // Проблемы народного искусства.- М., 1983.

24. Некрасова М.А. Народное искусство России// Народное творчество как мир целостности: Альбом.- М., 1983.

25. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры.- М.: «Изобразительное искусство», 1983.

26. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре.- М., 2003.

27. Некрасова М.А. Народное искусство России – духовный феномен современной культуры. Традиция и современность. /В сб. Народное искусство и современность.- Ханты-Мансийск, 2009.

28. Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004, с ил.

29. Полунина В.Н. Одолень-трава // Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством.- М., 1989.

30. Пословицы, поговорки, загадки. В рукописных сборниках ХVIII – ХХ веков. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР. 1961.

31. Пропп В.Я. Мифология сказки.- М., 1969.

32. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- М, 2011.

33. Рыженков Г.Д. Народный месяцеслов.- М., 1991.

34. Серов Н.В. Цвет культуры.- СПб.: Речь, 2004.

35. Сказания русского народа собранные Иваном Петровичем Сахаровым. – СПб, 1895.

36. Шпикалова Т.Я., Алексеева Т.В. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Альбом с методическими рекомендациями. 1 класс.- М., 1996.- 2 класс.- М., 1997.

37. Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Л.В. Концепция этнокультурного образования. Шуя. 2006.

38. Шпикалова Т.Я. Я живу в России. Творение российских мастеров.- М.: Просвещение, 2006, с ил.

39. Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство. Учебно-методический комплект: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя. 1-4 класс. 5-8 класс.- М.: Просвещение, 2011-2012.

ИНТЕРНЕТ ресурс:

1. «Перуница» - Северное народное искусство.

2. www.onmck.ru – сайт Вологодского областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации.

3. www.kizhi.karelia.ru- сайт Государственного музея-заповедника Кижи.

4. www.museum.vladimir.ru - сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

5. www.abash.netfirms.com/-Абашевская игрушка (история, каталог, образцы).

6. www.wco.ru/icons - Виртуальный каталог икон.

7. www.sobory.ru - каталог православной архитектуры.

8. www.artcyclopedia.com- иллюстрированная энциклопедия по искусству.

9. www.eart.by.ru — иллюстрированный словарь по искусству.

10. www.russianculture.ru - Русская культура.

11. www.rusmuseum.ru – Русский музей.

12. www.slovopedia.com

13. www.slavynka88

14. www.liveinternet.ru

15. www.all-photo.ru (Российская империя в фотографиях)

16. www.domstr.ru (Энциклопедия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Народные игры».

Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени   восполняют недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Народная музыка казачества"

Пояснительная записка к курсу внеурочной деятельности  "Народная музыка казачества"...

Программа внеурочной деятельности начального общего образования художественной направленности «Мастерица» 1-2 классы.

Программа "Мастерица" разработана для занятий с учащимися 1-2 классов  в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художе...

Программа внеурочной деятельности основного общего образования художественной направленности «Мастерица» 3-4 класс

Настоящая программа имеет художественную направленность. Содержание данной программы подобрано в соответствии со спецификой ОУ, учетом локальных актов, нормативных документов, требований СанПин. Срок ...

«Апробация учебно-методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс».

1. Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры №344 от 31.03.2014г. «О присвоении статуса пилотных площадок по апробации УМК «Внеурочная деятельность в школе. Н...

Реализация программы «Моя Россия, страна моя» по учебно-методическому пособию «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество 5-8 класс» в рамках региональной апробационной площадки.

Аннотация. В статье представлен опыт внеурочной деятельности образовательной организации через реализацию программы «Моя Россия, страна моя». Программа разработана по методическому п...

Апробация учебно - методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс». Отчёт о проделанной работе за учебный год

Отчет о работе региональной инновационной площадки за 2015-16 уч.г.  Апробация учебно - методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчеств...