Дополнительная образовательная программа оркестровой студии «Гармония» «Домра»
рабочая программа на тему

Миронова Екатерина Александровна

Программа обучения на домре для дальнейшего музицирования в оркестре русских народных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы, актуальность, педагогическая целесообразность

В оркестровой студии «Гармония» основным предметом является оркестр русских народных инструментов. К сожалению, в последнее время русские народные инструменты не пользуются популярностью у родителей, так как они считают игру на домре или балалайке не «престижной». Ситуация с отсутствием хорошего набора детей для занятий на русских народных инструментах, решается педагогами оркестровой студии «Гармония» путем введения для детей, которые приходят заниматься на «престижных» инструментах (фортепиано, гитару, синтезатор) дополнительного народного инструмента для игры в оркестре.

Одним из дополнительных инструментов является домра. Домра - старинный русский народный инструмент, усовершенствованный для техничного исполнения как народных произведений, так и классической музыки. Играет ведущую роль в современных оркестрах русских народных инструментов, также является сольным инструментом.

Игра на домре - процесс способствующий одновременно освоению навыков игры, развитию музыкального слуха, общего кругозора и художественного вкуса, практических навыков и знаний, необходимых для игры в оркестре.

Так как домра является сольным инструментом, для полного восприятия музыкального произведения необходим аккомпанемент. Для этого на занятиях должен присутствовать концертмейстер.

Данная дополнительная образовательная программа не самостоятельна. Она объединена с другими программами в Положении «Об оркестровой студии «Гармония».

Цель

S Создание условий для творческой самореализации ребенка в жанре инструментального исполнительства на русских народных инструментах.

Задачи

Образовательные S Основная   задача       -   научить   детей   чувствовать,   слушать,

переживать музыку, пробудить любовь в ней.

S Сформировать исполнительские навыки игры на инструменте для игры в оркестре. Развивающие

S Развить   самостоятельность,   инициативу  и   импровизационные

способности у детей.

S Развить и укрепить специальные музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления.

•S Дать учащемуся общее музыкальное развитие, приобщить детей к сокровищнице музыкального искусства, сформировать их эстетические вкусы на лучших образцах классической, русской и зарубежной музыки.

Воспитательные ■S Формировать  любовь   к  русской   народной   инструментальной

музыке, уважение к традициям своего народа. •/ Воспитывать уважительное  отношение  в  общении  с  другими

детьми и взрослыми.

S Воспитать грамотного музыканта, владеющего необходимыми знаниями, умениями и навыками для игры в оркестре.

Возраст детей и сроки реализации дополнительной

образовательной программы

По Положению «Об оркестровой студии «Гармония» обучение игре на дополнительных инструментах предполагает пятилетнее обучение.

Форма и режим занятий Форма занятий индивидуальная.

Режим занятий По пятилетней программе обучения

Год обучения

количество часов в неделю

1.

1

2.

1

*     3.

1

4.

1

5.

1

Прогнозируемые результаты по годам обучения

Пятилетнее обучение

1 год обучения

За первый год обучения воспитанник должен освоить нотную грамоту, ознакомиться с инструментом, уметь правильно сидеть с инструментом, знать постановку рук при игре. Штрихи: удар вниз-вверх, тремоло. Динамические оттенки: f, p, cresc, dim. Научится читать с листа простейший нотный текст. На первом году обучения в первом полугодии воспитанник должен пройти большое количество простейших произведений. Во втором полугодии 2 обязательных произведения. 2 год обучения

За второй год обучения воспитанник должен освоить новые приемы игры: пиццикато, легато; динамические оттенки: mf, mp, pp, ff; темповые изменения: rit, accel.; усвоить синкопы; ознакомиться с настройкой инструмента; За год воспитанник должен пройти 4 обязательных произведений и 2 оркестровых партии дополнительно. На втором году обучения воспитанник должен владеть навыком чтения нот с листа.

3 год обучения

За третий год обучения воспитанник должен освоить новые приемы игры: простые и сложные размеры, чередующиеся штрихи, фермату; изучить гриф до 15 лада. За год воспитанник должен пройти 4 обязательных произведений (или оркестровых партий) и 2 оркестровых партии дополнительно дополнительно. На третьем году обучения воспитанник должен уверенно владеть навыком чтения нот с листа.

4  год обучения

За четвертый год обучения воспитанник должен освоить новые приемы игры: глиссандо, акцент; пунктирный ритм; знать закономерности аппликатуры; научиться работать над фразировкой, повысить культуру исполнения музыкальных пьес. За год воспитанник должен пройти 4 обязательных произведений и 2 оркестровых партии дополнительно.

5  год обучения

На пятом году обучения воспитанник должен уверенно читать с листа любые оркестровые партии, уметь делать простейший гармонический анализ произведения, уметь играть в ансамбле, подстраиваясь под общее звучание.

Формы подведения итогов реализации дополнительной

образовательной программы S Концертная деятельность на площадках г. Москвы и Московской

области •S Активная  концертная  деятельность  в  Зеленоградском  Дворце

творчества детей и молодежи

S Участие и достижение положительных результатов в конкурсах-фестивалях детского и юношеского творчества

S Активное участие в концертной деятельности профильных смен в летних выездных оздоровительных лагерях.

УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название тем

кол-во часов

теория

практика

1. Музыкальная грамота

6

2

4

2. Постановка рук, посадка

6

2

4

3. Работа над произведениями

10

2

8

4. Чтение нот с листа, оркестровые партии

14

3

11

ВСЕГО:

36

9

27

Учебно-тематический план занятий второго и последующих годов обучения полностью повторяет первый год обучения. Тематика занятий по классу дополнительного инструмента остается неизменной, но меняется предлагаемый материал - изучаемые произведения. Каждый учебный год музыкальный материал становится более сложным.

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ

Название разделов, тем

теория

практика

1 .Музыкальная грамота

Знакомство с инструментом, исторические данные об инструменте, длительности нот, расположение нот на грифе, нотоносце, динамика, гармонический анализ произведений

изучение раположения нот на грифе, умение записать ноты на нотоносце в первой октаве, изучение длительности нот, умение петь звуки в первой октаве, уметь делать простейший гармонический анализ произведения

2.Постановка рук, посадка

Первичные навыки приемов звукоизвлечения, работа над освобождением рук, сложными приемами игры (теория)

Умение правильно сидеть с инструментом - прямая спина, свободный корпус. Работа над постановкой рук, игра упражнений работа над правильным звукоизвлечением, работа над освобождением рук, сложными приемами игры

3.Работа над произведениями

аппликатура, знаки альтерации, динамика, изучение нотного текста (теоретические сведения)

штрихи, аппликатура, знаки альтерации, динамика, изучение нотного текста

4.   Чтение   нот   с листа, оркестровые партии

Определение тональности, размера, аннотация к произведению

Игра легких пьес, изучение оркестровых партий для приобретения навыка чтения нот с листа

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 Привлекая ребенка к игре на домре, необходимо обстоятельно поговорить с родителями. Они больше расскажут о склонностях и вкусах ребенка, о состоянии его здоровья.

 Музыкальный слух. Развивать музыкальный слух можно при обучении игре на домре. Начинать следует с воспроизведения голосом звуков открытых струн. Развитие музыкального слуха необходимо для восприятия и понимания музыки, в частности и для настраивания домры.

 Посадка. Последнее время все больше домристов практикуют при постановке правой ноги подставку. Для того, чтобы в процессе игры удерживая домру сильно не изгибался позвоночник. Следует научить ребенка наклоняться вперед, сохраняя позвоночник прямым. Основные требования домристов продиктованы необходимостью следующих моментов: удобства звукоизвлечения правой рукой, удобства работы левой рукой во всех позициях, сохранения зрительной связи с играющими руками и свободы одновременно и собранности всего организма воспитанника.

 Постановка рук. Домристу целесообразно начинать звукоизвлечение приемом игры пиццикато большим пальцем. Начиная с пиццикато ученик должен осваивать и один из важных моментов постановки правой руки для игры медиатором, а именно - положение правой руки и кисти. Главное же при этом заключается в том, что пиццикато большим пальцем гарантирует извлечение качественного звука уже с первого урока. Левая рука. В постановке кисти и пальцев левой руки домриста много общего с постановкой скрипача, к примеру скрюченные пальцы как -скрипача, так и домриста не дают свободы действия разгибателям. Пальцы должны мягко падать на струну. Развивать следует все пальцы, а формируя аппликатуру, учитывать объективную характеристику каждого (например: мизинец самый слабый, начинающим легче отвести указательный, чем вытянуть мизинец и т.п.).

 Тремоло. Встречаются дети, с которыми его освоение возможно чуть ли не с первых уроков, но явление это очень редкое. Обычно тремоло дается с большим трудом. Детскому организму куда больше свойственно мускульное напряжение, чем расслабление. Можно добиться состояния расслабленной кисти и предплечья, а в это время где-то в плече будет узел зажатия, тормозящий весь процесс тремолирования. Необходимо постоянно контролировать состояние  мышц  руки,  изобретать  приемы  их  расслабления, чтобы привить навык минимальной затраты мускульной энергии на достижение нужного звукового результата, навык освобождения руки, кисти, пальцев при самой малейшей возможности. Проблема эта - одна из ключевых в освоении игры на домре, ведь тремолирование провоцирует на зажатость руки, на ее дрожание, судорожное вибрирование. Не стоит торопиться, форсировать события лучше внимательно изучить индивидуальные психо-физиологические и анатомические особенности ученика.

Техническое оснащение занятий

1.     аудитория для занятий

2.     инструмент

3.     стулья

4.     подставки (под ноги)

5.     пюпитр

6.     фортепиано для аккомпанемента

Список рекомендуемой литературы для учащихся

1.  Александров А «Школа игры на трехструнной домре», М., 1990г.

2.  Бейгельман Л. «Сборник этюдов», М. 2001г.

3.  Бурдыкин Н.«Хрестоматия домриста», М. 2004г.

4.  Бурдыкин Н.«Юный домрист», М. 1999г.

5.  Евдокимов В. «Хрестоматия домриста» 1-3 классы, МЛ 989г.

6.  Ефимов В. «Музыкальные картинки» М.2002г.

7.  Цыганков А. «Нотная папка домриста», М.2003г.

8.  Чунин В. «Самоучитель игры на трехструнной домре» М., 1990г.

9.  Чунин   В.   «Хрестоматия   домриста.   Упражнения   и   этюды» МЛ 989г.

и др.              "

Список используемой литературы

1.  Александров А «Школа игры на трехструнной домре», М., 1990г.

2.  Александров А. «Азбука домриста»

3.  Киселева Т., Красильников Ю. «Социально-культурная деятельность», М. 2004г.

4.  Лысенко Н.Т. «Методика обучения игре на домре», Киев, 1990г.

5.  Матонис В. «Музыкально-эстетическое воспитание личности», Лен. 1988г.

6.  Мерзлякова С. «Фольклор - музыка - театр», МЛ 999г.

7.  Рогаль-Левицкий Д. «Современный оркестр», МЛ 956г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка».

   Дополнительная образовательная программа театральной студии на английском языке «Английская сказка» является авторской. Программа имеет художественную  направленность. Новизна...

Дополнительная образовательная программа "СИМ" (студия инструментальной музыки)

Дополнительная  образовательная программа "СИМ" относится к программам художественно-эстетической направленности. В отличии от существующих программ, в данной программе предусмотрено варьирование...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Программа, которая ориентирует взрослых (воспитателей, родителей) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. О...

Дополнительная образовательная программа оркестровой студии «Гармония» «Балалайка»

Программа обучения детей игре на балалайке для дальнейшего музицирования в оркестре руссуких народных инструментах....

Дополнительная образовательная программа кино "Студия Тигренок"

Дополнительная образовательная программа кино "Студия Тигренок" имеет социально-педагогическую напрвленность, апробирована в течение четырех лет и доказала свою жизнеспособность ))...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХОРОВАЯ СТУДИЯ "НАДЕЖДА"

Направленность образовательной программы «ХОРОВОЙ СТУДИИ «Надежда»- по содержанию - художественная;- по функциональному предназначению — учебно-познавательной;- по форме организации — кружковой;- по в...

Индивидуальный образовательный маршрут обучения по дополнительной образовательной программе Дизайн-студия «Сувенир»

Данный материал содержит этапы работы над созданием творческого проекта обучающегося. Будет полезен педагогам дополнительного образования....