РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «История и культура Санкт-Петербурга» (2 год обучения)
рабочая программа на тему

Берёзкина Людмила Павловна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

«История и культура Санкт-Петербурга»

(2 год обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_2god.beryozkina.doc267 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества Выборгского района Санкт - Петербурга

«ЮНОСТЬ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ДДТ «Юность»

_________  / Т. В. Фурзикова

_________________________

                                                                                                                                                         

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

«История и культура Санкт-Петербурга»

(2 год обучения)

                

на 2014-2015 учебный год

                                                        Автор:      

                                     Берёзкина Людмила Павловна

 педагог дополнительного образования

Санкт - Петербург

2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа «История и культура СПб»

        Рабочая программа «История и культура СПб» 2 год обучения, культурологической направленности предназначена для учащихся объединения «История и культура СПб» ДДТ «Юность» и реализуется в рамках комплексной двухгодичной программы объединения.  

Рабочая программа «История и культура СПб» рекомендована учащимся 2- го года обучения, прошедшим программу 1-го года обучения. Возраст учащихся 8-10 лет.

Целью  рабочей программы  2-го года обучения является формирование знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения истории и культуры Санкт-Петербурга.  

Задачи:

Обучающие: 

  • обучить учащихся работать с литературой по истории и культуре Санкт-Петербурга (справочниками, энциклопедиями, картами и т.д.);
  •  дать основные  знания по истории и культуре Санкт-Петербурга от его основания до наших дней;
  • дать основные сведения об архитектуре и монументальной архитектуре СПб, о музеях и театрах нашего города;
  • познакомить с историей Выборгского района и его достопримечательностями.

Развивающие:

  • развивать интеллектуальные способности, эрудицию учащихся;
  • развивать творческие способности  учащихся;
  • развивать устойчивый интерес к занятиям, потребность к самостоятельному пополнению своих знаний о СПб;

Воспитательные:

  • воспитывать в учащихся культуру поведения, внимательное отношение к окружающему миру и людям;
  • воспитывать желание познавать и открывать для себя новое;
  • формировать личностные качества и гражданскую позицию  юного петербуржца;
  • воспитывать чувство прекрасного, формировать художественный вкус.

Рабочая программа рассчитана на 144 часа в год, 104 часа  - теория, 40 часов - практики.

Занятия по «Истории и культуре СПб» проводятся  2 раза в неделю в объёме 2-х академических часов (по 45 минут).

Ожидаемые результаты освоения программы

на 2-ом году обучения:

        К концу 2 года  обучения учащиеся  должны:

  • знать основные этапы истории Санкт-Петербурга от его основания;
  • знать самые известные достопримечательности СПб, знаменитых архитекторов и скульпторов;
  • знать историю музеев: Кунсткамеры, Петропавловской крепости (ППК), Эрмитажа, Русского музея и других;
  • знать историю династии Романовых, эпоху Петра I и Екатерины II;
  • знать о подвиге ленинградцев в годы ВОВ, мемориалы воинской славы в нашем городе.
  • уметь ориентироваться на карте Санкт-Петербурга.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-й год обучения (144 ч/г)

Разделы и темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Карта Санкт-Петербурга

2

-

2

2.

Васильевский остров и его роль в истории Санкт-Петербурга. Ансамбль Стрелки В.О.

8

4

12

3.

Мосты и решётки СПб

4

2

6

4.

Исторический центр СПб.

Ансамбль Дворцовой площади, Невский проспект…

10

4

14

5.

Шедевры Эрмитажа

10

4

14

6.

Русский музей, его история и коллекция.

Ансамбли зодчего К. Росси

10

4

14

7.

Театры СПб.

4

2

6

8.

 400-летие династии Романовых. От Петра I до Николая II

8

4

12

9.

Ленинград. Война. Блокада.

Мемориалы воинской славы

10

4

14

10.

Монументальная скульптура и декоративное убранство СПб

8

2

10

11.

Родная Выборгская сторона: география, история, достопримечательности

10

4

14

12.

Топонимика Санкт-Петербурга и Выборгского района. «Их именами названы…»

10

4

14

13.

Календарь памятных дат

8

2

10

14.

Итоговое занятие. Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга

2

-

2

Итого:

104

40

144

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

2-й год обучения (144 ч/г)

Разделы, темы,

количество часов

Содержание

1.

Вводное занятие.

Карта Санкт-Петербурга.

2 часа.

- Организационный момент: правила внутреннего распорядка, техника безопасности, охрана труда. Предмет, задачи, содержание программы. Основные требования к учащимся. Повторение изученного ранее. Карта Санкт-Петербурга.

2.

Васильевский остров и его роль в истории Санкт-Петербурга. Ансамбль Стрелки В.О .

12 часов.

Теория:

Васильевский остров и его роль в истории СПб.

Основные достопримечательности.

Меньшиковский дворец.

Здание 12-ти Коллегий. СПбГУ.

Кунсткамера.

М.В. Ломоносов.

Академия наук.

Академия Художеств.

Стрелка Васильевского острова.

Практика: 

Рисунок схемы «Финский залив. В.О.. Большая и Малая Нева».

Рисунок: «План Стрелки В.О.»

Рисунок: «Ростральная колонна»

Театрализация: «Все флаги в гости…», «Здесь когда-то был порт».

Рисунок: «Разведённый Дворцовый мост».

3.

Мосты и решётки, реки и каналы СПб

6 часов.

Теория:

Мосты Санкт-Петербурга. История мостов СПб. Первые мосты. Иоанновский мост. Наплавные мосты. Разводные мосты. История Египетского мостика. Цепные мосты на Фонтанке. Аничков мост.

Решётки Санкт-Петербурга. Решётка Летнего сада, Михайловского сада. Решётки Мойки, Фонтанки, канала Грибоедова.

Реки и каналы: Нева, Фонтанка, Мойка, Охта, канал Грибоедова.

Ребусы.

Практика: Рисунок-план «Большая Нева и мосты через неё». Рисунок «Решётки Мойки, канала Грибоедова и Фонтанки». «Решётка Летнего сада». Ребусы о СПб.

4.

Исторический центр СПб.

Ансамбль Дворцовой площади, Невский проспект…

14 часов.

Теория:  Карта Санкт-Петербурга. «Невский трезубец». Ансамбль Дворцовой площади: Зимний дворец, Главный штаб, Александровская колонна и её возведение, штаб Гвардейских войск. Площадь Декабристов. Исаакиевская площадь.

Невский проспект – главная улица нашего города.

Практика:  Рисунок схемы «Дворцовая площадь». Чертёж «Александровская колонна». Рисунок-план Невского проспекта от Адмиралтейства до Фонтанки. Рисунок-план площади Декабристов. Рисунок: «Медный всадник». План Исаакиевской площади. Чертёж Исаакиевского собора.

5.

Шедевры Эрмитажа

14 часов.

Теория: Мадонны Рафаэля и Леонардо да Винчи. Золото скифов. Греческие вазы. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». «Портрет дамы в голубом», Т.Гейнсборо. «Савояр с сурком», А. Ватто. «Семейство молочницы», Л.Ленен. «Цепная собака», П.Поттер.

Практика: Рисунок «План пяти эрмитажных зданий». Рисунок «Греческие вазы». Рисунок «Скифский золотой олень».

6.

Русский музей, его история и коллекция.

Ансамбли зодчего К. Росси

14 часов.

Теория: История создания Михайловского дворца. Великий князь Михаил Павлович и его жена, хозяйка дворца, Елена Павловна.

Указ Александра III «О создании Русского музея в Михайловском дворце».

Знаменитые художественные произведения ГРМ. Икона «Ангел «Златые власы»». И.К.Айвазовский «Девятый вал». И.Шишкин «Корабельная роща», В.Суриков «Взятие снежного городка». И.Репин «Бурлаки на Волге». К.Брюлов «Последний день Помпеи».

Архитектор К.Росси и его ансамбли в СПб.

Практика:  Рисунок на тему картины Репина «Бурлаки на Волге» с использованием музыкального сопровождения. Рисунок «План площади Искусств». Чертёж улицы зодчего К.Росси. Создание действующей модели вулкана Везувий  (по теме: «Последний день Помпеи»).

7.

Театры СПб.

6 часов.

Теория: Что такое театр и как он устроен. Театры Санкт-Петербурга: музыкальные, драматические, комедии, кукольные и т.д.

Практика: Инсценировка китайской сказки «Платок нищего». Рисунок «Театр». Рисунок «Театральные маски».

8

К 400-летию династии Романовых. От Петра I до Николая II

12 часов.

Теория: 

Династия Романовых: Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, эпоха Петра I, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I, Александр II, Александр III,

Николай II.

Парадные императорские портреты.

Ордена Российской империи.

Практика: Заполнение Паспорта Петра I. Рисунок-схема «Фрегат «Штандарт»». Рисунок-раскраска «Костюм семьи Романовых». Рисунок «Орден Андрея Первозванного». Разучивание игры-разминки «Жил-был Пётр…»

9.

Ленинград. Война. Блокада.

Мемориалы воинской славы

14 часов.

Теория: Блокада Ленинграда (8 сентября 1941 года – 27 января 1944 года). «125 блокадных грамм». Дневник Тани Савичевой. Дневник Татьяны Рудыковской. «Дорога жизни». Прорыв блокады (январь 1943 года). Снятие блокады (январь 1944 года). 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Мемориалы: Пискарёвское и Серафимовское мемориальные кладбища, Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, Зелёный пояс Славы.

Практика: Рисунок «Карта блокады Ленинграда». Разучивание песни «Ладога». Чтение стихов детьми. Рисунок «Памятник «Цветок Жизни»». Рисунок «Памятник «Разорванное кольцо». Встреча с ветеранами.

 10.

Монументальная скульптура и декоративное убранство СПб

10 часов.

Теория:

Памятники Петру I:«Медный всадник», «Петр I»  у Михайловского замка, «Пётр-плотник»,   «Пётр I» в Петропавловской крепости, у Сампсониевского собора и в Кронштадте.

Памятники Екатерине II, Николаю I,  Александру III.

Кони, львы, орлы… Сфинксы, грифоны, ши-цза.

Практика: Рисунок «Медный всадник». Рисунок «Сфинксы на Неве». Рисунок «Грифоны Банковского моста». Рисунок «Ши-цза».

11.

Родная Выборгская сторона: география, история, достопримечательности

14 часов.

Теория: Выборгский район на  карте города. География: Суздальские озёра, Поклонная гора, парки. История рода Шуваловых. Район промышленный и научный. Достопримечательности: Сампсониевский собор, ВМА, ЛТА, Пискарёвский мемориал, Сосновка и мемориал Героям-лётчикам.

Спорт в Выборгском районе.

Практика: Рисунки: «Герб рода Шуваловых». «План парка Сосновка». Рисунок: «Спортсмен». Рисунок: «Олимпийский факел».

12.

Топонимика Санкт-Петербурга и Выборгского района. «Их именами названы…»

14 часов.

Теория: Что такое «топонимика». Происхождение названий улиц, площадей, мостов. Улицы Выборгского района: Есенина, Кустодиева, Асафьева, Шостаковича, Руднева, Сикейроса. «Именами героев»: Матросова, Смолячкова, Карбышева, площадь Мужества. Исторические названия: Удельная, Ланская, Шувалово, Выборгское шоссе, Сампсониевский пр.

Литература о Санкт-Петербурге.

Практика: Заполнение таблицы «Их именами названы». Рисунок-проект «Будущее Поклонной горы». Рисунок «Суздальские озёра». Разучивание стихотворения-разминки «Люблю по городу гулять».

13.

Календарь памятных дат

10 часов.

Теория: Ежегодно – Начало блокады (8 сентября), День Лицея (19 октября), Рождество и Новый год; Прорыв и снятие блокады Ленинграда; День святой Ксении Петербургской (6 февраля); День Памяти Пушкина (10 февраля); День Победы (9 мая), День города (27 мая).  2014/15 уч. год - 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова. 70 лет Победы советского народа в ВОВ

Практика: Рисунок «Портрет Пушкина-лицеиста». Изготовление поздравительных открыток ко Дню Победы. Рисунок «Мой любимый уголок Петербурга». Рисунок «Парусник»-к стихотворению М.Ю.Лермонтова.

14.

Итоговое занятие. Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга

2 часа.

Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга, Опрос по пройденному материалу «Знаешь ли ты свой город?». Пожелания и напутствия обучающимся.

Методическое обеспечение программы

Основная форма организации занятий – групповая, реже индивидуальная.

Используются следующие формы проведения занятий:

  • учебное занятие (беседа),
  • игра,
  • викторина;
  • театрализация,
  • рисование.

          Основная форма проведения занятия - учебное занятие (беседа с использованием иллюстративного материала).

Для достижения поставленной цели программы применяются следующие  методы обучения:

 - по способу организации занятий:

1. Словесные: 

  • устное изложение;  
  • беседа;
  • анализ исторических событий;
  • обсуждение по теме занятия.

2. Наглядные: 

  • показ иллюстративного материала: старинные и современные карты СПб и Выборгского района и их сравнение;
  • показ живописи (портреты, пейзажи  натюрморты, жанровые сцены, исторические сюжеты)), изображения скульптур и архитектурных памятников СПб);
  • показ учебных фильмов;
  • слушание музыкальных произведений;
  • показ исторических предметов, документов, семейных реликвий.

3. Практические: 

  • рисование на тему занятия;
  • инсценировки;
  • проекты детей;
  • разучивание стихов, песен,

  • по способу усвоения изучаемого материала:
  • Объяснительно-иллюстративные (обучающиеся воспринимают рассказ педагога, рассматривают иллюстрации и усваивают учебный материал);
  • Репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания);
  • В процессе творчества (учащиеся создают рисунки, проекты, участвуют в театрализованных сценках по теме занятия).

В рамках одного занятия, педагогом используется столько форм занятий и методов обучения, сколько необходимо для реализации поставленных цели и задач.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • опрос;
  • викторина;
  • анкета;
  • открытое занятие;
  • выставка детских работ;
  • итоговое занятие.

Материально – техническое обеспечение реализации

Программы

Дидактический материал:

  • Старинные и современные карты Санкт-Петербурга;
  • Альбомы по искусству;
  • Репродукции картин, постеры;
  • Календари по искусству и с видами Санкт-Петербурга;
  • Книги и альбомы по архитектуре и скульптуре Санкт-Петербурга;
  • Игры, лото;
  • Видеофильмы;
  • Компьютерные презентации
  • Энциклопедии и справочники;
  • Сборники стихов, песенники;
  • Старинные и современные открытки.

Оборудование:

  • Светлый и тёплый  кабинет с хорошим освещением и  удобными рабочими столами и стульями;
  • Светильники;
  • Обычная школьная доска;
  • Магнитная школьная доска и магниты для неё;
  • Указки (простая и лазерная);
  • Стенд для размещения информации;
  • Рисовальные принадлежности (бумага, пастель, цветные мелки (восковые), цветные карандаши, краски, кисточки, фломастеры).

Техническое оснащение:

  • Персональный компьютер;
  • Мультимедийное оборудование (проектор, экран);
  • Цифровой фотоаппарат;
  • Музыкальные и видео CD-диски;
  • CD-плеер;
  • DVD-плеер.


                                               СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

                                   

      Учебно-методический комплекс для педагога:

1. Векслер А.Ф. Архитектурные ансамбли. Тетрадь по истории СПб. СПб., «Литос», 1994. 2. Векслер А.Ф. Площади Петербурга. Тетрадь по истории СПб. СПб., «Литос», 1994.

3.Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах СПб. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. СПб., СМИО Пресс, 2002.

4. Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. Ч.1,2., Изд.  2-е, переработанное и дополненное. -  СПб., СМИО Пресс, 2001.

5. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Фонохрестоматия: Список музыкальных произведений и методические рекомендации по их использованию. Ин-т Петербурга. - СПб., 1995.

6. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город: Слайд-путешествие и учебное пособие. Ин-т Петербурга. – СПб., 1995.

7. Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. «Чудесный город» - видеофильм. СПб., 1998. 8. «Угадай-ка». Петербургская тетрадь/ Сост. Н.Г. Гаврилова, Н.Л. Григорьева,                 Н.Е. Абакумова, О.Ю. Маврина. – СПб., «Химиздат», 2001.

Литература для детей и родителей:

1. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? СПб., «Норинт», 1998.

2. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник/ Гл. ред. Б.Б. Пиотровский. – М., 1992.

3. Журнал «Автобус», 1995-2009.

4. Стихи о городе М. Басиной, М. Борисовой, Е. Ефимовского, С. Маршака, Н. Поляковой, С. Скаченкова, В. Суслова, О. Тарутина в различных сборниках и изданиях.

5. Стихи А.С .Пушкина  и  М.Ю. Лермонтова.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Количество часов

Тема занятия

Раздел

Теория

Практика

Формы

Контроля

16.09.14

2

Вводное занятие. Карта Санкт-Петербурга

1

- Организационный момент: правила внутреннего распорядка, техника безопасности, охрана труда. Предмет, задачи, содержание программы. Основные требования к учащимся. Повторение изученного ранее. Карта Санкт-Петербурга.

                      ----

18.09.14

2

История Зимнего Дворца. Государственный Эрмитаж.

5

Знакомимся с историей Зимнего дворца. Архитектор Растрелли и его творения.    Пять эрмитажных зданий и их создатели.

1 час

Рисунок «План пяти эрмитажных зданий»

1 час

23.09.14

2

Исторический центр СПб. Дворцовая площадь

4

Исторический центр СПб. Дворцовая площадь – главная площадь города. Александровская колонна – памятник русской воинской славы

1 час

Рисунок-чертёж Александровской колонны.

1 час

25.09.14

2

Карта СПб и Ленинградской области

11

Наш район на карте города. География Выборгского района: Суздальские озёра, Поклонная гора, Сосновка…

2 часа

----

30.09.14

2

Реки и каналы СПб.

3

Нева, Фонтанка, Мойка, Охта, канал Грибоедова. Решётки СПб. Ребусы о Санкт-Петербурге.

1 час

Решение ребусов о СПб («Нева», «Фонтанка», «канал»).Рисунок (Решётка Мойки).

1 час

2.10.14

2

Исторический центр СПб

4

Подготовка к игре в командах. Тема игры: «Дворцовая площадь».

1 час

Игра в командах «Дворцовая площадь» (на раздаточном материале).

1 час

7.10.14

2

Монументальное и декоративно-прикладное убранство СПб

10

Львы, Сфинксы, грифоны,      ши-цза а СПб.

1 час

Рисунки: «Ши-цза», «Грифоны Банковского моста», «Львы», «Сфинксы».

1 час

09.10.14

2

Топонимика СПб и Выборгского района.

12

Гербы России, Москвы и СПб.

Московский проспект, Якорная улица и т.д.

1 час

Рисунок:  «Герб СПб»

1 час

Топонимика СПб и Выборгского района.

12

 Виртуальная экскурсия по СПб (видео-фильм). Объяснение топонимических названий.

1 час

Разучивание стихотворения-разминки (считалки) «Люблю по городу гулять»

1 час

14.10.14

2

Календарь памятных дат

13

К 200-летию М.Ю.Лермонтова

2 часа

16.10.14

2

Шедевры Эрмитажа

5

Французская живопись в Эрмитаже. Подробно о картине

 «Семейство молочницы», художник Луи Ленен.

2 часа.

                      ----

21.10.14

2

Декоративное убранство СПб

10

Фонари СПб и их декоративное оформление. История уличного освещения СПб.

1 час

Создание проектов фонарей СПб.

1 час

2

Топонимика СПб и Выборгского района

12

Литература о Санкт-Петербурге,

справочники, энциклопедии.

Выборгский район в литературе.

2 часа.

                 

                    ----

23.10.14

2

Календарь памятных дат

13

День Лицея. Детство и юность А.С.Пушкина.

1 час

Рисунок «Портрет А.С.Пушкина-лицеиста»

1 час

2

Шедевры Эрмитажа

5

 Французская живопись.

 «Савояр с сурком», художник Антуан Ватто.

 Рассказ об уличной торговле в старом Петербурге и о шарманщиках.

1 час

Рисунок «Савояр с сурком».

Инсценировка Уличная торговля.

1 час

28.10.14

2

Мосты и реки СПб.

3

 Кентавров мост в Павловском парке.  Античность в СПб- миф о Геракле ( 3-й подвиг Геракла).

2 часа.

                   

                     ----

30.10.14

2

Шедевры Эрмитажа

5

Золото скифов. Рассказ об археологии.

1 час

Рисунок: «Золотой скифский олень»

1 час

06.11.14

2

Исторический центр СПб        

4

Невский проспект – главная улица города. Викторина по СПб.

1 час

Настольные игры. Лото.

1 час

11.11.14

2

Шедевры Эрмитажа

5

Картина «Савояр с сурком»-худ.  Антуан Ватто.

Уличные торговцы в старом СПб

Рис. и сценка «Уличные торговцы»

                       ----

                     

13.11.14

2

Васильевский остров

2

Порт на Стрелке В.О. Работа Биржи. Пакгаузы. «Все флаги в гости будут к нам».

 1 час

Инсценировка работы на Бирже русских и иностранных купцов.

1 час

18.11.14

2

Русский музей

6

История создания Михайловского дворца. Архитектор Росси и его творения.

1 час

Рисунок: «План площади Искусств»

1 час

20.11.14

2

Русский музей

6

Открытие Русского музея. Картина «Витязь на распутье», художник В. Васнецов

1 час

Рисунок: «Витязь на распутье». Инсценировка по сюжету картин В.Васнецова

1 час                      

25.11.14

2

Русский музей

6

Картина В. Сурикова «Взятие снежного городка». Рассказ о творчестве художника и о его знаменитых картинах.

2 часа

                       ----

27.11.14

2

400-летие династии Романовых

8

Династия Романовых в портретах.

1 час

Раскраска: «Костюм дома Романовых»

1 час

02.12.14

2

Историч. центр СПб

4

  Старинные и современные карты СПб и их сравнение.

04.12.14

2

Шедевры Эрмитажа

5

Великий художник – П.П.Рубенс и его картины: «Портрет камеристки», «Персей и Андромеда».

Греческий миф о Персее.

                      ----

09.12.14

2

Мосты и решётки СПб

3

История петербургских мостов. Наплавные, цепные, разводные.

1 час

Рисунок-схем: « Большая Нева и мосты через неё). Рисунок решётки Летнего сада.

1 час

11.12.14

2

Государственный Русский музей

6

Пейзаж в русской живописи (И.Левитан, Ф.Васильев, И.Шишкин). История создания картины «Последний день Помпеи», художник Карл Брюлов.

1 час

Создание действующей модели вулкана Везувия.

1 час

16.12.14

2

Родная Выборгская сторона

11

Развитие спорта в Выборгском районе.

1 час

Рисунок: «Спортсмен». Рисунок: «Спортивное сооружение»

1 час.

18.12.14

2

Топонимика Санкт-Петербурга и Выборгского района

12

Что такое топонимика. Происхождение названий улиц, площадей, мостов…

2 часа

                    -----

23.12.14

2

Родная Выборгская сторона

11

История Сампсониевского собора. Памятник Петру I, памятник «Первостроителям Санкт-Петербурга».

2 часа

                  -----

25.12.14

2

К 400-летию династии Романовых. От Петра I до Николая II

8

Династия Романовых: хронология, события и даты.

 2часа

                  ----

30.12.14

2

Календарь памятных дат

13

Указ Петра I о введении Нового года на Руси.

1 час

Изготовление рождественских и новогодних открыток

1 час

13.01.15

2

Государственный Русский музей

6

Древнерусская живопись. Иконы «Борис и Глеб», «Святой Георгий» и «Ангел-златые власы»

2 часа

                        ----

15.01.15

2

Топонимика Выборгского района

12

 К 70-летию Победы в ВОВ. Улицы, названные в честь героев ВОВ. Рассказ о А.Матросове, Ф.Смолячкове, Д.Карбышеве.

2 часа

   

               

                         ----

20.01.15

2

Ленинград. Блокада. Подвиг.

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

9

Маскировка памятников Ленинграда в годы блокады. Работа альпинистов. Почётный гражданин С.-Петербурга – М.Бобров.

2 часа

               

   

                     -----

22.01.15

2

Ленинград. Блокада. Подвиг. Мемориалы.

9

«Дорогой жизни шёл к нам хлеб». Мемориал «Разорванное кольцо»

1 час

Рисунок: «Разорванное кольцо». Разучивание песни «Ладога».

1 час

27.01.15

2

Ленинград. Блокада. Подвиг. Мемориалы.

9

Дети блокадного Ленинграда. Дневник Тани Савичевой. Дневник Татьяны Рудыковской. Мемориал «Цветок жизни»

 1 час

Рисунок: «Портрет Тани». Рисунок: «Цветок жизни». Рисунок: «Открытка ветерану».

1 час

29.01.15

2

Ленинград. Блокада. Подвиг. Мемориалы.

9

Прорыв и  снятие блокады Ленинграда.

1 час

Беседы с ветеранами.

1 час

03/02/15

2

Монументальная скульптура и декоративное убранство Петербурга

10

Монументы боевой славы. Северная война 1700-1721гг. Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

2 час.

                     ----

05.02.15

2

Календарь памятных дат

13

Святые покровители СПб. Ко Дню Святой Ксении блаженной Петербургской. Рассказ о её жизни  и чудесных деяниях. Часовня Святой Ксении на Васильевском острове.

2 часа.

                     ----

10.02.15

2

Васильевский остров.

2

Стрелка Васильевского острова. «Все флаги в гости будут к нам» (А.С.Пушкин).

1 час

Театрализация «Здесь когда-то был порт». Работа на бирже русских и иностранных купцов.

1 час

12.02.15

2

Календарь памятных дат

13

День памяти А.С.Пушкина.

Рассказ о жизни и творчестве поэта. Пушкинские адреса в Петербурге. «Пушкину посвящается…» (памятники, улицы, станции метро и т.д.)

2 часа.

                        ----

17.02.15

2

Васильевский остров

2

Достопримечательности В.О. Меньшиковский дворец, здание 12-ти Коллегий – Государственный Университет

2 часа

                      ----

19.02.15

2

Васильевский остров

2

Достопримечательности В.О. Кунсткамера. Академия наук. Академия Художеств.

2 часа

                       ----

24.02.15

2

Монументальная скульптура и декоративное убранство Петербурга

10

Ко Дню защитника Отечества.

Триумфальные арки Санкт-Петербурга.

2 час

                       

                        ----

26.02.15

2

Театры Петербурга

7

Что такое театр и как он устроен.

Театральные термины: вестибюль, фойе, буфет, зрительный зал, сцена, партер, ложа, балкон, ярус, бенуар, бель-этаж, занавес, кулиса, оркестровая яма, будка суфлёра, декорации и т.д.

1 час

 Рисунок: «Театр». Рисунок: «Театральные маски».

1 час.

03.03.15

2

К 400-летию династии Романовых

8

Царские и императорские портреты.

Атрибуты власти на портретах: корона, мантия, скипетр, держава, трон.

1 час

Рисунок: «Шапка Мономаха». Рисунки: «Корона», «Мантия», «Скипетр». «Царский трон».

 1 час.

05/03/15

2

К 400-летию династии Романовых

8

Парадные женские портреты императорской семьи (Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Мария Фёдоровна, Александра Фёдоровна)

2 часа

                   ----

10.03.15

2

Шедевры Эрмитажа.

5

К Международному женскому дню. Женские  образы в живописи и скульптуре Эрмитажа. «Портрет дамы в голубом», художник Томас Гейнсборо.

1 час

Рисунок: «Портрет дамы в голубом».

1 час

12.03.15

2

Васильевский остров

2

Великий русский учёный М.В.Ломоносов – четверть века на Васильевском острове. Рассказ о его жизни и научных открытиях.

1 час

Игра «Угадай слово».

1 час

17.03.15

2

Театры СПб.

7

Театры СПб – музыкальные, драматические, комедии, кукольные…

1 час

Играем в театр. Инсценировка китайской народной сказки  «Платок нищего».

1 час

19.03.15

2

Исторический центр Санкт-Петербурга

4

Площадь Декабристов. Медный всадник. Здание Сената и Синода.

1 час

Рисунок-план площади Декабристов. Рисунок: «Медный всадник».

1 час

24.03.15

2

Топонимика Санкт-Петербурга и Выборгского района

12

Улицы Выборгского района, названные в честь деятелей культуры.

1 час

Заполнение таблицы «Их именами названы» (Есенин-поэт, Асафьев-композитор, Кустодиев-художник и т.д.)

1 час

26.03.15

2

К 400-летию династии Романовых

8

Ордена Российской империи, их история. Кавалеры орденов Российской империи.

1 час

Знакомство с копиями орденов Российской империи.

Рисунок: «Орден Андрея Первозванного».

1 час

31.03.15

2

Шедевры Эрмитажа

5

Голландская живопись в Эрмитаже: Рембрандт, Ван Дейк, Снейдерс. Малые голландцы.

2 часа

                       ----

02.04.15

2

Родная Выборгская сторона.

11

Достопримечательности Выборгской стороны: Финляндский вокзал. История Финляндской железной дороги. Как устроена железная дорога. Рассказ о детской железной дороге.

1 час

Рисунок: «Железная дорога».

Рисунок-проект: «Поезд будущего».

1 час

                   

07.04.15

2

Театры СПб

7

Театры СПб. Цирк на Фонтанке.

Амфитеатры в Древней Греции.

Цирки Древнего Рима. Колизей.

Цирк Чинизелли на Фонтанке в

Санкт-Петербурге. Жанры циркового искусства.

2 часа

                   

                            ----

09.04.15

2

Исторический центр Санкт-Петербурга

4

Исаакиевская площадь. Исаакиевский собор. История строительства. Памятник Николаю I. Мариинский дворец.

1 час

Рисунок: «План Исаакиевской площади». Рисунок-чертёж Исаакиевского собора.

1 час

14.04.15

2

Календарь памятных дат

13

День космонавтики. Рассказ о детстве и юности Юрия Гагарина, о его родителях, о жене и о его дочерях. Именем Гагарина в Петербурге:

пр.Ю.Гагарина,

пр. Космонавтов.

2 часа

                      ----

16.04.15

2

Родная Выборгская сторона

11

Район промышленности и науки. История предприятий и учебных заведений Выборгского района.

2 часа

                      ----

21.04.15

2

Топонимика Санкт-Петербурга и Выборгского района

12

Исторические названия в Выборгском районе: Удельная, Шувалово, Суздальские озёра, Костромской пр., Ярославский пр., Поклонная гора и т.д.

1 час

Рисунок-проект: «Будущее Поклонной горы и её окрестностей».

1 час

23.04.15

2

Васильевский остров и его роль в истории Петербурга

2

Город у моря. Васильевский остров. Морской корпус имени Петра Великого. Русские мореплаватели. Памятник Крузенштерну.

1 час

Рисунок на морскую тематику: «Андреевский флаг», «Парусник»...

1 час

28.04.15

2

Васильевский остров и его роль в истории Петербурга

2

Горный институт. Балтийский завод. Корабль-музей – Ледокол «Красин».

1 час

Рисунок:  «Горный институт». Рисунок:

«Ледокол «Красин»».

1 час

30.04.15

2

К 400-летию династии Романовых

8

Петропавловская крепость. Петропавловский собор – усыпальница русских императоров. Великокняжеская усыпальница.

1час

Рисунок: «Петропавловский собор».

1 час

05.05.15

2

Родная Выборгская сторона

11

Парки Выборгского района: парк ЛТА, Удельный парк, Сосновский лесопарк.

1 час.

Посещение  с обучающимися парка «Сосновка», мемориала «Героям-лётчикам». Возложение цветов на могилы лётчиков. Минута молчания. Чтение стихов, исполнение песен.

1 час

07.05.15

2

Ленинград. Война. Блокада.

9

К 70-летию  Победы в ВОВ. Монумент героическим защитникам Ленинграда на пл. Победы.

2 часа

                   -----

12.05.15

2

Шедевры Эрмитажа

5

Античность в Эрмитаже. Искусство Древней Греции и Древнего Рима.

Греческие вазы.

1 час

Знакомство с формами и назначением античных ваз. Рисунок ваз.

Инсценировка: «Прилёт ласточки» по сюжету росписи на греческой вазе (Эрмитаж).

1час

14.05.15

2

Монументальная скульптура и декоративное убранство Петербурга

10

Античность в скульптуре и декоративном убранстве Петербурга (Зевс, Гермес, Афина, Посейдон, Геракл, Медуза Горгона…)

2 час

                       ----

19.05.15

2

Родная Выборгская сторона.

11

Северная, или Шуваловская Швейцария: Озерки, Суздальские озёра, Шуваловский парк. Прошлое и настоящее.

1 час

Рисунки: «Гора Парнас в Шуваловском парке». План Шуваловского парка.

1 час

21.05.15

2

Топонимика Санкт-Петербурга и Выборгского района

12

История города в названиях улиц (Гаванская, Шкиперский проток, Галерная, Пушкарская, Литейный пр., Кузнечный пер. и т.д.)

2 часа

                     -----

26.05.15

2

Исторический центр СПб

4

Ко Дню рождения города. Вспоминая историю Санкт-Петербурга.

2 часа

                    -----

28.05.15

2

Итоговое занятие

14

Опрос «Знаешь ли ты свой город?» Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга.

Пожелания и напутствия обучающимся

2 часа

                    -----

Итого

144

104 часа

40 часов



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".

Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...

Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".

Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...

История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

   В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...