Создание условий для социальных проб и творческой самореализации учащихся через организацию детского «Пресс-центра»
материал на тему

Крылова Елена Михайловна

Создание условий для социальных проб и творческой самореализации учащихся через  организацию детского «Пресс-центра» в МБОУ ДОД ДДТ г.Ворсма

Скачать:


Предварительный просмотр:

Крылова Елена Михайловна

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ДДТ г.Ворсма

Создание условий для социальных проб и творческой самореализации учащихся через  организацию детского «Пресс-центра»

Одним из принципов воспитания, ориентированного на развитие индивидуальности растущего человека, является принцип творческой активности. Без нее трудно представить себе формирование яркой индивидуальности, полномасштабной самореализации человека, причем творческая активность должна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности, но и затрагивать жизнедеятельность человека в целом.

Журналистика – та область, которая помогает повысить творческий и интеллектуальный потенциал, стать эрудитом и интересным собеседником. Журналистика как социальный институт позволяет вовлекать всех участников процесса сбора и обработки информации в проблематику реалий сегодняшнего дня, в структуру общественных взаимодействий. Это дает основание рассматривать журналистику как мощный источник формирования гражданской позиции, социально-активной личности. Именно занятия журналистикой способны в полной мере обеспечить как социально-культурную интеграцию, так и самореализацию ребенка.

 Детство - это маленькое государство, и как во всяком государстве в детских сообществах должны быть средства массовой информации. Современным детям требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в различных ситуациях. Следовательно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения и воспитания, чтобы ребенок мог применять  полученные знания и создать условия для творческой самореализации подростка

Наиболее оптимальной формой организации  детской прессы является выпуск школьной газеты. Газета - это средство воспитания патриотизма, формирования активной жизненной позиции и социализации личности.

Дом детского творчества г.Ворсма предоставляет большой простор для творчества. Так в 2011 году был создан проект  газета «Д.Е.Т.И.» (детское ежемесячное творческое издание).  Проект особенно актуален сегодня в связи с тем, что современное общество переживает настоящий информационный бум, а значит формирование информационной культуры задача каждого педагога. Цель проекта - социализация подростка путем организации детского информационного пространства. В соответствии с целью поставлены и задачи: развитие творческих способностей, выявление творческого потенциала и, конечно же создание предпосылок для профессиональной профориентации подростков.

С 2013 года  стало функционировать детское творческое объединение  «Пресс-центр» Была составлена рабочая программа, запланированы этапы реализации. Объявления о наборе были распространены  в Доме творчества и в школах города. Желающими стать юными журналистами  поначалу оказалось немало. В итоге сложилась разновозрастная команда, где старшие помогают младшим, а младшие заряжают старших своим интересом и активностью.

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа образования «Пресс-центр» рассчитана на два учебных года (144 часа в год).

Занятия проходят на базе ДДТ два раза в неделю, на которых обучающиеся знакомятся с информационными технологиями, учатся работать с компьютерными программами, которые необходимы для верстки газеты; учатся правилам написания статьи, как правильно проводить интервью и беседы. Учебно-тематический план делится на 3 модуля «Основы журналистики», «Литературная правка и культура речи», «Основы фотодела, дизайна и компьютерной верстки»

 При верстке газеты члены объединения рассуждают о том, какую информацию поместить на первую полосу, какую на следующие страницы. Содержание газеты - это не только тексты, но  и все, что есть на ее полосах: фотографии, рисунки, различные графические элементы. К работе над газетой привлекаются обучающиеся и других объединений, интересующиеся фотографией и компьютерной графикой.

Основная форма работы – групповая. Как правило, занятия комбинированные, т.е. включают в себя теоретическую и практическую части.

Для разнообразия занятий используются такие формы, как беседы, лекции, деловые игры, практические занятия, выставки, диспуты, пресс – конференции, встречи с интересными людьми, непосредственное издание газеты и участие  в творческих конкурсах.

Распространение газеты происходит не только на бумажных носителях, но и через сайт Дома детского творчества. Также у нас создана группа в социальных сетях  «Вконтакте», в которой ребята общаются, обмениваются информацией, выкладывают результаты своей работы.

Газета «Д.Е.Т.И» зарегистрирована в сообществах школьных СМИ Нижегородской области и на всероссийском образовательном портале «Школьная пресса».

Уже второй год ребята участвуют в конкурсах детских изданий и медиатворчества, и являются победителями и призерами.  В этом году наша газета получила диплом победителя фестиваля школьных изданий Нижегородской области  в номинации «Надежда Земли Нижегородской».  

Также ребята являются участниками конкурсов Законодательного Собрания Нижегородской области  и фонда «Поможем реке» в номинации информирование общества и часто участвуют  в  официальных встречах в Нижегородском кремле.

В декабре самые активные обучающиеся участвовали в ИКТ-смене, организованной Нижегородским институтом  развитии образования на базе оздоровительного центра «Волжский берег» (Воротынский район).  В течении 5 дней ребята посещали мастер-классы по издательскому делу, видеожурналистике и фотообработке,  которые проводили специалисты высшей категории из Москвы, Нижнего Новгорода,   Чебоксар и Воротынца.

В этом году наш «Пресс-центр» расширил свою деятельность и начал работу над созданием видеосюжетов и видеороликов. И уже есть первые результаты: участие в видеофлешмобе, проводимом Нижегородским институтом образования. Готовятся конкурсные работы для участия в  Нижегородском фестивале школьного телевидения. Свои работы ребята выкладывают в сети интернет, также в наши планы входит создание детского телевидения.

Работа в Пресс-центре способствуют социализации обучающихся. У нас идет активное сотрудничество с социумом города: со школами, клубом ветераном,  с предприятиями, районными средствами массовой информации, в частности с газетой «Павловский металлист». Таким образом детский Пресс-центр играет большую роль в жизни обучающихся, формирует  умение общаться, правильно ориентироваться в создавшейся ситуации, уметь находить компромисс, а при необходимости отстаивать свою точку зрения, что для современного подростка становится основой для благополучного будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для социально-педагогической поддержки учащихся.

Сегодня образовательные учреждения и социум взаимообусловлены и взаимосвязаны. Педагогическое сообщество осознает необходимость "гибкой, конструктивной, продуманной воспитательной системы", актуальнос...

Доклад к педсовету «Дифференциация и индивидуализация обучения, как условия творческой самореализации учащихся в современной школе».

«Дифференциация и индивидуализация обучения, как условия творческой самореализации учащихся в современной школе»....

Воспитание учащихся в духе демократии и свободы, создание условий для развития лидерского потенциала подростков через организацию деятельности детской общественной организации

Материал из опыта работы по созданию условий для развития лидерского потенциала подростков, через организацию работы городской школы актива на примере программ дополнительного образования, используемы...

презентация к выступлению "Социальные акции и проекты как способ воспитания у обучающихся гражданского самопознания" создание условий для социальных проб личности.

Социальное проектирование - это новая технология социального воспитания обучающихся. Главный педагогический смысл этой технологии - создание условий для социальных проб личности.Виды социальных проект...

Формы творческой самореализации учащихся в условиях гимназии

Формы творческой самореализации учащихся в условиях гимназии...

Презентация к педагогическому проекту «Технология развития критического мышления как способ создания условий для творческой самореализации учащихся не только в учёбе, но и в обычной жизни».

Технология развития критического мышления как способ создания условий для творческой самореализации учащихся не только в учебё, но и в обычной жизни....