Из опыта работы педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководителя детского объединения "Незабудка" Коваленко Ольги Валерьевны
рабочая программа на тему

Из опыта работы по авторской программе "Незабудка" педагога дополнительного образования, руководителя детского объединения "Незабудка" Коваленко Ольги Валерьевны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы педагога дополнительного образования      

      высшей квалификационной категории, руководителя  детского объединения «Незабудка»  Коваленко Ольги Валерьевны.

      Занятия в объединении проводятся по авторской программе «Незабудка», которая рассчитана на развитие у обучающихся изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, наблюдательности, трудолюбия, воспитания у детей любви к родному краю, бережному к нему отношения.

       Актуальность программы в том, что она призвана через декоративно-прикладное творчество воспитывать у обучающихся патриотические чувства, любовь к родному краю, истории и культуре Дона через изучение биографий знаменитых людей России, Дона,  символики, традиций совместного проживания многонационального Дона.

        Обучающиеся выполняют работы используя материалы родной земли (чакан, ракушки, рыбьи кости, семена, опилки, скорлупа яиц...) и бросовый (упаковочный) материал. Обучающимися детского объединения «Незабудка» выполнены портреты-аппликации Петра Первого, Михаила Шолохова, Антона Павловича Чехова, Сергея Есенина, Юрия Алексеевича Гагарина, Михаила Юрьевича Лермонтова. Проведена исследовательская работа  при изготовлении коллажа «Будни и праздники многонационального Дона», где на «донском ковчеге» изображены народы проживающие на Дону, в народных костюмах, с дарами донской земли. Выполнены в разной технике «герб России 16 века», «Современный герб России», «Герб Ростовской области», «Герб Азовского района».

        Программа «Незабудка — это результат  педагогической, творческой, исследовательской работы с 1997 года.

        Особенностью программы является разнообразие техник, материалов, видов декоративно-прикладного творчества ( цветоделие, аппликации из разных материалов, работа с гофрокартоном, торцевание, цветоделие, плетение из чакана, пейп-арт....), что способствует самоопределению, выбору ребенком полюбившегося материала и техники.            

Цель программы: создание педагогических условий для развития способностей и воспитания личности обучающегося средствами декоративно-прикладного творчества.

        Задачи обучения:

        -обучить детей основным приемам и правилам работы с различным материалом (тканью, проволокой, желатином, нитками, креповой бумагой, высушенными растениями, чаканом, семенами, косточками, ракушками и т.д.), изготовлению из него разнообразных изделий;

        -развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, способности, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий;

        -формировать у обучающихся умение самостоятельно работать, оценивать результаты своей работы.

         Задачи воспитания:

        -воспитывать патриотические чувства;

        -воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, бережное отношение к природе;

        -воспитывать нравственные и межличностные отношения в коллективном творчестве детей при  изготовлении цветов и работе с природным материалом;

        -развивать активность, инициативу и самостоятельность обучающихся.

        

        Продолжительность образовательного процесса 3 года.

Программа рассчитана на обучающихся 8-12 лет, имеющих устойчивый интерес и проявляющих способности в области декоративно-прикладного творчества.

Занятия планируются с учетом возрастных особенностей обучающихся, их физиологических и психических данных.

        Учитывая личностную ориентацию дополнительного образования, направленную на развитие обучающихся с разными психологическими показателями, на занятиях предусмотрен принцип вариантности, рассматривающий возможность выбора обучающимся творческой деятельности, согласно его интересам и притязаниям. Успевающим обучающимся даются более сложные и дополнительные задания.

  Этапы обучения:

        -I этап (1 год обучения) – подготовительный, репродуктивный; дети работают с разнообразным материалом; знакомятся с различными видами технологий, правилами техники безопасности приемами работы с инструментами; задания, выполняемые детьми ознакомительные, более короткие повремени исполнения;

        -II этап работы (2 год обучения) – творчество, руководствуется накоплением знаний и умений, направлен на развитие творческого потенциала детей, создание индивидуальных работ и технологий, проектов; задания, выполняемые детьми чаще самостоятельные, развивающие способность создавать новые наглядные образы, обладающие художественной ценностью, выполняемые значительно дольше, требуют от ребенка продуктивности в восприятии и оценке замысла;

        -III этап (3 год обучения) – мастерство, направлен на овладение детьми в совершенстве умений и навыков в изготовлении работ по изучаемым видам декоративно-прикладного творчества и умение передавать свои знания младшим ребятам, а также свои (авторские) работы и технологии.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: занятия в учебном кабинете, занятия-сказки, занятия-путешествия, занятия- лекции, занятия-беседы, занятия-семинары, занятия-экскурсии, занятия-викторины, занятия-конкурсы, занятия-выставки, занятия-игры, занятия-практикумы; индивидуальная, групповая и коллективная форма работы; смена вида деятельности в течение учебного года.

         Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, научно-исследовательский, эвристический, наглядный, практический, метод Шаталова «маленькие учителя», метод Успеха, метод проектов, активные методы обучения, метод Майевтики.

        Применяемые педагогические технологии: личностно-ориентированные, поэтапного формирования умственных действий, активного обучения, игровые, коллективного способа обучения.

Учебно-воспитательный процесс строится на классических принципах обучения:

        -наглядности;

        -единства воспитательной и образовательной цели (не только познание, но и воспитание нравственных и эстетических чувств);

        -активности и самостоятельности;

        -доступности;

        -природосообразности;

        -систематичности и последовательности;

        -учета индивидуальных способностей ребенка.

        На занятиях объединения «Незабудка» используются знания детей получаемые в школе по предметам:

-технология (технологические процессы обработки материалов);

- основы безопасности жизнедеятельности (инструктажи по правилам техники безопасности);

- ИЗО (цветоведение,  владение изобразительными средствами, композиция, эскиз, пропорция);

- биология (строение растений);

- литература (творчество поэтов);

- история Донского края.        

           Дидактические условия усвоения программы:

        -принцип единства восприятия и созидания: то, с чем обучающегося знакомят на занятиях декоративно-прикладного творчества, он должен попробовать сделать своими руками;

        -принцип постоянства связи с жизнью: через привлечение в беседах о декоративно-прикладном творчестве эмоционального и визуального опыта обучающихся, их воспоминаний, переживаний, жизненных наблюдений, что затем используется в творческих работах обучающихся и демонстрируется на итоговых выставках;

        -принцип единства формы и содержания в процессе обучения;

        -принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков.

        В качестве педагогического контроля творческого развития детей, по данной программе, используются наблюдения за проявлением знаний, умений и навыков в процессе работы обучающихся, а также разработанная система диагностики:

- уровня воспитанности;

- доминирующих ценностных ориентаций личности обучающихся;

- анкета для выявления самочувствия ученика в коллективе;

- анкеты для родителей.

Учитывая, что важнейшая функция оценки на занятиях объединения «Незабудка» - этическая (поддержать, стимулировать творческую активность, поощрять или тактичной форме указать ребенку на проблему), то количественная оценка творческой деятельности выражается в присвоении званий «Рукодельница», «Мастерица», «Марья – Искусница» по уровням развития ребенка.

Присвоение званий:

-1 год обучения: «Рукодельница» - высокий уровень развития;

-2 год обучения: «Мастерица» - высокий  уровень развития,

                             «Рукодельница» - средний уровень развития;

-3 год обучения: «Марья-Искусница» - высокий уровень развития,

                             «Мастерица» - средний уровень развития,

                             «Рукодельница» - низкий уровень развития.

Уровни развития:

-высокий уровень (даются полные ответы на поставленные теоретические вопросы, полностью правильное выполнение практического задания);

-средний уровень (в знаниях основного теоретического материала и в выполнении практического задания допускаются незначительные ошибки);

-низкий уровень (частичное знание теоретического материала, практическое задание выполнено не совсем правильно).

Критерии оценки за выполненные работы:

-эстетичность;

-аккуратность;

-правильность;

-оригинальность;

-новизна содержания.

По изученным блокам проводятся зачеты, контрольные работы, пишутся рефераты, разрабатываются технологии и творческие проекты, создаются авторские работы, устраиваются выставки, а лучшие работы участвуют в районных и областных выставках детского декоративно-прикладного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское объединение «Рукодельница». Статья из опыта работы педагога дополнительного образования.

Основные направления. формы и методы  реализации программы дополнительного образования декоративно-прикладного направления "Рукодельница"...

ТЕМА: «Роль воспитательной системы в организации жизнедеятельности детского объединения» - доклад из опыта работы педагога дополнительного образования.

Процесс воспитания – это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующийся в опыте, в практике. Концепция воспитательной системы о...

Портфолио Профессиональной деятельности Самойловой Лилии Алексеевны Педагога дополнительного образования первой квалификационной категории

Главная цель данного портфолио: проанализировать и предоставить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста педагога. Портфолио позволяет учитывать результаты,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Курс «Художественное макетирование» в системе художественного образования школьников (из опыта работы педагога дополнительного образования)

В статье исследуется влияние курса "Художественное макетирование" на художественное образование учащихся....

Из опыта работы педагога дополнительного образования Коваленко Ольги Валерьевны.

Cоздание педагогических условий для развития способностей и воспитания личности обучающегося средствами декоративно-прикладного творчества....

Из опыта работы учителя английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия 7 имени Героя России А.В. Козина» Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан Хасановой Гульнары Раисовны

Воспитание интеллектуальной, нравственной, духовно развитой, целеустремленной, конкурентоспособной личности, имеющей активную гражданскую позицию, владеющей умениями и навыками, умеющей адаптироваться...