О шестой заповеди Закона Божия
план-конспект урока (7 класс) на тему

Ларюшкин Владимир Ильич

Конспект урока по основам православной культуры о шестой заповеди Закона Божия "Не убий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_shestoy_zapovedi_zakona_bozhiya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

~  ~

МОУ Курихинская ООШ

Разработка урока по ОПК

О шестой заповеди «Не убий»

Выполнил: преподаватель ОПК

В. И. Ларюшкин

П. Сарма 2013 год

Конспект урока.

Тема. О шестой заповеди «Не убий».

Цель урока: Раскрыть суть шестой заповеди и ее значением для православного христианина.

Задачи:

  1. показать, что самоубийство – самый ужасный, тяжкий и великий грех;
  2. развивать речь, память, мышление;
  3. воспитывать нравственные качества и чувство товарищества у детей.

Ход урока

1. Повторение. О пятой заповеди Закона Божия.

Учитель. Какие нормы регулируют поведение людей в обществе?

Дети. Нормы закона, нормы морали, нравственные нормы.

У. Что происходит, если человек нарушает эти нормы.

Д. Если человек нарушает нормы закона, наступает юридическая ответственность, нормы морали – моральная ответственность, нравственные нормы – человека мучает совесть.

У. Откуда совесть знает, как надо поступать в той или иной ситуации. Что об этом говорится в Священном Писании.

Д. Совесть – это проявление Духа, который Бог вдохнул при сотворении человека, а т. к. Бог всеведущ, то вместе с Духом Он сообщил человеку и частицу Своего всеведения. Совесть – это проявление внутреннего нравственного закона.

У. Достаточно ли человеку одного внутреннего нравственного закона.

Д. Нет. Когда Бог поселил человека в раю, Он дал ему и внешний нравственный закон: «…не ешь плоды с дерева познания добра и зла».

У. А сколько Заповедей сейчас?

Д. Десять.

У. Почему стало больше?

Д. В раю человек совершил грех. Произошло грехопадение человека, грех отделяет человека от Бога, поэтому, чтобы установить утраченную связь с Творцом одной заповеди недостаточно.

У. Где и кем были получены 10 заповедей?

Д. Заповеди Божьи были получены пророком Моисеем на горе Синай. Они были написаны на двух скрижалях.

У. А какая из заповедей наиглавнейшая? Как на этот вопрос ответил Иисус Христос?

Д. Иисус Христос сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь». Она объединяет заповеди, расположенные на первой скрижали.

У. А вторая?

Д. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Она объединяет заповеди, расположенные на второй скрижали.

У. Кто является для нас самыми близкими людьми?

Д.Самыми близкими для нас являются родители, поэтому первая заповедь на второй скрижали указывает нам, как мы должны относиться к своим родителям.

У. Как читается пятая заповедь?

Д. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земли.

У. Что означает: «Чти? Благо? Долголетен будеши?

Д. Чти – почитай, благо – хорошо, долголетен будеши – долго проживешь.

У. Что значит почитать родителей?

Д. Почитать родителей это значит:

  • любить их, быть почтительными к ним,
  • не оскорблять их ни словом, ни поступками;
  • повиноваться им,
  • помогать им в трудах;
  • заботится о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости;
  • молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти.

(Называя это, дети приводят, примеры из своей жизни).

У. Кого еще мы должны почитать наряду с родителями?

Д. .Еще мы должны почитать пастырей и духовных отцов, начальников гражданских, воспитателей, учителей, благодетелей. Грех не уважать старших, в особенности стариков, с недоверием и насмешками относится к их замечаниям.

У. Что нужно ответить, если заставляют что-то делать нарушающее Заповеди Божии?

Д. Ответить нужно словами апостолов: «Судите, справедливо ли пред Богом, слушать вас более, нежели Бога», и претерпеть, чтобы за этим не последовало.

Итак, мы закончили изучение пятой заповеди Закона Божия и переходим к изучению шестой заповеди.

На доске записывается тема урока: Не убий.

2. Сообщение нового материала

У. В романе Николая Островского «Как закалялась сталь» есть такие строки «Жизнь человеку дается только один раз…». Кем дается жизнь человеку?

Д. Жизнь человеку дается Богом.

У. Верно. Жизнь есть величайший дар Божий; поэтому лишать самого себя или другого жизни есть самый ужасный, самый тяжкий и великий грех. Самоубийство есть самый страшный из всех грехов совершенных против шестой заповеди, так как в самоубийстве, кроме греха убийства, заключается еще тяжкий грех отчаяния, ропот против Бога и дерзкого восстания против промысла Божия. Кроме того, самоубийство исключает возможность покаяния.

Самоубийц раньше хоронили за оградой кладбища. В церкви, на дому и заочно их не отпевают. Их имена не пишут в записочках «о упокоении».

Почему же человек решается на самоубийство. Человек, как существу не только телесному, но и духовному, необходимы осмысленность жизни и существование идеалов, к которым он стремится, или будет стремиться. И если случается крушение этих идеалов, если вдруг пропадает смысл, ради которого человек живет, то наступает духовный кризис. Когда человек не находит в себе сил выйти из этого кризиса или претерпеть его, развязка бывает страшной – жизнь, лишенного духовного смысла, может вызвать у человека желание прекратить свое физическое существование.

Ученые установили, что 17-19 лет – это возраст, когда происходит переосмысление прежних идеалов и приобретение новых, то есть наступает период, когда происходит переоценка ценностей. Вот почему на этот возраст приходится довольно большой процент попыток самоубийств. По числу самоубийств, среди молодежи Россия занимает одно из первых мест в мире.

Д. С. Лихачев неоднократно отмечал, что крушение идеалов и потеря цели в жизни происходят в том случае, если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага: машину последней марки, роскошную дачу, мебельный гарнитур и т. п… В этом случае, не повысили в должности – огорчение, у кого-то лучшая мебель или лучшая машина – тоже огорчение, и еще какое!

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставить перед собой цель, достойную человека. Главной жизненной задачей должна быть обязательно задача сверхличностная, а не эгоистическая. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему народу, к своей стране, к ее великому прошлому, ко всему человечеству.

Психологи утверждают, что самоубийство – результат психологического кризиса. Исследования ученых показали, что человек, в психологическом кризисе, обычно переживает четыре фазы.

1) Шок. Реальность как бы отдаляется, земля уходит из под ног. Внешне человек как будто спокоен, но внутри хаос чувств, хотя, как ни странно, через некоторое время все это он просто забывает. Человек в шоковом состоянии становится либо слишком активным, порой способным на бессмысленные действия, либо же наоборот, - крайне пассивным, у него нет контакта с окружающим нас миром.

Как помочь? Главное - быть рядом, проявить заботу, попытаться откровенно побеседовать, даже обнять, а еще лучше - постараться, чтобы человек заснул. Ни в коем случае нельзя начинать «умных» речей, критиковать спорить.

2) Реакция. Поскольку от реальности, как не вертись, не убежать, человек к ней постепенно приспосабливается, адаптируется. Бывает, что эта фаза кризиса проходит очень болезненно. Тогда появляется желание «подправить» положение алкоголем или даже наркотиками.

Как помочь? Предоставить возможность выговориться, пусть и в резкой форме, как бы «разгрузиться». Главное, чтобы человек не накапливал отрицательных эмоций.

3) Восстановление. Душевная травма постепенно заживает, появляются планы на будущее, интерес к жизни. Однако чувство облегчения приходит не сразу, а нервное потрясение в течение первых недель может повториться.

Как помочь? Терпеливо ждать, не торопить, проявлять заботу, выражать понимание и сочувствие.

4) Новая ориентация. К человеку возвращается чувство собственного достоинства, он восстанавливает старые и налаживает новые связи, приобретает жизненный опыт.

Как помочь? Не проявлять чрезмерное опекунство и мелочную заботу, воспринимать человека уже в новом качестве.

Если твой друг или знакомый говорит о самоубийстве, то это не следует воспринимать как шутку. Это может быть вполне серьезно! Здесь, кстати, уместно напомнить народную мудрость, что с огнем не шутят, поскольку может возникнуть пожар.

Люди, намеривающиеся совершить самоубийство, довольно часто это намерение и осуществляют. Согласно статистике, 80% самоубийц перед смертью явно выказывали свои намерения.

Вот почему не следует хранить в тайне склонность друга или подруги к самоубийству – это лишь его (ее) временный психологический кризис. Внимательно выслушай друга, подругу и прямо спроси, собирается ли он (она) совершить такой крайний поступок. Не откладывай в долгий ящик, помоги им словом и делом. Если надо, обратись за помощью к родителям, родственникам, друзьям и (или)  школьному психологу.

Конечно, христианам также знакомо чувство уныния, неудовлетворенности, кажущейся безысходности, отрицания и сомнения. Ну и что? С таким настроением надо бороться! Вот как об этом писал великий русский поэт Н. А. Некрасов:

Храм Божий на горе мелькнул

И детски чистым чувством веры

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,

И шепчет голос неземной:

Лови минуты умиленья,

Войди с открытой головой!..

Сюда народ, Тобой любимый,

Своей тоски неодолимой

Святое бремя приносил

И облегченный уходил!

Войди! Христос наложит руки

И скинет волею святой

С души оковы, с сердца муки

И язвы с совести больной…

Я внял, я детски умилился…

И долго я рыдал и бился

О плиты старые челом,

Чтоб защитил, чтоб заступился,

Чтоб осенил меня крестом

Бог угнетенных, Бог скорбящих,

Бог поколений предстоящих

Пред этим скудным алтарем.

В трудные моменты жизни верующий человек идет в храм и там находит успокоение, помня слова Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).

У. Какие есть вопросы? (Если есть вопросы, отвечает на них).

У. Давайте подведем итоги. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Д. На этом уроке мы узнали:

  1. Самоубийство - самый ужасный, самый тяжкий и великий грех, следствие духовного кризиса.
  2. Чтобы избежать духовного кризиса главной жизненной задачей должна быть обязательно задача сверхличностная.
  3. Если духовный кризис случился у близкого тебе человека, то необходимо помочь словом и делом.
  4. Верующие люди находят успокоение в храме.
  5. Не допускать в свою душу грех уныния.

(Запись выводов в тетрадь)

Д/З. Готовиться по записям в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О пятой заповеди Закона Божия

Разработка урока по основам православной культуры в 7 классе о пятой заповеди Закона Божия "Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и долголетен будеши на земли"....

Викторина по Закону Божию (3 класс)

Презентация к уроку-викторине....

Занятие Заповеди Божии - благо для людей

Азбука православной культуры...

Закон Божий

Урок по курсу ОМРК и СЭ тема "Закон Божий", в котором рассматриваются 10 заповедей. Цель урока:  мотивировать желание учащихся соблюдать их в современном мире....

ПРОЕКТ «Заповеди закона Божиего в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

ПРОЕКТ «Заповеди закона Божиего в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»...