Я педагог-библиотекарь
статья по теме

 В нашей школе библиотека является центром информации, знаний и досуга, а библиотекарь рассматривается как педагог и его деятельность включает два компонента: традиционный библиотечный и инновационный педагогический. Ведь школьный библиотекарь - это не просто библиотекарь, в первую очередь он воспитатель, целитель детских душ. Поэтому наша библиотека является и кабинетом основ православной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ananova_i.v._ya_pedagog-bibliotekakr.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Я  педагог-библиотекарь.

Эссе

учителя основ православной культуры

Анановой Ирины Викторовны.

              «Душа обязана трудиться», - сказал поэт.

И лучше, чем библиотека, пожалуй, островочка нет.

Чтоб открывались горизонты и мечты

Сюда приходим Я и Ты.

 

   С детских лет мне хотелось увидеть и испытать все, что только может увидеть и испытать человек. Этого, конечно, не случилось. Наоборот, мне кажется, что жизнь была небогата событиями и пробежала слишком быстро.

   Но так кажется до тех пор, пока не начнешь вспоминать. Одно воспоминание вытягивает за собой другое, потом третье, четвертое. Возникает непрерывная цепь воспоминаний.  

   Я хочу приблизить свое нынешнее душевное состояние к той свежести мыслей и чувств, какая была характерна для дней моей юности.

   Молодость для меня существует как судья моих  нынешних мыслей и дел.

   С возрастом, говорят, приходит опыт. Он заключается, очевидно, и в том, чтобы не дать потускнеть и иссякнуть всему ценному, что накопилось за прожитое время.

   Я не буду подробно рассказывать о своей жизни. Она была разной. Счастливое,  беззаботное детство в  родительском доме и горечь поражения при поступлении в КГМИ. Радость от устройства на работу в городскую детскую библиотеку, которая стала для меня родной на целых 19 лет. Счастье от поступления в  Кубанский институт культуры.  Насыщенная студенческая жизнь. Первая любовь и счастливое замужество. Рождение  долгожданной доченьки.  Начало работы в школьной библиотеке. С первого дня  пребывания в библиотеке я поняла две вещи: первое – я не ошиблась с выбором профессии и второе – школа для меня стала родным домом.   Сегодня я не представляю свою жизнь  без шумной ватаги девчонок и мальчишек. Мы вместе с ними  день за днем  взбираемся на вершину знаний, и  я  счастлива, осознавая, что в погоне за знаниями они не становятся зубрилками и занудами, а развиваются  как Личности.

   Модернизация современной школы, новые подходы в построении  обучения потребовали соответствующего информационно-библиотечного обеспечения, как самого процесса инновационных преобразований, так и постоянной библиотечной поддержки учебно-воспитательной и самообразовательной деятельности педагогов и школьников. Как следствие – влияние библиотек системы образования стало рассматриваться в качестве одной из главных составляющих личности, педагогической составляющей.

       В нашей школе библиотека является центром информации, знаний и досуга, а библиотекарь рассматривается как педагог и его деятельность  включает два компонента: традиционный библиотечный и инновационный педагогический. Ведь школьный библиотекарь – это не просто библиотекарь, в первую очередь он воспитатель, целитель детских душ.   В словаре библиотечных терминов руководство чтением определяется так:  «…целенаправленное педагогическое воздействие на содержание и характер чтения, на выбор литературы и усвоение прочитанного с помощью различных форм и методов деятельности библиотеки». Анализируя свою работу, я вижу односторонность этой формулировки.      Конечный результат

деятельности библиотеки вовсе не воздействие  на содержание и характер чтения, на выбор литературы и усвоение прочитанного, а становление,  развитие целостной, гармоничной личности ребенка: воспитание потребности  в чтении, литературного вкуса, личностного восприятия произведения. Для меня важно не только признание того, что ребенок способен, имеет возможность прочитать, понять, по-своему оценить книгу и многое другое. Важно ожидание дальнейшего плодотворного развития юного читателя как личности, способной к созидательной деятельности.

   Педагогической составляющей стала воспитательная функция школьной библиотеки, включающая традиционные направления – патриотическое, эстетическое, экологическое. Именно в работе библиотеки появились ростки ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО воспитания.

    В 2000 году, к 200-летию  первого издания «Слова о полку Игореве»  мы вместе с ребятами из библиотечного клуба «Книга и Театр», созданного мной в 1997 году, подготовили театрализованное представление «Древо жизни». Ребята сами шили костюмы, готовили декорации. Эта работа захватила  не только участников представления, но и самых «отпетых хулиганов». Мальчишки бежали в библиотеку, чтобы сделать шлемы для главных героев, выпилить  самые настоящие щиты, а потом расписать их, как у самого князя Игоря.  А когда были изготовлены  мечи, тут уж не обошлось без военных баталий. А вот жертв у нас не было.  Ведь ничто так не сближает людей, как  совместное творчество. Прошло уже 17 лет с момента появления нашего школьного театра. Меняются его участники, но «КиТ» живет и радует   зрителей своим творчеством. Силами «китят» был поставлен спектакль «Снежная королева» по мотивам сказки Г.Х.Андерсена. Красной нитью через весь спектакль проходит тема верности, ответственности, любви и дружбы.  Свет Рождественской звезды  ведет Герду через все испытания к замку Снежной королевы  и помогает вернуться в отчий дом. В 2011 году ребят привлекла  проблема взаимоотношения между людьми и  современные проблемы экологии и будущего нашей Планеты. Сценарий московской школьницы Л.Шиловой «Приключения дурочку – Нюрочки» помог моим «китятам» не только самим разобраться в этой проблеме, но и рассказать о ней юным зрителям нашей школы.

    Высоконравственного человека невозможно воспитать, не развивая его духовные, эстетические запросы. Поэтому все библиотечные мероприятия ориентированы на создание атмосферы душевной теплоты, взаимного доверия и откровения.   Сложная и ответственная  работа по духовно-нравственному воспитанию может дать положительные результаты только тогда, когда есть взаимный контакт педагога и библиотекаря. Совместная работа в нашей школе началась с  проведения уроков внеклассного чтения. А уж эффект от проведенного урока возрастает многократно, если  биографию поэта рассказывает библиотекарь, а ребята читают под музыку стихи. Так прошли у нас уроки по творчеству А.Ахматовой, Б.Пастернака, М.Цветаевой. Ребята сами подбирали музыку к стихам, искали малоизвестный материал   о

жизни поэтов.  Читальный зал превращался  в литературную гостиную, а гостями на наших вечерах всегда были родители. Ведь без поддержки родителей трудно сдвинуть вопросы руководства детским чтением и духовно-нравственного воспитания с мертвой точки. Только объединив усилия преподавателей, библиотекарей, родителей и, безусловно, самих детей, мы смогли подойти к более глубоким аспектам этой проблемы,  поддержать взаимный интерес к национальному и мировому культурному и духовному наследию.

  Православная культура – бесценная часть нашего природного и культурного наследия, живой исток, без которого у России нет, и не может быть будущего.   В 2005 году в Краснодарском крае появилась группа педагогов – единомышленников, готовых познакомить подрастающее поколение с многообразным, богатым и в то же время строгим, нравственно-возвышающим миром религиозной духовности. Именно этому посвящен курс «Основы православной культуры», введенный в программы изучения  школьников МБОУ СОШ №2 г. Горячий  Ключ.  Мне, заведующей школьной библиотекой, было предложено пройти обучение на курсах повышения квалификации при  Кубанском Государственном Университете и получить квалификацию преподавателя  курса «Основы православной культуры», так как в нашей школе  работа по духовно-нравственному воспитанию  уже активно проводилась в библиотеке. По моему убеждению, знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитания в них милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного. Православие – неисчерпаемый источник духовности. От встреч с учителем  дети ждут добра и понимания, уважения и справедливости, познания себя и других, окружающего мира, себя в этом мире; часто детям нужен добрый, мудрый совет взрослого, которому можно доверить свои проблемы. Именно в таком контакте учителя и ребят осуществляется воспитание и развитие человека. Рассказ педагога должен волновать душу ребенка. Важно, чтобы между учителем и детьми возник диалог, причем необходимо помочь высказаться каждому ребенку.  Такое общение возникает на уроках ОПК и на библиотечных уроках при  использовании технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Эту форму работы я использую для разных возрастных групп. С пятиклассниками мы проводим урок-дискуссию по сказке Г.Х.Андерсена «Ангел». Урок способствует формированию у детей  христианского отношения к ближнему. Вызывает чувства  любви и сострадания. Рассказ А.Платонова «Разноцветная бабочка» о силе материнской любви и  ответственности за свои поступки вызывает одинаковый интерес, как среди старшеклассников, так и среди младших  подростков.  В ходе дискуссии ребята строят  Древо предсказаний (моделируют дальнейшие события), у них появляется идея прощения и искупления вины. Этот рассказ мы обсуждали и с родителями  на родительском собрании, и с библиотекарями на городском семинаре.

     Известно, что творения святых отцов представляют собой сокровищницу педагогического искусства. Отцы и учителя Церкви оставили нам множество бесценных мыслей и идей, проверенных на практике более чем  тысячелетним опытом. Одним из подлинных светил церковной педагогики был Иоанн Златоуст, величайший проповедник и богослов своего времени. Он считал, что еще перед тем, как приступить к обучению, необходимо заложить фундамент «доброй нравственности». Единство воспитания и обучения в педагогической концепции Иоанна Златоуста достигается через уроки любомудрия. Понятие «любомудрие» проходит лейтмотивом через его творения.  По мысли святителя, первым руководителем, закладывающим в ребенке ростки любомудрия, является мать. Позднее,  когда ребенок подрастал, любомудрие нуждалось не только в родителях, но и в наставниках, воспитателях. Таким образом, любомудрие у Иоанна Златоуста – это христианская жизнь, все грани которой – духовная, нравственная, интеллектуальная, эстетическая, практическая – находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. А их гармония, в свою очередь, достигается в результате единства воспитания и обучения. Эту систему воспитания я  взяла за основу в своей работе.   Многие помнят детскую считалочку: «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич…Кто ты будешь такой?» И действительно, кто ты будешь такой? Каким будет наше следующее поколение? Бездуховными, черствыми людьми с больными душами, с плохим физическим здоровьем? Или это будет поколение высоконравственных людей с прекрасным здоровьем, которые сделают нашу Россию сильной, богатой, культурной страной? Беспокойство и боль за наше будущее побудило  педагогов-единомышленников создать  в МБОУ СОШ №2 программу «Цветик-семицветик».   Целью программы являлось  углубленное духовно-нравственное воспитание в нашей школе.   А что такое духовно-нравственное воспитание? Это помощь в обретении человеком СОВЕСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ, НАДЕЖДЫ, ВЕРЫ, ЛЮБВИ, ЗДОРОВЬЯ, ТВОРЧЕСТВА. Это 7 лепестков, каждый из которых символизировал определенное направление совместной работы. Объединяет все направления предмет «Основы православной культуры».  Это совместная работа учителей начальных классов (Маисеенкова Т.А.- клуб «Сеянцы», Ратушная А.Б., Панкова Н.А. – проект «КАРУСЕЛЬ»), среднего звена (Скоробогатько Н.А., Петрякова Е.Н.), старших классов (Дейкина О.А., Стецюк М.С.), учителя музыки (Анисимова Л.М.), клуб «КиТ» (Ананова И.В.), учителя технологии (Галантер Л.И.), учителей ОБЖ и физкультуры , библиотекарей, учителей ОПК и ОРКСЭ (Ананова И.В., Ратушная А.Б.). В стенах школы прошел городской семинар по теме   «Организация духовно-нравственного воспитания учащихся школы». Педагоги, включившиеся в проект, показали своим коллегам из других школ города различные формы работы с детьми. Это было заседание клуба Сеянцы» в 3 классе по теме: «Слово – не воробей…»; классный час во 2 классе «Дорогою добра»;  разговор о дружбе «Путешествие в добрые сказки» - в 1 классе;  классный час «Духовные традиции семьи» в 4 классе. «Урок  любви и сострадания по сказке Г.Х.Андерсена «Ангел» на факультативном занятии в 5 классе. Защита презентаций «Екатериной нареченный…» в 9 классе. Классные руководители приняли участие в ролевой игре  «Зажги звезду доброго сердца», а  руководители детского чтения прослушали беседу «Слово о русской семье и семейном чтении». (Материал опубликован в Краснодарском издательстве «Диапазон-В» в 2008г.)  Этот семинар показал, что различные формы работы могут принести положительный результат если за дело берутся люби с горячими сердцами  и добрыми помыслами. А если объединить усилия творческих педагогов  по воспитанию ребят, то наш «Цветик – семицветик » будет дарить всем детям надежду, радость и счастье. Ведь духовность рождается только в атмосфере духовности. Способности рождаются, проявляются, формируются в деятельности. Творчество учителя вызывает творческое начало у ученика. Развитие эмоционального воображения – это в первую очередь работа с каждым школьником, обогащение его внутреннего мира.   А школьная библиотека является центром развития эмоционального воображения, могучим противоядием от  душевной глухоты, жесткости, агрессивности. В читальном зале ребята с удовольствием      собирают картины из пазлов, мастерят самоделки из бумаги -  недавно у нас появился макет храма Христа Спасителя, выполненный ребятами из библиотечного клуба «КиТ». Ко всем главным христианским праздникам в библиотеке оформляются книжные выставки: «Колокола веков», «Кубань православная», «Рождественские вечера» и др. Для факультативного курса «Основы православной культуры» я составила  рекомендательный список литературы  «Слушают слово и принимают…»,  а для руководителей детским чтением оформлен библиографический список « Чтобы чтение стало крыльями».  Оформлен аннотированный список литературы  «Драгоценные камни веры» для учащихся и руководителей детским чтением.

     Эмоционально-эстетическая насыщенность процесса работы с учащимися способна помочь сделать учебу – творчеством. А творчество, это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку. Как сказал

Сухомлинский: « Детей нужно только «зажечь», подвигнуть к самотворчеству, а остальное они сделают сами».

   

 С каждым годом количество детей, изучающих предмет ОПК, в нашей школе растет. В 2005-06 учебном году их было всего 50 человек из трех классов, а сейчас в 4 классе всеми детьми нашей школы изучается курс ОРКСЭ, модуль основы православной культуры. Факультативные занятия в 7,8 классах посещают  около 30 человек. В 10 гуманитарном классе изучается элективный курс ОПК. Вот уже третий год в нашей школе введен курс внеурочной деятельности «Путешествие по святым местам» в рамках ФГОС. Все это дает возможность  возродить лучшие отечественные ценности на основе православных традиций среди учащихся и родителей нашей школы.   Использование современных  технологий позволяют  сделать уроки более интересными и содержательными.  Интерактивные технологии  при изучении темы «Православные иконы» и «Христианские храмы»  позволяют учащимся ознакомиться с главными православными святынями. Технология «Скатерть-самобранка» (автор А.Л.Вилков), наиболее интересна  при изучении темы «Православные иконы». Уроки-путешествия по святым местам находят горячий отклик в детских сердцах. Кто-то из мудрых сказал, что народ, который рассчитывает на 1 год вперед, выращивает хлеб. Народ, который рассчитывает на 10 лет вперед, выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперед, растит молодое поколение.     Труд учителя, как посаженное впрок плодовое деревце: не сразу дает результаты, приходится ждать годы, но плоды обязательно принесут радость, наполнят сердце счастьем. А чтобы плоды были  самыми лучшими, учителю необходимо постоянно самосовершенствоваться. В 2010 и 2011 годах я побывала в Троице-Сергиевой лавре – духовном сердце нашей Родины. Это были  курсы повышения квалификации учителей основ православной культуры. Встречи с единомышленниками  окрыляют, дают силы для дальнейшей работы с детьми. Тем более, что  результаты этой работы уже есть. В этом году Куприенко Вячеслав и Спицын Михаил  достигли прекрасных результатов во Всероссийской  Олимпиаде по Основам православной культуры – (2 и 3 место в крае).   Детство – это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому все, что впитывает ребенок в себя в эти годы, очень важно.   Дети – наше будущее. Я надеюсь, что, благодаря возрождению духовно-нравственного воспитания на основе нашей традиционной православной культуры, им удастся возродить былое величие России.

     И пусть дорогу осилит идущий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая деятельность педагога-библиотекаря МБОУ "Мульминская СОШ"

Поскольку суицид каждый год угрожает жизни многих тысяч молодых людей, все подростки должны представлять себе, “что такое суицид и как с ним бороться”. ПОМНИ, ДЛЯ БОРЬБЫ С СУИЦИДОМ ДОСТАТОЧНО ОДНОГО Ч...

Творческая деятельность педагога-библиотекаря МБОУ "Мульминская СОШ"

Творческая деятельность педагога-библиотекаря МБОУ "Мульминская СОШ"...

Описание системы работы педагога- библиотекаря

Краткое описание моей системы работы....

Рабочая программа педагога-библиотекаря

Рабочая программа состоит из нескольких разделов:1.   Работа с библиотечным фондом2.   Работа с читателями.                    ...

Программа педагога-библиотекаря

Программа педагога- библиотекаря...

Нормативно – правовое обеспечение деятельности школьной библиотеки и педагога-библиотекаря

Нормативно – правовое обеспечение деятельности школьной библиотеки и педагога-библиотекаря...