Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики
учебно-методический материал на тему

Елена Викторовна Пархоменко

Артикуляционные упражнения для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomend_artikulyatsionnoy_gimnastiki.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного возраста проводится ежедневно в утренние часы (первый раз), после занятий (второй раз) и после дневного сна (третий раз) по инструкции педагога. Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом. Продолжительность гимнастики — до 5 мин.

Комплекс артикуляционной гимнастики предварительно разрабатывается воспитателем на основе таблицы «Артикуляционные упражнения ».

В комплекс должно входить 4—5 упражнений: 2—3 статических и 2—3 динамических.

Примеры комплексов артикуляционной гимнастики.

Комплекс 1. Артикуляционные упражнения к постановке звука [ш].

1-я часть. Статические упражнения:

«Дудочка»; «Чашечка».

2-я часть. Динамические упражнения:

«Маляр»; «Дятел»; «Лошадка».

Комплекс 2. Артикуляционные упражнения к постановке звука [ш].

1-я часть. Статические упражнения:

«Дудочка»; «Чашечка».

2-я часть. Динамические упражнения:

«Маляр»; «Вкусное варенье»; «Лошадка».

Комплекс артикуляционной гимнастики планируется педагогом на неделю. На следующей неделе комплекс частично видоизменяется: одно из упражнений, хорошо выполняемое детьми, заменяется другим, новым упражнением, подходящим под артикуляцию изучаемого звука.

Таким образом, педагоги каждую неделю знакомят детей с одним новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

Знакомство с каждым новым артикуляционным упражнением желательно сопровождать небольшой сюжетной зарисовкой. Например, упражнение «Вкусное варенье»:

«Сластена Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в деревне. Однажды он приехал к ней и похвалился, что научился хорошо считать. Карлсон предложил бабушке посчитать ее банки с вареньем. Бабушка согласилась и пустила Карлсона в кладовочку, где на полках стояли баночки с вареньем. Когда Карлсон спустя некоторое время вышел оттуда, он почему-то облизывал свои губы вот так (показ педагога)».

После показа воспитатель просит детей выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом педагог контролирует каждого ребенка, правильно ли он выполняет упражнение.

Затем воспитатель показывает картинку, на которой изображено предлагаемое упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, но уже не по показу воспитателя, а по картинке. Педагог при этом проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребенком.

Артикуляционную гимнастику желательно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраиваются перед зеркалами, воспитатель встает за их спинами. Все смотрят и видят друг друга в зеркала. Общение, показ артикуляционных поз также происходят через зеркала. В таком положении дети видят, как они выполняют упражнение, как его показывает воспитатель, картинки, которые демонстрирует воспитатель. Педагог при этом видит, как все дети выполняют предложенные упражнения.

При планировании работы педагоги должны фиксировать комплексы артикуляционной гимнастики (как представлено выше).

В работе воспитатель использует 27 артикуляционных упражнений.

1. Упражнение «Улыбочка» (статическое). Цель. Развивать круговые мышцы губ.

Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с. 

2. Упражнение «Дудочка» (статическое). Цель. Развивать круговые мышцы губ.

Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с.

3. Упражнение «Хоботок» (статическое). Цель. Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед до предела. Удерживать губы в таком положении следует 10с.

4. Упражнение «Лопаточка» (статическое). Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.

5. Упражнение «Иголочка» (статическое).

Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении.

Узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

6. Упражнение «Сердитая кошечка» (статическое). Цель. Развивать подвижность мышцы спинки языка.

Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДОМА.

Рекомендации родителям о правилах проведения артикуляционной гимнастики в условии дома. Примеры заданий....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Описание основных артикуляционных упражнений . Можно использовать как консультацию для воспитателей или родителей с целью ознакомления и обучения их артикуляционным упражнениям....

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Советы и рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики....

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

Материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики...

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым. Конечно, это возрастное и часто проходит со вре...

Методическая разработка "Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики"

В данной методической разработке представлены рекомендации по проведению артикуляторной гимнастики с комплексом упражнений для постановки звуков Л, Ль, Р,  Рь...